ПЛАН КОНСПЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11 КЛАСС УРОК 100 Тема Урок внеклассного чтения Э Миллер Хемингуэй судьба л

ПЛАН КОНСПЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11 КЛАСС УРОК № 100 Тема. Урок внеклассного чтения. Э. Миллер Хемингуэй: судьба, личность, творчество. «Старик

УРОК № 100
Тема. Урок внеклассного чтения. Э. Миллер Хемингуэй: судьба,
личность, творчество. «Старик и море». Символический
смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи
Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Э. М. Хемингуэя; раскрыть гуманистический характер его творчества (интерес к личности человека, его духовному миру,
творческим возможностям, к его судьбе); дать понятие
«повести-притчи»; показать, как в повести проявляются
символический смысл и философский подтекст; содействовать формированию и развитию умений творческого
чтения, приводящих к формированию читательской
самостоятельности; приобщить к высшим достижениям
всемирной литературы и культуры.
Оборудование: портрет Э. М. Хемингуэя, схема, текст повести-притчи
«Старик и море».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые
результаты: учащиеся рассказывают о главных вехах жизненного и творческого пути писателя и месте повести-притчи «Старик
и море»; дают определение понятия «повесть-притча»; объясняют, почему произведение «Старик и море» называют
повестью-притчей о человеке; выражают личное отношение
к проблемам, которые поднимаются в книге, аргументируя
свою точку зрения примерами и цитатами из текста.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Когда-то его чёрно-белый портрет висел в каждой интеллигенской «хрущёвке». Свитер, седая борода, прищуренный взгляд. Охотник на львов, охотник
на рыб и красивых женщин, в конце концов — на самого себя. Эрнест Хемингуэй. У этого имени есть запах. Оно пахнет солью и снегом. Оно пахнет кровью,
печалью и счастьем. Потому что теперь мы точно знаем — человека победить
нельзя. Этот писатель повлиял на несколько поколений людей больше, чем их
родители, даже больше, чем война. Он — наш современник.
Эрнест Миллер Хемингуэй прожил лишь 62 года, но его жизнь была наполнена приключениями и борьбой, поражениями и победами, большой любовью
и изнурительной работой. Он был рьяным охотником и рыбаком, принимал
участие в самых рискованных приключениях и дерзких исследованиях. Его герои были похожи на него: смелые, энергичные, готовые к борьбе. Жизненный
опыт его был разнообразным, он был участником Первой мировой войны, впечатления от которой стали его первым университетом жизни и отразились на
всем его творчестве (во многих, особенно ранних его произведениях, ощутимы
автобиографические моменты). Хемингуэй долго работал журналистом, был
свидетелем большого экономического кризиса и греко-турецкой войны, а также
посетил много разных стран. Он сравнительно мало жил в США и мало писал
об этом государстве, гражданином которого был. Не случайно в большинстве
романов Э. Хемингуэя действие происходит где-то в Европе, Америка для этого
писателя была воплощением деградации человечества.
Широкое признание Хемингуэй получил благодаря своим романам и многочисленным рассказам — с одной стороны, и своей жизни, полной приключений и неожиданностей,— с другой. Его стиль, краткий и насыщенный, значительно повлиял на литературу XX в. Три произведения — «И восходит солнце»
(«Фиеста»), «Прощай, оружие!» и «Старик и море» — являются отображением разных этапов творческого роста Хемингуэя, эволюции его художественных
принципов.
IV. Работа над темой урока
1. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Э. М. Хемингуэя
(см. домашнее задание предыдущего урока)
(Учащиеся составляют летопись жизни и творчества Е. М. Хемингуэя.)
2. Аналитическая работа с текстом повести-притчи «Старик и море»
А) Вступительное слово учителя
— Повесть «Старик и море» оказалась крупным событием литературной жизни и по уровню художественного мастерства, и по своей проблематике. В сентябре 1952 г. умудрённый жизненным опытом писатель отдаёт повесть «Старик
и море» в печать. Произведение вышло на страницах журнала «Лайф», тираж
которого был 5 миллионов экземпляров, и принесло автору всемирную известность. За эту повесть, по глубине и силе напоминающую скорее небольшой роман, Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию, самый престижный
