Представления о сознании в истории философии

19. Философские проблемы сознания. Общественно-историческая природа сознания. Сознание и язык

19. Философские проблемы сознания. Общественно-историческая природа сознания. Сознание и язык
Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных проблем. Сознание – особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек услышал, почувствовал, пережил.
В истории философии проблема сознания решалась на двух уровнях:
1. Описание способов, какими вещи даны в сознании и существуют в нем (описание феномена сознания).
2. Объяснение самой возможности сознания, самого феномена.
Такое разделение появилось только в 20 веке. До этого считалось, что если описаны способы существования вещей в сознании, то вопрос о природе сознания исчерпан. Каждая эпоха имела свои представления о сознании, связанные с текущими мировоззренческими установками и зачастую взаимоисключающие. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект, потому для объяснения сознания использовалась метафора (Платон, Аристотель): как буквы отпечатываются на дощечке с воском, так и объект отпечатывается на дощечке разума. Другая особенность – умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять внимание на внутренний мир, не была проработана философией. Эта специфика основана на том, что внимание человека было обращено на окружающий мир.
В культуре христианства произошло важное событие – обострение потребности человека обращать внимание на себя, собственные переживания, что было вызвано необходимостью общения с –богом (молитва). Человек должен был отключиться от чувственных восприятий, тела и обратиться к душе. Практика исповеди также стимулировала самоанализ. Таким образом перед человеком открылась новая грань сознания: сознание – это не только знание о внешнем мире, но прежде всего знание о собственном духовном опыте, его содержании. Эту проблему впервые четко сформулировал Августин Блаженный (5 в.). Три уровня сознания:
1. Божественный – высший.
2. Рефлексии и рассуждения.
3. Инстинктов и страстей – низший.
Чтобы человек обрел свою сущность, свое “Я”, он должен дойти до первого уровня. Но на первом уровне “Я” забывает о себе, не рассуждает, не рефлексирует, чтобы рассказать об этом состоянии, нужно выйти из него. Остаются лишь воспоминания, которые и есть сознание. Сознание есть память о земной ничтожности и возможности достигать божественное. Сознание связано со страданием. Оно дано, чтобы испытать муки души, потерявшей единение с Богом (Бердяев).
Новое время ознаменовалось афоризмом “Бог умер”. Отказ от бога формировал новый духовный опыт людей, где нет первого (божественного) уровня. Нет бога, нет и воспоминания. Происхождение человека стало рассматриваться через природную эволюцию. Однако нельзя было рассматривать сознание как отпечаток (в античности), а что если это галлюцинация. Вывод философов Нового времени – сознания нет без самосознания. В акте самосознания сознание само себя знает – структуру и содержание.
Маркс сформулировал идею вторичного сознания, его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами, прежде всего экономическими. Он утверждал, что не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание. Сознание есть осознанное бытие. Под бытием он понимал реальные условия жизни людей в буржуазном обществе, где все поставлено на службу материальному успеху. Отсюда морально все, что приносит материальный успех. Люди привлекают друг друга не как носители духовного опыта, а как владельцы вещей. Маркс зафиксировал факт, что буржуазные отношения невозможны без изменения сознания людей. Социальная система может стабильно функционировать лишь при постоянном воспроизводстве такого содержания сознания, которое было бы адекватно содержанию системы. Бытие сознания является необходимым моментом функционирования общественного бытия. Пока реальные люди не осознали буржуазные отношения как само собой разумеющимся, последние находились в стадии становления, и гарантия их стабильности отсутствовала. Укрепление нового способа производства зависит в первую очередь от перестройки сознания большого количества людей.
Оппоненты Маркса утверждают уникально-личностную, а не общественную природу сознания. Сознание – уникальный творческий акт или детерминированное положение человека в структуре общественных отношений.
Общественная природа сознания
Мышление у человека в отличие от мышления животного многократно опосредовано. От поколения к поколению закрепляется и передается накопленный опыт. Постепенно происходит отделение духовного от материального. Историческое происхождение мышления относится к эпохе нижнего палеолита, которое обусловлено биофизическими факторами. Но эти факторы сами по себе реализоваться не могут, и источник знаний лежит ни в объектах, ни в субъектах, а во взаимодействии между субъектом и объектом. “Труд создал человека”.
Мышление первобытного человека строилось по другим канонам, где доминируют коллективные нормы. Мышление нельзя заключить в рамки интеллектуального. Если не было бы мышления дикаря, не было бы мышления гения. Как только начинается работа мышления начинается перестройка психики человека в целом и каждого из ее элементов в отдельности. Сами эмоции становятся опосредованными. Происходит новое качественное мышление – сознание.
Система, внутри которой возникает и развивается сознание – специфический человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Способом может быть практико-преобразовательная –деятельность по отношению к природе, социальной среде, самому человеку, к формам его жизни. Опыт созидания культуры человека и составляет отражение, которое образует человеческое сознание. Возникновение сознания связано с: формированием культуры на основе практической деятельности людей, необходимостью закрепления навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.
