По признаку наличия открытого ствола деревья делятся

Садовые композиции

Ландшафтная архитектура принципиально отличается от архитектуры и дизайна зданий тем что ее основой являются – растения, живые организмы находящиеся в стадии постоянного изменения. Они растут, меняют сезонную окраску листвы, цветут, плодоносят и отмирают. На протяжении времени форма и внешний вид (габитус) растения могут полностью поменяться. Причем динамика изменений у каждого дерева или кустарника своя.

Если вы по своему вкусу составили древесную композицию из саженцев, скажем, ели, клена, ивы козьей, сосны, декоративной яблони, сирени и спиреи, то каждые лет десять вы будете наблюдать внутри этой группы принципиально иную картину. А вашим потомкам достанется вообще странная и удивительная композиция на память о предках-чудаках.

Основные функции растений в композициях:

Основные функции растений в композициях:

    визуально доминирующие растения. Обычно они выделяются на общем фоне своими необычными формами, размером, цветением, окраской листвы. Они солируют в садовых композициях, задают тему и рисунок. Как правило они контрастируют по отношению к основной массе композиции. Эту роль могут выполнять большинство сортов деревьев, кустарников, цветов и злаков. Главное- отличие по признаку формы, цвета, размера и читаемый рисунок. основной конструктивный элемент, скелет любой садовой композиции. Они задают границы и линии посадок, объединяют садовые элементы или разделяют на отдельные группы, они прекрасно держат себя весь год не позволяя сезонным изменениям рассыпать композицию. Роль структурных растений чаще всего достается кустарникам, высаженным в виде небольших групп, бордюров или ритмичных одиночных посадок. Особенно успешно с этой ролью справляются вечнозеленые хвойники, способные держать заданную планировку круглый год вне зависимости от сезона. Располагаясь по краям садовых композиций, структурные растения задают четкую границу с соседними зонами участка. Роль структурных растений могут выполняют и деревья. Главное разумное соотношение их размера с масштабом участка и читаемые формы кроны или стволов. выполняют роль фона для садовых композиций. Одни и те же растения при различных условиях могут играть как роль фоновых так и структурных растений. Все зависит от видовых точек. Оказавшись на заднем плане, сплошные посадки кустарника или липовая аллея сливаются в единый зеленый массив. Вблизи они играют роль ритмичных посадок, задающих основную структуру данной части сада. Лучше всего роль фоном служит газон или запущенный луг с травосмесями. Кулисные посадки кустарника вдоль забора, древесные куртины. К этому типу растений садовых композиций относят множество растений, выполняющих различные функции, но играющие второстепенную роль благодаря незначительным размерам, непродолжительным декоративным периодом или второстепенному положению в составе ландшафтной композиции.

Основные функции растений в композициях:

По признаку наличия открытого ствола деревья делятся:

  • Безштамбовые
  • Штамбовые
  • Многоствольные

По признаку геометрической формы кроны деревья делятся на:

Естественная, раскидистая, плакучая, зонтичная, шаровидная, колоновидная, , конусовидная, приземистая, стелющееся, купольная, пирамидальная. Внутри каждой из форм возможны некоторые вариации не выходящие, однако, за общий, типичный для данной формы признак.

  • Плакучие – плакучие колоновидные, плакучие раскидистые, плакучие купольные, плакучие каскадные, плакучие флагообразные.
  • Шаровидные – овальные, нижнеовальные, верхнеовальные, веерные.
  • Колоновидные – колоновидно-конические, колоновидно-куполные, ширококоническая.

По величине деревья делятся на три категории:

  • Сосна и лиственница, высотой более 25 метров
  • Тополь, ель,береза, липа, клен (15-25м)
  • Рябина, яблоня, черемуха(10-15м.)

Основные функции растений в композициях:

Тональность листвы — одно из важнейших качеств деревьев . Обладая большими размерами и, соответственно, визуальной силой, крона деревьев, цвет ее листьев играют огромную роль в цветовой гамме сада. Основной цвет лиственных и хвойных пород – зеленый. Но он ,во-первых, имеет множество оттенков, во-вторых, меняется с течением года…….

Текстура – другое важное свойство деревьев. К ней относится фактура и форма стволов? и ветвей?, рисунок листа, форма и окраска соцветий и плодов. Живописные золотистые оттенки сосновой коры, кривые рельефные ветви дуба, цветущие свечи конского каштана и красный бисер рябины — одни из многогранных проявлений многоликости текстур в царстве растений.

