Основные парадигмы политического знания Концептуальные подходы в политологии

Основные парадигмы политического знания. Концептуальные подходы в политологии

На современном этапе развития политической науки особую важность приобрел вопрос о дальнейших магистральных направлениях развития методов политологии. Решение этого вопроса связано с рассмотрением парадигм, сложившихся или складывающихся в рамках политической науки, и непосредственно с ними связанных основных концептуальных подходов, используемых в политологических исследованиях.

Понятие «парадигмы» впервые ввел американский специалист в области развития научного знания Т.Кун (род.1922), который считал, что говорить о парадигме можно лишь в том случае, когда одна достоверная теория господствует над всеми остальными, и все научное сообщество согласно с правильностью ее постулатов. Другим условием существования научной парадигмы является ее способность объяснять сущностные аспекты реальной действительности.

Однако такое толкование парадигмы разделяется не всеми специалистами, в том числе работающими в области политической науки. Так, в отечественной политологии утвердилось мнение о наличии научных парадигм в социальном знании, которые способствуют выработке предельно широких подходов к анализу и объяснению политики, ее восприятию и интерпретации. С этой точки зрения, парадигма (paradeigma — пример, образец)– исходная теоретическая модель постановки проблем, методов их исследования и решения. Это – коллективная познавательная установка (модель), посредством которой целое поколение ученых выстраивает и интерпретирует накопление новых фактов, не укладывающихся в иные модели.

В истории политической мысли использовались такие общие парадигмы как теологическая (религиозная), натуралистическая, социальная и рациональнокритическая. Так, теологическая парадигма базируется на божественном объяснении власти и властных отношений, черпает свои выводы из божественных откровений и религиозных догматов. Натуралистическая парадигма ориентирует исследователя на рассмотрение человека как части природы и объяснение политики природными факторами: географической средой, биологической субстанцией, врожденными психическими свойствами и т.д. Социальная парадигма основывается на рассмотрении явлений политической жизни через призму многообразных общественных связей людей, посредством анализа социальных структур и материальных отношений. Рационально-критическая парадигма акцентирует внимание на раскрытии внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействии, на выявление лежащих в основе динамики политической жизни конфликтов и т.п.

По мысли отечественного политолога А.С. Панарина, многообразные политические процессы и явления можно исследовать в рамках двух современных парадигм: парадигмы французского политического философа М.Фуко (1926-1984) и парадигмы представителя американской чикагской научной школы Г. Беккера( 1899-1960). Парадигма М.Фуко исходит из представления о том, что власть не локализуется в собственно политической сфере. Она как социальный феномен оказывает явное и скрытое влияние в качестве универсального общественного отношения. В такой парадигме политология выступает как наука о соотношении формальных и неформальных возможностей власти, придавая последним больший по объему вес, заведомо превышающий первые. Поэтому предметом политологии оказывается властное измерение любых сфер общественной жизни, а сама политология выступает как междисциплинарная теория, объединяющая политическую экономию, политическую демографию, политическую культурологию и т.д.

В парадигме Г.Беккера сам предмет политологии предполагает включает непрерывное развитие гражданского общества за счет сокращения прерогатив власти в виде процесса замещения властных отношений отношениями гражданского партнерства вплоть до полного свертывания власти. Отсюда политическая наука рассматривается как монодисциплина, предмет которой – власть – локализуется исключительно в государственной сфере: ее изучение не требует привлечения других наук, кроме науки о политической власти как таковой.

Несмотря на то, что в соотношении указанных двух парадигм можно усмотреть своеобразный «познавательный конфликт», они оказываются в реальности связанными между собой отношениями дополнительности: политология может описывать власть в ее институциональных формах, а может – во внеинституциональных, когда властная политическая воля «прячется» в сферах неформального влияния и контроля.

В рамках существующих научных парадигм в ходе исторического развития сложились общеметодологические (концептуальные) подходы к анализу политики. Они характеризуются непосредственной направленностью на изучаемый объект, своеобразием исходных принципов анализа, акцентом на той или иной стороне рассматриваемого явления. Концептуальные подходы — совокупность общеметодологических принципов анализа политики, непосредственно направленных на изучаемый объект. В основе каждого из научных подходов лежит специфический исходный принцип рассмотрения политических проблем, процессов и явлений. Поэтому наличие разнообразных концептуальных подходов в политологии свидетельствует о плюрализме политического знания.

