Пермская вышивальная фабрика Асюта

Пермская вышивальная фабрика Асюта

Наименование «готическое искусство» ( от итал. gotico – «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому». Готическое искусство не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников. Подобные представления изменились лишь в 19 веке, однако название «готическое» сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. Готика как стиль в искусстве, архитектуре и интерьере зародилась на севере Франции, в историческом районе Иль-де-Франс в 12 веке и просуществовала до 1520-х годов, однако ее расцвет приходится на 13-14 века.

Ведущим видом искусства в готике оставалась архитектура, а наивысшим ее достижением было строительство городских кафедральных соборов, вызывающих ощущение легкости, особой воздушности и одухотворенности. В отличие от романского готический собор — городское сооружение, устремленное ввысь, господствующее над всей городской застройкой. В готике – ключевое и важное ощущение мелкости по сравнению со всем другим, это и характеризует данный стиль. В готике вокруг все очень холодно, все чужие. Именно в это время появляются цветные витражи, огромные окна и высокие помещения, стрельчатые арки и многое другое.
Живопись и скульптура в готике очень выразительны. Огромную роль здесь играет цвет — красочные витражи и раскрашенная скульптура. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на светские сюжеты. В миниатюрах наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объема.
С готикой связан не только расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву, но и вышивки.

Интерьер. Текстиль.

Готический стиль характеризуется удлиненными пропорциями, здесь часто можно увидеть очень высокие помещения, таким образом, человек ощущает себя очень маленькой песчинкой в мире. Огромные окна, которые как бы заменили стены, заняли все промежутки между опорами стен. Окна украшались цветными витражами. Все внутреннее пространство благодаря витражам, было насыщено светом, окрашенным в различные цвета. Ощущение легкости подчеркивалось и внутренним декором. Гладкая поверхность стены исчезла, а своды перерезала сеть нервюр. Витраж в корне изменил всю колористическую гамму: вместо тускловатых, приглушенных тонов возникли яркие, резко-контрастные цвета гобеленов, тканей, предметов интерьера.
Полы в эпоху готики мостились керамическими плитками, которые часто украшал орнамент. Как правило, плитки делались квадратной, иногда прямоугольной или шестиугольной формы. Общий орнамент составлялся сочетанием линий узора отдельных плиток.
Изначально предметы мебели периода готики были достаточно тяжелыми и неуклюжими, они как правило располагались вдоль стен. На шкафах, кроватях, стульях встречались самые различные элементы церковной архитектуры. Позже на деревянных изделиях начинает использоваться геометрически точный орнамент, достаточно причудливый и вычурный. Мебель украшается ажурным, растительным орнаментом, ленточным плетением. Характерная черта этого периода — стилизованный резной орнамент, представленный на изделиях мебели в виде выгравированного кожаного свитка или имитации фактуры ткани, уложенной причудливыми складками.

Центр интерьера в готическом стиле – это в основном камин или кафельная печь. До сих пор, как и в романском стиле, один из основных видов мебели – сундук, выполняющий самые разные функции. Сундуки изготавливались из различных пород дерева и были украшены фигурной лепниной, богатыми металлическими вставками. Повсеместно использовались скамьи. Они были самых разнообразных видов, например, с нижней частью, похожей на сундук, с высокой спинкой. Используются высокие двустворчатые шкафы и буфеты на высоких ножках. Кровать в готическом стиле была снабжена балдахином, а в европейских странах с более мягким климатом его заменила деревянная конструкция, украшенная резьбой, филенками и отделкой разных цветов. К лучшим образцам французского готического декоративного искусства, помимо резной мебели, принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль.
Стены готического интерьера более легкие — облицовка деревом, они украшаются росписью ярких цветов, часто можно увидеть настенные ковры-шпалеры. Никаких картин, если и есть, то редко – чаще используется портретная живопись маслом и гравюры.
Что же касается штор, то в ранний период готики окна, стекла которых обрамлялись свинцом, вообще не занавешивались. Это стало делаться периодом позже. Наиболее популярны в средние века были широкие поперечные шторы на всю высоту окна, а также тканые занавески, которые играли роль защитного экрана. Позднее появились шторы из тяжелых бархатных тканей с орнаментом и стрельчатыми узорами. Карнизы были деревянные или кованые. Что касается цветовой гаммы, то в основном это пурпурные, малиновые, темно-зеленые, иссиня-черные, гвоздично-розовые оттенки.

Одежда и вышивка.

С 13 века становится особенно заметно классовое разделение в костюме, возникающая вследствие интенсивной классовой борьбы. Расслоение уже в среде самих феодалов, что отражается и в костюме знати. Еще более резко различается одежда феодалов, горожан и крестьян. Появляются законы, регламентирующие ношение одежд в зависимости от принадлежности к определенному сословию. В них предписываются строгие ограничения в выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. Например, бюргеры в отличие от дворян не имели права носить шелковые одежды, длинные шлейфы и т.д.
В это же время с развитием портновского искусства усложняется технология изготовления одежды. Начинается истинное «господство ножниц»: закладываются основы кроя, особенно повлиявшие на изменение форм женской одежды. Подчеркивание тех или иных форм тела путем изменения силуэта, противопоставление частичного обнажения окутыванию – вот первые признаки зарождения «моды» в ее современном понимании.
В костюмах впервые появляются вшивные рукава, которые первоначально пришивают на один день, вечером отпарывают, так как одежда очень узка и снять ее иначе невозможно. Иногда рукава привязывают шнурками. Поскольку верхняя одежда, которую раньше надевали через голову, стала теперь настолько узкой, что ее пришлось разрезать спереди и снабдить застежками, последние впервые приобрели исключительно важное значение. С изобретением застежки и появлением распашной одежды, то есть разрезанной спереди сверху донизу, рукава начинают вшивать для постоянной носки. В костюме появляется воротник.

