Обществознание Закон на страже природы

Обществознание. Закон на страже природы

Охрана природы подразуме­вает определённую деятельность людей, направленную на сохра­нение, разумное использование и воспроизводство природных ре­сурсов. Эта задача возложена на государственные и местные органы власти, промыш­ленные предприятия, общественные организации, от­дельных граждан.

С 2001 г. действует Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». Он предусматривает право каждого гражданина на благоприятную окру­жающую среду и на её защиту от негативного воздей­ствия в результате как чрезвычайных природных си­туаций, так и деятельности человека.

Согласно закону охране подлежат земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, леса и дру­гая растительность, животные и организмы, атмо­сферный воздух и околоземное космическое про­странство.

Государством установлены следующие правила за­щиты природы:

  • правила охраны окружающей среды при производ­стве и проведении строительных, промышленных, сельскохозяйственных, научных работ;
  • правила производства, перевозки, хранения, захо­ронения опасных веществ;
  • правила безопасности при обращении с ядовитыми веществами и микроорганизмами;
  • ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • правила охраны и использования недр;
  • правила охраны рыбных запасов.

Нарушение данных правил влечёт за собой штрафы для виновников либо даже лишение свободы на срок от двух с половиной до восьми лет.

Для сохранения и изучения жизни природы, уни­кальных экологических систем созданы государст­венные природные заповедники. Всё, что находится на территории заповедника, полностью исключается из хозяйственного использования. Если на террито­рию заповедника допускаются посетители для отды­ха, то такой заповедник называется национальным парком.

Источник



§ 17. Закон на страже природы

В Конституции Российской Федерации записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории. Что означают слова о том, что земля и другие природные ресурсы — основа жизни человека?

Природные условия и хозяйство человека

Жизнь восточных славян, их соседейтысячу лет назад была неразрывно связана с природными условиями Восточной Европы. Люди занимались земледелием (выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овёс, горох, лён и др.), скотоводством (разводили лошадей, коров, овец, свиней), охотой, рыболовством и бортничеством. Работали ремесленники: кузнецы производили из железа орудия труда и оружие, гончары — посуду из глины, ювелиры — украшения из благородных металлов. Из дерева строили дома и хозяйственные постройки.

В дальнейшем хозяйство развивалось. Были освоены обширные пространства земли на Севере, в Поволжье, в Черноземье. Появились новые сельскохозяйственные культуры, росло поголовье скота.

Леса, где можно было заготавливать древесину, собирать грибы и ягоды, поля и луга, на которых можно было выращивать хлеб и пасти скот, руда, из которой можно было плавить железо, глина для изготовления посуды, дикие звери, мясо которых употребляли в пищу, пчёлы, дававшие мёд, — всё это условия, без которых жизнь людей была невозможна. Особое значение имели реки и озёра: они были не только источником рыбных ресурсов, но и водными путями, которые соединяли различные земли, благоприятствовали развитию торговых связей между народами.

Природа нуждается в охране

Охрана природы направлена на сохранение природных богатств, предотвращение вредного воздействия на неё хозяйственной и иной деятельности людей. Необходимо осуществлять разумное (неистощительное) использование природных ресурсов <природопользование), их воспроизводство. В результате должно быть спасено многообразие видов животных и растений на нашей планете, защищены водные ресурсы, атмосферный воздух, т. е. важнейшие условия жизни человечества.

Охраной природы занимаются государственные и местные органы власти, промышленные предприятия, общественные организации, отдельные граждане.

Государство издаёт законы, направленные на охрану природы. В 2002 г. вступил в силу закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». В нём записано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия в результате как чрезвычайных природных ситуаций, так и деятельности человека.

Закон закрепляет права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Это означает, что местные руководители, хозяйственники, специалисты, обнаружившие, например, загрязнение водоёма ядами или болезнетворными микробами или сильное загрязнение воздуха вредными газами, обязаны не скрывать правду, а немедленно предупредить об этом население. Подумай, почему валено предупредить людей об опасных изменениях окружающей среды.

Рассмотри рисунки. Что означает право граждан на защиту среды, в которой они живут? Приведи примеры неразумной хозяйственной деятельности, ухудшающей окружающую среду; катастрофических природных явлений (землетрясений, наводнений и т. п.); аварий машин и механизмов, разрушительно воздействующих на природу.

