Особенности строения птиц и их биологическое значение

Особенности строения птиц и их биологическое значение

Птицы на протяжении всего существования планеты вызывают интерес у человека, поскольку способны парить над землей. Сегодня специалисты создали отдельную науку об этих особях, названную орнитологией. Она изучает пернатых, их образ жизни и другие нюансы.

Отдельно исследуются особенности строения птиц, которые влияют на их поведение, способ питания и размножения.

Птицы: животные или нет

Особи относятся к типу Хордовые, классу Птицы и царству Животные. В природе существует множество видов птиц. Классификация разделяет класс на отряды, семейства и виды. Каждый представитель имеет свои особенности внешнего вида, образа жизни.

Большинство домашних особей выполняют важные функции. Хищные птицы также важны для природы. Происхождение птиц изучается и сегодня. Некоторые ученые выдвигали теорию о том, что животные являются предками динозавров, нашли множество подтверждений. Доказать правдивость теории довольно сложно, но все специалисты сошлись во мнении, что первые особи появились около 150-160 млн. лет назад.

Особенности строения

Особенности анатомии разных видов этого класса несколько отличаются, но только в мелочах. Общие черты присущи всем представителям.

Размеры особей сильно отличаются, как и размах крыльев. Наиболее крупными считаются лебеди, дрофы и грифы, масса тела которых достигает 15-16 кг, а размах крыльев составляет более 3 метров. Однако существуют представители класса, которые утратили способность летать по причине набора веса. Средний взрослый пингвин весит около 40 кг, а крупный страус может набрать 150 кг.

Кожный покров

Кожные покровы особей почти всегда тонкие, эластичные. У всех животных имеется большое количество мышц, находящихся непосредственно под кожей. Каждая мышц выполняет свои функции.

Большинство мышечных волокон необходимы для изменения положения перьевого покрова. При необходимости птица может поднимать и опускать свои перья. У многих особей имеется в области хвоста железа, выделяемая секрет для смазки покрова.

Перья

Отличительная черта животных этого класса — наличие перьевого покрова, которого нет у других особей фауны. Перья покрывают все тело птицы, исключением будет клюв и незначительная часть задних конечностей.

Длина, окрас, ширина и густота перьевого покрова отличается у представителей разных семейств. Существуют виды, у которых перья отсутствуют в области головы, шеи или в зоне под крыльями. Перо состоит из очина, стержня, основной и пуховой части.

Помимо этого, существует несколько их типов:

  • контурное,
  • маховое,
  • покровное,
  • нитевидное,
  • кистеобразное,
  • пуховое.

На крыле присутствуют все виды перьев в разных количествах, помогают особям летать.

Форма тела и скелет

Изучив описание животных, можно узнать, что форма тела у них обтекаемая, что обеспечивается нюансами строения и перьевым покровом. Скелет особей очень прочный, но легкий. В большинстве случаев масса костей меньше, чем вес кожных покровов и перьев.

Строение птиц имеет несколько особенностей:

  1. Череп не имеет швов, все части сросшиеся. Глазницы крупные, разделены костной перегородкой.
  2. Соединение черепа с позвоночником осуществляется за счет одного мыщелка. Для соединения челюсти с черепной коробкой существует прямоугольная кость.
  3. К черепу также прикрепляется подвижное надклювье, увеличивающее силу укуса животного.
  4. В ротовой полости имеется подвижное небо, принимающее участие в процессе продвижения пищевого комка.
  5. Позвоночник особей состоит из шейного, грудного, поясничного и хвостового отдела. В шейном позвонки подвижные, в других отделах почти все срастаются между собой. Количество позвонков в шейном отделе колеблется в пределах 9-25 штук. В хвостовой части от 5 до 9 позвонков.
  6. Ребра птиц имеют крючковидные отростки, грудную и позвоночную часть. К отросткам прикреплены мышцы, делающие туловище плотным.
  7. Летающие представители имеют на грудине киль, к нему прикрепляются сильные мышцы, помогающие летать.
  8. Передние конечности превращены в крылья, кости задних конечностей срастаются в одно соединение.
  9. Тазовые и лобковые кости птиц не соединяются внизу, поэтому таз животных открыт.

