Презентация урока Координация и регуляция

Когда идет дождь, растения находятся в состоянии, похожем на панику

Как и нам, растениям нужна вода, чтобы выжить. Но это не значит, что зеленые листья деревьев, кустарники или цветы наслаждаются ливнем больше, чем люди. Когда на небе появляются серые облака и начинается дождь, реакция растений на капли воды, что падают с неба, мгновенная, всепоглощающая и близкая к реакции «паники». К такому выводу пришли ученые из университета Западной Австралии. Результаты опубликованы в журнале PNAS. Как это ни странно (считается, что вода должна приносить растениям жизнь, а не смерть), эксперты считают, что влага — основной путь распространения болезней среди растительности. Чем дольше листья остаются влажными, тем больше вероятность того, что в них поселится патоген.

Оказывается, растения не любят долго находится под дождем

Что происходит с растениями, когда идет дождь?

Когда капля дождя падает на лист, крошечные капельки воды рикошетят во всех направлениях. Эти капли могут содержать бактерии, вирусы или грибковые споры. Одна капля может распространить их на расстояние вплоть до 10 метров и заразить большое количество растений. Согласитесь, это довольно неприятно. Выходит, реакция растений на дождь похожа на то, как люди реагируют на кашель или чихание окружающих: это неприятно и заставляет принимать защитную позицию.

Чтобы всегда быть в курсе последних научных открытий, подписывайтесь на наш новостной канал в Telegram

С помощью аэрозольного баллона, распыление которого похоже на дождь, международная команда исследователей наблюдала быстрый эффект домино микроскопических изменений растений, запускаемых мощным белком Myc2. Хотя изменения были мгновенными, повторный контакт в конечном итоге привел к задержке роста растений и задержке цветения. Когда активируется Myc2, тысячи генов вступают в действие, подготавливая защиту растения, пишут в своей работе ученые. Эти предупреждающие сигналы распространяются от листа к листу и вызывают целый ряд защитных реакций.

Растения передают друг другу информацию об опасности, выяснили исследователи

Всего было обнаружено, что не менее 20 белков-связанных генов непосредственно направляются и регулируются Myc2 после распыления воды. Более того, те же сигналы, которые эти растения использовали для распространения информации среди листьев, также использовались для связи с близлежащей растительностью. Одним из многих химических веществ, образующихся в ответ на падение капель на листья, является жасмоновая кислота, которая регулирует многие физиологические процессы, связанные с ростом растений и стрессом. Плюс, когда химические вещества жасмоната находятся в воздухе, они также могут сообщить другим растениям, что происходит и как с этим справится. Иными словами, растения защищают себя и ближайшую к ним растительность. Какие еще удивительные факты вы знаете о растениях? Поделитесь ими с участниками нашего Telegram-чата.

В каплях воды могут содержать патогены, опасные для растений

Ранее в этом месяце другая команда исследователей обнаружила, что, когда растения подвергаются опасности, они развивают универсальный «язык», чтобы предупредить других. Работа опубликована в журнале Current Biology. Исследователи отмечают, что несмотря на то, что дождь не является для растений смертельно опасным, иногда попадание капель воды может привести к развитию болезни. Именно поэтому растения, можно сказать, впадают в панику.

Источник



Цветок на замок: почему большинство цветов на ночь закрывается? (2 фото)

Механизм синхронизации открытия чашечек по утрам и их закрытия вечером необычен и интересен с учетом того факта, что растения неодушевленные. Почему закрываются цветы на ночь и перед дождем, и какие точки зрения по этому поводу выдвигают ученые?

Прежде всего, лепестки смыкаются с наступлением вечерних сумерек, чтобы защитить пыльцу от воздействия влаги – ночной росы. При избытке росы пыльца становится монолитной, и насекомые-опылители больше не могут заниматься ее сбором, опыляя в процессе другие растения данного вида. Существует также версия, в соответствии с которой цветы закрываются с приходом ночи для препятствования проникновению внутрь насекомых, пытающихся устроить из чашечки или бутона уютный ночлег. Но некоторые насекомые действуют обманом: они проникают в сердцевину в тот момент, когда лепестки еще не полностью сомкнулись и проводят ночь в комфортных условиях.

