Представления о природе в средневековье и новое время
История развития эволюционных идей
«Хотя многое еще темно и надолго останется темным, я нимало не сомневаюсь, что воззрение, до недавнего времени разделявшееся большинством натуралистов и бывшее также и моим, а именно, что каждый вид был создан независимо от остальных, – ошибочно.»
Эволюционные идеи – представления об историческом развитии наблюдаемого разнообразия жизни – возникали еще тысячелетия назад. Все более обогащаясь фактами с прогрессом естествознания, они привели в конце XVIII в. к формированию эволюционного учения. Вскрытие Ч. Дарвином механизма естественного отбора выделило в эволюционном учении теорию эволюции. Для понимания современного состояния и проблем эволюционного учения необходимо знание основных исторических этапов формирования эволюционизма. Таких этапов, по существу, лишь два – додарвиновский (гл. 1) и дарвиновский (гл. 3). В додарвиновском этапе в качестве подраздела можно выделить период, связанный с формированием .Ж.Б. Ламарком первого эволюционного учения (гл. 2).
ГЛАВА 1
Представления о развитии живой природы в додарвиновском периоде
Рассмотрим развитие эволюционных знаний в этом огромном по времени периоде по следующим основным этапам: Древний мир, Средневековье, эпоха Возрождения, XVIII в. и первая половина XIX в.
1.1. Эволюционные идеи в древности. Средневековье и эпоха Возрождения
Идеи единства и развития природы в Древнем мире. Идея развития живой природы прослеживается в грудах древних материалистов Индии, Китая, Месопотамии, Египта, Греции. Еще в середине II тысячелетия до н.э. в «Ригведе» (Индия) выдвигалась идея развития материального мира (и том числе и органического) из «праматерии». В «Аюрведе» (I тысячелетие до н.э.) утверждается, что человек произошел от обезьян, живших около 18 млн лет назад (при переводе на современное летосчисление) на материке, объединившем Индостан и Юго-Восточную Азию. По этим представлениям, примерно 4 млн лет назад предки современных людей перешли к коллективному добыванию пищи, а современный человек появился менее 1 млн лет назад.
Колоссальными были знания древних в области искусственного отбора и медицины. В XI–V тыс. до н.э. (т.е. 7–11 тыс. лет назад) в Средиземноморье, Передней и Центральной Азии, Месопотамии, Египте, Индии и Китае уже были выведены многие современные домашние животные (в т.ч. собака, овца, коза, свинья, кошка, буйвол, бык, осел, лошадь, зебу, верблюд, тутовый шелкопряд и лаковый червец) и множество культурных растений (рис, пшеница, ячмень, просо, чечевица, сорго, горох, вика, лен, хлопчатник, кунжут, дыня, виноград, финиковая пальма, оливковое дерево и др.). Более 3 тыс. лет назад в Индии была открыта прививка оспы (в Европе – только в 1788 году!), тогда же уже делали сложные хирургические операции (кесарево сечение, удаление катаракты, почечных и желчных камней и т.д.) и знали основные черты эмбрионального развития человека. Зубопротезирование, ампутация конечностей и трепанация черепа были известны еще в конце неолита, до возникновения основных центров древней цивилизации.
В Китае за 2 тыс. лет до н.э. существовал искусственный отбор для выведения различных пород крупного рогатого скота, лошадей, рыб, шелкопряда и декоративных растений. Неудивительно, что в конце I тысячелетия до н.э. там уже были распространены учения о возможности превращения одних живых существ в другие. Много сделали для подготовки эволюционного учения древние философы Античной Греции. Анаксимандр Милетский в труде «О природе» (около 540 г. до н.э.) писал, что животные возникли в воде, а потом защищенные твердыми покровами от высыхания освоили сушу. Человек, по его мнению, произошел от животных, первоначально подобных рыбе. Гераклит Эфесский (VI в. до н.э.) считал, что все живые существа, и человек в том числе, развились естественным путем из первичной материи. В спорах с философами-идеалистами греческие материалисты V–IV вв. до н.э. ставят проблему развития высшего разумного существа путем сочетания простых, более примитивных состояний материи. Сохраняющиеся единицы, размножаясь, дают начало новым удачным сочетаниям. У «великана мысли» Аристотеля (IV в. до н.э.) встречаются высказывания о развитии живой природы, основанные на знании общего плана строения высших животных, гомологии и корреляции органов. Аристотель, видимо, одним из первых высказал предположение о существовании переходных форм между животными и растениями. Его фундаментальные произведения «О частях животных», «Истории животных», «О возникновении животных» оказали большое влияние на последующее развитие биологии.
