При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового а растения с гр

Решение генетических задач. Сцепленное наследование

Задача 1. Гены B, C и D находятся в одной хромосоме. Между генами B и C кроссинговер происходит с частотой 6,5 %, между генами C и D – с частотой 3,7 %. Определить взаиморасположение генов B, C, D в хромосоме, если расстояние между генами B и D составляет 10,2 морганиды.

Решение: процент кроссинговера равен расстоянию между генами в морганидах.

Гены в хромосоме располагаются линейно. Распределим их на одной линии, в соответствии с условием задачи. Между геном B и D – 10,2 морганиды. Между B и C – 6,5 морганиды. Между C и D – 3,7 морганиды.

Задача 2. Гены А и С расположены в одной группе сцепления, расстояние между ними 4,6 морганиды. Определите, какие типы гамет и в каком процентном соотношении образуют особи генотипа АаСс.

Решение: определяем типы гамет. У организма с данным генотипом наблюдается неполное сцепление генов. Значит, он будет давать четыре типа гамет. Некроссоверные – АС и ас и кроссоверные – Ас и аС.
Определяем процентное соотношение гамет. Расстояние между генами в 4,6 морганид говорит нам о том, что вероятность кроссинговера составляет 4,6 %. Таким образом, общее количество кроссоверных гамет составит те же 4,6 %. Поскольку таких гамет у нас два типа, рассчитываем количество каждого из них. Получаем по 2,3 % Ас и аС.
Итак, всего гамет – 100%. Находим общее количество некроссоверных гамет – 95,4 %. Делим на два и получаем количество каждого типа некроссоверных гамет АС и ас – по 47,7 %.

Ответ: данный организм будет давать четыре типа гамет. По 47,7 % некроссоверных АС и ас и по 2,3 % кроссоверных Ас и аС.

Задача 3. При скрещивании самок дрозофил, дигетерозиготных по генам А и В, с рецессивными по обоим генам самцами получены следующие расщепления по фенотипу:

1. AB :Ab :aB :ab = 25 % : 25 % : 25 % : 25 %.

2. AB :Ab :aB :ab = 47 % : 3 % : 3 % : 47 %.

В каком случае наблюдается свободное комбинирование, а в каком – сцепленное наследование? Определите расстояние между генами А и В для случая сцепленного наследования. Обозначьте расположение генов в хромосомах для всех случаев.

Решение: определяем тип наследования.

Свободное комбинирование будет иметь место в первом случае, так как разные типы гамет образуются в одинаковых количествах. Это говорит нам также о том, что гены расположены в разных парах хромосом.

Во втором случае образуется разное количество типов гамет. Значит, мы имеем дело со сцепленным наследованием.

Определяем расстояние между генами.
Для этого находим общее число рекомбинантных потомков. Поскольку каждого типа таких гамет образуется по три процента, то общее количество рекомбинантных гамет составит шесть процентов. Из чего делаем вывод, что расстояние между генами А и B6 морганид и располагаются они в одной паре хромосом.

Ответ: в первом случае – свободное комбинирование генов, расположенных в разных парах хромосом, во втором – сцепленное наследование. Гены A и B расположены в одной паре хромосом на расстоянии 6 морганид.

Задача 4. У томатов высокий рост стебля доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 20 морганид. Скрещено дигетерозиготное растение с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство и в каком соотношении следует ожидать от этого скрещивания?

Решение: вводим буквенные обозначения генов. Пускай А – ген, отвечающий за высокий рост стебля, а – за карликовый рост. B определяет шаровидную форму плодов, b – грушевидную форму.

Записываем генотипы родительских форм. Они нам известны из условия задачи.
Как мы знаем, дигетерозиготная по двум признакам особь будет давать четыре типа гамет в равном количестве. Но это в том случае, если гены высоты стебля и формы плода находятся в разных парах хромосом. В случае же сцепленного наследования, то есть когда эти гены находятся в одной паре хромосом, дигетерозигота будет образовывать только два типа гамет: AB и ab. Однако, в условии задачи сказано, что расстояние между генами роста и формы плода равно 20 морганидам. Это означает, что образуется 20 % кроссоверных гамет: 10 % Ab и 10 % aB.
Определяем количество некроссоверных гамет AB и ab. Общее количество гамет – 100 %. Кроссоверных – 20 %. Значит, некроссоверных – 80 %. 40 % AB и 40 % ab.

Рассчитаем количество потомков. Их будет четыре типа: высокого роста с круглыми плодами, высокого роста с грушевидными плодами, карликовых с круглыми плодами и карликовых с грушевидными плодами.
Обратите внимание – при независимом наследовании признаков мы получили бы вот такое процентное соотношение.

