Положение человека в системе животного мира

Место человека в системе живых организмов

Любое из живых существ, обитающих на нашей планете, может быть отнесено к тому или иному таксону. Этим термином именуют значимые для биологической систематики группы организмов. Таксоны высшего ранга, несводимые в более крупные объединения, — это надцарства. Их всего два. Одно включает прокариот, представляющих собой клетки без ядра, а другое — эукариот, клетки которых имеют ядро. К первому из этих надцарств относятся только бактерии, а ко второму все остальные организмы. За надцарствами следуют царства живой природы (например, царство животных, царство растений, царство грибов и др.), а на самой нижней ступени иерархии таксонов находятся виды, или подвиды, неделимые уже далее ни на какие подгруппы. Между видами и царствами существует несколько промежуточных уровней — роды, семейства, отряды, классы, типы, и, таким образом, каждое животное или растение является одновременно членом множества таксонов разного ранга. Это в полной мере относится и к человеку.

Место человека в системе живых организмов может быть представлено в следующем виде:

Надцарство — эукариоты (Eukaryota)

Царство — животные (Animalia)

Подцарство — многоклеточные (Metazoa)

Тип — хордовые (Chordata)

Подтип — позвоночные (Vertebrata)

Класс — млекопитающие (Mammalia)

Подкласс — живородящие (Theria)

Инфракласс — плацентарные (Eutheria)

Отряд — приматы (Primates)

Подотряд — обезьяны (Anthropoidea)

Инфраотряд (секция) — узконосые (Catarrhini)

Надсемейство — гоминоиды (Hominoidea)

Семейство — гоминиды (Hominidae)

Род — человек (Homo)

Вид — разумный (sapiens)

Таким образом, сколь бы разительно ни отличались люди по своему внешнему облику и особенно по поведению от прочих обитателей Земли, с точки зрения биологической систематики вид человек разумный (Homo sapiens), к которому принадлежит всё современное человечество, представляет собой всего лишь один из таксонов внутри отряда приматов (Primates), равноценный другим таксонам низшего (видового) уровня. Для обозначения таких таксонов биологи традиционно используют латинские наименования, составленные из двух частей. Первая часть имени, пишущаяся всегда с большой буквы, указывает при этом на родовую принадлежность (например, в названии нашего вида первое слово обозначает его принадлежность к роду Homo), а вторая определяет собственно вид. В тех случаях, когда, как это часто бывает, в составе вида выделяются ещё и подвиды, они обозначаются трёхчастными названиями. Так, например, некоторые антропологи, считающие, что люди современного физического типа и неандертальцы должны рассматриваться как подвиды одного вида Homo sapiens, обозначают эти подвиды, соответственно, Homo sapiens sapiens и Homo sapiens neanderthalensis. Если строго следовать правилам биологической номенклатуры, то к названию таксона нужно добавлять ещё имя выделившего его исследователя и год когда это было сделано, например, Homo sapiens Linnaeus, 1758. Но на практике в большинстве случаев обходятся без таких подробностей, и лишь в справочной литературе (каталоги, определители) все формальные требования обязательно соблюдаются.

Приматы — один из восемнадцати отрядов, выделяемых обычно в составе класса млекопитающих, если не считать его вымерших членов. Название отряда, данное ему в 1758 г. основоположником биологической систематики Карлом Линнеем, происходит от латинского слова primas, означающего «один из первых». Этим названием Линней хотел подчеркнуть особое положение группы, включающей человека, среди прочих организмов. Из ныне существующих животных в состав отряда приматов входят обезьяны, лемуры и долгопяты (рис. 1), и каждая из этих групп, которым может придаваться статус подотрядов, включает множество подразделений более низкого ранга: семейств, родов и видов. Когда перечисленных уровней классификации оказывается недостаточно, их количество увеличивается с помощью приставок над- и под- (например, надсемейство, подсемейство, подрод и т. д.). Кроме того, между подотрядом и надсемейством иногда выделяют ещё уровень инфраотрядов или секций, а между подсемейством и родом уровень триб. Следует иметь в виду, что общепринятый подход к определению состава отряда приматов пока не выработан и нередко к их числу, помимо названных выше животных, относят ещё и тупайю (иногда же этого зверька причисляют не к приматам, а к насекомоядным). Нет и единства во мнениях относительно количества и соотношения основных систематических единиц внутри отряда. Часто его делят не на три подотряда, а на два, причём в последнем случае это могут быть либо полуобезьяны (лемуры, лори, долгопяты) и собственно обезьяны, либо стрепсирины (лемуры, лори) и гаплорины (долгопяты, обезьяны). Множество вариантов классификации существует и для более низких таксономических уровней.

Рис. 1. Приматы: обезьяна (А), лемур (Б), долгопят (В), тупайя (Г)

Хотя возможные варианты систематики приматов весьма многообразны, как и предлагаемые разными исследователями реконструкции их филогенеза, т. е. происхождения и генеалогических взаимоотношений разных групп, нас здесь будет интересовать лишь то, что имеет прямое отношение к эволюционной истории линии, ведущей к человеку. Таким образом, основные «шаги» эволюции, рассматриваемые в последующих главах, — это появление самого отряда приматов, выделение в его составе подотряда высших приматов или, иначе говоря, обезьян (Anthropoidea), дифференциация их на секции широконосых (Platyrrhini) и узконосых (Catarrhini), а последних на надсемейства церкопитекоидов (Cercopithecoidea) и гоминоидов, т. е. человекообразных (Hominoidea) и, наконец, происхождение семейства гоминид (Hominidae), рода человек (Homo) и вида человек разумный (Homo sapiens) (см. рис. 2).

Рис. 2. Геохронологическая шкала кайнозойской эры. Звёздочками отмечено предположительное время основных событий в эволюционной истории приматов

Читайте также

ТЕСТЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПО КУРСУ «МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ»

ТЕСТЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПО КУРСУ «МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ» Систематика 1. Выберите правильную последовательность систематических категорий.A. Вид, семейство, род, отряд, класс, тип, подтип, царствоБ. Вид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство,

СЛОВАРЬ НАЗВАНИЙ ЖИВЫХ И ИСКОПАЕМЫХ ОРГАНИЗМОВ

СЛОВАРЬ НАЗВАНИЙ ЖИВЫХ И ИСКОПАЕМЫХ ОРГАНИЗМОВ Значком (†) отмечены вымершие группы.АВСТРАЛИ?ЙСКИЕ СТРАУ?СЫ, казуарообр?зные (Casuariformes) — отряд нелетающих бескилевых птиц, ограниченный Австралийской зоогеографической областью. Миоцен — ныне.АВСТРАЛОПИТ?К (Australopithecus)

2.6. Место человека в системе живой природы

2.6. Место человека в системе живой природы Человек, естественно, имеет свою «прописку» в филогенетическом древе живой природы, где он относится к отряду приматов (Primates) класса млекопитающих (Mammalia). Чтобы понять систематическое положение человека, необходимо представлять

