Организация центра науки в группах детского сада

Центр науки и природы

Последний год пребывания дошкольника в детском саду – очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы.

Это необходимо учитывать при организации предметно-пространственного развивающего пространства в группе.

Так, в групповой библиотеке необходимо иметь достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом. В группе должны появиться географические карты и атласы, глобус; дидактические игры, развивающие познавательные интересы детей.

6 лет – сензитивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у дошкольников с общим недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии.

Нужно предоставить детям возможности для усвоения родного языка и экспериментирования со словом. В центре « Будем говорить правильно» должна появиться картотека разнообразных словесных игр.

Пространственную среду следует организовать таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающие предметы, т.к. стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Однако дошкольники с общим недоразвитием речи при этом могут испытывать определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали.

В таком ситуации взрослый должен стать равноправным партнером своих воспитанников и оказывать им необходимую помощь.

В возрасте шести-семи лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного пространства: развивающие центры рассчитываются для работы в них большего количества детей, чем в предыдущей возрастной группе.

Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает в подготовительной группе особое значение. Педагог должен создавать такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносить элементы игры в учение, общение и труд, использовать игру для воспитания. Сюжетно-ролевые игры с правилами, проводимые в подготовительной группе, должны помогать формированию личностной и нравственной саморегуляции. Игры должны отличаться большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, «проблемных ситуаций».

Конструкторская игра у детей седьмого года жизни превращается в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то нужное, полезное. Например, стаканчики из-под йогурта дети могут использовать для изготовления подставок для кисточек; а из пробок от минеральной воды с помощью педагога изготовить «тактильные» коврики и т.п. В связи с этим в уголке продуктивной деятельности должны быть материалы, необходимые для изготовления поделок детьми.

Дети седьмого года жизни с удовольствием участвуют в играх-соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха. Значит нужно так организовать пространство, чтобы выделить достаточно места для проведения таких игр.

Центр «Будем говорить правильно»

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Стульчики для занятий у зеркала.

3. Полка или этажерка для пособий.

4. Пособия и игрушки для развития дыхания («Мельница», «Вертолет», «Мыльные пузыри», бумажные птички-оригами и т.п.), дыхательные тренажеры.

5. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

7. Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам.

8. Сюжетные картины.

9. Серии сюжетных картин.

10. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.

11. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предло-жений (фишки, семафорчики, флажки, разноцветные геометрические фигуры и т.п.).

12. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

13. Лото, домино, игры — «ходилки» по изучаемым темам.

Центр науки и природы

1. Стол для проведения экспериментов.

2. Стеллаж для пособий.

3. Резиновый коврик.

4. Халатики, передники, нарукавники.

5. Природный материал: песок, глина, разная по составу земля, камушки, минералы, ракушки, семена и плоды, кора деревьев, мох, листья.

6. Сыпучие продукты: соль, сахарный песок, манка, пшено, крахмал, питьевая сода.

7. Пищевые красители.

8. Емкости разной вместимости: пластиковые контейнеры, стаканы.

9. Совочки, ложки, лопатки, воронки, сито.

10. Микроскоп, лупы, цветные и прозрачные стекла.

11. Аптечные весы, безмен.

12. Песочные часы.

13. Технические материалы: гайки, болты, гвозди, магниты.

14. Вспомогательные материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл.

15. Соломка для коктейля разной длины и толщины.

16. Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

17. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.

19. Игра. «Времена года».

20. Календарь природы, календарь погоды.

21. Комнатные растения с указателями, алгоритм ухода за комнатными растениями.

22. Инвентарь для ухода за комнатными растениями: леечки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы, кисточки и т. п.

23. Настольно-печатные дидактические игры для формирование первичных естествен-нонаучных представлений («С какой ветки детки?», «Во саду ли, в огороде», «За грибами», «Ходит, плавает, летает», «Звери наших лесов» и т. п.)

24. Альбом «Мир природы. Животные».

