Обязанность гражданина россии по отношению к природе

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 17

Обязанности граждан России заключаются в соблюдении законов, прописанных в Конституции и других нормативно-правовых актах. Люди должны адекватно вести себя в обществе и заботиться о сохранении природы.

В Конституции Российской Федерации записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории. Что означают слова о том, что земля и другие природные ресурсы – основа жизни человека?

Земля и природные ресурсы являются основой жизни человека, потому что представляют собой то, без чего не могут существовать люди. Если на нашей планете не будет, к примеру, воздуха или воды, то все человечество погибнет.

Страница 141

Сравни географическое положение, природные условия Восточной Европы и Греции. Покажи, как природа повлияла на жизнь древних греков и населения Руси.

Географическое положение Греции довольно выгодное. Страна расположена между тремя частями света.

Климатические условия благоприятные – летом почти нет дождей, а зимой – температура опускается не ниже 12 градусов.

Восточной Европой считается территория от Черного моря до Балтийского моря. Страны не богаты природными ресурсами, в частности, полезными ископаемыми. Климат территории умеренный, а природа богата разнообразием растительного и животного мира.

Климат Греции более мягкий, чем у стран Восточной Европы. Ее местоположении можно считать более выгодным, так как она соединена со многими странами. В то же время Греция не богата плодородными почвами, в отличие от Восточной Европы.

Природа оказала влияние на жизнь жителей разных стран. В Греции люди больше занимались ремеслом – созданием керамической посуды. Они отлавливали рыбу, но не охотились на зверей, так как их территория не богата пушниной.

Жители Руси больше времени уделяли земледелию. Плодородные земли позволили взращивать овощи, ягоды и фрукты.

Страница 142

Рассмотри рисунки. Что означает право граждан на защиту среды, в которой они живут? Приведи примеры неразумной хозяйственной деятельности, ухудшающей окружающую среду; катастрофических природных явлений (землетрясений, наводнений и т.п.); аварий машин и механизмов, разрушительно воздействующих на природу.

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 17 задания под знаком вопроса

Право граждан на защиту среды, в которой они живут, означает то, что каждый человек имеет право проявлять заботу к природе. На плечи граждан возложена обязанность – беречь природные богатства: охранять животных, тушить лесные пожары, высаживать новые растения.

Неразумная хозяйственная деятельность способна привести к многочисленным проблемам. По рисункам можно привести несколько таких примеров:

  • Человек занимается браконьерством. Он отлавливает диких зверей и убивает их ради рогов, шкуры и мяса. Из-за этого популяция животных сокращается, и мы сталкиваемся с проблемой исчезновения целых видов животных;
  • Люди разжигают костры в лесах и оставляют их непотушенными. Любой источник огня, особенно в засушливое и жаркое время, может привести к крупному бедствию – лесному пожару. От него пострадают не только растения, но и животные, а так же сами люди, проживающие поблизости;
  • Человек строит ГЭС, дамбы и другие объекты на воде, нарушая нормальный режим рек. Из-за этого случаются наводнения, которые приводят к страшным последствиям. Люди тонут в воде, они теряют нажитое имущество и остаются без крыши над головой;
  • Среди катастрофических природных явлений выделяют землетрясения и извержения вулканов. Они приводят к разрушению зданий и сооружений, пожарам и наводнениям. От этого страдают не только люди, но и животные и птицы;
  • Люди создают свалки с бытовыми отходами. В каждом доме скапливается мусор, который утилизируется в специальные контейнеры. Из контейнеров работники на машинах перегружают мусор и увозят на местные свалки, которые представляют собой скопления тонн мусора. Бытовые отходы начинают разлагаться и наносить вред атмосфере, почве и воде. В результате этого животные, растения и люди отравляются и получают вред здоровью из-за выделившихся вредных химических соединений;
  • Аварии кораблей в морях разрушительно влияют на природу. Оставленные транспортные средства становятся мусором. Они тонут в реках, морях и океанах и приносят вред местным обитателям. Самыми страшными авариями считаются крушения кораблей, перевозящих нефть. При взрыве нефтяные запасы выливаются в воду и выходят наверх пленкой, не пропускающий кислород и свет в воду. От этого водные жители испытывают нехватку необходимых для нормальной жизнедеятельности компонентов и погибают.

Страница 146

Рассмотри рисунки и сформулируй правила, за нарушение которых следует наказание.

