Окружающий мир 2 класс 1 часть И про воду стр 52 8211 55

Окружающий мир 2 класс 1 часть И про воду стр. 52 – 55

Дождь образуется, когда водяной пар охлаждается и скапливается в облаках. Капельки воды постепенно увеличиваются и выпадают на землю.

2) Откуда берутся снег и лёд?

Снег и лёд образуются при замерзании воды при отрицательных температурах.

3) Отчего загрязняется вода?

Вода загрязняется от стоков промышленных предприятий, от бытовых стоков канализации, от мусора, который человек выбрасывает в воду, или оставляет на берегах водоёмов.

4) Подумай и расскажи, какую роль играет вода в твоей жизни.

Вода играет очень большую роль в моей жизни. Я пью воду каждый день, мою руки и лицо, купаюсь в ванной, стою под душем, мою фрукты и овощи, использую воду для уборки в квартире и мытья посуды. Летом купаюсь в реке и на море.

5) С помощью фотографий и рисунка расскажи, где в природе встречается вода, какое значение она имеет для растений, животных и человека.

Рассказ о значении воды для растений, животных, человека для 2 класса

Вода встречается в природе везде. Она находится в различных водоёмах — морях, океанах, реках, озёрах, ручейках, родниках. Вода встречается под землёй и в виде водяного пара. Она проливается на землю дождём и выпадает снегом. Она находится в ледниках. Вода является частью любого живого организма.

Для растений, животных и человека вода прежде всего источник жизни. Без воды всё живое умирает. Для многих животных и растений воды также является домом.

Для человека вода не только источник питья. Человек использует воду для получения электроэнергии, полива растений, как место отдыха, для перевозки грузов и пассажиров.

6) Рассмотрите фотографию и схему. Объясните, отчего загрязняется вода, на что это влияет, как защитить воду от загрязнения.

Вода загрязняется, когда в неё попадают промышленные стоки от заводов и фабрик. Чтобы этого не происходило, следует на заводах ставить очистные сооружения.

7) Расскажи, что ты делаешь для того, чтобы не расходовать воду напрасно.

Чтобы не расходовать воду напрасно, я всегда закрываю кран, когда вода не нужна, слежу чтобы он не капал.

8) Узнайте, что делается для охраны чистоты воды в вашем крае.

В нашем крае на многих заводах стоят очистные сооружения. Периодически эти сооружения ремонтируются и модернизируются. Ряд заводов переведены на замкнутый цикл работы, и не сбрасывают воду в водоёмы вообще.

А также у нас проводится День воды, когда все люди выходят и чистят берега рек и озёр от мусора.

9) По своим наблюдениям придумайте рассказ о красоте воды.

Рассказ о красоте воды для 2 класса

Вода — удивительное вещество. Оно может находиться сразу в трёх состояниях, жидком, твёрдом и газообразном.

В жидком состоянии вода находится в водоемах. Каждый знает, как красиво бывает на море, когда, вода искрится под лучами солнца, когда она вздымается волнами во время шторма, когда она колышется лёгкой рябью во время штиля.

Также красива река в реке или самом маленьком ручейке. Там вода звонкая, легка, наполненная пузырьками.

Но красива не только жидкая вода. Когда приходит зима и вода становится снегом и льдом, она не менее прекрасна. Снег волшебно искрится под лучами солнца, а лёд может переливаться всеми цветами радуги.

И газообразная вода очень красива. Достаточно посмотреть на облака, летящие по небу. Что может сравниться с этими причудливыми корабликами над нашими головами!

10) Подготовьте фоторассказ на тему «Красота воды».

  • Фоторассказ Красота воды
  • Как красиво бескрайнее спокойное море
  • Или грозовые штормовые волны
  • Но не менее красива тихая гладь реки
  • Красота пруда
  • Красота маленького ручейка
  • Отражение солнца в колодезной воде
  • Капли дождя на стекле
  • Твердая вода чудо природы
  • Газообразная вода
  • Какое чудо природы наша вода

Чтобы посмотреть пример оформления фоторассказа, кликните на иллюстрацию и листайте.

Домашнее задание

1) Где в природе встречается вода?

Вода встречается в водоёмах, реках, озёрах, морях. Встречается под землёй. Встречается в виде снега, льда, дождя, водяного пара. Вода входит в состав любого живого организма.

2) Какое значение вода имеет для растений, животных, человека?

Вода является источником влаги для живых организмов, участвует в обмене веществ. Вода может быть домом для животных и растений. Вода дарит человеку общение с прекрасным, может использоваться для хозяйственных нужд, для производства электроэнергии, для мытья, для отдыха.

3) Как с помощью схемы показать необходимость охраны воды?

На первом рисунке следует показать трубы с грязной водой. На втором людей на берегу водоёма. На третьем трубы с грязной водой следует перечеркнуть красной линией.

4) Как нужно охранять и беречь воду?