Светотень — качество присущее только деревьям, и все — благодаря их размерам. Она бывает плотная с четкими контурами или ажурная — прозрачная, кружевная. Плотную светотень имеют ели, ивы, каштаны, пирамидальные формы тополя, дуба, туи. Прозрачная светотень чаще встречается у сосен, крупных форм липы, яблони, березы. Часто это качество меняется с возрастом дерева или зависит от условий произрастания, почвы, инсоляции, густоты посадок. Это важное свойство учитывается при комбинировании деревьев с другими растениями, попадающими в их тень и при составлении композиций.

Отличительной особенностью деревьев по сравнению с остальными компонентами ландшафта является дифференциация их декоративных качеств в зависимости от точки и расстояния обозрения. Если вы находитесь под сенью дуба, вы наслаждаетесь его ажурной тенью, рельефной корой, мощным стволом с расползающимися корнями , разбросанными по земле желудями. Отойдите к границе его кроны и ваш взгляд привлекут широко распластанные ветви и свисающие с боковых ветвей красиво изрезанные листья. Еще метров 30 в сторону — и нам становится видно купольную форму кроны и скелетную структуру ветвей. А со ста метров заметно его цветовое отличие от зеленого фона. Цвет листьев и ветвей сливаются в единый тон, который выделяет форму дерева на фоне окружающих его растений.

Источник



Композиция в ландшафтном дизайне

Ландшафтный дизайн — это искусство, которое придерживается определенных правил и законов. Именно поэтому при создании дизайна сада следует отталкиваться от основных принципов построения ландшафтных композиций, которые диктует нам сама природа.

В прошлой раз мы говорили о цвете и видах композиций в ландшафтном дизайне , а в этой статье мы познакомимся с основными правилами построения композиций в саду, а также немного поговорим о групповых посадках.

Особенности групповых посадок

Групповые посадки являются неотъемлемой частью не только сада, но и, в большинстве случаев, окружающей его территории. Поэтому при озеленении приусадебного участка необходимо придерживаться некоторых правил, иначе может получится набор красивых, но не имеющих между собой связи растений.

В основном композиции из групповых посадок высаживаются вдоль заборов или стен сооружений. Поэтому при выборе места необходимо рассчитать некоторые факты, к примеру, расположение окон на стене, их высота и функциональная составляющая, ширину отмостки дома, направление ската крыши и другие моменты. В случае с заборами учитывается степень ажурности его формы, расстояние до дорожек, наличие крупных растений как на Вашей территории, так и за забором.

Если в зоне видимости есть дерево, и вы не планируете от него избавляться, оно может стать центральной фигурой в ландшафтной композиции. Если дерево находится на Вашей территории, то его можно либо использовать в пределах контура группы, либо вывести за пределы композиции — тут уже все будет зависеть от вашей фантазии и других факторов.

использование дерева на своем участке

Дерево растет у соседа? Это же отлично! Включив крону соседского дерева в нашу композицию, мы визуально увеличим свой участок, так как это дерево станет буквально продолжением территории.

Использование дерева за пределами участка

Определите центральное место из которого будет проходить основное наблюдение за цветником. Планируйте высоту самого крупномерного растения в зависимости от расстояния точки наблюдения (скамейки, беседки, площадки, веранды и т.д). Высота растения не должна превысить половины расстояния композиции от наблюдателя. В случае если дерево или кустарник будет значительно больше, наблюдатель не сможет сконцентрировать внимание на полноценном пейзаже ландшафта, и картина будет считываться по частям, а не восприниматься как единое целое.

Построение композиции с учетом центральной точки наблюдения

Если стоит задача озеленить территорию у длинного забора, то следует избегать монотонных посадок. Рекомендуется разбить верх и низ забора элементами цветника на несколько линий.

Нижняя часть разрастется многолетниками и кустарниками с раскидистой кроной, а верх заполнится лианами, вертикальными кронами деревьев или высокими цветоносами травянистых культур.

Лучше всего все это расположить не ровной линией друг к другу, а в шахматном порядке.

Посадка вдоль длинного забора

Не маловажную роль в композиции играет высота и ширина групповых посадок, особенно важны эти характеристики, когда необходимо закрыть невзрачные соседские постройки или подчеркнуть живописный вид на лес.