Азбука общения живых организмов

Азбука общения живых организмов Многообразен мир животных, и каждый существующий вид в своей жизни пользуется довольно сложной и своеобразной сигнализацией. Среди различных способов передачи информации в животном мире значительная роль отводится запахам. Животные и

2.1. Органические соединения в составе живых организмов

2.1. Органические соединения в составе живых организмов Органические соединения характерны только для живых организмов. Можно сказать, что жизнь на Земле построена на основе углерода, который обладает рядом уникальных свойств. Основное значение для выполнения роли

Глава 7. Место человека в системе живой природы

Глава 7. Место человека в системе живой природы Положение человека в системе живой природы отражает его долгий путь эволюции. Это положение мы начнем рассматривать с характеристики класса млекопитающих, к которому принадлежит

Систематика надсемейства Anthropoidea и место в нем человека

Систематика надсемейства Anthropoidea и место в нем человека Система понгид и гоминид представлена ниже (табл. 7.2). Семейство Hominidae было введено в систематику в 1863 г. Т. Гексли, а деление его на подсемейства предложено в 1939 г. американскими палеонтологами У. Грегори и М.

3.4. Основные пути приспособления живых организмов к условиям среды

3.4. Основные пути приспособления живых организмов к условиям среды Во всем разнообразии приспособлений живых организмов к неблагоприятным условиям среды можно выделить три основных пути.Активный путь – это усиление сопротивляемости, развитие регуляторных процессов,

Читайте:  Что нам дола природа

18. Положение человека в системе животного мира

18. Положение человека в системе животного мира Вспомните!Назовите общие признаки представителей типа Хордовые; класса Млекопитающие.Данные сравнительной эмбриологии и анатомии человека и других животных позволяют чётко определить, что по критериям зоологической

29. Роль живых организмов в биосфере

29. Роль живых организмов в биосфере Вспомните!Какое вещество В. И. Вернадский называл живым; косным?Что называют круговоротом веществ в природе?Роль живого вещества в биосфере. Основное внимание в учении о биосфере В. И. Вернадский уделял роли живого вещества. Учёный

Источник



Место человека в системе органического мира и его биосоциальная природа

Каково место человека в системе органического мира? На этот вопрос, казалось бы, давно дан ответ, который все чаще оспаривают и подвергают пересмотру.

место и особенности человека в системе органического мира

Место человека в системе органического мира

Кратко можно сказать, что место человека строго определено в классификации органического мира. Он – представитель царства животные. В таблице представлены его ключевые ранги в иерархии биологического мира:

царство животные
тип хордовые
подтип позвоночные
отряд приматы
подотряд гоминиды
семейство люди
род человек
вид человек разумный, Homo sapiens

Есть несколько групп доказательств того, что человек – животное и от них произошел.

Животное происхождение человека

В пользу этого говорят:

Сравнительно-анатомические доказательства: похожее строение клеток, расположение органов, рудименты и атавизмы у человека.

Эмбриологическое доказательство: внутри утробы на начальном этапе развития младенец похож на детенышей некоторых животных. Это называется закон Бэра, и, если кратко, он постулирует: чем младше зародыш, тем меньше у него видовых особенностей.

Физиологическое сходство (дыхание, питание и т. п.) человека и животного.

Схожий хромосомный аппарат.

место человека в системе органического мира

Прямохождение, сводчатость стопы, развитая мускулатура нижних конечностей.

Строение позвоночника с 4 изгибами.

Подвижные кисти рук.

Объем мозга и, соответственно, высокая организация поведения.

Плодовитость ограничена: одна самка в норме вынашивает один плод.

Все эти видовые и физиологические особенности вывели человека на новую ступень эволюции.

Антропогенез и становление человечества

Антропогенез (часть эволюции, что привела к возникновению человека) начался от гоминидов. Человеческое общество получило право так называться и перестало быть стадом около 50 тысяч лет назад, когда неоантропы (кроманьонцы) образовали новый вид Homo sapiens.

биология место человека в системе органического мира

Последующее развитие людей стали определять социальные, экономические и религиозные законы. Прогресс начал идти вопреки биологической природе. Чтобы быть членом общества нельзя вести себя как зверь и подчиняться инстинктам. Место и особенности человека в системе органического мира оказались таковы, что само право называться биологическим видом поставлено под сомнение.

Что выделяет человека из органического мира

Есть целый ряд высокоразвитых организмов (например, слоны или дельфины), что же выделяет на их фоне человека? Высокая социальная составляющая жизни людей: их созидательная функция, знания, труд, сознание, речь. Все это выносит место человека в системе органического мира за обычные рамки, доступные другим животным.

Принципиальные отличия человека от органического мира

Место человека в системе органического мира и его биосоциальная природа иногда противоречат друг другу. Человек не ведет себя как животное в нескольких случаях:

  1. Ему свойственно абстрактное мышление.
  2. Планирование семьи, а не бесконтрольное размножение, согласно инстинкту.
  3. Сознание (не просто высокоразвитый мозг, как у дельфинов, например, не только во всех смыслах слова большой мозг).
  4. Речь.
  5. Человек – это часть общества. Люди сосуществуют в искусственно созданной ими среде обитания.

Эти пять пунктов отражают социальную природу человека.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление – это присущая только человеку способность. Благодаря ему, место человека в системе современного органического мира уникально. После ряда повторений определенных действий и их последствий многие животные (особенно, приматы) демонстрируют образное мышление. Они способны запомнить образ, особенно, если голодны, а представить надо пищу. Но следующая ступень, абстрактное мышление, им не доступно. Представить и запомнить, сделать вывод и выделить обобщающий признак того, чего не существует, что нельзя потрогать или понюхать, они не способны.

место человека в системе современного органического мира

Накопление опыта, абстрактные выводы, умение находить выходы из различных ситуаций, анализировать и, исходя из этого, принимать решение и предпринимать действия, рассуждать, обобщать понятия – привилегия людей.

В данной статье нет цели подробно разбирать понятие абстрактное мышление, но стоит привести пример того, какая пропасть отделяет от людей одних из ближайших родственников — обезьян шимпанзе. Они принадлежат к семейству гоминиды. Характерный эксперимент над ними проводился в лаборатории им. И.П. Павлова в Колтушах под Санкт-Петербургом.

место человека в системе органического мира его биосоциальная природа

Созидание

Место человека в системе органического мира уже вся планета. Люди не живут строго в пределах места рождения, а подстраивают выбранное место жизни под свои нужды. И не всегда это максимально комфортная среда обитания. Но люди ее преобразуют. Это –простейшее созидание, отвечающее за покрытие насущных нужд, но которые возникли в результате осознанного выбора жизни в неподходящей среде. Люди в прямом смысле идут против биологического отбора. Не ищут максимально легкие ареалы обитания, а приспосабливают очень неподходящие.

