Отличия неживой природы от живой

Связи живой и неживой природы. Взаимосвязь живой и неживой природы

Всё, окружающее нас, – воздух, вода, земля, растения и животные – это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа – это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа – это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.

Взаимосвязь на примере растений

Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.

Взаимосвязь на примере животных

Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.

Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.

Появление неживой природы

На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, – это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.

Свойства неживой природы

Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.

Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:

  1. Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии – это воздух и пар.
  2. Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
  3. Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
  4. Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.

Отличия неживой природы от живой

Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают – кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.

Появление живых организмов

Связи живой и неживой природы возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы – с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.

Жизненный цикл

Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.

  1. Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
  2. Живые существа и растения могут рождаться и развиваться. Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.
  3. Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.
  4. Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух. Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.
Читайте:  Зональность распределения животного мира россии

Объекты живой природы

Объектами живой природы являются:

  • люди;
  • животные;
  • птицы;
  • растения;
  • рыбы;
  • водоросли;
  • паразиты;
  • микробы.

Объекты неживой природы

К объектам неживой природы относятся:

  • камни;
  • водоемы;
  • звезды и небесные светила;
  • земля;
  • горы;
  • воздух, ветер;
  • химические элементы;
  • почва.

Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.

Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья – это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.

Пример

Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.

Утка – живой организм. Она – объект живой природы. Утка создает свой дом в камышовых зарослях. В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде – связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.

Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.

Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету «естествознание» полностью посвящен этой теме.

Источник



Способы связи между живой и неживой природой (Окружающий мир, 2 класс)

Природа

Окружающий мир

То, что окружает человека, кроме предметов, им созданных, входит в состав живой или неживой природы. К объектам первой группы относятся люди, животные, растения, то есть все, что может дышать, питаться, развиваться и размножаться. Примеры второй категории — камни, горы, водные ресурсы, воздух. Изучается связь между живой и неживой природой на Окружающем мире во 2 классе. Способы взаимодействия этих групп необходимы для понимания целостности того, что находится вокруг человека.

Живая природа

Все, что рождается, живет определенное время и умирает, относится к живой природе. Любой организм за положенный ему период жизни проходит следующие этапы: рождение, рост, развитие, смерть. При этом он питается, дышит и движется. Есть особи, у которых отдельные стадии отсутствуют. Пример, некоторые организмы не успевают обзавестись потомством или не могут этого сделать по объективным причинам. Некоторые из них не имеют возможности двигаться, как, например, растения или грибы, но при этом они все равно являются составными частями живой природы.

Относящиеся к этой группе объекты:

Микроорганизмы

  • микроорганизмы;
  • растения;
  • грибы;
  • животные;
  • человек.

Микроорганизмы — самые маленькие представители живой природы. Они таких размеров, что невидимы невооруженным глазом. На Земле их большое разнообразие видов, многие из них состоят из одной клетки. К ним относятся бактерии, археи, вирусы.

Грибы — один из элементов окружающей среды, сочетающий в себе признаки растений и животных.

Животные

Растения представляют собой самую обширную совокупность организмов, по ряду особенностей объединенную в обособленную биологическую группу. Они имеют сложную структуру, состоят из множества клеток, но известны и одноклеточные представители (хлорелла, хламидомонада). На планете существуют более 300 тыс. растений. Сюда входят мхи, папоротники, цветы и прочие.

Животные — биологические организмы, которых насчитывается более 1,5 млн видов. Все представители этой группы многоклеточные. Для них характерна гетеротрофность (способность поглощать готовую органическую пищу). Они наделены возможностью передвигаться. Представителями этой группы являются насекомые, черви, моллюски, паукообразные, земноводные и т. д.

Человек — часть живой природы. Он имеет возможность мыслить, планировать, достигать цели, отвечать за поступки, проявлять эмоции и т. д.

Неживые объекты

Основные признаки, характерные для представителей неживой природы: нет способности дышать, поглощать питательные вещества, двигаться. Менять свое местоположение такой объект может под внешним воздействием. Например, песок от сильных порывов ветра улетит в море, но самостоятельно он подобное действие сделать не смог бы.

Читайте:  8220 Домашние 8221 животные 8211 тараканы

Горы

Неживые объекты не могут размножаться. Если ударить по камню, то он разлетится на несколько элементов, но это будет тот же объект, просто принявший новую форму. Предметы неживой природы, появившись, уже не исчезают. Они постоянно находятся в твердом, жидком и газообразном состоянии, но при этом могут сменить форму и перейти из одного положения в другое, все равно оставаясь на планете. Например, вода превращается в пар или замерзает. Это может происходить до бесконечности под влиянием условий окружающей среды.