Только у страусов имеется лобковое сочленение, позволяющее откладывать яйца большого размера.

Птичий ключ может иметь разную форму, размер, длину. Это зависит от образа жизни и способа питания животного. В большинстве случаев нижняя и верхняя часть клюва твердая, но у некоторых она имеет вид мешка, растягивающегося при захватывании добычи (например, у пеликана).

Существует несколько видов клюва:

  1. Хищный необходим для быстрого разрывания мяса, имеет загнутый и очень острый кончик.
  2. Водный имеет роговые пластины и специальные зубчики, позволяющие удерживать добычу в воде.
  3. Зерноядный почти всегда короткий, очень толстый и сильный.
  4. Насекомоядный тонкий, преимущественно длинный, может быть согнут дугой или иметь другую форму.

У особей, обитающих и питающихся в водоемах, имеется в клюве специальный водный фильтр, позволяющий предотвратить попадание тины и других частиц в пищеварительный тракт.

Пальцы

У большинства представителей класса имеется 4 пальца. Три из них направляются вперед, как у курицы, например, один смотрит назад. Но существуют виды, у которых имеется 2 или 3 пальца.

У некоторых животных назад отклоняется не один, а два пальца. Каждый палец покрыт острым и твердым когтем, может быть разной длины и толщины, что зависит от образа жизни и питания особи. У хищных животных наиболее цепкие пальцы с острыми когтями.

Источник



Роль птиц в природе

Подкласс Paleognathae — Бескилевые
Отряд Казуарообразные (Casuariiformes)
Отряд Кивиобразные (Apterygiformes)
Отряд Нандуобразные (Rheiformes)
Отряд Страусообразные (Struthioniformes)
Отряд Тинамуобразные, или Скрытохвостые (Tinamiformes)
Подкласс Neognathae — Новонёбные
Отряд Аистообразные, или Голенастые (Ciconiiformes, Gressores)
Отряд Буревестникообразные, или Трубконосые (Procellariiformes, Tubinares)
Отряд Воробьинообразные (Passeriformes)
Отряд Гагарообразные (Gaviiformes)
† Отряд Гесперорнисообразные (Hesperornithiformes)
Отряд Голубеобразные (Columbiformes)
Отряд Гусеобразные (Anseriformes)
† Отряд Диатримообразные (Diatrymiformes)
Отряд Дятлообразные (Piciformes)
Отряд Журавлеобразные (Gruiformes)
† Отряд Ихтиорнисообразные (Ichthyornithiformes)
Отряд Козодоеобразные (Caprimulgiformes)
Отряд Колибриобразные (Trochiliformes)
Отряд Кукушкообразные (Cuculiformes)
Отряд Курообразные (Galliformes)
Отряд Пеликанообразные, или Веслоногие (Pelecaniformes, Steganopodiformes)
Отряд Пингвинообразные (Sphenisciformes)
Отряд Поганкообразные (Podicipediformes)
Отряд Попугаеобразные (Psittaciformes)
Отряд Птицы-мыши (Coliiformes)
Отряд Ракшеобразные (Coraciiformes)
Отряд Ржанкообразные (Charadriiformes)
Отряд Совообразные (Strigiformes)
Отряд Соколообразные, или Дневные хищные птицы (Falconiformes)
Отряд Стрижеобразные, или Длиннокрылые (Apodiformes)
Отряд Трёхпёрсткообразные (Turniciformes)
Отряд Трогонообразные (Trogoniformes)
Отряд Туракообразные (Musophagiformes)
Отряд Фламингообразные (Phoeriicopteri)
† Отряд Эпиорнисообразные (Aepyornithiformes)

Читайте:  Китайские цветы названия описание и значение

Значение птиц в природе:

— Ограничивают рост растений.
— Птицы — одно из важных компонентов живой природы.
— Их роль в круговороте веществ велика.
— Содействует опылению цветковых растений.
— Способствует распространению плодов и семян, а следовательно, а расселению растений.
— Являются санитарами планеты — истребляют больных и ослабленных животных.
— Ограничивают численность других животных (беспозвоночных, грызунов и др.)
— Служат кормами для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающихся).

