Природа и общество в человеке человек как результат

Природа и общество в человеке человек как результат

Под индивидом следует понимать определённого репрезентанта человеческого рода, обладающего неким набором черт психологического и социального характера (воля, разум и т. д.). Определяющими характеристиками индивида могут быть такие признаки, как пол, возраст, раса, статус и др.

Следует непременно отметить, что каждый индивид имеет своё неповторимое отличие и уникальность, в таком случае можно говорить о его индивидуальности. К индивидуальным особенностям человека относятся как биологические, так и психологические черты, например темперамент, характер, интеллект, которые передаются ему в качестве наследственных черт от родителей и в подобном соотношении не встречаются в других людях или же встречаются очень редко.

Таким образом, можно сказать, что человек — это одновременно биологическое и социальное существо. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Кроме того, человеку, как и любым другим живым организмам, присуща борьба за существование, приспособление к условиям окружающей среды, необходимость защищать себя, добывать себе пищу. Характерными особенностями человека являются прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, и речь. Более того, человек имеет высокоразвитый мозг, способный отражать окружающую действительность в образах и понятиях, а также обеспечивать целесообразность поведения и жизнедеятельности.

Как существо социальное человек непосредственно связан с обществом. Индивид, который в силу каких-либо причин был с рождения оторван от общества, остаётся животным. Человек становится человеком лишь в том случае, когда он вступает в общественные отношения с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется через такие полезные свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание, разум и т. д.

Взаимосвязь природного начала и общественной сущности в человеке приводит к тому, что возникает качественно новая ступень человеческой личности.

Понятие «личность» отражает совокупность целостных психологических и культурно-исторических особенностей индивида, которые, в свою очередь, тесно связаны с общественными характеристиками человека. Следует отметить, что без общества индивид не может стать полноценной личностью. Личностью является социально и духовно развитый человек. Основными проявлениями личностного начала в человеке служат его социальная активность, а также деятельность, связанная с социальным окружением и отношениями с окружающими.

Для общественного сознания характерен комплекс определённых образов, взглядов, теорий, отражающий различные сферы жизни общества. Возникает оно благодаря производственной, семейно-бытовой и другой совместной деятельности людей. Только в результате общей практической деятельности люди начинают осмысливать окружающий их мир с целью использования его в своих интересах. Содержание общественной практики в социальной действительности, осмысленное людьми, в итоге становится содержанием их общественного сознания.

Таким образом, общественное сознание — это результат общего осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. Именно в этом таится социальная природа общественного сознания и его отличительная особенность. К формам общественного сознания относятся политические и правовые, этические, научные, религиозные и философские взгляды.

Индивидуальное сознание можно толковать как определённые особенности взглядов и интересов, а также ценностных ориентаций человека, которые способствуют возникновению личностного стиля поведения. Формируют духовный мир человека такие факторы, как личный жизненный опыт, особенности характера, уровень духовной культуры и другие обстоятельства социального существования, основным проявлением которого является индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание выдающихся людей значительно обогащает общественное сознание выразительными образами и идеями, вносит существенный вклад в развитие науки, искусства и т. д. В то же время следует учитывать, что индивидуальное сознание функционирует отнюдь не автономно и не является абсолютно независимым, а формируется и развивается посредством общественного сознания. Каждый человек мыслит в той мере, в какой он включается в мыслительный процесс этого общества и человечества. Впитывая в определённой степени духовное богатство своего народа и человечества в целом, овладевая языком, включаясь в различные виды деятельности и общественные отношения, индивид приобретает навыки и формы мышления, становится думающим социальным субъектом.

Таким образом, индивидуальное и общественное сознание тесно взаимосвязаны, несмотря на то что между ними существуют и определённые различия:

  • общественное сознание может существовать и развиваться только в рамках общественного бытия;
  • для индивидуального сознания вместе с общественным бытием в этой роли выступают также условия жизни социальных и национальных групп, семейный быт, духовно-культурная, информационная обстановка, в которой находится каждый человек;
  • общественное сознание представляет общество и общественный интерес и оказывает существенное влияние на формирование индивидуального сознания;
  • общественное сознание преобладает по объёму, богатству идей и представлений над индивидуальным сознанием;
  • общественное сознание — это непрерывный духовный процесс, а индивидуальное сознание развивается дискретно.

Самосознание — понимание человеком самого себя и собственного места в комплексе отношений общества.

Самосознание представляет собой длительный процесс, который непосредственно связан с общим развитием человека, а также является важным условием сохранения тождественности личности, отражая своеобразную историю индивидуальности. Когда человек познаёт себя в труде и общении с другими людьми, индивид постоянно регулирует свои действия и поведение в социуме. Начиная осознавать свои сильные и слабые стороны, человек старается менять свои недостатки соответственно тем критериям, которые предъявляет к нему социум, и целям, которые он ставит для себя в процессе саморазвития. Самосознание индивида имеет общественный характер и в некоторой степени определяет социальное поведение человека.