25. Альбом «Живая природа. В мире растений».

26. Альбом «Живая природа. В мире животных».

27. Валеологические игры, экологические игры («Мои помощники», «Да и нет», «Можно и нельзя» и др.).

Источник

Организация центра науки в группах детского сада

Центр науки в группах детского сада подразумевает создание условий, в которых дети смогут наблюдать и исследовать объекты окружающего мира. Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире. Они пытаются понять мир через наблюдения, экспериментирования с предметами. Наша задача – создать условия, в которых ребенок будет непосредственным участником исследования.

Центр науки – очень важен в группе, так как он помогает детям обрести новые знания. Здесь дети могут экспериментировать, пробуя, повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные наблюдения за растениями.

В центре наукирешаются следующие задачи:

• Развитие представлений о физических качествах предметов и явлений;

• Развитие тактильной чувствительности пальцев рук;

Формирование элементарных математических представлений: размерах, объеме, величинах, времени, о причинно – следственной связи;

• Развитие восприятия вкусов, цветов, запахов;

• Развитие речи и других коммуникативных навыков;

• Развитие умения размышлять, сопоставлять, формировать вопросы, делать выводы;

• Обеспечение социального развития детей в процессе учебного взаимодействия;

• Формировать умение видеть разнообразие растительного и животного мира;

• Развивать навыки ухода за объектами природы и бережного отношения к ним.

Компоненты центра науки в разных возрастных группах.

Подбирая растения, необходимо помнить о безопасности. Растения не должны быть ядовитые. В младшей группе дети должны знать и называть 2-4 вида растений, в старшем возрасте – 8-14 видов.

Требования к разнообразию растений.

Детям в младшем возрасте можно продемонстрировать для сравнения растения:

1. с разной листовой пластинкой (например, с крупными и гладкими листьями, с мелкими листьями, с опушенными листьями). Напоминать детям о том, что листья с широкой и гладкой пластинкой протираются тряпочкой, а в мелкие листья – обрабатываются из пульверизатора.

2. С различным способом полива.

3. С разной формой и величиной стебля (стебель тонкий и толстый).

Необходимо обязательно иметь в группе цветущие растение (фиалка, герань).

В старшем возрасте детям можно продемонстрировать растения:

1. Из разных экологических условий (растения пустыни — кактусы, из влажных тропических лесов – традесканции, папоротники)

2. С разными стеблями (стелющиеся, лазающие, древовидные)

3. С различным расположением листьев (очередное, супротивно – парное, мутовчатое)

В подготовительной группе:

1. По приспособлению к разным условиям (светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые, засухоустойчивые)

2. По способу размножения (семенами, луковицами, клубнями, делением куста, усами и др.)

3. Лекарственные растения

Все растения в группе необходимо подписать и на каждом обозначить символами особенности ухода (например, если растение любит влагу – нарисовать на горшке 3 капельки, если растение не нуждается в ежедневном поливе, можно нарисовать 1 капельку; если растению необходимо много света, можно обозначить символом – солнышко и т. д.)

Также в центре необходимо разместить алгоритм ухода за растениями в доступной для детей форме (символы, значки, рисунки).Для ухода за растениями должно быть оборудование: лейки, губки, пульверизатор, палочка для рыхления.

Кроме того, в группе для наблюдения детьми, необходимо разместить «Огород на окне». Здесь дети смогут наблюдать за ростом лука, гороха, рассады цветов и овощей, овса, пшеницы и др.

В младшей группе необходимо разместить календарь погоды с кармашками – для наблюдения за погодой и размещения в кармашках нужной картинки с соответствующим символом.

Читайте:  Самые красивые места Кабардино Балкарии

В старшем возрасте должны быть календари природы с обозначением месяцев, времени суток и дней недели. Можно разместить, например, наглядно – схематическую модель наблюдения за птицами.

