Правовая природа служебного произведения

Правовая природа договоров о создании произведений науки литературы и искусства

Договоры заказа на создание произведений

Мне захотелось сказать несколько слов о книге, посвященной договору заказа на создание произведений, написанной В. Витко.

Вопросы о договоре заказа, о взглядах на него, о понимании его правовой природы, бесспорно, являются важными с точки зрения как доктрины, так и практики. Ведь от правильного понимания природы этого договора прямо зависят, в частности, как показано в данной книге, вопросы налогообложения работ по созданию программного обеспечения.

Поэтому своевременным и полезным видится проведение исследования правовой природы договора заказа, результаты которого представлены в настоящем издании. Хочу особо выделить и отметить то, что работа отличается уважительным разбором мнений других исследователей, наличием собственных выводов, основанных на убеждениях.

Я довольно давно занимаюсь вопросами права интеллектуальной собственности и твердо надеюсь, что книга будет интересна читателям. Скажу о себе: я лично усмотрел в ней много интересных рассуждений автора, который старался добраться до сути отношений по созданию произведений.

Данное исследование не претендует на постановку и разрешение всех вопросов, связанных с выполнением работ по созданию программ для ЭВМ по договорам заказа, поскольку проблемы, касающиеся договоров заказа, весьма сложны и многогранны и требуют самостоятельного рассмотрения применительно к каждой их разновидности.

Поэтому мной сделана попытка определить юридическую природу договора заказа, а также рассмотреть вопросы налогообложения НДС работ по созданию программного обеспечения по договорам заказа.

Важность этого вопроса объясняется тем, что рынок так называемой заказной разработки программного обеспечения в России, являющийся составной частью рынка IT-услуг, составляет около 25% его объема. Приведу динамику рынка заказного программного обеспечения по годам (млн долл.) по данным IDC1: 2009 г. – 576,0; 2010 г. – 902,0; 2011 г. – 1610,0; 2012 г. – 1730,0; 2013 г. – 1848,0, из которой следует, что правильная юридическая квалификация договора заказа крайне важна в целях определения режима налогообложения НДС, в частности при выполнении работ по созданию программного обеспечения по договору заказа.

Автор признателен за любую конструктивную критику и замечания, которые будут способствовать пониманию природы исследуемых в работе договоров.

Особую благодарность автор выражает КСК групп и лично старшему партнеру компании Игорю Мариовичу Островскому за поддержку издания данной книги.

Глава 1. Договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ)

§ 1. Виды договоров на разработку программ для ЭВМ

Договоры, связанные с разработкой программ для ЭВМ (далее – программа, программное обеспечение, программный продукт), в соответствии с частью четвертой ГК РФ можно разделить на два основных типа:

1) договоры, предмет которых прямо предусматривает создание программ для ЭВМ:

– автором (ст. 1288 «Договор авторского заказа» ГК РФ);

– любым иным лицом, кроме автора (ст. 1296 «Произведения, созданные по заказу» ГК РФ);

2) договоры, предмет которых прямо не предусматривает создания программ для ЭВМ:

– при выполнении договора подряда либо договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ (ст. 1297 «Произведения, созданные при выполнении работ по договору» ГК РФ);

– по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд (ст. 1298 «Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту» ГК РФ).

Так, Е. А. Суханов договорные обязательства, направленные на создание объектов исключительных прав, делит на три группы:

1) «договоры заказа», т. е. договоры, по которым исполнитель обязуется создать соответствующий результат творческой деятельности по заданию заказчика (ст. 1288, 1296, 1463, 1372, 1431 ГК РФ);

2) государственные (муниципальные) контракты могут выступать в качестве договоров по созданию результатов творческой деятельности, поскольку в ходе исполнения могут быть созданы различные результаты творческой деятельности, относящиеся как к авторскому, так и к патентному праву. Названные контракты могут либо заключаться специально с целью создания соответствующего результата творческой деятельности, и их можно считать договорами государственного (муниципального) заказа, либо не преследовать такой цели;

3) охраняемые результаты могут быть созданы при выполнении работ по обычным договорам подряда, а также по договорам на проведение НИР и ОКР, которые прямо не предусматривали их создание. Объектами таких обязательств могут быть только результаты технического творчества: программы для ЭВМ; топологии ИМС; изобретения, полезные модели и промышленные образцы; различные ноу-хау2.