На промышленных предприятиях следует устанавливать очистные сооружения, на берегах водоёмов нельзя сорить, мусорить, мыть машины. Кран следует всегда держать плотно закрытым, не тратить воды больше чем нужно.

Источник



Вода и ее роль в природе.
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме

Степанищева Любовь Федоровна

Презентации «Вода и её роль в природе» подготовлена к уроку окружающего мира с целью расширения представлений об окружающем мире через сопоставление и сравнение, создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий с использованием имеющегося опыта и доказательств путем опытов, с целью развития экологического мышления и воспитания бережного отношения к природе.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация. Исследовательская деятельность: вода и ее роль в природе. Часть1 1.76 МБ
Презентация. Исследовательская деятельность: вода и ее роль в природе. Часть2. 2.34 МБ
Исследовательская деятельность: Роль воды в природе. 29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

10.10.2015 1 И с с л е д о в а т е л ь с к а я д е я т е л ь н о с т ь « В о д а и е ё р о л ь в п р и р о д е » Степанищева Л.Ф. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 94 имени генерала Лизюкова А.И. г.Воронеж

Цель: формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия через работу в группах при изучении свойств воды и её роли в природе. Формируемые УУД: — предметные: исследовать свойства воды и её роль; — личностные: учебно-познавательный интерес к новым способам действия; — метапредметные : — регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному плану; — познавательные: делать выводы в результате совместной работы; — коммуникативные: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.

10.10.2015 3 «Вода , у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами». Антуан деСент-Экзюпери

10.10.2015 4 Географы Химики Экологи Биологи Геологи Краеведы Группы- исследователи

Географы 10.10.2015 5

10.10.2015 6 Вода занимает ¾ поверхности земного шара Географы

Виды водоемов Гейзер Море Болото Река Водопад Озеро

Из каких водоёмов капельки? 10.10.2015 8 Гейзер Болото Ледник Река Водопад Родник Озеро

Исследования свойств воды 10.10.2015 9 Чистая вода прозрачна, бесцветна. Химики

10.10.2015 10 Исследования свойств воды Чистая вода не имеет вкуса и запаха.

10.10.2015 11 Исследования свойств воды Вода текуча, принимает форму сосуда.

10.10.2015 12 Исследования свойств воды Есть ли у воды упругость? Сжимаема ли вода? Вода обладает упругостью и почти не сжимается .

10.10.2015 13 Вода с солью Вода с маслом Вода с песком Исследования свойств воды

10.10.2015 14 Исследования свойств воды Смешивается ли вода с маслом и нефтью? Нет, не смешивается .

10.10.2015 15 Вещество Соль Песок Растительное масло Стиральный порошок Нефть Растворяется или нет + — — + — Фильтруется или нет + — — + — Исследования свойств воды

10.10.2015 16 Исследования свойств воды Пресные или солёные капельки воды в облаках? Соль не испаряется вместе с водой, поэтому испарившаяся вода является пресной.

10.10.2015 17 Воды Мирового океана Соли Калийные Поваренные Горькие соли Соли брома Минералы Полезные ископае-мые Золото Уран и др. Химичес кие вещества Йод и др. Геологи

10.10.2015 18 Получение соли из морской воды

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

10.10.2015 1 Наша кровь содержит 83% воды. Сердце и мозг – около 80%. И даже в костях – 20 – 30 %. Человек — 65–70 % (это означает, что в ученике 3-го класса весом 36 кг содержится 25 кг воды). Биологи

10.10.2015 2 Огурцы, салат на 95 % состоят из воды; Помидоры, морковь, грибы – 90%; Груши, яблоки — 85 %; Картофель — 80 %; Рыба — 75 %; Молоко – 85-90%; Сливочное масло – 14% Медуза — 97–99 %;

3 Стирка 26 л Питьё 2-3 л Полив 100 л Пища и мытьё 19л Умывание и туалет 55л Ванна 200л Уборка 5-10л ИТОГО БОЛЕЕ 410 л

10.10.2015 4 Руки – разносчики болезней

5 Моем руки правильно

Водные ресурсы Воронежского края 10.10.2015 7 Краеведы

8 Водные ресурсы Озёра (738) Реки (1343) Пруды (2408) Родники

10.10.2015 9 МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ Воронежского края Ильменская Икорецкая Бобровская Углянче ская Белая горка Клиниче ская Радоновая

10.10.2015 10 Санаторий «Радон» Санаторий «Белая горка» Санаторий им. Горького

10.10.2015 11 ЭКОЛОГИ

10.10.2015 12 сточные воды заводов разливы нефти мусор с кораблей 1 л сточных вод приводит в негодность 100 л чистой воды . Завод за 1 минуту сбрасывает 25 л отходов. 5 г нефтепродуктов затягивают плёнкой 50 м² поверхности воды . Ежегодно в мировой океан по вине человека попадает 3 – 4 т нефти. Источники загрязнения воды

10.10.2015 13 Экологические проблемы водоёмов

10.10.2015 14 Бурное развитие промышленности в начале xx века привело к значительному загрязнению водоёмов.