Пропорции в одежде, как и в архитектуре, тонкие и вытянутые, это также подчеркивается и сильно вытянутыми заостренными формами шляпы и башмаков. В готическом костюме преобладают яркие цвета, самой модной тканью становится бархат, появившийся в период позднего Средневековья. В моде поздней готики очень популярным был чёрный цвет, особенно, когда платье шилось из бархата. Ткани богато орнаментируются. В одежде знати используются также шелк, парча, лен, тафта, атлас, муар, газ. Излюбленный орнамент — растительный. Носили дорогие узорчатые материи, затканные золотом, меховые оторочки и богатые украшения, среди которых встречались даже бубенцы и колокольчики.

Орнамент. Символика.

Готический орнамент был многообразен и символичен. Продолжают использоваться преобразованные античные и византийские мотивы, но наряду с ними явно преобладают новые темы. При этом не только декор, но и сами архитектурные формы превращаются в орнаментальные мотивы.

Прямолинейные геометрические формы переходят в плетения криволинейные. Помимо геометрических орнаментальных построений и воспроизведения формы стрельчатой арки, сферических треугольников и четырехугольников широко применяются растительные формы местной флоры, что составляет характерную особенность орнаментации той эпохи – листья винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и др.

Широкое распространение получил мотив трилистника и двулистника, позднее используются формы колючих растений – терновника, чертополоха, папоротника и др. Одна из распространенных разновидностей готического орнамента – лилия на высоком стебле, изображенная или в виде отдельного цветка, или в виде четырех, связанных вместе.
Из бутонов и побегов раннеготической декорировки растительные мотивы превращаются в цветущую распустивщуюся листву в орнаменте 13 в. и пышные букеты с цветами и фруктами в 14 столетии. Идея использования мотивов реальной флоры в готическом декоре становится своего рода каноном. Влияние античности чувствуется как в использовании мотива аканта, так и в изображении сказочных существ- кентавров, заимствованных из греко-римской языческой мифологии. Также следует заметить, что существа, населяющие декор, имеют зачастую подчеркнуто уродливый, даже отталкивающий вид. Их тела порой неестественно вывернуты, перевиты. Здесь имеет место характерная болезненность воображения, свойственная психологическому состоянию позднего западноевропейского средневековья.
Для характеристики текстильного орнамента готики в литературе существует специальный термин: китаизирующий стиль. На стилистику его огромное влияние оказали китайские ткани, обильно завозимые в Европу.

Орнамент представляет собой сказочный зооморфный и антропоморфный сюжет. Из Китая проникли мотивы фантастических животных: драконов, тигров, диковинных птиц и проч. В химерическом мире готики прослеживается бесчисленное количество сюжетов – здесь собаки, привязанные к дереву (мотив, навеянный легендой о мандрагоре, при выкапывании корня которой необходимо было привязать к ней собаку), фантастические рыбы, человеческие существа, Древо жизни, груженые корабли с товаром, замки, картуши с надписями, Вифлеемская звезда, Ангелы с кадилами, дароносицы и пр. Уши животного могут обернуться крыльями, женский торс вырастать из тела птицы или улитки, рыба терзать собаку…воображению мастеров готического искусства нет предела.

Вышивка: виды, техники и швы.

По сравнению с романским периодом швы становятся более разнообразными и заметно более умелое их распределение, расцветка становиться богаче, контуры рисунка мягче. Наряду с религиозными сюжетами все чаще и чаще появляются рыцарские и бытовые сцены.
Полихромная готическая вышивка с применением золотых нитей и жемчуга соединила в себе идущую от эмали яркость, стрельчатые обрамления отдельных фигур и сцен, сближающие вышивку с витражом, и распространённый в миниатюре приём объединения сцен в повествовательные циклы.

Наилучшие церковные вышивки были созданы в Европе в Англии между 1250 и 1350 годами. Этот период известен в истории вышивки под названием opus anglicanum («белым по белому»). Рукодельные работы того времени отличает насыщенность церковной символикой и условное изображение людей и животных.
Для работ, выполненных в период opus anglicanum, всегда употреблялись только лучшие материалы — прекрасного качества льняные холсты или бархат, золотая и серебряная нить, драгоценные камни. Вышивки этого периода характеризуются многофигурными композициями. «Белым по белому» достигла в 15—16 вв. высшего расцвета в венецианском кружеве (вид Вышивка крючком).
После эпидемии в Европе Черной смерти (чумы) в 1348-1350 годах вышивка становится более простой и лаконичной. Рукодельные работы уже не представляют собой столь сложных многофигурных картин, как в предыдущий период. Часто вышиваются трехчастные композиции, в центре которых, как правило, Пресвятая Дева Мария.
Именно в период готики появляется силуэтная вышивка (стебельчатым швом черными нитками по белому фону), которая впоследствии станет столь популярна в вышивке крестом и бисером.
Вышивка шелком. Наибольшей славой среди вышивок готической эпохи бесспорно пользовались английские изделия. Самый термин «английская работа» стал с течением времени обозначать разновидность техники, а не происхождение. К числу вышивок этого типа принадлежит мантия конца 13 века из монастыря Монтьерамей. Она вышита разноцветным шелком и золоченой нитью по красной парче. Медальоны четырехлистники обрамляют сцены из жизни Христа и Богоматери и симметрично расположенные эпизоды из легенд о французских святых.
Ручная вышивка. В первую очередь имеется ввиду английская ручная вышивка. У нее есть две отличительные особенности: лица людей выполняются стежком, идущим по спирали, неизменно начинающейся от щеки, и, кроме того, в композициях часто изображаются херувимы и серафимы. Их фигуры заполняют промежутки между медальонами на знаменитой мантии 13 в. из женского монастыря близ Ричмонда в окрестностях Лондона.