В настоящей работе мной будет рассмотрена правовая природа договора авторского заказа и договора заказа, не имеющая в юридической литературе и судебной практике однозначного толкования. Также будут исследованы договоры подряда и договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, государственные (муниципальные) контракты в качестве договоров по созданию результатов творческой деятельности.

§ 2. Договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ)

В части четвертой ГК РФ, осуществляющей правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности, выделяются две разновидности договора заказа: договор авторского заказа (ст. 1288) и договор заказа на создание произведения (ст. 1296).

В отношении этих договоров в доктрине отсутствует единство взглядов на их правовую природу, состав существенных условий, включая предмет договоров.

Проблема правовой квалификации договора авторского заказа не была разрешена в период действия Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351‐I «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве).

Как отмечал В. Погуляев, «количество вопросов, возникающих в связи с заключением договоров заказа на создание произведений…

все больше нарастает, что порождает потребность в их исследовании и подробном разъяснении»3.

Законодатель в п. 1 ст. 33 Закона об авторском праве указал, что «по авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику», из чего можно заключить, что предметом договора являются создание произведения и передача его заказчику.

Читайте:  Биологические связи в природе кратко

Какие точки зрения на предмет договора были представлены в доктрине в период действия Закона об авторском праве?

По мнению ряда авторов, предметом договора авторского заказа являются создание произведения и передача его заказчику без передачи права использования произведения (исключительных прав на него).

Так, С. П. Гришаев отмечал, что «спорным является вопрос о том, относятся ли к предмету договора конкретные права, передаваемые автором, либо само произведение»4.

По мнению В. Погуляева, из нормы, установленной п. 1 ст. 33 Закона об авторском праве, следует, что результатом работы является созданное произведение, которое и должно быть передано автором заказчику5.

Источник

Правовая природа служебного произведения

Творческие профессии встречаются повсеместно: штатные фотографы, художники, музыканты – в ходе работы создают объекты интеллектуальной собственности, т.е. к своему статусу работника, регулируемому нормами трудового права, добавляют статус автора, регулируемый главой 70 Гражданского кодекса РФ. Логичным видится решение законодателя ввести норму, целиком посвященную определению правового режима таких произведений.

Исходя из формулировки ст. 1295 Гражданского кодекса РФ, служебное произведение – это произведение науки, литературы и искусства, созданное в пределах установленных для работника трудовых обязанностей. Поскольку данная статья отсылает нас к трудовому законодательству, можно сделать вывод, что служебное произведение находится на стыке двух отраслей права: гражданского и трудового.

Главная особенность служебного произведения заключается в распределении имущественных и неимущественных прав. Как следует из ст. 1288 Гражданского кодекса РФ, личные неимущественных права (например, право автора на имя) неотчуждаемы и непередаваемы. Таким образом, работник, будучи физическим лицом, сохраняет за собой весь комплекс личных неимущественных прав после создания произведения.

Судьба исключительных авторских прав гораздо сложнее. По общему правилу считается, что после создания служебного произведения, исключительные права на него принадлежат работодателю, однако есть 4 случая, в которых за автором-работником останется право использовать свое произведение любым не противоречащим законом способом согласно ст. 1270 Гражданского кодекса РФ: если такое право предусмотрено трудовым или иным договором между работником и работодателем; а также, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение:

1) Не начнет использование этого произведения;

2) Не передаст исключительное право на него другому лицу;

3) Не сообщит автору о сохранении произведения в тайне.

Наличия одного только трудового договора между автором произведения и работодателем недостаточно, чтобы созданный результат интеллектуальной деятельности был признан служебным произведением и породил соответствующие правовые последствия. Сама обязанность создавать произведения науки, литературы, искусства должны быть четко прописана в трудовом договоре. Представляется, что больше всего в этом должен быть заинтересован работодатель, поскольку от грамотного составления трудового договора с лицом творческой профессии будет зависеть возможность работодателя в будущем распоряжаться исключительными правами на произведение.