Проблемы Воронежского края 16 Ухудшилось качество воды рек Тихая Сосна, Битюг, Хопёр, Девица, Дон за счёт сброса сточных вод промышленных предприятий. Разработка месторождений никеля в непосредственной близости от Хоперского заповедника несет угрозу пойме реки Хопер и всему Азовскому бассейну. Вода станет мёртвой. В Воронежском водохранилище периодически появляются повышенные содержания железа, аммиака, нитратов, меди, цинка, фосфатов, нефтепродуктов.

17 Помогите речке !

18 22 марта 2012 года произошло загрязнение нефтепродук-тами ручья Безымянный. Для предотвращения загрязнения воды реки Дон установлены заградительные боны с применением сорбента.

10.10.2015 19 По прогнозам учёных к 2050 году треть человечества будет испытывать жажду ещё более нестерпимую, чем голод. Отсрочить кризис может только бережное экономное отношение к воде. Внимание! Вода в опасности!

23 Спасибо за внимание !

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников

«Вода и её роль в природе»

В последнее время в системе образования произошёл переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный , при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Учение превращается в сотрудничество — совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. Одной из результативных технологий является, на мой взгляд, исследовательская работа. Она позволяет построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес. Именно младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в исследовательскую деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Детская работа в исследовательском поиске обусловлена биологически, так как ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений , любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – вот важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Основной его тезис: « Я знаю для чего надо то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить».

Исследование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в исследовательскую деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, и, главное , происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует критическое мышление , умения, способности самостоятельно конструировать свои знания, межличностные отношения , ориентироваться в информационном пространстве.

Практическая исследовательская работа играет большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников. Теоретические знания, полученные на уроке, должны стать базой для самостоятельной оценки работы и для проведения исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений.

Исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников:

1.Целенаправленность и систематичность;

3.Создание творческой рабочей атмосферы;

4. Поощрение творческих проявлений учащихся;

5. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном уровне; само исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

Вот и основой для своего Мастер – класса я взяла исследовательскую деятельность младших школьников 3класса по учебнику О. Т. Поглазовой, Н. И. Ворожейкиной, В. Д. Шилина «Окружающий мир» (учебник составлен согласно требованиям ФГОС II поколения). А тему исследовательской деятельности вы сейчас узнаете и назовёте, прослушав правдивую историю. Итак:

-Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ!

Назовите эту страну, где ходят по воде. (Россия)

Как вы понимаете : ходить по воде ? (по снегу)

Значит тема урока: «Вода ». (Слайд 1)

Мы так привыкли к воде, что не замечаем её, многого не знаем о ней и её удивительных свойствах. Поэтому целью урока является формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия через работу в группах при изучении свойств воды и её роли в природе. (Слайд 2)

Формируемые УУД : (Слайд 2)

— предметные: исследовать свойства воды и её роль;
— личностные: учебно-познавательный интерес к новым способам действия;
— метапредметные:
— регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному плану;
— познавательные: делать выводы в результате совместной работы;
— коммуникативные: слушать и понимать других;
уметь договариваться и приходить к общему мнению.

Одна из задач урока – вместе составить реальный план действий по охране окружающей среды и защите водоёмов родного края.

О воде можно говорить много и по-разному. Но как глубоки и правдивы слова известного французского писателя, лётчика Антуан де Сент-Экзюпири, самолёт которого потерпел аварию в пустыне Сахара. Он писал так:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами». (Слайд3)

Для исследования свойств воды и изучения её роли в природе были созданы творческие группы. (Слайд4)

Группа «Географы» представляют нам результаты своей исследовательской деятельности:

1.Вода занимает ¾ поверхности земного шара. (Слайд5,6)

2.Вода бывает солёная и пресная. Пресной воды всего 3%:

Реки, озёра, болота-1%

Остальные пресные водоёмы-1%.

3. Виды водоёмов (море, озеро, болото, река, водопад, гейзер) (Слайд7)

А теперь попытайтесь ответить на вопросы географов (Слайд8).

Из каких водоёмов капельки?

Прежде чем говорить о роли воды в природе, предлагаю познакомиться со свойствами воды.

Вода – это химическое вещество и поэтому у неё есть свои «химические секреты». О них нам расскажут «специалисты – химики». (Слайды 9, 10, 11, 12).

Предлагаю послушать ещё одну притчу и подумать как она связана с изучением свойств воды.

Притча: Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой. Первый осёл едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша, второй шёл весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осёл вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться, но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?

(Соль растворилась в воде, а вата впитала в себя воду и стала тяжелее.)