Читайте:  Тля в саду чем опасна и как избавиться от нее

В тех случаях, когда забор или стена достаточно высоки, высоту групповой посадки по отношению к постройке можно не учитывать, но композицию следует создать таким образом, чтобы взгляд наблюдателя не касался высшей точки забора или кромки стены. Так постройка сыграет Вам на руку и будет служить своего рода фоном для растений, создавая цельную картину ландшафта.

Композиция без учета высокой стены на участке

Планируя создать цветник около прозрачного забора, помимо расчета высоты посадки нужно оценить природный пейзаж за пределами сада. Скучные виды желательно закрыть густыми насаждениями, а эффектные участки выделить, чтобы внимание наблюдателя концентрировалось на этих точках. Благодаря правильной высоте миксбордера можно создать «провал высоты», который человек не сможет проигнорировать взглядом.

НА ЛАВКЕ СИДЯТ копия.jpg

Ваша фантазия как художника и творца сада определяет параметры высоты растений по длине цветника.

Если вы создаете узкую композицию, колебания высоты по длине цветника должны быть визуально ощутимы. Дело в том, что чем меньше ширина композиции, тем труднее создать игру перехода высоты от заднего плана к переднему, в этом плане широта играет огромную роль, так как больше пространства для плавного перехода от заднего ряда к переднему.

Небольшой совет. При создании миксбордера представьте, как эти растения будут чувствовать себя через несколько лет на этом месте и отнеситесь ответственно к выбору посадочного материала. Необходимо учесть их дальнейший рост. Тень от посаженного не в том месте дерева может создать дискомфорт как Вам, так и Вашим соседям. Разросшиеся многолетники и кустарники при неправильном планировании посадки через несколько лет могут закрыть другие растения или скрыть в зарослях дорожки, проходящие мимо миксбордера, создавая определенные неудобства.

Рассмотрим основные правила построения композиции, которые помогут Вам создать роскошный миксбордер на своем участке.

Создавайте главные и второстепенные элементы. Разглядывая различные цветники, мы концентрируем свой взгляд на цвете, форме, размере и других акцентах посадки. Видим плавный переход от одной сцены к другой, где присутствуют главные и второстепенные персонажи, которые создают целостность композиции. При грамотной посадке, второстепенные элементы в одной части берут на себя роль главного элемента в другой ее части. Без этих элементов миксбордер будет скучным и не интересным, поэтому их отсутствие считается серьезной ошибкой. Соблюдение иерархии между элементами позволяет наблюдателю насладиться полноценной картиной с плавным переходом от одного акцента к другому. Размер каждой «сцены» будет зависеть от удаленности зрителя от миксбордера.

Ритм в ландшафтном дизайне

Ритм наше все. Бывало ли у Вас такое, что, наслаждаясь своим цветником появляется острое желание добавить растений в композицию? Это к Вашему чувству прекрасного взывает внутреннее чувство ритма и это хорошо. При достижении ритма повторяющимися растениям, можно играть с их высотой, формой кроны, цветовой палитрой и фактурой. Главное не перестараться с повторяющимися элементами, иначе миксбордер будет казаться однотипным, но, если вдруг это случилось, не стоит расстраиваться, композицию можно разбавить разнообразными включениями.

значение ритма в ландшафтном дизайне

Миксбордер – это имитация лесной опушки, а в естественной среде высота заднего плана при переходе к переднему плавно уменьшается. Сначала идут взрослые крупные растения, далее травянистые многолетние растения и некрупные кустарники. Этого правила рекомендуется придерживаться при создании миксбордера на приусадебном участке, например, при переходе от забора или стены к газонной траве или садовой дорожке. Такая композиция будет выглядеть естественной и привлекательной.

правильная посадка

Для создания более эффектного миксбордера рекомендуется посадить растения так, что дорожка то будет проникать в часть композиции, то вновь возвращаться на газон. Такой прием зрительно увеличивает пространство участка, а проход по дорожке будет захватывающим и увлекательным, ведь композиция становится более естественной: лесные тропы часто скользят из леса на полянку и наоборот. Старайтесь не создавать параллельных композиций. Вблизи дорожек можно посадить декоративные растения, чья красота раскрывается в полной мере с близкого расстояния, а вдали расположить те, что привлекают всеобщее внимание издалека. Такие акценты помогут Вам и гостям с удовольствием перемещаться по саду.