Правила, защищающие природу

Охране подлежат, во-первых, земля, её недра, почва. Во-вторых, поверхностные и подземные воды. В-третьих, леса и иная растительность, животные и другие организмы. В-четвёртых, атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.

  • правила охраны окружающей среды при производстве строительных, промышленных, сельскохозяйственных, научных работ;
  • правила производства, перевозки, хранения, захоронения опасных веществ;
  • правила безопасности при обращении с ядовитыми веществами и микроорганизмами;
  • ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • правила охраны и использования недр;
  • правила охраны рыбных запасов.

За нарушение этих правил государство наказывает штрафами или может даже лишить свободы на срок от 2,5 до 8 лет.

Ты уже знаешь о лесных пожарах, охвативших в 2010 г. обширные территории во многих районах нашей страны. Они уничтожали не только растительность, но и жилые дома, расположенные близко к лесным массивам. Несколько месяцев пожарные с риском для жизни боролись с огнём. А причиной возгорания нередко были брошенный кем-то в сухую траву окурок, не погашенный туристами костёр и даже умышленный поджог. Закон предусматривает наказание за неосторожное обращение с огнём, ставшее причиной лесного пожара, в виде больших штрафов или лишения свободы сроком до 2 лет, а за поджог злоумышленник может получить до 8 лет лишения свободы.

Закон устанавливает, что предприятие, организация или отдельные люди, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить нанесённый ущерб.

Для сохранения и изучения природных явлений, отдельных видов растений и животных, уникальных экологических систем созданы государственные природные заповедники. На их территории земля, воды, недра, растительный и животный мир, имеющие значение как образцы естественной среды, изымаются из хозяйственного использования. В заповедниках устанавливается строгий природоохранный режим и запрещается любая деятельность, ему противоречащая. Создание заповедников позволяет сохранить биологическое разнообразие и поддерживать в естественном состоянии природу охраняемых территорий. В биосферных заповедниках ведутся научные исследования по единой международной программе.

Национальные парки — территории, на которых охраняются уникальные объекты природы. В них, в отличие от заповедников, допускаются для отдыха посетители.

Рассмотри карту нашей страны. Найди на ней заповедники и национальные парки. Есть ли в области, республике, крае, где ты живёшь, государственные заповедники или национальные парки? Назови их.

В 2010 г. Правительство России наметило существенное расширение 10 заповедников и 2 национальных парков, планируется также создать за 10 лет 10 новых заповедников и 10 национальных парков.

Рассмотри рисунки и сформулируй правила, за нарушение которых следует наказание.

Выполнение закона контролируют государственные инспекторы в области охраны окружающей среды. Они имеют право проверять соблюдение установленных правил предприятиями, организациями, отдельными людьми и обязаны выявлять и пресекать нарушение законодательства. Наряду с государственным осуществляется и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Его ведут общественные добровольные объединения и отдельные граждане.

Жил на свете человек
Профессор Петербургского университета естествоиспытатель Василий Васильевич Докучаев (1846—1903) занимался научной работой, учил студентов. «Чернозём — царь почв, кормилец России», — говорил Докучаев. Он положил начало новой науке — почвоведению. В своих книгах «Русский чернозём», «Наши степи прежде и теперь» он писал о способах охраны плодородных почв (регулирование стока воды, защитное лесоразведение, посадка деревьев и кустарников и др.)- Им был разработан комплекс мер по борьбе с засухой в степных районах. По инициативе Докучаева начались работы в Каменной степи Воронежской губернии: посадка лесополос, создание системы водоёмов.

Читайте:  Понятие о состоянии природной среды и ее загрязнении

Труды Докучаева оказали влияние на развитие естествознания, физической географии, лесоведения, мелиорации и других наук о земле. Опыт хозяйственного использования земли в XX в. подтвердил правильность его идей. Именем выдающегося учёного назван научный институт.

Что может сделать гражданин для защиты природы?

  • создавать или вступать в общественные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, сборе подписей под петициями по вопросам охраны окружающей среды;
  • оказывать содействие органам власти в решении вопросов охраны природы;
  • обращаться в органы власти и иные организации с заявлениями, касающимися охраны окружающей среды;
  • участвовать в природоохранительной деятельности.