66. Характеристика подкласса первозвери.

Первозвери — подкласс примитивных млекопитающих, соединяющих в себе черты млекопитающих и рептилий. В этом подклассе выделяют единственный инфракласс клоачные, противопоставляемый инфраклассам плацентарные и сумчатые из подкласса Звери. Современные виды первозверей образуют лишь один отряд — однопроходные. Первозвери — немногочисленная группа видов, распространённых в австралийском регионе. По ряду признаков подкласс первозвери и инфракласс клоачные считается наиболее архаичным и примитивным среди инфраклассов млекопитающих.

В отличие от других млекопитающих первозвери размножаются, откладывая яйца, однако свыше половины периода развития зародыша проходит в половых путях самки. Таким образом, отложенные яйца содержат уже достаточно развитый эмбрион и можно говорить не только о яйцекладности, но и незавершённом живорождении.

У самок вместо сосков есть зоны молочных желез, с которых потомство слизывает молоко. Мясистых губ (эффективных при сосании) нет. У самок ехидн функционирует только левая половина полового аппарата (как у птиц). Кроме того, у них как у птиц и пресмыкающихся имеется лишь один проход.

Имеется шерстяной покров, однако гомойотермия (поддержание температуры тела на постоянном уровне) незавершённая, температура тела изменяется в пределах 22—37 °С.

В наше время все виды клоачных обитают в Австралии, Новой Гвинее и Тасмании. Большинство видов этого подкласса являются вымершими. Яйцекладущие однопроходные известны по окаменелостям мелового периода и кайнозойской эры, в настоящее время представлены четырьмя видами клоачных в двух семействах (утконосы и ехидны) и одном единственном отряде (однопроходные).

Источник

Экологические группы птиц и их значение в природе (Таблица)

Различают следующие экологические группы птиц: пловцы, нырцы, водно-воздушные и водно-болотные птицы, птицы леса, хищные птицы и открытых пространств, более подробно каждая группа описана в таблице ниже.

Особенности строе­ния тела, полет

Чем питаются, тип клюва

Туловище широкое, вальковатое, широко расставленные конеч­ности с хорошо раз­витыми перепонками

Пища — черви, моллюски, рачки, насекомые, водо­росли.

Гуси, утки, лебеди

Тело уплощено с бо­ков, центр тяжести отнесен назад, крылья малы, полет тяжелый, неманевренный

Пища — рыба, придонные жи­вотные. Клюв-пила

Баклан, чом­га, зиморо­док, гагара, пингвин

Полет парящий или машущий, ноги без плавательных пере­понок, некоторые мо­гут нырять с разлета

Пища — рыба, на­секомые, мыши, ящерицы, лягуш­ки и т.д.

Чайки, крач­ки, альбат­рос

Хорошо развиты длинные ноги, паль­цы без перепонок (это облегчает хождение по топким местам)

1) пища-лягушки, змеи, рыбы; клюв длинный, острый;

2) пища — мелкие беспозвоночные; клюв зондирующий (длинньгй и тонкий); пища — мелкие рачки; клюв-цедилка

1) цапли, журав­ли

Мелкие или средние размеры, крепкий клюв, не очень хоро­шо летают

Пестрый дя­тел, черный дятел (жел­на), тетерев и др.

Крепкий загнутый клюв, острые когти, острое зрение, быстро летают (планируют, пикируют и т.д.)

Большинство пи­тается позвоноч­ными

Грифы, ор­лы, совы

Птицы открытых пространств

Длинные ноги и шея

Журавли, дрофа, страусы

Значение птиц в природе и жизни человека

Населяя самые разные места обитания, птицы неразрывно связаны с жизнью биологических сообществ. Для птиц характерен интенсивный обмен веществ. Поддерживая его, они потребляют большое количество как растительных, так и животных кормов. Значение птиц для человека во многом определено их ролью в природе.