В нашем же случае, когда гены находятся в одной паре хромосом, это соотношение будет следующим.

Ответ: в потомстве следует ожидать 40 % особей высокого роста с круглыми плодами, 40 % карликовых с грушевидными плодами, 10 % высокого роста с грушевидными плодами и 10 % карликовых с круглыми плодами.

Однако, не всё так просто. Насколько слово «просто» применимо к задачам на сцепленное наследование.

При решении задачи мы приняли, что у одного (гетерозиготного) родителя гены A и B находились в одной хромосоме, а гены a и b – в другой. Но у этого родителя гены могли располагаться иначе. Кроссинговер мог произойти где-то в предыдущих поколениях. Тогда гены A и b были бы в одной хромосоме, а гены а и B – в другой.
В таком случае соотношения гамет были бы другими. Некроссоверных Ab и аB – по 40 %, а кроссоверных – АB и аb – по 10 %. Соответственно, изменилось бы и процентное сочетание потомков.

Читайте:  Высшие и низшие семенные растения примеры

Задача 5. Скрещивание между гомозиготным серым длиннокрылым самцом дрозофилы и гомозиготной черной самкой с зачаточными крыльями дало в F1 гетерозиготных потомков с серым телом и длинными крыльями.

При возвратном скрещивании мух из поколения F1 с гомозиготными рецессивными по двум признакам особями были получены следующие результаты: серое тело, длинные крылья – 5 965, чёрное тело, зачаточные крылья – 944; чёрное тело, длинные крылья – 206, серое тело, зачаточные крылья – 185. Определите расстояние между генами.

Неодинаковое расщепление в потомстве при возвратном скрещивании говорит нам о том, что это сцепленное наследование.
Для того, чтобы определить расстояние между генами, нам нужно узнать процент кроссинговера. Процент кроссинговера можно найти, рассчитав процент кроссоверных гамет. Находим процент кроссоверных гамет:

Источник



Наталья Евгеньевна Баштанник

ПО УСЛОВИЮ «если про­ис­хо­дит крос­син­го­вер у самок». У самцов про кроссинговер не говорится.

Задание 28 № 22017

При анализирующем скрещивании высокорослого растения с цельной листовой пластинкой получили 9 высокорослых растений с цельной листовой пластинкой, 42 высокорослых растения с расчленённой листовой пластинкой, 40 карликовых растений с цельной листовой пластинкой и 10 карликовых растений с расчлененной листовой пластинкой. Определите генотипы и фенотипы родителей. Определите генотипы потомства. Объясните появление 4 фенотипических групп.

Пояснение.

Ген Признак Генотип
A Высокорослость AA, Aa
a Карликовость aa
B Цельная листовая пластинка BB, Bb
b Расчленённая листовая пластинка bb

G♀: AB; ab (кроссоверные); Ab/; aB/ (гены сцеплены) ♂: 4ab

ген: 9 : 42 : 40 : 10

фен: 9 : 42 : 40 : 10

1. Генотипы родителей:

♀AaBb (высокорослость, цельная листовая пластина);

♂aabb (карликовость, расчленённая листовая пластинка) — т.к. в условии указано что скрещивание анализирующее.

2. Генотипы потомства:

9 AaBb (высокие, цельный лист)

42 Aabb (высокие, расчленённый лист)

40 aaBb (карлики, цельный лист)

10 aabb (карлики, расчленённый лист).

3. Преимущественно образовались две фенотипические группы: 42 Aabb (высокие, расчленённые листья) и 40aaBb (карлики, цельные листья), потому что в гаметах Ab/ и aB/ женского растения гены сцеплены.

9AaBb (высокие, цельные листья) и 10 aabb (карлики, расчленённые листья) образовались благодаря женским гаметам AB и ab, которые получились в результате кроссинговера.

Источник: ЕГЭ- 2017

Мария Губанихина 09.08.2017 15:30

Вроде как тех кого больше получается должны быть похожи на родителей. Т.е. обычно некроссоверными гаметами являются АВ и аb. Здесь все наоборот.

Наталья Евгеньевна Баштанник

«Обычно» в данных задачах нельзя говорить.

«Тех кого больше» — сцеплены признаки: (42) высокорослые (А)— с расчленённой листовой пластинкой (b), (40) — карликовые (а) — с цельной листовой пластинкой (В): сцеплены Ab/ и aB/

Мария Губанихина 09.08.2017 21:28

Если в задаче на сцепление признаков просят написать закон и объяснить появление 4 фенотипических классов, можно написать так «Закон сцепленного наследования признаков, сцепление которых нарушается в процессе кроссинговера»? Засчитают ли такой ответ?

