Представления об окружающем мире природе человека и общества

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Первые люди в природном окружении.
Древнейшие люди чувствовали связь с животными, растениями и неживой природой. Они верили, что камни растут и, как животные, способны порождать подобных себе. Были уверены, что животные и растения имеют свой язык и разговаривают между собой.
Вся природа была для первых людей огромным живым существом. Она могла быть как в добродушном настроении, так и гневаться в ответ на плохое поведение даже отдельного человека. Люди были убеждены, что со временем они могут превратиться в различные животные и растения. Такие представления о природе сохранялись длительное время.
Даже с образованием родового строя люди верили, что предками отдельных родов были определенные животные и растения. Так возникали такие названия, как, например, род журавля, волка, оленя. Когда однажды ученый показал туземцу Австралии фотокарточку его сородича, тот уверенно ответил: «Это такой же кенгуру, как и я».
Знания и умения древнейших людей. Уже собиратели и охотники хорошо знали полезные и вредные растения, пути переходов, повадки и места обитания животных. Распознавали их следы. Ночью находили дорогу по звездам. Им были известны времена года. Знали приметы перемены погоды. С применением растительных, животных и минеральных средств они лечили желудочные заболевания, простуды, залечивали раны, переломы костей. Научились делать холодные и горячие примочки, спасали жизнь при ядовитых укусах, удаляли больные зубы.
В языке первобытных людей были тысячи названий различных животных, птиц, змей, камней. Но они не очень быстро считали. Медленно слагали и умножали. Лучше было с делением. С этим действием они чаще сталкивались в жизни при разделе добычи.
В окружающей природе древнейшие люди знали как полезное, так и вредное, опасное.
Возникновение религии у первобытных людей.«Человек разумный» продолжал существовать в очень жестких природных условиях. Много людских жизней уносили эпидемии опасных болезней, сильные наводнения, извержения вулканов, землетрясения.
Во время гроз от молний начинались большие пожары. Они губили все живое на огромных лесных пространствах. Морские штормы и ураганы всегда были опасными для рыбаков. Когда стада животных покидали места обитания охотников, наступала голодная смерть.
Человек по-своему объяснял природные причины, которые вызывали эти грозные явления. Это привело к вере в сверхъестественные существа; верили, что они управляют всеми опасными природными явлениями и жизнью людей. Поэтому люди пытались задобрить этих могучих правителей мира. Так начали возникать первобытные религиозные верования. Людям казалось, что весь мир населен могущественными духами, или демонами. Самые сильные из них получили название богов.
С открытием земледелия и животноводства изменились религиозные представления. Главное место среди многих богов заняли те, кто благоприятствовал успеху в этих занятиях. Одним из них стал бог Солнца, от которого зависит земное тепло. Считали, что бог грозы и грома дарит необходимую для полевых растений и садов влагу. Появилась вера в богов — покровителей пастухов и животноводов.
Образы древних богов.Богов первобытные люди представляли в самом фантастическом виде. Об этом говорят их каменные фигуры, найденные археологами. Этнографы также видели необычные деревянные изображения в первобытных племенах современности. Такие фигуры называют идолами, или истуканами.
Они имели человеческую внешность с измененным обликом. Были идолы с огромной головой и совсем маленьким туловищем женщины или мужчины. Были и с ужасным выражением лица, длинным ртом и многими оскаленными зубами. Встречались идолы с телом человека и головами зверя, крокодила, рыбы.
Люди обращались к богам со словесными просьбами, они называются молитвами. Их содержание имело простой смысл. Человек просил успеха в охоте, дождя во время засухи, спасения от голода и болезней.
Считалось, что боги имеют обычные человеческие нужды, что и им необходимо есть и пить. Поэтому к идолам приносили животных, зерно и другую пищу. Приносили в жертву богам и людей, убивая их возле идола.
Появление веры в душу человека.Переход к сельскому хозяйству и ремеслу значительно улучшил жизнь людей. Появилось больше времени для размышлений. Человек пытался найти ответы на главные вопросы жизни. Его стало интересовать, почему животные и люди умирают. Почему спящий похож на покойника? Почему потеря сознания при болезни или при столкновении с диким зверем напоминает смерть?