параллельная посадка

Небольшой совет. Благодаря климату средней полосы России, мы имеем возможность использовать динамичные акценты в саду. Изменчивость природы в разные времена года сыграет нам на руку. Летом и весной можно наслаждаться прекрасным цветением многолетних растений, осенью насыщенной окраской листвы, а зимой загадочной корой и изящными ветвями деревьев и кустарников. Добавив в композицию хвойное растение, вы и вовсе сможете сохранить зеленый или золотистый акцент круглый год. Старайтесь создать миксбордер, попадающий в такт настроению погоды, и Вы удивитесь насколько это красиво!

Источник

По законам красоты, или Секреты удачной ландшафтной композиции

Какие разные эмоции от сада мы испытываем, восторженно рассматривая журнальные картинки, с любопытством заглядывая за соседний забор или озадачено глядя на свою клумбу. Мы восхищены или разочарованы — но что, собственно, формирует наше впечатление? От чего мы отталкиваемся, определяя, хорошо увиденное нами или плохо?

Наши впечатления и эмоции от сада формируются под влиянием законов прекрасного

Наши впечатления и эмоции от сада формируются под влиянием законов прекрасного

Субъективное и объективное: как мы оцениваем красоту

Чего мудрить, скажете вы, просто нам что-то нравится, а что-то не нравится. Но ведь всем, как известно, нравится разное. И даже не любя, скажем, ёлки, мы можем оценить, что вот та композиция с хвойными однозначно хороша.

Не обязательно любить елки, чтобы понять, что композиция с хвойными хороша

Не обязательно любить елки, чтобы понять, что композиция с хвойными хороша

Значит, критерий выбран неверно, потому что, кроме субъективной оценки, существуют объективные законы прекрасного. В основном это законы цвета и композиции, которым подчиняется любое произведение. Именно их мы неосознанно анализируем при восприятии гармоничности той или иной картинки. И даже их не зная, в своём творчестве либо следуем им, либо нарушаем.

Конечно, законы прекрасного одни, а сфер творчества много. Как они будут «работать» в ландшафте? Попробуем перевести эти правила на свой ландшафтный язык, тем более, что многие понятия нам уже давно знакомы. Потому что недостаточно сказать «хорошо» или «плохо» — давайте анализировать, почему это так, а не иначе.

Как определить, хороша увиденная нами композиция или нет?

Как определить, хороша увиденная нами композиция или нет?

Итак, композиция — это взаимосвязь элементов любого произведения, позволяющая добиться его законченности и единства. В ландшафте это расположение элементов в определённой последовательности, то есть построение пространства при помощи растений. Она строится исходя из нескольких принципов.

Три плюс два, или Принцип целостности

Принцип целостности говорит сам за себя и подразумевает создание сада как целостного произведения, во взаимосвязи и взаимоподчинении всех его элементов. Именно единый художественный образ и отличает гармоничный сад от набора разрозненных элементов и растений.

Если соблюден принцип цельности, возникает единый художественный образ сада

Если соблюден принцип целостности, возникает единый художественный образ сада

Если у сада есть образ, то его можно сформулировать — как тему, идею, имя, если хотите. И даже если перед нами окажется сад из множества зелёных комнат, то это будет, к примеру, «Сад пяти садов» или «Сад контрастов». Потому что такова была концепция, а не потому, что так получилось. Но не будем отвлекаться.

Объединению сада в нечто целостное способствуют повторы в использовании одинаковых материалов, растений, цветовых решений. Повтор — это главное лекарство от разрозненности.

Белая скамейка, элементы отделки дома и цветущие кустарники гармонично дополняют друг друга

Белая скамейка, элементы отделки дома и цветущие кустарники гармонично дополняют друг друга

К примеру, оформление малых форм в саду диктует дом. То есть, заданный цвет крыши, фасадов и оконных проёмов, материал отделки крыльца и цоколя можно повторно использовать в отделке беседки и забора, цвете огорода и скамеек, элементах мощения и подпорных стенок. Цветовое решение сада можно поддержать и продуманной посадкой растений.

Конечно, современный рынок материалов и аксессуаров предлагает настолько широкий выбор, что сложно в нём не растеряться. Профессионалы говорят, что модулей не может быть больше трёх — три цвета, три формы, три материала. Причём, или — или, а не всего по три, иначе будет явный перебор. Предельно допустимая формула может звучать как «три плюс два». Например, три разных размера, но не более двух оттенков, или три цвета, плюс два материала.