Плюрализм, множественный, неоднозначный результат в анализе политики приводит к интересным и многообразным оценкам рассматриваемых политических феноменов. Это, однако, не означает, что в данной области научных исследований отсутствуют объективные знания. Следует иметь в виду, что разнообразие подходов в науке, сопоставление несовпадающих выводов, в конечном счете, весьма плодотворны. Использование совокупности научных методов связано, как правило, со сложностью и многоаспектностью изучаемого объекта; оно объясняется также пониманием того, что не существует универсального метода анализа. Кроме того, отказ от монополии на методологию анализа освобождает науку от догматизма, схоластики и претензий на абсолютное знание. Поэтому ознакомление с различными концептуальными подходами к оценке и анализу политической реальности составляет существенную задачу для каждого, кто приступает к изучению нового предмета.

В настоящее время в политической науке широко используется социологический подход, который основное внимание сосредоточивает на социальной обусловленности политических отношений и процессов. Так, в русле этого подхода особое внимание уделяется изучению влияния на политику экономических факторов, социальной структуры, идеологии. В своих наиболее жестко детерминированных формах социологический подход используется в марксистских трактовках политики.

В рамках культурно-цивилизационного подхода рассмотрение политических явлений непосредственно увязывается с ценностными аспектами жизни, с культурными, религиозными и национально-этническими особенностями развития стран и народов. Такой подход требует тщательного анализа социокультурных феноменов, учета глубинных, ценностных основ политики, без которых невозможно понять сущность явлений общественно-политической жизни.

С давних времен политическая мысль развивалась на основе нормативистского (нормативно-ценностного) подхода, который сохраняет свое значение и в настоящее время. Он предполагает оценку политических явлений с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Определенная слабость данного подхода связана с попытками создания идеальных конструкций, однако его достоинство состоит, прежде всего, в том, что он нацелен на придание политике этического, человеческого измерения, вносит в нее нравственное начало.

В отличие от нормативистского, функциональный подход базируется на изучении политических явлений, обнаруживающих себя опытным путем в практическом результате, в противоречивом характере самой политической жизни. Этот метод предполагает абстрагирование от этической оценки политики и ориентацию на факты и логику.

К позитивистски ориентированным концептуальным подходам примыкает метод структурно-функционального анализа. Он ориентируется на рассмотрение политики как целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические роли (функции). Деятельность элементов рассматривается в их взаимосвязи со структурной организацией (политическими институтами).

Системный подход состоит в рассмотрении политической системы общества как особого механизма, тесно связанного с окружающей средой. Всестороннее изучение внешних и внутренних взаимосвязей и взаимодействий различных политических образований и их адаптационных свойств и составляет главную познавательную проблему в рамках данного подхода. За сравнительно небольшой срок своего существования (с 50-60-х гг. XX в.) системный подход показал свою конструктивность и представлен в разнообразных теориях политических систем.

Вплоть до начала XX столетия в политической науке наряду с нормативистским господствовал институциональный подход, и сегодня занимающий в ней значительные позиции. Он ориентирует исследователя на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность государства, партий, других политических объединений и организаций, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.

Глубокую традицию имеет антропологический подход, основанный на видении истоков политики в коллективистской сущности человека. Этот подход требует изучения обусловленности политики природными качествами человека, его потребностями в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и т.д.

Известное сходство с антропологическим методом в требованиях исходить в политических исследованиях из человека имеет психологический подход. Однако в отличие от антропологизма он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, взятого в его непосредственном окружении. Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

Современный психологический подход многовариантен. Одно из центральных мест в нем занимает психоанализ, основы которого разработал З. Фрейд. Психоанализ ставит в центр психологических исследований бессознательные психические процессы и мотивации, в частности, вытеснение аффективных переживаний человека в сферу бессознательного, что непосредственно сказывается на политическом поведении личности.

Психологический подход не претендует на исключительность и позволяет выявить один из важнейших аспектов политической жизни. Его специфическим развитием выступает социально-психологический метод, ориентирующий на изучение зависимости политического поведение индивидов от их включенности в социальные группы и различных параметров последних, а также на исследование психологических характеристик групп (например, малых групп, национальных меньшинств, социальных слоев и т.д.).

Читайте:  6 11 2 Господство над природой и власть над людьми

Исследование динамичных аспектов политических явлений и процессов связано использование деятельностного подхода, который предполагает рассмотрение политики как специфического вида деятельности, как циклического процесса, имеющего последовательные стадии. Деятельностный подход выступает методологической базой теории политических решений. Рассмотренная под этим углом зрения политика выступает как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. С использованием деятельностного подхода связана и трактовка политики как специфической формы управления обществом.

Источник

Вопрос 5. Социальная и рационально критическая парадигмы

Социальная парадигма объясняет политические явления воздействием внешних факторов (социальных, экономических, культурных). Политика зависит от уровня экономического развития, культурных традиций.