Предметы неживой природы — почва, космические светила, камни, водные ресурсы, ветер и т. д.

Взаимосвязи в окружающей среде

Ни один живой или неживой объект не может существовать порознь. Они взаимосвязаны и благодаря этому на планете происходят процессы, которые направлены на обеспечение и поддержание жизнедеятельности.

Листья деревьев

Есть большое разнообразие связей между живыми и неживыми организмами. Все они особо значимы. Если привести примеры связей в природе, то стоит вспомнить, что представители растительного мира не способны развиваться без воздуха, воды и света. Из атмосферы они впитывают углекислый газ, необходимый им на различных жизненных этапах, а обратно выделяют кислород, нужный всему живому. Ветер разносит семена растений, участвуя в их размножении.

Почва во взаимодействии живых и неживых объектов имеет важное значение. Умирая, растения и животные разлагаются и насыщают землю питательными частицами. Так образуется плодородный слой почвы, откуда деревья, кусты и цветы получают жизненно важные вещества для роста и развития.

Другие примеры связи в окружающей среде:

  1. Чтобы поддерживать жизненные процессы, всем организмам необходима вода.
  2. Многие важные стадии развития происходят с помощью солнечной энергии и света.
  3. Животные и растения насыщают почву питательными веществами, рыбы поддерживают химический состав воды.
  4. Земля дает живым организмам растительную пищу.

На рисунке представлена схема связи живой и неживой природы.

Живая и неживая природа

Изучение программы Окружающего мира за 2 класс позволяет узнать о связи предметов живой и неживой природы. Из-за их взаимодействия на Земле формируются условия для нормальной жизни.

Источник

Невидимые нити стр. 64 – 67

1) Вспомни, как связаны между собой неживая и живая природа.

Живая природа не может существовать без неживой природы. Все живые организмы нуждаются в воздухе, солнечном тепле, воде, почве.

Но живая природа оказывает влияние на многие объекты неживой природы, так отмирающие части растений со временем становятся почвой, плодородным перегноем.

2) О каких невидимых нитях говорится в рассказе? Придумай название рассказа.

В рассказе говорится о невидимых нитях, которые связали между собой деревья. Кустарники, птиц и насекомых — вредителей.

Не стало кустарников, негде стало жить птицам. Улетели птицы, расплодились вредители. Расплодились вредители стали погибать деревья.

Это невидимые связи между объектами живой природы.

Для рассказа “Невидимые нити” можно предложить другое название “Незадачливый лесничий”.

3) С помощью рисунков проследите связи в природе. Расскажите о них. Подумайте, как человек может нарушить эти связи. К каким бедам это приведёт?

Божьи коровки поедают тлю, которая питается соками растений. Если человек уничтожит божьих коровок, расплодится тля и растения, нужные человеку, будут погибать.

Пчела опыляет цветок, и собирает мёд, который откладывает в улье. Если человек заберёт весь отложенный пчелой мёд, то пчёлы погибнут от голода зимой. Значит, следующим летом некому будет опылять цветы, они не дадут плодов, и погибнут.

Синица ест гусениц, которые питаются листьями деревьев. Если человек уничтожит синиц, то некому станет есть гусениц. Гусеницы расплодятся, начнут объедать листья деревьев, и может погибнуть целый сад.

4) Предложите способ изображения связей с помощью моделей. Изготовьте 1-2 модели.

Модель связей в природе можно представить в виде схемы. На ней можно показать различные объекты живой и неживой природы, и отметить стрелочками связи между ними.

Пример модели “Невидимые нити в природе” для 2 класса:

Модель "Невидимые нити"

Домашнее задание

1) Приведи примеры связей в природе, между природой и человеком.

В природе существует множество невидимых нитей, связей. Например, солнце даёт растениям тепло и солнечный свет, который в листьях превращается в питательные вещества, взаимодействуя с углекислым газом.

Плоды растений используют в пищу различные животные и человек.

Другой пример. Рыбы живут в воде, и вода даёт место для обитания, а также снабжает кислородом для дыхания. Рыбу вылавливает человек и использует в пищу.

Читайте:  Животные млекопитающие презентация презентация к уроку по окружающему миру 2 класс

2) Как по вине человека могут быть нарушены эти связи?

Человек может загрязнить природу продуктами своей жизнедеятельности. Вода станет грязной, рыба погибнет, а человек уже не сможет её ловить и вкусно кушать.