место человека в системе органического мира кратко

Еще один признак абстрактного мышления человека – речь. Даже сама ее возможность. Когда неким естественным явлениям присваивается конкретное (и, кстати, абстрактное) понятие – слово и его смысловое значение. Оно не связано напрямую с тем, как и что воспринимают органы чувств в конкретный отрезок времени здесь и сейчас. Образ, который каждый человек формирует о предметах, конечно, несет в себе информацию-воспоминания о весе, температуре и прочих ассоциациях. Но с помощью слов описывают и несуществующие объекты, те, что руками не потрогать. Любимые примеры ученых – любовь или математические термины. Как описать понятие семь?

Человек – просто высокоразвитое животное

Этот проблемный вопрос. Рассмотрены доказательства животной природы и происхождения человека. Как утверждает биология, место человека в системе органического мира. Есть антропологические факторы, которые до некоторой степени объясняют, как физиологические особенности в результате могли повлиять на становление высокоразвитого индивида и человеческого общества. Но есть длинный ряд социальных факторов, которые ставят человека на другую ступень. Можно ли говорить об отдельном пятом царстве органического мира? Или продолжать выдвигать теории на тему: откуда пошел наш род? Душа – это отдельная от тела материя или это физиологические процессы, которые имитируют сознание, но остаются химией?

Чтобы примирить противоположности принято говорить о биосоциальной природе человека.

Школьная программа пока не отошла от строгой ориентированности на эволюцию. Учителя биологии и зоологии не всегда грамотно подчеркивают, что Дарвин лишь выдвинул теорию. Она популярна, но не обоснована неопровержимыми доказательствами. Наоборот, остается еще много вопросов, белых пятен и аргументов против.

место человека в системе органического мира и его роль в биосфере

Хотя основные постулаты этой теории – обязательная часть школьной программы, и необходимо их знать, чтобы быть образованным человеком с широким кругозором. Но что говорит против теории происхождения видов, кроме того, что социальная природа человека ярко выражена, а мышление уникально?

Теория происхождения видов Дарвина: главные аргументы против

Как сам Дарвин и его современники утверждали: идея эволюции носилась в те времена в воздухе. Гений самого знаменитого натуралиста, автора “Происхождения видов” в том, что он сформулировал, как из малого через миллиарды лет проистекает большое. Выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный к постоянным изменениям окружающей среды. Это и есть краткая формулировка естественного отбора.

Противники дарвинизма обращаются к понятию несократимая сложность. Многие организмы не могли в процессе эволюции постепенно формировать (вследствие мутаций) преимущества, которыми они обладают на данном этапе развития и благодаря которым выжили в определенной среде обитания, иначе говоря, прошли естественный отбор.

Читайте:  Какое лучше применять средство против ос и шершней

Другой главный аргумент против теории эволюции – это информационная сложность хромосом и, как следствие, молекулы ДНК. Столь упорядоченная и длинная цепь не могла быть получена случайно даже за миллиарды миллиардов лет. К тому же при огромном возрасте Земли и обнаруженных ископаемых, датируемых самыми разными периодами, не обнаружено достаточное количество недостающих звеньев, переходных форм жизни, которые теория эволюции предполагает в большом объеме между всеми видами.

Вопрос происхождения самым тесным образом связан с местом человека в системе органического мира и его роли. Возможно, именно социальная составляющая жизни людей определяющая. Она налагает на человечество ответственность за всю биосферу. Роль, место человека в системе органического мира даны ему не зря – чтобы оберегать и разумно распоряжаться планетой, независимо от того, являются ли люди частью экосистемы, или просто похожи на другие биологические организмы, но имеют высшее происхождение и цель существования.

Источник

Место человека в системе органического мира и природы

Место человека в системе органического мира

Биология

Человек является биосоциальным существом, так как развивается на основе природы и обязательно в обществе. Без себе подобных он может погибнуть или начать процесс деградации. Что касается места человека в системе органического мира, то оно находится выше других видов живых организмов, даёт право индивиду управлять природными ресурсами и на их основе развивать свой материальный мир.

Основная характеристика

Единство человека с другими живыми организмами подтверждается на клеточном уровне. К такому выводу пришли генетики после изучения древних останков первых людей. Будучи биологическим видом, он относится к царству Животных. Клетки человека имеют ядро, план строения и гетеротрофный тип питания. Это считается основным сходством с клетками других живых существ и позволяет классифицировать личность таким образом.

Благодаря строению органов, размещению целых систем и наличию опоры в виде скелета с разными отделениями индивида можно классифицировать как позвоночное животное. Но при всём сходстве человек находится выше других организмов за счёт наличия абстрактного мышления, обладания возможностью анализировать и мыслить. Последние факторы открывают ряд возможностей для управления миром.

Человек относится к отряду приматов

Внутриутробное развитие и наличие молочных желёз для выкармливания малышей делает человека представителем биологического класса Млекопитающих. Система жизнедеятельности у индивида развита таким же образом, как у представителей отряда Приматы, поэтому учёные относят представителей человечества к этому типу.

В разные периоды можно было проследить развитие организма и смену одних факторов другими. Например, возможность прямохождения освободила верхние конечности, которыми прародитель современных людей мог не только добывать себе пищу, но и защищаться от нападения хищников, а позже создавать себе инструменты, орудия труда и даже одежду, которая бы защищала от холода.

Увеличение общей массы мозга привело к развитию дополнительных способностей, возможности мыслить и принимать решения. Человек становится осознанным и начинает понимать окружающий мир, отходя от первобытных инстинктов, руководствуясь своими выводами и решениями.

Развитие челюстей и скул позволило человеку не только добывать из себя звуки, но и стало основой для развития речи. Так у людей появилась возможность развиваться не только физически, но и умственным путём. Это послужило стартом для объединения разных людей в племена, общины, роды, а позже стало первопричиной формирования праобщества.

Конечно, процесс эволюции довольно сложный и многоэтапный, он состоит из разных моментов и включает в себя не одну тысячу лет. Но в результате современный предок первобытных людей обладает не только возможностями, позволяющими выжить в мире, но и сам создаёт мир, подстраивая под себя природу, максимально используя природные ресурсы и возможности окружающей среды.

Тип и класс

За счёт эмбрионального развития представителей человечества относят к типу Хордовых. На ранних стадиях развития плода у него закладывается осевой тяж — хорда, благодаря которой потом тело будет развиваться равномерно и сможет свободно перемещаться. Над хордой можно определить положение нервной трубки, а под ней — кишечник в виде сквозной трубки. В глотке эмбриона будут находиться щели для жабр, но в процессе развития организм переживёт ряд метаморфоз, благодаря которым плод сможет приобрести необходимые человеческие черты.