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 17 задания под знаком вопроса

Правила, за нарушения которых следует наказывать людей:

  • запрет на незаконный отлов рыбы;
  • запрет на разведение костров в лесах;
  • запрет на сброс отходов в водоемы;
  • запрет на вырубку лесов;
  • запрет на истребление животных;
  • запрет на строительство опасных для окружающей среды сооружений.

Страница 147

Подумай, в чем значение деятельности В. В. Докучаева. Можно ли сказать, что он жил заботой о России?

Значение деятельности Докучаева заключается в том, что он заботился о природе, в частности о почве. Он обладал знаниями в этой области и делился ими со своими студентами. Докучаев занимался разработкой методов по борьбе с засухой и придумывал, как можно сохранить плодородие земель.

Благодаря деятельности Василия Васильевича было высажено несколько лесополос и создана система водоемов в области его проживания. Кроме этого он оказал большое влияние на развитие естественной науки и подарил людям полезные знания.

Можно сказать, что Докучаев жил заботой о России. Он посвятил большое количество своего времени мыслям и рассуждениям о природе и ее сохранении.

Рассмотри на с. 144-145 карту нашей страны. Найди на ней заповедники и национальные парки. Есть ли в области, республике, крае, где ты живешь, государственные заповедники или национальные парки? Назови их.

На карте изображено большое количество заповедников и национальных парков. Заповедники обозначены красным кругом, желтым треугольником и цифрами, а национальные парки – голубым квадратом и цифрами.

Для того чтобы найти заповедники своего края, республики или области, обратись к карте. Найди свое местоположение и посмотри, какие заповедники есть поблизости.

Варианты ответов для разных областей и республик

Москва: «Лосиный остров», «Журавлиная родина».

Санкт-Петербург и Ленинградская область: «Восток Финского залива», Нижне-Свирский заповедник.

Татарстан: Волжско-Камский заповедник, национальный парк «Нижняя Кама».

Нижегородская область: Керженский заповедник, Варнавинский заповедник.

Новосибирская область: «Сухаревский рям», «Егорушкин Рям», «Урочище Золотая нива».

Свердловская область: «Денежкин камень», Висимский заповедник, «Припышминские боры».

Читайте:  Как соотносятся понятия природа окружающая среда естественная окружающая среда

Челябинская область: Ильменский заповедник, «Таганай», «Зюраткуль».

Самарская область: Жигулевский природный заповедник, «Самарская лука», «Бузулукский бор».

Башкирия: Башкирский государственный природный заповедник, «Шульган-Таш», Южно-Уральский заповедник.

Красноярский край: Большой Арктический заповедник, «Ергаки», Путоранский заповедник.

Страница 148

Выясни, какие экологические объединения существуют в наши дни.

В России и в мире в наши дни существует большое количество экологических организаций. Примерами являются:

  • Гринпис;
  • Альянс за права животных;
  • Всероссийское общество охраны природы;
  • Зеленый дом;
  • Изумрудная сеть;
  • РОСИП;
  • Союз охраны птиц России.

Страница 149

Задание 1. Почему необходима активная деятельность по охране природы?

Активная деятельность по охране природы необходима ради сохранения природных богатств. Люди должны защищать окружающую среду от негативного воздействия последствий своей деятельности. Мы должны задумываться о рациональном использовании природных ресурсов и следовать правилам, направленным на защиту окружающей среды. Только человек может помочь природе восстановиться и сохраниться в том виде, в котором она есть сейчас.

Задание 2. Почему земля и другие природные ресурсы оцениваются как основа жизни народов?

Земля и другие природные ресурсы оцениваются как основа жизни человека, потому что представляют собой то, без чего невозможна нормальная жизнедеятельность. Человек является существом, созданным природой. Он не сможет ни одного дня прожить без ее ресурсов.

Задание 3. Что делает государство для охраны окружающей среды?

Для охраны окружающей среды государство вводит законы и правила, за нарушения которых обещает наказания. Создаются национальные заповедники и парки, которые позволяют избежать исчезновения целых видов животных и растений. Государство вводит ограничения на использование природных ресурсов, борется с браконьерством и заключает договоры об объединении сил в борьбе с экологической проблемой с другими странами.

Задание 4. Какие наказания устанавливает закон для тех, кто наносит вред природе?

Закон устанавливает различные наказания для тех, кто нарушает его и наносит вред природе. Человек может заплатить штраф или лишиться свободы за преступления против окружающей среды.