Наталья Евгеньевна Баштанник

Явление сцепленного наследования было изучено Томасом Морганом и его сотрудниками и поэтому носит название закона Моргана, но обычно засчитывают.

Задание 28 № 22311

При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового растения (а) с грушевидными плодами (b) в потомстве получили по фенотипу: 12 высоких растений с грушевидными плодами, 39 высоких растений с округлыми плодами, 40 карликовых с грушевидными плодами, 14 карликовых с округлыми плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

Пояснение.

Р АаВb высокое растение с округлыми плодами G АВ, Аb, аВ, аb x ааbb карликовое растение с грушевидными плодами аb

АаВb – 39 высоких растений с округлыми плодами

Ааbb – 12 высоких растений с грушевидными плодами

ааВb – 14 карликовых растений с округлыми плодами

ааbb – 40 карликовых растений с грушевидными плодами

3) Гены АВ и аb сцеплены, образуются многочисленные фенотипические группы.

Две другие фенотипические группы образуются в результате кроссинговера между аллельными генами.

Задание 28 № 11501

При скре­щи­ва­нии растения го­ро­ха с глад­ки­ми семенами и уси­ка­ми с рас­те­ни­ем с мор­щи­ни­сты­ми семенами без уси­ков все по­ко­ле­ние было еди­но­об­раз­но и имело глад­кие семена и усики. При скре­щи­ва­нии другой пары рас­те­ний с та­ки­ми же фе­но­ти­па­ми (гороха с глад­ки­ми семенами и уси­ка­ми и го­ро­ха с мор­щи­ни­сты­ми семенами без усиков) в потом­стве получили по­ло­ви­ну растений с глад­ки­ми семенами и уси­ка­ми и по­ло­ви­ну растений с мор­щи­ни­сты­ми семенами без усиков. Со­ставь­те схему каж­до­го скрещивания. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства. Объ­яс­ни­те полученные результаты. Как опре­де­ля­ют­ся доминантные при­зна­ки в дан­ном случае?

Пояснение.

Схема ре­ше­ния задачи включает:

1) 1-е скрещивание:

семена глад­кие и усики × мор­щи­ни­стые и без усиковР. ААBВ ааbbG АB аbF 1 АаBb се­ме­на гладкие и усики;

2) 2-е скрещивание:

семена глад­кие и усики × мор­щи­ни­стые и без усиковР. АаBb ааbbG АB/, аb/ аb/F 1 АаBb, ааbb се­ме­на гладкие и усики; се­ме­на морщинистые без усиков;

3) Гены, опре­де­ля­ю­щие гладкие се­ме­на и на­ли­чие усиков, яв­ля­ют­ся доминантными, так как при 1-м скре­щи­ва­нии всё по­ко­ле­ние растений было оди­на­ко­вым и имело глад­кие семена и усики. Гены, опре­де­ля­ю­щие гладкие се­ме­на и на­ли­чие усиков (А, В), ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме и на­сле­ду­ют­ся сцеплено, так как при 2-м скре­щи­ва­нии произошло рас­щеп­ле­ние по двум парам при­зна­ков в со­от­но­ше­нии 1:1

Читайте:  Израильские ученые вырастили финиковые пальмы из семян современников Христа Их назвали Уриэлем Ионой Адам

Гость 07.05.2014 19:03

Доброго вре­ме­ни суток.

В усло­вии задачи сказано, что при вто­ром скрещивании было по­лу­че­но поколение 1:1. Вы в по­яс­не­ние скрещиваете ди­ге­те­ро­зи­го­ту (при этом куда-то вы­ки­нув гаметы Ab, aB) с ди­го­мо­зи­го­той по рецессиву. Если я не ошибаюсь, то в этом слу­чае отношение фе­но­ти­пов будет 1:1:1:1! А усло­вие задачи удо­вле­тво­рить невозможно, т.к. ни одно рас­те­ние с глад­ки­ми семенами и уси­ка­ми (AABB, AaBB, AABb, AaBb) не имеет толь­ко двух гамет типа AB,ab (у AaBb ещё 2 не под­хо­дя­щие гаметы aB, Ab).

Источник

При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с грушевидными плодами

ЗАДАЧИ НА 02.03.19 10Б

1. У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой формы (В) семян

сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и

морщинистой формы семян также сцеплены. Какое потомство может быть получено при скрещивании

гетерозиготных растений с коричневыми гладкими семенами между собой?

