Почему война противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие
Почему война противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие
Уроки 122–123
ВОЙНА – «ПРОТИВНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РАЗУМУ
И ВСЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ СОБЫТИЕ»
( Л. Н. Толстой) (оТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г .
БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ. ОБЗОР
СОДЕРЖАНИЯ III Тома романа«ВОЙНА И МИР»)
Цели : пояснить учащимся основные положения взглядов Толстого на происхождение, сущность, и смену исторических событий; показать, как отразилось мировоззрение Толстого на изображении им Бородинской битвы, каково значение Бородинского сражения в жизни России и в жизни героев романа; усвоить содержание основных эпизодов и сцен т. III.
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы и задани я:
1. Чтение наизусть выученного отрывка.
2. Каковы отличительные черты характера Наташи Ростовой?
3. Что нового мы узнаем о ней после охоты?
4. Как проявляет себя Наташа в отношениях с окружающими?
II. Чтение и комментирование текста (т. III, ч. I, гл. 1.; т. III, ч. II, гл. 1).
Пояснение учителем основных положений взглядов Толстого на происхождение, сущность и смену исторических событий и роли в них народа. Взгляды писателя на значение личности в истории.
Л. Н. Толстой утверждает, что объяснить происхождение исторических событий «отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей» нельзя. Ни один человек не в силах повернуть ход истории по своей единоличной воле, не может «преградить путь» движению народных масс.
В чем причины происхождения исторических событий, в том числе и таких, как войны? Толстой перечисляет множество причин, а затем как бы подытоживает: «Эти и еще бесчисленное, бесконечное количество причин. » Совпадение интересов многих людей (народных масс) является причиной, чтобы совершилось такое историческое событие, как война.
Следовательно, историю делают не отдельные исторические личности, а совокупность их, народ. Миллионные массы простых людей, а не полководцы и цари бессознательно творят историю, двигают общество вперед, совершают все великое и героическое. Судьбы России определяются поведением всех людей страны.
Толстой не дает однозначной оценки такого сложного явления, как война. Отрицая войну, как величайшее зло, «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», писатель в то же время прославляет народ, взявшийся за оружие, чтобы защитить свою землю, народ, объединенный чувством патриотизма.
Фатализм Толстого, по мнению многих критиков, связан с его пониманием стихийности. «Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений. » Проповедь стихийного, отказ от разумного участия в исторических событиях – ошибка Толстого.
По мнению писателя, роль личности в истории не имеет никакого значения. «Стихийность движения массы не поддается руководству, и поэтому исторической личности остается лишь подчиниться предписанному свыше направлению событий» [9. С. 247]. Так Толстой сводит задачу исторической личности к наблюдению и следованию за событиями.
III. Работа над эпизодами и сценами из т. III «Войны и мира». (Пересказ, анализ сцен, беседа по вопросам, чтение цитат.)
1. Эпизод «Переправа французов через Неман» (т. III, ч. I, гл. 2).
1) Как показана армия Наполеона и ее дух?
2) Каково отношение солдат к своему императору?
3) Что общего между ними? (Толстой подчеркивает восторженное отношение солдат к сво-ему императору, «слепую любовь» к Наполеону. Всеобщая радость скорого наступления на Россию охватывает всех французов.)
2. Эпизод «Оставление Смоленска» (т. III, ч. II, гл. 4–5).
1) Как простой народ реагирует на происходящее?
2) Расскажите о поведении купца Ферапонтова, о посещении Алпатычем губернатора. (Жители Смоленска, несмотря на все заверения губернатора, один за другим покидают город. Смоленские сцены показывают ненависть русских людей к захватчикам и любовь к родной земле. И купец Ферапонтов, и русские мужики думают только о том, чтобы ничего не досталось врагу. «Земля горела под ногами французов!»)
3. Эпизод «Оставление Москвы ее жителями» (т. III, ч. I, гл. 18–23).
1) Как ведут себя жители Москвы?
2) Как решают помочь спасению Отечества Пьер Безухов, Ростовы, Болконский? («Узнав, что граф Мамонов жертвует полк, Безухов тут же объявил. что он отдает тысячу человек и их содержание. Старик Ростов. согласился на просьбу Пети и сам поехал записывать его в полк». Старый князь Болконский до последней минуты своей жизни думает о спасении Отечества, собирает ополчение. Все это – первые проявления того великого, истинного, народного патриотизма, который, по Толстому, спас Родину.)