Задание 5. Что могут делать общественные организации и граждане для охраны природы?

Общественные организации могут помочь сохранению природных богатств. Они стремятся проявлять заботу о растениях и животных и препятствовать их уничтожению. То же самое могут делать обычнее граждане.

В классе и дома

Задание 1. Сделай полезное дело: вырасти растение, покорми зимующих птиц.

Для того чтобы вырастить растение, попроси у мамы семена или саженец. Ты можешь взрастить его в горшке дома или высадить на клумбу на участке. Не забывай заботить о своем растении: поливай его, производи прополку и рыхли землю.

Зимующие птицы часто испытывают нехватку пищи в холодное время. Ты можешь помочь им, соорудив кормушку из материалов, которые есть в твоем доме. Хлебные крошки, кусочки фруктов, семечки или зерна станут отличной пищей для птичек.

Задание 2. Подготовь фотовыставку на экологическую тему, создай экологическую газеты или альбом, плакат «Береги природу!».

Ты можешь нарисовать плакаты, призывающие сохранять природные богатства. В качестве темы можно выбрать охрану рыб, птиц, животных или растений. Так же на твоих рисунках могут быть затронуты темы загрязнений и нерациональной хозяйственной деятельности людей.

Примеры рисунков, призывающие сохранять природные богатства

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 17 в классе и дома

Рисунок 1 (можно срисовать)

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 17 в классе и дома

Рисунок 2 (можно срисовать)

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 17 в классе и дома

Рисунок 3 (можно срисовать)

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 17 в классе и дома

Рисунок 5 (можно срисовать)

Задание 3. Статья 58 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Как ты понимаешь свою роль в выполнении этой обязанности?

Я понимаю свою роль в выполнении этой обязанности так, что я должен(на) бережно относиться к природе. Запрещается мусорить на улице, срывать растения и обижать животных. Мне нужно внести вклад в сохранение окружающей среды и помочь ей восстановиться от последствий нерациональной человеческой деятельности.

Задание 4. Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовь сообщение о международных соглашениях, направленных на защиту окружающей среды.

Одним из самых ярких примеров является Рамсарская конвенция. Она была подписана 2 февраля 1971 года в Иране. Данный договор был заключен на международном уровне и направлен на защиту водно-болотных угодий. Объектами защиты стали районы фенов, торфяников, болот и водоемов.

Россия присоединилась к договору в 1977 году. Правительство отнесло к водно-болотным угодьям 35 объектов природы. Сюда входят Ахтубинская пойма, дельта Печоры, дельта реки Лена, низовья рек Нижняя Таймыра, остров

Врангеля и многие другие объекты.

Водно-болотные угодья считаются наиболее продуктивными экосистемами мира. Они позволяют биологическому разнообразию увеличиваться и развиваться. В последнее время люди стали замечать ценность этих ресурсов и более ответственно относиться к их охране. Поэтому к данной конвенции присоединилось большое количество стран мира.

Источник

Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации

Согласно части первой ст. 20 Конституции РФ основным пра­вом каждого человека является право на жизнь. Это право пре­дусмотрено положениями Хартии прав человека, Всемирной декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 нояб­ря 1991 года. Это право закреплено в Стокгольмской деклара­ции, принятой на конференции ООН по охране окружающей среды (1972), и в последующих международных документах.
На этом фундаментальном праве базируются все иные права чело­
века, в том числе экологические. Статьей 42 Конституции РФ предусмотрены следующие экологиче­ские права человека:
право на благоприятную окружающую среду;
право на достоверную информацию о ее состоянии;
право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано
в ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды». Благоприятной окружающей средой признается такая среда, каче­ство которой обеспечивает устойчивое функционирование естест­венных экологических систем, природных и природно-антро­погенных объектов, и параметры которой соответствуют установ­ленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, сохранение генетиче­ского фонда. Состояние такой среды должно отвечать нормативам, касающимся ее чистоты, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.
В систему нормативов качества окружающей среды входят:
основные требования к нормированию качества окружающей среды (ст. 20 Закона);
• нормативы качества окружающей среды:
нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химиче­ских веществ, включая радиоактивные вещества;
нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