Путешествие в прошлое
В 1960 г. преподавателями и студентами биолого-почвенного факультета Московского государственного университета была организована дружина по охране природы. В 1979 г. в Иркутской области был проведён молодёжный поход под девизом «Малым рекам — полноводье и чистоту!». В 1989 г. было создано общество «Зелёное движение». К началу 1991 г. возникло движение дружин по охране природы, объединившее по всей стране более 100 организаций, в деятельности которых принимало участие более 5000 человек. Возникли и многие другие объединения: студенческие экологические отряды, трудовые объединения школьников, десанты, дружины, агитбригады, школьные лесничества, экологические клубы. Они повели борьбу с браконьерством (с незаконными порубками леса, охотой, рыбной ловлей, наносящими большой вред природе), требовали от государственных органов пресечения действий, причиняющих вред природе, проводили экологические субботники, занимались очисткой малых рек, лесопосадками и другими полезными делами.

Выясни, какие экологические объединения существуют в наши дни.

Охрана окружающей среды — задача первостепенной важности не только для нашей страны, но и для всего мира. Поэтому Российская Федерация, осуществляя природоохранную деятельность, сотрудничает с другими государствами, с международными организациями.

Источник

Закон стоит на страже природы

Форма организации работы: общеклассная, групповая и индивидуальная.

Цели урока:

  • Систематизировать знания по охране природы
  • Использовать полученные знания в своей практической деятельности
  • Воспитывать экологическую культуру и экологическую грамотность учащихся
  • Оценивать жизненную значимость экологически грамотного поведения человека
  • Совершенствование умения выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их
  • Совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме

Задачи урока:

  • Донести мысль об ответственном отношении к природе.
  • Познакомить учащихся с правовой основой защиты окружающей среды.

Оборудование: учебник «Обществознание» под ред. Боголюбова Л.Н.; карта урока; Приложение 1 (буклет для работы на уроке), Приложение 2 (мультимедийная презентация), Приложение 3 (творческая мастерская); проектор;

I. Организационный момент

Настрой на урок. Чтение стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Клонит к лени полдень жгучий,
Замер в листьях каждый звук,
В розе пышной и пахучей,
Нежась, спит блестящий жук;
А из камней вытекая,
Однозвучен и гремуч,
Говорит, не умолкая,
И поет нагорный ключ.

Слово учителя: Ребята, как вы думаете, почему именно эти стихотворения были выбраны для нашего урока? Что объединяет все эти стихотворения?

Слово учителя: Как авторы описывают природу? В чем выражается природная красота?

Переход к изучению новой темы

Слово учителя: Все мы знаем, что природу надо беречь. Ведь защита окружающей среды – это обязанность гражданина.
Сегодня на уроке мы поговорим об охране природы. А также познакомимся с законами, которые регулируют отношения человека и природы. И познакомимся мы не только с российскими законами.
Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте подберём эпиграф к нашему уроку.

«Человек – царь Земли, на которой живет»

«Природа – кладовая, а человек в ней хозяин»

«Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,

Что Землю тоже нужно охранять,
Она как мы – такая же живая»

(Подчеркнутый эпиграф правильный)

Ребята, давайте подумаем, почему мы выбрали именно этот эпиграф?

Вывод: Мы не должны забывать об охране природы. Каждый человек должен заботится об окружающем мире, чувствовать ответственность за чистоту и сохранность природы.

II. Изучение новой темы

Слово учителя: Ребята, сегодня нам с вами не понадобится тетрадь. У каждого из вас на столе лежит буклет (Приложение 1), с которым вы сегодня будете работать. Откройте его пожалуйста, и запишите дату, цель и эпиграф нашего урока.
Ребята, мы несколько уроков посвятили теме «Природа». Сегодня мы говорим о её охране. Что же значит слово «Охранять»? Откройте пожалуйста свои буклеты и подберите несколько синонимов к слову «охранять».
Давайте вспомним, что такое синонимы?

