Понятие природы объективность природы

Понятие и образ природы в философии и науке

Понятие природы одновременно является философским понятием и понятием из области естествознания. Ни в философии, ни в естествознании нет точного определения понятия природы. В зависимости от контекста и целей это понятие используется в самых разных смыслах.

В самом широком смысле природа – это весь мир, вся Вселенная, включая нашу планету и проживающее на ней человечество. В этом смысле понятие природы совпадает с философским понятием бытия.

В узком смысле природа – это среда обитания человека и прочих живых существ. Именно в таком смысле обычно используется понятие природы в естественных науках – биологии, зоологии, ботанике. Такое понимание природы выражено в понятии биосферы.

В философии в таком узком смысле природу понимают также как непосредственно окружающий человека мир планеты Земля. Иногда уточняют, что в данном случае речь может идти о двух природах. Первая природа – естественная живая и неживая природа нашей планеты. Вторая природа – искусственная природа – т.е. созданная человеком среда его обитания – населенные пункты и сеть транспортных магистралей между ними.

В любом смысле понятие природы подразумевает окружающий человека мир, который существует вне человека и помимо человека, и одновременно с участием человека как важнейшего организма живой природы.

В истории философии образ природы воспринимался по-разному. С одной стороны, природой являлось все сущее, т.е. весь окружающий человека земной и космический мир. С другой стороны под природой подразумевалась сущность каждого отдельного предмета большой природы. Отсюда идут выражения «о природе вещей», «о природе явлений», «о природе человека». Родоначальниками такого разносмыслового использования понятия природы являются античные философы, и эти смыслы природы сохранились до наших дней и широко используются и в философском языке, и в научном языке, и в обыденном общении.

Нельзя не отметить, что европейская философия обязана природе как таковой своим рождением, поскольку именно в качестве философии природы – натурфилософии возникла и первые столетия своего существования развивалась философия. Первые философские учения возникли именно в результате наблюдения античных мудрецов за предметами и явлениями окружавшей их живой и неживой природы. Таковы милетская и элейская школы натурфилософии, таковы пифагорейцы и первые атомисты.

Своим непосредственным предшественником античная натурфилософия имела миф, в котором природное и человеческое были слиты воедино. Мифилогическое мировоззрение античного человека исходило из того, что в целом природные стихии господствуют над человеком и неподвласты ему. Но при этом сам человек является безусловной частью природы. И, наконец, что природные явления имеют человеческое подобие, т.е. свое лицо, свой характер, свою индивидуальность. За каждым природным явлением скрывается божество. У древних греков таких божеств было исключительное множество – боги лесов, боги полей и лугов, боги отдельных выдающихся деревьев, боги океана и морей, боги отдельных рек, боги домашнего очага, боги ветров и т.п. Исключительной заслугой древних, утраченной в последующие эпохи, было четкое представление о полной гармонии человека и природы, их равноправных отношений, понимание красоты природы как таковой и природной красоты человека.

Средневековье принесло новое понимание природы. Теперь природа рассматривалась как божье творение, что означало совершенство и красоту природы. Но человек имел приоритет над природой, поскольку также являлся божьим творением, но при этом – по образцу и подобию божиему. Т.е. человек был сотворен не одновременно с природой, а отдельно от нее особым актом творения. Человек, таким образом, становился надприродным существом. Смыслом жизни человека было теперь не поддержание гармонии с природой, а ценности религиозного характера – отдание всего себя служению Богу, познание Бога, укрепление в вере и т.п.

Эпоха Возрождения потребовала возврата к идеалам античности, но только в части утверждения гуманистических ценностей, освобождения человека от статуса раба Божьего. Возрождение не вернулось не пониманию гармонии природы и человека, но, наоборот, заложило основы идей подчинения и преобразования природы, которые стали господствующими в Новое время, а также в течение всего 20 века. Природа стала рассматриваться просто кладовой и подсобным помещением для индустриального человека. Очень сильно такие настроения были выражены в совестком социалистическом обществе, прямо призывавшем своих членов на борьбу с природой.

Новое время также дало начало механистическому представлению о природе. Она воспринималась в качестве сложно механизма, подобного часам, в котором нет ничего одухотворенного.

