Отдых с детьми что нужно знать о пользе природы для развития ребенка

Статьи

Природа ― важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег), с которыми дети так любят играть. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ проанализировала, как общение с природой влияет на наших детей.

Природа, по мнению специалистов, имеет огромное влияние на детей. Пение птиц, забота о цветах в саду и ласка домашних животных важны в процессе формирования личности малыша. Если для ребёнка общение с природой сведено к нулю, то в будущем он может столкнуться с множеством психологических проблем.

Педиатры, педагоги и психологи говорят о так называемом синдроме дефицита общения с природой, которым страдают дети и который проявляется в форме ожирения, стресса, гиперактивности, хронической усталости, депрессии и других симптомах. По мнению экспертов, у детей, лишённых такого общения с природой, наблюдается задержка умственного и эмоционального развития, они теряют творческие и исследовательские способности и абсолютно не подготовлены к жизни и решению важных проблем.

Результаты исследований показывают, что дети, живущие за городом, реже болеют, более дисциплинированны и внимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитым воображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык со сверстниками, а также более уравновешенны. Те же, кто живет в городе, испытывают больший страх перед окружающим миром, менее эмоциональны, страдают ожирением, чаще испытывают стресс и не чувствуют уверенности в своих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться.

Режим дня городского ребёнка совсем нетрудно себе представить. Ежедневная дорога от дома до школы на городском транспорте или в родительском авто и такой же путь обратно. Свободное от дел время многие дети предпочитают проводить за компьютером или просмотром телевизора. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий» образ жизни, редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками.

Как же всё-таки родителям организовать детское общение с окружающим миром?

Во-первых, начните с малого. Расскажите о цветке, который стоит у вас дома на подоконнике. Покажите, какие части имеет растение. Предложите ребёнку ухаживать за цветком. Регулярная забота о комнатном растении научит малыша уважать живой мир.

Во-вторых, во время прогулок откажитесь от таких глупых запретов, как «не ходи по траве», «не бери в руки палку», «не гладь котёнка». Дайте своему ребёнку возможность побыть маленьким исследователем. Пусть он во время своей игры испачкает одежду или промочит ноги, но тесное общение с живым миром подарит малышу яркие эмоции, которые запомнятся на всю жизнь.

В-третьих, во время поездки за город не экономьте время на рассказе о том, как устроен природный мир. Проезжая мимо водоёма, сообщите ребёнку, какие рыбы тут могут жить. Гуляя по лесу, покажите, сколько насекомых спешит по своим делам прямо у вас под ногами. Такие маленькие открытия обязательно пробудят в ребёнке интерес к окружающему миру.

В-четвертых, много радости принесёт ребенку наблюдение за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днем на любой полянке. Стоит лишь остановиться и присмотреться.

В-пятых, предложите ребёнку сравнить форму, величину, окраску листьев сначала с одного дерева, потом с разных деревьев. Попробуйте вместе с ребёнком отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый или с самым длинным черенком. Обратите внимание ребёнка на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков у цветов.

Какая польза от общения с природой для развития ребёнка?

У детей до 6 лет общение с природой развивает сенсорное восприятие, помогает лучше контролировать движения, улучшает самоконтроль и внимательность. Детям от 6 до 12 лет природа помогает находить взаимосвязь между различными явлениями, развивает их наблюдательность, рациональность мышления. В подростковом возрасте общение с природой способствует формированию общественного сознания, возникновению чувства ответственности, свободы, независимости и уверенности.

Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребёнок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут увидеть и понять природные явления, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений по дороге в детский сад, школу или на прогулке.

На формирование личности ребёнка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе. Идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребёнка, происходит развитие его психики.

Дети любят учиться, они исследователи, и природа предоставляет им большие возможности развить эту способность. Они могут трогать, нюхать, видеть, слышать, пробовать. Поэтому родители должны предоставить своим детям возможность больше общаться с природой: можно поехать с ними на пляж или за город, научить их ловить рыбу, наблюдать за птицами или насекомыми, строить шалаши.