О каком свойстве воды мы ещё должны знать?

(О воде, как растворителе!)

Химики провели исследования с целью определения растворимых и нерастворимых веществ. Для своих опытов брали : соль, песок, растительное масло, нефть, стиральный порошок. Смешивали с водой, а затем пропускали через фильтры.( Слайды 13, 14, 15).

Вывод: вещества могут быть растворимыми и нерастворимыми в воде.

Заполним таблицу (Слайд 15+ таблица).

Вывод: с помощью фильтра нельзя очистить вещества, которые в ней растворились, но фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются.

«Химики» исследовали капельки воды в облаках: пресные они или солёные?

Опытным путём они доказали, что соль не испаряется вместе с водой, поэтому испарившаяся вода является пресной, то есть капельки воды в облаках пресные. (Слайд 16 ).

Это свойство воды человек использует когда готовит пищу, варит компоты, супы, солит, консервирует овощи, когда умывается и стирает, когда рисует красками и так далее.

Какие ещё замечательные секреты таит в себе вода? Что в ней содержится? Об этом нам расскажут геологи. (Слайд 17). Но больше всего солей: на 1литр – 35 г соли.

В настоящее время добывается соль из морской воды . Например, в 1 литре воды из Мёртвого моря содержится 200 граммов калийной соли. Эта соль является ценным удобрением для растений. (С лайд 18) .

В составе любого живого организма вода занимает ведущую роль. Без воды человек не может прожить и трёх дней! О влиянии воды на живые организмы , о жизни в одной среде расскажут «специалисты-биологи» (Слайды 19, 20, 21).

Но иногда вода содержит болезнетворные микробы опасные для человека и других живых организмов. В средние века бактерия чумы распространилась по Европе и уничтожила 40 миллионов человек. Главная причина была в проникновении в питьевую воду бактерии чумы из-за нечистоплотности людей. Через воду могут распространяться возбудители тифа, дизентерии, холеры и сибирской язвы. Поэтому люди должны соблюдать гигиену и бережно относиться к воде.(Слайд 22).

Вот и мы сейчас проведём физминутку и научимся правильно мыть руки, чтобы уничтожать болезнетворные микробы.(Слайды 23, 24).

О водных ресурсах Воронежского края нам расскажут краеведы.(Слайд25).

На территории Воронежской области расположено 738 озёр, 2408 прудов, протекает 1343 реки длиной более 10 км.(Слайд 26).

Общая протяжённость рек на территории Воронежской области составляет 11164 км. В целом процент озёрности нашего края невелик. Только бассейн реки Хопёр имеет 0,26% озёрности, а река Воронеж – 0,08%.

Главные реки: Дон, Хопёр, Усманка, Битюг, Тихая сосна, Хворостань.

Озёра: Погоново, Кременчуг, Бадеевское, Степное, Песковатское, Богатое, Малое Гороховское, Тахтарка, Чёрное, Ильмень, Бабье.

Привлекательными родниками являются:Нижнекисляйский, Белогорский, Гремяченские(1-й 2-й), Репьёвский, Колбинский, Сердюковский, Митрофановский, Центрального парка культуры и отдыха санатория им.Горького, посёлка Рыбачий, с.Чертовицы и посёлка Сомово.

В нашем крае есть вода не только необходимая для человека, но и лечебная. В области выявлено 5 зон минеральных вод (Слайд 27, 28).

Человек с каждым годом оказывает всё большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Возникла необходимость в охране воды. Об этом нам расскажут «специалисты-экологи». (Слайд 29).

Вся жизнь на Земле не может существовать без воды. Загрязнение воды несёт гибель всему живому (Слайд 30, 31).

Из-за разлива масел, нефти гибнут птицы, рыбы и вообще всё живое в водоёмах. (Слайд 32).

Бурное развитие промышленности в начале ХХ века привело к значительному загрязнению водоёмов. В северной части Тихого океана плавает около 5млн старых резиновых сандалий, 35 млн пустых пластмассовых бутылок и около 70 млн стеклянок. Все эти предметы не разлагаются. Если их не выловить, то они будут плавать сотни лет.

Что же должны сделать мы, люди, живущие на этой планете, чтобы сохранить наши водоёмы и всё живое в них? «Экологи» составили план мер, которые помогут спасти воду на планете Земля. (Сочинения детей и Слайд 33).Не засорять природные водоёмы! Останавливать тех, кто загрязняет воду, объяснять, почему этого делать нельзя!

К сожалению, происходят загрязнения и в нашем крае. Таких проблем много и они глобальны.(Слайды 34, 35). Ученик написал сочинение – обращение к людям с просьбой помочь его любимой речке.

Если мы сейчас не остановимся и не задумаемся как спасти водоёмы, то нас ждёт такая ужасная картина жизни (Слайды 36, 37, 38).