3. Макеты – плоскостные и объемные

Примеры: «Макет леса», «Птичий двор», «Времена года» (мл. возраст). В старшем возрасте –макеты природных зон: «Макет пустыни», «Арктика», «Тропический лес», «Мини — планетарий» и др.

Организация центра науки в группах детского сада

В макетах в старшем возрасте можно отразить жизнь и быт людей разных регионов Земли (например,их жилища: дома, хижины, юрты, иглу, чумы и др.)

4. Модели и схемы (например, Схема проведения опыта или наблюдения, Правила ухода за растениями, плакат «Бережем природу»)

5. Экологические дидактические игры — сменяемые компоненты в зависимости от темы и решаемых задач в данный момент. К ним относится такие игры как, например, «Душистые коробочки», «Шумящие коробочки», «Звонкие бутылочки», а также «Игры с вкладышами «, «Домино», «Лото», «Пазлы», Лепбуки и т. д.

6. Альбомы, наборы картин, иллюстраций,открыток по разным темам: животные, растения, насекомые, птицы, времена года и т. д.

7. Коллекции (коллекции предметов, семян, камней, ракушек, листьев, плодов, шишек и др.)

8. Природный материал (глина, мел, песок, почва, кора деревьев, также плоды и семена разных растений,дополнительное оборудование: клей, пластилин, ткань, бумага.

В центре науки для детей необходимо организовать уголок «Мастерилка», где дети, знакомясь с природным материалом, могут создавать из него какие — то поделки. То, что создано детьми (поделки, рисунки) также должны быть представлены в центре науки.

10. Книги, энциклопедии

11. Детские проекты

12. Лабораторный материал для экспериментирования.

В младшей группе не следует давать детям сложные опыты с наличием стеклянных предметов, микроскопом и т. д. Можно провести простейшие опыты с воздухом («Мы поймали воздух» с использованием шаров, «Я вижу воздух» с трубочкой и стаканом воды, ветром («Что такое ветер?», магнитами, водой (опыт «Тонет — не тонет», «Меняет ли вода цвет?» с использованием красок).

С помощью игровых персонажей можно предложить детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли бумажный кораблик? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.

Дети в младшей группе узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень, о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.

Материалы для экспериментирования в младшем дошкольном возрасте — резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой, сосуды для воды; песок, бумага разного цвета и плотности, предметы для игр с тенью, зеркальце для игр с солнечным зайчиком.

На 5-м — 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. С детьми проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например, «Почему этот платочек высох быстрее?» (потому что он был на батарее); «Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему». Дети учатся сравнивать свойства песка, и глины, узнают и расширяют свои представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

Материалы для экспериментирования старшем дошкольном возрасте — глина, пластик, дерево, ткань. Стаканчики разного объема, безопасные красители, оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом, светом и др.

Приборы и приспособления: лупы, песочные часы, весы, микроскоп, термометры, компас, магниты, часы, фонарики и др.

13.Методический материал: картотеки опытов, дидактических игр, бесед, НОД.

Все материалы в центре науки должны соответствовать требованиям безопасности, должны быть доступны детям. Все должно быть эстетично оформлено. Некоторые материалы могут быть использованы только совместно со взрослым.

Фотоотчет «Новогодние забавы в группах младшего дошкольного возраста детского сада»Фотоотчет «Новогодние забавы в группах младшего дошкольного возраста детского сада» «Елка новогодняя в комнате стоит И, блестя игрушками, с нами говорит. Вспоминает елочка с грустью зимний лес, Полный звонких песенок,.

Фотоотчет о развлечении в старших группах детского сада «Праздник Нептуна»Фотоотчет о развлечении в старших группах детского сада «Праздник Нептуна» Фотоотчет о развлечении в группах старшего возраста «Праздник Нептуна» Хочу еще порадовать Вас дорогие коллеги одним фоторепортажем из.