2. В брак вступают кареглазый мужчина — правша, мать которого была голубоглазой и левшой, и голубоглазая женщина – правша, отец которой был левша. Сколько разных фенотипов может быть у их детей, Сколько разных генотипов может быть среди их детей? Какова вероятность того, что у этой пары родится ребенок – левша(в%)?

3. При скрещивании высокого растения томата с грушевидными плодами с карликовым растением с шаровидными плодами в F1 все растения оказались высокими с шаровидными плодами. Какое расщепление должно произойти в F2 и в анализирующем скрещивании гибридов F1, если все признаки контролируются моногенно, гены локализованы в одной хромосоме.

4.У растения томата гены нормальной высоты сцеплены с округлой формой плодов, а гены карликовости- с овальной формой плодов. Скрестили растения с нормальной высотой и округлой формой плодов с карликовым растением и овальной формой плодов. В первом поколении все растения были единообразными и имели нормальную высоту и округлую форму плодов. Полученные гибриды скрестили. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, генотипы и соотношение фенотипов гибридов второго поколения.

5. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит.

1.При анализирующем скрещивании дигетерозиготного высокого с округлыми плодами растения томата получено расщепление потомства по фенотипу: высоких с округлыми плодами 38, высоких с грушевидными плодами 10, карликовых с округлыми плодами 10, карликовых с грушевидными плодами — 42. Составьте схему скрещивания, определите генотипы и фенотипы исходных особей, потомства. Объясните формирование четырех фенотипических классов.

2. Безостое (А) красноколосое (В) растение пшеницы скрещивается с остистым белоколосым. В F1 наблюдалось расщепление: 25 о /о безостых красноколосых, 25 о /о безостых белоколосых, 25 о /оостистых красноколосых и 25 о /о остистых белоколосых. В дальнейшем гибриды F1 безостые белоколосые и остистые красноколосые скрещивались между собой. Определите генотипы родительских особей, гибридов F1 и F2. Составьте схемы скрещивания. Какой закон наследственности проявляется в этих скрещиваниях?

3.При скрещивании пестрой хохлатой (В) курицы с таким же петухом было получено восемь цыплят: четыре цыпленка пестрых хохлатых, два белых (а) хохлатых и два черных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, объясните характер наследования признаков и появление особей с пестрой окраской. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

4.От скрещивания мух, имеющих короткие крылья и нормальные ноги, с мухами, имеющими нормальные крылья и короткие ноги, все гибридное потомство имеет нормальные крылья и ноги. В дальнейшем для полученного потомства было проведено анализирующее скрещивание, было получено четыре фенотипических класса гибридов: с нормальными крыльями и ногами, с короткими крыльями и короткими ногами, с нормальными крыльями и короткими ногами, с короткими крыльями и нормальными ногами. Составьте схемы скрещиваний, определите, какой закон наследственности проявляется в анализирующем скрещивании.

5.Высокорослое белоцветковое растение ночной красавицы, которое было потомком низкорослого растения, скрещивалось с низкорослым розовоцветковым, в дальнейшем полученное низкорослое розовоцветковое потомство самоопылялось. В F2наблюдалось расщепление по окраске: 1 красный: 2 розовых: 1 белый. Какой тип взаимодействия между аллелями гена окраски цветка? Какой закон наследственности проявляется в данных скрещиваниях? Составьте схемы скрещиваний.

Источник

При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (а) растения с грушевидными плодами (в) в потомстве

получено расщепление по фенотипу; 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 — высоких с грушевидными плодами: 40 — карликовых с округлыми плодами; 14 — карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните фомирование четырех фенотипических групп.

Р: АаВв х аавв
g: АВ, Ав, аВ, ав х ав
F: АаВв, Аавв, ааВв, аавв

Формирование различных 4-х фенотипических групп возникает в результате комбинирования родительских (исходных) генов.

Читайте:  Живая и мертвая вода для роста растений

Другие вопросы из категории

1) в начале лета
2) в конце лета
3) никогда
4) в ночь на Ивана Купалу

с белыми шаровидными, с желтыми дисковидными и с желтыми шаровидными плодами в соотношении 3 : 3 : 1 : 1. Определите генотипы родителей.

Читайте также

ками.
2.При скрещивании дигетерозиготных растений томата с рецессивными по обоим признакам особями появится потомство с генотипами AaBb,aaBb,Aabb,aabb в соотношении.