Социальная парадигма объединяет разнообразные те­ории, суть которых сводится к стремлению объяснить природу и происхождение политики через социальные факторы, прежде всего через определяющую роль той или иной сферы общественной жиз­ни, того или иного общественного явления, через приобретенные свойства субъекта социального действия.

Этих позиций придерживается, например, марксистская кон­цепция, согласно которой политика детерминирована движением экономических процессов и выступает как надстройка над эконо­мическим базисом общества.

В западной политологии распространена концепция «господства права», в соответствии с которой право рассматривается в качестве порождающей причины политики. Сторонники данной концепции полагают, что не политические деятели, а именно право, которым должны руководствоваться как государство, так и индивиды, в состоянии обеспечить социально-политический компромисс в обществе. С их точки зрения, процесс общественного развития представляет собой не что иное, как историю господства тех или иных сменяющих друг друга законов.

К разновидностям социальной парадигмы относится и культурологический подход. Его сторонники рассматривают содержание политических процессов под ценностно-нормативным углом зрения. В результате политика предстает как продукт осознанных мотиваций и форм поведения человека. При этом в качестве политических ценностей, определяющих характер поведения людей, форму политического поведения, называют следующие виды: идеологиче­ские, в основе которых лежит нравственная, моральная убежденность индивидов в ценности того или иного общественно-политического строя и провозглашенных им принципов; структурные, опирающиеся на приверженность индивидов к нормам политического режима; персональные, связанные с верой индивидов в лич­ные качества политических лидеров. Выбор тех или иных ценностей, а следовательно, и форм политического поведения определяется социокультурными характеристиками, индивидуальными свойствами человека.

Рационально-критическая парадигма.

Рационально-критическая парадигма ориентирована на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействия, на выявление лежащих в основе политической жизни конфликтов и их динамики и т.п. Политическая жизнь объясняется внутренними факторами. Политика – это самодостаточная сфера, которая развивается по своим законам. Именно политика движет миром, а не что-то другое. Природу политики объясняют не внешними, а внутренними факторами, свойствами, элементами. Сущность политики находят в ней самой и объясняют через теории конфликта и консенсуса, элитарные концепции и др.

Парадигма конфликта

Признание неизбежности конфликта сочетается с признанием его позитивности, которая прежде всего заключается в вынесении на поверхность тех скрытых причин напряженности, которые изнутри способны разрушить политически организованное сообщество. Более того, ситуация спора между отдельными сторонами, определение сторонников и противников тех или иных сил, идеологий и позиций на деле структурирует политическое пространство, давая возможность совершенствовать механизмы представительства социальных интересов. В свою очередь, неискоренимость конфликтов предполагает их непрерывное выявление и урегулирование, что также приучает людей к сотрудничеству, прививает им умение защищать свои интересы, учит координировать свои публичные действия.

С точки зрения сторонников рассматриваемого подхода, единство идеалов, основных социокультурных ориентиров населения позволяет осознанно регулировать отношения между людьми, разрешать конфликты, поддерживать стабильность и функциональность норм правления. Таким образом, революции, острое политическое противоборство не могут рассматриваться, с точки зрения сторонников данной парадигмы, иначе, нежели в качестве аномалий политической жизни, выходящих за пределы норм и принципов организации общества. Поэтому для своего органичного существования политика должна препятствовать конфликтам и кризисам, поддерживать состояние «социальной солидарности» (А. Дюркгейм), оказывать постоянное «педагогическое» воздействие на граждан общества (Д. Дьюи) и т.д.

Источник

Основные парадигмы политической мысли

Для обобщенной характеристики специфических подходов к анализу и объяснению политики используется понятие парадигмы. Понятие «парадигма» введено в науковедение американским историком науки Т. Куном в 1960-е годы. С его точки зрения, парадигма как бы задает направленность исследованию политики, в русле которой исследователь, опираясь на традиции, политические теории и идеи, осуществляет решение конкретной проблемы.

Логическая модель развития научного познания политики, по Куну, представляет собой процесс последовательной смены парадигм: накопление фактов, противоречащих принятой парадигме, выдвижение новых конкурирующих теорий, победа и превращение одной из них в новую парадигму. Можно сказать, что история политологии – это история постоянного обновления и обогащения парадигм. Итак, парадигма – это специальная логическая, мыслительная модель, определяющая способы восприятия и интерпретации действительности. Или: парадигма – система взглядов, определенная теория, с помощью которой можно постигнуть (объяснить) определенные явления. А поскольку теорий и систем взглядов много, то по отношению к политической науке существует несколько основных подходов.