3) А как ведут себя в момент опасности для Родины представители чиновно-аристократического общества? («Те же были выходы, балы, тот же французский театр. те же интересы службы и интриги».)
Гневно обличает Толстой поступки отдельных представителей чиновно-аристократического общества, разоблачает молодых людей, которые «ловили рубли, кресты, чины».
4) Как отнеслись люди разных сословий России к решению Кутузова оставить Москву? Каково ваше мнение?
5) Как вели себя французы в оставленной русскими Москве? Почему они не ощущали себя победителями?
IV. Рассказы учащихся о Бородинской битве и ее значении в жизни России и в жизни героев романа (т. III, ч. II).
Рассказы учащихся с чтением фрагментов. Можно предложить учащимс я план рассказа:
1. Причины и условия сражения при Бородине. (Т. III, ч. II, гл. 19.)
2. Как ведут себя штабные офицеры перед боем? (Т. III, ч. II,
гл. 22–23.)
3. Дух армии и народа. Встреча Пьера с ранеными. (Гл. 20.)
(«Всем народом навалиться хотят».)
4. Бородинская панорама перед боем и в ходе боя. (Гл. 21, 30.)
5. Князь Андрей накануне Бородинского сражения. Мысли о жизни и смерти. Разговор с Пьером. (Гл. 24.)
(«Исход сражения, – говорит Андрей, – зависит от того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате. Это чувство – народный патриотизм».)
6. Солдаты и ополченцы на батарее Раевского. (Гл. 31–32.)
(Толстой глазами Пьера Безухова непрерывно наблюдает «неугасимый и неистребимый огонь» мужества и стойкости.)
7. Поведение Кутузова на поле боя. (Гл. 35.)
(Кутузов руководит «духом армии», за которым чутко следит, который оберегает.)
8. Наполеон и его поведение в битве. (Гл. 28, 33.)
(«Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а со своим большим тактом и опытом войны, спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствования».)
9. Ранение князя Андрея Болконского. (Гл. 36, 37.)
(«Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух. »)
10. Причины победы русских при Бородине и характер этой победы. Как отразилось мировоззрение Толстого на изображение им Бородинской битвы?
(Изображению подвига русского народа в Отечественной войне 1812 г. Толстой посвятил много страниц в романе. Лучшие слои общества в единое целое объединило чувство глубокого патриотизма. Это чувство предельно ясно выразил князь Андрей в своем разговоре с Пьером: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все. Надо их казнить». Эти слова отражают дух самоотверженности, присущий всей армии.
Решающий момент в жизни страны и многих героев книги – Бородинское сражение. Толстой утверждает, что победа или поражение народа зависит от его духа, и показывает, что высокий дух русской армии в Бородинской битве – следствие того, что каждый солдат, каждый ополченец осознает величие этой минуты, осознает, что защищает Родину от врага.
Пьера на батарее Раевского поражает «страшный вид поля сражения». Он осознает, что война – это безумие. Солдаты заняты тяжелой, будничной, кровавой работой. Они не думают о себе, не страшатся смерти. Для Пьера – это открытие, он восхищен русскими солдатами.
Толстой славит русский народ, одержавший «победу нравственную».
Французы потерпели поражение, потому что, по Толстому, нравственная сила французской армии была истощена.)
Домашнее задание.
1. Чтение т. IV «Война и мир».
2. Сообщение на тему «Роль партизанских отрядов в общей победе русских в 1812 году».
3. Индивидуальны е сообщения (или доклады) п о тема м:
1) Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
2) Духовная высота простого человека в романе Толстого.
3) Жизнь и судьба Платона Каратаева. Судьбоносная встреча Каратаева с Пьером.
4) Крестьянин-партизан Тихон Щербатый – «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова.
Источник
Война противна человеческому разуму? По роману Л. Н. Толстого “Война и мир”
Тема войны, как противного всему человечеству события, как раньше, так и в наше время очень актуальна. Актуальна потому, что война, прежде всего,- великие потери. Потери человеческих жизней и культурных ценностей.
Война – это разорение и убийство, страдание и боль, разрушение и отчаяние.
Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” вот уже около ста пятидесяти лет является одной из главных книг человечества, осуждающих войну. Самые запоминающиеся картины, рисующие страдание людей, есть картины описания Бородинского сражения. Наряду
Основные действия битвы мы, читатели, видим подслеповатыми глазами человека штатского, Пьера Безухова. Видим только главное, что успел рассмотреть этот совестливый человек. Пьер поражен тем, сколько было мертвых вокруг!