Таким образом, уже в глубокой древности, несколько тысяч лет назад независимо в Месопотамии, Средиземноморье, Индостане и Китае возникли религиозно-философские идеи трансформизма – превращения одного существа в другое; креационизма (от creatio – сотворение) – божественных актов творения; а на основе практики сельского хозяйства возникли глубокие практические знания методов создания новых пород. К началу новой эры в центрах цивилизации были описаны тысячи видов животных и растений.
Обобщая, можно сказать, что в древности была достаточно глубоко разработана идея единства всей природы. Ярким выражением такого подхода стала знаменитая «лестница существ» Аристотеля, начинающаяся минералами и кончающаяся человеком. Однако идея лестницы существ была далека от идеи развития: высшие ступени не воспринимались как продукт развития низших ступеней. Метафизический, отвлеченно-умозрительный характер взглядов древних мыслителей не позволил объединить идею единства природы с идеей развития природы от простого к сложному.
Источник
8. Отношение к природе в средние века
В средние века формируется новое воззрение на природу. Последняя не есть теперь нечто самостоятельное, как это по большей части было в античности. Учение о божественном всемогуществе лишает природу самостоятельности, поскольку Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей, то есть творить чудеса.
В христианском вероучении внутренне связаны между собой догмат о творении, вера в чудо и убеждение в том, что природа «сама для себя недостаточна» (выражение Августина) и что человек призван быть ее господином, «повелевать стихиями». В силу всего этого в средние века меняется отношение к природе. Во-первых, она перестает быть важнейшим предметом познания, как это было в античности (за исключением некоторых учений, например софистов, Сократа и других); основное внимание теперь сосредоточивается на познании Бога и человеческой души. Эта ситуация несколько меняется только в период позднего средневековья — в XIV веке. Во-вторых, если даже и возникает интерес к природным явлениям, то они выступают главным образом в качестве символов, указывающих на другую, высшую реальность и отсылающих к ней; а это — реальность религиозно-нравственная. Ни одно явление, ни одна природная вещь не открывают здесь сами себя, каждая указывает на потусторонний эмпирической данности смысл, каждая есть некий символ (и урок). Мир дан средневековому человеку не только во благо, но и в поучение.
Символизм и аллегоризм средневекового мышления, воспитанный в первую очередь на Священном Писании и его толкованиях, был в высшей степени изощренным и разработанным до тонкостей. Понятно, что такого рода символическое истолкование природы мало способствовало ее научному познанию, и только в эпоху позднего средневековья усиливается интерес к природе как таковой, что и дает толчок развитию таких наук, как астрономия, физика, биология.
Читайте также
ДРЕВНИЙ РИМ В СРЕДНИЕ ВЕКА. УПАДОК РОМАНСКОГО МИРА
ДРЕВНИЙ РИМ В СРЕДНИЕ ВЕКА. УПАДОК РОМАНСКОГО МИРА Чтобы объяснить упадок романского мира и описать его связи с происхождением христианства, историки древнего мира разделились на два лагеря. Одни верили в естественную смерть римской цивилизации, другие придерживались
II СРЕДНИЕ ВЕКА
II СРЕДНИЕ ВЕКА Такова та позиция, которую по отношению к религии заняла греческая философия. Преемница последней, христианская мысль разбила те рамки естественного познание и действия, в которых расположилась эта философия. Страстная жажда бесконечной любви и мощи,
III «Церковь и Средние века
III «Церковь и Средние века На этом судьба несчастного сознания не завершается; существует противоречие, которое создает из чувственного, из этого, например, из хлеба и вина, символ нематериального, счастливое противоречие, которое, однако, должно породить в душах учеников
Древность и средние века
Древность и средние века Философская и научная мысль древности, средних веков и Возрождения обычно оценивалась с позиций уже достигнутого уровня представлений о мире. Воззрения прошлого привлекались к суду не исторически трансформирующихся воззрений, а совпадавшей с
Древность и средние века
Древность и средние века Философская и научная мысль древности, средних веков и Возрождения обычно оценивалась с позиций уже достигнутого уровня представлений о мире. Воззрения прошлого привлекались к суду не исторически трансформирующихся воззрений, а совпадавшей с
Отдел второй. СРЕДНИЕ ВЕКА
Отдел второй. СРЕДНИЕ ВЕКА Если первый период германского мира с блеском кончается образованием могущественного государства, то во втором периоде начинается реакция, вытекающая из противоречия, заключающегося в бесконечной лжи, противоречия, которое господствует в