Основные парадигмы политической мысли.

В истории политической мысли использовались различные парадигмы и прежде всего теологическая (религиозная), натуралистическая, социальная, рационально-критическая.

    1. Теологическая парадигма.

Теологическая парадигма базируется на сверхъестественном истолковании источника происхождения государственной власти, на божественном объяснении природы политики и власти. Ее сторонники видят истоки в Божественной воле и религиозных кодексах (святых писаниях, заветах пророков и т.п.). Такой подход к политике характерен для первоначального этапа развития политических учений, когда божественным признавался весь социально-политический строй, а власть, государство рассматривались лишь как часть универсального мирового порядка, созданного Богом. Такое объяснение природы политики вряд ли можно назвать научным. Однако не стоит забывать, что такая интерпретация политических явлений существовала несколько веков.

    1. Натуралистическая парадигма.

Натуралистическая парадигма ориентируется на рассмотрение человека как части природы и объяснение политики влиянием природной среды: географическими, климатическими факторами, биологическими и расовыми особенностями людей, врожденными психическими свойствами и т.д. Она объясняет природу политики исходя из доминирующего влияния внесоциальных факторов, не приобретенных, а врожденных, неизменных для человека и общества. Это направление возникло еще в древности. Так, уже в сочинениях Гиппократа, Платона, Аристотеля содержатся неоднократные указания на влияние географической среды на политику. В XVII–XVIII вв. натурализм стал одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли. Сторонники этого направления стремились распространить на общественную жизнь и поведение человека закономерности, установленные в физических науках. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса, развития общества и биологического организма. В политологии натурализм получил свое воплощение в геополитике, биополитике и психологизаторских концепциях.

    1. Социальная парадигма.

Социальная парадигма объясняет политические явления воздействием внешних факторов (социальных, экономических, культурных). Политика зависит от уровня экономического развития, культурных традиций.

Социальная парадигма объединяет разнообразные теории, суть которых сводится к стремлению объяснить природу и происхождение политики через социальные факторы, прежде всего через определяющую роль той или иной сферы общественной жизни, того или иного общественного явления, через приобретенные (социокультурные) свойства субъекта социального действия.

Этих позиций придерживается, например, марксистская концепция, согласно которой политика детерминирована движением экономических процессов и выступает как надстройка над экономическим базисом общества. Политика есть концентрированное выражение экономики: частная собственность – социальные классы – организация политической жизни – государство.

В западной политологии распространена концепция «господства права», в соответствии с которой право рассматривается в качестве порождающей причины политики. Сторонники данной концепции полагают, что не политические деятели, а именно право, которым должны руководствоваться как государство, так и индивиды, в состоянии обеспечить социально-политический компромисс в обществе. С их точки зрения, процесс общественного развития представляет собой не что иное, как историю господства тех или иных сменяющих друг друга законов. Отсюда основная деятельность политологов при анализе политической жизни должна сводиться исключительно к исследованию правовых норм.

К разновидностям социальной парадигмы относится и культурологический подход. Его сторонники рассматривают содержание политических процессов под ценностно-нормативным углом зрения. В результате политика предстает как продукт осознанных мотиваций и форм поведения человека. При этом в качестве политических ценностей, определяющих характер поведения людей, форму политического поведения, называют следующие виды: идеологические, в основе которых лежит нравственная, моральная убежденность индивидов в ценности того или иного общественно-политического строя и провозглашенных им принципов; структурные, опирающиеся на приверженность индивидов к нормам политического режима; персональные, связанные с верой индивидов в личные качества политических лидеров. Выбор тех или иных ценностей, а следовательно, и форм политического поведения определяется социокультурными характеристиками, индивидуальными свойствами человека.

Социальная парадигма по существу совпадает с социологическим подходом и истолковывает политику через влияние на нее других сфер жизни общества: экономики, социальной структуры, права, культуры и т.д. К социальной парадигме относятся теории, объясняющие природу политики через воздействие, влияние других сфер общественной жизни: экономики, идеологии, духовной сферы.

    1. Рационально-критическая парадигма.
Читайте:  Что дают растения животным и человеку

Рационально-критическая парадигма ориентирована на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействия, на выявление лежащих в основе политической жизни конфликтов и их динамики и т.п. Политическая жизнь объясняется внутренними факторами. Политика – это самодостаточная сфера, которая развивается по своим законам (эпоха не важна). Именно политика движет миром, а не что-то другое. Это наиболее приземленная интерпретация политики. Природу политики объясняют не внешними, а внутренними факторами, свойствами, элементами. Сущность политики находят в ней самой и объясняют через теории конфликта и консенсуса, элитарные концепции и др.