Слово учителя: Ребята, в словаре русского языка В.И. Даля я насчитала 15 синонимов. (стеречь, беречь, оберегать, сторожить, караулить; боронить, защищать, безопасить, крыть, отстаивать, заступать, застаивать, держать в целости, сохранно, спасать.). Вы назвали многие из этих слов. Посмотрите какие важные слова являются частичкой понятия «Охранять». Охранять природу – это не просто следить за порядком и чистотой вокруг. Ещё это означает любовь к природе, проявление заботы к окружающему нас миру.
Мы с вами на прошлых уроках обсуждали качества настоящего гражданина, выполняющего обязанности по охране природы. Это, например, ответственность. Какие ещё примеры мы можем вспомнить?

Слово учителя: Все верно. Но не только граждане ответственны за сохранность природы. Государство разработало специальные документы для того, чтобы защитить природу. И сейчас мы с ними познакомимся.
Ваша задача, слушая мою лекцию, делать краткие записи в табличку в буклете.

Работа с таблицей

Закон об охране природы РСФСР

ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»

Законы США об охране природы

Лекция

Первые дошедшие до нас законы об охране природы были изданы в Древнем Вавилоне царём Хаммурапи в XVIII в. до н. э. Эти законы касались защиты лесов от вырубки.
(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома
хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.
В царствование Петра I появилось более 200 указов, инструкций и других документов, связанных с охраной природы. Следует отметить Указ от 30 марта 1701 года, которым впервые в России запрещалась расчистка леса под пашню и сенокосы на расстоянии 30 верст от сплавных рек. Указом от 1719 г. наказание за загрязнение Невы предусматривалось в виде вечной ссылки на каторжные работы. Указом от 6 апреля 1722 г. "О вальдмейстерах" впервые в России были введены должности лесничих вальдмейстеров, и подлесничих унтер-вальдмейстеров. Издание 3 декабря 1723 года Обервальдмейстерской инструкции, включавшей всего 28 статей, придало лесному законодательству единство.

Первый закон об охране природы в РСФСР был принят Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 г. Согласно этому закону объектами охраны природы являются земля, недра, воды, леса и иная растительность, зеленые насаждения в населенных пунктах, типичные ландшафты, курортные местности, лесопарковые защитные пояса и пригородные зеленые зоны, редкие и достопримечательные объекты, животный мир, атмосферный воздух. В данном законе последовательно формулировались задачи и принципы охраны окружающей среды, дан перечень объектов охраны, — практически все они в той или иной мере защищались средствами уголовного закона.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. такой подход в принципе сохранен. В законе сформулированы основные принципы и объекты охраны окружающей среды. В нём указано, что главным является охрана жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий. Закон направлен на сохранение животного и растительного мира страны, её природных ресурсов. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» определяет полномочия государства в вопросах охраны окружающей среды. Охране, согласно закону, подлежат: земля и недра, флора и фауна, атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.
Государством разработаны также законы об охране воды, воздуха, редких и исчезающих видов животных и растений, законы о сохранении земли и недр.
В США существует множество экологических законов. И хотя они имеют разные цели, но направлены на то, чтобы защитить живую и неживую природу, сохранить здоровье и благополучие человека.
Вот некоторые из них. Закон «Об охране федеральных вод от загрязнений» и Закон «О чистом воздухе» позволяют контролировать хозяйственную деятельность человека. Для компаний – банкротов, загрязняющих среду, в США существует специальный фонд, средства которого направляют на очистку загрязнённых территорий.
В законе «Об охране редких и исчезающих видов животных и растений» упоминается белоголовый орёл. Он был выбран национальной птицей новой страны. В отличие от РФ, в США охрана природы находит отражение только в законодательных актах, и нигде более. В РФ охране природы посвящена статья в Конституции, главы в УК РФ и КоАП РФ.

Читайте:  Картинки природы дерево летом

Ребята, давайте проверим, насколько внимательно вы меня слушали?

1. Что попадало под охрану Вавилонского царя Хаммурапи? (Леса)

2. Основная политика Петра I, связанная с охраной природы? (Запрет на вырубку леса вдоль рек, загрязнение вод, вырубку редких деревьев, создание лесных хозяйств)

3. Что попадает под охрану государства по закону РСФСР? (Земля, недра, воды, леса и иная растительность, зеленые насаждения в населенных пунктах, типичные ландшафты, курортные местности, лесопарковые защитные пояса и пригородные зеленые зоны, редкие и достопримечательные объекты, животный мир, атмосферный воздух.)

