Организация труда в природе docx

Организация труда детей в природе

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе, способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети с убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.1. Значение труда в уголке природы для развития личности ребенка

Содержание

Введение
2. Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе
3. Формы организации труда в уголке природы с детьми с отклонениями в развитии речи
4. Содержание и методика руководства в различных возрастных группах.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Организация труда в природе.docx

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений и в поведении животных. При оценке дежурств, следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждение о качестве, об отношениях к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

По сравнению с предыдущим возрастом значительно усложняется организация коллективного труда. Здесь имеет место общий труд и труд совместный. При организации общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий.

Например, коллективная уборка в уголке природы, сбор семян для корма птиц и т.д.

Имеет место наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.

Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.

В связи с общим развитием детей становится возможным трудовой процесс, который надлежит выполнить. Дети повторяют наиболее сложные операции.

В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотнести свои действия с указаниями воспитателя.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества труда: «Посадит правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

Особенностью руководства трудом, в старшей и подготовительной к школе группе, является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется различными средствами. Одно из них – ознакомление с природой.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.

Труд как метод воспитательно- образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие их мышления, создает основу для материалистического миропонимания.

Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети с НР получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях.

  1. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой», — М.: Просвещение, 1980.
  2. «Воспитание дошкольника в труде». Под редакцией Нечаевой В.П., — М.: Просвещение, 1980.
  3. «Наблюдение и труд детей в природе». Составитель Мазурина Н.Ф., — М.: Просвещение, 1976.
  4. Марковская М. М. «Урок природы в д/с», — М.: Просвещение, 1989.
  5. Николаева С.Н. «Совместная деятельность взрослых и детей» по журналу «Дошкольное воспитание» №5, 2000г, с. 36-40.
  6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников», — М. Академия, 1999.
  7. «Программа воспитания обучения в д/с», — М.: Просвещение, 1987.
  8. «Методика рекомендации к Программе воспитания и обучения в д/с», — М.: Просвещение, 1986.

«Посев семян редиса, репы, салата»

Цель: Уточнить представления детей о том, что овощи выращивают из семян; учить различать семена редиса, репы, салата (семена редиса розовые, круглые; семена репы чуть мельче редиса, желтоватого цвета; семена салата плоские, овальные, серые); познакомить со способами посева (с помощью мерной веревки с узлами на одинаковом расстоянии наметить бороздки, дно бороздок уплотнить ребром ладони; для посева брать щепотку семян, смешанных с песком, и сыпать их в бороздку, постепенно продвигая руку вдоль нее, засыпать мелко семена, осторожно полить из лейки с ситечком); вызвать у детей интерес и желание вырастить овощи.

Первая часть занятия организуется на веранде, в беседке или вблизи огорода на выносных столах. К занятию подготовлены семена для посева, смешанные с песком, семена в плошках для рассматривания (на каждый стол по 3 плошки), белые листы бумаги, 6 леек с ситечком и водой, мерная веревка, этикетки с рисунками моркови, репы, салата. Грядки подготовлены накануне посева.

В начале занятия воспитатель вспоминает с детьми, какие овощи росли на огороде в прошлое лето, как они их вырастили. Спрашивает, какие еще овощи они хотели бы вырастить, предлагает посадить салат, репу, редис. Ставит перед детьми на стол блюдце с семенами репы и салата. Предлагает каждому ребенку положить на лист бумаги по нескольку семян салата и репы, сравнить, чем они отличаются по форме, размеру, цвету. Затем дети так же сравнивают семена редиса, уточняют, чем похожи эти семена (мелкие, из них вырастают овощи). Воспитатель рассказывает, что мелкие семена для посева нужно смешивать с песком, показывает, как это делается.

На огороде детей распределяют на 3 подгруппы, каждая из которых имеет один вид семян (дети располагаются по обе стороны грядок). Воспитатель рассматривает с детьми мерную веревку, рассказывает, зачем она нужна. Дети помогают укрепить веревки на каждой стороне грядки. Воспитатель показывает, как ровно, от узла к узлу, провести бороздки, уплотнить их ребром ладони, щепоткой сеять семена, смешанные с песком, засыпать их землей. После показа всего процесса дети приступают к работе (семена кладут на грядки после того, как проведены бороздки). Воспитатель внимательно наблюдает за работой детей, предлагает тут же исправить, если ребенок сделал что-то неправильно.