Развитие эмбриона человека

Нервная трубка становится основой для развития спинного и головного мозгов, которые будут контролировать процессы мышления и движений, отвечать за чувства. Хорда превратится в позвоночник, но на более поздних сроках развития плода, когда сформируются остальные органы и будут развиваться целые системы.

Класс Млекопитающих включает в себя индивида вовсе не случайно, ведь последний, как и другие представители животного мира, выкармливает своих детей молоком. Во время развития плода организм матери связан с ребёнком через плаценту. Это основа для передачи необходимых полезных веществ детёнышу. В плаценте кровеносные сосуды матери и ребёнка переплетаются, создавая тесную связь. Как утверждают психологи, даже после рождения связь малыша и матери остаётся сильной. К другим факторам, отвечающим за класс Млекопитающих, можно отнести:

  1. Ферментативное питание.
  2. Наличие дифференцированных зубов. К ним относятся клыки, резцы и большие коренные зубы.

Теплокровность людей обеспечивается с помощью сердца — это ещё одно сходство с системным типом животных. Температура тела не зависит от показателей окружающей среды, но в коже размещены чувствительные элементы, определяющие температуру и отвечающие за ощущения тепла или холода.

Человек разумный

Изучение систематики и постоянное пополнение новыми исследованиями позволяет подробно изучить и описать возможности человеческого тела и мозга, представлять средства их улучшения. Процесс становления современного вида проходил несколько этапов:

Древний человек

  1. Древнейшие люди.
  2. Древние.
  3. Представители современного вида.

Каково же было удивление учёных, когда в процессе исследований выяснилось, что эти виды не шли один за другим в плане исторического развития, а сосуществовали и даже пересекались в одной местности. Фаза конкурентности позволила развиваться более сильным представителям человечества и передавать генетический материал детям. Древнейшие делали первые орудия труда, обладали прямохождением и объединялись в небольшие группы для защиты от опасностей окружающей среды.

Древние представители обладали речью и уже могли что-то членораздельно говорить. Первобытный язык не состоял из большого количества слов, но предупредить об опасности, назвать потребности или передать основную информацию древние люди могли.

Современные люди могли шить себе одежду из шкур и жить в пещерах целым родами. Они формировали первые общества, группируясь в племена. Как указывают находки, эти люди уже знали гончарное дело, владели разными ремёслами и могли приручать животных для скотоводства. Кроме того, они занимались выращиванием культур.

В школах с помощью таблиц можно кратко ознакомиться с классификацией человека в биологии. Для более подробного изучения, к какому надцарству принадлежит вид и его психологические особенности, можно изучить информацию в специализированной литературе.

Цикл и генетика

Хотя современные люди обладают большим количеством возможностей и управляют своей жизнью, самостоятельно продлить свой век они не могут. Средняя продолжительность жизни составляет около 79 лет. Статистика взята из стран, где хорошие условия для жизни и качественная медицина.

Беременность женщины

Период размножения у женщин начинается в 16—18 лет и может длиться до 50 лет, когда наступает климакс. Даже будучи беременной, женщина может вести активную сексуальную жизнь, такое поведение характерно только некоторым видам приматов. Беременность длится 9 месяцев, за этот период плод быстро развивается, после чего наступает момент родов. Одновременно женщина может родить одного ребёнка, хотя встречались случаи, когда рождались близнецы или даже тройня.

Читайте:  Картинки для аве природа

После рождения формируется малая социальная группа, которая позволяет охарактеризовать людей как существ общественных. Начинается процесс воспитания малыша, благодаря чему в обществе появляется новая ячейка, и формируется новый элемент. Семья проходит разные этапы: от рождения ребёнка до смерти родителей и формирования новой социальной ячейки. Здесь также происходят другие важные для людей процессы.

С генетической точки зрения основная задача людей — передать свой генный материал следующим поколениям и не прерывать человеческий род. Благодаря качественным медицинским препаратам люди могут бороться с разными болезнями, лечиться от бесплодия и даже побеждать раковые клетки на разных стадиях развития.

Место человека в мире

Это существенно влияет на уровень жизни и позволяет оставить большое потомство. Как утверждают учёные, процесс эволюции ещё не завершился, и люди в будущем будут отличаться от современного типа, хотя и несущественно. Что касается места человека в мире, то отнести его только к биологическому виду или характеризовать исключительно как социальное существо будет неправильно, поскольку в нём сочетаются и биологические характеристики, развитые на фоне окружающей среды, и социальные особенности.

Последние включают в себя процессы мышления, развитие языка и формирование моральных качеств, позволяющих чувствовать себя частью общества. Личность гармонично сочетает в себе разные стороны и активно развивается как вид разумный.

Источник

Положение человека в системе животного мира

Признаки позволяющие отделить семейство Люди от других приматов, являются уникальными для человека. В семействе Люди есть только один род Человек, в котором только один современный вид Человек разумный.

Рассмотрим признаки, отличающие человека от других животных.

В первую очередь – это высшая нервная деятельность. У человека развита|развита вторая сигнальная система (см. урок|урок 8 класса Высшая нервная деятельность), отвечающая за восприятие речи, а также прекрасно развиты|развиты логическое мышление, память, абстрактное мышление. Эти способности возникают благодаря развитой|развитой|развитой коре головного мозга. У человека самое большое среди всех животных отношение массы мозга к массе тела|тела.

Второе отличие – это особенности скелета, отвечающие за истинное прямохождение. Наш позвоночник имеет 4 изгиба, которые оптимально передают вес нашего вертикально расположенного тела|тела на ноги|ноги.

Позвоночник человека приспособлен к истинному прямохождению

А ноги|ноги имеют сводчатые стопы|стопы, которые выдерживают нагрузку при беге и прыжках (см. видео).

Гибкая кисть, в принципе, свойственна многим приматам, но только у человека она достигла такой гибкости, которая позволяет легко манипулировать как мелкими, так и тяжёлыми предметами.

Причём движения могут быть как мощными, так и очень тонкими, позволяющими, например, вышивать или писать (см. видео).

Прямохождение, развитые|развитые|развитые кисти рук и мощный головной мозг позволили человеку производить орудия труда – от заострённой палки до космического спутника .

Артефакты древнего (копья|копья – слева) и современного (космический спутник – справа) человека

Некоторые птицы и другие приматы способны использовать найденное орудие труда, например камни и палки. Но никто из них не способен сделать себе специальное орудие.

Вторая сигнальная система позволила создать очень высокоорганизованный социум. Никакая стая зверей не способна на такое тонкое и эффективное взаимодействие, как человеческое общество (см. видео).

Таким образом, с биологической позиций систематики, человек – это животное из отряда Приматы. Он имеет всё|все ткани и системы органов|органов, характерные|характерные для прочих приматов.

Генотип человека отличается от генотипа ближайших человекообразных обезьян, например карликовых шимпанзе бонобо, на один процент. В то же время, человек, в отличие от животных, обладает развитым|развитым|развитым абстрактным мышлением, способен производить и использовать орудия труда. Он существует в обществе, в котором есть разделение труда и которое управляется при помощи речи.