4. Что является главным объектом охраны по ФЗ РФ «Об охране природы»? (Охрана жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий, научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества.)

5. Чем отличается законодательство США И РФ по вопросу охраны природы? (В отличие от РФ, в США охрана природы находит отражение только в законодательных актах, и нигде более. В РФ охране природы посвящена статья в Конституции, главы в УК РФ и КоАП РФ)

Творческая мастерская (Приложение 3).

Слово учителя: Ребята, благодаря вашим выступлениям мы можем сделать три важных вывода:

  • Из-за малейшего нарушения человек может нанести природе вред
  • Из-за малейшего нарушения человек может ощутить на себе серьезные последствия.
  • Из-за малейшего нарушения человек несёт ответственность за свои поступки (Административная, Уголовная)

III. Закрепление изученного на уроке

Слово учителя: Ребята, на одном из прошлых уроков мы с вами читали стихотворение. Я бы хотела ещё раз его озвучить.

Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа – наша мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится.
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней…

Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.

(ученица средней школы пос. Рождествено)
Это стихотворение написала девочка, ученица школы пос. Рождествено. Давайте тоже попробуем написать стихотворение. Первой строчкой стихотворения будет «Должны природу мы беречь….»

IV. Подведение итогов урока

Слово учителя: Ребята, какой вывод мы можем сделать в конце урока?

Слово учителя: Как бы наше государство не охраняло природу, как бы не заботилось о ней и какие бы законы не выпускала, все начинается с человека. С его отношения к природе, с его заботы, осознания и понимания ситуации, с его ответственности. Чтобы достичь результата, нужно начинать с себя лично.

V. Домашнее задание

Выписать два определения: Экологический кризис и Экологическая катастрофа. К каждому определению сделать иллюстрацию.

Источник

Конспект урока "Закон на страже природы"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Развивающие: совершенствование умения выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их; совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме.

Воспитательные: способствовать развитию экологического сознания учащихся.

Форма урока: урок нового знания.

Тип урока: комбинированный.

Скачать:

Вложение Размер
Закон на страже природы 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Закон на страже природы».

Методическое обеспечение урока

Наименование современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия) на которых применяется технология

Интерактивная информационная технология. Применение интерактивных информационных технологий на уроках географии способствует развитию пространственно-образного мышления учащихся.

На всех этапах урока

Разноуровневое обучение. Дает учителю возможность помогать слабым, уделять внимание сильным, реализует желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

На этапе постановки домашнего задания.

Технология групповой деятельности. Групповая деятельность – это коммуникативная деятельность, способствующая развитию навыков сотрудничества, коммуникации, навыка разрешения проблем.

На этапе усвоения новых знаний и способов действия

Цель: воспитание чувства ответственности за охрану окружающей среды, включая и понимание общественной значимости (слайд 2).

Задачи урока (слайд 3)

— способствовать формированию знаний о природной среде и правилах взаимоотношений с ней;

— планируется, что что к окончанию урока ученики научаться называть основные нормативно-правовые акты, направленные на охрану природы;

— организовать деятельность учащихся по изучению начальному закреплению правил природопользования;

Развивающие: совершенствование умения выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их; совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме.

Воспитательные: способствовать развитию экологического сознания учащихся.

Форма урока: урок нового знания.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: наглядный, словесный, практический.

Формы организации деятельности учащихся:

Межпредметные связи: история, биология, география, литература, ОБЖ.

Оборудование: мультимедийный комплект: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация по теме «Закон на страже природы» на электронном носителе (приложение 4.1.) , учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, раздаточный материал, сообщение о Большехехцирском государственном заповеднике ( приложение 4).

  1. Природа условия и хозяйство человека.
  2. Природа нуждается в охране.
  3. Правила, защищающая природу.
  4. Что может гражданин сделать для охраны природы.
  1. Ориентировочно-мотивационный этап – 6 мин.

Мотивация – 3 мин.

Актуализация знаний – 3 мин.

Прежде чем начать говорить непосредственно об охране природы, вспомним Великое экологическое правило.

Предлагаю вам обсудить вопрос рубрики «Вспомним»: каковы обязанности граждан России?

  1. Организационно-деятельностный этап – 30 мин.
  1. Природные условия и хозяйство человека.

