Природа в лирике пушкина природа как философская тема

Тема природы в лирике Пушкина

Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна. Это был очень одаренный человек, одинаково талантливо писавший стихи и прозу. Он затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы.

Очень важна в поэзии Пушкина тема природы.
Пушкин очень любил русскую природу, ценил ее. Она вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.
Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение “Осень”. Больше всех времен года поэт любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти.

Только в это время года он чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть увядания русской природы:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: “Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…”. Окружающая природа влияет на творчество поэта.

Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.
Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Вечные законы природы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении “Вновь я посетил…” Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского. Там он провел в ссылке два года.

Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
Стихотворение очень просто по своим образам и настроению. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни (“Вот опальный домик…”, “Вот холм лесистый…”), видит неумолимый бег времени: “… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…”.
Пушкин чувствует мудрость этого “общего закона” – вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой “зеленой семьи”. Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы.

На душе у него хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие.

С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.

Источник



методическая разработка "Тема природы в лирике А.С.Пушкина"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Шабалина Тамара Мисаховна

— Посмотрите внимательно в окно. Какие строчки из стихов приходят на память, когда вы смотрите на этот пейзаж?

— Кому из поэтов принадлежат эти строки?

Вступительное слово учителя

Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта, художника или композитора, душа которого не отозвалась бы на её красоту. « В ней есть душа, в ней есть свобода», — это сказано о природе. В ней неиссякаемый источник для поэтов, художников, композиторов и, быть может, для нас с вами.

Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире А.С.Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл его прелести читателям.

Я с Пушкиным не разлучаюсь,

Жить без него я не могу.

Его читаю – наслаждаюсь,

Смакую каждую строку.

И мне становится милее

Родной любимый уголок,

Душе становится теплее

От пушкинских волшебных строк.

Эти строчки принадлежат поэту А.Грицунову. И пусть вам тоже станет теплее от удивительных стихов А.С.Пушкина.

  1. Выступление учащихся с сообщениями.

— Принципы изображения природы в лирике Пушкина постоянно меняются в зависимости от эволюции художественного метода. Это значит, что для каждого периода творчества поэта характерны свои особенности восприятия и приёмы воплощения пейзажа в лирических стихотворениях.

Работа в тетрадях: запись темы, составление таблицы

Способ отражения темы

1 группа «Первый период творчества 1817 – 1820 г.»

В ранней лирике Пушкина пейзаж – средство создания фона, на котором изображены чувства лирического героя.

Стихотворение «Деревня» написано в 1818 году. В нём отражены конкретные впечатления от поездки Пушкина в село Михайловское. Пейзаж точно воспроизводит окрестности села.

(выразительное чтение 1 части стих – я)

— Какой видит поэт деревню?

— Какие испытывает чувства?

( Здесь всё радует взор: сад и луг, холмы и нивы. Деревня становится приютом «спокойствия, трудов и вдохновенья». В душе пробуждается размышление, зреют «творческие думы»)

— Что противопоставляет Пушкин описанию прекрасной сельской природы? (картины позорного рабства. Чтение 2 части стих)

«Деревня» как художественное произведение вобрало в себя традиции русской литературы и современные идеи декабризма. Это рассказ о реальной деревне, о подлинных страданиях крестьян, которым поэт выражает сочувствие.

Запись в тетради, в 3 графе таблицы «Лирический герой находит счастье и свободу на лоне природы. Но «мирной» тишине и покою природы противопоставлен социальный конфликт.

2 группа «2 период творчества 1820 – 1824. Южная ссылка»)

Южная ссылка поэта обернулась новыми яркими впечатлениями. Кавказ поразил своим величием, первозданной красотой. К романтическим стихам Пушкина, содержащим картины природы, относятся «Редеет облаков летучая гряда»…, «погасло дневное светило» (написано ночью на палубе военного брига «Мингрелия»), «К морю».

Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» привлекло внимание композитора Римского – Корсакова. Так родился прекрасный романс. Композитор создаёт великолепный образ моря. (Слушаем романс)

Не менее прекрасен образ моря и в стихотворении «К морю» (1824)

— Каковы мотивы этого стихотворения? ( мотив прощания: автор прощается с романтизмом, морем, югом)

— Какие средства поэтической выразительности использует поэт в стихотворении?

  • Антитеза: свободная стихия противопоставлена несвободе человека в обществе
  • Метафорические эпитеты, связанные с мотивом «свобода – несвобода».
  • Метафоры («стая кораблей»)
  • Олицетворение ( море – адресат)
  • Метонимия ( «смиренный парус рыбарей»)
  • Перифраз ( «моей души предел желанный»)

Стихия моря олицетворяла для Пушкина свободу. Прощаясь со свободной стихией, поэт словно даёт клятву, что не забудет «торжественной красы» моря, его «гул в вечерние часы», « и блеск, и тень, и говор волн», тем самым подчёркивая свою приверженность идеалам « вольности святой».