Дети рисовали плакаты и экологические знаки, чтобы обратить внимание всех к глобальной проблеме по сохранению водоёмов планеты. (Слайды 39, 40, 41).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей .

проект «Роль воды в природе и жизни человека. «

Свойства воды и три её состояния.

Открытый урок на тему: «Вода и ее роль в природе»

Тема урока «Вода и её роль в природе»Тип урока: урок изучения нового материала.Целеполагание: подвести учащихся к формированию основных понятий о воде её роли и значении в природе. ЗадачиОбучающи.

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Вода и её роль в природе. Свойства и превращения воды»

Тема моего проекта актуальна в современном мире. На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело с водой. Он использует ее для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для о.

Цель: познакомить учащихся со свойствами воды.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Вода и её роль в природе»

Представлен конспект урока.

Конспект урока «Вода в природе. Круговорот воды в природе».

Источник

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Вода»

Нажмите, чтобы узнать подробности

расширять знания о формах существования воды в природе.

1. Образовательные: знакомство учащихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, в ходе различных форм работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос; формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей;

2. Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание у детей интереса к изучению природы родного края; воспитание усидчивости, аккуратности, любознательность.

Оборудование:

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 кл А. А. Плешаков “Тесты к учебнику для 2 класса” А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова; аудиозапись: шум дождя, ручья, моря, 5 стаканов с водой и 5 пустых, таблички на доску, игрушка с пищалкой, ребус «Вода», план работы исследования, написанный на доске, лёд, таблички «вода – это …, жизнь, здоровье, помощник человека», таблички с надписями «Лаборатория №1, 2, 3, 4».

I. Орг. момент

Вы пришли сюда …(учиться)
Не лениться, а …(трудиться)
Работать как? (старательно)
А слушать как? (внимательно)
Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)
Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).

II. Актуализация знаний.

У. Вспомните, про что мы говорили на прошлом уроке?

Д. Про воздух.

У. Продолжите мои высказывания: “Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)

У. Воздух можно услышать, если … (взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк)

У. Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания?

Д. . Кислород.

У. Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ)

У. Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать? (открывать окна и проветривать помещение)

III. Мотивация учебной деятельности

У. А сегодня мы познакомимся еще с одним веществом, без которого не обойтись никому и никогда, и заменить его нечем.

А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпери

«(…) у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

А название этого ценного, незаменимого вещества “спряталось” в ребусе.

Д. Это – вода.

У. Как ты разгадал ребус?

Д. В О нарисовано ДА – получается вода.

У. Покажите, согласны ли вы? Посмотрите, ребята, все в классе подняли пальчик вверх, значит, вы рассуждали правильно. Молодцы!

У. Сегодня мы будем говорить про воду.

-Давайте посмотрим на карточку. Прочитайте её.

А что вы о ней знаете?

Д. Вода – это жидкость. Вода бывает горячая и холодная. В воде можно купаться, нырять.

У. Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде?

Итак, сегодня мы узнаем, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, познакомимся с некоторыми её свойствами, научимся рассказывать о загрязнении и охране воды.

IV. Работа по теме урока.

У. Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях

Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик)

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

У. Что нового вы узнали о воде из стихотворения? /вода содержится в сосульке, в тумане, в ледниках/

Знакомство с понятием “исследователь”

У.Последние слова, которые прозвучали в стихотворении «Без воды нам не прожить». С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний.

Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут 4 исследовательские лаборатории.

Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?

Д. Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то непонятным и новым.

У. Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. Что будет предметом исследования?

У. Вы сидите группами. Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.

Практическая работа.

У. Вы, наверное, догадались, что у вас в кружке?

У.Что можно сделать с водой?

Д.Воду можно перелить (дети демонстрируют)

Д. Она текуча.

У. Сделайте вывод. Что такое вода?

Д. Вода-жидкость.

У. Давайте узнаем, всегда ли вода жидкая?

Если мы воду поставим в морозилку. Что произойдет?

-Коля, расскажи, какой эксперимент тебе удалось провести дома?

Д. Я дома налил воду в специальную формочку и поставил в морозильник. И вот, что получилось. (Показывает результат)

(Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда)

У. Какой сделаем вывод?

Д. Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.

У. А теперь давайте понаблюдаем, что будет, если погреть лёд. Куда исчезает вода?

Д. Она испаряется.

У. Мы говорим “испарилась”, т. е. что сделала?

Д.Превратилась в пар.

У.Это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. Какой делаем вывод?

Д.Вода – это газ, пар.

У. Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?

Д. Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном. /вывешивается табличка, внизу закрыто листами/

У. Давайте перейдем ко второму вопросу.

2. Распространение воды в природе

У. Давайте с вами вспомним, где нам встречается вода в природе в жидком состоянии?

Д. Океан, лужа, ручей, родник, дождь, море, река.

У. Вода в природе в твердом состоянии – это…

Д. Град, лёд, снег, иней.