Положение человека в системе животного мира

Положение человека в системе животного мира. Доказательства происхождения человека от животных

Ещё в античное время человек признавался «родственником» животных. К. Линней в своей «Системе природы» поместил его вместе с высшими и низшими обезьянами в один отряд приматов. Ч. Дарвин на многочисленных примерах в специальном труде «Происхождение человека и половой|половой отбор» показал близкое родство человека с высшими антропоидными обезьянами.

Человек разумный (Homo sapiens) относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, подклассу плацентарные, отряду приматы, семейству гоминиды.

С хордовыми человека роднит: наличие хорды на ранних эмбриональных стадиях, нервной трубки, лежащей над хордой, жаберных щелей в стенках глотки|глотки, сердца|сердца на брюшной стороне под пищеварительным фактом.

Принадлежность человека к подтипу позвоночных определяется замещением хорды позвоночником, развитым|развитым|развитым черепом и челюстным аппаратом, двумя парами|парами конечностей, головным мозгом, состоящим из пяти отделов.

Наличие волос|волос на поверхности тела|тела, пяти отделов позвоночника, сальных, потовых и млечных желёз, диафрагмы, четырехка-мерного сердца|сердца, сильно развитая|развитая|развитая кора головного мозга и теплокровность свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих.

Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту — особенности, характерные|характерные для подкласса плацентарных.

Наличие передних конечностей хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), хорошо развитых|развитых|развитых ключиц, ногтей на пальцах, одной пары|пары сосков млечных желёз, замена в онтогенезе молочных зубов на постоянные, рождение, как правило, одного детёныша позволяют отнести человека к приматам.

Более частные признаки, такие как сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа|черепа, хорошо развитые|развитые|развитые лобные доли головного мозга, большое число извилин на полушариях головного мозга, наличие аппендикса, исчезновение хвостового отдела позвоночника, развитие мимической мускулатуры, четыре основные группы крови, сходные резус-факторы и другие признаки, сближают человека с человекообразными обезьянами. Антропоиды также болеют многими инфекционными болезнями, присущими человеку (туберкулёз, брюшной тиф, детский паралич, дизентерия, СПИД и др.). У шимпанзе встречается болезнь Дауна, возникновение которой, как и у человека, связано с присутствием в кариотипе животного третьей хромосомы по 21 -й паре. Близость человека к антропоидам прослеживается и по другим признакам.

В то же время между человеком и животными, в том числе и человекообразными обезьянами, существуют коренные|корённые отличия. Только человек имеет истинное прямохождение. В силу вертикального положения скелет человека имеет четыре резких изгиба позвоночника, опорную сводчатую стопу с сильно развитым|развитым|развитым большим|большим пальцем, плоскую грудную клетку.

Гибкая кисть руки|руки — органа|органа труда — способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения. Мозговой отдел черепа|черепа значительно преобладает над лицевым. Площадь коры больших|больших полушарий и объем|объём головного мозга значительно выше, чем у человекообразных обезьян. Человеку присуще сознание и образное|образное мышление, с чем связана такая деятельность, как конструирование, живопись, литература, наука. Наконец, только люди могут общаться друг с другом при помощи речи. Эти особенности строения, жизнедеятельности и поведения человека —результат эволюции его животных предков.

Видео по теме : Положение человека в системе животного мира

Положение человека в системе животного мира

Вопрос 1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.

Вид Homo sapiens (Человек разумный) от­носится к царству Животные, подцарству Многоклеточные, типу Хордовые, подтипу По­звоночные, отряду Приматы, подотряду Чело­векоподобные (антропоиды), секции Узконо­сые обезьяны, семейству Гоминиды. В семей­ство Гоминиды входит только один род Homo, а в этот род — только один вид Homo sapiens. Кроме подотряда антропоидов, к приматам от­носят ещё лемуров и долгопятов.

Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.

Человека можно отнести к классу Млеко­питающие по следующим признакам:

  • семь шейных позвонков;
  • волосяной покров, потовые и сальные же­лезы кожи;
  • хорошо развитые|развитые|развитые губы|губы и мускулистые щеки|щёки;
  • диафрагма и альвеолярные лёгкие;
  • ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха|уха;
  • одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
  • теплокровность;

Источник

Положение человека в системе животного мира

Положение человека в системе животного мира: развитие взглядов на происхождение человека

Для того чтобы увидеть развитие эволюции, а с ней и положение человека в системе животного мира, не обязательно окунаться в прошлое, потому что эволюция – это процесс, который происходит всегда и везде вокруг нас. Например, бактерии, которые легко уничтожались пенициллином раньше, приобрели новую, стойкую к антибиотикам, форму.

Естественный отбор

Природа распорядилась следующим образом: чем лучше животное приспособлено к условиям ареала, в котором оно живет, тем больше его шансы выжить и иметь потомство. Его дети могут унаследовать отклонения, которые сделали отцовское животное таким успешным в своем местном окружении. Виды животных меняются со временем, лучше приспосабливаясь к условиям окружающей среды. Возникают новые виды, живут тысячи или миллионы лет, а потом исчезают. Эволюции нужно время и счастливые случаи для того, чтобы происходили изменения.

Черты, которые могут помочь выжить виду, например, — лучшие зубы или больше мозг, — могут появиться в новорожденных особей как случайные отклонения. Если новые черты действительно помогают выживать, и животные могут дольше прожить, или выжить в условиях, при которых обычный представитель вида умирает, значит, эти черты будут передаваться из поколения в поколение. Когда эти способности действительно полезны, животные, которые их имеют, постепенно вытеснят тех, которые их не имеют.

Теория Дарвина

Согласно теории Дарвина, любое живое существо не производит в ходе своей жизни тождественную копию самого себя. Дитя не похоже на мать, котенок не похож на маму-кошку, даже зерна пшеницы отличаются друг от друга. Если рассмотреть их под микроскопом или провести химический анализ, то можно заметить их непохожесть. Изменчивость является материалом для естественного отбора. Если эти свойства необходимы для жизни нового существа, то оно будет жить и приведет потомство, если — нет, то беспощадный естественный отбор уберет его из биологической сферы, и оно умрет, как сотни и тысячи неприспособленных особей. Каково положение человека в системе животного мира? Самым загадочным отбором природы, а также ее венцом, конечно, выступает человек.

положение человека в системе животного мира

Положение человека в системе животного мира

Люди причисляются к приматам, которых насчитывается более 100 видов, включая человекоподобных обезьян, горилл и шимпанзе. Если указывать положение человека в системе животного мира, — приматы, а именно шимпанзе имеют с человеком самые близкие родственные связи, 98,4% генов у них совпадают. Доказано, что 2,6 млн. лет назад произошло разделение приматов на 2 ветки. 1- в австралопитека, впоследствии вымершего, а 2 положение человека в системе животного мира, — в человека умелого. Известно, что первые человекообразные существовали на Земле еще 3-5 млн. лет назад.