Читайте:  Это процессы возникающие при взаимодействии человека с природой

. нормативы, установленные в соответствии с биологически­ми показателями состояния окружающей среды, в том чис­ле видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
• иные нормативы качества окружающей среды (ст. 21 Закона);
• нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: . нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микро­организмов (ст. 23 Закона); . нормативы образования отходов производства и потребле­ния и лимиты на их размещение (ст. 24 Закона); . нормативы допустимых физических воздействий на окружа­ющую среду (ст. 25 Закона);
. нормативы допустимого изъятия компонентов природной сре­ды (ст. 26 Закона);
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружа­ющую среду (ст. 27 Закона);
иные нормативы в области охраны окружающей среды (ст. 28 Закона);

требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим ме­тодам контроля;
ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях пре­дотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;
порядок организации деятельности в области охраны окружаю­щей среды и управления такой деятельностью (ст. 29 Закона);
лицензирование отдельных видов деятельности в области ох­раны окружающей среды (ст. 30 Закона);
экологическая сертификация (ст. 31 Закона).

Конституцией РФ предусмотрено право граждан на достовер­ную информацию о состоянии окружающей среды. В части вто­рой ст. 24 Основного закона записано, что должностные лица органов государственной власти и органов местного само­управления обязаны обеспечить каждому возможность озна­комления с документами и материалами, непосредственно за­трагивающими его права и свободы. Это одно из завоеваний демократии в корне изменило ситуацию, когда все экологиче­ские проблемы в стране были окружены завесой секретности. Конституцией установлена также ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих уг­розу для жизни и здоровья людей (часть третья ст. 41).
Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 (в ред. от 10.01.2003) предусматривает за­щиту прав граждан на экологическую информацию, в том числе сведения о последствиях аварий и катастроф, информацию о безо­пасности населенных пунктов. Подобная информация не может составлять государственную тайну, доступ к данной информации не может быть ограничен. Государственная защита открытости экологической информации для населения страны обеспечила публичность сведениям, которые прежде сопровождались грифом «Для служебного пользования», «Совершенно секретно».
Одним из критериев такой информации является ее достоверность. Достоверной считается заведомо не искаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномо­ченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Степень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники, используемой в области мониторинга и контроля.
Закон «Об информации, информатизации и защите информации» предусматривает способы реализации права на доступ к соответст­вующей информации, а именно:
пользователи обладают равными правами на доступ к государ­ственным информационным ресурсам и не обязаны обосновы­вать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации (исключение составляет ин­формация с ограниченным доступом);
доступ физических лиц и юридических лиц к государственным информационным ресурсам служит основой осуществления общественного контроля за состоянием экологии;
органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомст­венных им организаций, в пределах своей компетенции осуще­ствлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасно­сти и другим вопросам, представляющим общественный интерес;
отказ в доступе к информационным ресурсам может быть об­жалован в суде;
лицо, которому отказано в доступе к информации, и лицо, по­лучившее недостоверную информацию, имеют право на воз­мещение понесенного ими ущерба.

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено в ст. 42 Конститу­ции РФ. Закон «Об охране окружающей среды» конкретизирует данное положение. Юридические и физические лица, причи­нившие вред окружающей среде (в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использо­вания природных ресурсов, деградации и разрушения естест­венных экологических систем, природных комплексов и при­родных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды), обязаны возместить его в полном объеме.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденны­ми таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на вос­становление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного наруше­нием законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбит­ражного суда.
Права и обязанности (полномочия) граждан в области охраны окружающей природной среды установлены ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды».
Прова граждан:
• создавать общественные объединения, фонды и иные неком­мерческие организации, осуществляющие деятельность в об­ласти охраны окружающей среды;

Обязанности граждан:
сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к природе и природным богатствам;
соблюдать иные требования законодательства.

Источник

Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции России)

Окружающая среда включает в себя совокупность компонентов природной среды — землю, недра, почвы, поверхностные и подзем­ные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное косми­ческое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприят­ные условия существования жизни на Земле.

Каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятель­ностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного ха­рактера.

В сфере охраны окружающей среды граждане вправе:

  • создавать общественные объединения, фонды и иные не­коммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • направлять обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам для получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей сре­ды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
  • выдвигать предложения о проведении общественной эколо­гической экспертизы и участвовать в ее проведении в уста­новленном порядке;
  • обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями к органам государственной власти и органам местного само­управления по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и по­лучать своевременные и обоснованные ответы;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

При этом граждане должны нести и определенные обязанности в отношении природы и окружающей среды. В частности, граждане должны сохранять природу и окружающую среду, а также бережно от­носиться к природе и природным богатствам.