Самосознание стремительно развивается и имеет градацию в несколько уровней. Первый уровень — самоощущение — это осознание своего тела и определение его места в мире. Второй уровень самосознания связан с восприятием себя в качестве принадлежащего к той или иной социальной группе. Третий, самый высокий уровень, связан с возникновением сознания своего «Я» как совершенно особенного образования, похожего на «Я» других людей, но в какой-то степени уникального и неповторимого.

Таким образом, самосознание — это единство трёх компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования.

Самопознание является точкой отсчёта и основой существования самосознания. В процессе самопознания появляется знание индивида о себе. Именно после этого начинает формироваться эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Мысленные обобщения в результате самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе формируют самооценку.

Самооценка включает в себя результаты самопознания и отношения к себе, является внутренним фактором саморегулирования поведения человека, то есть позволяет выбирать наиболее благоприятные, оптимальные линии поведения.

Саморегулирование поведения — это своего рода двухуровневый процесс. Первый уровень включает в себя внешнее (социальное) управление поведением индивида на каждом этапе его развития. Второй уровень предполагает самоконтроль, то есть внутри процесса саморегулирования существует обратная связь.

Читайте:  Пресс Релизы экологическая акция

Самоконтроль заключается в длительном отслеживании всех этапов поведенческого акта, их связи, последовательности, внутренней логики. Самоконтроль даёт возможность учитывать как внешние, так и внутренние условия принятия решений, при необходимости изменять их, активировать дополнительные усилия, включать потенциальные резервы личности. Самосознание выступает и в виде социального сознания.

Социально-групповое сознание отображает степень понимания представителями конкретной социальной группы собственного статуса в комплексе отношений, характерного для этого общества. Социально-групповое сознание, как и индивидуальное сознание, — это продукт длительного социально-исторического развития, в основе которого динамика потребностей людей, принадлежащих к этой социальной группе, и возможности их осуществления, а также связанных с этим явлений и практических социальных действий людей. Условия бытия различных социальных групп обусловливают их специфические психологические особенности. Именно в совокупности психических черт, характерных для членов класса, и выражается реальность социально-группового сознания.

Источник



Природное и общественное в человеке

С древнейших времен людей занимал вопрос об их происхождении. Самые ранние теории о возникновении человека связаны с религией. Согласно им, отличие человека от остальных животных в том, что он получил от создателя бессмертную душу.

Научная теория о происхождении человека сформировалась во второй половине XIX века и была связана с открытиями Дарвина в области биологии. Суть эволюционистской теории Дарвина состояла в том, что живые организмы меняются под воздействием внешней среды, приспосабливаются к ней, то есть происходит естественный отбор. Последователи теории Дарвина сравнивали мозг человека и обезьян, исследовали ископаемые скелеты и черепа вымерших «предков» человека, в результате чего проследили постепенное «превращение» обезьяны в человека через несколько промежуточных стадий. Таким образом человек осознал, что он – продукт биологической эволюции.

Эволюционистская теория подвергалась критике за то, что она «растворяла» человека в остальной природе, не признавала его отличия от животных. Эту проблему частично решил Энгельс. Он разработал трудовую теорию происхождения человека. Согласно данной теории, на превращение обезьяны в человека оказали влияние природа, под воздействием которой развивался человеческий организм, и труд, который был присущ только человеку и позволил ему развиваться намного быстрее остальных животных. Кроме того, труд способствовал развитию социальных отношений, появлению речи, а речь, в свою очередь, привела к совершенствованию человеческого мозга. Именно Энгельс доказал, что человек – продукт не только биологической, но и социальной эволюции.

Современная наука о происхождении человека

Превращение обезьяны в человека современные ученые делят на два процесса, протекавших параллельно:

  1. Антропогенез – длительный, эволюционный процесс становления и развития человека.
  2. Социогенез – процесс становления и развития общества.

Становление общества и человека – две стороны единого процесса – антропосоциогенеза, который длился примерно 3 – 3,5 млн. лет.

Самым отдаленным предком человека считается Homo Erectus («Человек прямостоящий»), который возник около 1 млн. лет назад. На этой стадии формирования человека начинается интенсивное развитие его головного мозга, увеличивается функциональность органов и частей тела, особенно рук и гортани, происходят изменения в деятельности высшей нервной системы.

Стадный образ жизни, усложнение трудовой деятельности и необходимость передачи знаний стали причиной появления и развития речи и социальной среды в целом.

Эволюционный процесс завершился с появлением Homo Sapiens («Человека разумного») между 30 – 40 тыс. лет назад.