ЗНАЧЕНИЕ ПТИЦ

1. Ограничивают рост растений.

2. Содействуют опылению цветковых растений.

3. Способствуют распространению плодов и семян.

4. Ограничивают численность других животных (беспозвоночных, грызунов и т.д.)

5. Служат кормами для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих)

1. Промысловые и домашние птицы поставляют мясо, яйца, пух

2. Насекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства

3. Птичий помет — ценное органическое удобрение

4. Эстетическое и научное значение

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, — СПб.: 2004.

Источник

Роль птиц в природе и их практическое значение для человека

Задачи: обобщить знания учащихся о значении птиц в природе, их роли в хозяйственной деятельности человека; раскрыть систему мероприятий по охране птиц.

Оборудование: таблицы по экологическим группам птиц (“Птицы леса”, “Лесные куриные птицы”, “Дневные хищные птицы”), рисунки, аппликации различных птиц, кинофильм “Хищные птицы”, чучела птиц, перья птиц (гусиные, страусиные, павлиньи), плакаты, кормушки, скворечник.

Читайте:  Верны ли следущие суждения о природе и обществе

2. Проверка домашнего задания. Тест. (Приложение №1).

3. Подготовка к изучению нового материала: На фоне голосов птиц учащийся читает стихотворение:

Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых —
Просто диву даешься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково —
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство —
На полях, перелесках,
Так сказать, птичье царство.
Птичье царство – и только?
Ну, дрозды, ну, синички .
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только?
Стоит в лес углубиться —
И уже как не дома:
Словно мы за границей —
Незнакомые лица,
Языки незнакомы.
Как слепые плутаем,
Будто глухи отроду.
И еще утверждает,

Что мы любим природу. (Автор неизвестен)

Учитель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.

Разнообразие птиц на Земле велико – их около 9000 видов. Раздел зоологии, изучающий птиц, называется орнитологией. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц.

Итак, тема сегодняшнего урока “Роль птиц в природе и их практическое значение для человека”. (Запись темы в тетрадь).

Изучение нового материала.

Учитель показывает изображение птиц (или использование презентации, приложение 3) и вместе с учащимися определяет значение птиц. Производится запись в тетрадь

1. Звено в цепи питания (злаки — заяц – лиса — орел).

2. Распространяют семена растений (ворона).

3. Ограничивают рост растений (глухарь).

4. Ограничивают численность насекомых (обыкновенный крапивник).

5. Санитары леса (дятел).

6. Опылители растений (колибри).

7. Санитары природы (грифы).

8. Уничтожают вредителей сельского хозяйства (сипуха).

9. Объект спортивной охоты (сокол).

10. Промысел (тетерев).

11. Продукты питания (мясо, яйца) (утки, индейки).

12. Сырье для промышленности – перо, пух (утка гага).

Ученик готовит сообщение об этой птице. Рассказ об утке гага.

13. Птичий помет – ценнейшее органическое удобрение – содержит азот (куры).

14. Народные приметы (ласточка). Низко летает – к дождю.

15. Культурное наследие (поговорки, былины, сказки и т.д. — гусиное перо).

Счастье – вольная птица, где захотела, там и села.

Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала.

Метил в тетерю, а угодил в сук.

16. Объект научных исследований (перелеты, самолеты – открытки).

Учитель: В 60-е годы возникла наука БИОНИКА – решение инженерных и технических задач на основе изучения структуры и жизнедеятельности живых организмов. Птицы сыграли огромную роль при создании многих летательных аппаратов.

17. Украшения (перья птиц – цапля, страус, павлин) (фотография 1)

18. Почтовые курьеры (почтовый голубь).

19. Переносчики инфекционных заболеваний (воробей).

20. Вред опорам э/передач, железным покрытиям (голуби).