В соответствии с теорией Дарвина закрытие лепестков обусловлено необходимостью защищаться от пониженных ночных температур. Из-за значительных температурных колебаний нежные пестики и тычинки могут погибнуть. Довольно необычным предположением является версия, в соответствии с которой растения якобы боятся быть уничтоженными животными и насекомыми, ведущими ночной образ жизни.

Как запускается механизм смыкания лепестков?

Данный процесс внешне схож с имитацией сна. Хотя органов зрения, которыми обладают живые существа, у растений нет, они обладают дорсовентральными органами – листьями. Под действием факторов извне, в число которых входят тепло, влага и свет, растения могут осуществлять настические движения, то есть движения, обусловленные изменениями внешней среды. Наличие у растений светочувствительных клеток обуславливает их способность закрываться на ночь. Поэтому теории, в соответствии с которыми ключевым фактором, в связи с которым растения закрываются на ночь, является свет и степень освещенности, наиболее логичны с научной точки зрения.

Источник

Презентация урока «Координация и регуляция»

Образовательная цель: Сформировать представление о координации и регуляции в живых организмах, раскрыть понятие «рефлекс», добиться понимания различия раздражимости и рефлексов.

Развивающая цель: Создать условия для развития логического мышления через сравнение, обобщение, выделение главного; развития речевой деятельности, внимания и фантазии.

Воспитательная цель: Создать условия для воспитания культуры общения.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник-навигатор «Биология. Живой организм» Н.И.Сонина, мультимедийное учебное пособие, дирижёрская палочка, милицейский жезл, свисток, листы с заданиями, «таинственная шкатулка», банка сгущённого молока, песочные часы на 1 минуту.

Читайте:  Вещества выделяемые растениями убивающие микроорганизмы

Учитель демонстрирует учащимся 2 предмета – дирижёрскую палочку и милицейский жезл и обращается к ученикам с заданием: «Дирижёрская палочка и милицейский жезл помогают представителям двух разных профессий выполнять свои профессиональные обязанности. Ваша задача – подобрать как можно больше слов-ассоциаций, которые характеризуют функции этих предметов». Учащиеся выполняют задание на «мыслительном листе»; затем обсуждают в парах, четвёрках, совместно. Учитель выписывает на доске все слова-ассоциации.

Ассоциативный ряд может быть примерно таким:

1. После обсуждения учитель вместе с учениками определяет тему урока: «Координация и регуляция функций в организме» и задаёт вопрос: «Какие системы органов выполняют в организме животных роль «дирижёра» и « регулировщика»? Учитель записывает на доске названия этих систем: «Нервная» и «Эндокринная» и демонстрирует слайды «Нервная и эндокринная системы» (основной материал)

2. Учитель предлагает учащимся выбрать из перечня ассоциаций функции систем органов, которые обеспечивают координацию и регуляцию функций. Одному из учеников предлагается подчеркнуть на доске эти функции.

3. На интерактивную доску проецируется страница учебника-навигатора «Регуляция: нервная и эндокринная системы». Учащимся предлагается прочесть определения понятий «координация» и «регуляция», найти разницу, а также записать определения этих понятий в словарь, формулируя их кратко, своими словами.

Возможные формулировки:

Координация – согласование работы всех частей организма.

Регуляция – Взаимодействие между отдельными частями организма.

4. Живые организмы и окружающая их среда. Учитель обращает внимание учащихся на изображения нервной и эндокринной систем животных и человека, делает акцент на их роли в обеспечении связи организма с окружающей средой: Живые организмы неразрывно связаны с окружающей их средой. Любое изменение в окружающей среде тотчас влияет на живые организмы, и они отвечают на него своей деятельностью.

На интерактивную доску проецируется слайд «Живые организмы и окружающая их среда» (основной материал).

Учитель задаёт вопросы:

Какое изменение произошло в окружающей среде?

Как отреагировали на него живые организмы?

5.Раздражимость. Учитель задаёт вопрос:

Как называется способность живых организмов реагировать на изменения окружающей среды?