Сегодня начатый в эпоху античности круг замыкается и человек снова подходит в осознанию необходимости жизни в гармонии с природой, с ее бережным использованием, с идеей помощи природе в воспроизводстве и взятия у природы только минимально необходимого, что позволит не нарушить биологический баланс. Теперь природа мыслиться не механизмом, а организмом. Однако основным мотивом для утверждения экологических ценностей теперь уже является страх в том, что окончательно погубив природу, человек уничтожит собственную среду обитания, а значит – и себя самого.

Важным вопросом философского осмысления природы является вопрос о соотношении природного и социального в развитии человека. Природное является непременным условием существования человечества. Природа – естественная среда обитания человека. Само развитие человеческого общества является частью процесса развития природы. Связь человеческого общества с природой заключается не только в удовлетворении потребностей людей за счет природы, но и в удовлетворении культурных, творческих, эстетических потребностей.

В истории философии и в науке присутствуют теории, указывающие на определяющую роль природных условий в развитии человека и общества. Это так называемые географические или климатические теории. Например, различия в технологическом и культурном уровне между народами северных стран и южных стран объясняется тем, что южная природа гораздо более удобна для жизни человека, поэтому южные народы менее активны в труде, менее предприимчивы, а потому и менее развиты в экономическом и культурном плане по сравнению со своими северными соседями.

Климатические условия, конечно, влияют на развитие общества, но считать такие факторы определяющими нет оснований, в противном случае наиболее развитыми народами являлись бы не жители умеренных широт, а эскимосы.

Если для философии природа – это феномен осмысления закономерностей человеческого бытия и развития человеческого сознания, то для естественных наук природа в целом и отдельные составляющие ее элементы – это объекты научного познания. В связи с исключительной специализацией естественных наук сегодня фактически каждый уголок природы, каждый природный объект имеет «своего ученого», является отдельной областью научного познания – окенология, лимнология, геология, спелеология, вулканология, метеорология, ботаника, зоология и т.п. Сам человек как часть природы является предметом изучения антропологии, социобиологии, психологии, медицинских наук. Наконец, отдельную область науки составляют исследования о влиянии человека на природу – экология.

Источник



ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

В широком философском смысле природа – это все су­щее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом случае понятие «природа» совпадает с понятиями «материя», «реаль­ность», «космос». Под природой в узком смысле этого слова понимается естествен­ная среда обитания человека, которая является объектом изучения конкретных наук, но при этом не исключает философского рассуждения о ней. В данной теме природа рассматривается именно во втором, узком смысле.

Специфика философского анализа природы.

Физика, химия, биология изучают конкретные виды движения и взаимодействия частиц и тел. Философия же рассматривает любые изменения, ищет законы, общие для живой и неживой природы. В этом смысле взгляд философа на природу шире, чем взгляд ученого. Наука изучает природу в основном с помощью приборов и экспериментов, но ряд природных явлений оказался за пределами возможностей наблюдения. В таких вопросах, как происхождение мира, модель природного мира как целого, будущее человечества, жизнь и разум во Вселенной, наука вынуждена искать помощи у философии. Эта помощь дается в каждую эпоху в виде принципов познания и общей картины мира. Философия также ставит вопрос об отношении человека и природы.

Эволюция представлений о природе в философии и науке.

Философское размышление о природе как едином, целостном мире носит название натурфилософии (от лат. natuга – природа). Место натурфилософии в системе философского зна­ния и ее отношения с наукой исторически менялось. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древ­ности, когда она возникла как исходная форма философских пред­ставлений о мире. В древности силы природы представлялись в образах богов, а человек ощущал свою слабость перед ними. В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой.

Читайте:  Признаки и особенности цветных революций

В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо по­следний мыслился как образ и подобие Бога, как царь природы. В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя кра­соту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея бы­ла далее развита в эпоху Нового времени. Считалось, что человек творение приро­ды, он существует в ней и подчинен ее законам. В то же время, на основе научного познания этих законов, человек способен изменить к лучшему окружающую среду и самого себя. Со временем натурфилософские взгляды устарели по сравнению с развивающимся естествознанием, но философия сохранила не утратила своего значения для науки.

Современные научные теории происхождения, организации и эволюции Вселенной.