Фотоотчет о празднике в старшей и средней группах нашего детского сада «Пожарная безопасность»Фотоотчет о празднике в старшей и средней группах нашего детского сада «Пожарная безопасность» В нашем детском саду как и в других проводилась работа по основам пожарной безопасности. Хочу вашему вниманию предложить фотоотчет по проделанной.

Конспект НОД «Игры-потешки в разных возрастных группах детского сада» Конспект НОД «Игры-потешки в разных возрастных группах детского сада» Цель: знакомить детей с потешками как жанром устного народного творчества.

Летний праздник в старшей, подготовительной группах детского сада «Лето красное!» Ход праздника Действующие лица: Клоун. Фея: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? А как вас зовут? Дети одновременно называют своё имя.

Предметно-пространственная среда ДОУ. Наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности) Предметно-пространственная среда ДОУ, наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности во 2-й младшей и.

Предметно-развивающая среда центра патриотического воспитания в старшей группе детского садаПредметно-развивающая среда центра патриотического воспитания в старшей группе детского сада Презентация предметно-развивающий среды центра патриотического воспитание в старшей группе детского сада МБДОУ №24 «Малыш». Предметно-развивающая.

Сценарий Линейки Дня здоровья для детского сада на вторых младших и средних группах Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни, через занятия физкультурой и спортом. Задачи: — сохранять и укреплять физическое и психическое.

Требования к уголку книги в группах детского сада В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок.

Организация психологических уголков в группах детского сада Презентация педагога-психолога МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №176 «Карандаш» Дубины М. В. на тему «Организациям психологических уголков.

Источник

Центр науки и природы в групповом помещении

6. Природный материал (песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т.п.).

7. Сыпучие продукты (желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль).

8. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, ворон­ки, сито.

9. Микроскоп, лупы, цветные стекла.

10. Пищевые красители.

11. Аптечные весы, безмен, песочные часы.

12. Технические материалы (гайки, болты, гвозди).

13. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл).

14. Схемы, модели, таблицы с «алгоритмом» выполнения опытов.

16. Игра «Времена года».

17. Календарь природы.

18. Комнатные растения (по программе) с указателями.

19. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.

20. Аквариум с рыбками, контейнер с сухим кормом для рыбок.

[1] Паршукова И. JI. Маленькие исследователи в детском саду. СПб.: Европейский лщ, 2004.

[1] Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2010.

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Формировать у детей навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного ана­лизаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числитель­ные, ответы на вопросы Сколько всего? Который по счету? Совершен­ствовать навык отсчитывания предметов из большего количества в пределах 10.

Учить сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой).

Совершенствовать навык сравнения групп множеств и их уравни­вания разными способами.

Познакомить детей с составом числа из единиц в пределах 5.

Формировать представление о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части. Учить называть части, сравни­вать целое и часть.

Формировать представление о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета.

Формировать навык сравнения двух предметов по величине (вы­соте, ширине, длине) с помощью условной меры; определять величину предмета на глаз, пользоваться сравнительными прилагательными <выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче).Совершенствовать навык раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах 10.

Учить измерять объем условными мерками.

Совершенствовать умение узнавать и различать плоские и объем­ные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, тре­угольник, шар, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближай­шего окружения.

Формировать представление о четырехугольнике; о квадрате и пря­моугольнике как его разновидностях.

Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плос­кости. Формировать навыки ориентировки по простейшей схеме, плану. Учить понимать и обозначать в речи положение одного пред­мета по отношению к другому.

Читайте:  Материалистическая диалектика Маркса

Закрепить представления о смене времен года и их очередности, о смене частей суток и их очередности. Сформировать представление о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели.