Парадигма – понятие, которое предполагает своеобразную логическую модель постановки и решения познавательной проблемы. Парадигма задает направление исследования (общепризнанный метод исследования).

  1. Теологическая. В основе лежит идея, что могущество власти исходит от бога.
  2. Натуралистическая. Ее сторонники пытаются объяснить политику исходя из природных и физиологических факторов.
  3. Социальная. В рамках парадигмы политические концепции объясняют политику через явления тех или иных социальных сфер.
  4. Рационально-критическая. Объясняет политику исходя из самой политики не выходя за ее рамки (например: политическая конфликтология).

Таким образом, парадигмы отражают связь политической мысли с философскими системами, господствовавшими в те или иные исторические эпохи.

Источник

Основные парадигмы политического знания.

В основе различий парадигм находятся попытки объяснить политику или через сверхъестест­венные начала, природные факторы, общественные факторы или собственно политические, внутриполитические факторы. Существует четыре группы парадигм: теологические, натурали­стические, социальные, рационально-критические.

Теологическая парадигма базируется на сверхъестествен­ном истолковании источника и происхождения государственной власти, божественного объяснения природы политики власти. Ее сторонники видят истоки в Божественной воле и религиоз­ных кодексах (святых писаниях, заветах пророков и т. п.). Такой подход к политике характерен для первоначального этапа разви­тия политических учений, когда божественным признавался весь социально-политический строй, а власть, государство рас­сматривались лишь как часть универсального мирового порядка, созданного Богом. Такое объяснение природы политики вряд ли можно назвать научным. Однако не стоит забывать, что такая интерпретация политических явлений существовала несколько веков.

Натуралистическая парадигма ориентируется на рассмот­рение человека как части природы и объяснение политики влия­нием природной среды: географическими, климатическими фак­торами, биологическими и расовыми особенностями людей, врожденными психическими свойствами, и т. д. Объясняет при­роду политики исходя из доминирующего влияния внесоциаль — ных факторов, не приобретенных, а врожденных, неизменных для человека и общества. Это направление возникло еще в древ­ности. Так, уже в сочинениях Гиппократа, Платона, Аристотеля содержатся неоднократные указания на влияние географической среды на политику. В ХУП-ХУШ вв. натурализм стал одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли. Сторонники этого направления стремились распространить на общественную жизнь и поведение человека закономерности, установленные в физических науках. Особенно широко исполь­зовался принцип тождества микро — и макрокосмоса, развития общества и биологического организма. В политологии натура­лизм получил свое воплощение в геополитике, биополитике и психологизаторских концепциях.

Геополитика. Идеи о влиянии географической среды на по­литику высказывали Аристотель, Платон. Основатель геополи­тики Ж. Боден (XVI в.) сформулировал концепцию влияния климата на поведение людей. Впоследствии эта концепция была развита Ш. Монтескье в сочинении «О духе законов», в котором сформулированы основные принципы «геополитического на­правления» в политике. Согласно Монтескье, географическая среда и, в первую очередь, климат определяют дух народа, фор­му государственного устройства и характер общественного уст­ройства. Монтескье считал, что размер территории влияет на политический строй: небольшое государство-республика, боль­шое — монархия, огромное — деспотия.

В XX в. идеи геополитики развил профессор Оксфордского университета Дж. Маккиндер. Именно его работа «Географиче­ская ось истории» (1904) легла в основу геополитических кон­цепций XX в. С точки зрения Маккиндера, для современного геополитического анализа и практической внешней политики важнейшее значение имеет географический детерминизм, «раз­мещение» политических сил в конкретной географической сре­де. Маккиндер исходил из постулата, впоследствии утвердивше­гося в геополитике, что государства, не имеющие выхода к мо­рю, существенно отстают в развитии. Он пришел к делению мо­гущества стран на сухопутное и морское. Сегодня учет геополи­тических факторов является неотъемлемой составной частью формирования политического курса любого государства.

Биополитическая парадигма своими корнями уходит в XIX в., в доктрины раннего позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. В общественной жизни таким наблюдаемым фактором было по­ведение, которое определялось как наблюдаемая совокупность реакций организма на набор фиксируемых стимулов. Объясне­ние поведения сводилось к однозначно жесткой схеме биополи­тики: «стимул — организм — реакция». При этом принципиаль­ным для биополитики является отказ от признания любых внут­ренних психологических звеньев, опосредующих реакцию и поведение человека. Отсюда сторонники данного направления делали вывод, что именно пол, возраст, генетические (врожден­ные) качества и свойства человека могут служить основанием для определения особенностей политического поведения, так как только этим качествам и свойствам присущи соответствую­щие регуляторы.