В конце XX века возникла концепция глобального эволюционизма, объединяющая идеи системного и эволюционного подходов к изучению природы. В природе происходят процессы зарождения порядка из хаоса, а затем постепенной эволюции, самоорганизации этих упорядоченных систем. Например, согласно современной теории «раздувающейся» Вселенной, существует Большая Вселенная в виде вечного хаотичного электромагнитного поля, в котором возникают случайные изменения напряжения (флуктуации). В точки флуктуации стекается бесконечная энергия поля Большой Вселенной, которая превращается в бесконечные массы вещества Малых Вселенных. Часть из них может «выжить» и перейти к развитию, усложнению своей внутренней организации. В результате возникло представление об одновременном существовании большого чис­ла эволюционирующих Вселенных, одна из которых – наша Метагалактика.

Огромную роль в разработке эволюционных идей сыграла биология. В 20-е гг. XX века в биологии на­чало формироваться новое направление эволюционного учения – уче­ние об эволюции биосферы и ноосферы. Его становление связано с именем В. И. Вернадского, видного ученого, заложившего основы нового научного направления — биогеохимии. Биосфера, по Вернадскому, является результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими услови­ями. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил. В результате жизнь пред­стает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в общую кос­мическую эволюцию.

Природа как среда обитания человека. Экологические ценности современной цивилизации.

Общество представляет собой один из высших этапов эволюции и усложнения природного мира. В истории можно вы­делить три типа взаимодействия общества и природы: аграрный, промышленный, современный. На первом этапе, включающем в себя первобытность, античность и средневековье, человек полностью зависел от природы. На втором этапе, благодаря развитию промышленностии науки, человек почувствовал себя освобожденным от этой зависимости. Но это способствовало возрастанию негативного воздействия на природу. На третьем этапе (ХХ век) взаимодействие человека с природой приобрело общепланетарный характер и привело к глобальному экологическому кризису –ситуации нарушения равновесия между обществом и внешней средой. Одним из условий выхода из экологического кризиса считается изменение сознания людей. В нем должны преобладать экологические ценности и культура.

Проблема коэволюции общества и природы.

Идея коэволюции (т.е. согласованной эволюции общества и природы) ставит акцент не на покорение природы, а на процессы сотрудничества с ней, взаимного обмена энергией. Коэволюция предполагает достижение динамического равновесия с природой и стабильного развития человечества. В связи с этим возникла проблема достижения равновесия между познавательной и практической деятельностью чело­века и сохранением целостности природной среды. Согласован­ное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве — таков путь выживания и раз­вития человечества.

Источник

Понятие природы. Философия природы и ее проблемное поле

Природа – это интуитивно ясное и в то же время трудно определяемое в силу его многозначности понятие. В предельно широком смысле оно обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В этом смысле понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос», поскольку с помощью этих терминов обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.

Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы, базовыми принципами которой являются следующие:

1. процветание любых форм жизни на Земле ценно само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека;

2. их богатство и разнообразие способствуют реализации этих ценностей;

3. люди не обладают правом на снижение природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей;

4. современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того и другого;

5. необходимо изменить политику и повлиять на базисные экономические, технологические, идеологические структуры социума и т. д.

Философия природы исследует отношения человека к природе, опираясь на онтологические, психологические, этические, экологические и др. принципы, учитывающие внутреннюю ценность человека и природы, как единого целого. В этой связи имеет смысл обратить внимание и на достаточно близкую к философии природы область исследований под названием экология, в поле зрения которой также находится природа и деятельность человека.

Несмотря на то, что природа является связующим элементом философии природы и экологии, предметы их различаются. Все-таки основным объектом экологической проблематики является экологическая система, которая представляет собой совокупность живых организмов и их среды обитания, объединенных вещественно-энергетическим взаимодействием. Философия природы рассматривает проблему социоприродного взаимодействия в более широком контексте, изначально встраивая человека в структуры природного мира.

Источник

Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.

Понятие природы. Понятие природы и отношение человека к ней исторически менялись, будучи тесно связанными с человеческой практической деятельностью, с интересами, ценностями, политикой, идеологией.

Используется понятие природы в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле это все существующее, материя, взятая во всем разнообразии ее форм. В узком смысле природа есть совокупность естественных и созданных человеком условий своего существования.

Для анализа деятельности человека в природе и учета результатов этой деятельности в философии используются понятия "первая природа" и "вторая природа".

"Первая" и "вторая" природа. Отношения в системе "общество — природа". "Первая природа" — это то, что существовало и существует до, вне и независимо от сознания человека, его деятельности. Это объективная и первичная реальность. Без нее невозможны жизнь и деятельность человека. "Вторая природа" — это "первая природа", измененная человеческой деятельностью на основе его замыслов, плюс то, что создано человеком. Создается "вторая природа" в процессе труда, который сам имеет два аспекта — природный и социальный — и выступает как социальная форма обмена веществ с природой.