§3. Город в период господства родовой знати в средние века и в древности
§3. Город в период господства родовой знати в средние века и в древности Поскольку в conjuratio входили не только ведущие аристократические роды, а вообще все землевладельцы города, то официально собрание горожан, называемое в Италии parlamentum, считалось высшим суверенным
III. ПЕХОТА В СРЕДНИЕ ВЕКА
III. ПЕХОТА В СРЕДНИЕ ВЕКА Упадок, который пережила римская пехота, продолжался и в византийской пехоте. Своего рода принудительный набор в армию еще сохранялся, но ничего кроме самых негодных формирований в армии он не давал. Лучшие части армии составляли вспомогательные
Глава 6. Средние века
Глава 6. Средние века Христианство и философия В конце четвертого века после Р.Х. Римская империя разделилась на две части, и незадолго до этого христианство стало доминирующей государственной религией. В это же время (375–568) происходило переселение германских племен,
Жизнь в средние века*
Жизнь в средние века* Наше представление о средних веках — пожалуй, больше, чем о других периодах истории, — искажено предрассудками. Иногда оно чересчур мрачное, иногда слишком возвышенное. Не сомневавшийся в себе XVIII век считал средневековье просто варварством — для
Глава 14 Европа и византия: Средние века
Глава 14 Европа и византия: Средние века Император Валентин: Разве ты не боишься властей. Василий Великий: Смерть для меня благодетельна, она скорее пошлет меня к Богу, для Которого я живу и тружусь, для Которого большею частью себя самого я уже умер и к Которому давно
Источник
Природа как предмет философского осмысления
Природа – это многозначный философский термин, одно из основополагающих понятий философии, рассматриваемое в качестве объекта размышлений в онтологии, гносеологии, этике, эстетике и других областях.
Разнообразие представлений о природе в философии
Природа представляет собой исходную точку для многих философских размышлений и изысканий, в самых различных частях самой философии. Причина ее универсальности заключается не только во всеобъемлющем характере природы, окружающей человека, и находящейся в самом человеческом существе, но и в многозначности данного понятия, его связи с самым различными аспектами человеческого и мирового бытия. По мере развития философии представление человека о природе менялось, усложнялось, дополнялось новыми смыслами.
Готовые работы на аналогичную тему
В настоящее время можно выделить пять основных значений термина природа:
- природа как бытие, как вся совокупность явлений реальности, мира;
- природа как сущность, глубинная суть явлений;
- природа как материальное, естественное, биологическое начало в человеке;
- природа как естественная среда обитания человека, противоположность культуре;
- природа как объект для изучения естественных наук.
Данные представления о природе возникли не одновременно. Космическое понимание природы было заложено еще в мифо-религиозном сознании, как целостном образе живого, одухотворенного мира, который позже рассматривался в философских учениях античных мыслителей, пантеистов Нового времени, русских космистов.
Представление о природе как сущности объектов и явлений складывалось в рамках гносеологической традиции, познать некий объект означало познать его природу, присущие ему от возникновения механизмы и принципы существования.
Представление о природе как естественном начале человека, в противовес культурному или духовному началу, также сформировалось в этических концепциях античности, однако широко использовалось позднее в средневековой, классической философии, вплоть до наших дней.
Оппозиция природы и культуры возникла уже позднее, в Новое время с развитием науки и техники, становлением не естественной, а искусственной среды обитания человека, отрывом культуры от земледельческой, природоподобной тематики, в сторону абстрактно-возвышенного.
Аналогично понимание природы как объекта исследования также связано с развитием наук. В этом понимании природа с одной стороны, как бы снова ассоциируется с бытием, реальным миром, поскольку в широком смысле включает в себя весь спектр явлений и процессов, которые могут стать объектами исследования естественных наук – от фотосинтеза, до рождения Вселенной, но в тоже время природа лишается одухотворения античного Космоса, его направленной, созидательной силой, становясь лишь бесконечно сложным, но пассивным объектом, действующим по определенным закономерностям и лишенным собственной воли.