Читайте:  Животные ресурсы русской равнины

Отдельно стоит упомянуть шпалеры, которые получили большую популярность в период готики. Шпалеры представляют собой стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике так называемого репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлические золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна. Моделью же для шпалер служит картон — живописный эскиз в размере ковра. Особенную известность в этом виде техники завоевал Аррас (Франция), имя которого стало нарицательным в некоторых странах для изделий этого типа. Производство шпалер было развито и в Париже: широко известна серия «Апокалипсис» из Анжера, обязанная своей славой тому, что она является самой старинной среди сохранившихся французских шпалер и одной из самых больших: до нас дошло 69 шпалер, то есть две трети всего ансамбля.

Источник

Готический орнамент

Готическое искусство зародилось около 1440 года в Иль-де-Франс. Первоначально оно прослеживается только в строительстве соборов и наиболее важных аббатских церквей этой области. Но довольно скоро готика распространилась по всей Франции, а затем и по Европе. Не ограничиваясь сферой сакральной архитектуры, мастера готики активно распространяли новый стиль на область светского строительства. Готика это первый стиль, от которого до наших дней дошли произведения всех жанров. Среди этих выдающихся построек особое место занимают чрезвычайно разнообразные в стилистическом плане соборы, аббатские и городские церкви. Они богато украшены скульптурой, витражами и настенной росписью, а в их убранстве видное место занимают произведения ювелирного искусства и роскошно иллюстрированные книги.Искусство зодчества храмов не случайно: оно выражает собою внутреннюю тайну строящего народа – это искание Бога в небесах. Готика – это устремление ввысь, тоска, это крик души. Если тяжелые, массивные циркульные арки романского собора создавали ощущение «пригвожденности» к земле, то готический собор ничуть не снимает с человека это ощущение роковой тяжести земного существования, а еще более усугубляет его глубокой тоской по недостижимому миру.
Громадную роль в решении художественного образа готического храма играет его декор. Во всем убранстве храма, как внешнем, так и внутреннем, господствует орнаментально-декоративный принцип. Главная особенность готической художественной системы – острый внутренний конфликт между внешней ее организацией по орнаментальному принципу и рвущейся наружу самостоятельностью «элементов» этой орнаментальной системы, которые все более и более обнаруживают стремление к непосредственному контакту между собой. Изображенные у колонн храма святые символически толковались как «столпы церкви», хотя в то же Время они воспринимались как личности, взаимодействующие друг с другом и зрителем.Часто скульптуры ярко раскрашивались, и во Время религиозных мистерий, в которых использовались подобные же им скульптуры-куклы на шарнирах, поражающие своим противоестественным натурализмом, все это производило на зрителей чрезвычайно сильное воздействие, вплоть до нервных потрясений, почитавшихся действием небесных сил.Скульптура была неким чувственным, почти «живым» элементом декора храма. И вместе с тем декоративное убранство храма служило еще одной, органично связанной с предыдущей, чрезвычайно важной цели – оно было посредником религиозных идей, заложенных в образе самого храма. Библейская история, евангельские сюжеты жития святых, подвиги современников во славу церкви отражались в декоре храма в наглядной подробно-повествовательной форме.Наряду со скульптурой громадную роль в декоре готического храма играл Витраж – подлинное чудо средневекового западноевропейского искусства. Своим расцветом искусство витража целиком обязано конструкции готического храма. Утратив несущую способность, стена в нем превратилась в чистую условность, и таким образом нарушилась сама целостность традиционной архитектурной системы, символически отображающей целостность самого бытия. Пустоту, занявшую место стены, в католическом храме заполнил Витраж как некий эффектный декоративный призрак, поражающий своей миражной, ирреальной красотой.Исторически витражу предшествует мозаика, которая в отличие от него украшала реальную стену, символизирующую незыблемость связи земного и небесного, а ее светящаяся изнутри Фактура служила символическим отображением красоты и святости этой связи.Витраж в корне изменил всю колористическую гамму европейского искусства: вместо тускловатых, приглушенных тонов возникли яркие, резко-контрастные цвета гобеленов, тканей, костюмов, произведений декоративно-прикладного искусства. Расцвели крупными звучными цветовыми пятнами заставки манускриптов, сменив дробную изощренность предшествующей кельтско-романской орнаметики.Последующей культурой Ренессанса, стремившегося возродить средневековые, античные традиции, эстетика готики была полностью отвергнута. «Готика», т.е. стиль варваров, — это название дали гуманисты Возрождения. В свое Время этот стиль именовался «французским». Его реабилитация наступает лишь в XIX в., в момент, когда художественная культура Западной Европы переживает стадию окончательного упадка. Надо заметить, что именно готика стала точкой отсчета в возникновении стиля модерн — классического декаданса всей европейской художественной культуры.
Основные мотивы и сюжеты готического орнаментаНаряду с изобразительным искусством, в котором важное значение имел орнаментальный принцип композиции, огромную роль в художественном образе готического храма играл и сам орнамент, в изобилии украшавший каменные стены снаружи и внутри, деревянную обшивку нижних ярусов интерьеров и выступавшую из них мебель, храмовую утварь из дерева, серебра, слоновой кости и других материалов.В готике, возникает целый ряд орнаментальных мотивов, навеянных архитектурными элементами. К ним относится прежде всего заимствованная из арабской архитектуры стрельчатая арка, которая приобрела здесь не только важнейшее конструктивное, но и основополагающее декоративное значение, став центральным стилеобразующим орнаментальным мотивом. С ней органично связана башенка-пинакль, являющаяся своеобразной малой моделью самого готического храма, острый шпиль которой, как бы парящий в воздухе, опирается лишь на тонкие колонны. С аркой связан и вимперг – венчающий ее треугольный элемент. Наконец, мотив арки породил изящное декоративное оформление ниш, витражей в виде резной внутриарочной конструкции, представляющей собой систему из кругов, опирающуюся на тонкие длинные колонки. Последние могли отсутствовать, а круги заменяться полукругами, что создавало красивую замысловатую композицию, которая могла дополняться новыми деталями в виде шишечек или волют. Этот мотив был особенно популярен в экстерьерах храмов, где он постоянно использовался в украшении арок, ниш, порталов, галерей, плоских стен, мебели, делая декор храма похожим на тонкое, замысловатое ажурное кружево.Пинакли и вимперги часто имеют характерный ребристый силуэт за счет украшающих их по бокам специфических готических элементов – так называемых крабов (от нем. Krabbeln –ползать). Они представляют собой пластическое Изображение листьев характерной формы, создающих впечатление именно выползания, ползания по поверхности. Благодаря такому украшению пинакль (или вимперг) как бы превращается в своеобразный гибрид, в некую конструктивно-органическую форму, в неестественно растущую вверх архитектурную конструкцию. При этом пинакль часто завершался крестоцветом – растительной формой в виде креста, неким «прорастающим» крестом.