Учитель: Голуби своим пометом разрушают железо через 2-3 года.

21. Биологические средства борьбы с вредителями (чайка).

22. Эстетическое значение (любая птица по-своему красива) (лебедь, райская, павлин).

Учитель: В знак признательности к заслугам птиц во многих странах люди установили им памятники.

Памятники птицам: 1942 г. Англия, на подводной лодке авария, выпустили птицу и она доставила сообщение на сушу – экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки (голубь).

16 век, Германия, в осажденном городе люди умирали от голода, когда осажденные выставили птицу на крепостную стену – враг подумал, что в городе много продовольствия и снял осаду. Благодарные люди поставили птице памятник (петух).

1850 г., Америка, впервые завезли эту птицу, здесь она быстро освоилась. В пригороде Бостона сильно размножились насекомые. На помощь пришла эта птица. В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке (воробей).

Этой птице поставлено 2 памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США, штат Юта, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти (чайка).

Вывод: значение птиц огромно, их вред несравнимо мал по сравнению с пользой, которую они приносят, абсолютно вредных птиц в природе не существует.

Учитель: Что же мы можем сделать для привлечения птиц на наши поля, в сады, скверы, леса? (Учащиеся отвечают на вопрос). Учитель демонстрирует кормушки и скворечники сделанные руками ребят (фотографии 2, 3, 4, 5).

Учащийся читает стихотворение.

Кормушка висит у меня за окном,
Все время здесь вертятся птицы,
Летают всю зиму с утра до темна
Снегири, воробьи и синицы.

Дерутся за сало, пшено, коноплю,
Галдят, не смолкая все время,
Наверно, за это я очень люблю
Пернатое птичье племя.

К тому же, и пользу приносят они,
Едят они гусениц разных,
Спасают они и леса, и сады
От маленьких гусениц страшных.

И надо поэтому птиц нам беречь.
Зимой подкормить, а весною привлечь
Пернатых друзей на поля и сады,
Участие примешь ли в этом и ты? (Автор неизвестен)

Закрепление. Работа с изображением птиц (Учитель показывает изображение птицы – учащиеся называют ее значение).

Читайте:  С а есенин человек и природа аргумент

Проверка усвоения материала. Тест (приложение 2).

Задание на дом. Прочитать параграф, изготовить наглядные раздаточные пособия “Роль птиц в природе и жизни человека”. Подготовить правила изготовления скворечника?

Источник

Особенности строения птиц и их биологическое значение

Птицы на протяжении всего существования планеты вызывают интерес у человека, поскольку способны парить над землей. Сегодня специалисты создали отдельную науку об этих особях, названную орнитологией. Она изучает пернатых, их образ жизни и другие нюансы.

Отдельно исследуются особенности строения птиц, которые влияют на их поведение, способ питания и размножения.

Птицы: животные или нет

Особи относятся к типу Хордовые, классу Птицы и царству Животные. В природе существует множество видов птиц. Классификация разделяет класс на отряды, семейства и виды. Каждый представитель имеет свои особенности внешнего вида, образа жизни.

Большинство домашних особей выполняют важные функции. Хищные птицы также важны для природы. Происхождение птиц изучается и сегодня. Некоторые ученые выдвигали теорию о том, что животные являются предками динозавров, нашли множество подтверждений. Доказать правдивость теории довольно сложно, но все специалисты сошлись во мнении, что первые особи появились около 150-160 млн. лет назад.

Особенности строения

Особенности анатомии разных видов этого класса несколько отличаются, но только в мелочах. Общие черты присущи всем представителям.

Размеры особей сильно отличаются, как и размах крыльев. Наиболее крупными считаются лебеди, дрофы и грифы, масса тела которых достигает 15-16 кг, а размах крыльев составляет более 3 метров. Однако существуют представители класса, которые утратили способность летать по причине набора веса. Средний взрослый пингвин весит около 40 кг, а крупный страус может набрать 150 кг.

