Почва это 3 класс окружающий мир живая и неживая природа

Уроки окружающего мира: что из предметов относится к неживой природе

Природа – широкое понятие, включающее в себя неживые объекты естественного происхождения и многообразие живых организмов, окружающих человека. Растения, звери и птицы это живая природа. Ее особенностью является отсутствие зависимости от цивилизации, способность к естественной регуляции и самовосстановлению. Можно встретить различные предметы неживой природы, не склонные к подвижности и значительным видоизменениям. Что относится к неживой природе, а что является живыми организмами поговорим подробнее.

Описание понятия

Неживая природа – это группа предметов окружающего мира, не отвечающих признакам живого, не зависящих от деятельности и участия человека.

Признаки живого и неживого

Определение принадлежности предметов окружающего мира к той или иной группе позволяет лучше сформировать понимание взаимодействия биосферы с гидросферой, литосферой и атмосферой.

Примеры признаков различных тел неживой или живой природы для 3 класса:

Признак Тела неживой природы Тела живой природы
Обмен веществ (дыхание, питание) Неодушевленным предметам не свойственно изменение структуры и наличие обменных процессов. Все одушевленные организмы имеют способность поглощать (в процессе питания или дыхания) из окружающей среды одни вещества и трансформировать их в другие в процессе внутреннего обмена.
Размножение Для неодушевленного не свойственно размножение, как часть жизненного цикла. Такие процессы, как круговорот воды, базируется на изменении агрегатного состояния, однако эти явления не связаны с появлением новых форм или смертью первоначальной субстанции. Все живое способно воспроизводить другие организмы по своему подобию в процессе размножения (полового или бесполого).
Развитие Неодушевленное не развивается в процессе существования. Одушевленное отличается способностью к приобретению новых качеств и свойств в процессе жизни.
Раздражимость Не проявляют активной реакции на действие других объектов. Животные, растения, грибы и одноклеточные – все представители царств животного мира отличаются изменением поведения и наличия ответной реакции на воздействие других природных предметов и внешних факторов.
Наследственность и изменчивость (способность к изменению для приспособления к факторам окружающей среды) Слабая изменчивость (изменение агрегатного состояния) под действием внешних факторов (температуры, давления). Наличие наследственного материала, влияющего на схожесть потомства и родителей (РНК, ДНК).

Выраженная внешняя и поведенческая изменчивость под воздействием окружающей среды.

Вопреки ошибочному мнению, рост не является неотъемлемым признаком живого, так как этой способностью обладают такие объекты, как минералы и кристаллы. Однако рост горных пород и других предметов значительно отличается от того свойства, которым обладают животные и растения. Рост неодушевленного основывается на прикреплении новых структурных элементов к первоначальной форме, в то время как живые объекты увеличиваются в размере путем формирования новых клеток.

Источник



Связь между живой и неживой природой

К живой природе относятся все существа, которые способны самостоятельно питаться, размножаться, расти. Чтобы отнести какой-то объект к миру живой природы, он должен обладать способностями:

  • рождаться;
  • дышать и двигаться;
  • расти и развиваться;
  • производить потомство;
  • питаться;
  • умирать.

На Земле только люди, растения и животные способны пройти полностью весь цикл от рождения и до смерти. Мир живой природы отличается удивительным разнообразием, его изучением занимается обширная наука биология.

Древнейшей формой жизни являются всевозможные микроорганизмы: вирусы, грибы, бактерии. В результате археологических исследований ученые пришли к выводу, что микробы населяю нашу планету более трех миллиардов лет!

Рис. 1. Бактерии – древнейшая форма жизни

Объекты неживого мира

Если все живые существа являются смертными, то объекты неживой природы могут не меняться в течение многих сотен лет.