На примере такого ресурса, как земля, показываю зависимость жизни людей от её рационального использования (приложение 1).

Каковы последствия воздействия природно-климатического фактора на жизнь народов страны?

Работа в группах: с равните географическое положение, природные условия, Восточной Европы и Греции. Покажите, как природа повлияла на жизнь древних греков и населения Руси (слайды 5-9).

  1. Природа нуждается в охране.

Что означает слово «Охранять». Подберите синонимы 1-3 к слову. Составьте кластер (слайд 10).

Охрана природы означает (слайд 11).

Что должно быть взято под охрану? Работа с карточками по группам (слайд 12).

Работая с текстом на стр. 141, выпишите в тетрадь, кто занимается охраной природы в России.

Государство на охране природы. Государство издаёт законы – правила поведения. Основной закон – Конституция (слайд 13).

Закон 2001 года «Об охране окружающей среды». О какой обязанности идёт речь? За нарушение этих правил государство наказывает виновников штрафами или может лишить свободы на срок до 8 лет.

Рассмотрите рисунки на стр. 142 (слайд 14). Какой вред каждая ситуация наносит условиям жизни людей? Какую угрозу здоровью людей она несет?

  1. Правила, защищающие природу.

Работа с учебником. Выпишите в тетрадь правила, защищающие природу (слайд 15).

Наиболее сильные лесные пожары произошли в России в 2010 году (слайд 16). Какую ответственность предусматривает закон для предприятий, организаций и отдельных граждан, причинивших вред окружающей среде?

Рассмотрите рисунки на стр. 146. Сформулируйте правила, за нарушение которых следует наказание (слайд 17).

Для защиты природы государство организует заповедники и другие охраняемые государством территории (слайд 19-20).

Рассмотрите карту заповедников России стр. 144-145. Есть ли в Хабаровском крае государственные заповедники и национальные парки? Назовите их.

Послушайте сообщение о Большехехцирском государственном заповеднике (приложение 2).

Посмотрите природные объекты Хабаровского края, вошедшие в семь чудес нашего региона (слайды 21-25).

Прочтите материал рубрики «Жил на свете человек» (слайд 26). Подумайте, в чем значение деятельности В.В. Докучаева. Можно ли сказать, что он жил заботой о России?

  1. Что может сделать гражданин для защиты природы (слайд 27).

Закон говорит о том, что охраной природы могут и должны заниматься не только государственные и местные органы власти, предприятия и организации, но и отдельные граждане, т.е. мы с вами. Что можешь сделать ты для защиты природы? Прочтите текст стр. 148. Ответьте на вопрос.

IV.Рефлексивно-оценочный этап – 7 мин.

Литературное слово (приложение 3, слайд 28) . Прочтите стихотворение Юлии Друниной «Когда Земля защиты попросила». Кого имеет ввиду автор в словах «Иль Родина иным не дорога»? О какой «лавине равнодушия идет речь? Приведите строки, в которых автор оценивает позицию героя стихотворения как патриотическую?

Решите кроссворд (приложение 4, слайд 30).

  1. Постановка домашнего задания – 2 мин.

— пользуясь дополнительными источниками информации, подготовьте сообщение о международных соглашениях, направленных на защиту окружающей среды.

— подготовьте презентацию о деятельности Green Peace.

Называют основные обязанности граждан.

Проводят сравнение, делают вывод влияния природы на жизнь разных народов.

Работают в группах по карточкам и отвечают на вопросы к ним.

Работают с учебником, выписывают в тетрадь, кто занимается охраной природы.

Работают с текстом Конституции РФ ст. 42 и ст.58.

Работа с текстом слайда 13.

Рассматривают рисунки. Дают ответы на вопросы.

Работают с учебником стр. 143. Выписывают правила в тетрадь.

Отвечают: возместить нанесенный ущерб.

Рассматривают рисунки. Формулируют правила.

Рассматривают карту. Называют охраняемые территории Хабаровского края.

Читают текст. Отвечают на поставленные вопросы.

Работают с учебником. Записывают ответ.

Обдумывают ответы. Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Приложение 1. Сравнительная характеристика агроклиматических условий Европейской России и Западной Европы.