"Вторая природа" — это единство природного материала и опредмеченного духовного (идеального), опредмеченной деятельности, приобретшей социальное признание. Предметы "второй природы", ставшие реальностью, в свою очередь влияют на человека, предопределяя его дальнейшую жизнь, поступки. "Вторая природа" — это комплексная природно-духовно-социальная реальность. Это — орудия труда, окультуренные поля, города, произведения искусства — вся материальная культура. Это предметы и явления, погруженные во время и пространство человеческого существования, социальное бытие.

Чтобы "вторая природа" функционировала, удовлетворяя потребности человека, она должна быть постоянно под контролем его живого труда.

В последнее время человек своей производственной деятельностью значительно ускорил развитие процессов обмена веществ и энергии в биосфере Земли, усилив тем самым взаимозависимость стран, человечества и природы.

Отметим основные исторические этапы взаимодействия природы и общества:

1)на первом этапе взаимодействие носит локальный характер, определяясь в первую очередь непосредственными природными условиями творчества. Преобразуются отдельные природные макротела. Доминирует сельское хозяйство, обмен идет в основном готовой продукцией. Место нахождения сырья и производства совпадают. Этот этап охватывает первобытное общество (ранний период) и рабовладельческий, а также феодальный строй (поздний период);

Читайте:  Каким образом готовят королевского краба

2)на втором этапе социоприродным взаимодействием охватываются большие регионы. Возникает машинное производство, совершенствуются транспортные средства. Происходит усложнение структуры материального производства, связей между странами. Преобразование природы доходит до молекулярного, частично атомного уровня. Производство все больше зависит не только от природных, но и от социальных условий. Этот этап охватывает эпоху становления и расцвета капитализма;

3)на третьем этапе начинается всепланетарный охват природы и выход человеческой деятельности в ближайший космос. Затрагивается уровень элементарных частиц. Растет разнообразие связей между странами. Взаимодействие природы и общества приобретает черты единой целостной системы.

Глобальность экономических проблем все отчетливее выявляет взаимозависимость знаний и оценок, науки и искусства, производства, стран и народов, природы и общества. Задача, стоящая перед человечеством, — найти выход из экологического кризиса. В 60-е годы Б. Коммонер очень сжато сформулировал "четыре закона экологии", которые следует знать и учитывать в своей деятельности каждому: 1) все взаимосвязано; 2) все должно куда-либо деваться; 3) все имеет какую-то стоимость; 4) природа знает лучше. Экологическая культура личности рассматривается как синтез знаний, убеждений и практических экологических действий. Экологическая культура, как и культура вообще, в первую очередь включает в себя определенный уровень образования, т.е. приобретенные знания, представления, понимание экологических проблем, их причин.

Экологическая культура связана с мировоззрением, идейно-политическими, нравственно-эстетическими стремлениями личности.

Источник

Понятие природы.

Природа является одной из форм бытия. Понятие природы многозначно. Являясь одной из важнейших универсалий культуры, оно отражает эволюцию человеческих представлений о природе, а также развитие естественнонаучных и философских знаний о ней. В настоящее время понятие «природа» используется в трех основных значениях:

1. все существующее (сущее, бытие);

2. естественная среда обитания человека;

3. сущность вещей.

В онтологии имеет значение выявление предельных оснований природы в первом и во втором значении этого слова. В первом значении понятие «природа» берется в предельно широком смысле, как мир в целом, Универсум во множестве его конкретных проявлений («великое целое» П. Гольбах). Такие универсалии культуры как «мир», «Вселенная», «Космос», «бытие» в этом смысле синонимичны понятию «природа» и охватывают все сущее, включая человека. «Природа» во втором значении берется в более узком смысле и указывает на естественную среду обитания человека. При этом в естествознании такое понимание приобретает конкретно-научный оттенок, а в философии указывает на онтологический смысл: противопоставление «первой природы» (естественной) и «второй природы» (искусственной среды обитания). Разумеется, между «земной» (географической) средой обитания и космической существует взаимосвязь, по-своему аргументируемая наукой и философией. В то же время и «большая» и «малая» природа противостоит человеку и социуму, включая их в себя. Эта генетически-функциональная взаимосвязь отчетливо фиксируется в нестрогих, неявных определениях природы: «Природа – наш общий дом», «Земля – колыбель человечества», «Космос – большая деревня».