После посева нескольким детям (не более 6) он поручает полить грядки. Предварительно показывает и объясняет, как это делать: поливать только из лейки с ситечком, равномерной тонкой струей, чтобы не вымыть из земли семена. В конце поручает дежурным укрепить на грядках этикетки с рисунками посаженных овощей.

Читайте:  Quot Человек и природа Друзья или враги quot презентация урока для интерактивной доски 3 класс на тему

«Высадка цветочной рассады на клумбу (или рабатку)»

Цель: Дать детям представление о том, что растения цветника и огорода, требующие много тепла, вначале выращивают из семян в теплице, парниках, на светлых окнах, а затем рассаду пересаживают на клумбы или грядки; познакомить с приемами высадки рассады (взять растение в левую руку, опустить в ямку, правой рукой расправить корни, присыпать землей до корневой шейки, левой рукой поддерживая растение; далее обеими руками обжать землю вокруг растения, проверить, достаточно ли плотно обжата земля— слегка потянуть за стебель около корневой шейки); вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной дружной работы.

Клумбу или цветочную рабатку готовят заранее: перекапывают и разделывают землю, вносят удобрение, большую клумбу разбивают на секторы, отбивают края и дорожки, поливают за 1—2 ч до работы. Непосредственно перед высадкой рассады (2—3 вида) воспитатель вынимает ее из ящика, разделяет на отдельные экземпляры и раскладывает посередине рабатки или сектора клумбы, прикопав корни. Несколько экземпляров каждого вида оставляет для рассматривания и показа. Воспитатель с помощью 2—3 детей маркирует места посадки, размещает вблизи места работы оборудование: 2—3 веревочки с колышками на концах, мерные палочки для маркировки места посадки растений, открытки или другие цветные рисунки растений, совочки, лейки и ведерки. (В солнечную погоду занятие проводится во второй половине дня.)

В первой половине занятия воспитатель размещает детей недалеко от места работы так, чтобы всем было видно, рассматривает с ними изображения цветущих растений. «Кто знает, как называется цветок? Нравится? Чем?» Дополнительно дает пояснения о величине растений, времени их цветения; показывает само растение (рассаду). После рассматривания картинок и беседы воспитатель обсуждает с детьми, как разместить растения на клумбе (или рабатке): одни ближе к краю, другие посередине, какие в центре и т. д. При этом обращает внимание на необходимость подбора растений так, чтобы было красивое сочетание цвета, размеров. Во время работы объясняет, почему некоторые растения сажают рассадой, а не семенами.

Во второй части занятия рассматривают рассаду. Воспитатель знакомит детей со способами ее посадки. Ребят следует разместить с двух сторон рабатки (или по дорожкам, разделяющим клумбу на секторы так, чтобы перед каждым ребенком было 2 бороздки, обозначающие место посадки, и чтобы каждый ребенок мог видеть действия воспитателя).

Вначале надо отмерить расстояние (по бороздкам), на котором следует сажать растение. Педагог показывает мерную палочку и способ ее использования. Затем на обозначенных местах делает ямку, показывает глубину ее, поясняет: «Все корешки должны разместиться». Предлагает дежурным раздать мерные палочки и совочки. Все дети под контролем воспитателя готовят ямки. Когда ямки готовы, дежурные наливают в них воду. Пока вода в ямках впитывается, воспитатель показывает способ посадки. Вначале 2—3 ребят рассказывают, как надо сажать рассаду, а затем воспитатель еще раз показывает. Во время посадки следит за выполнением детьми работы, помогает тем, кто не справляется с заданием.

Когда все растения посадили, воспитатель показывает способ проверки. Дети проверяют правильность посадки, исправляют допущенные ошибки. Дежурные с помощью других детей поливают посадки (клумбу, грядку).