— Посмотрите на иллюстрацию картины художника Репина и Айвазовского «Прощай, свободная стихия» .

— Какие строки Пушкина очень точно передают настроение художника?

Пушкин словами, а художник красками сумели передать порыв души мятежной, свободолюбивой.

( Заполнение таблицы. В основе стихов этого периода традиционный романтический конфликт – неудовлетворённость действительностью. Несвободному человеку противопоставляется свободная природа – бурная или грозная стихия.)

3 группа «3 период 1824 – 1831. Ссылка в Михайловское, годы скитаний, Болдинская осень»)

В июле 1824 года Пушкин приехал в Михайловское «в далёкий северный уезд». Поэт не сразу осознал, чем станет для него Михайловское, — мучился, вспоминал Одессу. Но именно здесь, в деревне, в уединении, Пушкин осознал себя профессиональным писателем, для которого литература – самое серьёзное дело жизни. В стихотворениях этого времени важнейшее место занимает пейзаж средней полосы России, реалистический пейзаж сознательно противопоставленный романтическому. Часто появляется зимний пейзаж. Стихотворение «Зимний вечер» (1825) – это разговор Пушкина с няней.

— С чем сравнивает поэт бурю? (то со зверем, то с плачем ребёнка)

— Какое настроение у лирического героя? (оно созвучно настроению природы: состояние обеспокоенности)

В стихотворении «Зимняя дорога» (1826) звучит тихая грусть, одиночество путника, затерявшегося в снежных пространствах. Это состояние лирического героя подчёркнуто описанием окружающего пейзажа.

Основные темы этого периода – общность с природой, гармония.

( Заполнение таблицы. Стихи этого времени изображают реалистический пейзаж. Лирический герой чувствует общность с природой, полную гармонию)

4 группа «4 период 1832 – 1836. Философская лирика и лирика природы»

В 1833 году в Болдино поэт написал стихотворение «Осень». Ни одно время года не вызывало в поэте такого очарования, как осень. Само увядание природы Пушкин изобразил как могучее проявление жизни. ( чтение стихотворения)

— Что ценит поэт в осени? ( её прощальную красу)

— С каким чувством Пушкин описывает осень?

— Приведите примеры цитат из стихотворения «Осень», подтверждающие любовь поэта к этому времени года.

_ За что поэт так любит осень? (поэту легко отдыхается в это время года, легко пишется, легко рифмуется)

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге

Минута – и стихи свободно потекут.

Именно осенью он создал свой золотой поэтический фонд. Только за 3 месяца знаменитой Болдинской осени (1830) Пушкин написал около 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», 10 главу «Евгения Онегина». Поистине сказались чудодейственное влияние природы и тишина уединения.

Читаешь стихи Пушкина, невольно хочется увидеть лично рощу в Болдино, « последние листы с нагих…ветвей», ощутить «осенний хлад». Кажется, что осень в стихах очеловечена, представлена виде живого существа.

П.И.Чайковский писал: «Силою гениального таланта Пушкин вырывается из тесных сфер стихотворничества в бесконечную область музыки. В самом Пушкинском стиле есть что – то, проникающее в самую глубь души. Это что – то и есть музыка».

Тихо – тихо сядем рядом –

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой.

Это – музыка торопит

И ведёт нас за собой.

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь» )

— Какие картины вы представили, когда звучала музыка?

— Какие строчки из стихотворения Пушкина созвучны этой музыке?

-Какое настроение навевает музыка?

Да. Ребята, эта музыка не только об осени, о расставании с летом, но это и задумчивое, печальное настроение у человека. В мелодии преобладают грустные интонации. В ней пейзаж и настроение человека соединились воедино.

П . И . Чайковский — певец красоты . Он умеет увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаемся равнодушны . Его творения помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть осени.

Композитор писал: «Каждый день отправляюсь на далёкую прогулку, отыскиваю где – нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта»…

— Ребята, а какое впечатление произвело на вас стихотворение «Тихо – тихо сядем рядом»…? (текст стихов у каждого ученика)

— Было ли оно для вас новым, или вы уже встречали подобное?

— Как вы считаете, уместным ли оно было перед звучанием «Осенней песни» П.И.Чайковского?

Читайте:  Чудесные капельки Конспект интегрированной НОД по ознакомлению детей с неживой природой в младшей группе

— Подготовило ли это стихотворение к восприятию музыки?