Все эти действия носят социальный характер, то есть основным для общественной природы человека является человеческое сознание.
Сознание и язык
В литературе все еще продолжается дискуссия о природе языка: одни считают ее идеальной, другие, напротив, материальной. В пос¬леднем случае в ткань языка не включают ни значение, ни семанти¬ку. При последовательном проведении подобной линии недолго прий¬ти к умозаключению о возможности существования сознания и мыш¬ления вне и помимо языка. Соответствует ли, однако, подобные взгля¬ды действительному положению дел? Как заметил К. Ясперс, познание окружающего «непосредственно, без языка» было бы возможно, если бы мы оказались способными к чистому осозна¬нию сущности. Тогда язык «стал бы излишним. В действительности же мы в состоянии осмыслить значения, понятия, вещи только тог¬да, когда они связаны со словами и знаками. Правда, мы можем отделить мысли от языка, выражая их другими словами или же на другом языке. Но все же каким-то образом они должны быть закреп¬лены. Язык абсолютно необходим не только затем, чтобы сообщить наши мысли другим, но и для самих себя мы формирует собствен¬ные мысли с помощью языка. Даже если психологически возможен неязыковой момент — лишенное языка, зачаточное движение души, но все равно мысль, только тогда становится ясной, осоз¬нанной и коммуникативной, если она воплотилась в языке» Подобно сознанию и мышлению, язык (не как анатомический орган), по своей сущности, идеален. В самом деле, материальный в ряде случаев язык (таковым являются искусственные системы зна¬ков, используемые для коммуникации человека с техническими ус¬тройствами) нисколько не меняет основополагающего представле¬ния об идеальный сущности языка.
Материальный характер язык имеет до тех пор, пока функциони¬рует в технических или смешанных системах типа «человек-машина» и, в конечном счете, должен быть расшифрован субъектом в идеаль-ных образах. Хорошо известно, что в процессе коммуникации чело¬век реагирует вовсе не на физическую природу «носителя», так как материальная сторона информации ему относительно безразлична. Содержание передаваемого сообщения закодировано только во внеш¬ней форме материала, а не в нем самом. По каналам связи фактичес¬ки передается не мысль, а лишь ее оболочка, материальный носи¬тель информации, и при этом только начальное и конечное звено полного коммуникативного акта непосредственно связано с явлени¬ями духовного порядка и может характеризоваться при помощи ка-тегории идеального.
Представление о материальной сущности языка неизбежно ведет к его отрыву от сознания и мышления. Иначе как можно соединить все эти категории в единую, неразрывную и логически непротиворе¬чивую систему, если сознание и мышление полагаются по своей природе идеальными, а язык, напротив, -в качестве материальной сущности? Сознание, язык и мышление не следует ни отождеств-лять, ни чрезмерно противопоставлять. Между тем подобные мета¬физические крайности достаточно распространены. Взять хотя бы концепции, абсолютизирующие значение языка. Так, многие линг¬висты на протяжении всего XX в. продолжали изучать язык «в самом себе и для себя». Отрыв в той или иной форме языка и мышления друг от друга и от сознания — типичное явление в рамках отечествен¬ной философии. В частности, некоторые специалисты полагают, что сознание присуще лишь человеку, тогда как язык и мышление есть и у животного.
Единство сознания, языка и мышления, обус¬ловлено их единой сущностью, которую обозначают как идеальность существования. Вместе с тем язык и мышление обладают по отноше¬нию к сознанию и друг другу известной самостоятельностью, кото¬рая вытекает из их функциональной спецификации. Специфика языка и мышления как атрибутов сознания заключа¬ется в том, что язык — более устойчивая сторона, мышление — процессуальная и более подвижная его (сознания) сторона. Язык в наиболее общем виде определяют как средство коммуникации, знаковую систему способную передавать информацию и служить формой выражения и закрепления мысли, как орудие мыслительной деятельности. Мышление -это текучий, динамичный, изменчивый способ существования, нередко ломающий устоявшиеся привычные лексические значения.
Язык представляет собой систему знаков. Мысли человека, передаваемые другим людям, пре-вращаются (кодируются) в устные (звуки) или в письменные (сло¬ва, чертежи, различная символика) знаки. Их смысл (значение) из¬вестны людям, знающим тот язык, на котором эти мысли передают¬ся До недавнего времени было широко распространено понимание языка как сугубо речевого и вербального средства общения. Однако в последнее время наметилась позитивная тенденция к расширению термина «язык». С позиции более широкого подхода формы языка многообразны и включают в себя естественные (вербальные и невер¬бальные) и искусственные системы знаков: планы и карты, чертежи и схемы, математическую и другую символику, орудия счисления и т.д. Искусственными являются и языки, используемые для коммуни¬кации человека с техническими системами. Однако ведущую роль среди всех других языковых форм коммуникации и общения играет вербальный речевой язык.
Итак, в отечественной философской литературе господствует мнение о том, что основной функцией языка является коммуника¬тивная. Однако оно нуждается в уточнении, поскольку коммуника¬тивность — чересчур общий признак, который не столько отличает, сколько сближает язык с такими феноменами, как мышление, код или сигнал. Все указанные явления выступают формами общения и нельзя сказать, что одно из них более, а другое менее коммуникативно. Поэтому необходимо вычленить гораздо более специфический признак, характеризующий основное качество именно языка. Таким фундаментальным признаком языка является его способность обеспечить взаимопонимание агентов коммуникации (общения). Процесс языкового общения главной своей целью имеет достижение понимания субъектами друг друга и внешнего мира.