Вот молоденький офицерик сидел у края вала в луже крови. Краснорожий солдат, еще недавно шутивший, еще дергался в агонии. Люди, и русские, и французы, “с изуродованными страданием лицами” шли, ползли с поля боя. Безухову страшно стало от увиденного, он наивно думает, что “…теперь
Битва продолжалась! Кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности.
Последствия Бородинской битвы вызвали ужас и у такого безжалостного человека, как Наполеон. Не видели подобного и его генералы! Проезжая по полю, они не могли не заметить, что в лужах крови лежали лошади и люди, поодиночке и кучами. Кучами!
И это о тех, кто еще утром молился, вспоминал родных, любовался панорамой великой битвы! А сейчас лежал в этой куче, как маленький кусочек той кровавой бойни, кусочек “пушечного мяса”.
Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, произвел на Наполеона неожиданное впечатление. Он, любивший рассматривать итоги битвы, в этот день поспешно уехал с поля боя.
Л. Н. Толстой пишет, что к концу сражения, к вечеру, в душе каждого ее участника поднимался вопрос: “Зачем, для кого мне убивать и быть убитому?” А дождик, окропивший убитых и раненых, испуганных и изнуренных, словно призывал: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте. Опомнитесь. Что вы делаете?”
Могу сделать вывод, что грандиозная по масштабам и потерям людей битва и есть яркое доказательство тому, что война “противна человеческому разуму.
Источник
Что делает война с человеком?
Война — самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие… Истребляя друг друга на войнах, мы, как пауки в банке, ни к чему иному не можем прийти, как только к уничтожению друг друга.
Лев Толстой
Война превращает человека в машину смерти, разжигает злобу и ненависть.Она в полной мере демонстрирует мировое зло в его беспримесно-чистом виде. Война делает явным зверство, скрытое в человеке. Война — последнее звено в эволюции животного мира, — писал Джон Стейнбек. Война преступна всегда хотя бы тем, что обращает людей в диких зверей, оборачивает эволюцию вспять. Война — это безумие, заставляющее усомниться в разуме человека. Война — злостная всепожирающая и разрушающая сила, несущая людям горе, страдания и душевную опустошенность.
Война обесчеловечивает, снимает границы допустимого, делает дозволенным всё абсолютно недозволенное, разрешает абсолютно запретное. Потому что если можно убивать людей, значит, можно творить всё дьявольское. Война трансформирует психику людей, переворачивает шкалу ценностей, снимает все нравственные табу. Война страшна даже не тем, что там отрывают руки и ноги. Война страшна тем, что там отрывают душу, — считает Аркадий Бабченко. Пока существуют войны, человек лишен права называть себя sapiens.
Каждый раз, когда власть начинает разжигать военный психоз масс, я задаюсь вопросом: как же так случилось, что в наши дни некрофилов и живодеров в очередной раз допустили до власти? Почему человечество до сих пор не положило конец их дьявольству? Именно дьявольству, потому что я не вижу причин, которые могут оправдать миллионы загубленных и поруганных жизней, убитых и изувеченных детей… Война — это дьявольство в его чистом виде и любые попытки ее оправдания — пособничество бесовщине и безумию фюреров, приведших к войне. Тем более, что затевающие войну сами неизбежно становятся ее жертвами.
Альберт Эйнштейн по поводу всего этого говорил: «Тот, кто довольно марширует под музыку в строю, уже заслужил мое презрение. Мозгом он был наделен по ошибке, ему вполне было бы достаточно и спинного мозга. С этим позором цивилизации должно быть покончено. Героизм по команде, бессмысленная жестокость и омерзительная бессмысленность, называющаяся патриотизмом — как сильно я ненавижу всё это, какой низкой и подлой является война. Я предпочел бы быть разорванным на куски, чем быть частью этого грязного действа. Я убежден, что убийство под предлогом войны не перестает быть убийством».