Человек может загрязнить воздух и почву и тогда будут болеть и погибать растения, а человек лишится их плодов.

Источник

Взаимоотношения между организмами — примеры, характеристика и таблица

В природе ни один вид не существует в полной изоляции – все организмы взаимодействуют как с абиотической средой, так и с другими организмами.

Существуют следующие типы влияния одних организмов на другие:

  • Положительные (+) – взаимодействие организмов в общей среде, при котором один организм получает выгоду от другого;
  • Отрицательные (–) – взаимодействие организмов, при котором одному организму наносится вред из-за другого;
  • Нейтральные (0) – когда организмы из общей среды обитания не оказывают никакого влияния друг на друга.

Основные типы отношений между организмами

Симбиотические отношения

Симбиоз (+ / +) описывает тесное и постоянное (долгосрочное) взаимодействие между двумя видами.

Симбиотические отношения подразделяются на облигатные (нужны для выживания) или факультативные (выгодные, но не строго необходимые).

Симбиотические отношения могут быть полезны как для одного, так и для обоих организмов в партнерстве:

  • Мутуализм (+ / +) – оба вида извлекают выгоду от взаимодействия (анемон защищает рыбу-клоуна, рыба-клоун обеспечивает анемон питательными фекалиями);
  • Комменсализм (0 / +) – один вид получает выгоду, а другой остается невредим (ракообразные прикрепляются к китам, чтобы добраться до мест богатых планктоном);
  • Паразитизм (– / +) – один из видов получает выгоду в ущерб другому (например, клещи и блохи питаются кровью своего хозяина).

Хищник-Жертва

Хищничество (– / +) – это биологическое взаимодействие, при котором один организм (хищник) охотится и питается другим организмом (добычей).

Поскольку хищник полагается на добычу как на источник пищи, численность их популяций неразрывно связана между собой:

  • Если численность популяции добычи сокращается (например, из-за чрезмерной охоты), численность хищников будет сокращаться по мере усиления внутривидовой конкуренции;
  • Если численность популяция добычи растет, численность хищников будет увеличиваться в результате изобилия источника пищи.

Нейтрализм

Нейтрализм (0 / 0) описывает взаимосвязь между двумя видами , которые взаимодействуют, но никак не влияют друг на друга. Примеры истинного нейтрализму практически невозможно доказать. На практике термин используется для описания ситуаций, где взаимодействия пренебрежимо малы или незначительны.

Аменсализм

Аменсализм (– / 0) – межвидовые отношения, при которых одному организму наноситься вред, а другой остается невредимым. Хорошим примером аменсализма является крупный рогатый скот, который во время передвижения затаптывает копытами траву.

Конкуренция

Конкуренция (– / –) описывает взаимодействие между двумя организмами, при котором приспособленность одного снижается из-за присутствия другого.

Конкуренция может быть внутривидовой (между представителями одного вида) или межвидовой (между представителями разных видов).

Нехватка ресурсов (например, еды, воды или территории) обычно вызывают один из двух типов конкуренции:

Источник

Пример связи между разными животными окружающий мир

Вариант 1. Повторите материал на с. 26-27 учебника. О какой группе связей идет речь?

Ответ: речь идет о связи между неживой и живой природой .

Вариант 2. Перечитайте текст на с.38 учебника. О каких группах связей идет речь?

Ответ: речь идет о связи между различными животными

Вариант 3. Перечитайте третий абзац на с. 45 учебника. О какой группе связей идет речь?

Ответ: речь идет о связи между природой и человеком

Представьте свою работу классу, познакомьтесь с работами других ребят. Организуйте взаимную проверку.

3 Определи связи по рисункам. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие рамки. Попроси соседа по парте проверить тебя. После проверки наклей рисунки.

Связи между:
а) неживой и живой природой
б) растениями и животными
в) различными животными
г) природой и человеком

Определи связи по рисункам. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие рамки.

4 Приведите свои примеры связей каждой группы. Изобразите их с помощью схем.

Примеры связей между:
а) неживой и живой природой: дерево под солнцем, мох на камне, животное (любое, какое у вас лучше всего получается нарисовать) пьет воду
б) растениями и животными: корова есть траву, гнездо птицы на дереве
в) различными животными: кошка поймала мышку, курица/птица с червяком во рту
г) природой и человеком: человек рвет землянику/ягоды/цветы (можно одну руку человека нарисовать)

Источник