Источник



Сущность, структура и природа сознания

С точки зрения современной науки сознание — это высшая форма (способ) психического отражения окружающего мира, присущая человеку как социокультурному существу. Можно также говорить, что сознание является свой­ством мозга, которое заключается в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отражении объективной действи­тельности. Это отражение носит активный, целенаправленный, обобщенный и оценочный характер, представляя собой един­ство «мирочувствия» и «мировидения». В своей действитель­ности сознание выступает как поток образов внешнего мира, существующих во внутреннем (духовном) мире человека и являющихся необходимым условием его предметно-практи­ческой деятельности, всей его жизни.

Сознание является субъективным образом объективного мира, до­стоянием индивида. На его основе формируется определенное отношение человека к окружающему миру и к другим людям. Сознание — это всегда и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мира, осмысление им своей жизни, постанов­ка целей собственной деятельности. Сознание включает в себя и бессознательное, играющее специфическую роль в жизни чело­века. Ядром же сознания является знание, которое несет в себе разнообразные научные и иные сведения об окружающем мире. Источниками сознания являются окружающий человека мир (природные процессы и явления, социокультурная среда), собственный духовный опыт, а также деятельность мозга.

Читайте:  Состояние природы в музыке

С точки зрения своей структуры сознание представляет единство психических способностей, процессов и состоя­ний, в которых отражается окружающий мир. Эта структура включает в себя:

— ощущения, восприятия и представления, несущие в себе простейшую информацию о внешнем мире;

— субъективные эмоционально-психологические пережи­вания, в которых выражено отношение к миру (радость, пе­чаль, восторг и т.п.);

— понятия, идеи и иные формы логической (рациональной) деятельности, которые обобщают опыт отражения;

— ценностные определения окружающего мира, т.е. восприя­тие его с точки зрения значения для человека;

— волевые процессы, устремленность к целям своей деятель­ности;

— память, т.е. способность хранить и воспроизводить инфор­мацию;

— бессознательное, включая и интуицию как «скрытое» со­знание.

Сознание — это не только знание о мире, но и боль о мире, страдание человека по нему, переживание его. Оно есть не только орудие познания, но и тяжесть, бремя креста. Сознание не позволяет человеку выйти из мира и равнодушно отвернуться от него. Оно несет с собой грусть и тоску о мире, открывает бес­конечный трагизм существования человека в этом мире, его неизбежную смерть.

Структура сознания, таким образом, являет собой единство чувственно-эмоционального и понятийно-рационального на­чал. Это единство закреплено дихотомией человеческого моз­га — наличием в нем двух полушарий (левое и правое), которые различаются по своим функциям.

Природа сознанияхарактеризуется следующими моментами:

Первое. Сознание вторично. Это означает, прежде всего, что оно есть результат длительной эволюции живой природы и совер­шенствования форм отражения в ней. Во-вторых, содержание сознания (ощущения и чувства, образы, мысли и т.д.) обуслов­лено воздействием внешнего мира, «взято» у него в ходе ак­тивной практики человека. Сознание всегда конкретно — исторично, т.е. непосред­ственно зависит от характера и содержания эпохи. Можно для примера сравнить сознание первобытного дикаря и современ­ного человека: дистанция в данном случае огромного размера.

Второе. Сознание социально, т.е. формируется и проявляет себя только в рамках совместной деятельности людей. По сло­вам К. Маркса, сознание «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди». Пра­воту этого тезиса подтверждает история с известным литера­турным персонажем Робинзоном Крузо из романа английско­го писателя Д. Дефо. Чтобы сохранить свой человеческий облик (в социальном и духовном смысле), Робинзону понадобился Пятница как соратник в его жизни.

Третье. Сознание субъективно, т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами челове­ка как субъекта духовной жизни (возраст, пол, социальный статус, имущественное положение и др.). Все это активно вли­яет на стиль мышления, особенности восприятия мира (напри­мер, типы темперамента), на соотношение эмоционального и рационального в возникающих образах. Сознание — это та ре­альность, которая существует только в нас и только вместе с нами, а не независимо от нас. Оно всегда является обобщением собственного опыта индивида, его страданий, радостей и огор­чений.

Четвертое. Сознание — это всегда деятельность, в данном слу­чае рефлексивная (отражательная). В своей действительности отражение человеком внешнего мира требует напряжения не только физических, но и духовных сил — работы органов чувств и сердца, разума человека, осмысления и переосмысления накоп­ленного опыта. Сознание как рефлексия существует в разных формах — в форме науки, религии, философии, искусства и т.д.

Пятое. Сознание имеет предметно-практическую природу. Это означает, что сознание постоянно проявляет себя в актах и продуктах деятельности человека. Оно обнаруживает себя в процессе опредмечивания, т.е. превращения субъективной ре­альности в реальность объективную, материальную (сделанные вещи, поступки человека). Опредмечивание — это воплощение человеком своего «Я» путем создания нового мира в ходе прак­тики в различных ее формах. В этом мире сознание и «угаса­ет», переходя в иную — вещественную — форму. Напротив, по мере распредмечивания человек извлекает тот смысл и опыт, который как бы «спрятан» в предметах (например, в книгах), и присваивает его себе.

Социальная сущность и природа сознания состоят также и в том, что его субъектом является человек, действующий не в одиночку, а коллективно — как общественное существо. Чело­век формирует свое сознание лишь по мере включения в мир культуры, которая является воплощением и хранителем опы­та человечества. Вот почему самоизоляция и одиночество че­ловека — это всегда отрыв от тех истоков и импульсов, которые питают его духовный мир.

Непосредственным носителем сознания является индивид (отдельный человек). Духовный мир индивида неповторим, та­инствен, а нередко и вовсе не поддается разгадке. «Человечес­кий череп, — писал Маркс, — есть неприступная крепость». Вот почему воспитание человека представляет собой очень большую сложность, ведь к каждому воспитуемому необходимо найти и применить индивидуальный подход, учитывать его жизненный опыт, состояние души и многие другие обстоятельства. Но все-таки сознание отдельных людей благодаря языку мо­жет стать достоянием всего общества. В таком случае формиру­ется общественное сознание — совместные формы отражатель­ной деятельности, некий коллективный разум в различных его формах (наука, религия, мораль, искусство и др.). Обществен­ное сознание имеет сложную структуру и является весьма ак­тивным фактором исторического и культурного процесса.