Всем ли организмам присуща раздражимость?

На интерактивную доску проецируется слайд «Раздражимость» (основной материал)

Учащиеся знакомятся с анимацией «Раздражимость у амёбы и инфузории туфельки». После просмотра учитель беседует с учащимися:

Почему сжимается тело амёбы, а инфузория туфелька устремляется подальше от кристаллика соли?

6. Рефлекс. Учитель демонстрирует анимацию «раздражимость у гидры»

Как реагирует гидра на укол?

Почему, говоря о реакции амёбы и инфузории, обычно используют понятие «раздражимость», а характеризуя реакцию гидры, используют понятие «рефлекс»?

Найдите в учебнике на стр. 110 определение понятия «рефлекс» и запишите его в словарь:

Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.

Какой существенный признак отличает рефлекс от раздражимости? (Пока учащиеся делают записи и в классе тишина, учитель свистит, проявляется ориентировочный рефлекс; выясним, можно ли эту реакцию назвать рефлексом?)

Как доказать, что ответная реакция гидры действительно является рефлексом? (беседа по рисунку учебника на стр. 111).

7. Условные и безусловные рефлексы. Учащимся предлагается в тексте учебника на стр.117 найти существенные признаки безусловных и условных рефлексов. Записать определения этих понятий в словарь

Безусловные рефлексы – это врождённые рефлексы.

Условные рефлексы – это приобретённые рефлексы.

Просмотр слайдов «Безусловные и условные рефлексы» (основной материал).

Учитель просит привести примеры проявления рефлексов у домашних животных, подчёркивает значение выработки условных рефлексов при дрессировке животных.

Проводится проверочная работа на интерактивной доске «Безусловные и условные рефлексы»

Учитель предлагает решить изобретательские задачи. (По книге «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ». СПб.: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1996.)

Задача №1 Во время съёмок одного фильма свинья Мотя, валяясь в грязной луже, должна была сжевать бумагу. Мотя с радостью выполняла полдела (валялась в луже), но категорически отказывалась жевать бумажный лист. Какой выход нашла известная дрессировщица Наталья Дурова? (Бумага была облита сгущёнкой)

Учитель объявляет, что в «таинственной шкатулке» находится предмет, который помог дрессировщице. Приз – банка сгущёнки достаётся тому, кто отгадает.

Задача №2 По сценарию французского фильма «Чёрная луна» змея должна была заползти под балахон лежащего на ковре актёра. Как удалось заставить змею ползти по пути, наиболее удобному для съёмки? (Была использована любовь змеи к теплу: дрессировщик спрятал под ковёр металлическую плиту, охлаждаемую льдом, а путь, по которому должна была ползти змея, обогревался с помощью электрического нагревателя.)

Задача №3 Лисята очень пугливы и обычно не подпускают к себе близко людей. В российском фильме о животных Аляски есть уникальные кадры: пятеро лисят буквально бросаются на камеры. Какие хитрости применили операторы во время этой съёмки? (Один из самых желанных звуков для лисиц – писк мыши. Операторы подзывали лисят, маскируясь белым халатом под цвет снега и подражая писку полевых мышей.)

Какая общая идея используется в решении этих трёх задач?

О какой реакции идёт речь в следующем примере?

Американские тропические муравьи атта имеют подземные «грибоводческие фермы». Они приносят на свои «плантации» листья, тщательно разгрызают их на мелкие части. Листья смачиваются выделениями муравьёв и превращаются в своеобразный компост, на котором муравьи разводят грибы, тщательно за ними ухаживая.

Можно ли это поведение назвать рефлексом? Почему?

Давайте обратимся к тексту учебника на стр. 114 и найдём более точное название столь сложного поведения животных. Учащиеся находят в тексте определение понятия «инстинкт» (инстинкт – это врождённый комплекс определённых, особых для каждого вида реакций на воздействия окружающей среды) и примеры инстинктивного поведения животных.

Читайте:  Какому виду растений относится картофель

Учитель предлагает посмотреть слайды «Сложные формы поведения» (Инстинкты размножения у рыб) и видео «Поведение птиц. Забота о потомстве» (дополнительный материал).