Таким образом, чтобы гарантировать признание определенного произведения служебным лучше всего включить в трудовой договор заранее определенный перечень результатов интеллектуальной деятельности, которые работодатель хочет получить от работника.

При этом работник может создать служебное произведение даже в том, случае, если такая деятельность не входила в его трудовые обязанности, но он создавал произведение по приказу работодателя, оформленному как служебное задание. Основания так полагать дает п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", в соответствии которым служебное произведение может быть создано и в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, и по служебному заданию работодателя за его счет.

При этом работодатель может получить исключительные права на произведения своего работника даже, если они не были созданы в рамках трудового договора или служебного задания. Тот же пункт 26 Постановления Пленума ВС разъясняет, что исключительные права на такие произведения не могут быть переданы работодателю на основании закона. Таким образом, законом оставлена лазейка для отчуждения исключительных авторских прав или передачи их по лицензионному договору.

Поскольку создание служебного произведения вытекает из трудовых отношений, а любые трудовые отношения носят возмездный характер, то и автор служебного произведения имеет право на материальные отчуждения в свою пользу со стороны работодателя. Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 1295 Гражданского кодекса РФ размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора между ними – судом. В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 15 такой договор носит гражданско-правовой характер, и на него распространяются общие правила о порядке заключения договоров.

Таким образом, и автору-работнику и работодателю необходимо подходить к заключению трудового договора с особым вниманием к его условиям, чтобы не допустить нарушений прав каждой из сторон.

Если у Вас появились вопросы или нужна консультация, Вы всегда можете позвонить по телефону — 8-800-700-14-42 или задать вопрос юристу здесь.

Источник

Договоры в авторском праве

Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В то же время у лица, создавшего объекта авторского права – произведение науки, литературы и искусства (в т.ч. ПО, которое в охране приравнивается к произведению литературы), права возникают по факту создания. Так, права автора возникают и без договора. Для чего в таком случае заключать договор?

Читайте:  Искусственный отбор и его значение

Договор позволяет ввести объект авторского права в креативную индустрию и монетизировать его. С помощью договора фиксируются отношения между правообладателем (автор или лицо, получившее права на произведение в законном порядке) и пользователем произведения.

Далее кратко о функциях авторско-правовых договоров.

1. Основная функция любого договора в авторском праве – гарантия вознаграждения правообладателя.

Вознаграждение позволяет стимулировать автора на создание нового произведения. Выплаты могут осуществляться напрямую правообладателю либо он может передать право на сбор вознаграждения третьему лицу или организации, осуществляющей сбор вознаграждения за пользование произведением. В России такими аккредитованными организациями выступают РАО (отвечает за авторское право) и ВОИС (отвечает за смежное право). Они осуществляют сбор вознаграждений за публичное использование музыкальных композиций и перечисляют их правообладателям, даже при отсутствии договора с правообладателем.

2. Другая важная функция договора — определение объема прав, которые правообладатель передает по договору.

Само наличие договора еще не позволяет говорить о том, что пользователь вправе осуществлять любое действие с произведением. Например, автор, заключая договор с издательством, может ограничить использование текста только публикацией на языке оригинала, в таком случае любой перевод должен осуществляться только при наличии согласия правообладателя.

3. Авторско-правовой договор также может заключаться с целью определения правообладателя.

Автором признается лицо, которое создало произведением своим творческим трудом. Однако авторские права могут передаваться от автора другим лицам, которые становятся правообладателями произведения, что обычно оформляется договором. Эта функция договора пересекается с процессом доказывания в суде авторства лица и нарушения его прав. Так, договор позволяет отследить возникновения прав у автора на произведение и процесс передачи прав от автора другим лицам.

4. Не менее важная функция договора — соблюдение формальностей, предусмотренных законом. Для определенных действий важна письменная форма договора, а иногда — регистрация договора. В России, как и в других странах-участницах Бернской конвенции, авторские права не требуют регистрации для возникновения правовой охраны, а соответственно, и любые договоры о распоряжении правами на произведение также не требуют регистрации. Тем не менее, закон предусматривает ряд требований к определенным договорам, не соблюдение которых влечет их недействительность (об этом — ниже).