Источник

Проблема сознания в философии

Понятие сознания в философии сложно определить, поскольку этот термин имеет многоаспектный круг объяснений. Оно содержит в себе мысли, восприятие мира, осознание. В зависимости от времени оно воспринимается как мнения, собственное Я. Мыслители превозносят осознанное бытие, как самое важное в мире. А ученые считают, что данное понятие расплывчато и не имеет границ использования. Сознание означает человеческую деятельность на ментальном уровне.

Философские теории

С философской точки зрения, сознание – это умение соотносить и осознавать объект (по Гегелю). Под этим словом подразумевается основательная способность человека соотноситься с миром в целом. Это форма или метод объекта, вид и способ представления мироздания. Понимание сознательной деятельности существует всегда, оно не имеет начала и конца, не может пропасть, также как и сам мир. Сознание и мироздание – две стороны единой соотнесенности. Поэтому в философском значении неправильно будет рассматривать его как отдельное понятие, оно неотделимо от сущности мира.

Сознательная сущность не есть способность соотноситься, это само отношение. Этот довод вытекает из того, что человек не способен находиться в отрешенности от него, выйти за его границы. Мы поглощены этой субстанцией. Без нее, для человека ничего не существует. С этой стороны, термин подразумевает двойственность и деление внутри. Это означает, что сознание интернационально (по Гуссерлю).

Философы стараются найти объяснение заключения о том, что сущность сознания провозглашает разделение субъекта и объекта, внутреннего и внешнего Я и мироздания. В относительном виде это некий опыт, который соотносит нас с миром. Этот опыт подразумевает и сам процесс соотношения в общем и в виде переживания человеком этого процесса. Поэтому в философии из понятия сознательной сущности выделяется субъект. Сам термин понимается, как соотношение субъективного и объективного. Объект осознается субъектом.

Сознательное бытие существует как потенциальное положение, в которое субъект может попасть в любое время в виде опыта, соотнесенного с мирозданием.

Формы

Различают 4 формы рассматриваемого понятия: самосознание (осознание личности), рассудок (осознание, способное мыслить и постигать мир), разум (разум в самосознании) и дух (высшая форма осознания, объединяющая все другие).

Философская наука старается найти решения на 2 основные проблемы сознания: в чем состоит его сущность и его взаимосвязь с физическим миром (особенно телом).

Дуализм

Это предположение о существовании 2 видов субстанций: сознание и физические субъекты. Прародитель этой ветви – Рене Декарт, утверждающий, что человек – это мыслящая субстанция, которая может сомневаться в существовании всего окружающего мира, за исключением своего сознательного Я, которое никак не связанно с физическим окружением.

Двойственность духовного мира и телесной оболочки – теория, по которой сознание и материя понимаются, как: независимые, дополняющие и находящиеся на одном уровне по значимости субстанции. Эта точка зрения начала развиваться в трудах Платона и Декарта. По Платону тело является частью физического мира и поэтому умирает. А душа не привязана ни к временному, ни к пространственному течению, и поэтому ей доступна истинная сущность мира идей.

Последователем дуализма нашего времени можно назвать Дэвида Чалмерса. Он считает свою точку зрения натуралистическим дуализмом, согласно которой сознательный опыт не имеет физической природы, хотя и находиться в зависимости от нее в соответствии с природными законами. Законы психофизики предполагаются Чалмерсом как дополнение к миру физических объектов.

Логический бихевиоризм

Логический бихевиоризм – концепция, предполагающая бытие в психическом положении, нахождение в бихевиоральном состоянии, то есть выражение некоей поведенческой позиции, или противоположное мнение к ней. Это направление перекликается с психологическим бихевиоризмом, но имеет существенное отличие: последний вариант предполагает рассмотрение бихевиоризма как способа изучения человека без попыток решения философских задач в области понятия сознания и его взаимосвязи с телесной оболочкой. Представителями этой философской ветви являются Гемпель и Райл. Эта теория пытается отрицать двойственность по Декарту, потому что она находится в противоречии с утверждением о единстве науки (физикализм).

Идеализм

Следуя теории идеализма, мир есть совокупность сознаний. Мир материального не существует без них. Джо Беркли считал, что бытие – это восприятие внешним миром.

Индуизм

В этом ответвлении, философы представляют Пурушу (молчаливую высшую силу), который обозревает деятельность Пракрити (материальных субъектов). Духовное сознание ошибочно сопоставляется с телом, которое охвачено и увлечено гуннами (природными качествами).

Материализм

Материализм – философская концепция о физической оболочке всего существующего. Сознание – это черта высокоорганизованной субстанции. Материалисты критикуют прочие направления, изучающие сознательную сущность, и утверждают, что поведение человека является его физическим источником внутри тела. Представителями этой теории считаются Фридрих Энгельс, Дэвид Армстронг, Дональд Дэвидсон.

Функционализм

В соответствии с этой теорией нахождение в психическом положении означает нахождение в функциональном сознании (выполняя конкретное действие). Функционалисты считают, что сознание находится в таком же соотношении с мозгом, как опция показывать время – с материальным объектом самих часов. Функционализм критикует точку зрения материалистов, потому что не принимает взаимосвязь сознания и мозга: сознание только функция различных материальных объектов. Функционалистами считаются Дэвид Льюис, Хилари Патнем, Дэниел Деннет.