Задания для закрепления и осмысления материала. (Учащиеся читают вслух текст на карточках)

1–ое задание — предлагается выполнить на « мыслительном листе».

Вниманию учащихся предлагается три примера инстинктивного поведения животных, их задача — обобщить их и сделать вывод.

Пример 1 Енот-полоскун, прежде чем съесть свою добычу, тщательно прополаскивает её в воде. Если в его лапы попадает кусочек сахара, он поступает с ним точно также.

Пример 2 Хищных птиц добыванием пищи для своей семьи занимается отец, он кидает добычу в гнездо, где самка разрывает её на куски и даёт птенцам. Если мать погибнет, то поведение отца не изменится: он будет кидать пищу в гнездо. Заваливая умирающих от голода птенцов.

Пример 3 Крыса, строя гнездо, инстинктивно хватает все предметы, похожие на прутики. Однажды крыса, рыская по клетке, наткнулась на свой собственный хвост. Она сразу же схватила его в зубы и понесла в гнездо. Затем вышла на новые поиски. Хвост, естественно, пополз за ней. Крыса ещё раз «нашла» его и вновь понесла в гнездо. Эта история повторялась целых двенадцать раз подряд!

В этих примерах учащиеся должны увидеть «слепоту инстинктов», понять, что инстинктивное поведение всегда неизменно, даже если условия изменились.

2-ое задание — тест на нахождение соответствия — выполняется в парах на листах-опросниках. (Кто быстрее?)

Учащиеся находят соответствие, расставляют значки:

Услышав стук дверцы холодильника, пёс прибежал на кухню в надежде получить что-нибудь вкусненькое.

Растение перед дождём закрывает цветки.

При попадании пищи в рот у человека выделяется слюна.

Водоросль хламидомонада плывёт по направлению к свету.

Пауки плетут ловчие сети, муравьи строят муравейники, пчёлы делают соты.

Песчанки – грызуны, обитающие в пустынях, делают запасы сена на зиму: подгрызают стебли трав, хорошо сушат их на солнце, а затем складывают сено в стожки или уносят его в свои норы.

Инфузория-туфелька плывёт к местам скопления бактерий.

Лососевые рыбы в период размножения плывут против течения, преодолевая пороги и водопады.

Хомячки заботятся о своём потомстве: делают гнёзда, кормят детёнышей молоком.

Источник

Почему некоторые цветы закрываются на ночь?

О том, что некоторые цветы закрывают свои бутоны на ночь, мы знаем с детства. Но вопрос о том, почему так происходит, обычно остается без внимания.

На самом деле, это происходит не просто так. Обычно на этот вопрос отвечают коротко: «таков дневной цикл растения» .

Но это неполный ответ, не дающий представления о том, зачем это нужно. Однако у существования этого цикла, когда цветок закрывается вечером и открывается утром, есть целых два важных значения. Рассмотрим их подробнее.

Защита от росы и ночных дождей

Ранним утром растения покрываются капельками росы. Это явление воспето в литературе как крайне романтичное, но на самом деле оно представляло бы проблему для цветов, если бы они не закрывались.

Оседая внутри бутона, капли росы смачивали бы пыльцу, делая ее мокрой и вязкой. Это портило бы ее. Ведь в таком случае она не смогла бы адекватно распространяться, выполняя функцию воспроизведения новых растений.

То же самое касается и непогоды – известно, что многие растения закрывают свои цветы перед дождем.

Защита от чужих насекомых

У бутонов есть и еще одна причина для того, чтобы закрываться на ночь. Все дело в том, что ночью летают не те же самые насекомые, что и днем. Они опыляют другие растения. Поэтому пыльца дневных растений не должна на них расходоваться – она уйдет впустую, ночные насекомые не опылят нужные цветы.

Зато, вероятнее всего, принесут чужеродную пыльцу с ночных растений, которая будет абсолютно бесполезна и также уйдет впустую.

С точки зрения природы и эволюции, нацеленных на максимальное размножение каждого вида, это крайне нерациональная, пустая трата, которая никак не способствует распространению растений.