Но человек, который спал, просыпается и помнит, что он видел во сне. Тот, кто теряет сознание, возвращается к жизни. А умерший навсегда расстается с ней.
Возникло убеждение, что в теле человека находится главная причина жизни — его душа. Она считалась невидимой, похожей на воздух или тень. Душа может оставить человека на время — тогда он засыпает или теряет сознание. Его душа может улететь навсегда — тогда человек умирает, и душа получает свою новую жизнь. Она может переселяться в младенцев, животных и даже в растения. Такие первобытные представления сохранились в религиях древности и нашего времени.
В конце первобытности человечество освоило земледелие, животноводство и изготовление металлических предметов. Появилось представление о душе человека. Это главные условия для возникновения современной культуры.

Способности первобытных людей (об австралийских племенах)
Их умение выслеживать животное хорошо известно. Но трудно представить себе все мастерство, если не видеть их за работой. Туземец не только различает следы, оставленные всеми животными и птицами. Осматривая нору, он может сразу, посмотрев на направление свежих следов или понюхав землю, определить, находится там животное или там уже его нет.
С самого раннего детства мальчики и девочки упражняются в распознании каждого следа, который оставлен любым живым существом. Матери, играя с детьми, удивительно точно рисуют на песчаной почве следы различных животных.
Их знание растений и способов их употребления является поистине чудесным. Туземец в любой местности всегда умеет находить выход из тяжелого положения. Тогда как любой европеец наверняка бы умер с голоду.

Первобытные верования (рассказ эскимоса ученому)
Мы не верим, мы боимся. Мы страшимся духа земли, который вызывает непогоду и заставляет нас с боем вырывать нашу пищу у моря и земли. Мы боимся богини Луны. Мы боимся нужды и голода в холодных жилищах из снега. Мы боимся великой женщины, которая живет на дне моря и управляет морскими зверями. Мы боимся болезней. Они вокруг нас!
Не смерти боимся мы, а страдания. Мы боимся духов мертвых. Мы боимся духов животных, которых мы убили. Мы боимся всех невидимых существ, которые нас окружают.

Читайте:  Взаимосвязь общества и природы особенности этапы развития и современные проблемы

Источник



Природа и общество

Если природа — это естественная среда обитания человека, то можно сказать, что материальны мир — это единство природы и общества.

Понятие «природа» имеет два основных значения:

  • это весь естественный окружающий мир, те. вселенная;
  • среда обитания человека и общества (биосфера).
  • создает культуру;
  • развивается под влиянием деятельности людей.
  • способна развиваться независимо от человека;
  • обладает своими законами, не зависящими от воли и желаний людей.
  • Позитивное (гармоничное, положительное).
  • Негативное (конфликтное, отрицательное).

Человек и природаСходство общества и природы — являются динамическими системами.

Из этой схемы следует общепринятое в обществознании определение общества:

Общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира.

Следует заметить, что обособившаяся, но не отделившаяся, так как общество и природа неразделимы. Из схемы видно, что человек является и частью общества и частью природы.

Воздействие общества на природу

Общество взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является потребление природных ресурсов, воздействие на природу. С каждым днем возрастает уровень этого воздействия: прогресс науки и техники вызывает еще большую потребность полезных ископаемых; демографический рост населения также влияет на увеличение потребления природных ресурсов.

Влияние природы на общественные процессы

Природа тоже воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для жизни и развития. Природа всегда оказывала огромное влияние на становление и формирование общественных отношений. Вспоминая историю древнего мира, мы знаем, что люди селились на берегах рек. Также принято считать, что государство в Египте появилась из-за необходимости строительства ирригационной системы. Очевидно, что вид деятельности, культура, традиции и обычаи народов зависят от природной среды регионов проживания.

Значение природы для человека и общества

Но не всегда результаты взаимодействия природы и человека бывают благоприятными. С одной стороны природные катаклизмы могут уничтожить человечество или нанести ему серьёзный урон, с другой стороны грубо вторгаясь в природу человечество, наносит ей невосполнимый ущерб. Так, если изначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга (человек сильно зависел от природы и извлекал для себя питание, орудия труда и быта), то по мере становления общества, государства, научно-технической революции возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу возросло. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей, что привело к появлению глобальных проблем.