символ литературного признания в США. Это же произведение повлияло и на
присуждение писателю Нобелевской премии по литературе в 1954 г.
Повесть «Старик и море» — одно из последних завершённых произведений
легенды американской литературы Эрнеста Хемингуэя, своеобразный итог
творческих поисков автора. Литературоведы определяют жанр произведения
как повесть-притча, то есть произведение, рассказывающий о судьбе и определённых событиях жизни героя, но этот рассказ имеет аллегорический характер,
глубокий нравственный и философский смысл. Повесть тесно связана со всеми
предыдущими произведениями писателя и является вершиной его размышления о смысле жизни. Эта небольшая по объёму, но чрезвычайно ёмкая повесть
стоит особняком в творчестве Хемингуэя. Её можно определить как философскую притчу, но при этом образы повести, поднимающиеся до символических
обобщений, имеют подчёркнуто конкретный, почти осязаемый характер.
Б) «Читая — размышляем…»: аналитическая беседа
• Как вы думаете, почему герой притчи — старый человек: ведь старость —
это слабость, угасание, неудача?
• Что значит природа для старого Сантьяго?
• Почему старик обращается к природе, разговаривает с ней?
• Как старик относится к морю, небу, звёздам, птицам? Почему в своих монологах он обращается к рыбе как к мыслящему существу?
• Что понял Сантьяго, когда, глядя на безграничное пространство моря, «увидел
табун диких уток, которые летели над водой, чётко отличаясь на фоне неба»?
• Старик Сантьяго, впервые увидев рыбину, которая попалась ему на крючок,
рассуждает так: «Интересно, чего это она вынырнула? Будто только для того,
чтобы показать мне, которая она огромная. Ещё бы, теперь я это знаю. Хорошо было бы показать и ей, что я за человек. Эх, если бы я был ею и имел всё,
что имеет она против моего единственного оружия». О каком оружии идёт речь?
• Как старый Сантьяго понимает мир природы, общества и Вселенной?
• Охарактеризуйте старика Сантьяго. К каким событиям своей жизни старик
чаще всего возвращается в воспоминаниях? Почему он так привязан к мальчику, который ему помогает в нелёгком труде рыбака?
• Какой художественный принцип использует Эрнест Хемингуэй при написании своих произведений, объясняя его так: «Если писатель хорошо знает то,
о чём пишет, он может опустить много из того, что знает, и если он пишет
правдиво, читатель ощутит всё опущенное так же остро, как если бы писатель сказал об этом?» (Принцип айсберга.)
Литературоведческий глоссарий. «Принцип айсберга», провозглашённый Хемингуэем. Согласно этому принципу, на поверхности текста должна
быть одна десятая смысла, девять десятых — в подтексте. «Принцип айсберга»
по собственному определению писателя: художественный текст — лишь та часть
айсберга, которую видно на поверхности. Писатель широко использует намёки,
подтекст, рассчитывая на читательский домысел.
В) Коллективная работа по составлению схемы «“Старик и море” —
философская повесть» (с комментариями учителя)
Г) Обобщение учителя
— Повесть Хемингуэя «Старик и море», отмеченная Пулитцеровской премией,— одна из вершин американской и мировой словесности XX в. Писатель
сумел в лаконичной форме пересказать и осмыслить извечную трагедию человеческого существования. Название произведения вызывает определённые ассоциации, намекает на главные проблемы: человек и природа, смертное и вечное,
безобразное и прекрасное и т. п. Союз «и» («Старик и море») объединяет и вместе
с тем противопоставляет эти понятия. Герои и события повести конкретизируют
эти ассоциации, углубляют и заостряют заявленные в названии проблемы.
Эта повесть удивительно вписывается в американскую литературу 1950-х.
Только молодые бунтари оперируют броскими фактами, а Хемингуэй — философскими категориями. Его небольшая повесть — это не протест против существующего миропорядка, а его философское отрицание. Безрадостная мораль
повести-притчи — в самом её тексте: человек в своём поединке с бытием осуждён на поражение. Но он обязан вести борьбу до конца. Сантьяго понят только
одним человеком — мальчиком, его учеником. Когда-нибудь мальчику улыбнётся удача. В этом — надежда и утешение старого рыбака. «Человека можно