признаки положения человека в системе животного мира

Множество исследований, измерений, раскопок и, сделанных на их основе, научных доказательств, свидетельствует, что положение человека в системе животного мира причисляется к виду приматов. У всех приматов есть общие признаки.

  1. У всех есть руки и ноги с пятью пальцами на каждой.
  2. Есть зубы, которые приспособлены разжевывать много различной пищи.
  3. Все рожают в основном по одному детенышу, реже – по несколько детей.

Признаки положения человека в системе животного мира

Но между ними существуют и значительные различия.

  1. Лишь человеку свойственно прямохождение на двух ногах и, соответственно, особенное строение хребта, таза, ног, рук, мышц и других органов.
  2. Человеческая рука умеет осуществлять множество различных и точных движений. Человеческий череп более высокий и круглый;
  3. Мозговая часть черепа доминирует над лицевой, имеет высокий лоб, слабые челюсти с небольшими клыками, подбородок четко очерчен.
  4. Человеческий мозг занимает объем — 1800 см3, что в 3 раза больше мозга приматов. У человека отлично развиты части мозга, где находятся важнейшие психические и речевые центры.

положение человека в системе животного мира кратко

Первый человек среди приматов

Самый первый человеческий предок – австралопитек, уже мог передвигаться в вертикальном положении. Благодаря этому он мог держать в руках орудия труда и примитивное оружие.

По научной теории появление человека разумного не произошло внезапно, оно стало итогом длительного эволюционного развития, занявшего десятки миллионов лет. Ученые присвоили название «гомо сапиенс» человеку, умеющему изготавливать элементарные орудия, а также погребать своих соплеменников. Самым примитивным орудием труда были обточенные камни. 500 тысяч лет назад люди уже обрабатывали деревянные палки, делая из них копья. И лишь 250 тысяч лет назад появился каменный топор.

2 положение человека в системе животного мира

Развитие человека

Когда приматы разделились на две ветви: первый подвид в ходе эволюции превратился в человека умелого, а второй – в австралопитека африканского, позже вымершего. Эволюция сделала скачок, когда возник вид «человек умелый». Он владел элементарным мышлением и речью, главными носителями информации, которая передавалась затем следующим поколениям. Вид «человек прямостоящий» возник 100 тыс. лет назад. С его появлением существенно увеличилось количество информации, что способствовало созданию нового типа наследия – не генетически, а через материальный и духовный опыт. У такого человека объем мозга равнялся 1250 см3, но его эволюция на этом не остановилась. На этой стадии развития отмечался ускоренный прогресс биологических изменений.

положение человека в системе животного мира приматы

Рассматривая положение человека в системе животного мира, кратко можно описать так.

Древнейшие люди занимались собиранием и охотой. Они вели кочевую жизнь, поедали растения и мясо животных, которые попадались им на пути. Для жилья они использовали пещеры, но древние находки подтверждают, что в этой период сооружались первые жилища из веток. В какой-то момент племена осознали, что постоянное жилище имеет ряд достоинств. В надежном месте можно спрятать съестные запасы для голодных периодов, защитить себя от непогоды и хищников. В таких селениях удобнее уживаться друг с другом, а также проще отбиваться от врага. В процессе эволюции человеческий мозг увеличился непропорционально телу. Но самое важное достижение: люди стали коллективной деятельной сущностью, основными составляющими которой выступает труд, разум и речь, и это главное отличие людей от животных.

Человек и животный мир

Положение человека в системе животного мира имеет мощное воздействие на этот мир. Человек времен палеолита уже охотился, истребляя вымерших нынче существ. Животные, птицы и рыбы давали людям еду, шкуры служили первой одеждой, обувью и предметами обихода. С тех пор как люди начали употреблять мясо, они научились добывать огонь и приручать животных. По мере улучшения орудий охоты и приручения животных воздействие людей на животный мир возрастало.

положение человека в системе животного мира

Эволюция или внешнее вмешательство?

Все вроде бы просто и понятно в эволюционной теории происхождения человека. Но тем не менее ученые до сих не пришли к единому и неоспоримому утверждению, что именно стало толчком к переходу от приматов до человека разумного.

Читайте:  Сочинение на тему почему нужно любить природу родного края

положение человека в современной системе животного мира

Согласно различным теориям могло быть внешнее вмешательство, такое как скрещивание представителей внеземных цивилизаций с предками людей или управление эволюцией силами внеземного сверхразума.

Благодаря интеллекту человек сделал огромный прорыв: он может позаботиться о себе, сделать выбор или пойти на риск. Умеет писать, сочинять музыку, рисовать красками. А также строить самолеты и корабли для исследования всей планеты, а также космические корабли, чтобы познавать космос.

Источник



Тема 3. Человек-биосоциальное существо

111

Человек — это биосоциальное существо, которому характерны как свойства, передающиеся по наследству, обусловленные природой, так и появившиеся в результат социализации, жизни в обществе.

На ЕГЭ есть задания, в которых необходимо определить, что свойственно только человеку, что только животному, а что и человеку, и животному. Поэтому давайте разграничим все эти особенности.

Особенности , характерные для человека

  • Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.

Особенности , характерные для животного

  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.

Особенности , характерные и для человека, и для животного

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.

Таким образом, человек, как биосоциальное существо, обладает и природными особенностями , которые сближают его с миром животных, и социальными, отличающими его от животных и, их он приобретает в процессе социализации. О социализации можно прочитать здесь.

Источник

3. Сходство и различия между человеком и животными

Какие есть доказательства родства человека с животными?

Антрополог: Как все живые существа, человек для поддержания жизни нуждается в пище, воде, сне. Подобно всем животным, он старится и умирает. Эти черты сходства, как говорится, «лежат на поверхности». Но есть и другие, быть может, не столь очевидные. Я уже рассказывал вам, что строение тела человека во многом сходно со строением тела других животных. Сравнивая между собой скелет или отдельные органы, выполняющие одни и те же функции (например, пищеварения или дыхания), ученые находят множество совпадений. Конечно, больше всего таких совпадений с близкородственными животными (особенно обезьянами, все кто видели обезьяну, сразу это подмечают). Но даже в том случае, когда мы начинаем сопоставлять организм человека с организмом такого непохожего на него существа, как рыба, быстро обнаруживается много общих черт (у рыб, как и у людей, есть позвоночник, сердце, желудок, нервная система и т.п.).

А какие-нибудь другие подтверждения этому есть?