Определить, относится объект к миру неживой природы, очень просто. Он должен обладать следующими признаками:

  • 1. Живая и неживая природа
  • 2. Природные сообщества
  • 3. Стороны горизонта (2 класс, окружающий мир)
  • 4. Природа и рукотворный мир (2 класс)
  • устойчивость;
  • нет нужды в питании и производстве себе подобных;
  • невозможность самостоятельно передвигаться;
  • очень малые изменения внешне и изнутри.

Изучением неживого мира занимаются многие науки: физика, химия, геология, астрономия и другие.

Рис. 2. Астрономия изучает небесные тела

В зависимости от своего состояния все объекты неживой природы делят на 3 основные группы:

  • твердые– это ледники и все типы почв, а также минералы и другие природные ископаемые;
  • жидкие– дождь, туман – все объекты, которые отличаются текучестью и не имеют определенную форму;
  • газообразные– пары, звезды.

Связь между живой и неживой природой

Ни одна составляющая часть живой или неживой природы не может существовать по отдельности. Только при самом тесном их взаимодействии на Земле происходят процессы, которые обеспечивают и поддерживают жизнь. Существует множество способов связи между живой и неживой природой, и каждый из них имеет большое значение.

К примеру, растения не могут обходиться без воздуха, влаги и солнечного света. Из воздуха все растения поглощают углекислый газ, который необходим им для процессов питания. В ответ же они выделяют в атмосферу чистый кислород, который нужен всем живым существам. Ветер переносит семена растений и тем самым помогает им размножаться.

Почва во взаимосвязи живой и неживой природы играет особую роль. Погибая, растения и животные разлагаются, и обогащают почву минеральными веществами. Так формируется питательный почвенный слой, благодаря которому растения получают все необходимые элементы для роста. В свою очередь, растения являются источником пищи для многих животных.

Рис. 3. Процессы в почве

Рассмотрим основные примеры взаимодействия живой и неживой природы:

  • Для поддержания жизни практически всем живым существам на планете нужны воздух и влага.
  • Солнце дарит энергию и свет, с помощью которых на Земле происходит очень много важных процессов.
  • Животные и растения удобряют почву, рыбы участвуют в поддержании химического состава воды.
  • Почва снабжает живых существ растительной пищей.

Что мы узнали?

При изучении программы окружающего мира за 2 класс мы узнали, что все объекты живой и неживой природы очень тесно связаны между собой. Благодаря их постоянному взаимодействию на нашей планете созданы все условия для полноценной жизни.

Источник

Окружающий мир 3 класс Как отметить объекты живой, неживой природы в почве?

Задание по окружающему миру для 3 класса Почва — уникальное природное образование, в котором соединяется живая и неживая природа. Отметь жёлтым цветом объекты живой природы, присущие почве, а голубым — объекты неживой природы.

В почве действительно сосуществуют как объекты живой природы, так и объекты природы мертвой и подчас очень сложно сказать, к какой именно природе относится какая-нибудь составляющая почвы.

Понятно, что вода, воздух, песок, галька, глина, известняк — все это объекты неживой природы, это камни и горные породы, это вездесущие воздух и вода.

Также легко отнести к объектам живой природы муравьев, личинок, червей, грибы, бактерии.

А вот куда девать перегной? Наверное все-таки в неживую природу. Потому что перегной хоть и представляет собой органические останки, но именно останки. Они уже лишены признаков живого, как не является живым упавший лист.

Выделим из предложенных составляющих почвы объекты, которые обладают несомненными признаками живого, то есть могут двигаться, поглощать пищу, расти, размножаться. Это дождевые черви, бактерии, грибы,муравьи, личинки насекомых.

Все остальное будет относится к неживой природы — это разные горные породы, вода и воздух, органические останки — перегной.

Что мы видим на этой фотографии?

Белоснежные церкви и храмы, который украшены многочисленными куполами. Мы видим и другие здания, тоже несомненно очень старые. Все вместе создает некий архитектурный ансамбль, говорит о том, что перед нами может быть Кремль какого-то древне-русского города.