Готический орнамент был многообразен и символичен. Продолжают использоваться преобразованные античные и византийские мотивы, но наряду с ними явно преобладают новые темы. Прямолинейные геометрические формы переходят в плетения криволинейные. Помимо геометрических орнаментальных построений и воспроизведения формы стрельчатой арки, сферических треугольников и четырехугольников широко применяются растительные формы местной флоры, что составляет характерную особенность орнаментации той эпохи – листья винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и др. Широкое распространение получил мотив трилистника и двулистника. Позднее используются формы колючих растений – терновника, чертополоха, папоротника и др. Искусствo готического зодчества развивалось в синтезе со скульптурой. В скульптурной орнаментике стилизованные мотивы аканта и пальметты уступают место другим растительным формам. Из бутонов побегов раннеготической декорировки растительные мотивы превращаются в цветущую распустивщуюся листву в орнаменте XIII в. и пышные букеты с цветами и фруктами в XIV столетии.Идея использования мотивов реальной флоры в готическом декоре становится своего рода каноном.В раннеготический период растительный орнамент служил прекрасным декоративным оформлением тимпанов, где изображались деревья с листьями, оформленные в виде гирлянд (собор в Магдебурге, Германия, XIII в.); использовались сочетания фигур и растительных элементов (Баптистерий в Пизе), В которых акантовые листья перемежались со сценами сельскохозяйственных работ. Влияние античности чувствуется как в использовании мотива аканта, так и в изображении сказочных существ- кентавров, заимствованных из греко-римской языческой мифологии.Собственно средневековыми являются такие элементы архитектуры, как замки сводов и водостоки — гарруйи. Тематика украшений замков чрезвычайно многообразно. Здесь можно увидеть человеческие головы, отдельные фигуры, эпизоды из Библии, исторических персонажей, кентавров и сирену; их украшают также листья винограда, листья и цветы розы, листья – лица, подобно человеческим лицам, переходящие в листья, и листья , переходящие в лица, из альбома Виллара де Оннекура. Водостоки, составляющие один из харктерных элемнтов готической церкви, выполнялись то в виде чудовищ с разинутой звериной пастью, то в виде человеческих лиц. Гаргуйи собора Парижской Богоматери изображают крылатых животных. Особое место в готической архитектуре было отведено ажурному орнаменту, исполненному в камне. Циркулем выведены все линии устремленных вверх стрельчатых арок, трехлопастных окон, четырехлопастных розеток и великолепных круглых витражей главного фасада, именуемых «розами». Возможно, поэтому в Германии готическая резьба именовалась «масверком», т.е. работой по нанесенным размерам.В XIII в. новый орнамент был только архитектурным элементом. В конце столетия он появляется в церковной серебряной утвари и начинает постепенно проникать в другие жанры прикладного искусства.В XV в . элементы зодчества стали использовать в декоративных целях, а готический орнамент главенствовал уже во всем прикладном искусстве. При этом не только декор, но и сами архитектурные формы превращаются в орнаментальные мотивы.Полы в эпоху готики мостились керамическими плитками, которые часто украшал орнамент. Как правило, плитки делались квадратной, иногда прямоугольной или шестиугольной формы. Общий орнамент составлялся сочетанием линий узора отдельных плиток. Плитки чаще выстилались лентами по типу кладки паркета, в более важных помещениях церкви использовалась более изысканная конфигурация. Во французской церковной архитектуре излюбленны декором пола был так называемый лабиринт, по которому прихожане перемещались на коленях, читая молитвы. Этот обряд имитировал паломничество, которое не всегда возможно было осуществить ввиду отделенности от Святых мест. Самые известные – круговой лабиринт в Шартрском и Амьенском соборах . Иногда вместо сложного лабиринта выкладывалась простая по форме роза. Для украшения плиток использовались самые разнообразные мотивы: геометрические, растительные, зооморфные, антропоморфные и др. Чаще всего встречаются сочетание пальметок и растительных побегов, а также одна из распространенных разновидностей готического орнамента – лилия на высоком стебле, изображенная или в виде отдельного цветка, или в виде четырех, связанных вместе.Узор на плитки чаще всего наносился красным и желтым цветом, изредка употреблялся черный. Такое ограниченное количество красок способствовало усилению декоративного эффекта.Гончарная посуда расписывалась крестиками, украшалась гравированным узором или тисненным геральдическим орнаментом. Большая часть изделий была покрыта звучной зеленой глазурью.В орнаментации мебели часто используются тонкие сплетения, напоминающие нервюры сводов соединенные с лиственным орнаментом. Типичен для мебели конца XV в. орнамент «льняных складок». В мебели также воспроизводится из дерева скульптурный каменный фриз в виде туго сплетенных, скрученных веток и листьев.Следует отметить еще одну характерную черту трактовки изображений, отразившихся в орнаменте готики. Существа, населяющие декор готического собора, облепляющие пинакли, имеют зачастую подчеркнуто уродливый, даже отталкивающий вид. Их тела порой неестественно вывернуты, перевиты, в чем ощущается отголосок кельтской традиции, но переиначенной на совершенно готический лад. Здесь имеет место характерная болезненность воображения, свойственная психологическому состоянию позднего западноевропейского средневековья.
Чрезвычайно яркое и своеобразное явление готической культуры – декор шелковых тканей, так как текстильное искусство этого времени в Европе, и прежде всего во Франции, впервые получает высокое развитие. На стилистику его огромное влияние оказали китайские ткани, обильно завозимые в Европу. Для характеристики текстильного орнамента готики в литературе существует специальный термин:————————————————————————————-. ВТОРАЯ ВОЛНА китаизирующий стиль.——————————————————— Из Китая проникли мотивы фантастических животных: драконов, тигров, диковинных птиц и проч. Готика добавила от себя целый арсенал всевозможных фантастических идей, воплощая их в самых невероятных решениях. В этом поистине химерическом мире прослеживается бесчисленное количество сюжетов – здесь собаки, привязанные к дереву (мотив, навеянный легендой о мандрагоре, при выкапывании корня которой необходимо было привязать к ней собаку), фантастические рыбы , человеческие существа, груженые корабли с товаром, замки, отголоски мотива Древа с охранителями, картуши с надписями, Вифлеемская звезда, Ангелы с кадилами, дароносицы и пр. Уши животного могут обернуться крыльями, женский торс вырастать из тела птицы или улитки, рыба терзать собаку и Древо вырастать из палубы тростника. . Декоративно-прикладное искусство