2.Какое потомство следует ожидать от скрещивания растений томата,одно из которых гетерозиготно и имеет многокамерные плоды,а другое-гомозиготное с многокамерными плодами,при условии,что многокамерность плода-доминатный признак?
3.У дрозофилы нормальные крылья доминируют над зачаточными.При скрещивании двух дрозофил с норамальными крыльями полученно 330 потомков,80 потомков из которых зачаточные крылья,а 250-нормальные.Определите:1)какой признак являеться доминатным;2)каковы генотипы родителей и потомства.

гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании карликовых томатов с ребристыми плодами и растений нормальной высоты с ребристыми плодами, получили, что все потомство имело нормальную высоту и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

цветками. Какие цветки будут у потомства при скрещивании «в себе» растений с розовыми цветками? Ген, обусловливающий красную окраску цветков ночной красавицы, не полностью доминирует над рецессивным геном, ответственным за формирование белой окраски.

семена и усики. При скрещивании другой пары растений с таким же фенотипом в потомстве F2 получилось 50% с гладкими семенами и усиками и 50% с морщинистыми семенами и без усов. Со ставьте схему каждого скрещивания. Определить генотипы Р, F1, F2. Объяснить полученные результаты, как определить доминантные признаки?
Задача решается по первому закону, а не с помощью решетки Пинета

Источник

При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с грушевидными плодами

При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 — высоких с грушевидными плодами; 40 — карликовых с округлыми плодами; 14 — карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства.

Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

♀ Аа Вb – по условию дигетерозиготное высокое растение с округлыми плодами

♂ ааbb — карликовое растение с грушевидными плодами

В потомстве получаем 39 — высоких растений с грушевидными плодами (А_bb) и 40 — карликовых с округлыми плодами (ааВ_) и 12 растений высоких с округлыми плодами (А_В_); 14 — карликовых с грушевидными плодами (аа bb).

Такое сочетание фенотипов показывает, что признаки высокие – грушевидные (Аb) и карликовые – округлые (аВ) сцеплены, но не полностью. Появление 4 фенотипических групп объясняется процессом кроссинговера.

F1: Ааbb — 39 — высоких растений с грушевидными плодами

аа Вb — 40 — карликовых с округлыми плодами

Аа Вb — 12 — высоких с округлыми плодами

аа bb — 14 — карликовых с грушевидными плодами

Ааbb — высоких растений с грушевидными плодами

аа Вb — карликовых с округлыми плодами

Аа Вb — высоких с округлыми плодами

аа bb — карликовых с грушевидными плодами

В F1 проявляется закон сцепленного наследования. В потомстве получается 4 фенотипических группы, что говорит о том, что идет кроссинговер.

Прошу прощения, но мне не совсем понятно ваше решение задачи. Почему идет сцепленное наследование? По-моему, образование четырех фенотипических групп (то есть расщепление 1:1:1:1) как раз говорит о о том, что гены, определяющие высоту растения и округлость плода, локализованы в разных хромосомах и наследуются НЕ СЦЕПЛЕНО. Кроме того в Р1 указано скрещивание — Ab//aB x aabb, что значит Ab//aB? Так как томат дигетерозиготен и имеет высокий рост и округлый плод, то соответственно его генотип будет AaBb. Отсюда получаем гаметы AaBb (AB, Ab, aB, ab) b aabb (ab). Быть может я что-то не так поняла, буду премного благодарна, если вы объясните!

Сцепление может быть как между двумя доминантными генами АВ/

Так и между доминантным и рецеcсивным Ab/

Определяем это по числу некроссовертных особей (их должно быть больше). У нас в ответе Ааbb — 39 — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми; аа Вb — 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми пло­да­ми

Если бы признаки были не сцеплены, то в потомстве получили бы 1:1:1:1

Почему в первом поколении больше высоких грушевидных и карликовых округлых, хотя фенотип родительских экземпляров высокие округлые и карликовые грушевидные ведь кроссинговер нарушает сцепление не полностью, должно быть больше родительских форм.

Я немогу понять и незнаю как объснить детям, почему в некроссоверных гаметах гены отвечающие за высокие и грушевидные признаки, карликовые округлые признаки образуют группу сцепления. ведь исходная родительская форма является высокий округлый и карликовый грушевидный экземпляр. А по условию оказывается в некроссоверных гаметах хранятся новые сочетания аллелей. это очень грубая ошибка , она вводит в заблуждение или я что то не понимаю.

Сцеплены между собой признаки: вы­со­кие рас­те­ния и гру­ше­вид­ны­е пло­ды Ав/

кар­ли­ко­вые с округ­лы­ми пло­да­ми аВ/

это как раз нам показывается потомством.

А родительские формы:

♂ ааbb — кар­ли­ко­вое рас­те­ние с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (получено из кроссовертных гамет в предыдущем скрещивании)

Источник