Рекомендуемые игры и упражнения: «Монгольская игра», «Колум­бово яйцо», «Куб-хамелеон», «Уголки» 1 ; «Найди недостающую фигу­ру», «Найди такую же», «Заполни пустые клетки», «Кубики для всех», «Собери лестницу», «Найди выход», «Поймай пингвинов», «Лучший космонавт», «Вычислительная машина» 1 ; «Лови, бросай, дни недели называй», «Я начну, а ты продолжи», «Неделя, стройся!» 2 ; «Гном стро­ит дом», «Кот и мыши», «Гусеница», «Винни Пух и его друзья» 3 ; «Найди кубик с таким же рисунком», «Измени количество», «Измени фигуру дважды» 4 , «По ягоды», «На лесной полянке», «Белые кролики», «Сложи фигуру», «Считаем и размышляем», «Клоуны» и другие 5 .

[1] Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

Источник

Центр природы в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе.

  • закреплять представление о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
  • приобщать детей к уходу за растениями и животными;
  • воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;
  • формировать начало экологической культуры

Наш уголок природы

Чтобы ребенок понимал свою неотрывность от природы, важно окружить его ею, поэтому в нашей группе создан вот такой уголок природы

Календарь погоды

Календарь погоды

Календарь погоды смешариков

Календарь погоды смешариков

Комнатные растения Постоянные обитатели уголка природы – комнатные растения. Они украшают нашу группу.

Комнатные растения

Постоянные обитатели уголка природы – комнатные растения. Они украшают нашу группу.

Выставочный уголок Вот такие поделки из природного материала являются результатом совместного творчества детей и их родителей

Выставочный уголок

Вот такие поделки из природного материала являются результатом совместного творчества детей и их родителей

Дидактические игры Дидактические игры позволяют в ненавязчивой форме знакомить детей с окружающим миром

Дидактические игры

Дидактические игры позволяют в ненавязчивой форме знакомить детей с окружающим миром

Центр коллекций Коллекции в группе включают образцы, которые собирают сами дети и их родители – камни, различные семена растений, сухую кору деревьев, речные и морские раковины

Центр коллекций

Коллекции в группе включают образцы, которые собирают сами дети и их родители – камни, различные семена растений, сухую кору деревьев, речные и морские раковины

Экспериментальная деятельность Мини –лаборатория Дети получают возможность применить полученные знания на практике, развивать самостоятельность, почувствовать вкус к исследовательской деятельности. Центр воды и песка Детям нравится отправлять в плавание корабли, играть с мелкими игрушками в песке.

Экспериментальная деятельность

Мини –лаборатория

Дети получают возможность применить полученные знания на практике, развивать самостоятельность, почувствовать вкус к исследовательской деятельности.

Центр воды и песка

Детям нравится отправлять в плавание корабли, играть с мелкими игрушками в песке.

Наглядный материал Применение наглядности способствует эффективному усвоению материала активизирует познавательную деятельность

Наглядный материал

Применение наглядности способствует эффективному усвоению материала активизирует познавательную деятельность

Методическая литература Методическая литература помогает в проведении занятий, делает их более интересными и познавательными

Методическая литература

Методическая литература помогает в проведении занятий, делает их более интересными и познавательными

Источник



Центр науки и естествознания. Консультация для педагогов.
консультация на тему

Черкашина Мария Александровна

Дети — прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания. Очень важно, чтобы маленькие дети участвовали в самом процессе исследования.

Центр науки принципиально важен для программы, ориентированной на ребенка, хотя бы потому, что один из важнейших её принципов — обучение через собственный опыт, пробы и открытия.

Скачать:

Вложение Размер
vvedenie.doc 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Центр науки и естествознания.

Консультация для педагогов.

Дети — прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания. Очень важно, чтобы маленькие дети участвовали в самом процессе исследования.

Центр науки принципиально важен для программы, ориентированной на ребенка, хотя бы потому, что один из важнейших её принципов — обучение через собственный опыт, пробы и открытия.

Какие «открытия» может сделать маленький ребёнок?

Оказывается, очень многое он может открыть лично для себя, путем собственных действий и нехитрых экспериментов. Эта деятельность помогает ему обрести новые знания.

Это совсем другие знания, нежели повторенные вслед за взрослым или запомнившиеся ему по заданному образцу.