Мы также видим, что стоит он берегу реки, на реке и на берегах еще заметны следы зимы — лед и снег, деревья стоят голыми. Скорее всего этот город находится на северо-востоке России.

Какой же это может быть город?

Мне кажется это Ростов, который также прозывался Великим, город, который известен своими архитектурными памятниками в том числе величественным ростовским кремлем.

И это действительно Ростов, а вот то же место с другого ракурса:

Лесная подстилка — обязательный слой органических веществ, который устилает почву лесов. В некоторых лесах толщина лесной подстилки может быть очень большой, в других ее почти нет, но нет лесов, в которых подстилки вообще бы не было.

Лесная подстилка образуется опавшими листьями, высохшими травами, веточками, хвоей, всем тем, что деревья теряют в течении года. Это мягкий и теплый слой, который использует в своих целях многие животные.

Ежи ищут скрытые подстилкой ямки, забираются на самое дно и укрываются подстилкой. Так они готовятся к зимовке. Аналогично в лесной подстилке зимуют божьи коровки и прочие насекомые.

Листья в подстилке постепенно перегнивают, что дает тепло.

Проследить связь животноводства и промышленности можно на конкретных примерах.

Корова — молокоперерабатывающ­ ий комбинат.

Возьмем, например, корову (разведением и содержанием коров занимается животноводство), которая дает молок (продукт животноводства). Молоко отправляют на молокоперерабатывающ­ ий комбинат. Там из него делаются разнообразные молочные продукты: кефир, ряженка, молоко различной жирности, творог, йогурт, масло и др. Далее продукция комбината идет на прилавки магазинов.

Продуктом животноводства является также мясо. Продукция с птицефабрик, животноводческих ферм поступает на мясоперерабатывающие комбинаты, а также в большие или небольшие колбасные цеха. Из мяса там делают колбасу, тушенку, полуфабрикаты (котлеты, пельмени и пр.)

Разведение овец (животноводство) — ткацкая фабрика — швейные производства.

На ферме по разведению овец состригают с них шерсть, которую отправляют на фабрику первичной обработки шерсти. Из шерсти делают пряжу, потом из пряжи на ткацкой фабрике делают ткань. Ткань поступает на швейные фабрики, фабрики по производству одежды. Из ткани шьют платья, брюки, пальто.

Нефть и уголь — полезные ископаемые, которые человек активно использует в своей жизнедеятельности. Нефть и уголь состоят в основном из соединений углерода и водорода. Поэтому один и тот же продукт, возможно получить и из нефти и из угля, однако способы его получения будут существенно различаться.

В настоящее время из нефти и угля получают так много самых различных продуктов и предметов. Конечно, это прежде всего топливо для самолетов, автомобилей и тракторов и различные смазочные масла, смолы, пластмассы (например, зубная щетка, которой мы пользуемся каждый день), шины для колес, синтетический каучук, парафины, асфальт на дороге, красители и даже лекарства и ароматные духи.

Почва — уникальная субстанция. Саму почву нельзя отнести ни к живому, ни к неживому. Однако она играет важную роль в жизни и первого, и второго.

Начнем с того, что почва — та часть литосферы, в которой есть жизнь. Следовательно, почва — это среда обитания для таких живых организмов, как прокариоты (бактерии, вирусы), и эукариоты (черви, грызуны). На стыке литосферы и атмосферы живут растения, подавляющее большинство которых прикрепляются к почве. И сколько животных, в том числе и человек, тоже используют почву как опору.

Другой момент почвы — участие в процессах круговорота химических элементов.

Человек подружился с почвой и теперь извлекает из нее не только продукты пропитания, но и сырье для различного производства.

Источник

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Почва"

Цель. Развитие научно-познавательных интересов учащихся.