Все эти виды деятельности не подвластны влиянию никаких кризисов, они не только гармонично развивают ребёнка, но и помогают родителям проводить с пользой больше времени со своими детьми.

Источник



Отдых с детьми: что нужно знать о пользе природы для развития ребенка

Продвинутые родители знают, что нужно поощрять природную любознательность ребенка. И вот к услугам чада – яркие игрушки, развивающие пособия, гаджеты с доступом в интернет, кружки и спортивные секции, а главное – расписание, чтобы всюду успеть и получить на выходе гармонично развитую личность.

Однако эти условия для познания мира искусственны, тогда как из виду упускается естественная площадка для развития: природа. Такое мнение высказывает в своей книге «Последний ребенок в лесу» американский журналист Ричард Лоув.

Некоторые идеи, озвученные Лоувом, не кажутся новыми – их давно восприняли те, кто заботится о здоровье детей. Так, многие родители уверены в пользе отдыха детей на море, а дилемму куда пойти с ребенком часто разрешают в пользу прогулок по паркам и выездов на природу.

отдых с детьми: что нужно знать о пользе природы для развития ребенка

Однако новаторской выглядит мысль о том, что тесный контакт с природой влияет на психологическое развитие детей, побуждает их к творчеству, усиливает воображение, умножает интеллект, развивает способность чувствовать.

Лоув, опираясь на собственный опыт и исследования ученых, приходит к выводу, что природа – та многообразная и богатая среда, где ребенок может черпать ресурс для интеллектуального и эмоционального развития. Попробуем разобраться, как применить эти идеи на практике без переезда всей семьей в дикий лес.

Фантазия и прогулка без игрушек

Умение детей не скучать без игрушек знакомо всем: детвора использует листья деревьев вместо денег, возводит крепости из песка и устраивает среди кустов тайное убежище.

Природа, все ее составляющие – деревья, высокая трава, яркие цветы, почва, вода, животные, птицы, насекомые – лучшие условия для творческой игры. Подобранная на тропинке шишка может стать гранатой или попасть в импровизированный «суп», сухая ветка послужит ружьем для охоты на дикого зверя, а камень, под которым спряталась ящерка, легко превратится в пещеру с драконом.

Неорганизованная и неоднородная природная среда на каждом шагу дарит сюрпризы, вдохновляет ребенка на поиски и открытия. В книге Лоува приводятся наблюдения, что такой контакт ребенка с природой приводит к повышению собранности, концентрации внимания, наблюдательности

Совет: позвольте детской игре быть бесцельной. Это даст простор фантазии и позволит ребенку следовать за своим любопытством.

Интеллект и непосредственный опыт

Система образования вооружает детей в основном теоретическими знаниями. По мнению Лоува, это способствует угасанию исследовательского интереса в детях. И наоборот: знания, полученные на собственном опыте, вызывают рост интеллекта.

Читайте:  Луна это живая природа или нет 2 класс

Стоит ребенку самому взяться за какое-то дело, и ему приходится мобилизовать свои силы и навыки, принимать решения, экспериментировать, делать выводы. Природа дает для этого неограниченные возможности.

Одним из таких развивающих занятий журналист называет строительство домов на деревьях, замечая при этом, что дети склонны строить разного рода укрытия. Любопытны наблюдения, что в таких играх лидерство принадлежит не физически развитым детям, а тем, кто имеет богатое воображение. Полученное в играх на природе умение мыслить нестереотипно пригодится ребенку и при решении других задач.

Совет: старайтесь минимально вмешиваться в детскую игру, давая ребенку возможность приобретать собственный опыт.