Удивление и восторг — вот что испытывает ребёнок, самостоятельно открывший неведомое для себя раньше!

Принцип познания через собственные действия и открытия выдерживается при работе во всех без исключения видах деятельности. Но создание специального центра, где дети могут сосредоточенно экспериментировать, пробуя и повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные наблюдения за растениями или животными — безусловно, оправдывает себя.

Влияние на развитие. В этом центре воспитатели могут решать следующие важные образовательные задачи:

  • развитие представлений о физических качествах предметов и явлений;
  • развитие тактильной чувствительности пальцев рук;
  • формирование элементарных математических представлений и форме,
    размерах, объеме, величинах, времени, о причине и следствии;
  • развитие восприятия различных цветов, вкусов, запахов;
  • развитие речи и других коммуникативных навыков;

• умение размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать
собственные выводы;

• обогащение эмоциональных переживаний ребенка;

• обеспечение социального развития детей в процессе учебного
взаимодействия.

Цель: создавать условия для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности, обогащать партнерскую и самостоятельную поисковую деятельность.

развивать восприятие и наблюдательность детей дошкольного возраста,

стимулировать развитие аналитических навыков, (установление причинно-
следственных связей),

расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении
проблемных ситуаций,

развивать эвристические способы познания окружающего,

обогащать познавательно-исследовательское общения со сверстниками.
При обучении математики все должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность и интерес к самому процессу познания математики, не бояться ошибаться, стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач и желать достижения поставленной цели.

Неоценимую помощь в усвоении культурных и научных ценностей и способов познания оказывает знакомство детей с открытиями человечества. Ряд таких открытий становится затем предметом специального изучения ученых — математиков, астрономов, географов и других.

В курсе дошкольной математики происходит первое прикосновение к бесценным изобретениям. Дошкольников интересует, как люди научились считать, вычислять, кто придумал цифры, кто изобрел часы, счеты, калькуляторы, компьютер, как составили календарь, появились приборы для измерения тканей, площадей, жидкостей, сыпучих веществ, какие задачи решали в старину.

Каждый из этих вопросов составляет «цепочку» рассуждений, бесед, наблюдений. Например, «Почему текут минуты и куда они текут?» — такой вопрос может начать своеобразную коллекцию. Поиски ответов на него позволят пронаблюдать развитие идеи — отсчета времени по биологическим (биение сердца, частота дыхания), астрономическим показателям (смена дня и ночи, времен года) и природным объектам (цветы, растения, животные). На понятном для детей материале взрослые — педагоги и родители — помогают изготовить действующие модели разных видов часов и по ним проследить историю создания и совершенствования приборов для измерения времени: солнечных и лунных, песочных, водяных, механических, электронных.

Размышляя над достоинствами и недостатками каждой новой идеи, вместе с детьми анализируем, почему необходимо было ее совершенствование. И, конечно, важен не конкретный ответ, а развивающий эффект, достигнутый в результате общения — возникновение познавательного интереса, развитие эвристического мышления, речи, сообразительности, расширение понятийного опыта и самостоятельности. Важно помнить, как гласит Народная мудрость: ум гибнет не от износа, он «ржавеет» от неупотребления!

В детском саду можно собирать объекты неживой природы, а также животного и растительного происхождения. Они могут быть представлены единичными экземплярами и коллекциями.

Из объектов неживой природы собирают камешки, разновидности почв, глин, песка, строительных материалов и т. п.

Из объектов животного происхождения в детском саду можно иметь:

— яйца птиц, включая диких, домашних и декоративных (если удастся, можно дополнить эту коллекцию яйцами ящериц, змей и черепах);

— пуховые и контурные перья различных птиц;
— образцы шерсти и меха (перья и шерсть, если они взяты непосредственно от животных, следует подвергнуть дезинфекции).

В детском саду запрещено создавать коллекции, убивая животных. Детям нельзя участвовать в изготовлении чучел птиц и млекопитающих, ловить и морить насекомых.