Антрополог: Без сомнения! О родстве человека с другими животными свидетельствует наличие у него, так называемых, рудиментарных органов, то есть таких органов, которые утратили свое значение в процессе эволюции. Их насчитывают несколько десятков. Например, изучая строение копчика — нижнего отдела человеческого позвоночника, состоящего из нескольких сросшихся позвонков, можно заключить, что у далеких предков человека когда-то был хвост. На теле человека множество мелких редких волосков – это остатки густой шерсти наших предков. Слепая кишка человека имеет небольшой отросток – аппендикс, который не участвует в процессе пищеварения. Но у многих травоядных животных – это важнейший отдел кишечника. О чем это говорит? Правильно! Наши далекие предки были травоядными. Но когда древние люди перешли на мясную пищу, надобность в аппендиксе отпала, и он в конце концов превратился в рудиментарный орган. Можно при желании найти и другие примеры, говорящие о том, что человек вышел из мира животных и по-прежнему имеет с ними много общего.

2. Инстинкты и разум

Чем человек отличается от других животных?

Антрополог: Главное отличие человека от всех остальных живых существ заключается в том, что он обладает разумом. Именно благодаря разуму человек способен быстро ориентироваться в окружающей обстановке и принимать решения, наиболее целесообразные для настоящего момента.

Ну, это еще не факт! Разве другие животные на это не способны? Вспомним хотя бы пчёл, муравьёв и других насекомых.

Антрополог: Да, на первый взгляд их поведение может показаться осмысленным. Однако учёные доказали, что все действия насекомых диктуются не разумом, а инстинктами.
Инстинкт — это врождённая форма поведения.
Вот только один пример. Для того чтобы обеспечить своих личинок кормом осы роют норки и затаскивают туда парализованных ядом насекомых (например, кузнечиков). Положив добычу у отверстия норки, оса, перед тем как окончательно втащить её, быстро «обыскивает» свое помещение. Это целесообразно, так как волочить добычу приходится издалека, и в «квартиру» мог кто-нибудь залезть. Убедившись, что всё в порядке, оса выбирается наружу, берёт добычу и прячет её в норке. А что будет, если внести в её инстинктивные действия незначительные коррективы? Когда оса исчезнет в норке, чуть-чуть отодвинем её добычу от входа. На наш взгляд ничего не изменилось, но для осы вся цепочка действий начинается сначала. Она вновь подтаскивает парализованное насекомое к входу и вновь ныряет в норку для «проверки». Один исследователь сорок раз отодвигал добычу, и оса каждый раз вновь и вновь «обыскивала» норку, вход в которую ей был прекрасно виден! Можно сказать, что она вела себя в данном случае как автомат. Впрочем, так оно и есть на самом деле. Поведение насекомых «запрограммировано» с самого их рождения. Они ведут себя так, как вели на протяжении многих миллионов лет эволюции. Каждое их действие продиктовано инстинктом. «Обдумать», изменить своё поведение в соответствии с изменившимися обстоятельствами, они просто не в состоянии.

Читайте:  Вода и ее роль в природе вывод

Допустим, с насекомыми всё понятно. А как быть с собаками или обезьянами?

Антрополог: Действительно, поведение высокоорганизованных животных (например, собак или обезьян) гораздо сложнее, чем поведение насекомых. Они способны делать выбор, предвидеть последствия того или иного своего поступка. Однако и в этом случае поведение животных является инстинктивным, а не разумным. Просто высокоорганизованные животные способны к обучению. Обезьяны и собаки, в отличие от насекомых, могут менять своё поведение в зависимости от ситуации. Но они совершенно не способны к творчеству, к созданию чего-либо нового. Эта способность присуща одному только человеку. Человек трудится, и в результате его трудовой деятельности происходит преобразование окружающего мира. Человек может размышлять, анализировать, обобщать, делать выводы, накапливать и передавать информацию. Он единственный из живых существ, кто способен к познанию мира и самого себя. Эта его особенность и называется разумом.
Разум – это способность человека понимать и осмысливать мир и самого себя, способность к творчеству и познанию.
Именно разум позволил человеку изобрести множество полезных вещей и занять господствующее положение на нашей планете. Да, он не так быстро бегает, как леопард, не такой зоркий, как орёл, он не умеет летать, как птицы, у него нет острых когтей, мощных клыков, толстой шкуры. Но благодаря биноклю, человек видит лучше орла, благодаря автомобилю перемещается быстрее леопарда, а благодаря самолёту летает выше и быстрее любой птицы.

Люди сродни животным. Значит, у них тоже есть инстинкты?

Антрополог: Хотя человек обладает разумом, инстинкты ему также присущи. Например, новорожденный младенец, когда голоден, жадно сосёт молоко. Никто не учил его этому. Ребенок «умеет есть» с самого рождения. Однако способность говорить, читать, играть, трудиться и многое другое человек обретает только путем обучения. Поэтому и говорят, что инстинкты играют в его жизни несравнимо меньшую роль, чем в жизни других животных.

3. Мозг – основной инструмент мыслительной деятельности

Если разум — самое важное, что отличает человека от других животных, тогда у них должно быть разное строение мозга!

Антрополог: Действительно, главным инструментом разумной деятельности человека является его головной мозг. Но этот жизненно важный орган есть и у многих других живых существ, например, у рыб, у птиц и у зверей. Однако разумом они не обладают! Заманчиво было бы считать, что его мозг устроен совсем не так, как мозг других животных. Однако научные исследования этого не подтвердили. В строении головного мозга человека, как и в строении других его органов, можно обнаружить множество общих черт со строением мозга зверей и птиц, что еще раз подтверждает тот факт, что человек вышел в своём развитии из животного мира, что он – часть природы. Начать с того, что в работе любого мозга, будь то мозг птицы, обезьяны или человека, ведущую роль играют особые нервные клетки – нейроны. (К примеру, у человека нейроны составляют одну десятую часть всех клеток нервной ткани). Сложность нервной системы находится в прямой зависимости от числа составляющих её нейронов. Например, у червей их всего около 100, а у человека – более 10 миллиардов!

Получается, чем больше объём головного мозга у какого-либо существа, тем оно «умнее»?

Антрополог: Это не совсем так. Известно, что у слонов и дельфинов мозг больше, чем у людей. Однако разумом из них обладает только человек. Учёные считают, что наряду с объёмом мозга чрезвычайно важную роль играет количество связей, возникающих между отдельными нейронами. Человеческий мозг можно уподобить волшебному лесу: из нейронов вытягиваются длинные отростки, которые переплетаются между собой, как ветви деревьев. При помощи этих отростков отдельные нейроны постоянно обмениваются друг с другом нервными импульсами. Количество подобных связей одного только нейрона может достигать 20 тысяч! Ни у одного другого существа нейроны головного мозга не образуют таких сложных и многочисленных связей. И именно этим человеческий мозг отличается от мозга животных. Однако следует отметить, что у новорожденного младенца разветвлённых связей между нейронами нет. Они образуются только в результате его общения с другими людьми и обучения. Чем больше человек узнаёт, чем больше он размышляет или занимается творчеством, тем больше нейронных связей устанавливается в его мозгу. А это показывает, что разум не даётся человеку с рождения. Он формируется, «создаётся» только в общественной среде!