Наиболее обстоятельно интеллектуальное осмысление природы в первом смысле происходило в классической философии.

В античной философии понятием «природа» (от греч. physis – природа) обозначался мир в целом (сущее как таковое, «космос»), а также сущность вещей (первооснова). Эти значения дополняли друг друга. Вся естественная среда обитания человека для них была макрокосмосом, а природа человека – микрокосмосом. При этом единство в многообразии сущего связывалось с единой внутренней сущностью вещей (стихии, первоначала, субстанция).

Если мифологическое мировоззрение основывалось на превосходстве сил природы над человеком и ориентировало на подчинение человека природе, то античное мировоззрение ощущало себя в гармонии с окружающим миром, эстетической пропорциональности макрокосма и микрокосма.

В средневековой философии, в связи с общей установкой на превращение философии в служанку теологии, природа разделялась на два вида: природу творящую (т. е. природу Бога) и природу сотворенную. Средневековый человек соединял в себе и естественную природу, и Божественную. В соответствии с эсхатологической логикой средневекового мышления человек должен был заботиться лишь о душе и ее спасении. Что касается сотворенной природы, то она в эту эпоху утрачивает свое значение и переходит в разряд низшего, недостойного внимания вида бытия. Вознесенный Богом над природой человек больше не ощущает себя в гармонии с природой. Следуя божественному замыслу и религиозному плану жизни, он больше не интересуется познанием природы и ее технико-экспериментальным освоением, а полностью посвящает себя служению и изучению природы Бога. Особое место в изучении природы Бога в средневековой философии заняла проблема доказательств его бытия. Например, смысл онтологического доказательства бытия Бога, разработанного средневековым схоластом Ансельмом Кентерберийским состоял в следующем. Исходя из предположения о том, что то, более чего нельзя ничего помыслить, «никак не может иметь бытия в одном только разуме», он приходил к выводу, что, следовательно, вне всякого сомнения, нечто, более чего нельзя помыслить, существует как в разуме, так и на деле”, иначе говоря природа творящая является не менее, а более реальной в онтологическом смысле, чем природа сотворенная. В соответствии с тысячелетним умонастроением картина природы средневековья писалась красками и символами Священного Писания. Символизм был формой представления теологического знания. Природные вещи трактовались как знаки, смысл которых расшифровывался лишь в контексте божественной онтологии.

Начиная с эпохи Возрождения человек приступает к активному овладению природой. Возрождая античные идеалы, в том числе и представления о гармонии с космосом, человек Возрождения понимает эту гармонию по-своему, во взаимосвязи со своими потребностями. Почувствовав себя творцом, человек стал пересотворять природу по своему замыслу. Эта установка на господство над природой окончательно утверждается в мировоззрении Нового времени.

В философии и науке Нового времени различные части мира в целом оказываются и объектом, и предметом специального, конкретно-научного, в том числе и экспериментального изучения. В этой связи формируются трактовки природы как универсума,множества возможных и бесконечных миров,а космоса как Вселенной. Из «физики» природа превращается в «натуру» (от лат. natura – природа), т. е. в объект естествознания. Экспериментальная наука и математическое естествознание настойчиво и систематически изучали «книгу природы», создавая научную картину мира. Философия природы этого периода (натурфилософия) стремилась идти в ногу с наукой. Онаучиваясь и опираясь на авторитет науки, она приняла научную установку на утилитарно-прагматическое отношение к природе, заложив тем самым идейные установки современной техногенной культуры. Как известно, научно-практическое освоение природы образует фундамент человеческой цивилизации и является источником многих, и в первую очередь экологических, глобальных проблем.

Таким образом, можно выделить различные типы отношения человека к природе в истории науки и философии.

отношения человека и природы

Классическая научная картина мира природы базируется на принципах объективности, рациональности, истинности, линейного детерминизма. Природа воспринималась с позиций механико-материалистических взглядов, как естественно-упорядоченный механизм, конечный и закрытый.

Неклассическая наука, начиная со второй половины XX в. смотрит на мир как на сложную саморазвивающуюся, открытую систему, как на внутренне многоуровневое и структурированное на подсистемы целое, образующее благодаря обратным связям динамическое единство.