Созерцание и спокойствие

Терапевтическую ценность картин природы давно подметили поэты и йоги, да и обычные люди не раз замечали, как их успокаивает созерцание пейзажей. Теперь и ученые взялись за этот вопрос. Есть данные, что отдых среди зелени полноценнее, чем отдых перед телевизором или на современной детской площадке.

У детей, которые хотя бы через окно могут видеть зеленые насаждения, уменьшаются симптомы дефицита внимания. К тому же контакт с природой вызывает широкую гамму эмоций, вплоть до изумления и безудержного восторга.

Совет: старайтесь не просто бывать с детьми на свежем воздухе, а переносить прогулки из асфальтированных дворов в зеленые зоны.

Здоровье и любовь к природе

Укрепляясь в мысли о важности непосредственного контакта человека с природой, мы неизбежно приходим к выводу, что необходимо прививать детям бережное отношение к природе.

Даже обычный пикник в лесу может стать примером того, как отдохнуть и не навредить ни растениям, ни животным. Пусть игры на свежем воздухе для детей включают в себя элементы заботы: посадить цветок или деревце, забинтовать сломанную ветку, убрать с дороги неосмотрительного лягушонка.

Это маленькие, но важные шаги к экологической безопасности всей планеты, а значит – к здоровью наших детей и внуков.

Источник

Экологическое воспитание детей: зачем это нужно

Зачем нужно воспитывать в детях бережное отношение к природе? Неужели нельзя обойтись без всех этих глупостей, ведь человек — вершина эволюции и хозяин планеты, имеет право обустраивать мир по своему желанию. Так ли это? Предлагаем поискать ответ вместе с MedAboutMe.

Экологическое воспитание детей

Экология — не просто модное слово, которое используется где надо и не надо. Планета, на которой мы живем, не так уж велика, а запасной пока не имеется. «Венец природы», Человек, так относился к своему единственному месту жительства, что Земля уже не может самостоятельно восстановить свое планетарное здоровье: экологический кризис становится все более угрожающим. Только экологически осмысленное поведение каждого жителя планеты может помочь в ее спасении от постепенного разрушения.

Но для этого необходимо формировать новый, ответственный тип мышления, прививать новым поколениям экологическую культуру.

В конце ХХ века появился термин — экология личности, ставший одним из аспектов нравственности. Невозможно воспитать нравственного человека, не привив ему культуры бережного отношения к миру, в котором он живет.

Важность экологического воспитания для развития личности ребенка

  • Экологическое воспитание детей — это не только готовность беречь природу, но и формирование основ нравственности.
  • Получение новых знаний об окружающем мире, происходящих в нем процессов и обитающих рядом с человеком живых организмах способствует развитию интеллекта.
  • Способность ощущать красоту природы развивает эстетическое чувство.
  • Наблюдения за природными явлениями, растениями, животными развивают внимание, способность концентрироваться, память.
  • Уход за растениями и животными помогает воспитать аккуратность и ответственность, отзывчивость и умение сострадать.

Роль родителей и воспитателей

В последнее время в социальных сетях нередко появляются сообщения о проявлениях жестокости по отношению к животным и людям. Все это — последствия упущений в воспитании, отсутствие нравственного отношения к природе, не сформировавшейся способности к сопереживанию.

Самое подходящее время для начала воспитания экологической культуры — дошкольный возраст. Именно в это время закладываются основы личности и происходит формирование отношения к миру.

Как и во всем остальном, главный инструмент воспитания — личный пример взрослых. Родители могут говорить много слов, но если при этом отец не считает зазорным пнуть кошку, мать отвозит в приют надоевшую собаку, и все вместе оставляют на месте пикника горы мусора — слова окажутся бессмысленными.

В садике может быть отличный живой уголок. Но занятия в нем не оставят большого следа, если на глазах у детей воспитатель прогонит камнями случайно забредшую на игровую площадку дворнягу.

К сожалению, многие родители и педагоги не уделяют достаточного внимания экологии личности своих воспитанников. В итоге может сформироваться человек с деформированными представлениями о нравственности, морали, гуманности и ответственности каждого человека за условия обитания всего человечества.