— Какие образные средства помогают почувствовать вкус стихотворения? (метафора и олицетворение)

Очень часто музыка и стихи не только дополняют друг друга, но и звучат в одной тональности. Так звучат в одной тональности стихотворение Пушкина «Осень» и «Осенняя песня» П.И.Чайковского.

Музыка, как и поэзия, рисует нам картины, заставляет трепетать сердца, грустить и плакать.

О том , как музыка воздействует на человека, написал в своём стихотворении английский поэт — романтик, друг лорда Байрона, Перси Биши Шелли.

Умолкли музыки божественные звуки,

Пленив меня на миг своим небесным сном.

Вослед моей мечте я простираю руки, —

Пусть льётся песня вновь серебряным дождём:

Как выжженная степь ждёт ливня и прохлады,

Я СТРАСТНО ЗВУКОВ ЖДУ, ИСПОЛНЕННЫХ ОТРАДЫ!

О гений музыки! Растёт тоски волна!

Пошли созвучий мне живое сочетанье:

Я свежий кубок твой не осушил до дна.

Я в сердце не убил безбрежное страданье!

Ещё, ещё молю! Как шумный водопад,

Пошли мне звонких струй блистательный каскад!

Фиалка нежная тоскливо ждёт тумана,

Чтоб чашечку её наполнил он росой,

Так точно жажду я минутного обмана

Созвучий неземных с их дивною красой.

И вот они звенят… Я с ними вновь сливаюсь…

Я счастлив… Я дрожу… Я плачу… Задыхаюсь…

— Что испытывает лирический герой, слушая музыку?

— Как поэт называет музыку? (божественные звуки, созвучий живое сочетанье, звонких струй пленительный каскад и т.д.)

— С чем автор сравнивает ожидание музыки?

— Назовите глаголы, которые передают настроение ожидания.

— Какие строчки созвучны с вашим настроением?

Обратите внимание: стихотворение написано в 19 веке. И век другой, и поэт другой национальности, а восприятие музыки одинаково. Когда мы смотрим на пейзаж или читаем стихи, то можем услышать музыку. Ведь у музыки тоже есть свои краски.

Пушкинский стиль отличался большой музыкальностью, которая привлекала композиторов. «Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки», — писал композитор А.Н.Серов.

События личной жизни поэта, родная природа, грустные размышления о быстротекущей жизни – всё, что волновало Пушкина в последние годы жизни, нашло отражение в стихотворении «…Вновь я посетил…» (1835). Уже в начале стихотворения поставлена жизненно важная проблема: непрерывное обновление – закон природы.

Уж десять лет прошло с тех пор – и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

… Молодость позади, она прошла в ссылке, в тихом и скучном Кишинёве, в шумной Одессе, на берегу Чёрного моря, в глухом Михайловском.

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим – и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Кажется, не изменился лишь сельский пейзаж: то же озеро, те же вокруг «рассеяны деревни», те же «три сосны стоят». Но это обманчиво. Вечное обновление происходит и в природе.

… Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась.

Зелёная семья: кусты теснятся

Под сенью их, как дети…

В стихотворении мастерски нарисована картина. В центре её – старые деревья… Корни сосен «устарелые», молодая разросшаяся роща названа «семьёй», кустарник сравнивается с детьми.

Поэт приветствует и прославляет «племя младое, незнакомое», не огорчаясь тем, что не увидит его «могучий поздний возраст». «Племя» — это не только «сосновая семья», но и молодое поколение людей. Недаром поросль сравнивается с детьми, не случайно в заключительных строках появляется образ внука, который «услышит… приветливый шум» деревьев и «вспомянет» о поэте.

( запись в тетради, таблица )

Способ отражения темы

Лирический герой находит счастье и свободу на лоне природы. Но «мирной» тишине и покою природы противопоставлен социальный конфликт

«Погасло дневное светило»

«Редеет облаков летучая гряда»

В основе стихов этого периода традиционный романтический конфликт – неудовлетворённость действительностью. Несвободному человеку противопоставляется свободная природа – бурная или грозная стихия.)

. Стихи этого времени изображают реалистический пейзаж. Лирический герой чувствует общность с природой, полную гармонию)

«Вновь я посетил…»

Природа как философская тема. Бессмертная, но неразумная природа противопоставлена разумному, но обречённому на смерть человеку

Развитие пейзажной лирики А.С.Пушкина – это движение от классицизма через романтизм к реализму. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал её зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.

  1. Заключительное слово учителя

Когда – то Ф.М.Достоевский сказал: «Красота спасёт мир». Стихи, музыка и живопись помогают нам открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая её к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной.