У. Вода в природе в газообразном состоянии – это…

Д.Пар, туман, облако.

Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:

По миру ходила,
Слезу уронила.
Месяц видел,
Солнце скрыло. (Роса)

Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь)

Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег)

Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)

Похож я с виду на горох,
Где я пройду – переполох. (Град)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)

Белая простыня
По небу плыла. (Облако)

Молодцы! Вспомнили, где нам встречается вода в природе в различных состояниях.

У. Давайте перейдем к третьему вопросу.

3. Значение воды для растений, животных и человека.

У. Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля?

У. А почему?

Д. Это вода.

У. Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли.

Но в морях и океанах вода какая? (Соленая).

А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.

У. Где мы используем воду?

У. С помощью рисунков расскажите, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (стр. 52).

(Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д.)

Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

(На доске карточка со словами Вода – это… )

У. Значит, вода – это…

Д. Вода – это жизнь.

(Учитель устанавливает карточку “жизнь”)

У. Зачем мы должны мыться, закаляться?

Д. Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье.

(Учитель устанавливает карточку “здоровье”)

Д. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. (Учитель устанавливает карточку “помощник”)

У. Сделаем вывод по 3 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.

У. Перейдем к четвертому вопросу.

4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

У. Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей)

У. Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма!

Из страны заморской, дальней
Я подарок получил
Удочку, чтоб рыб ловил
На Оку я поспешил
Леску в воду опустил

Друзья: Ну и что, поймал?

Рыбак: Поймал!

Может, рыбку золотую?

Да куда там? Если б так
Я б тогда не был бедняк
Я поймал не щуку, не карася,
А маленького пескаря
Говорит вдруг мне пескарь!

В речке нам житья не стало
Рыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Грязь всю в речку к нам сливают
От нее все погибает
Все бросают в воду к нам
От иголок до пижам
И полно других отходов
Вот беда у нас какая!

Что же делать? Как нам быть?
Соберу-ка, я друзей
И решим вопрос скорей.

У. Грустная сказка! Но и быль не радостней.
Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода.

Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит.
Рассмотрите фотографии на странице 53. Объясните, отчего загрязняется вода?

Д. Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

У. Как еще человек загрязняет воду?

Д. Бросает мусор, моет машины.

У. Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей Оке? Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.

(Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах)

Д. Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других.
По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.
Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу.
Не уничтожать растения и обитателей водоемов.
Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.

У. Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно” ? (ответы детей)

У. Надеюсь, вы так и будете поступать.

Подведем итог. Вывод в учебнике ученики читают самостоятельно. (стр. 55)

V. Рефлексия учебной деятельности

Для проверки знаний выполните тест.

VI. Итоговое обобщение.

У. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить призывом!

Природу не уродуй,
Природу не обидь
Родился человеком
Так надо им и быть!

У. Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.

Источник

Вода на Земле

Вода — одно из самых распространенных веществ в природе и главная составная часть всех живых организмов. Она покрывает около 2/3 поверхности нашей планеты. Без воды жизнь на Земле была бы невозможна.

Озеро Байкал

Вода — основа жизни

Все живые существа на 75 % состоят из воды. Это самый необходимый элемент живой природы. Вода постоянно совершает круговорот между морями, атмосферой и сушей, создавая условия, в которых может существовать и развиваться жизнь.

Вода — на первый взгляд простейшее химическое соединение — является основой жизни на Земле. Вода транспортирует тепло, растворяет и переносит колоссальные массы химических веществ и элементов, разрушает и перераспределяет горные породы, образует формы рельефа и даже участвует в образовании полезных ископаемых. Кроме того, вода задействована в ряде метеорологических явлений, таких как осадки, туманы, облака. Она участвует в создании течений, волнений, перемещении русел рек и формировании водоемов. А еще она является средой жизни для множества организмов.

Под лучами Солнца вода испаряется из водоемов и поднимается в воздух. Там капельки воды собираются в облака и тучи и выпадают на землю в виде дождя или снега, который превращается в воду. Она впитывается в землю и снова возвращается в моря, реки и озера. И все начинается сначала. Так происходит круговорот воды в природе.

круговорот воды

Сколько и где?

Всего на земном шаре 1390 млн км 3 воды, больше всего её в морях и океанах — 96,4%. На суше вода спрятана в ледниках и постоянных снегах — около 1,86%. Вечным льдом покрыты Антарктида, остров Гренландия и многие другие острова в высоких широтах. В горах на больших высотах образуются горные ледники. Под землёй воды немного — всего около 1,7% от общего объёма, а на воды суши (реки, озёра, болота, водохранилища) приходится примерно 0,02%. В живых организмах и в атмосфере тоже есть вода. А вот пресной воды, так необходимой нам для жизни, на планете мало — только 2,64%.

Соотношение суши и океана

Состав гидросферы земли

Три состояния воды

Вещества в зависимости от температуры замерзания, плавления и кипения могут встречаться в природе в трех агрегатных состояниях — твердом, жидком и газообразном. Вода замерзает при О °С, а кипит при 100 °С.