Способы воспитания правильного отношения к природе в дошкольном возрасте

Маленький ребенок познает мир всеми органами чувств. Все интересное ему хочется схватить, ощутить всеми органами чувств, проверить на прочность. Именно в этом возрасте можно и нужно начинать формировать бережное отношение ко всему живому.

Рассказывает Алина, ветеринар:

«Когда мне было года 4, мы отдыхали у бабушки в деревне. Там были хорошенькие цыплятки. Они были такие миленькие, пушистенькие, что их хотелось все время тискать. И одного я затискала насмерть. В какой-то момент я нечаянно сжала кулак с цыпленком так сильно, что просто раздавила его. Это было так ужасно, что навсегда врезалось в память. Никогда не забуду этого шока от первого соприкосновения со смертью, причем причиненной маленькому беспомощному существу мной самой. Наверное, именно чувство вины за тот случай привело меня в ветеринарию»

Родителям необходимо учить ребенка наблюдению за природой и животными. Объяснять, что человек, даже если он еще ребенок, сильнее и умнее других живых существ. И поэтому его долг — защищать и заботиться, не обижать и не уничтожать.

Ребенок может не понимать, почему плохо отрывать бабочке крылышки, таскать за хвост кота, распугивать птичек. Задача родителей и воспитателей — тактично объяснить, что такое боль и страх, что их испытывают все живые существа.

Непосредственный контакт младших дошкольников с живой природой должен происходить при участии взрослых, под их контролем.

  • Можно учиться осторожно гладить кошку и собаку — так, чтобы удовольствие от процесса получали обе стороны.
  • Полезно наблюдать за птичками или белочками — тихо, терпеливо и бережно, чтобы не испугать. Взрослым стоит привлекать внимание ребенка к тому, какие разные птицы живут вокруг нас, как они отличаются по оперению, размерам, поведению и голосам. Даже самая обычная ворона может стать источником позитива — эти умные птицы часто демонстрируют интереснейшее поведение и смекалку.
  • Растения тоже дают обширное поле для наблюдений и получения разнообразного опыта. Цветы можно нюхать и рассматривать, развивая понятие о цвете. Листья можно сравнивать по форме и размеру, они отлично иллюстрируют смену времен года.
  • С детьми постарше можно вместе ухаживать за растениями и животными. Очень полезно дать ребенку возможность посадить и вырастить цветок или дерево. Поняв на собственном опыте, сколько времени требуется на это, сколько терпения и труда, он вряд ли станет бездумно срывать цветы на клумбе или ломать ветки.

Хорошо, если в семье есть домашние питомцы. Но заводить животное «для ребенка», если родители не готовы взять на себя ответственность за благополучие питомца, недопустимо. Это касается всех — рыбок, попугайчиков, хомячков, котят и собачек. Несчастное существо, не получающее должного ухода — наихудший пример отношения к животным. Как, впрочем, и равнодушное избавление от надоевшего и ненужного питомца. Родители забудут о выброшенном зверьке через неделю, а у ребенка это происшествие останется в памяти на долгие годы.

Куда сходить с ребенком

Если нет желания и возможности содержать дома животных или выращивать цветы, можно учить малыша любви к природе в специально созданных для этого местах.