Именно на этих принципах сформировался бихевиоризм (наука о поведении) — одно из ведущих направлений американ­ской социологии и политологии конца XIX — начала XX в. Зна­чительный вклад в разработку методологических и теоретиче­ских основ поведенческого направления в политологию внесли ученые Чикагского университета Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл. В настоящее время идеи биополитики находят свое воплощение в феминистских теориях, занимающихся исследованием особен­ностей политического поведения женщин, влияния пола, возрас­та, темперамента на область политики.

С точки зрения биополитики очевидно наличие у человека и животных общих начал, свойств, генетических приспособлений к внешней среде: альтруизм, способность к взаимодействию, агрессии, любопытство, естественный отбор, борьба за сущест­вование, инстинкт самосохранения и т. д. Следовательно, законы природы можно увидеть и в человеческом обществе, в полити­ческой сфере. Еще Аристотель говорил, что человек — это поли­тическое животное, у которого есть инстинкт совместного жи­тельства — от семьи до государства.

Психологизаторское течение. Еще Конфуций рекомендо­вал правителям учитывать психологические реакции поддан­ных. Как модель объяснения политических явлений психологи — заторская парадигма появилась в ХУШ-Х1Х вв. Тард, Лебон, Гумплович, Дюргейм доказывали, что подлинный источник со­циального и политического развития — психологические свойст­ва человека. Процессы, происходящие в развитии общества, то­ждественны процессам, идущим в нас самих, т. е. общественные проблемы — это драматизируемые личные проблемы. Суть та­кого подхода сводится к абсолютизации психологических ка­честв человека, к попыткам объяснить политическое явление, политическое поведение исключительно психологическими ка­чествами индивида либо малой группы.

Данный подход получил свое воплощение, в частности, в концепции власти Б. Рассела. Раскрытие психологии власти, по мнению Рассела, включает в себя анализ таких индивидуальных явлений, как страх, отчаяние, коллективная истерия. Именно эти состояния человека чаще всего используются многими лидера­ми для утверждения себя в качестве диктатора. Поэтому важнейшим условием сохранения демократии и недопущения дик­таторского режима являются, по утверждению Рассела, предот­вращение условий, порождающих социальное возбуждение, воспитание людей в духе, исключающем появление склонностей к подобным настроениям.

Попыткой понять мотивы поведения личности в политиче­ском процессе, обусловленные психическими свойствами лич­ности стал психоанализ Фрейда. Его метод доказывал, что все острые впечатления и переживания человека не пропадают, а вытесняются в подсознание, отсюда комплексы неполноценно­сти, а один из способов их подавить — прийти к власти.

При этом имеется в виду не человек вообще, а конкретный индивид, учет его родовых качеств, особенности окружения и т. д., т. е. изучаются субъективные механизмы политического по­ведения, индивидуальные качества человека, черты его характе­ра, бессознательных психических процессов. На основе изуче­ния разных характеров определяются все причины появления демократии, тирании, революций, массовых общественных движений. К психологическим основаниям политического пове­дения, его скрытым мотивам сводятся и предпосылки террориз­ма, государственных репрессий.

Натуралистическая парадигма небесспорна. Ей присуща явная односторонность, но она достаточна популярна, особенно широко используются биополитика и психологизаторство. Так, в США политика зачастую рассматривается через личностное измерение, доминируют психологические мотивы, изучаются внутренние мотивы поведения людей.

Социальная парадигма объясняет политические явления воздействием внешних факторов (социальных, экономических, культурных). Политика зависит от уровня экономического раз­вития, культурных традиций.

Социальная парадигма объединяет разнообразные теории, суть которых сводится к стремлению объяснить природу и про­исхождение политики через социальные факторы, прежде всего, через определяющую роль той или иной сферы общественной жизни, того или иного общественного явления, или же через приобретенные (социокультурные) свойства субъекта социаль­ного действия.

Этих позиций придерживается, например, марксистская концепция, согласно которой политика детерминирована дви­жением экономических процессов и выступает как надстройка над экономическим базисом общества. Политика есть концен­трированное выражение экономики. Откуда появилось государство — частная собственность — социальные классы — организа­ция политической жизни — государство.

Читайте:  Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира

В западной политологии распространена концепция «гос­подства права», в соответствии с которой право рассматривает­ся в качестве порождающей причины политики. Сторонники данной концепции полагают, что не политические деятели, а именно право, которым должны руководствоваться как государ­ство, так и индивиды, в состоянии обеспечить социально — политический компромисс в обществе. С их точки зрения, про­цесс общественного развития представляет собой не что иное, как историю господства тех или иных сменяющих друг друга законов. Отсюда основная цель политологов при анализе политической жизни должна сводиться исключительно к иссле­дованию правовых норм.