Таким образом, главная проблема и опасность современного антропогенного воздействия заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.

Антропогенное воздействие это все формы воздействия человека на окружающую природу.

Источник

Познание человеком окружающего мира

Урок 7: Познание человеком мира

Склонность к познавательной деятельности заложена человеку природой. Одна из отличительных способностей человека, выделяющая его из мира животных – возможность задавать вопросы и искать на них ответы.Способность задавать сложные, глубокие вопросы указывает на развитую интеллектуальную личность. Благодаря познавательной деятельности индивид совершенствуется, развивается, достигает желаемых целей. Кроме познания окружающего мира человек познает самого себя, этот процесс начинается с первых лет жизни.

Познание начинается с восприятия окружающего пространства, в которое малыш погружается с момента рождения в этом мире. Младенец пробует на вкус разные предметы: игрушки, собственную одежду, все что попадет под руку. Взрослея, он уже начинает постигать мир посредством мышления, сравнения и сопоставления разной информации, наблюдений, фактов.

Потребность в познании присущую человеку, можно объяснить следующими причинами:

  1. Наличие сознания.
  2. Врожденное любопытство.
  3. Стремление к истине.
  4. Склонность к творческой деятельности (взаимосвязана с познанием).
  5. Желание улучшить собственную жизнь и жизнь всего общества.
  6. Стремление предвидеть и преодолеть непредвиденные трудности, к примеру, природные катаклизмы.

Познание окружающего мира – непрерывный процесс, он не прекращается после окончания школы, университета, выхода на пенсию. До тех пор, пока человек жив, он будет стремиться постичь тайны и законы мироздания, окружающее пространство, самого себя.

2

Виды и способы познания

Существует множество методов и способов получения знаний об окружающем мире. В зависимости от преобладания чувственной или умственной деятельности человека различают два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание основывается на деятельности органов чувств, рациональное — мышлении.

Так же выделяют формы познания:

  1. Житейское (бытовое). Человек получает знания на основе своего жизненного опыта. Он наблюдает за окружающими людьми, ситуациями, явлениями с которыми он сталкивает ежедневно на протяжении всей жизни. На основе этого опыта человек составляет свое представление о мире и обществе, не всегда оно бывает истинным, часто ошибочно.

Пример. Марья Ивановна, учитель математики в старших классах считает, что все ученики списывают. Такое мнение она составила благодаря богатому жизненному опыту, проработав в школе более 10 лет. Но, в действительности, ее выводы ошибочны, преувеличены, ведь встречаются ребята, которые выполняют все задания самостоятельно.

  1. Научное познание. Оно осуществляется в процессе целенаправленного поиска объективных знаний, которые могут быть доказаны в теории и на практике. Методы научного познания: сравнение, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ. Результатом научного познания становятся теоремы, гипотезы, научные факты, открытия, теории. Если открыть любой школьный учебник, большинство информации, содержащейся в нем – результат продолжительного научного познания.
  2. Религиозное познание – вера в божественные и демонические силы: Бога, ангелов, Дьявола, чертей, существование рая и ада. Оно может быть основано на вере в одного единого Бога, либо множествоБогов. К религиозному познанию относят так же верования в мистические силы, сверхъестественное.
  3. Художественное познание – восприятие мира, основанное на представлениях о прекрасном. Познание осуществляется через художественные образы, средства искусства.
  4. Социальное познание – непрерывный процесс приобретения знаний об обществе в целом, отдельных общественных группах, человеке в социуме.
  5. Философское познаниеосновано на интересе к поиску истины, постижению места человека в окружающем мире, вселенной. О философском познании заходит речь, если задаются вопросы: «Кто я», «С какой целью появился на свет», «В чем смысл жизни», «Какое место я занимаю во вселенной», «Почему человек рождается, болеет и умирает».
Читайте:  Ворон x1f31f Описание особенности ареал виды питание образ жизни

3

Чувственное познание

Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.

  • С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
  • Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
  • Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
  • Слух — одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
  • Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.

Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:

  1. Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон – слухом, ехидна — осязанием.
  2. Часто чувственное познание исключает логику.
  3. Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах –отвращение, резкий звук – испуг.

4

По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:

  • 1 вид- ощущение. Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.

Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.

  • 2 вид- восприятие. Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.

Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.

  • 3 вид – представление. Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.

Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.

Рациональное познание

Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:

  • Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального – факты, которые можно доказать используя научные методики.
  • Системностью полученных знаний. Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.

Пример. История – наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.

  • Наличием понятийного аппарата. Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.

5

Методами рационального познания являются:

  • логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
  • синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
  • наблюдение;
  • измерение;
  • сравнение (определение отличий, сходств);

На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.

Способы поиска информации

В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:

  • печатных изданий (газет, книг, журналов);
  • интернета;
  • телевидения;
  • радиовещания;

С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.

6

Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.

Самопознание

С ранних лет человек наблюдает за своей внешностью, оценивает свою деятельность, сравнивает себя с другими. С каждым годом он узнает о себе что-то новое: проявляются способности, качества характера, особенности личности. Самопознание человека процесс не быстрый, постепенный. Узнавая свои сильные и слабые стороны, личность может самосовершенствоваться, развиваться.

Самопознание состоит из нескольких уровней:

  1. Самоузнавание. В возрасте 1-1,5 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, понимать, что там находится его отражение.
  2. Самонаблюдение. Индивид наблюдает свое действия, мысли, поступки.
  3. Самоанализ. Человек осознает свои качества характера, особенности, оценивает их, сравнивает с нормами морали. Он сопоставляет свои поступки и результаты, к которым они привели.
  4. Самооценка. У человека складывается устойчивое представление о себе, как о личности. Самооценка может быть объективной, завешенной или заниженной.

Кроме того самопознание может быть направлено человеком на собственные умственные, творческие или физические способности. Отдельным видом является духовное самопознание, в этом случае человек интересуется природой своей души.

7

Богатый внутренний мир человека

Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.

Нередко бывает, что непривлекательный внешне человек все равно вызывает симпатию, благодаря своим внутренним качествам. И наоборот, красивый человек быстро вызывает разочарование, если ведет себя глупо, дерзко, эгоистично. Так внутренний мир и внешность, поступки — складываются в единое целое, составляя общее представление о человеке.