уничтожить,— думает он,— но его нельзя победить». Такие суждения о жизни,
о жестоком мире и месте человека в нём снискали Хемингуэю репутацию философа, проповедующего новый стоицизм.
Д) Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (в группах)
• Русский литературовед Н. К. Гей писал, сопоставляя повесть Э. М. Хемингуэя «Старик и море» и рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»: «Девизом героя Хемингуэя может быть: выстоять в безнадёжности. Девизом героя
Шолохова — жить для преодоления безнадёжности». Разделяете ли вы это
мнение? Аргументируйте свою точку зрения.
3. Мини-конференция: слушание сообщений учащихся о сюжете, идейнохудожественных особенностях романов Э. М. Хемингуэя «И восходит
солнце» («Фиеста») и «Прощай, оружие!», их обсуждение (см. домашнее
задание предыдущего урока)
1) Что такое «потерянное поколение»? Отражение этой темы
в раннем романе Э. М. Хемингуэя «И восходит солнце» («Фиеста»)
Глоссарий. Фиеста (исп. Fiesta) — это традиционный народный праздник,
проводимый в странах Испании и Латинской Америки. Распространён также
в других странах Средиземноморья, в первую очередь в регионах Старой Романии и среди латиноамериканских диаспор по всеми миру, в среде крупной
латиноамериканской общины США. Аналогом фиесты в России и странах СНГ
являются так называемые народные гулянья. В русскоязычном мире слово фиеста употребляется как экзотизм, а также в ироничном контексте.
2) Изображение войны в романе Э. М. Хемингуэя «Прощай, оружие!».
Война и проблемы морали. Война — порождение общества или
проявление дисгармоничности бытия?
Вопросы для обсуждения
• Раскройте смысл выражения «потерянное поколение».
• Коротко охарактеризуйте роман Э. М. Хемингуэя «И восходит солнце» («Фиеста»). В чём состоит антивоенный пафос этого романа?
• Объясните смысл названия романа «Прощай, оружие!» и раскройте гуманистическую позицию писателя.
• Можно ли утверждать, что Э. М. Хемингуэй, создавая образ лейтенанта Генри, вложил в его уста свои мысли об античеловечной сути войны? Обос нуйте
своё мнение.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— «Старик и море» — последняя книга, опубликованная Хемингуэем, стала его
завещанием. Хемингуэй — писатель трагического мироощущения, его часто называли пессимистом, хотя это в корне неверно. Характер хемингуэевского творчества
можно скорее определить как трагический героизм. Он воспевает победу в самом
поражении и вопреки ему утверждает и славит упорство человеческого духа. Такими были герои писателя, таким был и сам Эрнест Хемингуэй. Литературоведы считают, что Хемингуэй стал создателем характерного стиля всего столетия, которому
присущи строгая объективность, сдержанный лиризм и содержательный подтекст.
Вам предлагаются самые интересные цитаты из разных произведений Эрнеста Хемингуэя (раздаточный материал). Ознакомьтесь с ними, прокомментируйте их.
Согласитесь с мнением Хемингуэя или опровергните его…
Карточка
— Вы мудры.
— Нет, это великое заблуждение — о мудрости стариков. Старики не мудры.
Они только осторожны.
— Быть может, это и есть мудрость.
(«Прощай, оружие!»)
В жизни не так уж трудно устраиваться, когда нечего терять.
(«Прощай, оружие!»)
Ты не можешь уйти от себя, переходя из одного места в другое. Это ничего
не даст.
(«И восходит солнце» («Фиеста»))
Теперь не время думать о том, чего у тебя нет. Подумай о том, как бы обойтись с тем, что есть.
(«Старик и море»)
Конечно, хорошо, когда человеку везёт. Но я предпочитаю быть точным
в моём деле. А когда счастье придёт, я буду к нему готов.
(«Старик и море»)
Когда люди столько мужества приносят в этот мир, мир должен убить их,
чтобы сломить, и поэтому он их и убивает. Мир ломает каждого, и многие потом
только крепче на изломе. Но тех, кто не хочет сломиться, он убивает. Он убивает
и самых добрых, самых нежных и самых храбрых — без разбора…
(«Прощай, оружие!»)
VI. Домашнее задание
1. Написать сочинение-размышление (миниатюру) на одну из тем: «О чём заставляет задуматься повесть-притча Э. М. Хемингуэя “Старик и море”?»,
«Сила или бессилие? Гармония или дисгармония в природе? (По повести
“Старик и море”)».
2. Опережающее задание (2 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Э. М. Ремарка.
3. Знать содержание романа Э. М. Ремарка «Три товарища».