В повседневной жизни мы можем встретить воду в любом из ее трех состояний, причем ее форма постоянно меняется. Жидкая вода испаряется и переходит в газообразное состояние — водяной пар. Он конденсируется и превращается в жидкость. При минусовых температурах вода замерзает и превращается в твердый лед.

Артезианская вода

Согласитесь, несколько необычно называть воду полезным ископаемым: она вокруг нас, течет в ручейках и реках, плещется в морях и океанах, даже с неба льется. И тем не менее такое название верное. Вспомните о колодцах и артезианских скважинах. Разве в этих случаях не приходится добывать воду в буквальном смысле слова из-под земли? Артезианская вода — это вода, находящаяся на глубине 50—200 м и заключенная между водоупорными слоями. Такая вода надежно защищена от внешнего загрязнения.

Строение скважин

Источник энергии

Вода — важный источник энергии. Мощность движущейся воды очень велика, поэтому ее используют для получения электричества. Гидроэлектростанции строятся там, где вода движется с большой скоростью, например на реках. Кроме того, могут возводиться и искусственные сооружения, такие как плотины, которые создают движение воды.

Устройство гидроэлектростанции

Вода, перетекая с верхнего уровня на нижний по специальным турбинным трубопроводам, приобретает большую скорость. Струя воды поступает далее на лопасти гидротурбины и вращает их. Так энергия превращается в механическую. Соединенный с турбиной генератор вращается, и механическая энергия становится электрической. Трансформаторы преобразуют электричество в напряжение нужной величины. Электричество через передающие линии пересылается на распределительные станции.

Источник

Урок-презентация по предмету "Окружающий мир". Тема: "Вода". 2-й класс

Вид: урок изучения нового материала.

Технология: личностно-ориентированное развивающее обучение с компьютерной поддержкой.

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая:

  • формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;
  • познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями воды в природе;
  • учить работать с гипотезой (предположением, через практический подход).

Развивающая:

  • развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда;
  • развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ;
  • развитие самоконтроля;

Воспитывающая:

  • воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу;
  • бережное отношение к воде, к природе в целом.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Расширение представления детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, через связи и зависимости содержательно-смысловых фрагментов о воде.
  • Создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать или опровергать представленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путем лабораторных опытов).
  • Организация учебного процесса учащихся 2-го класса через методы и приемы, формы и подходы, соответствующие основным требованиям организации учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся.
  • Развитие устных речевых умений учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Общеклассное: стаканы различной формы с водой, деревянный кубик, резиновый мячик, ножницы, полоски цветной бумаги, медицинская груша, магнитофон.

ТСО : компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1.) Microsoft office Power Point 2007 г.,

Индивидуальное: учебник 2 класса «Окружающий мир», автор Н.Ф.Виноградова, рабочая тетрадь с печатной основой «Учимся думать и фантазировать» № 2, карточки с таблицами, два листика с изображением синей и жёлтой капельки.

ВОДА ДА НЕТ
Имеет ли запах?
Имеет ли цвет?
Имеет ли форму?
Есть ли в воде воздух?

ЛЁД ДА НЕТ
Имеет ли запах, цвет?
Тает ли при нагревании?
Легче ли лёд воды?
Хрупкий ли лёд?

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Каким вы хотели бы видеть наш урок?

— Какие качества вам надо проявить, чтобы получился такой урок?

— Какое настроение мы возьмем с собой?

2. Знакомство с новым материалом. Вода в природе.

2.а. Вода в природе.

(Слайды 2, 3, 4, 5, 6 — стихотворение о воде.)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!

— Скажите мне, что вы знаете о воде, где она встречается в природе (ответы детей). Давайте рассмотрим схему.

(Слайд 7 — отсканированная схема из учебника)

Расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой.

(Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней, роса.)

Вывод: вода – одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. Ты можешь сосчитать, сколько воды содержится в твоём организме, массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовить, ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы.

(Слайд 8- важность воды)

2.б. Три состояния воды

— Вы уже поняли, что вода в природе может находиться в разных состояниях (Слайд -9), а теперь проанализируем. Посмотрите на рисунки.

(Слайд 10 – роса, дождь) – какое состояние воды вы видите? (жидкое)

(Слайд 11 – лёд, снег) — … (твёрдое)

(Слайд 12 – пар, туман, облака) – … (газообразное)

О том, как происходит превращения одного состояния воды в другое, мы сейчас и поговорим.

2.в. Круговорот воды в природе.