Источник

Представления об окружающем мире природе человека и общества

Первые люди в природном окружении.
Древнейшие люди чувствовали связь с животными, растениями и неживой природой. Они верили, что камни растут и, как животные, способны порождать подобных себе. Были уверены, что животные и растения имеют свой язык и разговаривают между собой.
Вся природа была для первых людей огромным живым существом. Она могла быть как в добродушном настроении, так и гневаться в ответ на плохое поведение даже отдельного человека. Люди были убеждены, что со временем они могут превратиться в различные животные и растения. Такие представления о природе сохранялись длительное время.
Даже с образованием родового строя люди верили, что предками отдельных родов были определенные животные и растения. Так возникали такие названия, как, например, род журавля, волка, оленя. Когда однажды ученый показал туземцу Австралии фотокарточку его сородича, тот уверенно ответил: «Это такой же кенгуру, как и я».
Знания и умения древнейших людей. Уже собиратели и охотники хорошо знали полезные и вредные растения, пути переходов, повадки и места обитания животных. Распознавали их следы. Ночью находили дорогу по звездам. Им были известны времена года. Знали приметы перемены погоды. С применением растительных, животных и минеральных средств они лечили желудочные заболевания, простуды, залечивали раны, переломы костей. Научились делать холодные и горячие примочки, спасали жизнь при ядовитых укусах, удаляли больные зубы.
В языке первобытных людей были тысячи названий различных животных, птиц, змей, камней. Но они не очень быстро считали. Медленно слагали и умножали. Лучше было с делением. С этим действием они чаще сталкивались в жизни при разделе добычи.
В окружающей природе древнейшие люди знали как полезное, так и вредное, опасное.
Возникновение религии у первобытных людей.«Человек разумный» продолжал существовать в очень жестких природных условиях. Много людских жизней уносили эпидемии опасных болезней, сильные наводнения, извержения вулканов, землетрясения.
Во время гроз от молний начинались большие пожары. Они губили все живое на огромных лесных пространствах. Морские штормы и ураганы всегда были опасными для рыбаков. Когда стада животных покидали места обитания охотников, наступала голодная смерть.
Человек по-своему объяснял природные причины, которые вызывали эти грозные явления. Это привело к вере в сверхъестественные существа; верили, что они управляют всеми опасными природными явлениями и жизнью людей. Поэтому люди пытались задобрить этих могучих правителей мира. Так начали возникать первобытные религиозные верования. Людям казалось, что весь мир населен могущественными духами, или демонами. Самые сильные из них получили название богов.
С открытием земледелия и животноводства изменились религиозные представления. Главное место среди многих богов заняли те, кто благоприятствовал успеху в этих занятиях. Одним из них стал бог Солнца, от которого зависит земное тепло. Считали, что бог грозы и грома дарит необходимую для полевых растений и садов влагу. Появилась вера в богов — покровителей пастухов и животноводов.
Образы древних богов.Богов первобытные люди представляли в самом фантастическом виде. Об этом говорят их каменные фигуры, найденные археологами. Этнографы также видели необычные деревянные изображения в первобытных племенах современности. Такие фигуры называют идолами, или истуканами.
Они имели человеческую внешность с измененным обликом. Были идолы с огромной головой и совсем маленьким туловищем женщины или мужчины. Были и с ужасным выражением лица, длинным ртом и многими оскаленными зубами. Встречались идолы с телом человека и головами зверя, крокодила, рыбы.
Люди обращались к богам со словесными просьбами, они называются молитвами. Их содержание имело простой смысл. Человек просил успеха в охоте, дождя во время засухи, спасения от голода и болезней.
Считалось, что боги имеют обычные человеческие нужды, что и им необходимо есть и пить. Поэтому к идолам приносили животных, зерно и другую пищу. Приносили в жертву богам и людей, убивая их возле идола.
Появление веры в душу человека.Переход к сельскому хозяйству и ремеслу значительно улучшил жизнь людей. Появилось больше времени для размышлений. Человек пытался найти ответы на главные вопросы жизни. Его стало интересовать, почему животные и люди умирают. Почему спящий похож на покойника? Почему потеря сознания при болезни или при столкновении с диким зверем напоминает смерть?

Читайте:  Какое может быть общение с природой

Но человек, который спал, просыпается и помнит, что он видел во сне. Тот, кто теряет сознание, возвращается к жизни. А умерший навсегда расстается с ней.
Возникло убеждение, что в теле человека находится главная причина жизни — его душа. Она считалась невидимой, похожей на воздух или тень. Душа может оставить человека на время — тогда он засыпает или теряет сознание. Его душа может улететь навсегда — тогда человек умирает, и душа получает свою новую жизнь. Она может переселяться в младенцев, животных и даже в растения. Такие первобытные представления сохранились в религиях древности и нашего времени.
В конце первобытности человечество освоило земледелие, животноводство и изготовление металлических предметов. Появилось представление о душе человека. Это главные условия для возникновения современной культуры.

Способности первобытных людей (об австралийских племенах)
Их умение выслеживать животное хорошо известно. Но трудно представить себе все мастерство, если не видеть их за работой. Туземец не только различает следы, оставленные всеми животными и птицами. Осматривая нору, он может сразу, посмотрев на направление свежих следов или понюхав землю, определить, находится там животное или там уже его нет.
С самого раннего детства мальчики и девочки упражняются в распознании каждого следа, который оставлен любым живым существом. Матери, играя с детьми, удивительно точно рисуют на песчаной почве следы различных животных.
Их знание растений и способов их употребления является поистине чудесным. Туземец в любой местности всегда умеет находить выход из тяжелого положения. Тогда как любой европеец наверняка бы умер с голоду.

Первобытные верования (рассказ эскимоса ученому)
Мы не верим, мы боимся. Мы страшимся духа земли, который вызывает непогоду и заставляет нас с боем вырывать нашу пищу у моря и земли. Мы боимся богини Луны. Мы боимся нужды и голода в холодных жилищах из снега. Мы боимся великой женщины, которая живет на дне моря и управляет морскими зверями. Мы боимся болезней. Они вокруг нас!
Не смерти боимся мы, а страдания. Мы боимся духов мертвых. Мы боимся духов животных, которых мы убили. Мы боимся всех невидимых существ, которые нас окружают.

Источник