Читайте:  Значение слова laquo неизменность raquo

Источник

Единство человека и природы в повести Хемингуэя «Старик и море»

Повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» не имеет разлогих описаний природы, так как ее образ одухотворен писателем. Благодаря приему «потока сознания» и внутренним монологам главного героя читатели ощущают «эффект присутствия».

Глазами старого рыбака мы видим свечение тропических водорослей на глубине в семьсот морских саженей, полет летучей рыбы над гладью воды. Сантьяго – не обычный старик, не простой рыбак. Он жалеет всех природных созданий. Морские ласточки кажутся ему хрупкими и беззащитными, но смелыми, потому что они залетают далеко в море ради пищи. И хотя птицы редко находят здесь еду, они не сдаются. Автор намекает на то, что смелости и стойкости герой научился именно у природы. Поэтому он уверен, что человека можно уничтожить, но нельзя победить.

Сантьяго по-особому относится к морю, называет его lа mar, выражая так свою любовь. Иногда море кажется опасной силой, внушает людям страх. Но опытный рыбак Сантьяго привык к нему, и благодарит за дары. Но даже когда море отвернулось от него и не давало улова 84 дня, Сантьяго не злился, а смиренно ждал своего счастливого случая. Поэтому он рискует и снова выходит в море на 85 день. Герой решает доказать морю свою смелость и далеко отходит от берега.

Сантьяго и море были давними приятелями, он знал все его привычки. Птичка-фрегат летала над скоплением рыбы, летучая рыба охотилась на макрель. Зная эти детали, рыбак находил себе пищу. Но когда ел морских обитателей, то жалел их, ведь они тоже живые существа.

Однажды ночью в море, охотясь на свою рыбу, старик услышал звуки, что издавали морские свиньи. Их вздохи напоминали человеческие, и старик подумал, что они такие же, как мы: играют, любят друг друга и так же хотят жить.

Читайте:  Весна пришла уголок природы

Тогда Сантьяго вспомнил еще одну историю, как когда-то на его крючок поймалась самка марлина. Все время, пока она пыталась вырваться, с нею рядом был самец. И только после того, как рыбу затащили на лодку, ее верный друг высоко подпрыгнул и скрылся на глубине. Это было очень печальное приключение для Сантьяго. Он успокаивал себя тем, что люди хотя бы не убивают звезды или солнце. А рыбу он вынужден ловить, чтобы выжить, а не ради развлечения. Нет, это не приносило герою удовольствия, но он принял свою судьбу давно. Сантьяго жалеет и свою рыбу мечты – огромного марлина, который мучил его в течение долгого времени. Рыба не хотела подниматься с глубины, и старику приходилось удерживать леску одной рукой и тащить ее к берегу. Он говорит к рыбе, как к равной себе.

В этом уважении к морскому существу кроется настоящее благородство старика. И хотя он жалеет рыбу, отпустить ее не может. Борьба человека и морского существа продолжается долго, и победа была бы за человеком, если бы не вмешались подлые акулы. Они рвали марлина беспощадно, раня при этом душу рыбака. Сантьяго жалел рыбу, которая в результате досталась акулам.