Поэтому цветы закрываются на ночь и открываются днем – чтобы на них садились только «свои», дневные насекомые, и переносили пыльцу на нужные цветки.

Все эти способности сформировались в ходе эволюции – вероятно, растения, не обладавшие ими, просто исчезли с лица Земли со временем.

Также это наверняка связано с эволюцией насекомых, развитием их «дневной» и «ночной» специализаций.

Так работает естественный отбор – виды, которые недостаточно приспособлены к условиям, исчезают.

Источник

"Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс

Задачи урока: Проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, умение определять среду обитания по внешнему виду, применять знания для объяснения способа передвижения от среды обитания. Раскрыть понятие «регуляция процессов жизнедеятельности», показав особенности и связь с окружающей средой. Продолжать формировать умение слушать друг друга.

Оборудование и материалы: Учебник Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм»; электронное пособие «Экология» (НФПК); интерактивная доска SITRONICS; программа ACTIVstudio2, программа и устройства ACTIVote.

Ход урока:

Организационный момент включает приветствие, сообщение задач урока, обоснование хода деятельности на уроке, регламент времени и особенности аттестации.

Проверка знаний и умений учащихся по теме: «Движение»:

1). Тестирование с помощью физических устройств ACTIVote по материалам рубрики учебника «Какие утверждения верны» стр.108 с некоторыми изменениями текста утверждений. (Участвуют все учащиеся: трое с устройством, остальные в рабочих тетрадях).

2).Предлагается момент соревнования во взаимопроверке домашнего задания (на альбомном листе рисовали или приклеивали не менее 4 изображений различных животных с разными способами передвижения): учащиеся, сидящие за одной партой обмениваются альбомными листами с домашним заданием и подписывают название животного, указывают среду его обитания и обосновывают способ передвижения. На весь класс заслушивается первая справившаяся пара.

Читайте:  Растения для живой изгороди картинки

Анализируются результаты контроля, объявляются учащиеся с наивысшими оценками.

Изучение нового материала осуществляется в ходе собеседования, рассказа учителя с демонстрацией материалов учебника и видеофрагментов.

Рассуждения начинаются с подбора слов-ассоциаций к термину «регуляция».

Учитель: Как вы, ребята, понимаете, что такое «регуляция процессов жизнедеятельности», какими словами можно заменить?

Ассоциативный ряд может быть примерно таким: управление, согласование, остановка-включение, единение, приказ и т.п.

Учитель: Процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, выделение, рост, движение и др.) должны регулироваться таким образом, чтобы организм представлял собой единое целое. Какая из известных вам систем выполняет такую регуляцию, при которой организм в ответ на изменяющиеся условия среды выступает как единое целое?

На этом этапе учащиеся назовут нервную систему. Она записывается на доске ACTIVboard как одна из регуляторных систем организмов. Вторая – эндокринная – называется и записывается в схему учителем, с пояснение разности между ними: регуляция путем нервных импульсов, рефлексов и с помощью химических веществ – гормонов, соответственно.

Учитель переключает внимание учащихся на рисунок в учебнике стр. 110: Какой организм изображен на двух верхних рисунках? Чем отличается амеба на двух рисунках? Обратимся к тексту учебника третий абзац стр.110, прочитаем: «если в каплю с амебами поместить кристаллик поваренной соли, то их тела сжимаются», то есть реагируют. Как называется такое поведение, такая реакция?

Учащиеся смогут назвать понятие «раздражимость», т.к. этот понятие изучалось ранее в теме: «Основные свойства живых организмов» (стр. 5 учебника), и термин приведен выше по тексту, к которому было обращено внимание.

Учитель: Найдем в учебнике предложение, объясняющее, что такое раздражимость. Выделим слова, которые должны обязательно войти в определение понятия, и сформулируем его.

Учитель: Проанализируем рисунок стр. 111. Какая причина явления, изображенного на рисунке. Желательно, чтобы ваше пояснение соответствовало схеме, которая отображена на доске ACTIVboard (Если———-, то————-, потому что —————.). При этом используется эффект «шторок», позволяющий сопоставить.