Современное научное мышление опирается в своих представлениях о природе на синергетический подход (Г. Хакен, И. Пригожин, В.Г. Буданов, В.П. Бранский и др.), связанный с акцентированным вниманием к процессам неустойчивости, нелинейности, состояниям динамического хаоса, порождающим определенный порядок или организацию. Новое понимание развития природы связано с концепцией динамического хаоса, раскрывающего механизмы становления новых уровней организации, когда случайные флуктуации в состоянии неустойчивости приводят к возникновению новых структур. Иными словами, синергетика дополняет исследования целого с точки зрения его структур и элементов выявлением интегральных характеристик целого. Синергетика воспринимает природу как сложную систему, находящуюся в состоянии постоянного изменения, неустойчивости. Язык синергетики предполагает переоценку и переосмысление понятий времени, обратимости, линейности, детерминизма, вероятности и др. Подробнее о синергетике см. тему 3.1.

Читайте:  4 игры для нетрезвой компании на природе или в помещении

Естественная и искусственная среда обитания.

В узком смысле (или во втором значении) под природой понимают среду обитания и подразделяют ее на естественную и искусственную. Уже в античности философы различали процессы естественные, независимые от человека (космические силы, законы) и искусственные («технэ» – искусство, ремесло), связанные со способностями человека (Аристотель).

В связи с развитием естественных и общественных наук складывается различение первой, но уже не божественной, а естественной природы (географическая среда), и второй, искусственной, социальной, общественной природы (антропо-, социо, техносфера). Природа как естественная среда является относительно самостоятельной формой бытия, находящейся в одном ряду с бытием человека, общества, духовной культуры.

В современной онтологии природа рассматривается как часть гео- и биосферы, вовлеченной в орбиту человеческой деятельности.

Марксизм рассматривает природную среду как условие жизнедеятельности общества. Общество связано с природой материальным производством, которое зависит как от природных богатств (нефть, газ, каменный уголь и др.), так и от уровня развития производительных сил и производственных отношений. Результатом преобразующей, научно-технической деятельности человека является т. н. «неорганическое тело цивилизации» или «вторая природа» – все то, что включается в понятие «блага цивилизации».

Само собой разумеется, что общество взаимодействует не со всей природой как универсумом (Миром, вселенной), а с определенной ее частью, расширяющейся по мере социального прогресса человечества, в первую очередь, — развития его производительных сил. Обращающаяся вокруг Солнца планета Земля — колыбель, дом, поле деятельности человечества. Мы все, как образно сказал Сент-Экзюпери, уносимся вдаль на одной и той же планете — мы экипаж одного корабля. Земное природное окружение человеческого общества, ту часть географической, или ландшафтной оболочки (поверхность Земли, гидросфера, а также прилегающие слои атмосферы и земной коры), с которой общество связано в своей жизни и производительной деятельности, называют географической средой. Слово «среда» подчеркивает, что это среда жизнедеятельности человечества, а слово «географическая» указывает на пространственную ограниченность данной среды географической оболочкой.

Ныне не все еще в географической оболочке стало средой человеческого общества, и освоение ее явлений не завершено, продолжается процесс включения их (по объему и содержанию) в среду непосредственного взаимодействия общества с природой. В то же время уже сейчас начато практическое использование космического пространства. Первый космический полет Ю.А. Гагарина положил начало эпохе непосредственного проникновения человека в космос. Вывод в космос искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей, автоматических межпланетных аппаратов, орбитальных станций становится систематическим. Средства космонавтики используются для прогнозирования погоды и создания уникальных систем связи, для геологической разведки и картографических съемок, для экспериментов по космической технологии. Будущее человеческой цивилизации будет все более тесно увязано с освоением космического пространства, организацией орбитальных заводов, энергофабрик и околопланетных поселений. А это показывает, что человечество, осваивая космос, в своем взаимодействии с природой выходит за пределы географической оболочки. Отмеченное является одним из аргументов в пользу понятия «природная среда» для обозначения сферы непосредственного взаимодействия общества с природой. Уже на современном этапе развития общества его природная среда по объему и содержанию полностью включает географическую среду, а также некоторые стороны освоения околосолнечного пространства и проникновения в глубинные слои земной коры.