В конце воспитатель дает оценку работы, подчеркивает, что все работали дружно. Предлагает задание к дальнейшему наблюдению: проследить, когда на растениях появятся свежие листики (это значит, что растение прижилось); договориться об очередности работы — когда и кто будет поливать посадки.

Источник

Труд, как средство экологического образования дошкольников

Изучение проблемы организации труда детей в природе. Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Труд по уходу за комнатными растениями в уголке природы, как одно из средств экологического образования детей дошкольного возраста.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 26.11.2010
Размер файла 148,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

9. Кудакова Л.В. Нравственно- трудовое воспитание ребёнка- дошкольника — 2005

10. Макарова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. 1991г

11. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду, 1989

12. Методика ознакомления детей с природой в детском саду./ Под ред. П.Г. Саморуковой- 1992

13. Мир природы и ребенок. Под ред. Л.М. Маневцовой и Саморуковой, 2003

14. Наблюдение и труд детей в природе. Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. А.Ф. Мазуриной, Просвещение,1976

15. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников, 2001

16. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условие её реализации в детском саду, 1999

17. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности, 1987

18. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Н.Н. Подъякова и Сохина, 1984

19. Теория и методика экологического образования детей. С.Н. Николаева, Учебное пособие для учащихся вузов, Москва, Академия, 2002

20. Хрестоматия по педагогике. Составитель С.Н. Полянский

«Биологическая характеристика комнатных растений»

Горные тропические, субтропические леса, саванны Южной Африки

Южная экспозиция, но может расти и в полутени; выносит перепады температур от 13 до 22, но в очень теплых помещениях нуждается в опрыскивании. Земельная смесь: дерновая, перегнойная, листовая, песок (2,2,2,1)

Свето-, влаго-, теплолюбивое растение, любит простор. Может сбрасывать листву от недостатка света и тепла, от тесного соседства с другими растениями. Восточная и Западная экспозиция

Влажные леса Южной Америки и Африки

Экспозиция западная или восточная, притенение от солнца, зимой любой покой (10-12°), может сбрасывать листву. Земельная смесь: дерновая, торф, перегной, песок в равных частях

Влажные субтропики Южной Африки

Светолюбивое растение, подходят южная, восточная и западная экспозиции с притоком свежего воздуха. Зимой нуждается в прохладном содержании (6-10°). Земельная смесь: листовая, дерновая, перегной, песок (2, 2, 2, 1)

Светолюбивое и влаголюбивое растение, зимой нуждается в опрыскивании. Подходят западная и восточная экспозиции. Земельная смесь: дерновая, листовая, песок (4, 2, 1)

Горы тропической Африки

Светолюбивое растение, но не выносит прямых солнечных лучей. Подходит северная экспозиция. Полив осторожный с края горшка. Почва легкая, влаго- и воздухопроницаемая.

Вынослив, мирится с разными температурами, нуждается с притенение от прямого солнца. Зимнее содержание лучше с пониженной температурой (12-18є) и умеренным поливом.

Влажные субтропики Бразилии и тропики Северной Америки

Влаголюбивое, теневыносливое, нетребовательное к температурам и почве растение. На западной и восточной экспозиции нуждается в притенение от солнца.

«Подбери инструмент по уходу за растениями»

Цель: 1. Закрепить полученные знания по уходу за комнатными растениями

2. Учить выбирать нужный инструмент для ухода из предложенных

Материал: инструменты для ухода за комнатными растениями

Игровое правило: выбрать нужный инструмент для ухода за конкретным комнатным растением.

Ход игры: перед детьми стоят несколько комнатных растений, отдельно лежат инструменты для ухода. Ребенок должен определить, в каком виде ухода нуждается каждое растение и из кучи инструментов выбрать необходимое

Трудовое занятие «Ухаживаем за Китайским розаном и Пеларгонией»

Цель:1. закреплять умение правильно подбирать инструменты для каждого растения.

2. развивать умение пользоваться сухой и влажной тряпочкой, кисточкой.