  1. В процессе опытов познакомить учащихся с составом почвы.
  2. Развивать у учащихся умение работать в парах.
  3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. Штатив.
  2. Сухое горючее.
  3. Спички.
  4. Банка с водой ( для учителя и учеников).
  5. Лупа (для учителя и учеников).
  6. Фильтр.
  7. Салфетки.
  8. Пакетик с почвой (для учителя и учеников).
  9. Стекло.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Текст-загадка (читает учитель).

Чудесная кладовая

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая. Земля.

– Ребята, у слова земля несколько значений. Земля, которая необходима Кто догадался? (Ответы детей) (Почва)

(Приложение, слайд 1)

– У нас с вами сегодня необычный урок. Наш класс — это научно-исследовательская лаборатория, а мы с вами научные сотрудники. Объектом нашего исследования будет почва. В процессе опытов нам нужно выяснить состав почвы, что получают растения из почвы для жизни и роста.

– Вы готовы приступить к работе?

– Ребята, почва это живая или неживая природа? (Ответы детей).

3. Новый материал.

– Приступаем к проведению опытов. Предлагаю работать парами.. “Одна голова хорошо, а две лучше”. (Слайд 2)

Опыт 1. Возьмите кусочек почвы и положите в воду. Что вы заметили? (Пузырьки воздуха). Сделайте вывод. Вывод: В почве есть воздух. (Слайд 3)

Опыт № 2. Положите небольшое количество почвы на салфетку и плотно сожмите в кулак. Что вы чувствуете? (Салфетка стала влажной) Сделайте вывод.

Вывод: В почве есть вода. (Слайд 4)

Опыт № 3. Возьмите лупу и очень внимательно рассмотрите почву. Что вы видите? (Перегной.) Он образуется из остатков растений, животных и насекомых. Перегной придает почве темный цвет. Это самая главная, основная часть почвы. Количеством перегноя определяют плодородие почвы. Что еще есть в почве? Сделайте вывод. Вывод: В почве есть перегной. (Слайд 5)

Опыт 4. Насыпать в банку с водой почву, закрыть плотно крышкой и перемешать. Подождать немного. На дно банки осядут песок и глина. Вывод: В почве есть песок и глина. (Слайд 6)

Опыт 5. Профильтровать воду из банки с почвой. Несколько капель этой воды нанести на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода испарится, а на стекле останется белый налет. Это соли. Соли образуются благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Вывод: В почве есть соли. (Слайд 7)

– Ребята, что мы обнаружили в почве?

– Какой состав имеет почва?

– А что же растения получают из почвы? (Слайд 8)

Корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Они всасывают из почвы воду, а вместе с водой корни получают растворенные соли. Эти питательные вещества, без которых растения жить не могут.

5. Физкультминутка.

6. Обобщение изученного.

Слайд 9. Круговорот веществ

– Научные сотрудники, вы выяснили, что главная часть почвы это? . (Перегной.) Из него под действием микробов образуются? . (Соли.) Их используют растения, растениями питаются животные. Когда животные умирают, их остатки превращаются в перегной. А из перегноя образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Так вещества путешествуют в природе: из почвы в растения, из растений в тела животных, а остатками растений и животных снова в почву. Ученые называют это круговоротом веществ.

Представьте себе, что почвы не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не сможем жить и мы с вами. “Почва дороже золота”. Почему так говорят? Ребята, давайте снова попробуем ответить на вопрос:

– К какой природе отнесете почву? (. )

– Ученые долго ломали голову над этим вопросом.

Изучению почвы всю свою жизнь посвятил русский ученый, естествоиспытатель, профессор В.Л. Докучаев. (Слайд 10)

Он назвал почву “Живое – мертвое тело”. – Почему? (. ) (Слайд 11)

Вывод: В почве соединяются и живая, и неживая природа. Без почв жизнь невозможна, да и сами почвы насыщены жизнью.

(Слайд 12. Карта почв Пермского края)

– Докучаев создал науку – почвоведение. Есть такая профессия – почвовед. Он впервые составил почвенные карты России. В нашем пермском крае 18 различных почв. В основном подзолистые почвы, В нашем районе почвы древесно-средне-подзолистые.