Читайте:  Какие корни растений самые полезные

Пурпурный цвет не только повторен в цветнике, но ещё и перекликается с цветом крыши

Пурпурный цвет не только повторен в цветнике, но ещё и перекликается с цветом крыши

Цветник вокруг дома повторяет его округлые формы, создавая впечатление законченности и гармоничности

Для малого сада эта формула является непреложным правилом. Его нарушение грозит пестротой и перегруженностью. Доводилось, к примеру, видеть отмостку, набранную из нескольких фигурных элементов, двух цветов и с рисунком сверху. Почему это плохо? Потому, что приоритеты выбраны неверно, подобный «персидский ковер» настолько декоративно самодостаточен, что сад к такому мощению сажать уже не нужно. Разве что только газон…

Цветник вокруг дома повторяет его округлые формы, создавая впечатление законченности и гармоничности

Повтор растений в саду
также будет объединяющим моментом. Чрезмерно раздутый ассортимент не способствует целостности композиции. Малый сад не стоит превращать в филиал ботанического. Как тут не процитировать Джона Брукса, советовавшего «пересмотреть список растений, выбросить половину запланированных, и удвоить то, что осталось».

Чем больше повторяющихся, перекликающихся элементов, тем более гармоничной и стильной будет картина

Более того, повторы цветовых пятен, фактуры, одновременного цветения в группах растений, которые взгляд выхватывает, многократно пересекая площадь сада, не только его объединят, но и зрительно расширят. Должно быть больше видов одного рода и сортов одного вида, большее количество одинаковых растений.

Чем больше повторяющихся, перекликающихся элементов, тем более гармоничной и стильной будет картина

Словом, чем больше единых, перекликающихся, повторяющихся элементов и материалов будет в саду, тем более целостную, а, следовательно, более гармоничную и стильную картину мы получим. Ведь стильно — это лаконично и выразительно.

Кто в саду главный?

Целостности композиции способствует и принцип обязательной иерархии компонентов. В любой композиции всегда что-то главное, что-то второстепенное. Одно доминирует, другое подчиняется. Что главное — вот основной вопрос, который нужно себе задать.

В любой композиции всегда что-то главное, а что-то второстепенное

В любой композиции всегда что-то главное, а что-то второстепенное

При этом нужно иметь в виду, что вопрос стоит тем острее, чем меньше площадь сада. Например, простота линий планировки позволяет наполнить сад более декоративным растительным оформлением. И напротив, сложная планировка с обилием красивых линий выделится на фоне более лаконичной растительности. Придётся выбирать: или площадка с мозаикой на мощении, или яркий цветник вокруг. Заметим, что сложные в декоративном отношении английские миксбордеры и знаменитые природные цветники просты по форме.

Все композиции в саду соотносятся между собой как доминирующие и подчинённые. Если, войдя в ваш сад, гость не знает, куда в первую очередь повернуть голову, значит, вы ошиблись с расстановкой акцентов, не смогли выделить главное.

Все композиции в саду соотносятся между собой как доминирующие и подчиненные

Все композиции в саду соотносятся между собой как доминирующие и подчиненные

Яркое пятно и эффектный цветник не могут быть использованы в одном видовом «кадре». За поворотом, за изгородью может появиться что-то новое, но не слева, справа и прямо одновременно. Есть правило, согласно которому на одну-две доминирующие группы в саду приходятся три-пять дополнительных.

Убрать акценты

Акцент — это наиболее привлекающий внимание элемент композиции, который может выделиться размером, формой, декоративной насыщенностью, яркостью цветового пятна. Если говорить о растительных композициях, то акцентными будут выглядеть растения с несвойственным для природного окружения обликом — например, с вертикальной кроной или белоокаймленной листвой.

Плакучая крона — очень сильный акцент

Плакучая крона — очень сильный акцент

Цвет листвы может зависеть от времени года — акцент в таком случае будет перемещающимся (временным или сезонным).

Цвет листвы может создавать перемещающиеся (временные или сезонные) акценты

Цвет листвы может создавать перемещающиеся (временные или сезонные) акценты

Чтобы грамотно расставить акценты в саду, важно помнить о нескольких правилах.

Чаще мы имеем дело не с отсутствием, а наоборот — с изобилием акцентных растений, ярких пятен. Вспомним знакомую ситуацию: мы купили все самые красивые растения, принесли, посадили… Но красиво почему-то не вышло. Почему? Прежде всего, потому, что они все красивые, то есть акцентные, а для любого акцента, во-первых, нужен фон.