Читайте:  Как пройти тест несуществующее животное пример

Эпоха позднего Средневековья характеризуется расцветом городской культуры, развитием торговли, ремёсел. С середины XIII века начинается строительство зданий светского назначения — городских ратуш, рынков, цеховых домов, а также роскошных замков знати. Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме. Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский папский дворец (1334—1364). Как и другие интерьеры Средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично. Примечательны «шпалерные» росписи стен, изображающие сцены охоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Джованетти.
Пришедшее через мусульманский Восток художественное ткачество получило вначале развитие в Скандинавии и Германии. Здесь шпалера не только украшала интерьер, но и выполняла функции защиты от сквозняков, утепления помещения. С конца XIV века производство шпалер в Европе стало важнейшей отраслью художественного ремесла. Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе. Одним из выдающихся произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса , так называемый Анжерский апокалипсис (1370—1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского. Подготовительные рисунки были выполнены миниатюристом Эннекеном из Брюгге . Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны . Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла V Никола Батая . Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространства миниатюр «Комментария». Тема противоборства человека и сил зла по сравнению с первоисточником решена в более мажорном ключе, с ярко выраженной фольклорной основой.

История гобелена
Гобеле́н (фр. gobelin) — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шёлковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).
В Брокгаузе и Ефроне гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».
В разные времена и в разных странах для определения тканого ковра использовались различные термины. В греческом и латинском языках слово «тапес» и «тапетум» (tapetum) соответственно означало как ковёр, так и покрывало, скатерть. Оно впоследствии стало основой в разных языках для обозначения произведений шпалерного ткачества.
По названию города Арраса, где в XIV веке процветало производство ярких шпалер с использованием золотой и серебряной нити, такие ковры в Европе получили наименование арраци или аррас.

Источник

Готический стиль в одежде: как стилизовать красивые мрачные образы?

Если ты думаешь, что готический стиль в одежде заканчивается на черном цвете, — обязательно изучи наш материал. Мы поможем тебе составить твою мрачную базовую капсулу.

Готический стиль в одежде — история фэшен-направления

С каждым десятилетием готическая субкультура набирала всё большую популярность. Расцвет стиля готики в одежде случился благодаря британской пост-панк-сцене. Музыканты «приучили» своих фанатов носить кожаные куртки, цепи, грубые ботинки и мрачный макияж.

Готический стиль всегда путешествовал во времени. Являясь ответвлением панка, в конце 70-х – начале 80-х готика обратилась к истокам: модники начали разбавлять мрачные грубые аутфиты романтичными кружевами, корсетами и силуэтами в викторианском стиле.

Основные направления готического стиля

На самом деле есть множество способов создать аутентичный готический ансамбль. Вспомни культовые аутфиты Мэрилина Мэнсона, Анджелины Джоли и Вайноны Райдер в начале нулевых. Конечно, мода обновилась и готика сильно изменилась, но базовые элементы в одежде все-таки сохранились.

  • Стимпанк. Сочетание классической средневековой одежды и элементов футуристической антиутопии. Знаковые элементы направления — бронзовые аксессуары, высокие грубые ботинки и плащи.
  • Винтажная готика. Готические ретроаутфиты можно распознать по кружевам, оборкам, мрачным приглушенным расцветкам и корсетам. Макияж викторианской готической девушки более мягкий — вместо темной помады лучше использовать насыщенную красную.
  • Кибер-готика. Поклонники кибер-готики носят вещи яркой неоновой расцветки, кожаные вещи, короткие облегающие черные платья и наряды с металлизированным декором.
  • Панк-готика. Панк-готика отличается от прочих направлений тем, что в ней больше свободы для самовыражения. Хочешь добавить бунтарского настроения в свой гардероб? Покупай ботинки на шнуровке, вещи в яркую клетку и футболки с необычными принтами.

Современная готическая мода — как составить актуальный мрачный аутфит?

Мода не перестает нас удивлять — на одной фэшен-арене уживаются и нормкор, и готика. При создании мрачных аутфитов в готическом стиле, важно помнить, что готика — это не просто черная одежда. Дарк-эстетика создается с помощью определенных силуэтов, аксессуаров и фактур. Разбираемся, как воплотить современный готический стиль без очевидных цепей и шипов.

Волосы

Если ты предпочитаешь черный монохром, не нужно специально красить волосы в черный цвет. Пора отказаться от привычной готики. Прошли те времена, когда твои пряди должны были быть черными как смоль. Теперь ты можешь поиграть с нейтральными оттенками, например с пастельной палитрой или натуральным блондом.