3. воспитывать взаимопомощь; умение поддерживать товарищей в процессе труда

Материал: инструменты, фартуки, тазик с водой

Ход занятия:

1. Вступительная беседа:

«Посмотрите, ребята, на наши растения. Посмотрите какое у них настроение (грусть). Как вы думаете, почему? Что нужно сделать для этого»

— в каком виде ухода нуждается герань, китайский розан?

Читайте:  Power Rangers или Могучие Рейнджеры Зверомеры

— с помощью чего мы будем это делать и как?

— какие инструменты понадобятся для ухода?

— кто что будет делать?

«Чтобы было довольные наши растения нужно чисто и бережно удалять пыль с листочков, осторожно рыхлить землю, не повредив корня, и аккуратно его поливать»

Что-то тяжелое убрать, перенести, совет

«Наташа что ты сегодня делала? А Миша чем занимался? Как вы думаете, мы справились с работой? Почему?

6. Общее поощрение, уборка инвентаря.

Трудовое занятие «Такие разные растения»

Цель:1. развивать умение различать разные растения.

2. закреплять умение пользоваться сухой и влажной тряпочкой, кисточкой, разные виды ухода за ними.

3. воспитывать взаимопомощь; умение поддерживать товарищей в процессе труда

Материал: инструменты, фартуки, тазик с водой

Ход занятия:

3. Вступительная беседа:

«Посмотрите, ребята, на стол. К нам сегодня в гости пришло много разных растений»

— чем различаются эти растения?

-какой корень, стебель, лист?

— какие виды ухода нужны?

— что нужно для этого?

— кто что будет делать?

3. Составление модели строения растения

4.Игровое упражнение по моделям «Собери правильно»

5. Составление модели «Потребности растения»

6. Рассказ детей по моделям

7. Подбор инструментов для ухода за растениями

8. Подведения итога:

«Наташа что ты сегодня делала? А Миша чем занимался? Как вы думаете, мы справились с работой? Почему? Справились ли с поставленной нами задачей?»

Цель: Развивать умения различать разные по типу поверхности, и соотносить их с растениями

Материал: карточки с различными по типу поверхностями

Ход игры: на столе выкладываются карточки, ребенку завязывают глаза, подводят к столу и он тянет карточку, ощупывает её, соотносит с растением, к какому он предполагает

Подобные документы

Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда как средство развития детей дошкольного возраста. Развитие эстетических чувств. Оборудование зоны природы в детских садах.

дипломная работа [1,4 M], добавлен 18.02.2014

Определение критериев, анализ показателей и характеристика состояния экологического воспитания дошкольников. Экспериментальная оценка работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

дипломная работа [135,1 K], добавлен 15.01.2012

Интегративные тенденции экологического образования детей дошкольного возраста. Комплексные мероприятия экологического содержания в ДОУ. Экспериментальное исследование экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей дошкольного возраста.

курсовая работа [86,1 K], добавлен 20.09.2010

Способы определения психолого-педагогических основ экологического образования детей дошкольного возраста. Характеристика методики использования игр как средства экологического образования дошкольников. Анализ задач экологического воспитания дошкольников.

курсовая работа [67,0 K], добавлен 23.01.2014

Экологическое образование детей дошкольного возраста. Формы экологического образования детей дошкольного возраста. Структура экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста. Природоведческие экскурсии как средство развития бережного отношения к природе.

дипломная работа [71,5 K], добавлен 18.04.2015

Бережное отношение к природе как компонент экологического образования и воспитания детей. Особенности личности ребенка старшего дошкольного возраста. Выявление уровня сформированности экологических знаний у дошкольников. Анализ результатов исследований.

курсовая работа [94,7 K], добавлен 22.09.2011

Основные цели и задачи экологического образования дошкольников. Экспериментальное исследование сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Определение наиболее эффективных методов экологического воспитания дошкольников.

Источник

САМОЦЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА. ИСТОРИЯ ПРИОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА К ПРИРОДЕ

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет и жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Ребенок в эти годы овладевает своим телом и основными движениями, у него развиваются сенсорные ощущения, на их основе фор­мируется восприятие. Огромным достижением этого периода явля­ется то, что ребенок овладевает речью, которая в совокупности с восприятием и движением дает мощный толчок развитию интел­лекта — от простейших мыслительных актов, сопряженных, как правило, с действием, он переходит к наглядно-образным решениям, а затем и к логическим, дискурсивным (речевым) формам мыш­ления. То есть ребенок постепенно овладевает способностью форму­лировать просьбу, задавать вопрос, делать сообщение и даже строить (к 6—7 годам) первые аргументированные объяснения и гипотезы.