Природное и социальное в человеке

Впервые о биологическом несовершенстве человека заговорили философы XX века: М. Шелер, А. Гелен, Х. Плеснер. Они писали, что человек – не «венец творения», а лишь «неспециализированное», «незавершенное» существо со слабо выраженными инстинктами.

Из факта о биологическом несовершенстве человека немецкий философ 1-й половины XX века Э. Кассирер выводит феномен культуры. Его суть в том, что человек, утративший инстинкты и способы коммуникации со средой обитания, вынужден был искать другие, экстремальные способы выживания. В этом и кроется причина отчужденности человека от природы. Наряду с ослабленными инстинктами человеку присуща способность к подражанию, и именно благодаря ей человек научился менять социальный роли и постепенно сформировал собственную систему ориентиров, которая была своеобразной «надстройкой» над инстинктами и в то же время дополняла их. Эта программа жизнедеятельности, которую выработал человек – и есть культура.

Таким образом человек стал осмысливаться как продукт не только биологической и социальной, но и культурной революции.

Проблема происхождения человека сегодня еще находится в стадии изучения, на многие вопросы до сих пор нет точных ответов.

Итак, в отличие от остальных живых существ, человек живет сразу в двух мирах: социальном и биологическом. Биологическая и социальная сущность в человеке слиты воедино. Биологически человек – высшее млекопитающее с присущими ему особенностями анатомии и физиологии, однако биологические возможности человека не запрограммированы жестко, благодаря чему он может приспосабливаться. Человек как социальное существо не может выжить без общества, ведь человечность проявляется только в общении с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется в наличии сознания и разума, свободы и ответственности, в готовности к общественно-полезному труду и т.д.

Источник

1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Антропогенез – 1) процесс выделения человека из мира животных; 2) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. К главным проблемам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, его движущие силы на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Важнейшими факторами прогрессивного развития людей были: совершенствование социальной организации и производственной деятельности; развитие способов общения людей (в первую очередь речи), общественной жизни коллективов (системы социальных институтов).

Периодизация антропогенеза: а) археологическая (технологическая) периодизация: палеолит, мезолит, неолит; б) социологическая периодизация: первобытное человеческое стадо; род (родовая община); соседская община.

Теории происхождения человека:

1) Креационизм (религиозная теория, божественная, теологическая) – подразумевает божественное происхождение человека.

2) Эволюционизм (теория эволюции Чарльза Дарвина) – естественно-научная теория, согласно которой человек является биологическим видом, происхождение его – природное, естественное.

3) Трудовая теория (естественнонаучная, материалистическая теория Ф. Энгельса) – утверждает, что причиной выделения человека из животного мира и его эволюции является труд.

4) Теория внешнего вмешательства (палеовизита) – согласно этой теории, появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций (люди – прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время).

Читайте:  Биография и творчество Глинки кратко Произведения Глинки

5) Катастрофизм – система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.

6) Телеологизм – философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.

Человеквысшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. В философском понимании природа человека является бинарной (двойной), а сам человек – биосоциальное существо, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Человек рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества.

Человек – существо социальное: обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способен создавать орудия и пользоваться ими, воспринимает и соблюдает общественные нормы поведения, выполняет определенные общественные функции и играет социальные роли. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как: способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и другие.

Человек – существо духовное. Духовный мир человека (микрокосм человека) – сложная система, которая включает в себя: духовные потребности в познании окружающего мира; знания о природе, обществе, человеке, самом себе; убеждения, взгляды, вера в их истинность; способность к различным формам социальной деятельности; чувства и эмоции; цели и ценности.

Человек, обособившись от животного мира, начал создавать вторую, искусственную среду обитания – культуру.

На формирование человека влияют три группы факторов: биологические данные (особенности физического строения и нервной деятельности, темперамент и др.); социокультурные условия (социальное окружение, среда обитания и др.); индивидуальная история.

Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке:

а) натуралистический – преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение;

б) социологический – признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Человек – явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении. Человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности.

Таким образом: человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начала).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2.2.2. Низшие формы биологической опасности

2.2.2. Низшие формы биологической опасности Насекомые могут создавать для вас больше неудобств и опасности, чем нехватка пищи и воды. Наибольшая опасность исходит от их способности переносить заразную и зачастую с фатальным исходом болезнь через укус.1) Передаваемые таким

БИОМАГНЕТИЗМ — РЕЗУЛЬТАТ ОТРАВЛЕНИЯ?

БИОМАГНЕТИЗМ — РЕЗУЛЬТАТ ОТРАВЛЕНИЯ? Более ста лет назад в печати впервые появились сообщения о феномене биомагнетизма. Тогда людей, обладающих этим свойством, называли «электрическими людьми».Каролина Клэр, семнадцать лет, из Онтарио, заболела в 1877 году. Она похудела

Результат

Результат От 75 до 100 баллов. Вы сохранили много стимулов к жизни. Вы открыты, оптимистичны, доброжелательны, может быть, немного эксцентричны, общительны. Ваш энтузиазм заразителен, и людям нравится быть в вашем обществе. Эти качества не только поддерживают иммунную

6.2. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественног

6.2. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции.