Для любого акцента всегда нужен фон

Для любого акцента всегда нужен фон

Именно фоновые растения, скромные золушки второго плана, будут незаменимой оправой для грамотно поданного бриллианта. Во-вторых, акцент — это всегда то, чего меньше. Его просто не может быть много, поэтому та же декоративная листва или плакучая крона — безусловный акцент и в группе, и в природе.

Сегодня мы назвали три основных принципа, на основе которых создаётся композиция. Но это не значит, что мы исчерпали тему. Создавая сад необходимо также знать, что такое пропорциональность и сбалансированность, как помогают (или мешают!) восприятию контраст и нюанс. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Источник

Готовые ландшафтные композиции для дачи и частного дома: виды и варианты размещения

Ландшафтные композиции можно встретить в доме или на дачном участке. Они радуют глаз, но создать такую красоту довольно не просто. Разработать дизайн можно самостоятельно, следуя всем общепринятым правилам. Рассмотрим виды оформления участков и правила, по которым осуществляется подбор дизайна, а также узнаем, как самостоятельно составить эскизы ландшафтных композиций.

Пример ландшафтной композиции

Виды ландшафтной композиции

Ключевая задача любого оформления участка – расположение объектов в пространстве таким образом, чтобы получалась гармоничная и целостная картина. Каждый элемент в композиции очень важен и играет свою особую роль. Композиции из растений в саду делятся на следующие стили:

  1. Регулярный. В этом случае композиция выстраивается по конкретным осям. Объекты в ней симметричны и упорядочены, строго прослеживается логичная структура из элементов, составляющих вместе целостную картину;
  2. Пейзажный. Включает в себя только естественные и натуральные объекты. Основная особенность – стремление достичь натуральности в работе и добавить композиции природной естественности;
  3. Тематические. Дизайны, которые выполнены в особой тематике, чётко прослеживается линия и концепция, например, японский сад.

Рассмотрим все композиции из растений на дачном участке и в частном доме.

Хвойные деревья

Ландшафтные композиции из таких растений наделены особой утончённостью. Оформление таким образом долговечно, поскольку хвойные деревья сохраняют свой внешний вид из года в год. Существует много вариантов дизайна из елей, пихт, сосен. Такой ландшафт всегда смотрится необычно. Кроме того, воздух в саду будет всегда свежим и чистым.

Лиственные деревья

Такой вид композиции используется довольно часто. Лиственные растения размещают по периметру изгороди, крыльца дома или просто высаживают в красивый рисунок. Они придают краску объекту и изменяются вместе со временами года. Так постоянно вносится разнообразие в общую ландшафтную композицию: летом деревья ярко зелёные, осенью они меняют свой цвет, а к зиме – опадают. Поэтому дизайн с лиственными растениями никогда не надоест.

Цветы

Композиции из цветов в саду смотрятся эстетично. Они гармонируют со всеми элементами ландшафта, и их можно сочетать с лиственными деревьями и кустарниками. Существует множество вариантов цветов для высадки в клумбы или для составления из них отдельных композиций. Участки, оформленные цветущими насаждениями, смотрятся очень ярко и красиво. Поэтому использование цветников всегда украшает любой ландшафт.

Цветочные композиции

Кустарники

Оформление одними кустарниками всегда выглядит лаконично. Минимализм придает участку простоту стиля, но при этом радуют глаз не меньше цветников. Однако и сочетать с другими растениями кустарники можно. Они отлично гармонируют с хвойными и лиственными деревьями, цветами и зелёными дорожками. Но располагать их тоже требуется в соответствии со всеми правилами, иначе они не будут гармонировать.

Кустарники в оформлении ландшафта

Бассейн возле дома

Правила ландшафтной композиции

Чтобы оформление участка было гармоничным и соответствовало всем требованиям ландшафтного дизайна, необходимо соблюдать установленные правила и требования к композиции. Рассмотрим, как нужно составлять эскизы ландшафтных композиций и какие существуют критерии для этого.

Расставление акцентов

Композиция из растений на дачном участке должна акцентировать внимание на определённых элементах. Это можно сделать при помощи контраста крупных и ярких кустарников на общем фоне из лиственных растений. Главное, чтобы они не выбивались из общей концепции, а только привлекали внимание.