Работа с учебником и схемой. (Слайд 13 – круговорот воды в природе)

— Чтобы у себя дома превратить воду в пар достаточно поставить чайник на плиту и под воздействием высокой температуры вода превратиться в пар, а чтобы превратить в лёд – нужно поставить в морозильную камеру ёмкость с водой, и при низкой температуре вода превратиться в лёд. А как же в природе вода меняет своё состояние? Да так же – под воздействием температуры. Сейчас мы узнаем это поподробнее из рассказа о капельке.

Работа с учебником. (Учащийся читает вслух текст учебника стр.89-90, чтение с остановками, на которых ученики обращают внимание на схему круговорота воды в природе).

3. Физкультминутка – релаксация.

(Магнитофон с записью шума воды – дождя, реки, водопада, морского прибоя)

— Ребята, сейчас мы немного отдохнём, снимем напряжение, расслабимся. Откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени, расслабьте руки и ноги, закройте глаза. Постарайтесь представить себе то, что вы сейчас услышите.

4. Свойства воды.

(Слайд 14 – свойства воды.) А сейчас мы подробнее узнаем о свойствах воды. Для этого проведём опыты. (На демонстрационном столике стоят стаканы различной формы, полоски цветной бумаги, деревянный кубик, резиновый мячик, медицинская груша, ножницы, у детей на парте таблички для заполнения)

Есть ли в воде воздух?

Опыт 1. (Имеет ли вода форму)

— Посмотрим на стаканы. Какой они формы? Нальём в них воду? Что вы заметили? (вода принимает форму стакана, она не имеет своей формы)

Вывод запишите в таблицу.

Опыт 2. (Имеет ли вода цвет и запах?)

— Посмотрите на стакан с водой. Давайте сравним его с полосками белой и цветной бумаги. Что вы заметили, что можете сказать о цвете воды? (вода не имеет цвета, она прозрачная.)А если её понюхать? (вода не имеет запаха)

Вывод запишите в таблицу.

Опыт 3. (Определить, есть ли в воде воздух)

— Посмотрите внимательно на грушу, я буду её опускать в воду и, сжимая, выпускать воздух. В воде образуются пузырьки – это и есть воздух. Что мы можем сказать, содержится ли в воде воздух? Если я просто опущу свою руку, то на поверхности кожи тоже образуются маленькие пузырьки воздуха.

Вывод запишите в таблицу.

А теперь посмотрите на экран (Слайд 15 – вода под микроскопом) в воде под микроскопом видны мельчайшие пузыри воздуха.

— А теперь подумаем, какими свойствами обладает ЛЁД, посмотрите на вторую таблицу и ответьте на вопросы. А дома самостоятельно или с родителями проведите опыты, доказывающие свойства льда и заполните эту таблицу.

Опыт 4. (Проверить, какие предметы плавают в воде, а какие тонут)

— А теперь проверим, какие предметы плавают в воде, а какие – тонут. По очереди опускаем мячик, ножницы, кубик. Что вы замечаете? (То, что легче воды, то плавает, что тяжелее – то тонет). Подробно о том, почему одни предметы плавают, а другие тонут, вы узнаете в старших классах на уроках физики.

5. Водоёмы в природе.

— Вода в больших количествах в природе находится в водоёмах. Разберите это слово по составу, в этом слове два корня –вод — и – ём – т.е.вода и ёмкость. Какие вы знаете водоёмы?

(Слайды 16,17,18, 19, 20 — океан, море, река, озеро, болото).

Кругом вода,
А с питьём беда (море) (Слайды 17)

Течет, течет — не вытечет,

Бежит, бежит— не выбежит. (река) (Слайды 18)

И месяц, и звезды — все в нем отражается.

Как же это зеркало называется? (озеро) (Слайды 19)

Не вода и не суша:
На лодке не уплывёшь,
И ногами не пройдёшь. (болото) (Слайды 20)

¾ поверхности Земли занимает вода. А об обитателях этих водоёмов мы поговорим на следующих уроках.

— А чтобы закрепить ваши знания, выполните самостоятельную работу в тетради на стр. 27 (№ 2,3,4,5). А если у вас возникнут трудности, вы можете воспользоваться учебником или спросить соседа по парте.

6. Домашнее задание

  • не забудьте заполнить таблицу о свойствах льда;
  • прочитайте ещё раз о путешествии капельки в учебнике на стр. 89-90

7. Подведение итогов.

— Подведём итоги нашего урока.

-Что удивило вас на уроке, что открыли для себя нового?

— Кто из ребят помогал вам понять лучше новый материал?

-Какие три состояния воды вы теперь знаете? Что такое круговорот воды в природе?

— Если вы хотите узнать больше о воде, я предлагаю вам энциклопедии, журналы для дополнительного чтения.

Если вам всё было понятно на уроке, и вам понравилось работать на этом уроке, я попрошу прикрепить к классной доске синюю капельку, а если у вас возникали трудности, то жёлтую капельку, и я буду знать, кому нужна помощь.

Источник

Читайте:  Детский мастер класс по рисованию Проезжая дорога уходящая в даль