6.2.1. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции

6.2.1. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции Идеи изменяемости органического мира находили своих сторонников уже с античных времен.

6.3. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы.

6.3. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы. Приспособленность организмов к среде обитания. В результате длительного эволюционного процесса у всех организмов постоянно развиваются и

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира.

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда,

Человек есть общественное животное

Человек есть общественное животное Из сочинения «Политика» философа Древней Греции Аристотеля (384—322 до н. э.): «Человек по своей природе есть общественное (другой вариант перевода — политическое) животное».Выражение стало популярным после выхода в свет (1721) «Персидских

Источник

Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).

Мировоззрение, его виды и формы.

Читайте:  Время существования шаровой молнии

Понятие истины, ее критерии.

Мышление и деятельность.

Потребности и интересы.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

Системное строение общества: элементы и подсистемы.

Основные институты общества.

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры.

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.

Понятие общественного прогресса.

Многовариантность общественного развития (типы обществ).

Угрозы XXI в. (глобальные проблемы).

Экономика.

Экономика и экономическая наука.

Факторы производства и факторные доходы.

Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.

Постоянные и переменные затраты.

Финансовые институты. Банковская система.

Основные источники финансирования бизнеса.

Рынок труда. Безработица.

Виды, причины и последствия инфляции.

Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.

Роль государства в экономике.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Социальные отношения.

Социальная стратификация и мобильность.

Молодежь как социальная группа.

Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации.

Виды социальных норм.

Свобода и ответственность.

Отклоняющееся поведение и его типы.

Политика.

Государство, его функции.

Типология политических режимов.

Демократия, ее основные ценности и признаки.

Гражданское общество и государство.

Политические партии и движения.

Средства массовой информации в политической системе.

Избирательная кампания в Российской Федерации.

Органы государственной власти РФ.

Федеративное устройство России.

Право.

Право в системе социальных норм.

Система российского права. Законотворческий процесс.

Понятие и виды юридической ответственности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ.

Законодательство РФ о выборах.

Субъекты гражданского права.

Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Имущественные и неимущественные права.

Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.

Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака.

Особенности административной юрисдикции.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.

Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени).

Споры, порядок их рассмотрения.

Основные правила и принципы гражданского процесса.

Особенности уголовного процесса.

Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщика.

Правоохранительные органы. Судебная система.

Человек и общество

Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Антропогенез– 1) процесс выделения человека из мира животных; 2) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. К главным проблемам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, его движущие силы на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Важнейшими факторами прогрессивного развития людей были: совершенствование социальной организации и производственной деятельности; развитие способов общения людей (в первую очередь речи), общественной жизни коллективов (системы социальных институтов).

Периодизация антропогенеза:а) археологическая (технологическая) периодизация: палеолит, мезолит, неолит; б) социологическая периодизация: первобытное человеческое стадо; род (родовая община); соседская община.

Теории происхождения человека:

1) Креационизм (религиозная теория, божественная, теологическая) – подразумевает божественное происхождение человека.

2) Эволюционизм (теория эволюции Чарльза Дарвина ) – естественно-научная теория, согласно которой человек является биологическим видом, происхождение его – природное, естественное.

3) Трудовая теория (естественнонаучная, материалистическая теория Ф. Энгельса) – утверждает, что причиной выделения человека из животного мира и его эволюции является труд.

4) Теория внешнего вмешательства (палеовизита) – согласно этой теории, появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций (люди – прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время).

5) Катастрофизм – система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.

6) Телеологизм – философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.

Человеквысшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. В философском понимании природа человека является бинарной (двойной), а сам человек – биосоциальное существо, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Человек рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества.

Человек – существо социальное: обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способен создавать орудия и пользоваться ими, воспринимает и соблюдает общественные нормы поведения, выполняет определенные общественные функции и играет социальные роли. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как: способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и другие.

Человек – существо духовное. Духовный мир человека (микрокосм человека) – сложная система, которая включает в себя: духовные потребности в познании окружающего мира; знания о природе, обществе, человеке, самом себе; убеждения, взгляды, вера в их истинность; способность к различным формам социальной деятельности; чувства и эмоции; цели и ценности.

Человек, обособившись от животного мира, начал создавать вторую, искусственную среду обитания – культуру.

На формирование человека влияют три группы факторов:биологические данные (особенности физического строения и нервной деятельности, темперамент и др.); социокультурные условия (социальное окружение, среда обитания и др.); индивидуальная история.

Существует два подходав решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке:

а) натуралистический – преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение;

б) социологический – признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Человек – явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении. Человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности.

Таким образом:человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начала).

Источник