Кожный покров

Кожные покровы особей почти всегда тонкие, эластичные. У всех животных имеется большое количество мышц, находящихся непосредственно под кожей. Каждая мышц выполняет свои функции.

Большинство мышечных волокон необходимы для изменения положения перьевого покрова. При необходимости птица может поднимать и опускать свои перья. У многих особей имеется в области хвоста железа, выделяемая секрет для смазки покрова.

Перья

Отличительная черта животных этого класса — наличие перьевого покрова, которого нет у других особей фауны. Перья покрывают все тело птицы, исключением будет клюв и незначительная часть задних конечностей.

Длина, окрас, ширина и густота перьевого покрова отличается у представителей разных семейств. Существуют виды, у которых перья отсутствуют в области головы, шеи или в зоне под крыльями. Перо состоит из очина, стержня, основной и пуховой части.

Помимо этого, существует несколько их типов:

  • контурное,
  • маховое,
  • покровное,
  • нитевидное,
  • кистеобразное,
  • пуховое.

На крыле присутствуют все виды перьев в разных количествах, помогают особям летать.

Форма тела и скелет

Изучив описание животных, можно узнать, что форма тела у них обтекаемая, что обеспечивается нюансами строения и перьевым покровом. Скелет особей очень прочный, но легкий. В большинстве случаев масса костей меньше, чем вес кожных покровов и перьев.

Строение птиц имеет несколько особенностей:

  1. Череп не имеет швов, все части сросшиеся. Глазницы крупные, разделены костной перегородкой.
  2. Соединение черепа с позвоночником осуществляется за счет одного мыщелка. Для соединения челюсти с черепной коробкой существует прямоугольная кость.
  3. К черепу также прикрепляется подвижное надклювье, увеличивающее силу укуса животного.
  4. В ротовой полости имеется подвижное небо, принимающее участие в процессе продвижения пищевого комка.
  5. Позвоночник особей состоит из шейного, грудного, поясничного и хвостового отдела. В шейном позвонки подвижные, в других отделах почти все срастаются между собой. Количество позвонков в шейном отделе колеблется в пределах 9-25 штук. В хвостовой части от 5 до 9 позвонков.
  6. Ребра птиц имеют крючковидные отростки, грудную и позвоночную часть. К отросткам прикреплены мышцы, делающие туловище плотным.
  7. Летающие представители имеют на грудине киль, к нему прикрепляются сильные мышцы, помогающие летать.
  8. Передние конечности превращены в крылья, кости задних конечностей срастаются в одно соединение.
  9. Тазовые и лобковые кости птиц не соединяются внизу, поэтому таз животных открыт.

Только у страусов имеется лобковое сочленение, позволяющее откладывать яйца большого размера.

Птичий ключ может иметь разную форму, размер, длину. Это зависит от образа жизни и способа питания животного. В большинстве случаев нижняя и верхняя часть клюва твердая, но у некоторых она имеет вид мешка, растягивающегося при захватывании добычи (например, у пеликана).

Существует несколько видов клюва:

  1. Хищный необходим для быстрого разрывания мяса, имеет загнутый и очень острый кончик.
  2. Водный имеет роговые пластины и специальные зубчики, позволяющие удерживать добычу в воде.
  3. Зерноядный почти всегда короткий, очень толстый и сильный.
  4. Насекомоядный тонкий, преимущественно длинный, может быть согнут дугой или иметь другую форму.

У особей, обитающих и питающихся в водоемах, имеется в клюве специальный водный фильтр, позволяющий предотвратить попадание тины и других частиц в пищеварительный тракт.

Пальцы

У большинства представителей класса имеется 4 пальца. Три из них направляются вперед, как у курицы, например, один смотрит назад. Но существуют виды, у которых имеется 2 или 3 пальца.

У некоторых животных назад отклоняется не один, а два пальца. Каждый палец покрыт острым и твердым когтем, может быть разной длины и толщины, что зависит от образа жизни и питания особи. У хищных животных наиболее цепкие пальцы с острыми когтями.

Источник