Читайте:  Хлеб как удобрение для огорода рецепты для подкормки

Акценты должны быть расставлены по следующим принципам:

  • не нужно добавлять слишком много ярких элементов;
  • можно установить небольшие водоёмы, чтобы распространить общий пейзаж;
  • фон не должен концентрировать на себе слишком много внимания, поэтому лучше использовать однотонный газон;
  • живую изгородь тоже можно использовать в качестве акцента.

Ландшафт на основе геометрических фигур

Создание контраста

Ещё одним правилом является игра с цветами и создание контраста в ландшафтной композиции. Все цвета из палитры при грамотном использовании могут стать очень эффектным дополнением к общей картине. Оформление яркими цветами привлекает внимание и выделяет отдельные элементы на общем фоне.

Цвета нужно выбирать не только яркие, но ещё и сочетающиеся друг с другом. Главное не переборщить с красками, чтобы участок не выглядел вырви глаз. Можно использовать следующие цвета:

  • оранжевый;
  • жёлтый;
  • фиолетовый;
  • синий;
  • красный;
  • зелёный.

Лучше всего дополнять ландшафтную композицию яркими кустарниками или цветными деревьями, а также растениями с крупными яркими цветами.

Принцип контраста в ландшафте

Геометрия

Расположение растений и цветов также очень важно. При их высадке нужно соблюдать определённую геометрию и симметрию. Самой актуальной композицией из растений в саду считают фигуру неравностороннего треугольника. После высадки всех элементов ландшафта можно будет увидеть треугольник, у которого длина всех сторон разная. Для этого цветы, деревья и кустарники высаживают на разном расстоянии друг от друга

Видео описание

Идеи ландшафтных композиций

В результате одно растение самое высокое, и оно высаживается в вершину треугольника. В другой стороне элемент пониже, а в последней – самый низкий. Сама фигура не должна казаться прямой, иначе с других углов обзора её будет трудно просмотреть. Считается, что единство трёх элементов является самой гармоничной ландшафтной композицией, которая не содержит ничего лишнего.

Правильные фигуры в ландшафтной композиции

Советы для создания ландшафтной композиции

Чтобы композиции из растений в саду были правильно оформлены, а эскиз составлен правильно, необходимо придерживаться следующим советам:

  • соблюдение пропорций;
  • следование правилам геометрии;
  • сочетать высоту растений;
  • в случае трудностей использовать подборку готовых ландшафтных композиций или обратиться к дизайнеру.

Строгие формы ландшафта

Таким образом, общая концепция получится хорошо продуманной и интересной. Главное не отходить от плана и сочетать все элементы правильно.

Видео описание

Хвойная композиция в саду

Коротко о главном

Ландшафтные композиции составляют часть интерьера участка. Они придают ему уникальность и обращают внимание на некоторые акценты. Нужно внимательно ознакомиться со всеми правилами составления композиций из цветов и растений в саду, чтобы при самостоятельном создании эскиза получился грамотный дизайн. Оформление сада в частном доме или на дачном участке можно осуществить самостоятельно при хорошей осведомлённости в этой области. Если же нет времени и желания вникать во все тонкости, то лучше всего обратиться к профессионалам.

Источник

Садовые композиции

Ландшафтная архитектура принципиально отличается от архитектуры и дизайна зданий тем что ее основой являются – растения, живые организмы находящиеся в стадии постоянного изменения. Они растут, меняют сезонную окраску листвы, цветут, плодоносят и отмирают. На протяжении времени форма и внешний вид (габитус) растения могут полностью поменяться. Причем динамика изменений у каждого дерева или кустарника своя.

Если вы по своему вкусу составили древесную композицию из саженцев, скажем, ели, клена, ивы козьей, сосны, декоративной яблони, сирени и спиреи, то каждые лет десять вы будете наблюдать внутри этой группы принципиально иную картину. А вашим потомкам достанется вообще странная и удивительная композиция на память о предках-чудаках.