"Созданы по образу и подобию. " , " произошли от приматов в результате эволюционных процессов" Мне часто кажутся не совсем состоятельными все перечисленные версии происхождения человека разумного. Очевидно, что животное начало в нас присутствует, как естественный элемент, необходимый для выживания в условиях этой планеты. Но присутствует и нечто противоестественное, нечто делающее нас антагонистами среды, в которой мы существуем. Мы вечно пилим сук, на котором сидим. А наиболее разумны на этой планете скорее всего дельфины и косатки, которые обладают речью и способны мыслить абстрактно.Это уже доказано некоторыми исследованиями.Например, у дельфинов есть имена, они сами дают их своим сородичам, есть географические названия.

Никто не спорит — дельфины и киты (равно, как и обезьяны) очень смышленые существа, способные к сложному поведению. Разумны они или нет, не берусь судить. Да и нет, наверно, жесткой границы между "разумом" и "не-разумом". Но, очевидно, что никакой цивилизации они не создали, а так и остались в границах животного царства. Тайна происхождения человека пока не раскрыта. Есть только более или менее обоснованные гипотезы. Вы правы, у нас нет никакого основания кичиться своей разумностью, учитывая тот вред, который мы уже многие десятилетия наносим своей планете. Были бы дельфины разумнее, окажись они на нашем месте? Кто может ответить на этот вопрос?

Читайте:  Конкурсы игры на день рождения на природе для веселой компании

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Человек как особое качество животного мира

Лафа кончилась плюс-минус 72 тысячи лет назад, после того как извержение вулкана Тоба на десятилетия превратило субэкваториальную Африку в филиал Питера — ни лета, ни солнца, кругом серость и пепел. Как мы все прекрасно знаем, столько прожить в Питере почти нереально.

Люди массово вымирали до тех пор, пока оставшаяся кучка обезьян не разработала новый, надёжный как часы план: расширить свой ареал! Правда, план этот зашёл слишком далеко. За следующие 30 тысяч лет люди заселили бОльшую часть Земли, попутно выкашивая другие виды людей, которых, между прочим, было аж 9 штук.

Это череп нашего самого маленького родственника — Homo floresiensis, или "человека-хоббита". Он обитал на островах. Они вырастали всего до 1,1 метра. Он справа.

Умение приспосабливать окружающую среду под себя и привело нас к успеху. Эта способность не только обеспечила человеку выживание в любых условиях, но и позволила потеснить животных, считавших себя боссами местной качалки десятки миллионов лет.

Побочным эффектом от такого рейдерского захвата стало превращение человеков в главных сверх-хищников современности. Сверх-хищники — это вид, численность которого никак не регулируется другими хищниками. Обычно в их роли выступают львы, медведи, косатки — они бравируют клыками, когтями, мускулами. Но вот незадача, человек придумал винтовку, которая все эти качества нивелирует.

При этом строение организма человека довольно скучно и особо не отличается от строения остальных обезьян. Из наиболее заметных отличий: S-образный позвоночник, позволивший нам гордо расправить плечи и встать на ноги; тотальное облысение организма, чтобы лучше потеть во время марафонских бипедальных забегов; пятипалая конечность с противопоставленным большим пальцем, чтобы мастерить всякие штуки, и относительная маленькая слабая челюсть.
За последнее скажите спасибо огню. Благодаря обработке пищи нам не нужно жевать еду часами, так что мощная челюсть стала не нужна.

Зато уменьшение челюсти позволило отрастить черепную коробку, а вместе с ней и мозги. Наша соображалка — самая большая среди приматов. Более того, от количества не пострадало качество. Люди — одни из немногих обладателей развитого неокортекса.
Эта часть мозга отвечает за обучение, воображение, социальное поведение, и у людей она занимает львиную долю. Именно благодаря этой штучке появилось всё, что мы знаем: наука, религия, искусство и прочие приятные (и не очень) вещи.

Мозг делится на 3 части: неокортекс — управляет мыслями, лимбический мозг — желаниями, а рептильный мозг — рефлексами.

Кроме того, мы обзавелись мощной префронтальной корой — зоной, отвечающей за рациональные поступки, построение планов и контроль поведения.
Именно благодаря ей человеки умудряются организовываться в общины размером в десятки миллионов особей и при этом не переубивать друг друга (хотя, получается не всегда).
Только человек с хорошей воображалкой мог придумать расовые предрассудки и потом начать против них же воевать.

Вообще, людей часто называют эусоциальными животными, то есть животными, не способными эффективно существовать вне общества себе подобных. Правда, критериями эусоциальности являются ещё наличие маток и стерильных рабочих, но до этого мы, пока, не доросли.

Особую головную боль в жизнь человека вносит процесс размножения. Им люди занимаются не только для продолжения рода, но и для удовольствия. Поэтому период ухаживания может длиться с 14-16 лет и до старости. К тому же, не всегда понятно, на какие отношения рассчитывать. Кто-то выбирает любимого на всю жизнь, кто-то мутит мутки со всеми подряд, а кто-то организовывает целые гаремы. Что выбирать — решать тебе, но если хочешь следовать зову предков, твой выбор — серийная моногамия.

Это тип отношений, при котором пары образуются на время выращивания потомства. Партнёры поддерживают связь, пока их малыш более-менее не окрепнет, после чего жмут друг другу руки и мирно расходятся. Учёные считают, что именно такой вид взаимоотношений поддерживал человек в древности, потому и для нас он более «естественен». Не зря говорят, что любовь живёт 3 года, ведь именно столько нужно человеческому детенышу, чтобы выйти из самого немощного возраста.

Интересно, что шимпанзе, также как и люди, могут проявлять как моногамию (спариваться лишь с одним партнёром), так полигамию. Всё зависит от привязанности партнёров друг к другу.

Заморочки с моногамией действительно нужны мелкому гомосапиенсу. Наши детёныши появляются на свет абсолютно неспособным к самостоятельной жизни. Мозг грудничков, по факту, недоразвит. Но не потому что они малолетние дурачки, просто если их головёшка будет соответствовать мозгам взрослого, они переломают мамке кости.

Поэтому мозг детей активно развивается после рождения. Чтобы это проходило безболезненно, у младенцев есть специальные швы в черепе, которые позволяют костям расходиться под натиском растущей соображалки. Вообще, люди на редкость тормознутые в плане развития. Полной самостоятельности достигают не раньше, чем через 10-12 лет, что превышает время жизни большинства млекопитающих в принципе.

Моя итоговая оценка человекам — 8/10. Множество очевидных достоинств, вроде абстрактного мышления, развития науки, техники и изобретения смешных картинок частично затмеваются теми идиотскими, опасными и жестокими вещами, которые может придумать лишь разумное существо.

Источник