Макияж

В современном прочтении готического стиля нет тяжелого мейкапа. Девушки стараются сохранить естественность и непринужденность образа, а не превращаться в героиню «Семейки Аддамс».

  • Тон. Откажись от плотной основы, которая сильно осветляет лицо, и придерживайся своего натурального оттенка.
  • Брови. Опять же не нужно рисовать слишком темные брови. Выдели их, но сделай это предельно аккуратно.
  • Глаза. Готический макияж — это необязательно глубокие мрачные смоки. В качестве альтернативы нарисуй графичные стрелки приглушенного оттенка или растушуй черные тени к вискам. Густо прокрашивай ресницы.
  • Щеки. Выделяй скулы, чтобы форма лица визуально было более острая.
  • Губы. В повседневной жизни не каждая готова носить черную помаду, да оно и ни к чему. Ты можешь заменить черный на любой другой приглушенный цвет или сделать выбор в пользу насыщенного красного. Есть вариант поскромнее — нюдовые, немного бледные губы.

Топ-корсет с пышными рукавами, ASOS DESIGN, 2190 руб.

Необязательно облачаться в неудобные кожаные корсеты. Подойдут нежные черные блузы с корсетными вставками и объемными рукавами или блузки с рюшами и воротником. Для образа в стиле панк-готики делай ставку на черные футболки с ярким принтом.

Источник

РазвлеченияСмертельная страсть:
Почему мир до сих пор
без ума от готики

Смертельная страсть: Почему мир до сих пор без ума от готики — Развлечения на Wonderzine

Ежегодно на киноэкраны выходят фильмы об одиноко стоящих усадьбах или замках на горе, чьи загадочные обитатели хранят страшные тайны, сходят с ума, влюбляются в вампиров, одержимы демонами или преследуемы призраками. Страдания и судьбы героев «Женщины в черном» или «Багрового пика», казалось бы, страшно далеки от актуальных проблем современности. Однако фильмы, комиксы, игры, музыка и, конечно, литература, заявленные как «готические», неизменно идут на ура — и это длится уже больше двух столетий.

Текст: Александра Баженова-Сорокина

С веками человечество пришло к выводу, что рациональное мышление продуктивнее, чем эмоциональное, но наша природа требует пространства для сублимации бурных эмоций и чувств. Тут на помощь и приходит создание и потребление историй, в которых иррациональное спасает нас от повседневности: воображаемый ужас помогает мириться с реальностью, позволяя пережить бурю страстей, а затем выдохнуть с облегчением. Эмоциональные американские горки дают человеку любой эпохи возможность не только отключиться от повестки дня, но взглянуть в глаза своим внутренним демонам, зная, что самый страшный ужас пройдёт. Ведь у любой готической истории есть конец, где даже смерть воспринимается как спасение.

В XVIII веке готика была реакцией на ослабление роли религии и на технические революции, а в викторианской Англии — на максимально нормированный общественный дискурс и социальное объяснение природы человека. 1764 год, расцвет эпохи Просвещения. Европу накрыло волной научно-технического прогресса, англичанин Хорас Уолпол пишет роман «Замок Отранто» — пугающую историю о замке со множеством ходов, инцестуальных страстях, семейном проклятии, прекрасной и невинной девушке. То есть обо всём том, что теперь традиционно ассоциируется с готикой (хотя сейчас это понятие охватывает куда больше интересных мотивов). Роман продвигали как найденный перевод итальянского манускрипта 1529 года, а сама история якобы восходила ко временам крестовых походов.

«Замок» неожиданно стал хитом: обложку второго издания уже украшало имя автора, а сам текст — подзаголовок «Готическая повесть», то есть дикая, макабрическая история. Романы о мрачном Cредневековье стали пользоваться необычайной популярностью, а вслед за Уолполом тему подхватили другие писатели, и, что особенно важно, писательницы. Второй классический готический роман, «Тайны Удольфского замка» Анны Радклиф, вышел в 1794 году, и, что примечательно, куда больше понравился читателям — потому что мистическому в итоге находилось рациональное объяснение.

Женщины первыми оценили то приятное волнение, которое провоцируют готические истории

← Второе издание «Замка Отранто» Хораса Уолпола

Так за несколько десятилетий до появления исторического романа готика объявила моду на пугающее и привлекательное прошлое. Экзотическое позавчера и образ трагических злодеев стали источником вдохновения для целого поколения английских и немецких романтиков на рубеже веков — от Байрона до Клeйста и Тика. Тот же Байрон убедительно доказал, что готика работает не только в прозе: термин «байронический герой» стал применяться именно к демоническим мужчинам из его поэм. Романтики с головой ушли в готику, и зачастую их судьбы напоминали истории их героев. Так, роман «Франкенштейн» написала жена утонувшего в озере поэта-романтика Перси Биши Шелли — Мэри. Трагедия монстра, созданного сумасшедшим ученым и ищущего любви, стала классикой готики и одновременно одним из первых научно-фантастических произведений.

Во многом именно женщинам (как писательницам, так и читательницам) готический роман обязан своей популярностью. Именно они первыми оценили то приятное волнение, которое провоцировали мрачные истории. Отрефлексировать запросы населения на готику взялась Джейн Остин. В 1817 году вышел ее роман «Нортенгерское аббатство» — первая известная пародия на готический дискурс, главной героине которого — любительнице готических романов — всё время видится сверхъестественное и таинственное в обычной жизни. К слову, «Аббатство» и сегодня читается на одном дыхании: брайтонские девицы вполне близки современным выпускницам и обсуждают сплетни, романтические привязанности и мучают друг друга спойлерами книг не хуже нынешних поклонников «Игры престолов».