Основные функции растений в композициях:

Основные функции растений в композициях:

    визуально доминирующие растения. Обычно они выделяются на общем фоне своими необычными формами, размером, цветением, окраской листвы. Они солируют в садовых композициях, задают тему и рисунок. Как правило они контрастируют по отношению к основной массе композиции. Эту роль могут выполнять большинство сортов деревьев, кустарников, цветов и злаков. Главное- отличие по признаку формы, цвета, размера и читаемый рисунок. основной конструктивный элемент, скелет любой садовой композиции. Они задают границы и линии посадок, объединяют садовые элементы или разделяют на отдельные группы, они прекрасно держат себя весь год не позволяя сезонным изменениям рассыпать композицию. Роль структурных растений чаще всего достается кустарникам, высаженным в виде небольших групп, бордюров или ритмичных одиночных посадок. Особенно успешно с этой ролью справляются вечнозеленые хвойники, способные держать заданную планировку круглый год вне зависимости от сезона. Располагаясь по краям садовых композиций, структурные растения задают четкую границу с соседними зонами участка. Роль структурных растений могут выполняют и деревья. Главное разумное соотношение их размера с масштабом участка и читаемые формы кроны или стволов. выполняют роль фона для садовых композиций. Одни и те же растения при различных условиях могут играть как роль фоновых так и структурных растений. Все зависит от видовых точек. Оказавшись на заднем плане, сплошные посадки кустарника или липовая аллея сливаются в единый зеленый массив. Вблизи они играют роль ритмичных посадок, задающих основную структуру данной части сада. Лучше всего роль фоном служит газон или запущенный луг с травосмесями. Кулисные посадки кустарника вдоль забора, древесные куртины. К этому типу растений садовых композиций относят множество растений, выполняющих различные функции, но играющие второстепенную роль благодаря незначительным размерам, непродолжительным декоративным периодом или второстепенному положению в составе ландшафтной композиции.

Основные функции растений в композициях:

По признаку наличия открытого ствола деревья делятся:

  • Безштамбовые
  • Штамбовые
  • Многоствольные

По признаку геометрической формы кроны деревья делятся на:

Естественная, раскидистая, плакучая, зонтичная, шаровидная, колоновидная, , конусовидная, приземистая, стелющееся, купольная, пирамидальная. Внутри каждой из форм возможны некоторые вариации не выходящие, однако, за общий, типичный для данной формы признак.

  • Плакучие – плакучие колоновидные, плакучие раскидистые, плакучие купольные, плакучие каскадные, плакучие флагообразные.
  • Шаровидные – овальные, нижнеовальные, верхнеовальные, веерные.
  • Колоновидные – колоновидно-конические, колоновидно-куполные, ширококоническая.

По величине деревья делятся на три категории:

  • Сосна и лиственница, высотой более 25 метров
  • Тополь, ель,береза, липа, клен (15-25м)
  • Рябина, яблоня, черемуха(10-15м.)

Основные функции растений в композициях:

Тональность листвы — одно из важнейших качеств деревьев . Обладая большими размерами и, соответственно, визуальной силой, крона деревьев, цвет ее листьев играют огромную роль в цветовой гамме сада. Основной цвет лиственных и хвойных пород – зеленый. Но он ,во-первых, имеет множество оттенков, во-вторых, меняется с течением года…….

Текстура – другое важное свойство деревьев. К ней относится фактура и форма стволов? и ветвей?, рисунок листа, форма и окраска соцветий и плодов. Живописные золотистые оттенки сосновой коры, кривые рельефные ветви дуба, цветущие свечи конского каштана и красный бисер рябины — одни из многогранных проявлений многоликости текстур в царстве растений.

Светотень — качество присущее только деревьям, и все — благодаря их размерам. Она бывает плотная с четкими контурами или ажурная — прозрачная, кружевная. Плотную светотень имеют ели, ивы, каштаны, пирамидальные формы тополя, дуба, туи. Прозрачная светотень чаще встречается у сосен, крупных форм липы, яблони, березы. Часто это качество меняется с возрастом дерева или зависит от условий произрастания, почвы, инсоляции, густоты посадок. Это важное свойство учитывается при комбинировании деревьев с другими растениями, попадающими в их тень и при составлении композиций.

Отличительной особенностью деревьев по сравнению с остальными компонентами ландшафта является дифференциация их декоративных качеств в зависимости от точки и расстояния обозрения. Если вы находитесь под сенью дуба, вы наслаждаетесь его ажурной тенью, рельефной корой, мощным стволом с расползающимися корнями , разбросанными по земле желудями. Отойдите к границе его кроны и ваш взгляд привлекут широко распластанные ветви и свисающие с боковых ветвей красиво изрезанные листья. Еще метров 30 в сторону — и нам становится видно купольную форму кроны и скелетную структуру ветвей. А со ста метров заметно его цветовое отличие от зеленого фона. Цвет листьев и ветвей сливаются в единый тон, который выделяет форму дерева на фоне окружающих его растений.

Источник