  1. Итог урока:
  2. Используя приём «Синквейн», ученики пишут небольшое стихотворение о природе А.С.Пушкина.
  • Кто? Что? 1 существительное. Природа
  • Какой? 2 прилагательных
  • Что делает? 3 глагола
  • Что вы думаете о теме? Фраза из 4 слов
  • Кто? Что? Новое значение темы. 1 существительное

Пример получившегося стихотворения: ( правда, поэты из нас не получились)

Восхищает, вдохновляет, успокаивает

Пушкин любил мир природы.

  1. Домашнее задание: Выучить любимое стихотворение А.С.Пушкина

На уроке литературы я использовала музыку и живопись, так как эти виды искусства более других нам доступны. И композиторы, и художники во все времена воспевали природу, поэтому подобрать соответствующий материал было несложно. Стихи Пушкина А.С. в сочетании с живописью и музыкой зазвучали наиболее ярко, красочно, проникновенно и образно.

Для включения в урок литературы других видов искусства я выбрала 2 стихотворения, посвящённых музыке: стих. неизвестного автора « Тихо – тихо сядем рядом» и стих. английского поэта « Музыка». Стихотворение «Тихо – тихо сядем рядом» приглашает послушать звуки осени, подготавливает ребят к восприятию музыки.

Стихотворение «Музыка» анализируется после прослушивания музыки Чайковского «Осенняя песня». В нём говорится о том, как музыка воздействует на человека.

Оба стихотворения очень эмоциональны, хорошо вписываются в тему урока и не мешают пониманию изучаемого материала. Наоборот, эти стихи помогают лучше понять связь между разными видами искусства и их влияние на человека.

Источник

Тема природы в лирике Пушкина

Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна. Это был очень одаренный человек, одинаково талантливо писавший стихи и прозу. Он затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы.
Пушкин очень любил русскую природу, ценил ее. Она вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.
Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение «Осень». Больше всех времен года поэт любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение жизни.
Вначале поэт описывает разные времена года и объясняет, почему он их не любит, отчего они ему не подходят:
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены…

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи…
Выбор поэта своеобразен. Ведь в основном люди любят как раз такие времена года, как весна или лето. Но лирическому герою эти сезоны не приносят никакого удовольствия. Он любит осень. Только в это время года он чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть увядания русской природы:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». Окружающая природа влияет на творчество поэта. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.
Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Вечные законы природы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского. Там он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
Стихотворение очень просто по своим образам и настроению. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни («Вот опальный домик…», «Вот холм лесистый…»), видит неумолимый бег времени: «… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…».
Пушкин чувствует мудрость этого «общего закона» — вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у него хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие. С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.

Источник

Исследовательская работа «Времена года в творчестве А. С. Пушкина»

Великолепие родной природы в стихах Александра Сергеевича Пушкина раскрыто полностью, в родной природе поэт черпал вдохновение. Нет такого времени года, о котором Пушкин не написал бы трогающих душу лирических строк. Самые возвышенные слова в этих стихах звучат естественно, точно описывая явления и картины природы. Но очень часто поэт использует слова вполне обычные, из бытовой речи. И с такой же точностью достигает результата. Сравним два известных пушкинских стихотворения о зиме: «Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись; Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!» В этом стихотворении лексика возвышенная, она помогает передать ослепительную картину солнечного зимнего утра и приподнятое настроение автора. Поэт, как художник яркими красками рисует зиму, ее снежные покровы великолепны: «Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;» Вот еще одно с детства любимое стихотворение о зиме: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Здесь настроение совсем другое, поэт хочет донести до читателя не описание восхитительного пейзажа, а свое ощущение от снежной вьюги за окном. В отличие от ямба в первом случае, он выбрал хорей — размер народных песен и прибауток. И слова он выбирает более «народные «: «лачужка», «старушка». Трудно поверить, что в этот момент Пушкин находился в лачуге. Даже если он остановился в избе, то это, наверняка, была чистая добротная изба. Но эти слова ему нужны для создания особого настроения: оно, вроде бы, грустное из-за зимы и вьюги, но в то же время в нем есть скрытая веселость автора, его ирония, юмор, желание пошутить и улыбнуться, «Наша ветхая лачужка И печальна, и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна?» Потому, когда читатель доходит до слов : «Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей, -» он понимает, что, собственно, никакого горя и нет. Просто погода такая.
О зиме Пушкин написал немало, это время года он любил, так же как любил зимние забавы: санки, катание в санях, запряженных лошадьми. Интересные поэтические строки посвятил Пушкин и весне, хотя известно, что он не очень жаловал это время года. Однако известный отрывок из романа в стихах Евгений Онегин доказывает, что и весна вызывала вдохновение у великого поэта: «Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга.» Уже самая первая строка, слова «гонимы», «вешние», которые так редко используются в обычной речи, дают нам понять об особом настроении, которое вызывает пробуждение природы от зимнего сна. А продолжение стихотворения заставляет радостно улыбаться в предчувствии чего-то хорошего: «Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса.»