Читайте:  Игрушки серии quot В мире животных quot

Эпоха романтиков сделала готику высокохудожественной и одновременно серьёзной и ироничной, однако на пару десятилетий она уступила место социально озабоченной и рациональной литературе реализма. В Викторианскую эпоху готический роман предсказуемо быстро отвоевал свои позиции обратно: общество того времени проявляло незаурядный интерес к загробному миру, было одержимо похоронными ритуалами и эстетизировало смерть — вспомните хотя бы прерафаэлитов.

Демоны, зловещие замки, религиозные реликвии, призраки — всё это символы, населявшие сны пациентов Зигмунда Фрейда

С одной стороны, народ массово скупал «грошовые страшилки» — один из главных жанров бульварного чтива всех времён, где готические клише перетасовывались как карты, добавлялась похабная эротика и именно кровавые ужасы. Позже эти «страшилки» вдохновили немало великих писателей — от Чарльза Диккенса до Стивена Кинга (и создателей одноимённого сериала-альманаха). С другой стороны, место действия готических историй расширилось за пределы замков с привидениями и родился поджанр «городская готика». Яркий пример — «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсона. Готика, впитавшая в себя все веяния времени, здесь идёт по стопам реализма. Доктор Джекил и мистер Хайд — две стороны одной личности, история учёного и врача, загнанного в угол обстоятельствами и собственной непомерной гордыней. Если мотив злого гения и потенциального вреда науки появился во «Франкенштейне» и противопоставляется идеалу любящей семьи и христианской морали, то в тексте Стивенсона социальная сторона вопроса и психологический конфликт решались уже совершенно иначе.

С открытием психоанализа готика с её потусторонним психологизмом и вовсе стала зеркалом человеческого бессознательного. Демоны, замки со множеством ходов, религиозные реликвии, призраки — всё это символы, населявшие сны пациентов Зигмунда Фрейда. Тогда же по-настоящему раскрылся эротический потенциал готики: стало ясно, что притягательность мрачной литературы для женщин — в её сексуальности. Недаром героини Остин хотели круглосуточно читать книги о замках, а разговоры о романах казались им такими волнующими. И дело не в том, что все клиентки Фрейда начитались готики, наоборот — все ключевые готические символы являются архетипическими и находятся в нашем воображении до того, как мы принимаемся за чтение. В готическом хите всех времён и народов «Дракуле» Брэма Стокера секс — такая же важная частью истории, как и вампир из Трансильвании, одно упоминание о котором до сих пор вызывает трепет у читательниц. Несмотря на временами наивный, а порой откровенно мизогинистский пафос текста, «Дракула» прекрасно читается и сегодня — за это нужно сказать спасибо захватывающим сценам с нечистью и подробным описаниям природы, еды и обычаев Венгрии и Румынии.

Готические хиты разных эпох: «Дракула» Брэма Стокера и «Сумерки» Стефани Майер →

В XIX веке готика вовсю завоёвывала Америку, где прижилась в первую очередь в форме рассказа. Эдгар По, Натаниэль Готорн, Амброз Бирс и Генри Джеймс экспериментировали с короткой формой и оставляли в готических историях место для неоднозначных трактовок. Так, в «Чёрном коте» По появляется ненадёжный рассказчик, и читатель постепенно понимает, что проклятие кота — это на самом деле больное воображение психопата, а в повести «Поворот винта» Генри Джеймс предлагает читателям решить — были ли призраки реальностью? Погиб ли ребёнок от рук привидений или от рук якобы прекрасной няни-протагониста? В американской же готике появилась главная замена средневековому замку — дом с привидениями. Кроме того, проза По, Лавкрафта и Амброза Бирса сделала готику идеальным сеттингом для научной фантастики.

Нельзя не упомянуть «южную готику», в которой к характерным готическим мотивам добавилось историческое наследие и коллективное бессознательное американского юга — от индейцев и рабов до католицизма и вуду. Опирающаяся на фольклор, южная готика впоследствии легла в основу Великого американского романа. В текстах Марка Твена и Фолкнера, Фланнери О’Коннор и Харпер Ли легко прочувствовать готическую атмосферу южных штатов, ощутить, как по коже бегут мурашки от описания найденных мертвецов или подпольных боёв чернокожих рабов, и параллельно проглотить многомерное литературное полотно, миссия которого куда больше, чем напугать читателя. Всё это — золотой фонд интеллектуальной американской классики, даром что вдохновлён якобы низким жанром.

Своей готикой может похвастаться и Россия. От «Пиковой дамы» Пушкина и рассказов Гоголя до «Русских ночей» Одоевского, прозы Сологуба и Андреева — готические мотивы прекрасно вписались в славянскую мифологию и православную культуру. При этом русская готика, за редким исключением, была социально окрашена (вспомните бедного Германа из «Пиковой дамы» или нищего художника и проститутку из гоголевского «Портрета») и помогала раскрыть экзистенциальную драму, недаром этот жанр так любил Достоевский.

С появлением кинематографа готика быстро перебралась на экран: «Носферату», «Франкенштейн», «Завещание доктора Мабузе» — перечислять можно долго. Архетипичность готических образов, размытость границ между сном и явью служили богатым материалом именно для немого кино — образы и атмосфера отлично двигали сюжет и без помощи слов. Готика — мать хорроров и фэнтези, она постоянно подпитывает научную фантастику и подростковую литературу. Более того, сегодня готика населяет все виды искусства: характерные сюжеты и эстетику можно найти в кино, комиксах, музыке, сериалах и моде.