Что касается практической стороны взаимодействия системы «человечество — природная среда», то суть ее сегодня и на перспективу состоит в преодолении экологического кризиса, порождаемого катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в биосферу. А оно сопровождается загрязнением атмосферы, почвы, водных бассейнов отходами производства и функционирования военно-промышленного комплекса. Масштабы загрязнения таковы: современное производство, взяв от природы 100 единиц вещества, использует 3-4, а 96 единиц выбрасывает в окружающую среду в виде отравляющих веществ и других вредоносных для природы отходов. Трагедия Чернобыля с особой силой высветила необходимость неотложных мер по сохранению природной среды.

Экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и перспективы человечества

Во взаимоотношениях общества и природы основополагающую роль должны играть экологические императивы и принцип коэволюции, т. е. совместного развития человека и биосферы. Автором концепции коэволюции природы и общества является выдающийся русский ученый XX в. Н. Тимофеев-Ресовский. Понятие коэволюции определяет стратегию взаимодействия природы и общества в русле концепции глобального (универсального) эволюционизма (Н. Моисеев, Э. Янч).

Данная концепция универсального эволюционизма является междисциплинарным проектом по выработке общей картины единого процесса развития природы и общества.Универсальный эволюционизм представляет собой синтез идеи эволюции с идеями системного подхода. Поэтому взаимосвязь и развитие неживой, живой и социальной материи рассматривается как самоорганизующийся процесс, а сама эволюция предстает в качестве перехода от одного типа самоорганизующейся системы к другому.

Универсальный эволюционизм лежит в основе современной общенаучной картины мира и опирается на основные теории XX в.:

· теорию нестационарной Вселенной (утвердившей идеи эволюции в неорганической природе);

· синергетику как учение о самоорганизации в живых и неживых системах;

· теорию биологической эволюции и развития, включая концепции биосферы и ноосферы.

Универсальный эволюционизм позволяет рассматривать человека как объект космической эволюции, закономерный и естественный этап в развитии нашей Вселенной, ответственный за состояние мира, в котором живет человек. Жизнь у Вернадского предстает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в космическую эволюцию. От того, как человек будет строить свои взаимоотношения с миром, зависит его будущее.

Поэтому проблемы коэволюции человека и биосферы включают не только изменение биосферы в человеческих интересах, но и изменение самого человека, его мировоззрения, выработку согласованного характера эволюции человеческого общества, его производительных сил с объективным развитием природы.

Идея коэволюции, или согласованного развития человека и биосферы оказала серьезное влияние на современную естественнонаучную и социогуманитарную мысль, оказалась включенной в практику государственного управления в процессе разработки концепции устойчивого развития. Понятие «устойчивое развитие»стало широко применяться в научном и политическом лексиконе после публикации Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию (комиссия Г.Х. Брундтланд) доклада «Наше общее будущее» (1987 г.). В нем оно определялось как такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей настоящего поколения без угрозы благосостоянию будущих поколений.

Главная цель новой стратегии – обеспечить выживание человечества путем преодоления внутри-социальной напряженности и конфликтности и сбалансированного социоприродного взаимодействия. Основной задачей устойчивого развития является достижение согласования социально-экономического развития и сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений с учетом демографического роста. Исходя из этого, устойчивое развитие предполагает такую социально-экономическую модель в XXI веке, которая способна удовлетворить потребности ныне живущих поколений и заложить благоприятные перспективы для будущих поколений.

В принятом мировым сообществом документе «Повестка дня на XXI век» обозначена программа действий для решения проблем устойчивого развития. Основные установки новой стратегии сводятся к следующим положениям:

· в центре внимания экономической и социальной политики должны находиться люди, чье право на здоровую, плодотворную жизнь в гармонии с природой имеет приоритетное значение;

· задачи сохранения окружающей среды и экономического развития должны решаться неразрывно;

· все народы имеют право на развитие при сохранении качества окружающей среды как в настоящем, так и в будущем;

· государства должны нести ответственность за свою деятельность, наносящую ущерб окружающей среде других стран;

· государства должны заменить модели производства и потребления, не способствующие устойчивому развитию.

Состоявшийся в августе-сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге Всемирный саммит на высшем уровне еще раз привлек внимание мировой общественности к концепции устойчивого (букв. с англ. – поддерживающего) развития, предложенной еще на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) в качестве новой модели динамики цивилизации.

Философия природы в наши дни как бы возвращает себе статус новой фундаментальной онтологии, особенно в связи с осмыслением глобальных проблем современности, в частности, проблем, связанных с кризисными состояниями разнообразных аспектов взаимодействия современного общества и природной среды.

Источник