Двухаспектная теория

Теория гласит, что психическая и физическая сущности – это два качества реальности, на которой основано все мироздание. Эта реальность не относится ни к психической, ни к физической. Теория двух аспектов отрицает остальные философские ветви, которые утверждают о существовании психического и физического. Таких вглядов придерживались: Бенедикт Спиноза, Бертран Рассел, Питер Стросон.

Феноменологическая теория

Феноменология пытается описать сущность опыта без каких-либо объяснений реальности его объекта. Это направление старается найти идеальные качества мышления человека и восприятия, не зависящие ни от каких индивидуальных особенностей, и объяснить прочие науки в виде основанных на мышлении. Интернациональность – основополагающая черта человека. Представители феноменологии – Эдмунд Гуссерль и Морис Мерло-Понти.

Эмерджентная теория

По эмерджентной концепции сознание не может быть сведено к физическому состоянию мозга, хотя и есть качество некоего материального объекта. Это нередуцируемая субстанция, которая имеет уникальные характеристики, и реальный объект для изучения наукой. Среди сторонников выделяется Джон Серл.

Понятие сознания не употребляется в философии, если говорится о движении в мышлении без соотношения с мирозданием. Без опыта соотношения с миром, оно перестает быть самостоятельным и превращается в способность рефлексии по отношению к мысленному содержимому. В мышлении субъект движения – это само мышление, которое понимается, как некое общее пространство действий и, как субъект этих действий одновременно.

Читайте:  1 Какую роль играют птицы в природе и для человека

Источник

Лекция 3 (3.1.-3.2.). Природа сознания человека. Философия познания.

Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (на­пример, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой.Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

Сознание— наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способ­ность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли — то есть обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

Основными формами сознанияявляются: восприятие, осмысление, оценка, воспоминание, фантазирование, жизненный опыт.

Предметом сознания,в свою очередь, являются:

— окружающий мир, его предметы, явления;

— особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с выс­шим миром, так и не связанный.

Главными свойствами человеческого сознания являются: идеальность; интенциональность; идеаторность.

Идеальность— это особая, нематериальная сущность созна­ния. Идеальное сознание по своей природе: противоположно материальному миру; независимо от материи; в некоторых случаях первично по отношению к материи; неуловимо с помощью материальных средств. Это означает следующее. Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание мо­жет «вмещать» в себя все — песчинку, маленький камень, автомо­биль, небоскреб, океанский лайнер, планету). Сознание, его обра­зы — самостоятельная реальность, по сути, противоположная ма­терии. Сознание независимо от материи. В сознании, возможно, то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все). Сознание во многих случаях предшествует материи — точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бума­ги и др.) в сознании всегда имеется замысел, «образ» данного пред­мета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) — строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные оке­анские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д. Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств.

Интенциональность— направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предме­том сознания. Интенциональность сознания подразумевает наличие: предмета сознания (что «видит» сознание); формы (как оно воспринимает предмет).

Идеаторность сознания— способность творить и воспроизво­дить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи— коренное отличие сознания человека от сознания животных.

В целом в философии существует несколько подходов к пробле­ме сознания: физикализм; солипсизм; объективный идеализм; умеренный материализм.

Физикализм— крайне материалистический подход к пробле­ме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объ­яснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Солипсизм— другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная досто­верная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом исолипсизмом (крайними направле­ниями) находятся:

— объективный идеализм— признает наличие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творче­скую) роль и рассматривает его в отрыве от личности инди­вида как часть «мирового сознания»;

умеренный материализм— считает сознание особым прояв­лением материи, способностью высокоорганизованной мате­рии отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания.Можно выделить три основополагаю­щие из их числа:

— сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

— сознание присуще всем живым организмам;

— сознание — свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрениясознание существует само по себе, независимо от его материальных носи­телей — живых организмов, человека. Сознание «исходит» непо­средственно из космоса (другой вариант — из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Существуют теории происхождения сознания,близкие к косми­ческой (божественной) точке зрения:

— теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейб­ницем, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

— теория Тейяра Пьера де Шардена, согласно которой сознание — надчеловече­ская сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

— теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

Основная идея «биологической» точки зрения:созна­ние — порождение живой природы и присуще всем живым ор­ганизмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

— жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

— инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

— животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

— многие действия, совершаемые животными (особенно выс­шими — кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

животным присущи своя «мораль», правила поведения, при­вычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.

Согласно «человеческой» точке зрениясознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Данная точка зрения была особенно распространена с сере­дины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследова­ния ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высо­кой «социальной» организации с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. 4-е изд. М.: Проспект. 2010.

2. Горелов А.А. Основы философии. 7-изд. М.: Академия. 2008.

3. Кошкарян М. Из истории философии. Античная философия: курс лекций. М.: Издательство гуманитарной литературы. 2009.

4. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров. 6-е изд. М.: ИД Юрайт. 2013.

5. Родчанин Е.Г., Колесников В.И. Философия для технических вузов. М.: Дашков и К., Академцентр. 2010.

6. Скирбекк Г. История философии: учебное пособие. М.: ВЛАДОС. 2008.

7. Всемирная энциклопедия: философия / Главн. научн. ред. и сост. Грицанов А.А. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор.2001.

Термины и понятия к усвоению:

агностицизм, абстрагирование, аксиоматический метод, анализ, абсолютная истина, антисциентизм, восприятие, гносеологический оптимизм, гносеология, гипотеза, идеализация, изоморфизм, истина, критерии истины, метод, метод моделирования, метод математического эксперимента, метод мысленного эксперимента, научная теория, наблюдение, обобщение, объект познания, ощущение, относительная истина, практика, представление, рационализм, сущность, суждение, сенсуализм, синтез, сциентизм, теоретический уровень познания, умозаключение, эмпиризм, эмпирический уровень познания, эксперимент, явление.