Читайте:  Оксиды в природе углекислый газ

Что же касается лета, то Пушкин, обладавший хорошим чувством юмора, признавался: «Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь.» Видимо, жара была не по душе стихотворцу, он ждал осени, которую любил всей душой. Для Пушкина это было самое плодотворное время года, потому об осени и написано такое большое количество прекрасных стихотворений. Даже самые унылые картины осени вызывали вдохновенье, «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса…» «Багрец», «золото», «прощальная краса», «очей очарованье» — каждое из этих слов лишь подчеркивает, как дорога осень поэту, он готов находить самые превосходные выражения. Есть и другие строфы, в которых Пушкин подтверждает, что из всех времен года ему больше всего нравится осень. Он согласен с тем, что другим приятнее лето или весна, но согласен оказаться в меньшинстве и любит то, что не нравится другим: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечёт.» Именно осенью поэту хорошо писалось, как известно, много его лучших стихотворений — и не только о природе — было написано как раз осенью. А осень, которую Александр Сергеевич провел в местечке Болдино, известная как Болдинская осень, стала расцветом его творчества. Почитаешь стихи Пушкина об этой поре года и тоже начинаешь ждать времени, когда «роняет лес багряный свой убор…»

Тема природы в лирике Пушкина.

Лирика Александра Сергеевича Пушкина разнообразна по своей тематике. Вместе с вольнолюбивой, философской, дружеской, любовной тематикой огромную нишу занимает тема природы в лирике поэта. Свое понимание величия и красоты русской природы Пушкин отразил в пейзажах. Александр Сергеевич воспринимает природу как что-то одухотворенное, живое, может к ней обратиться с приветствием, а может рассказать о своих чувствах и мыслях. Элегия «Погасло дневное светило…» была написана в 1820 году на корабле, который проплывал мимо берегов Крыма (Тавриды). Элегия явилась одним из самых поэтических и романтических стихотворений Пушкина. Александр Сергеевич в этом небольшом лирическом произведении передал волшебную, необыкновенную атмосферу юга, всю прелесть южной ночи, звуки ветра и моря. Находясь под впечатлением от путешествия по Крыму и Кавказу, поэт смог показать в элегии свои размышления, чувства, воспоминания. Пушкин вспомнил петербургских возлюбленных, знакомых, друзей, которых ему пришлось вынужденно оставить и отправиться в южную ссылку, поэтому, мы чувствуем, что стихотворение наполнено грустью. Но эта грусть светлая, так как впереди поэта ожидали новые переживания, встречи, любовные волнения. «Угрюмый океан» в этой элегии символизирует перемену судьбы. Образ моря был одним из любимых Пушкина в пейзажной лирике. Александр Сергеевич обратился к этому образу в своем стихотворении «К морю», написанным в 1824 году, в селе Михайловском, после южной ссылки. В стихотворении «К морю» поэт прощается со своей любимой свободой и готовится к продолжительным годам одиночества во мраке, в глуши заточения. Обращаясь к морю, Пушкин говорит: «Прощай, свободная стихия!». В стихотворении мы видим, что поэт упоминает две великих личности: Наполеон и Байрон. Для Пушкина Байрон был символом поэта, так как он считал его жизнь и творчество идеалом настоящего поэта. Бурное море Пушкин ассоциировал со своим кумиром, так как Байрон был певцом моря. В определенной ассоциации Пушкин упоминает и Императора Наполеона, автор считал его узником свободы, таким же ссыльным, каким был сам. Мы чувствуем, что Александр Сергеевич Пушкин проводит невидимую параллель между судьбой Императора Наполеона и своей судьбой. В лирике 30-х годов, то есть поздней лирике, появляются у Пушкина новая тематика и новые оттенки звучания. Мы видим, что появились стихотворения-описания, стихотворения-размышления, а стихотворения-переживания отходят на задний план. Описание природы внешне становятся более простыми, но и более реалистичными. Мы слышим, здесь голос Пушкина, который возмужал, повзрослел и смотрит на окружающий мир и природу без романтического восторга, то есть трезво. Для описания чувств любви Пушкин прибегает к помощи природы, пользуясь ее описанием, выражает свои чувства четче. В элегии «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» показал нам это. Александр Сергеевич Пушкин был влюблен в Наталью Гончарову безнадежно, вероятность того, что она станет его женой, была мала, так как против их отношений была мать Натальи Гончаровой. Запретить Пушкину любить Наталью никто не мог, он посвящал ей свои стихи, восхищался ею в них. В этом стихотворении чувства светлой печали в душе поэта мягко переплетаются с атмосферой покоя и тишины царящей в природе, а также с кавказкой ночью. Умиротворение души поэта гармонично переплетается с умиротворением в природе. Но в некоторых поздних стихотворениях мы слышим, что прорывается прежняя веселость и задор Пушкина. Вот, например, стихотворение «Зимнее утро». Поэт в нем радостно восклицает: «Мороз и солнце; день чудесный!» Пушкин восхищается чудесными картинами русской зимней природы. Как нам всем известно, любимым временем года у Пушкина была осень. Александр Сергеевич любил ее «пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса!» Символом России для Пушкина стали русские пейзажи. Мы не можем отделять Пушкина от России, от ее рек, лесов, полей, так любимых поэтом. Данная работа — авторская и создана по заказу проекта referatwork.ru (c) 2011. Права на сочинение «Тема природы в лирике Пушкина» принадлежат владельцу referatwork.ru При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