  • Зоопарк — хорошее место для длинной воскресной прогулки. Но в зоопарк стоит водить детей только в том случае, когда он хорошо оборудован, животные содержатся в нем в хороших условиях. От посещения передвижного зверинца, в котором звери обречены сидеть в тесных темных клетках, где они лишены ухода, а зачастую и нормального питания, необходимо отказаться. Сильнейшие впечатления от знакомства с представителями животного мира могут внушить малышу уважение к природе на всю жизнь.
  • Выставки собак и кошек. Во многих городах несколько раз в год проводятся выставки породистых животных, на которых специально для детей устраивают интересные шоу и представления, рассказывают о собаках и кошках, учат правильному общению с ними. Но будьте готовы к тому, что после каждого посещения малыш будет просить завести питомца.
  • Во многих городах существуют эко-фермы, где проводятся познавательные экскурсии для детей и взрослых. Там можно посмотреть на коров, лошадей, овец, домашнюю птицу, покормить их. Часто предлагается катание на лошадях или собачьих упряжках. Там же можно увидеть, как растут на полях и в садах фрукты и овощи, которые горожане покупают в магазинах.
  • Выбирая, куда сходить с ребенком, не забывайте про дендрарии, ботанические сады и выставки цветов, комнатных и садовых растений. Очень интересным может стать посещение краеведческого и зоологического музея.
Читайте:  Как называется наука изучающая разнообразные явления природы

После возвращения с экскурсии предложите ребенку нарисовать то, что он видел и запомнил.

Дети любят слушать и сочинять истории и сказки, и это дает родителям отличную возможность рассказывать им о природе. Все, что было замечено на прогулке, может стать основой сюжета для истории, сочинять которую лучше всего вместе.

Все это требует времени, терпения и хотя бы минимальных знаний — чтобы было о чем рассказать ребенку, отвечать на его вопросы. Но не пренебрегайте экологическим воспитанием. Сегодняшние взрослые оставляют своим детям планету в далеко не самом лучшем состоянии. Пускай хотя бы следующие поколения научатся беречь мир, в котором жить их потомкам. Другого подходящего пока не найдено.

Сьюзан Тот, преподаватель и автор программ экологического
образования, директор Florida Atlantic University’s Pine Jog
Environmental Education Center

На протяжении многих лет я занимаюсь разработкой и преподаванием программ экологического образования. Все эти годы я прошу в конце каждого курса, чтобы участники поделились своими мыслями о том, зачем нужны такие программы. Вот список из самых важных пунктов, названных ими.

  • Развивается воображение и творческий энтузиазм, развивается способность анализировать и систематизировать знания об окружающем мире, находить взаимосвязи.
  • Возрастает способность и желание понимать окружающий мир, животных и людей, рождается терпение и сострадание.
  • Городские дети нередко страдают от дефицита общения с природой, от биофобии. Экологические образовательные программы позволяют успешно преодолевать эти проблемы.
  • Умение понимать и любить природу помогает легче устанавливать социальные связи.
  • Формируются такие качества характера, как ответственность, внимательность, стремление заботиться о тех, кто меньше и слабее, укрепляются нравственные и моральные нормы.

Быть может, это не самые важные качества для отдельно взятого человека. Но в масштабах всего человечества экологическое сознание обретает статус абсолютной необходимости.

Источник

Значение общения с живой природой в становлении личности дошкольника

Много конкретных и доступных знаний приобретают дети, наблюдая работу стар­ших на участке и принимая в ней посильное участие.

В процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, что вредители уничтожают расте­ния, что животные нуждаются в тепле и уходе. Это — активно добытые и про­чувствованные знания о явлениях живой природы. Именно такой путь познания окружающего и является основой умственно­го развития дошкольника.

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важ­но учить ребенка с самого раннего дет­ства понимать красоту живой природы: лю­боваться пестрым оперением птиц, радовать­ся их пению, удивляться догадливости со­баки. В общении с живой природой вос­питывается у детей любовь к родному краю.

Есть и еще одна очень важная задача, для решения которой нужно стараться все­ми силами приблизить детей к живой приро­де (растениям и животным), — воспитание доброты, человечности. Если ваш маленький сын схватил котенка за хвост и смеется, видя мучения животного, не умиляйтесь его веселью. Имейте в виду: воспитание уже на­чалось. Плохое воспитание. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы, взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ. Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Как же пере­дать все это детям? Прежде всего, мы сами должны научиться любить животных. Видя, что ребенок хочет потрогать котенка, одна мама скажет: «Котенок плохой, не трогай его, оцарапает». А другая мама возьмет ко­тенка на руки, погладит сама, а потом пред­ложит и малышу погладить мягкую шер­стку, нальет молока кошке и скажет ласко­во: «Пей, киска, молочко, еще нальем». Ма­лыш внимательно следит за тем, как взрос­лые относятся к животным, и в даль­нейшем будет поступать так же.

Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах. Источники этих знаний — художественная литература, ри­сунки, на которых изображены животные, телевизионные передачи, диафильмы, а самое главное- непосредственное общение с жи­выми существами.

Детям можно рассказывать о животных по-разному: весело и озорно, как А. Милн в «Винни-Пухе»; достоверно, как В. Бианки и Г. Скребицкий; поучительно, как И. Турге­нев в рассказе «Воробей», Л. Толстой в рас­сказе «Орел», Д. Мамин-Сибиряк» в «Серой Шейке», Н. Гарин-Михайловский в рассказе «Тема и Жучка» и пр.

Хорошо, если вы побеседуете с малышом о прочитанном. Ребенок с вашей помощью получит представление о переживаниях жи­вотных: горе и радости, страхе и боли. На­пример, познакомив ребенка с рассказом И. Тургенева «Воробей», в котором повеству­ется о старом воробье, готовом пожертво­вать собой ради спасения своего детены­ша, уместно задать вопросы: «Что чувствовал старый воробей, когда он оказался перед раскрытой пастью собаки? Как можно на­звать такое «поведение» воробья?» Помогите ребенку почувствовать то, что переживал воробей в минуты опасности, грозившей ему и его детенышу.

И умом, и сердцем учатся малыши по­нимать животных, общаясь с ними, Итак, дорогие родители, возьмите своих детей и пойдите с ними на прогулку. Сначала посетите двор, ближайший сквер или парк, затем побывайте на берегу речки, в лесу, в поле. В солнечные погожие осенние дни обратите внимание ребенка на блестящие нежные ниточки, летящие по воздуху. Пой­майте одну из них, положите малышу на ладонь и рассмотрите под лупой. Ребенок увидит, что это паутинка, к нижнему кон­цу которой прикреплен крохотный паучок. Понаблюдайте, что он будет делать. Можно осторожно посадить его на веточку, откуда он опять начнет свое путешествие. Рас­скажите ребенку о пользе паука, уничто­жающего мух.

У маленького ребенка спросите: «А куда девались кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок?» Объясните, что все они попрятались в тре­щины стволов деревьев и заснули. С 5- 6-летним ребенком найдите места, где спря­тались насекомые. Соберите сухие листья с земли и просейте их. Там окажется много разных живых существ. Рассмотрите их. В саду покажите дошкольнику сухой свер­нутый лист, висящий на конце ветки. Он весь опутан паутиной. В нем белый кокон. Помогите ребенку снять эти листья с дерева, сожгите их.

Наблюдая отлет птиц на юг, спросите у ребенка, почему они улетают. Помогите сделать вывод, что птицы, которые питают­ся насекомыми, улетают раньше, а те, кото­рые клюют зерно и ягоды,— позже. Еще позже улетают водоплавающие. Так ребенок поймет, что образ жизни птиц зависит от ряда условий. Предложите сыну или дочери понаблюдать, какие птицы остались на зи­му, что они делают. Подкармливайте их. Прибейте кормушку под окном, привлекайте малыша к посильной помощи.