Читайте:  Взаимосвязь общества и природы особенности этапы развития и современные проблемы

Граждане имеют право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Эта информация предоставляется ор­ганами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информа­ции или непосредственно гражданам.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создаю­щих угрозу жизни и здоровью, влечет за собой ответственность в соот­ветствии с федеральным законом.

Источник



Обязанность гражданина россии по отношению к природе

5.6. Экологические обязанности граждан

Осуществление экологических прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.
Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выполнять обязанности по охране и рациональному использованию природной среды, по восстановлению нарушенных экологических систем, по предупреждению экологических правонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.
В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам.
По своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие, относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и специальные, касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов деятельности.
Основной перечень общих экологических обязанностей закреплен прежде всего в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) и ряде других нормативных правовых актов.
Так, согласно ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны:
— сохранять природу и окружающую среду;
— бережно относиться к природе и природным богатствам;
— соблюдать иные требования законодательства.
В соответствии со ст. 10 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны:
— выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
— не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Специальные экологические обязанности представляют собой широкий круг закрепленных в законодательстве экологических требований, предъявляемых к определенным категориям граждан-природопользователей. Они содержатся как в природоохранном, так и природоресурсном законодательстве.
Так, граждане, использующие химические вещества в сельском хозяйстве, обязаны выполнять правила, хранения, транспортировки и применения таких веществ, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации вредных последствий такой деятельности (ст. 49 Закона «Об охране окружающей среды»).
Кроме того, ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает экологическую обязанность работников — иметь профессиональную экологическую подготовку. В соответствии с указанной статьей, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Различают два основных вида экологических обязанностей — позитивные и запретительные.
Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. Примерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; своевременно производить плату за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды и т.д.
Запретительные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, запрет нарушать права и законные интересы третьих лиц и др.

1. Что понимают под экологическими правами человека?
2. Какие экологические права граждан закреплены в Конституции РФ?
3. Что понимают под благоприятной окружающей средой?
4. Какая информация о состоянии окружающей среды является достоверной?
5. Назовите экологические обязанности граждан.

1. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. — М.: Дело, 2001. — 768 с.
2. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. — 2-е изд. — М.: Юристъ, 2003. — 670 с.
3. Экологическое право: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Курочкина и др.; — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. — 367 с.

4. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа «НОРМА — ИНФРА — М», 2001. — 433 с.
5. Экологическое право. Курс лекций и практикум /Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. — М.: Экзамен, 2003. — 528 с.
6. Экологическое право России на рубеже XXI века: Сборник научных статей. / Составители: А.К. Голиченков, Т.В. Петрова; под ред. проф. А.К. Голиченкова. — М.: Зерцало, 2000. — 432 с.
7. Боголюбов С.А. Законодательство о референдумах по экологически значимым проектам и практика их проведения // Правовые проблемы охраны окружающей среды. Под. ред. д.ю.н., профессора Жевлакова Э.Н. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1998. С. 28-46.
8. Гущин В.З. Правозащитные функции общественных экологических объединений / / Правовые проблемы охраны окружающей среды. Под. ред. д.ю.н., профессора Жевлакова Э.Н. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1998. С. 68-84.
9. Голландские «зеленые» обращаются в суд. — Амстердам: Открытый экологический университет: ЭКСПРЕСС — «ЗМ», , 1994; М., 1995. — 48 с.
10. Как защитить Ваши экологические права в суде. Пособие для граждан и неправительственных организаций. Издание второе, исправленное и дополненное. Москва, 1999. — 90 с.
11. Социально-экологические проблемы регионов России: Учебное пособие для системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации госслужащих, руководителей и специалистов промышленных предприятий и организаций. /Под общ. Ред. профессора А.Т. Никитина, профессора МНЭПУ С.А. Степанова. — М.: Издательство МНЭПУ, 2001. — С. 100-115.
12. Халий И.А. «Зелёное» движение в России в конце XX века / Россия в окружающем мире: 2000 (Аналитический ежегодник). / Отв. ред. Н.Н. Марфенин; под общей редакцией: Н.Н. Моисеева, С.А. Степанова. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. С. 193-218.
13. Конституция Российской Федерации: Комментарий. Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: БЕК, 1996. — 664 с.
14. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. — ТК «Велби», Проспект, 2003. — 584 с.

Источник