Быстро накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, ребенок во многих отношениях становится управляемым. Этому способствует развитие произвольных процес­сов: сосредоточенного внимания, воли, социальных эмоций.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение ребенка со взрослым — оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему миру в целом. Ребенок хорошо развивается, если общение со взрослым строится на понимании последним его эмоциональ-

ного самочувствия, интересов, возможностей, если взрослый умеет признать в ребенке развивающуюся личность, умеет вставать на его позицию, учитывать его точку зрения, воспринимает его как полноценного партнера в совместной деятельности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с приро­дой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для разви­тия ума, чувств и воли; революционеры-демократы (В.Г.Белин­ский, А.И.Герцен и др.) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных све­дений об окружающих предметах. Известно, какое большое зна­чение придавал природе К.Д.Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и по­лезное для их умственного и словесного развития.

Идеи К.Д.Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, Е. И.Тихеевой, которые уделяли много вни­мания природе как средству умственного воспитания детей до­школьного возраста. В своем основном педагогическом труде «Ум­ственное и нравственное воспитание детей от первого проявле­ния сознания до школьного возраста» (1913) Е. Н. Водовозова рас­крывает роль наблюдения как наиболее доступного средства озна­комления маленьких детей с предметами и явлениями окружаю­щей природы. По ее мнению, наблюдения дают богатую пищу для развития детского ума и эстетических чувств. Е. И. Тихеева видела в природе средство сенсорного воспитания детей, развития их речи.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили даль­нейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Бы­стров, Р.М.Басс, А.М.Степанова, Э.И.Залкинд, Е.И.Волкова, Е.Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для прак­тиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В.Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З.Д.Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. В этот период ознакомление с природой использовалось как средство коммунистического воспитания и всестороннего раз­вития детейнравственного, эстетического, умственного. Шел поиск и отбор содержания знаний, их систематизация, велись раз­работка и определение форм и методов ознакомления дошкольни­ков с природой, осуществлялась проверка организационных мо­ментов: устройство цветников, огородов, уголков природы. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного

метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и рас­ширения достоверных сведений о природе (З.Д.Сизенко, С.А.Веретенникова, А. М.Низова, Л.И.Пушнина, М.В.Лучич, А.Ф.Мазурина и др.).

Природа как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков была широко использована в целях сенсорного воспитания дошкольни­ков в играх с природным материалом и природоведческим содер­жанием (Э.И.Залкинд, А. С. Макаревич, В.А.Дрязгунова), в труде (Л.Е.Образцова, Н.К.Постникова, Е.И.Корзакова, В.Г.Фо­кина и др.).

Большое значение в научном обосновании методики ознаком­ления детей с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых — исследование Э.И.Залкинд (М ГПИ им. В. И.Ленина), посвященное ознакомлению дошколь­ников с птицами, — показало, как важна правильная организа­ция чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

Читайте:  ЯЙЦА РАЗНЫХ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ ИХ ОСОБЕННОСТИ

Фундаментальные исследования были развернуты на кафедре
дошкольной педагогики ЛГПИ им. А. И.Герцена, основная часть
которых посвящалась наблюдению (Г. С. Филиппюк, П. Г. Саморукова, А. К. Матвеева, Е. К. Мелькичева, Н. И. Ветрова) как сложному виду психической деятельности, включающему различные сенсорные и мыслительные процессы, опирающемуся на эмоционально-волевые свойства личности ребенка. В процессе наблюде­ний дошкольников можно научить замечать существенные сторо­ны явлений (что способствует повышению уровня обобщенности знаний), моделировать характерные и значимые признаки наблюдаемых объектов, что также оказывает влияние на умственное развитие. Исследования активизировали практику: методисты-ленинградцы (А.Ф.Мазурина, Т.Н.Розина, А.А.Сакевич и др.) создали пособие «Наблюдение и труд детей в природе», которое
долгое время было популярным у практиков. Плодотворный поиск увенчался созданием группой ленинградских исследователей «Методики ознакомления детей с природой в детском саду» —
нового учебного пособия для учащихся педагогических училищ.