ОТНОШЕНИЕ А. С. ПУШКИНА К РУССКОЙ ПРИРОДЕ

А. С. Пушкин, будучи свободолюбивым человеком, всю жизнь был вынужден подчиняться. И он понял со временем, что человек может быть полностью свободен только внутренне, а во внешнем мире он находит понимание только в природе.

Природа для А. С. Пушкина не фон для описываемых событий, а непосредственное действующее лицо. Невозможно представить поэта без его блистательных стихов о природе. Пушкин и русская природа нерасторжимы.

В каждом периоде творчества поэта описание природы различно. Это очень хорошо видно на примере двух стихотворений,

написанных в разное время, но воспроизводящих одно и то же место. Я имею в виду “Деревню” (1819) и “Вновь я посетил…” (1835).

В стихотворении “Деревня” А. С. Пушкин соединил два начала: лирическое и гражданское. В первой части этого стихотворения он сталкивает развратный двор, от которого бежал, и мирную, вольную природу. Это весьма романтическое описание природы интересно сравнить с описанием той же природы, но уже в более позднем философском стихотворении “…Вновь я посетил…”. Здесь присутствует уже совсем другое настроение – тоска.

Если в стихотворении “Деревня” А. С.

Пушкин испытывает радость от свидания с природой, с родным уголком, то в стихотворении “Вновь я посетил…” вновь увиденное Михайловское таких бурных чувств не вызывает: Плывет рыбак и тянет за собою Убогий невод. По брегам отлогим Рассеяны деревни – там за ними Скривилась мельница, насилу крылья Ворочая при ветре…

На примере этих стихотворений видно: поздний Пушкин склонен к более реалистическому описанию природы, к использованию обычной, неромантической лексики.

Самое значительное произведение А. С. Пушкина, посвященное природе и взаимоотношению поэта и природы, – это “Осень”. Оно разбито на фрагменты. Первый фрагмент посвящен осени. Второй, третий и четвертый – остальным временам года: весне, зиме и лету.

Описание лета и весны, не любимых Пушкиным, занимает всего по две строчки, но в то же время у читателя создается достаточно широкая и объемная картина природы.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Получается, что всего четырьмя существительными (“зной”, “пыль”, “комары”, “мухи”)

Пушкин не только создает картину лета, но и передает свое отвращение к нему.

Зиму же Пушкин описывает по-другому:

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

Холод и страсть соединяются в этом описании. Это вам не скучное лето с его комарами да мухами!

Несмотря на столь явное предпочтение лету зимы, осень для поэта еще более любимое время года, и ей посвящается все остальное стихотворение. Эта пора года – кульминация Красоты. Исключительность осени состоит в том, что она воплощает одновременно два мотива: красоты и смерти (осень – пора увяданья, умирания природы). А. С. Пушкин сравнивает ее с чахоточной девой, чей багровый румянец (цвет осеннего леса) на щеках является признаком смертельной болезни и в то же время напоминает щеки красивой, полной жизни девушки.

Читайте:  Верно суждение об обществе природа и общество подвержены

В строчке “Унылая пора! очей очарованье!” наиболее ясно слышится присутствие в осени мотивов смерти и красоты. Причем ощущение красоты усиливается и наиболее остро воспринимается именно с осознанием ее недолговечности.

А. С. Пушкин от описания красоты и природного великолепия тут же переходит к бытовым деталям:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн – таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Процесс творчества, вдохновение, вызванное потрясающей красотой осени, оказываются связанными с прозаическими деталями. А. С. Пушкин никогда не отрывается от жизни, быта, даже при описании своего любимого времени года, от этого красота осени становится чем-то еще более реальным и действенным.

Остается лишь добавить, что осень была самым благотворным периодом в творчестве А. С. Пушкина, ведь именно осенью были написаны многие из лучших пушкинских произведений, таких, как “Медный всадник”, маленькие трагедии и многие другие.