Лекция 3 (3.1.-3.2.). Природа сознания человека. Философия познания.

Источник

Представления о сознании в истории философии

Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. Представления о сознании связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания. От того, как представляли сознание люди эпохи, зависел их образ мира, понимание нравственности, политики, искусства, ибо сознание всегда «вплетено в язык реальной жизни» (К. Маркс).

Термин сознание появился в немецкой классической философии. В Античности и Средневековье использовались термины: душа, мышление.

Выделены 2 подхода к определению сознания: классический и неклассический.

Классический подход к определению сознания(до сер. 2 пол. 19 в.):

Античность — гносеологический подход к сознанию. Сознающе-познающий субъект. В основе сознания лежат субъектно-объектные отношения. Человек – элемент Космоса. Он должен познать Космос, чтобы занять отведенное ему в нем место. Но здесь нет активности человека. По-Платону познание – припоминание того, что душа когда-то созерцала. Не творческая деятельность человека. Познание – знание первоначал. Античный человек жил Космосом и вещами, и философствовал о Космосе и о внешнем мире, вырабатывая соответствующие идеи. У него еще нет навыка сосредотачивать внимание на самом себе и своем внутреннем мире. Поэтому античный космоцентризм породил и соответствующее представление о сознании, которое Платон и Аристотель метафорически представили какпечать на воске.

Средневековье ставит другие акценты. Оно привносит веру. Разум не всесилен. В душе человека отражается Бог и признается активность человеческой души через самопознание, саморазвитие. Здесь впервые происходит развитие человеческой личности. Но разумом ни мир, ни Бога познать невозможно. Познай самого себя – познай Бога в себе. Проблематика: напряжение Божественной и человеческой волей, образующее личностность человека (Августин об Истине и Душе). Сознание не сводится к знанию: «Я знал одно, а делал другое» (Августин). К вере через разум не придешь. Вера лежит в основании познания: «Если не поверите, то и не поймете» (Августин). Вера указывает направление Разуму (филос. 20 в. эти идеи). Культура христианства обострила потребность обращать внимание на свои переживания, внутреннее сосредоточение. Она была вызвана необходимостью общения с трансцендентным Богом. Возникла практика этого общения – молитва. Исповедь стимулировала умение совершать самоанализ, нравственный самоотчет. Пытаясь найти способы выражения религиозных переживаний, мыслители открыли новую грань проблемы сознания.Сознание— не только знание о внешнем мире, но, прежде всего, знание о собственном духовном опыте, воспоминание о Божественном.

Проблему сознания как самосознания сформулировал Августин Блаженный (нач. 5 в. нэ.), на которого оказал влияние основатель неоплатонизма Плотин (3 в н. э.)заложивший основы проработки темы духовной сущности и связанной с ней темы сознания. Плотин обнаружил, что обладает духовным опытом, который не тождественен и не связан напрямую с телом. В духовном опыте он выделяет три уровня:

Первый – высший, где происходит отдохновение в Божественном. Чтобы выйти на этот уровень, надо пробудиться от своего тела, прийти к самому себе, стать недосягаемым для внешнего мира. Так можно приобщиться к красоте, испытать блаженство слияния с Божественной простотой, прожить лучшие моменты жизни. Но долго и вечно находиться в этом состоянии человек не может, он опускается на

Второй уровень – рефлексии и рассуждения, где человека одолевает многообразие чувств, мыслей, помыслов, связанных с жизнью «по стихиям мира сего».

Третий уровень – низший, где господствуют инстинкты и страсти.

В этой структуре духовного опытасознание– центр между двумя крайними состояниями – безмолвной, не осознающей себя жизнью нашего «я» в Боге и бессознательной жизнью нашего тела. Все люди способны выйти на высший уровень самих себя, уровень Божественной мысли «Я», ибо до своего рождения мы были частицами духовного мира, неотделенными от него. Пробудить её духовное существо трудно, ибо занятые заботами о земных делах, о телесном, мы слабо ощущаем в себе жизнь Духа, не умеем отгородиться о шума, телесных желаний, для того, чтобы душа могла остаться наедине с Богом, безмолвно переживая лучшие минуты жизни. Парадокс: когда «Я» находится в состоянии единства с Божественным, оно не выделяет себя, забывает о себе, а потому не рефлектирует, не рассуждает, не самоосознаёт свое состояние. Но в тот миг, когда «Я» начинает рассуждать о своем пребывании в состоянии Божественной простоты – его там уже нет, оно оказывается на среднем уровне рефлексии и рассуждения и только вспоминает о пребывании в Божественном. Это воспоминание и есть сознание. Сознание– индивидуальный акт воспроизведения переживания духовной простоты, направляющий внимание не на внешний мир, как было в античности, а на внутренние духовные переживания.

Читайте:  Информация на стенд природа и мы

Таким образом сформировалось понимание сознания как явления духа, которое многократно воспроизводилось в Новое время (например в философии Гегеля).

Сознание стало рассматриваться как наказание человека за грех (Плотин, Августин Блаженный), потому что 1) теперь он понимает, что не может долго пребывать в состоянии Божественной простоты; 2) не может пребывать в вечности, а может только во времени, которое есть бренность, тлен, смертность, поскольку только сознание может противопоставлять настоящее, прошлое и будущее, что открывает трагизм человеческого существования – его конечность; 3) сознание – это обреченность человека на выбор: духовность или телесность в этом выборе – тяжесть противоречия человеческой жизни, приносящая страдание. Связь сознания и страдания признавали в дальнейшем многие философы (Гегель, Бердяев, Ильенков и др.).