Как покончить с самым большим позором для человечества? Сравнительно просто: не допускать людоедов до власти! Но ведь они на то и людоеды, дабы питаться человечиной… Впрочем, хуже людоедов. Альберт Швейцер, уехавший лечить проказу в Африке, рассказал такую историю. Однажды ему привелось встретиться со старым людоедом из джунглей, который обескуражил его своим заявлением. Старый каннибал сказал Швейцеру: «Какие вы бессердечные белые люди — вы даже не съедаете погибших врагов. Вы убиваете просто так, только для того, чтобы убивать». Иными словами, в сознании каннибала не укладывалось, как это возможно — убивать миллионы людей ПРОСТО ТАК, без какой-либо пользы для своего племени…
Интересно, задумываются ли об этом нынешние поджигатели войн.
Уважаемый Игорь! С вашим пацифизмом — согласен. Меня особенно настораживает развитие военной истерии в школах РФ (сочинение на тему «письмо папе на фронт»)
Юрий (Любарский)
Источник
Почему война противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие
Уроки 122–123
ВОЙНА – «ПРОТИВНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РАЗУМУ
И ВСЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ СОБЫТИЕ»
( Л. Н. Толстой) (оТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г .
БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ. ОБЗОР
СОДЕРЖАНИЯ III Тома романа«ВОЙНА И МИР»)
Цели : пояснить учащимся основные положения взглядов Толстого на происхождение, сущность, и смену исторических событий; показать, как отразилось мировоззрение Толстого на изображении им Бородинской битвы, каково значение Бородинского сражения в жизни России и в жизни героев романа; усвоить содержание основных эпизодов и сцен т. III.
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы и задани я:
1. Чтение наизусть выученного отрывка.
2. Каковы отличительные черты характера Наташи Ростовой?
3. Что нового мы узнаем о ней после охоты?
4. Как проявляет себя Наташа в отношениях с окружающими?
II. Чтение и комментирование текста (т. III, ч. I, гл. 1.; т. III, ч. II, гл. 1).
Пояснение учителем основных положений взглядов Толстого на происхождение, сущность и смену исторических событий и роли в них народа. Взгляды писателя на значение личности в истории.
Л. Н. Толстой утверждает, что объяснить происхождение исторических событий «отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей» нельзя. Ни один человек не в силах повернуть ход истории по своей единоличной воле, не может «преградить путь» движению народных масс.
В чем причины происхождения исторических событий, в том числе и таких, как войны? Толстой перечисляет множество причин, а затем как бы подытоживает: «Эти и еще бесчисленное, бесконечное количество причин. » Совпадение интересов многих людей (народных масс) является причиной, чтобы совершилось такое историческое событие, как война.
Следовательно, историю делают не отдельные исторические личности, а совокупность их, народ. Миллионные массы простых людей, а не полководцы и цари бессознательно творят историю, двигают общество вперед, совершают все великое и героическое. Судьбы России определяются поведением всех людей страны.
Толстой не дает однозначной оценки такого сложного явления, как война. Отрицая войну, как величайшее зло, «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», писатель в то же время прославляет народ, взявшийся за оружие, чтобы защитить свою землю, народ, объединенный чувством патриотизма.
Фатализм Толстого, по мнению многих критиков, связан с его пониманием стихийности. «Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений. » Проповедь стихийного, отказ от разумного участия в исторических событиях – ошибка Толстого.
По мнению писателя, роль личности в истории не имеет никакого значения. «Стихийность движения массы не поддается руководству, и поэтому исторической личности остается лишь подчиниться предписанному свыше направлению событий» [9. С. 247]. Так Толстой сводит задачу исторической личности к наблюдению и следованию за событиями.
III. Работа над эпизодами и сценами из т. III «Войны и мира». (Пересказ, анализ сцен, беседа по вопросам, чтение цитат.)
1. Эпизод «Переправа французов через Неман» (т. III, ч. I, гл. 2).
1) Как показана армия Наполеона и ее дух?
2) Каково отношение солдат к своему императору?
3) Что общего между ними? (Толстой подчеркивает восторженное отношение солдат к сво-ему императору, «слепую любовь» к Наполеону. Всеобщая радость скорого наступления на Россию охватывает всех французов.)
2. Эпизод «Оставление Смоленска» (т. III, ч. II, гл. 4–5).
1) Как простой народ реагирует на происходящее?
2) Расскажите о поведении купца Ферапонтова, о посещении Алпатычем губернатора. (Жители Смоленска, несмотря на все заверения губернатора, один за другим покидают город. Смоленские сцены показывают ненависть русских людей к захватчикам и любовь к родной земле. И купец Ферапонтов, и русские мужики думают только о том, чтобы ничего не досталось врагу. «Земля горела под ногами французов!»)