Читайте:  Культура и религия Тропической Африки

Чтобы помочь птицам пережить зиму, за­готовьте с ребенком во время летних про­гулок семена сорных трав, высушенных ягод. Подкармливая птиц в течение осени и зимы, малыш привыкает заботиться о тех, кто сла­бее его. Во время кормления птиц удобно наблюдать за ними, их повадками. Можно послушать их щебетание. С приближением весны ваш ребенок замечает, что корм для птиц, насыпанный в кормушку, все чаще остается нетронутым. Объясните, что это связано с отлетом снегирей, щеглов на север. Прислушайтесь к звонкому чириканью во­робьев. Забавно наблюдать их купание в ве­сенних лужах и драки. В присутствии де­тей постарайтесь починить старые и сделать новые домики для птиц. Пусть ребята по­наблюдают, какие птицы там поселятся, что будут приносить для постройки гнезда, чем будут кормить птенцов.

Когда растает снег и земля чуть под­сохнет, в каждом дворе можно увидеть ма­лышей, которые деловито копают землю у за­боров. Если вы посмотрите, что у них в ку­лачках, обнаружите разных жуков. Хорошо взять на прогулку маленькую баночку, сде­лать к ней марлевую крышку. Пусть ваш малыш поместит в эту банку жуков. Через стекло вы вместе можете рассмотреть, кого он поймал, какого цвета жуки. А прило­жив ухо к крышке, можно услышать их жужжание. Придя домой, пересадите жуков в более просторную банку, насыпьте на дно песку и положите немного травки. Понаблю­дав за ними 2-3 дня, выпустите их на волю.

Если вы осмотрите деревья, обязательно найдете в складках коры вредителей, в том числе и гусениц. Пусть ребенок поместит их и ветку с листьями в банку. После этого понаблюдайте, как гусеницы будут уничто­жать листья. В парке ребенок может увидеть, как садовники опрыскивают деревья, белят известкой стволы. Тогда малышу будет поня­тен ваш рассказ о том, как взрослые ста­раются сберечь деревья от вредителей.

В весенне-летний период под деревьями или около пня можно увидеть рыжих му­равьев. Предложите ребенку рассмотреть их: все ли одинаковые? Бросьте на дорожку, где ползают муравьи, мокрый кусок сахара. Пусть малыш последит, что будет дальше. Если дети познакомятся с жизнью муравьев, они никогда не станут разорять мура­вейники.

В лесу, на речке, на лугу вам непремен­но встретится лягушка. Посмотрите на ее выпуклые глаза, понаблюдайте за тем, как она прыгает. Ее можно взять с собой, посадить в широкую банку с сырым песком. По­кормите лягушку, посадив на палочку муху или гусеницу, двигая ею перед глазами ля­гушки. Дайте ребенку рассмотреть ее и вы­пустите на свободу, где она принесет много пользы.

Если вам случайно попадется гнездо с яйцами, осторожно раздвиньте ветки или тра­ву, покажите их детям. В начале лета, про­ходя мимо дерева, можно услышать голоса птенцов. Понаблюдайте со старшими деть­ми, сколько раз прилетают птицы с кор­мом. Ребенок сам увидит, какую громад­ную пользу приносят птицы, уничтожая вредных насекомых.

Можно увидеть в лесу ежа и даже це­лую семью ежей. Подскажите ребенку, что не следует ежа брать домой, так как он прино­сит пользу лесу. Детей привлекают разно­цветные бабочки, которые перелетают с цветка на цветок, опускают хоботки в цве­ты. Во время прогулки к пруду хорошо понаблюдать за рыбами, покормить их.

Поскольку любовь к животным лучше вос­питывается в деятельности, когда сам ребе­нок непосредственно ухаживает за ними, хо­рошо и в семье завести какое-нибудь живое существо. Если ребенок застен­чив, замкнут, ему особенно необходим друг, который не будет его судить и оценивать. Такому требованию больше всего отвечают собака и кошка. Однако далеко не все могут позволить себе содержать этих животных. Хорошо дома иметь морскую свинку, хо­мячка, бурундука. Этих животных можно оставить в клетке, они не портят домаш­ние вещи, их легко пристроить у родных и знакомых на время отпуска. Например, черепах, ящериц или лягушек лучше приоб­ретать для более старших детей, которые могут самостоятельно ухаживать за ними.