7.Сообщение ученика. (Слайд 13. Образование почвы)

8. Итог урока.

– Ребята, что нового узнали на уроке?

– Где можно применить эти знания? (Приложение. Слайд 14. Тест)

Источник

Почва это 3 класс окружающий мир живая и неживая природа

Все, что нас окружает и при этом не создано руками человека – это природа. Окружающий мир может быть живым (растения, люди, животные) и неживым (небесные тела, вода, воздух, почва, камни). Эти два мира пронизаны невидимыми, но очень прочными связями, без которых на нашей планете не было бы жизни.

Объекты живого мира

К живой природе относятся все существа, которые способны самостоятельно питаться, размножаться, расти. Чтобы отнести какой-то объект к миру живой природы, он должен обладать способностями:

  • рождаться;
  • дышать и двигаться;
  • расти и развиваться;
  • производить потомство;
  • питаться;
  • умирать.

На Земле только люди, растения и животные способны пройти полностью весь цикл от рождения и до смерти. Мир живой природы отличается удивительным разнообразием, его изучением занимается обширная наука биология.

Древнейшей формой жизни являются всевозможные микроорганизмы: вирусы, грибы, бактерии. В результате археологических исследований ученые пришли к выводу, что микробы населяю нашу планету более трех миллиардов лет!

Рис. 1. Бактерии – древнейшая форма жизни

Объекты неживого мира

Если все живые существа являются смертными, то объекты неживой природы могут не меняться в течение многих сотен лет.

Определить, относится объект к миру неживой природы, очень просто. Он должен обладать следующими признаками:

  • устойчивость;
  • нет нужды в питании и производстве себе подобных;
  • невозможность самостоятельно передвигаться;
  • очень малые изменения внешне и изнутри.

Изучением неживого мира занимаются многие науки: физика, химия, геология, астрономия и другие.

Рис. 2. Астрономия изучает небесные тела

В зависимости от своего состояния все объекты неживой природы делят на 3 основные группы:

  • твердые– это ледники и все типы почв, а также минералы и другие природные ископаемые;
  • жидкие– дождь, туман – все объекты, которые отличаются текучестью и не имеют определенную форму;
  • газообразные– пары, звезды.

Связь между живой и неживой природой

Ни одна составляющая часть живой или неживой природы не может существовать по отдельности. Только при самом тесном их взаимодействии на Земле происходят процессы, которые обеспечивают и поддерживают жизнь. Существует множество способов связи между живой и неживой природой, и каждый из них имеет большое значение.

К примеру, растения не могут обходиться без воздуха, влаги и солнечного света. Из воздуха все растения поглощают углекислый газ, который необходим им для процессов питания. В ответ же они выделяют в атмосферу чистый кислород, который нужен всем живым существам. Ветер переносит семена растений и тем самым помогает им размножаться.

Почва во взаимосвязи живой и неживой природы играет особую роль. Погибая, растения и животные разлагаются, и обогащают почву минеральными веществами. Так формируется питательный почвенный слой, благодаря которому растения получают все необходимые элементы для роста. В свою очередь, растения являются источником пищи для многих животных.

Рис. 3. Процессы в почве

Рассмотрим основные примеры взаимодействия живой и неживой природы:

  • Для поддержания жизни практически всем живым существам на планете нужны воздух и влага.
  • Солнце дарит энергию и свет, с помощью которых на Земле происходит очень много важных процессов.
  • Животные и растения удобряют почву, рыбы участвуют в поддержании химического состава воды.
  • Почва снабжает живых существ растительной пищей.

Что мы узнали?

При изучении программы окружающего мира за 2 класс мы узнали, что все объекты живой и неживой природы очень тесно связаны между собой. Благодаря их постоянному взаимодействию на нашей планете созданы все условия для полноценной жизни.

Источник

Читайте:  Картинки природы и человека летом