Мир растений предоставляет для наблюдений гораздо больше возможностей. Собирая растения, необходимо придерживаться следующих правил:

— не собирать аллергенные растения данной местности; ими
чаще всего оказываются полынь, лебеда, кохия (прутняк);

-не брать растения, содержащие много пыльцы, так как именно пыльца чаще всего вызывает аллергизацию детей; такие растения лучше собирать до или после цветения;

-не собирать растения с летучими и выбуравливающимися плодами — тополь, рогоз, ковыль, житняк гребенчатый и т. п.; такие плоды, высохнув, разлетаются по комнате и зачастую попадают в дыхательные пути детей, вызывая раздражение.

Оборудование центра экспериментирования

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

емкости разного размера, лейки, формочки, камешки, песок, вода, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки.

воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки.

мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, веревочки.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Центр «Песок — вода»:

ёмкости разного размера, мерные кружки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведёрки, куски резиновых шлангов предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.),

пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

Центр «Науки и природы»:

пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, кусочки разной ткани, механические плавающие игрушки, природные материалы (жёлуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т. д.).

листы белой бумаги, листы цветной ной бумаги, цветной картон, клей, кисточки для клея, подставка под кисточки, акварельные краски, цветная гуашь, кисточки для красок, цветные карандаши, цветные мелки, губки поролоновые разной формы, размера, структуры, зубные щётки, пуговицы, разноцветные лоскутки тканей разных видов, трафареты, ватные палочки, палитра, пиктограммы смешивания красок, салфетки, ватные диски, цветовые волчки.

мука, сахар, соль, доски, тёрки, вилки и ложки (пластмассовые), розетки, миски, фартуки, колпаки, нарукавники, подносы, пооперационные карты рецептов блюд.

книги, журналы, лингвистические игры, книги, журналы, книжки-самоделки и оборудование для их изготовления (степлеры, дыроколы, тесьма, клей), план-схема и модели для рассказывания.

мелкие предметы для счёта и группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, счёты, шнуровка, логико-математические игры, резиночки, бусинки.

верёвочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры.

Центр «Песок — вода»:

ёмкости разного размеру мерные кружки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблик, лопатки, совочки, ведёрки, куски резинового шланга, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.), пластмассовые стаканчики различной формы, величины, степени прозрачности, опилки, мерные стаканчики, мерные ложки, шарики из разного материала.

Центр «Науки и природы»:

пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т. д.), оборудование для ухода за растениями и животными, модели, календари природы, дневники наблюдений за посадками, лупа, рукавички из разных материалов, кусочки меха , вата, перчатки, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звёзды, месяц, светлячок, костёр, лампа, фонарик и т. д.), магниты, рукавичка с вшитым внутрь магнитом, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей.

книги, журналы, лингвистические игры, книги, журналы, книжки-самоделки и оборудование для их изготовления (степлеры, дыроколы, тесьма, клей), план-схема и модели для рассказывания.

листы белой бумаги, листы цветной бумаги, цветной картон, клей, кисточки для клея, подставка под кисточки, акварельные краски, цветная гуашь, кисточки для красок, цветные карандаши, цветные мелки, губки поролоновые разной формы, размера, структуры, зубные щётки, ножницы, разноцветные лоскутки тканей разных видов, трафареты, ватные палочки, палитра, пиктограммы смешивания красок, салфетки, ватные диски, цветные нитки, цветовые волчки.

мука, сахар, соль, доски, тёрки, вилки и ложки (пластмассовые), розетки, миски, фартуки, колпаки, нарукавники, подносы, пооперационные карты рецептов блюд.

мелкие предметы для счёта и группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, счёты, шнуровка, логико-математические игры, веревочки, бусинки.

Центр «Песок — вода»:

ёмкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведёрки, куски резиновых шлангов, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, опилки, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки.

верёвочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.