Птицы также более подходят для стар­ших детей. Их нельзя брать в руки, они требуют тщательного ухода, строгого режима кормления. Примерно то же можно сказать и о рыбках. Их лучше иметь в дополнение к животным, более доступным для прямого контакта с ребенком, или при невозможности иметь других.

Выбирая животное, руководствуйтесь се­мейным укладом, склонностями членов ва­шей семьи. Если кто-то по-настоящему ув­лекается разведением рыбок, птичек, лягу­шек и т. п., то нет смысла менять уста­новившиеся привычки. Поэтому гораздо луч­ше иметь дома рыбок, если ими увлекается папа, чем собаку, если взрослые не горят же­ланием завести ее. С собакой или кошкой ребенок может повозиться у друзей или со­седей. В любом случае необходимость от­казывать себе в чем-то и организовывать свою жизнь в соответствии с потребностями своих питомцев (а это неизбежно!) не долж­на быть обузой. Это естественная необ­ходимость, взамен которой вы получаете любовь и радость общения. Именно эту го­товность взрослых к некоторым неудоб­ствам и радость от общения с живот­ными должен видеть ребенок.

Ребенок не сразу правильно вос­принимает животное, особенно если видит его впервые. Детей надо разумно направлять, объяснять им, что нельзя тормошить животных, когда они спят или едят. Помогите ребенку понять поведение и возможности но­вого друга, правильно среагируйте на возни­кающие конфликты.

Совсем маленькие дети ограничиваются обследованием животных и манипуляциями с ними. При первых контактах с животным для ребенка главное — прикоснуться, потро­гать. Чаще всего малыш побаивается, проявляет нерешительность.

Дети же 3-4 лет уже имеют некоторые понятия о том, какие действия могут причинить животному боль. Вы всегда успеете вмешаться, а кошка или собака в свою очередь тоже позабо­тятся о себе. До тех пор пока вы не убе­дитесь, что «отношения налажены» пол­ностью, общение ребенка с животным долж­но происходить только в присутствии взрос­лого.

Не забывайте, что ребенок постоянно на­ходится в мире игры. И хорошо умея обра­щаться с животными, он, тем не менее, вклю­чает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые. Этому спо­собствуют некоторые сведения из книжек, фильмов. Если в мультфильме кот может летать, то это для ребенка вполне правдо­подобно. Значит, и его кот тоже может поле­тать. Для этого надо посадить его на подо­конник (а если это 16-й этаж?). Поэто­му, занимаясь своими делами, не выпускайте малыша из поля зрения.

Как можно раньше давайте возможность ребенку участвовать в уходе за животными. В два года он может сам поставить миску с едой, бросить в аквариум щепотку корма. В три года ребенок поможет вам вымыть миску после кормления щенка, собрать раз­бросанные им игрушки, расчесать ему шерсть.

Не надо требовать от дошкольника, что­бы он сам, без напоминания, осуществлял уход за животными. Ему еще трудно удержи­вать в памяти весь распорядок дня и вовремя вспомнить о необходимости покормить птич­ку или расчесать собаке шерсть. Если внача­ле процесс ухода за животным вызывал жи­вой интерес, то в дальнейшем он теряет свою новизну. Поэтому лучше не ругать малыша за «безответственность», а регу­лярно включать его в вашу деятельность по уходу за животным. В этой деятель­ности у ребенка будут свои маленькие, но постоянные обязанности. Когда он хорошо их усвоит, можно поручить ему и дело послож­нее. Дайте дошкольнику понять, насколько необходимы его действия животному. Чем младше ребенок, тем понятнее ему долж­ны быть его обязанности: непосредственное кормление рыбок, например, гораздо понят­нее трехлетнему малышу, чем необходимость промывки грунта для аквариума.

Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важ­ную роль в становлении личности малень­кого человека.

Дошкольное воспитание. № 7, 1993.

Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002.

Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. П-1993.

Источник