Учитель: Ребята, давайте попытаемся установить, почему, говоря о реакции амебы или инфузории, используют понятие «раздражимость», а характеризуя реакцию гидры «рефлекс»? Учащиеся находят в учебнике определение понятия «рефлекс», анализируют его, вычленяя существенный признак (происходит при участии нервной системы).

Чтобы уточнить, как происходит рефлекс, внимание учащихся обращаем к рисунку с.118 (ответная реакция человека на укол иглой). Учитель: Рассмотрим рисунок и прокомментируем его. Выясним, вспомнив, какая особенность строения нервных клеток обеспечивает проведение нервного импульса.

Перейти к следующей порции нового материала будет целесообразно после проведения на этом этапе урока динамической паузы.

Выбрав момент, когда в классе установится тишина, и учащиеся читают определение нервного импульса, учитель громко хлопает в ладоши. Ученики вздрагивают и поднимают головы. Проявится ориентировочный рефлекс. Учитель: Можно ли вашу реакцию назвать рефлексом и почему?

Далее учитель говорит о том, что рефлексы бывают условными и безусловными. И чтобы определить к какому типу относится проявленный только что рефлекс, обращает внимание учащихся к тексту стр.117–118: Выявим существенные признаки безусловного (врожденного) и условного (приобретенного в течение жизни) рефлексов, и сделаем вывод. Учитель: ребята, попробуйте прокомментировать рисунок стр. 118 (выработка условного рефлекса у кошки).

Далее учитель приводит пример какой-либо сложной поведенческой реакции у животных например, демонстрируется видеофрагмент: «Жертва ловчей сети паука», или «Скарабей».

Учитель: Можно ли это поведение назвать рефлексом? Почему? Давайте обратимся к тексту учебника стр.114 и найдем более точное название столь сложного поведения животных.

Учащиеся находят в тексте определение понятия «инстинкт» и примеры инстинктивного поведения животных.

Закрепление и осмысление уровня понимания нового материала строится на основе выполнения двух заданий в классе и двух заданий дома.

Задания в классе:

  • Какое понятие – «раздражимость» или «рефлекс» – является более общим?

Учащиеся высказывают свое мнение, учитель формулирует единое представление: Очень важно отметить, что рефлекс – это форма проявления раздражимости у животных, имеющих нервную систему, поэтому более общее понятие «раздражимость». Учитель еще раз поясняет ученикам, что ответную реакцию растений и одноклеточных животных мы на уроках будем называть «раздражимостью», а говоря о поведении многоклеточных животных, будем пользоваться терминами «рефлексы» и «инстинкты», хотя по сути своей и рефлексы, и инстинкты – это формы проявления явлений раздражимости.

  • Проведение тренировочного тестирования с помощью физических устройств ACTIVote на соответствие перечисляемых явлений раздражимости, рефлексу или инстинкту. Лучше это задание выполнять устно с комментариями учащихся. Примерный перечень явлений:

1). Услышав стук дверцы холодильника, пес прибежал на кухню в надежде получить что-нибудь вкусненькое.2).Растения перед дождем закрывают цветки. 3) При попадании пищи в рот у человека выделяется слюна. 4). Водоросль хламидомонада плывет по направлению к свету. 5). Пауки плетут ловчие сети, муравьи строят муравейники, пчелы делают соты. 6). Песчанки – грызуны, обитающие в пустыне, делают запасы сена на зиму. 7). Инфузория-туфелька плывет к местам скопления бактерий. 8). Лососевые рыбы в период размножения плывут против течения, преодолевая пороги и водопады. 9). Хомячки заботятся о своем потомстве: строят гнезда, кормят детенышей молоком. 10). Увидев яркую вспышку, человек обычно зажмуривается.

Задания на дом: выучить определения понятий «раздражимость», «рефлекс», «инстинкт», подготовить рассказ по юмореске стр. 120.

В подведении итогов урока учитель возвра щается к поставленным задачам, характеризуя степень их выполнения и участие учащихся в работе, выставляет дополнительные оценки.

Источник