И получается, что не только великий русский поэт любил родную природу, но и сама русская природа любила и помогала гению в его благородной работе.

Источник

Природа в лирике пушкина природа как философская тема

Пушкин и природа

Сочинения

Тема природы в произведениях Пушкина является неотъемлемой частью его творческого наследия. Поэт не просто горячо любил пейзажи России, но и черпал в них силы и вдохновение для создания своих самых значительных произведений. Интересно отметить, что пушкинское восприятие природных красот может значительно отличается от такового у большинства людей.

Времена года

Александр Сергеевич всегда отличался удивительной наблюдательностью. Его учителями в жизни были, преимущественно, не люди, а сам окружающий мир. Поэтому тема природы в творчестве Пушкина и его лирике не ограничивается внешним описанием происходящих явлений; поэт остро чувствует незримую связь человека со всем живым (недаром его называли «певцом русской природы»). Состояние героя нередко подчёркивается тем или иным природным явлением:

Тема природы в произведениях пушкина

  • Погода. Как синоним душевного самочувствия, погодные условия могут быть спокойными или бурными («Последняя туча рассеянной бури, одна ты несёшься по ясной лазури, одна ты наводишь унылую тень, одна ты печалишь ликующий день»).
  • Животные и их поведение. У Пушкина звери и животные нередко выступают в роли советчика или оракула, предсказывая судьбу человека либо предупреждая его об опасности («Что ты ржёшь, мой конь ретивый, что ты шею опустил?… — Оттого я ржу, что в поле уж не долго мне гулять, что уж скоро враг суровый сбрую всю мою возьмёт»).
  • Стихии. Любимой стихией поэта было море — олицетворение беспредельной свободы, мощи и одиночества («Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы! И долго, долго слышать буду твой гул в вечерние часы»).

В отличие от своих предшественников, Александр Сергеевич стремился показывать не какие-то исключительные особенности природы, а, скорее, те «обыденные» моменты, что обычный человек не замечает — появление первого пуха на деревьях, выгон коров на пастбище после дождя или трепет последнего осеннего листа на дереве. Также описание природы в произведениях Пушкина затрагивает все времена года.

Осенняя пора

Любимейший сезон поэта в году. Пушкина привлекала удивительная и парадоксальная красота увядающей природы, готовящейся ко сну перед зимним периодом. Также осень воспринималась Александром Сергеевичем как период пробуждения внутренних сил и фантазии. Осенняя природа многократно использовалась поэтом в своём главном сочинении — «Евгении Онегине»:

  • «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день» — отрывок символизирует неизбежное угасание лета и прихода нового времени года.
  • «Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета» — восторженное описание красот осени и предвестие зимы (увядание).
  • «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала природа — снег выпал только в январе» — описываются угнетающие чувства поздней осени. Подобная «бесснежная осень» является также одним из признаков одиночества (что соответствует и сюжету поэмы).

Тема природы в творчестве пушкина

Самое известное стихотворение, посвящённое этому времени года (оно так и называется — «Осень») содержит в себе описание также и других сезонов. Пушкин пишет: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой». Поэт видит в осени не только буйство красок и образов, которые можно использовать в литературе — интерес к осени Александра Сергеевича также может объясняться его размышлениями о смысле жизни человека и его посмертной участи.

На это могут указывать следующие строки: «Как это объяснить? Мне нравится она, как, вероятно, вам чахоточная дева порою нравится. Играет на лице ещё багровый цвет, она жива ещё сегодня, завтра нет».

Также следует отметить, что Пушкин интересовался историей, сказками и мифами русского народа.

Природа в творчестве пушкина

Для поэта осень олицетворяет осуществление своего предназначения — этот сезон года дарует человеку силы для того, чтобы пережить грядущую зиму. Неудивительно, что у Александра Сергеевича в большинстве стихотворений, а также в прозе осень не просто упоминается, а любовно нарекается «Унылая пора! очей очарование!».

Характерно, что тонкий (в определённом смысле — интимный) процесс создания стихотворений Пушкин подробно описал именно при рассказе о красотах осени — «И забываю мир — и в сладкой тишине я сладко усыплён моим воображением, и пробуждается поэзия во мне… и мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы лёгкие навстречу им бегут».