Тема наблюдений в природе продолжала интересовать исследователей (А.И.Васильева, Е.И.Золотова, Л.М.Маневцова и др.) – отрабатывались форма организации, виды, этапы, приемы наблюдений, сочетание с трудом в природе, особое внимание уделялось поисковым наблюдениям и опытничеству.

Мощный блок исследований, посвященных наблюдению, который сложился в 1950 —1970-е годы, отвечал главным образом

на вопрос «Как наблюдать природу с дошкольниками?». Содержа-

ние наблюдений (т. е. «Что наблюдать?») оставалось на втором плане. Во всех исследованиях имелся свой интересный предмет, свой круг явлений, за которым наблюдали дети (растения комнатные или на участке, огородные культуры, различные животные — пти­цы, рыбы, насекомые, обитатели уголка природы, явления не­живой природы и пр.); тем не менее не ставилась задача единого подхода к содержанию наблюдений за природоведческим матери­алом, не выдвигались единые (экологические) принципы его от­бора. Работами было установлено, что дошкольники, особенно старшие, могут познать многое, если ознакомление с природой целенаправленно и особым образом организовано взрослым, если имеется наглядность, если дети включены в деятельность. Исследо­вания шли «вширь» — создавалась методика ознакомления детей с природой, но не методика экологического воспитания.

Важными являются исследования этого периода, которые были посвящены воспитанию у детей отношения к природе (В. Г. Фоки­на, В. Д. Сыч), в итоге наиболее ценным в развивающейся лично­сти стало именно возникновение отношения, интереса к окружа­ющему миру.

Общим для периода 1950— 1970-х годов стал вывод о том, что дети дошкольного возраста в условиях организованного взрослым педагогического процесса с успехом усваивают разнообразные зна­ния о природе, эти знания развивают детей в умственном плане, а при эмоциональной их подаче становятся основой положитель­ного отношения к природе.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспи­тания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, ини­циированными Академией педагогических наук. Детскими психо­логами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения — привнесе­ния в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное раз­витие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе,
занимались А. В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Венгер (НИИ
дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение
о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна на­глядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

В дошкольной педагогики начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие за-

кономерности живой (И.А.Хайдурова, С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В ис­следованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь лю­бого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало эколо­гическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Источник



Наблюдения и труд детей в природе. Пособие для воспитателей дет. сада.

В пособии раскрывается методика ознакомления дошкольников с природой в процессе наблюдений за растениями и животными и труда по уходу за ними. Изд. 3-е, перераб. и испр.

Надпись на первой странице. 619

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Другие товары раздела

Школьная гигиена

Школьная гигиена

Автор: Советов С.Е., Волков Б.И., Громова З.П. и др.

Самообразование: история, теория и современные проблемы.

Самообразование: история, теория и современные проблемы.

Автор: Айзенберг А. Я.

Откровенный разговор

Откровенный разговор

Автор: Андреев Ю.

Вы смотрели

Наблюдения и труд детей в природе. Пособие для воспитателей дет. сада.

Наблюдения и труд детей в природе. Пособие для воспитателей дет. сада.

Автор: А. Ф. Мазурина, Т. Н. Розина, А. А. Сакевич . др

Товар дня

Чудо. Магия счастья

Чудо. Магия счастья

Автор: Коллектив авторов

Сайт разработан:

Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.

Сбор и использование персональной информации

Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним. От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами. Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.

Какую персональную информацию мы собираем:

  • Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.

Как мы используем вашу персональную информацию:

  • Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
  • Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
  • Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
  • Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.

Раскрытие информации третьим лицам

Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.

  • В случае если необходимо — в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ — раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
  • В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.

Защита персональной информации

Мы предпринимаем меры предосторожности — включая административные, технические и физические — для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.

Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.

Источник