Когда цели заключения договора понятны, далее необходимо выбрать вид договора в зависимости от поставленных задач.

Виды авторско-правовых договоров.

1. Договор отчуждения исключительных прав (ст.1285 ГК РФ).

По такому договору автор или иной правообладатель передает или обязуется передать (в будущем) приобретателю принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме.

Важно: Передаются исключительные права (навсегда и полностью, равноценно передачи вещи в собственность), приобретатель становится новым правообладателем .

Исключительное право на произведение — право использовать его в любой форме и любым способом, который не противоречит закону (п.1 ст. 1270 ГК РФ). В состав авторских прав помимо исключительных, которые возможно передать другому лицу, входят личные неимущественные права (ЛНП): право авторства, право на имя, право на неприкосновенность и право на обнародование произведения. ЛНП всегда принадлежат только автору (не правообладателю), привязаны к его личности и не могут быть переданы.

Не указывайте в договоре отчуждения какие-либо ограничения на использование произведения (срок, способы использования и др.), суд квалифицирует такие договоры с ограничениями либо как недействительные, либо как лицензионные, тогда приобретатель по договору не становится правообладателем, а будет только лицензиатом.

Форма: Обязательна письменная форма договора (п.2. ст.1234 ГК РФ).

Вознаграждение: по общему правилу должно быть указано, если в договоре не указано иное. Договор может быть безвозмездным при условии, что хотя бы одна из сторон – не является коммерческой организацией. Если условия о вознаграждении не указаны, договор считается незаключенным (п.3 ст. 1234 ГК РФ).

2. Лицензионный договор (ст. 1286 ГК РФ).

По лицензионному договору лицензиар (правообладатель либо автор) предоставляет или обязуется предоставить лицензиату право использовать произведение в установленных договором пределах.

Важно: исключительные права передаются на определенный срок, в определенном объеме, на определенной территории (равнозначно передачи вещи в аренду).

Виды лицензий: а) исключительная — лицензиар не может выдавать лицензии другим лицам и не может сам использовать произведение в пределах, определенных в лицензии; б) простая (неисключительная) – лицензиар вправе выдавать аналогичные лицензии с другими лицами и самостоятельно использовать произведение. Особый подвид неисключительной лицензии — открытая лицензия, схожая с лицензиями Creative Commons, существующими в зарубежных правопорядках. По открытой лицензии лицензиар позволяет использовать свое произведения неограниченному количеству лиц обычно безвозмездно, для этого потенциальный лицензиат должен присоединиться к условиям лицензии, опубликованным лицензиаром. Открытые лицензии широко используются в сфере ПО.

Форма: Обязательна письменная форма договора (п.2. ст.1234 ГК РФ).

Вознаграждение: по общему правилу, должен быть указать размер вознаграждения за использование произведения или порядок его исчисления (п. 3 ст. 1286 ГК РФ). Согласно последней позиции Верховного Суда, если использование не осуществлялось, но условие о вознаграждении есть, то вознаграждение все равно должно быть уплачено лицензиару. Если лицензия безвозмездная, то это следует прямо указать в договоре.

Обратите внимание, что безвозмездный договор нельзя заключать между коммерческими организациями при условии, что лицензия: действует на территории всего мира, на весь срок действия исключительного права, лицензия исключительная. Только при совокупности этих условий, безвозмедная лицензия между коммерческими организациями не возможна. Если вознаграждение не указано и не указано, что договор безвозмездный, то договор считается незаключенным.

Срок: не больше срока действия исключительного права (для произведений – срок жизни автора+ 70 лет). Если срок не указан, то лицензия считается заключенной на 5 лет (п.4 ст.1235 ГК РФ)

Читайте:  Город космоса староверов купцов и картин Зачем ехать в такой разный Боровск

Территория: если территория лицензии не указана, то лицензия считается действующей на территории РФ.

Лицензиат вправе при наличии письменного согласия лицензиара передать право использования произведения другому лицу по сублицензионному договору, но в тех пределах, в которых он обладает правами по лицензии.

3. Договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).

Ситуация: одна сторона (заказчик) хочет заказать у другой стороны (автора) создание произведения науки, литературы, искусства, которое будет передано заказчику на материальном носителе или в иной форме.

Важно: предметом договора является именно создание произведения, а одной из сторон — обязательно физическое лицо, которое самостоятельно создает произведение (автор).

Первоначально права на произведение возникают у автора и по умолчанию принадлежат ему, если в договоре не предусмотреть другой вариант:

а) автор отчуждает (в полном объеме передает) права заказчику по договору –применяются правила п.1; б) автор разрешает использовать созданное произведение в определенном объеме (то есть лицензия) – применяются правила п.2.

Срок: обязательно должен быть указан, иначе договор считается незаключенным.

Вознаграждение: по общему правилу должно быть указано, если в договоре не указано иное.

4. Договор на создание произведения (ст.1296 ГК РФ).

Важно: предметом договора является именно создание произведения, но создает не автор, а иное лицо (организация).

По общему правилу исключительные права принадлежат заказчику, если не указано иное.

5. Договор подряда с положением о создании произведения (ст.1297 ГК РФ).

Важно: создание произведения не было изначально предусмотрено сторонами.

По общему правилу исключительные права принадлежат подрядчику, если не указано иное.

6. Трудовой договор или договор ГПХ, по которому работник создает служебное произведение (ст. 1295 ГК РФ).

По общему правилу права на произведение, созданное в рамках выполнения трудовой функции, принадлежат работодателю, если в трудовом договоре не указано иное.

Важно: Если в договоре указано, что права принадлежат работнику, то по закону работодатель вправе использовать произведение на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой вознаграждения, а также передать указанное право третьему лицу.

Источник

Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту

1. Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.

2. Если в соответствии с государственным или муниципальным контрактом исключительное право на произведение науки, литературы или искусства принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, исполнитель обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц.

3. Если исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не Российской Федерации, не субъекту Российской Федерации или не муниципальному образованию, правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд.

4. Если исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию, государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

5. Работник, исключительное право которого на основании пункта 2 настоящей статьи перешло к исполнителю, имеет право на вознаграждение в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 1295 настоящего Кодекса.

6. Правила настоящей статьи также применяются к программам для ЭВМ и базам данных, создание которых не было предусмотрено государственным или муниципальным контрактом для государственных или муниципальных нужд, но которые были созданы при выполнении такого контракта.

Источник



Правовая природа договоров о создании произведений науки литературы и искусства

«Компания «Ай Пи Ар Медиа» является владельцем Хранилища цифровых научных данных и диапазона индексов DOI для регистрации размещаемых в Хранилище объектов и обеспечивает регистрацию DOI по запросу правообладателя на безвозмездной основе.

Регистрация DOI позволяет обеспечить возможность обращаться к объектам, размещенным в Хранилищах, по их постоянному имени. Цифровой объект включается в мировые научные коммуникации и становится видимым для всего мирового сообщества, повышая потенциал цитирования и использования объекта.

Для присвоения Вашим объектам DOI, обратитесь к нам izdat@iprmedia.ru

Рекомендуем

Геополитика: эволюция науки и основные концепции

Издательство: Ай Пи Ар Медиа

Автор: Сирота Н.М.

Год издания: 2021

ISBN: 978-5-4497-0840-3

Основы политической науки

Издательство: Ай Пи Ар Медиа

Автор: Сирота Н.М., Мохоров Г.А.

Год издания: 2021

ISBN: 978-5-4497-0802-1

Основы политологии. Теории и концепции современной политической науки

Издательство: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа

Автор: Сирота Н.М.

Год издания: 2021

ISBN: 978-5-4488-0963-7, 978-5-4497-0808-3

Теории и концепции современной политической науки

Издательство: Ай Пи Ар Медиа

Автор: Сирота Н.М.

Год издания: 2021

ISBN: 978-5-4497-0790-1

Демографическая политика: практикум для студентов очной формы обучения по направлению подготовки бакалавриата 41.03.06 «Публичная политика и социальные науки»

Издательство: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ

Источник