В повести «Старик и море» звучит гимн единства человека и природы, гармонии в их отношениях.

Источник

Человек и природа (по повести Э. Хемингуэя “Старик и море)

Эрнест Миллер Хемингуэй – крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: “Я ничего не боюсь”. Создатель известных всему миру романов “Прощай, оружие!”, “По ком звонит колокол?”, Хемингуэй писал повести, рассказы, стихи, был прекрасным журналистом.
Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной ловли в Гольфстриме. Старый рыбак поймал

Одна из них – взаимоотношения человека и природы.
Старик Сантьяго – бывалый рыбак, который всю жизнь трудится, борясь с лишениями и опасностями. Шрамы на его руках “стары, как трещины в давно уже безводной пустыне”. Вся его жизнь связана с морем. Море кормит рыбаков.

Но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Люди ведут вечную борьбу

Проводя много дней в океане, старик Сантьяго ощущает себя частью природы. Герой Хемингуэя связан с морем какими-то внутренними узами. Даже в старости глаза его похожи были цветом на море. “Это были веселые глаза
человека, который не сдается”, – пишет Хемингуэй. Трехдневный поединок с пойманной рыбой Сантьяго “выиграл”. “Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”, – говорит старый рыбак.
Сантьяго понимает и ответственность человека перед природой, чувствует свою вину перед ней. Пойманной рыбе он говорит: “Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя, прежде чем настанет вечер…

Худо тебе, рыба? Видит Бог, мне самому не легче”. Старика тяготит мысль о том, что человек вымогает пищу у моря, убивает своих собратьев – рыб, птиц, зверей. “Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды…”
Повесть “Старик и море” не только вызывает гордость за человека, которого нельзя победить. Она заставляет задуматься о принципах его существования, об отношении к жизни и природе. Человек может многое, он может быть сильнее самой природы.

Но он должен понимать свою вечную связь с ней и вечную вину. Пока человек руководствуется совестью и разумом в отношениях с природой, она терпит наше существование и делится своими богатствами.

Источник



Что значит природа для старого сантьяго

Человек и природа (по повести Хемингуэя «Старик и море»)

Эрнест Хемингуэй в повести «Старик и море» сознательно избегает описаний природы, применяя художественный прием «потока сознания», внутренние монологи старого рыбака, которые придают произведению «эффекта присутствия» читателя.

Читайте:  Чтобы понять природу надо быть очень близким к человеку сочинение

Рыбалка наблюдает, как светятся тропические водоросли во впадине глубиной в семьсот морских саженей; как в водовороте, что образуется от столкновения стремительной глубинного течения с обрывами дна, кишит уйма всякой рыбы; как вырывается из воды летучая рыба, которую преследует крупный морской хищник. Он жалеет хрупких морских ласточек, которые залетали далеко в море за пищей и почти никогда ее не имели. Старый рыбак «мысленно называл море lа mar, как говорят на испанском те, кто его любит». Часто море было для человека соперником, иногда морогом. «И старик всегда думал о море, как о женщине, о живом существе, что может подарить великую милость, и лишить ее, а если делает что-то плохое или нерозважне, то лишь потому, что такова уж ее натура». Море для Сантьяго было понятным и родным, он читал его, как книгу: птица-фрегат указывал на скопление рыб, летучая рыба — на стаю стремительной макрели. Рыбак смотрел вниз и через толщу прозрачной поди видел «красноватый дымка планктона и причудливые блики солнечного света», «стайка крошечных рыбок», которые свободно плавали среди длинных щупалец медузы; вспоминал, как когда-то видел черепах, которые закрывали глаза и поедал медуз вместе с ядовитыми щупальцами. Он жалел тех черепах, потому что большинство людей не имели жалости к этим существам. Старик думал: «Ведь и у меня такое же сердце, да и ноги-руки подобные их».