Зимние месяцы

Известно, что Пушкин любил зиму, особенно активные развлечения — катание на санках и коньках, игры в снежки, а также прогулки на лошадях. Поэта привлекали зимние бури, однако с ещё большим вниманием Александр Сергеевич наблюдал за тем, как природа постепенно замирает и впадает в глубокий сон — чтобы через пару месяцев вновь ожить. Это просматривается в следующих отрывках его стихотворений:

Зима в творчестве пушкина

  • «В окно увидела Татьяна поутру побелевший двор, куртины кровли и забор, на стёклах лёгкие узоры, деревья в зимнем серебре» («Евгений Онегин»).
  • «Мороз и солнце, день чудесный, ещё ты дремлешь, друг прелестный» («Зимнее утро»).
  • «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю слугу, несущего мне утром чашку чаю вопросами: Тепло ль? Утихла ли метель?».

Зимний период года представляется поэту не только аналогом смерти, но и своего рода чистым листом бумаги — жизнь словно начинается заново. Помимо этого, бо́льшая часть весёлых праздников также сосредоточена именно в зимние месяцы (о чём Александр Сергеевич упоминает в стихотворении «Осень»).

Однако тоска, свойственная этому сезону, прорывается и у Пушкина — пример тому стихотворение «Зимняя дорога» — «По дороге зимней, скучной, тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный, утомительно гремит. Ни огня, ни чёрной хаты — глушь и снег. Навстречу мне только версты полосаты попадаются одне». Образ тоски пробивается в последнем четверостишьи — «Грустно, Нина, путь мой скучен, дремля смолкнул мой ямщик, колокольчик однозвучен, отуманен лунный лик».

Весеннее настроение

Природа в стихах пушкина

Весна не была любимым сезоном Пушкина — эта точка зрения основывается, опять же, на стихотворении «Осень», где поэт писал, что «Я не люблю весну; скучна мне оттепель — вонь, грязь — весной я болен». Однако Александр Сергеевич неоднократно отмечал, что именно в это время года «человек по-настоящему рождается» (для жизни и для любви).

Помимо прочего весна воспринималась поэтом как «время свободы» — об этом говорит, к примеру, стихотворение «Птичка», написанное им в неволе в Бессарабии («В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины — на волю птичку выпускаю при светлом празднике весны»).

В другом произведении — «Мне вас не жаль, года весны моей» — Пушкин практически уравнял понятия «весна» и «юность» (в этом случае время года становится прямым отображением чувств и ощущений человека): «Но где же вы, минуты умиления, младых надежд, сердечной тишины? Где прежний жар и слёзы вдохновенья? Придите вновь, года моей весны!».

Жаркое лето

Вопреки множеству своих предшественников, Пушкин не был любителем летних месяцев, хоть и отдавал должное буйству природы и страсти в этот период. Одним из таких произведений является стих «Румяною зарёй» (одно из ранних небольших стихотворений поэта, написанное им в то время, когда он учился в лицейском классе), в котором горячая пора находит свой отклик в сердцах двух молодых влюблённых.

Другое раннее стихотворение — «К Наташе» — содержит, если кратко, совершенно иную картину лета: «Вянет, вянет, лето красно, улетают ясные дни, стелется туман ненастный ночи в дремлющей тени». Уходящее тёплое время ассоциируется с прошедшей жизнью, что неизбежно навевает тоску и грусть (может, именно таким образом Пушкин и рассматривал это время года, что и объясняло его нелюбовь к лету).

Примеры в прозе

Пушкин в своих повестях (в частности, в «Дубровском») мастерски передавал атмосферу происходящего, а также характерные черты отдельных героев при помощи описания природы. Рассказы о помещичьих имениях обязательно сопровождаются наблюдениями о красоте деревьев и растительности вокруг. Примером могут служить следующие выдержки из повести:

Имение Дубровского в произведениях пушкина

  • Село Покровское, принадлежащее Троекурову — «Рядом с богатым и красивым имением вытекала широкая речка и извивалась между холмами; на одном из них под густой зеленью рощи возвышалась каменная церковь и колокольня».
  • Имение Дубровского — «Налево от бедного дома отца располагалась берёзовая роща, которая была посажена, казалось, ещё совсем недавно. Молодые берёзки выросли и теперь стали высокими деревьями с широкими ветвями».
  • Передача душевного состояния героя и сообщение его читателю (скорбь после смерти отца) — «сучья от кустарников постоянно его задевали и царапали, ноги вязли в болоте. Будущее являлось для него закрытым чёрными грозовыми тучами».

Характерно, что Пушкин, описывая дома богатых помещиков, очень подробно описывает различные материальные вещи, подчёркивая внешнюю красоту и роскошное убранство. Дом Дубровского значительно скромнее, однако описание природы здесь гораздо полнее и разнообразнее, что подчёркивает внутреннее благородство живущих здесь в сравнении с другими персонажами произведения.

Окружающий мир в «Дубровском» не живёт отдельно от человека — он является средством психологической характеристики героев, а также свидетельствует о мнении рассказчика (то есть Пушкина) о происходящих в повести событиях.

Источник