Представление о природе в античности
В античной философии представление о природе динамично изменялось и обогащалось по мере ее развития и формулирования новых проблем. Натурфилософы рассматривали природу как Космос, всеобщее бытие, в котором в гармоничных отношениях находятся и человек, и живые существа, и боги, и силы стихий. Центральными вопросами философов Милетской По данной теме мы уже выполнили реферат Милетская школа и ее значение подробнее , Элейской школ, атомистов выступали проблемы первоначала, сущности мира, его устройства и механизмов. Природа представала в них в различных обличиях:
- Гераклит: природа, космос – это одушевленный огонь, из которого все происходит и в который все превращается. Мир цикличен, источник движения мира – это борьба противоположностей;
- Парменид: природа, это материальная сфера, статичная и неизменная. Движения, времени, пустоты, раздельности вещей не существует, мир един, в нем ничего не возникает и не исчезает, внутри единого мира вещества лишь взаимно переходят друг в друга посредством метаморфоз;
- Пифагор: природа – это одушевленное дыхание, которое порождает все сущее. В основе законов управления природой и ее порождениями лежит число, которое отражает как сущность явлений, так и взаимоотношения между ними;
- Демокрит: природа есть совокупность атомов и пустоты между ними. Атомы – это мельчайшие частички материи, которые передвигаются согласно своим свойствам (внутренней природе). Сцепляясь между собой атомы образуют все сущее.
После появления Сократа По данной теме мы уже выполнили реферат Аксиология Сократа подробнее и его этического учения центр тяжести философии переместился с онтологических на этические, социальные, политические вопросы. Природа стала рассматриваться в контексте соотношения в человеке добра и зла, понятия блага и путей к его достижению. Сам Сократ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Сократ подробнее связывал с природной частью человека его лучшие качества. Человек, который познает природу внешнюю, может познать и природу самого себя, а вместе с тем освободиться от зла, которое есть одно лишь невежество.
Однако уже его ученик, Платон, противопоставляет природу, как материю и идею, как нематериальное воплощение идеала, совершенного объекта, включая идею мира, природы. Данная концепция достигла своего пика в трудах неоплатоников, которые прямо противопоставляли идеалистический Абсолют, который есть само благо и начало всего, необузданной хаотической материи, природе, которая есть безусловное зло, и причина всякого зла в человеческом существе, как соединении идеального и материального.
Представления о природе в средневековье и Новое время
В средневековой философии понятие природы рассматривается через призму бога. В данном случае в понимании природы начинает складываться дуалистическая позиция. С одной стороны, природа выступает творением божием, а потому она является производной совершенства, и сама в некоторой степени совершенна, несет на себе печать божественного происхождения. С другой стороны, природа самого человека испорчена, природное, биологическое, материальное в нем находится в постоянной конфронтации с высоким, духовным, божественным, в связи с чем человеку необходимо постоянно укрощать и смирять собственную плоть, для достижения бога, единения с ним.
В Новое время данное противопоставление находит свое выражение в философии дуализма. Природа отделяется от бога, становясь бездушным объектом научного поиска и исследования, в то время как человеческий дух возводиться либо к божественному началу, либо позднее к абстрактно-логическому разуму, как высшей силе, стоящей над природой и способной проникнуть во все ее тайны.
Источник
Представления о природе в средневековье и новое время
«Хотя многое еще темно и надолго останется темным, я нимало не сомневаюсь, что воззрение, до недавнего времени разделявшееся большинством натуралистов и бывшее также и моим, а именно, что каждый вид был создан независимо от остальных, – ошибочно.»
Эволюционные идеи – представления об историческом развитии наблюдаемого разнообразия жизни – возникали еще тысячелетия назад. Все более обогащаясь фактами с прогрессом естествознания, они привели в конце XVIII в. к формированию эволюционного учения. Вскрытие Ч. Дарвином механизма естественного отбора выделило в эволюционном учении теорию эволюции. Для понимания современного состояния и проблем эволюционного учения необходимо знание основных исторических этапов формирования эволюционизма. Таких этапов, по существу, лишь два – додарвиновский (гл. 1) и дарвиновский (гл. 3). В додарвиновском этапе в качестве подраздела можно выделить период, связанный с формированием .Ж.Б. Ламарком первого эволюционного учения (гл. 2).