Ночью он услышал, как возле лодки барахтаются в воде и громко сапають две морские свиньи, «хорошо различал хриплый вздох самца и тоскливые вздохи самки» и подумал о том, что эти славные животные похожи на людей: «играются себе, шалят, любят друг друга». Потом он вспомнил, как когда-то давно поймал самку марлина. И пока она неистово борсалась на крючке, самец был рядом с ней. Он ни на миг не отплывал, а когда люди затащили забитое животное в лодку, самец «высоко выпрыгнул из воды у самого борта, чтобы увидеть, где его подруга, и только тогда ушел в бездну, розпроставши бледно-лиловые крылья грудных плавников и в последний раз показав широкие фиолетовые смуты на спине и боках». То была самая грустная из всех приключений старого рыбака.

«Хорошо, что нам не приходится охотиться на заре», — думал Сантьяго. «А что если бы человеку каждый день надо было убивать месяц? — подумал старик. — И месяц бежал бы от нее. Или если бы она должна была ежедневно гнаться за солнцем, чтобы убить его? Но мы еще не такие бесталанные», — развлек он. Старый рыбак ловит рыбу, чтобы прожить. Ему не приходит мысль убивать живых существ ради развлечения. Он жалеет даже ту последнюю свою добычу, огромную меч-рыбу, которая так долго мучила его, уважает ее за ловкость, силу и благородство. Одинокий человек один на один с матерью-природой чувствует свою неотделимость от природы, ее непобедимую силу.

Повесть-притча «Старик и море» — это гимн единства человека и природы, любви ко всему живому.

Величие человека — в осознании ее ответственности.

А. де Сент-Экзюпери

Эрнест Миллер Хемингуэй — крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это была неповторимая, талантливый человек, который мужественно и свободно прожила свою жизнь, не раз подтвердила сказанную когда-то фразу: «Я ничего не боюсь». Создатель известных всему миру романов «Прощай, оружие», «По ком звонит колокол», Хемингуэй писал повести, рассказы, стихи, был прекрасным журналистом.

Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной ловли в Гольфстриме. Старый рыбак поймал большую рыбу, что долго тянула лодку. Когда его нашли, рыба была об’їдена акулами, а рыбалка в отчаянии рыдал. Этот подлинный случай стал основой для философской повести «Старик и море», в которой автор рассматривает важные социальные и моральные темы. Одна из них — взаимоотношения человека и природы.

Старый Сантьяго — бывший рыбак, который всю жизнь трудится, борясь с лишениями и опасностями. Шрамы на его руках «стары, как трещины в давно уже безводной пустыне». Вся его жизнь связана с морем. Море кормит рыбаков. Но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Люди ведут вечную борьбу с океаном в борьбе за существование. Эта борьба сделала Сантьяго сильным и волевым человеком. Только таким людям природа уступает частью своих богатств, если человек научится понимать язык природы, чувствовать ее глубокую и сложную жизнь. Проводя много дней в океане, старик Сантьяго чувствует себя частью природы. Он разговаривает со звездами, с пойманной рыбой, с маленькой птичкой. Герой Хемингуэя связан с морем какими-то внутренними связями. Даже в старости глаза его похожи по цвету на море. «Это были веселые глаза человека, который не сдается», — пишет Хемингуэй. Трехдневный поединок с пойманной рыбой Сантьяго «выиграл». «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить», — говорит старый рыбак и доказывает это своим мужеством.

Сантьяго понимает и ответственность человека перед природой, чувствует свою вину перед ней. Пійманій рыбе он-говорит: «Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер. Худо тебе, рыба? Видит Бог, мне самому не легче». Старого тяготит мысль о том, что человек требует пищи в моря, убивает своих собратьев — рыб, птиц, зверей. «Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды. »

Повесть «Старик и море» не только вызывает гордость за Человека, которого нельзя победить. Она заставляет задуматься о принципах ее существования, об отношении к жизни и природы. Человек может многое, она может быть сильнее самой природы. Но она должна понимать свой вечный связь с ней и вечную вину. Пока Человек руководствуется совестью и разумом в отношениях с Природой, она терпит наше сосуществование и делится своими богатствами.

Источник