3. Эпизод «Оставление Москвы ее жителями» (т. III, ч. I, гл. 18–23).
1) Как ведут себя жители Москвы?
2) Как решают помочь спасению Отечества Пьер Безухов, Ростовы, Болконский? («Узнав, что граф Мамонов жертвует полк, Безухов тут же объявил. что он отдает тысячу человек и их содержание. Старик Ростов. согласился на просьбу Пети и сам поехал записывать его в полк». Старый князь Болконский до последней минуты своей жизни думает о спасении Отечества, собирает ополчение. Все это – первые проявления того великого, истинного, народного патриотизма, который, по Толстому, спас Родину.)
3) А как ведут себя в момент опасности для Родины представители чиновно-аристократического общества? («Те же были выходы, балы, тот же французский театр. те же интересы службы и интриги».)
Гневно обличает Толстой поступки отдельных представителей чиновно-аристократического общества, разоблачает молодых людей, которые «ловили рубли, кресты, чины».
4) Как отнеслись люди разных сословий России к решению Кутузова оставить Москву? Каково ваше мнение?
5) Как вели себя французы в оставленной русскими Москве? Почему они не ощущали себя победителями?
IV. Рассказы учащихся о Бородинской битве и ее значении в жизни России и в жизни героев романа (т. III, ч. II).
Рассказы учащихся с чтением фрагментов. Можно предложить учащимс я план рассказа:
1. Причины и условия сражения при Бородине. (Т. III, ч. II, гл. 19.)
2. Как ведут себя штабные офицеры перед боем? (Т. III, ч. II,
гл. 22–23.)
3. Дух армии и народа. Встреча Пьера с ранеными. (Гл. 20.)
(«Всем народом навалиться хотят».)
4. Бородинская панорама перед боем и в ходе боя. (Гл. 21, 30.)
5. Князь Андрей накануне Бородинского сражения. Мысли о жизни и смерти. Разговор с Пьером. (Гл. 24.)
(«Исход сражения, – говорит Андрей, – зависит от того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате. Это чувство – народный патриотизм».)
6. Солдаты и ополченцы на батарее Раевского. (Гл. 31–32.)
(Толстой глазами Пьера Безухова непрерывно наблюдает «неугасимый и неистребимый огонь» мужества и стойкости.)
7. Поведение Кутузова на поле боя. (Гл. 35.)
(Кутузов руководит «духом армии», за которым чутко следит, который оберегает.)
8. Наполеон и его поведение в битве. (Гл. 28, 33.)
(«Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а со своим большим тактом и опытом войны, спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствования».)
9. Ранение князя Андрея Болконского. (Гл. 36, 37.)
(«Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух. »)
10. Причины победы русских при Бородине и характер этой победы. Как отразилось мировоззрение Толстого на изображение им Бородинской битвы?
(Изображению подвига русского народа в Отечественной войне 1812 г. Толстой посвятил много страниц в романе. Лучшие слои общества в единое целое объединило чувство глубокого патриотизма. Это чувство предельно ясно выразил князь Андрей в своем разговоре с Пьером: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все. Надо их казнить». Эти слова отражают дух самоотверженности, присущий всей армии.
Решающий момент в жизни страны и многих героев книги – Бородинское сражение. Толстой утверждает, что победа или поражение народа зависит от его духа, и показывает, что высокий дух русской армии в Бородинской битве – следствие того, что каждый солдат, каждый ополченец осознает величие этой минуты, осознает, что защищает Родину от врага.
Пьера на батарее Раевского поражает «страшный вид поля сражения». Он осознает, что война – это безумие. Солдаты заняты тяжелой, будничной, кровавой работой. Они не думают о себе, не страшатся смерти. Для Пьера – это открытие, он восхищен русскими солдатами.
Толстой славит русский народ, одержавший «победу нравственную».
Французы потерпели поражение, потому что, по Толстому, нравственная сила французской армии была истощена.)
Домашнее задание.
1. Чтение т. IV «Война и мир».
2. Сообщение на тему «Роль партизанских отрядов в общей победе русских в 1812 году».
3. Индивидуальны е сообщения (или доклады) п о тема м:
1) Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
2) Духовная высота простого человека в романе Толстого.
3) Жизнь и судьба Платона Каратаева. Судьбоносная встреча Каратаева с Пьером.
4) Крестьянин-партизан Тихон Щербатый – «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова.
Источник