Центр «Науки и природы»:

пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (жёлуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой, оборудование для ухода за растениями и животными, моде ли, календари природы и погоды, дневники наблюдений за посадками, лупа, рукавички из разных материалов, кусочки меха, вата, перчатки, картинки с изображением источников света: луна, звёзды, месяц, светлячок, костёр, лампа, фонарик и т. д., магниты, бисер, стеклярус, янтарь, рукавичка с вшитым магнитом, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей, весы, глобус, деревянные предметы, дневники наблюдений за посадками овса, лука, чеснока, карта мира, картотека опытов, клеёнчатые фартуки, мелкие игрушки («Кин дер-сюрприз»), микроскоп, монеты, железные предметы песочные часы, пипетки, пульверизатор, влажные бумажные салфетки, лейкопластырь, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок, пипетки, набор предметов, обладающих способностью отражения зеркал, фанера, оргстекло, скрепки, проволока, рупор из картона, макет «Солнце — земля», карта климатических зон, грузы разного веса, магнитный театр, резиновые груши, резиновые перчатки, щётка-смётка, совок, отвёртки, винтики, наждачная бумага, колесики, деревянные зубочистки.

книги, журналы, лингвистические игры, книжки-самоделки и оборудование для их изготовления (степлеры, дыроколы, тесьма, клей), план — схема и модели для рассказывания, алфавит, буквы, бумага, ручки, прописи, игры для занятий по звуковой культуре речи, картотеки чистоговорок, скороговорок, разные картинки, книжки-малышки, кроссворды, ребусы, кубики с азбукой, различные виды театра.

листы белой бумаги, листы цветной бумаги, цветной картон, клей, кисточки для клея, подставка под кисточки, акварельные краски, цветная гуашь, кисточки для красок, цветные карандаши, мелки, поролоновые губки разной формы, размера, структуры, зубные щётки, пуговицы, разноцветные лоскутки тканей разных видов, трафареты, ватные палочки, палитра, пиктограммы смешивания красок, салфетки, ватные диски, цветные нитки, цветовые волчки, пластилин, игровое тесто, бумага различного размера и текстуры, восковые свечи, газеты, штампы, обёрточная бумага, пооперационные карты, синтепон, тряпочки, фломастеры, художественная литература по изодеятельности, восковые мелки, чернила, тушь, ватные шарики, фольга, авторучки.

мука, сахар, соль, доски, терки, вилки и ложки, ножи (пластмассовые), розетки, миски, фартуки, колпаки, нарукавники, косынки, подносы, пооперационные карты рецептов блюд, сито, дуршлаг, формочки для печенья, кондитерский шприц, контейнеры, миски, лопатки, поварешка, овощерезка, толкушка, формы для кекса, печенья.

мелкие предметы для счета и группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, счёты, шнуровка, логико-математические игры, веревочки, бусинки, балансовые весы, домино, шашки, коллекция крышек, часов, конструкторы, лото, настольно-печатны игры, пазлы, рабочие листы заданиями, счёты, тетради в клетку, цифры, резиновые кольца.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ «Содержание центров науки в группе детского сада»

Огромное значение для развития ребенка имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знани.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по основам науки и естествознания в подготовительной группе на тему: «Одежда, обувь, головные уборы»

история происхождения одежды с использованием презентации, речевые игры.

Ознакомление с окружающим (Основы науки и естествознания) «Прогулка по Якутской тайге» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Цель: Расширять представления детей о разнообразии растительного мира Якутии. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человек.

Презентация по познавательному развитию (основы науки и естествознания) на тему «Осень» для старших дошкольников

Данная презентация содержит изображения признаков осени и послужит хорошим демонстрационным материалом при изучении темы "Осень".

Конспект ОД (Основы науки и естествознания) в средней группе «Беседа о сотрудниках детского сада «Все профессии важны – все профессии нужны»

Конспект ОД по познавательному развитию.Средняя группа.

Презентация предметно-развивающей среды для развития познавательных интересов старших дошкольников.

Источник