К разновидностям социальной парадигмы относится и культурологический подход. Его сторонники рассматривают содержание политических процессов под ценностно­нормативным углом зрения. В результате политика предстает как продукт осознанных мотиваций и форм поведения человека. При этом в качестве политических ценностей, определяющих характер поведения людей, форму политического поведения, называют следующие виды: идеологические, в основе которых лежит нравственная, моральная убежденность индивидов в цен­ности того или иного общественно-политического строя и про­возглашенных им принципов; структурные, опирающиеся на приверженность индивидов к нормам политического режима; персональные, связанные с верой индивидов в личные качества политических лидеров. Выбор тех или иных ценностей, а следо­вательно, и форм политического поведения определяется социо­культурными характеристиками, индивидуальными свойствами человека.

Социальная парадигма по существу совпадает с социоло­гическим подходом и истолковывает политику через влияние на нее других сфер жизни общества: экономики, социальной струк­туры, права, культуры и т. д. К социальной парадигме относятся теории, объясняющие природу политики через воздействие, влияние других сфер общественной жизни: экономики, идеоло­гии, духовной сферы.

Рационально-критическая парадигма. Рационально-кри­тическая парадигма ориентирована на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодейст­вия, на выявление лежащих в основе политической жизни кон­фликтов и их динамики и т. п. Политическая жизнь объясняется внутренними факторами. Политика — это самодостаточная сфера, которая развивается по своим законам (эпоха не важна). Именно политика движет миром, а не что-то другое. Это более приземленная интерпретация политики. Природу политики объ­ясняют не внешними, а внутренними факторами, свойствами, элементами. Сущность политики находят в ней самой и объяс­няют через теории конфликта и консенсуса, элитарные концеп­ции и др.

Итак, политология, как и другие социальные науки, отно­сится к разряду полипарадигматических дисциплин, т. е. до­пускает сосуществование различных концептуальных подходов к исследованию политики, которые поддерживают соответст­вующие группы и школы.

Источник



Политология. Тема 1. Политология как наука

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Политология выполняет гносеологическую функцию, то есть …
познавательную
прогностическую
воспитательную
оценочную
идеологическую

2. Стремление, по возможности, исключить ценностные суждения ученого при изучении им политических явлений характерно для ____________.
политической герменевтики
неоинституционализма
бихевиорализма
корпоративизма
теории рационального выбора

3. Эмпирические методы научного познания:
анализ документов
классификация
индукция
наблюдение
сравнение

4. Разновидность рационально-критической парадигмы:
парадигма рационального начала в политике
парадигма конфликта
парадигма консенсуса
управленческая школа
психологическая школа

5. Постбихевиоралистская революция началась в …
конце 1960-х гг.
начале 1930-х гг.
конце 1970-х гг.
начале 1950-х гг.

6. ____________ школа политической науки представлена такими учеными, как Ч. Мерриам, Г. Госнелл, Г. Лассуэл.
Лондонская
Мичиганская
Манчестерская
Гарвардская
Чикагская
Колумбийская

7. Представители американской политологической школы:
А. Бентли
С. Верба
Ж. Блондель
З. Бжезинский
М. Крозье
Р. Роуз

8. Д. Истон и Г. Алмонд – представители ___________ подхода к исследованию политической сферы жизнедеятельности общества.
системного
поведенческого
экзистенциального
элитистского

9. С точки зрения бихевиорализма, использование приема верификации означает …
количественное измерение
идеализацию объектов исследования
вдохновение ученого верой в Бога
проверяемость выводов исследования
верное толкование результатов исследования

10. Метод, направленный на изучение политических процессов на примере отдельных случаев …
децизионный метод
метод «кейс стадиз»
факторный анализ
симулятивный анализ
ситуационный анализ

11. Политическая антропология изучает:
связь политики и различных сфер жизнедеятельности человека
общие для человеческих и животных сообществ черты поведения
политическое поведение и его мотивацию
связь политики с социобиологическими качествами человека

12. Прикладная политология изучает:
вопросы, связанные с политическим маркетингом
проблемы политического консалтинга
деятельность дипломатических представительств
криминалистические средства
систему публичного управления

13. Приведите в соответствие название парадигмы и ее объяснение политики
теологическая — через Божественную волю
рационально-критическая — через внутреннюю природу политики
социальная – через влияние на политику других сфер общества
натуралистическая – через природную среду