Хотя платоновское понимание сознания во многом определило христианское учение о сознании, представленное в трудах Августина Блаженного, всё же нельзя ставить знак равенства между неоплатоником Плотиным и христианином Августином. Плотин не знает личности Бога и личного отношения к нему. Для него на выс-шем уровне Божественной простоты происходит неизреченное слияние «я» и безличного Бога. Христианин даже в экстазе, когда кажется «я» больше не отличается от Бога, знает, что Бог – это господин, а он — его раб, поэтому в своем сознании христианин более учтив и смирен, глубоко переживает свой разлад с Богом и миром.

Новое Время – реакция на догматизм Средневековья. Понятие Бога остается, но на первый план выходит интеллектуальная, рациональная составляющая (возникает деизм). Задача человека – познать законы механики. Отождествление Бога и природы (Спиноза). Задача: познать природу. Форма проявления сознания – знание.

Человек – это чувства, эмоции, страхи, но и разумное существо. В человеке преобладает как достоинство – разум, которым он контролирует чувства и страсти, в этом его свобода. Свобода – осознанная необходимость. Сознание – это осознающее себя сознание. Необходимость сопоставления с действительным положением дел. Разум может давать и ложное знание — Ф.Бэкон: искаженные образы действительности — идолы рода (ограниченность ума, несовершенство органов чувств — присущи всем людям), идолы пещеры (индивидуальны, связаны с воспитанием), идолы рынка (неточность языка, присущи группам людей), идолы театра (слепая вера в авторитет, присущи группам). Самосознающий разум историческими превнесениями не изменяем. Сущность и природа человека связывается с осознанным мышлением (Декарт).

В Новое время новая трактовка сознания. Внутреннее пространство духовного опыта человека сжимается до предметно-логического содержания и переживания, связанных с чувственностью. Бога в душе нет, и человеку не надо вспоминать свои переживания, связанные с Божественным. Он занят проблемами внешнего объективного мира (Декарта интересует не доказательство бытия Бога, а вопросы метафизического обоснования существования внешнего предметного мира).

Сознание в актах самосознания стало обращать внимание только на предметное содержание, связанное с характеристиками объективно-предметного мира. Новое время повторило античное понимание сознания, соединив античную установку на ценность предметного мира со средневековой работой сознания с самим собой.

Но если в средние века сознание рассматривалось как нечто вторичное, как воспоминание на уровне рефлексии о Высшей духовной реальности, то в Новое время сознание объявлялось основополагающей инстанцией в структуре духовного опыта. Философы Нового времени отождествили сознание с интеллектуальной деятельностью субъекта познания. К содержанию сознания относили только данные, которые воспроизводятся, повторяются в опыте, только содержание, которое можно было объективировать в наблюдаемые и рационально — практически проверяемые схемы, образы, что было невозможно по отношению к Божественному Откровению.

В Новое время религиозные и мистические компоненты духовного опыта средневековья вытеснены правилами логики. В новой культуре «без Бога» исходной точкой отсчета для понимания мира становится человек и его сознание. Всё, что свершается и наблюдается в мире и истории, связывается только с его творческой деятельностью. Ничто, взятое помимо человеческой деятельности не допускается в качестве утверждения о мире. Основоположник такого понимания сознания Декарт. Иллюзия Нового Времени: рефлексия – гарант страхования человека от всех ошибок. Фрейд в дальнейшем с разумом будет связывать только верхушку айсберга, всё остальное – бессознательное, т.е. за пределами сознания.

И.Кант обозначил сознание индивида (его разум) как органический сплав индивидуальных и надъиндивидуальных форм (априорные формы).

И.Фихте вывел весь мир из сознания субъекта «Я», осуществляющего движение к «Абсолютному Я» в процессе освоения мира «не-Я» (субъективный идеализм).

Гегель впервые понял историческую форму сознания. Оно определяется историческими формами общественного развития. Это форма проявления Мирового Духа. Объект, цели, задачи познания имеют исторический характер. Он сводит сознание к мышлению, основная функция — познавательная. Развитие бытия — развитие познания. Человек мыслит в категориях своего времени.

Фейербах считал, что природа (материя) существует вечно, бесконечно. Причина природы в ней самой. Природа предшествовала сознанию. Пространство и время – формы существования материи. Нет природы, материи вне пространства и времени. Не рассудок диктует свои законы бытию, природе, а законы действительности являются также и законами мышления. Он верит в силу разума человека.

Под давлением социально-экономических факторов на все сферы жизнедеятельности людей утвердилось миропонимание, в котором возвышенные категории бытия и ценности перестали играть заметную роль, и никто уже не сомневался впервичности, базисности материального, экономического интереса. Природа стала объектом хозяйственной деятельности. Материальные потребности стали ведущими, а материальное производство основополагающим способом производства. Изменилась структура духовного опыта: материальный интерес и материальные потребности были признаны главными ценностями. Началась осознанная борьба классов за материальный успех. Марксизучал такой способ жизни людей и механизм формирования соответствующего ему сознания. Он переосмыслил идеи Гегеля и сформулировал идею вторичности сознания, его обусловленности, детерминированности внешними экономическими факторами. Маркс считал, что не сознание определяет бытие, конструирует мир явлений, а бытие определяет сознание, сознание есть осознанное бытие (под бытием он понимал реальные условия жизни людей в буржуазном обществе). Бытие первично, сознание вторично. Каково бытие, таково и сознание. Человеку не выжить в условиях кредитных операций, сопряженных с риском для кредитора. Чтобы не разориться, ему нужно нейтрализовать соперника, а не стремиться к духовности и наслаждаться состояниями Божественной простоты.