ГЛАВА 1
Представления о развитии живой природы в додарвиновском периоде
Рассмотрим развитие эволюционных знаний в этом огромном по времени периоде по следующим основным этапам: Древний мир, Средневековье, эпоха Возрождения, XVIII в. и первая половина XIX в.
1.1. Эволюционные идеи в древности. Средневековье и эпоха Возрождения
Идеи единства и развития природы в Древнем мире. Идея развития живой природы прослеживается в грудах древних материалистов Индии, Китая, Месопотамии, Египта, Греции. Еще в середине II тысячелетия до н.э. в «Ригведе» (Индия) выдвигалась идея развития материального мира (и том числе и органического) из «праматерии». В «Аюрведе» (I тысячелетие до н.э.) утверждается, что человек произошел от обезьян, живших около 18 млн лет назад (при переводе на современное летосчисление) на материке, объединившем Индостан и Юго-Восточную Азию. По этим представлениям, примерно 4 млн лет назад предки современных людей перешли к коллективному добыванию пищи, а современный человек появился менее 1 млн лет назад.
Колоссальными были знания древних в области искусственного отбора и медицины. В XI–V тыс. до н.э. (т.е. 7–11 тыс. лет назад) в Средиземноморье, Передней и Центральной Азии, Месопотамии, Египте, Индии и Китае уже были выведены многие современные домашние животные (в т.ч. собака, овца, коза, свинья, кошка, буйвол, бык, осел, лошадь, зебу, верблюд, тутовый шелкопряд и лаковый червец) и множество культурных растений (рис, пшеница, ячмень, просо, чечевица, сорго, горох, вика, лен, хлопчатник, кунжут, дыня, виноград, финиковая пальма, оливковое дерево и др.). Более 3 тыс. лет назад в Индии была открыта прививка оспы (в Европе – только в 1788 году!), тогда же уже делали сложные хирургические операции (кесарево сечение, удаление катаракты, почечных и желчных камней и т.д.) и знали основные черты эмбрионального развития человека. Зубопротезирование, ампутация конечностей и трепанация черепа были известны еще в конце неолита, до возникновения основных центров древней цивилизации.
В Китае за 2 тыс. лет до н.э. существовал искусственный отбор для выведения различных пород крупного рогатого скота, лошадей, рыб, шелкопряда и декоративных растений. Неудивительно, что в конце I тысячелетия до н.э. там уже были распространены учения о возможности превращения одних живых существ в другие. Много сделали для подготовки эволюционного учения древние философы Античной Греции. Анаксимандр Милетский в труде «О природе» (около 540 г. до н.э.) писал, что животные возникли в воде, а потом защищенные твердыми покровами от высыхания освоили сушу. Человек, по его мнению, произошел от животных, первоначально подобных рыбе. Гераклит Эфесский (VI в. до н.э.) считал, что все живые существа, и человек в том числе, развились естественным путем из первичной материи. В спорах с философами-идеалистами греческие материалисты V–IV вв. до н.э. ставят проблему развития высшего разумного существа путем сочетания простых, более примитивных состояний материи. Сохраняющиеся единицы, размножаясь, дают начало новым удачным сочетаниям. У «великана мысли» Аристотеля (IV в. до н.э.) встречаются высказывания о развитии живой природы, основанные на знании общего плана строения высших животных, гомологии и корреляции органов. Аристотель, видимо, одним из первых высказал предположение о существовании переходных форм между животными и растениями. Его фундаментальные произведения «О частях животных», «Истории животных», «О возникновении животных» оказали большое влияние на последующее развитие биологии.
Таким образом, уже в глубокой древности, несколько тысяч лет назад независимо в Месопотамии, Средиземноморье, Индостане и Китае возникли религиозно-философские идеи трансформизма – превращения одного существа в другое; креационизма (от creatio – сотворение) – божественных актов творения; а на основе практики сельского хозяйства возникли глубокие практические знания методов создания новых пород. К началу новой эры в центрах цивилизации были описаны тысячи видов животных и растений.
Обобщая, можно сказать, что в древности была достаточно глубоко разработана идея единства всей природы. Ярким выражением такого подхода стала знаменитая «лестница существ» Аристотеля, начинающаяся минералами и кончающаяся человеком. Однако идея лестницы существ была далека от идеи развития: высшие ступени не воспринимались как продукт развития низших ступеней. Метафизический, отвлеченно-умозрительный характер взглядов древних мыслителей не позволил объединить идею единства природы с идеей развития природы от простого к сложному.
Источник