14. Первые десятилетия становления политологии отличает __________ подход к исследованию политических явлений.
синергетический
системный
поведенческий
нормативно-институциональный

15. Политология – это наука, включающая знания о ____________.
политическом сознании
редистрибуции
пятой колонне и теориях заговора
пауперизме
реконверсии
политическом прогнозировании

16. Школа психоанализа в политологии представлена …
Э. Фроммом
К. Дойчем
Т. Парсонсом
М. Вебером
Г. Моской

17. Изучает ли фундаментальная политология проблемы создания благоприятного политического имиджа?
да
нет

18. Основоположники элитистского направления в политологии
М. Вебер
В. Парето
Г. Моска
К. Маркс

19. Т. Парсонс, Р. Мертон и Р. Дарендорф – представители __________ подхода в политической науке.
функционального
элитистского
неокорпоративистского
постиндустриального
классового

20. Предметное поле политической науки включает:
проблемы политического участия
международные отношения
политические институты
политическую теорию
историю государственного управления
законодательство в сфере политики

21. Основоположники американской политологии:
М. Крозье
Ф. Гудноу
В. Вильсон
Т. Парсонс
С. Хантингтон

22. Область исследования политической науки включает изучение следующей проблематики:
государственные бюджеты
правовые системы современности
принятие решений в сфере государственного управления
технологии урегулирования трудовых споров
политическое поведение
политическое сознание

23. Основатель школы структурного функционализма …
В. Вильсон
Р. Даль
К. Мангейм
Т. Парсонс

24. ____________ парадигма ориентирует на раскрытие внутренней природы политики.
рационально-критическая
культурологическая
геополитическая
социальная
натуралистическая

25. Первая в мире Ассоциация политических наук была создана …
в Великобритании в середине XX в.
в США в начале XX в.
в Германии в конце XIX в.
в Италии в первой трети XX в.

26. Основоположники европейской политологии:
Д. Истон
М. Вебер
К. Фридрих
А. Бентли
Г. Саймон
Г. Моска

27. С точки зрения бихевиорализма, квантификация означает использование _______________.
оценочных суждений
внеморальных категорий
методов квантовой механики
количественного измерения

28. Политическая наука в качестве самостоятельной дисциплины возникла …
в Древней Греции
в Древнем Риме
в США
во Франции
в Великобритании

29. Политическая _______________ как субдисциплина политической науки исследует мировоззренческие аспекты политики.
герменевтика
философия
антропология
теория
социология
идеология

30. Субдисциплины политической науки:
политическая юриспруденция
политическая социология
политическая история
политическая философия
политическая психология
политическая цивилистика

31. Разновидности натуралистической парадигмы:
цивилизационная школа
географическая школа
астрологическая парадигма
психологическая парадигма
биополитическая парадигма

32. Компаративный метод предполагает ____________ политических институтов.
сопоставление однотипных
изучение зарубежных
рассмотрение региональных
сравнение структуры и функций

33. Основоположник бихевиоралистского направления в политологии …
Ч. Мерриам
Г. Алмонд
В. Парето
Г. Моргентау

34. Функция ___________ направлена на формирование политического сознания у людей.
артикулирования
интеграции
социализации
описания
объяснения

35. Установите соответствие фамилий ученых и школ политической науки
Г. Моргентау — американская
Г. Моска — итальянская
Р. Михельс — германская
Е. Вятр — польская
Э. Берч — английская
Э. Дюркгейм — французская

36. Метод экспертной оценки относится к _____________ методам.
общелогическим
специальным
экспертным
эмпирическим

37. Является ли политология единственной наукой, изучающей сферу политики?
да
нет

38. Дескриптивная функция политологии направлена на ___________ политических явлений.
описание
оценку
прогноз
преобразование

39. Расположите в хронологическом порядке по возрастанию этапы развития политологии
1) логико-философский
2) институциональный
3) бихевиоралистский
4) структурно-функциональный
5) неоинституционализм

40. Международная ассоциация политической науки была создана в …
1939 г.
1947 г.
1949 г.
1903 г.

41. Теория рационального выбора возникла в период __________ этапа развития политологии.
институционального
поведенческого
постбихевиоралистского
классического

42. Бихевиоралистский этап развития политологии отличается широким использованием ____________ методов.
сравнительно-исторических
количественных
децизионных
формально-логических
описательных

43. Объект политологии – это ____________.
политическая жизнь общества
партийные системы
политические элиты
внешняя политика государства
политическая система

44. Политология как наука и учебная дисциплина возникла в …
IV в. до н.э.
XVIII в.
I в. до н.э.
XVII в.
XIX в.

Источник