Маркс рассматривает сознание как функцию и атрибут социальных систем. Сознание становится социально обусловленным общественным продуктом. Развитие сознания – в совместной трудовой деятельности. Опосредованный характер связи: сознание — предметно-практическая деятельность — общество. Человек осознает всё как общественно-историческое существо. Способ отношения человека к действительности определяется практикой. Картина мира предстает перед людьми как их способы деятельности, общения. Сознание – мое отношение к среде. Но это отношение самим сознанием не осознаваемо. Это особый способ отношения к миру и к себе.

В сознании как показал Маркс, проявляется вся сущность человеческого бытия. И если у Декарта вера в человеческий разум, верховенство сознания ещё основывается на предположении, что в своих «ясных» и «отчётливых» идеях человек является носителем Божественного света (у Декарта этот свет назван естественным), то для Маркса человек, его сознание, его духовная жизнь определяется стихиями мира сего» (безблагодатными) общественно-экономическими отношениями.

Господство капитала, становясь всеобщим и тотальным, формирует одинаковое поведение и мироощущение. Оно порождает среднее общественно-массовое созна-ние, в котором гасятся любые индивидуальные отклонения. Так становится возможно общественное сознание. Словосочетание «общественное сознание» не понял бы не только Плотин, для которого сознание было воспоминанием о встрече индивидуального человека с Богом, но и Декарт, объявивший началом человеческого существования акт мышления. Для Маркса в определении сознания как «общественного», т.е. зависящего от общества, нет ничего странного, ибо он открыл реальный факт: социальная система может стабильно функционировать лишь при постоянном вос-произведении в массовом масштабе такого содержания сознания, кот. адекватно ей.

По Марксу, общественное сознаниереально функционирует как необходимый момент в целостной совокупности общественных связей и отношений. Анализ сознания предполагал знание специфики этих связей и выводился из социального положения групп людей, их места в способе производства и распределения, их отношения к собственности, а не из исследования самосознания и самоотчетов инди-видов. Не надо проводить психологические тесты, чтобы выяснить эмоциональное отношение рабочего класса к буржуазии в период обострения противоречий капиталистического способа производства: гнев и возмущение — общие моменты сознания рабочих. Таким образом, проявлялось групповое, социально-классовое сознание. В зависимости от того, какому классу, нации, социальной группе принадлежит индивид, содержание его сознания будет иметь специфические особенности и разные формы морали (для феодальной аристократии, буржуазии и пролетариата).

По Марксу общественное сознание потому и общественное, что оно не связано только с субъектом и его способностью к самосознанию, рефлексии. Оновплетено в бытие людей, и если это бытие одинаково для группы людей, то будет продуцироваться и примерно одинаковое содержание сознания ее представителей. Так содержание сознания можно выяснить, если знать что и как люди производят. В этом состоял материалистический метод анализа сознания, предложенный Марксом.

Но можно ли считать такой вывод абсолютным? В любом обществе жили люди, сознание которых не было нерефлексивным, бездумным повторением мнения своей социальной группы или общества в целом. Они сохраняли свою индивидуальность вопреки официальной ортодоксии, т.е. представляли индивидуальный сознания.

Так общественно-групповое и индивидуальное сознание едины, взаимосвязаны.

Неклассический подход(с 60-х г. 19 в.): неокантианство; философия жизни.

Неокантианствоосновывается на философии Канта («вещь в себе»). Какой является «вещь в себе» т.е. сознание, человек никогда узнать не может, т.к. есть непроходимая граница между явлением и «вещью в себе».

Кассирер (человек познает не предметы, а отношения к предметам). Познание имеет дело не с данным, (это данное уже как-то представлено), а с заданным. Человек не может познать сущности этого предмета. Задача философии – отыскать то, что лежит в основе (для Кассирера – это символизация: человек – это символическое животное). Символ невозможно формально логически понять и разложить. Мир чувственный, Душа другой эпохи не может быть понята. В основе не лежит знание.

В феноменологии, экзистенциализме смысл сознания — отказ от субъективно-объективной схемы (Гуссерль, Кафка, Ясперс). Бытие сознания не является предметом гносеологии. Сознание не познаваемо и слито с существованием (экзистенция).

2. Сущность сознания. Определение сознания дать невозможно, каждое определение дает только один срез этого понятия. В общем, сознание– особый тип связи человека с внешним миром, что свойственно только человеку. Эмоции, чувства, переживания, интересы — компоненты сознания. Динамизм связи Природа — Культура — Человек связан с востребованием в индивидуальном сознании. Немецкий социолог М.Вебер: «каждый из нас на ½ состоит из своего «Я», на ½ из той среды, в которой он живет». Сознание не сводится только к мышлению. Усвоение индивидом чего-либо не является чисто рациональным. Человек — жертва иррациональных доктрин. Часто выбор человека зависит от бессознательных стремлений. Э.Фромм считал, что значимость социально-психологических реальностей играет большую роль в выработке и принятии доктрин. Факты сознания – результаты исторических состояний. Факт – обработка чувственно данного (в теории познания) чувственное и рациональное совпадают и противоречат друг другу в сознании, между ними возникает отчуждение. Бессознательное — сторона сознания. Юнг ввел социальное бессознательное.

Источник