Она проложила дорогу хоррорам и фэнтези, постоянно подпитывает научную фантастику и подростковую литературу. Шоураннеры и телепродюсеры двадцать первого века ставят на готику как на идеальный способ привлечь аудиторию — страшное и эротичное всегда в моде, а гиперсексуальность давно стала новой нормой. Все по-прежнему без ума от вампиров — бешеный успех прозы Энн Райс, «Сумерек», множество книжных и сериальных клонов вампирских саг тому доказательство. Впрочем, вампиры сегодня уже ходят под руку зомби. Отдельную статью можно было бы написать о готике в играх, в том числе о небанальном её применении. Жанр постоянно переосмысливается и актуализируется. Постмодернистские готические сериалы вроде «Настоящей крови» или «Американской истории ужасов» наполнены слоями цитат и подтекстов — их создатели не просто с упоением эксплуатируют готические клише, но и эффектно используют их как метафору состояния современного общества с его страхом перед инаковостью и дискриминацией меньшинств.

Очевидно, готика никуда не собирается уходить и переживает очередной расцвет и как жанр массовой культуры, и как подпитка для элитарной литературы и кино. И дело не только в том, что секс и страшилки прекрасно продаются — они позволяют людям независимо от возраста и социальной роли мысленно нарушать все запреты, окунуться в полное безумие и испытать мощные эмоции. Самое главное — для всего этого не придётся вылезать из-под тёплого пледа, рисковать своим спокойствием и благополучием и испытывать угрызения совести.

Источник



Готический орнамент

Готика (итал. gotico – готский, по названию племени готов) – стиль, пришедший на смену романскому, ставший завершающим этапом развития средневекового искусства западноевропейских стран (середина XII- XVI вв.). Возникнув в эпоху Возрождения, готика считается неким противовесом римскому искусству, «варварским» стилем. Поскольку господствовавшим в те времена традициям античности данное направление совершенно не соответствовало, для ценителей искусства этой эпохи особого интереса оно не представляло. "Второе дыхание" стиль получил лишь в XIX веке. Именно в это время происходит его популяризация. Расцвета готика, просуществовав в тени античных направлений длительное время, достигла к XIII – XIV в. В XV – XVI веках интерес к готическому искусству сохраняется, однако значительно ослабевает.

Хотя данный стиль больше всего проявил себя в архитектуре, примечательно и декоративно прикладное искусство этого направления. Готический орнамент отличается необыкновенной многогранностью и глубочайшей символичностью. Более того, даже сами архитектурные формы зачастую представляют собой разновидность орнамента. В узорах часто используются преобразованные античные и византийские сюжеты и мотивы. Однако основными становятся совершенно новые, свойственные исключительно этому стилю.

Основные особенности готического орнамента

Характерными признаками готического узора является следующее:

• в геометрическом орнаменте используются в основном криволинейные формы, пришедшие на смену простым и прямолинейным античным;
• стрельчатая арка становится одним из мотивов, определяющих именно готический стиль;
• очень часто используются растительные элементы. Обычно это именно местные растения – виноград, дуб, плющ, репейник, клевер, розы. В особенности широко применяются двулистник и трилистник. В более поздний период развития мастера часто используют разного рода колючие растения – чертополох, терновник. При этом мотивы отличаются абсолютной реалистичностью, что, в конце концов, становится каноном готики;
• зооморфные и антропоморфные мотивы характеризуются абсолютной фантастичностью. Широко используются мифические сюжеты и персонажи. В качестве примера можно привести часто применяемый в готическом орнаменте рисунок собаки, привязанной к дереву. Данный сюжет взят из предания о выращивании корня мандрагоры. Согласно легенде, в процессе получения данного магического растения нужно привязывать к дереву собаку. В готических орнаментах можно увидеть огромное разнообразие фантастических рыб и антропоморфных существ;
• применяются элементы, представляющие собой сценки из обычной жизни, к примеру, груженые товаром корабли, замки и т.д.;
• одним из характерных мотивов готического орнамента является картуш с надписями;
• важное место в сюжете декора занимают христианские символы. Это могут быть ангелы с кадилами, Вифлеемская звезда, дароносицы и т.д.

Орнамент в стиле готикиОрнамент в стиле готикиОрнамент в стиле готикиОрнамент в стиле готикиОрнамент в стиле готикиОрнамент в стиле готикиОрнамент в стиле готикиОрнамент в стиле готикиОрнамент в стиле готики

Готический орнамент в скульптуре и архитектуре

Готический орнамент связан очень тесно со скульптурой. Особенно часто в этом случае используются растительные мотивы. В ранние периоды готический орнамент состоял в основном из роз. Позднее стали использовать очень пышные букеты из фруктов и цветов. В еще более поздние периоды развития готического скульптурного орнамента мастера начали применять сочетания растений с фигурами людей и животных. Фантастические зооморфные и антропоморфные мотивы обычно использовались при выполнении скульптуры как архитектурных элементов. В качестве примера можно привести горгулий Нотр-Дам в Париже.

Что касается использования для украшения зданий собственно орнамента, то на многих готических сооружениях можно видеть мотив виноградной лозы как символа Древа Жизни. Часто архитектурные элементы украшаются изображениями кентавров, исторических персонажей, человеческих голов и героев библейских сюжетов. Особое место как декор храмов и других сооружений занимает резной орнамент, выполненный в камне. До конца XIII века орнамент используется в основном только для украшения именно зданий. Позднее им начинают оформлять церковную серебряную утварь и предметы быта. К концу XV века он становится уже основой всего декоративно-прикладного искусства. В это время орнамент как декор очень часто используется для оформления кафельной плитки. При этом применяются все его виды, начиная от простейшего геометрического и заканчивая антропоморфным.

Достаточно распространены в эту эпоху такие мотивы, как пальметки и лилии на высоких стеблях. Для декорирования плитки в основном использовался черный и желтый цвет. На посуде часто можно видеть геральдические мотивы: при этом она обычно покрывается зеленой глазурью. В готическом искусстве орнамент сыграл не последнюю роль. Без него невозможно себе представить архитектурное убранство, экстерьеры, книжную миниатюру и шрифты, геральдику, скульптурные рельефы готики. Вкупе с архитектурой и скульптурой орнамент может считаться в этом смысле определяющим элементом, а иногда и движущим фактором развития искусства.

Источник