При наличии плодородных земель Россия не имеет соль благоприятных климатических условий как западная Европа. На западе Европы среднегодовое количество осадков составляет от 500 до 1000 мм, а в Центральном Нечерноземье России их количество от 550 до 730 мм, в Южном Поволжье – 350-400 мм. Лето у нас то холодно-дождливое, то жаркое и засушливое, что вызывает неурожаи. Одной из многих проблем является орошение земель, без чего урожайность низка, а в засушливые годы возникает угроза голода.

Большехехцирский государственный заповедник.

Большехехци́рский госуда́рственный приро́дный запове́дник (Хабаровский край, Россия) учреждён 3 октября 1963 года. Площадь в настоящее время — 45 439 гектаров. Площадь охранной зоны — 12 000 гектаров. Лесистость территории заповедника составляет около 90 %.

Заповедник расположен в Хабаровском районе Хабаровского края, в 15-20 км южнее Хабаровска, в пределах хребта Большой Хехци́р. Западная граница охраняемой территории проходит по берегу Уссури, рядом с государственной границей России; юго-западная и южная — по руслу реки Чирки, притока Уссури; восточная и северо-восточная обходят освоенные земли, протянувшиеся вдоль железной дороги и примыкающие к пригородам Хабаровска.

Администрация заповедника расположена в селе Бычиха Хабаровского района.

На территории заповедника произрастают 1 020 видов сосудистых растений, 218 видов мхов, 148 — лишайников и 824 видов грибов. Здесь встречается 6 видов амфибий, 8 — рептилий, 240 — птиц, 45 — рыб и 53 млекопитающих. Подробно исследованы паукообразные, из них пауков найдено около 320 видов, а клещей (панцирные, гамазовые, иксодовые) — около 200 видов. Из насекомых, которых в заповеднике собрано и определено около 3500 видов, хорошо изучены чешуекрылые или бабочки; их в заповеднике выявлено более 2200 видов (данные на февраль 2015 года). Среди насекомых (данные на конец 2012 года) зарегистрировано: жесткокрылых (жуков) — около 450 видов, двукрылых — более 200 видов, перепончатокрылых — около 150 видов, клопов — около 130 видов, равнокрылых — около 110 видов.

До начала 90-х годов прошлого столетия заходы тигров на Большой Хехцир были эпизодичны и кратковременны. С июля 1992 г. здесь поселилась семейная пара. Самец был вынужденно отстрелян в пос. Корфовский в феврале 2000 г. Самка «Трехпалая» за время нахождения в заповеднике (до июля 2007 г.) размножалась трижды (2, 1 и 3 тигренка). Самка амурского тигра жила в заповеднике до 2007 года.

На территории заповедника произрастают 1 020 видов сосудистых растений, 218 видов мхов, 148 — лишайников и 824 видов грибов. Здесь встречается 6 видов амфибий, 8 — рептилий, 240 — птиц, 45 — рыб и 53 млекопитающих. Подробно исследованы паукообразные, из них пауков найдено около 320 видов, а клещей (панцирные, гамазовые, иксодовые) — около 200 видов. Из насекомых, которых в заповеднике собрано и определено около 3500 видов, хорошо изучены чешуекрылые или бабочки; их в заповеднике выявлено более 2200 видов (данные на февраль 2015 года). Среди насекомых (данные на конец 2012 года) зарегистрировано: жесткокрылых (жуков) — около 450 видов, двукрылых — более 200 видов, перепончатокрылых — около 150 видов, клопов — около 130 видов, равнокрылых — около 110 видов.

Проводятся экскурсии в Музее природы заповедника, есть экологические маршруты в специально отведенной для этого зоне.

Источник

Краткий конспект для обучающихся по обществознанию на тему "Закон на страже природы" (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Охрана природы – это все меры, которые могут быть предприняты для сохранения рационального использования и восстановления окружающей среды, в том числе природных ресурсов животного и растительного мира, чистоты воды, почвы и атмосферы на планете Земля.

Конституция РФ – Статья 42: Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Законодательные акты, устанавливающие нормы охраны природы:

Земельный Кодекс РФ

Водный Кодекс РФ.

Лесной Кодекс РФ.

Федеральный закон об охране окружающей среды.

Федеральный закон о животном мире.

Федеральный закон об охране атмосферного воздуха.

Закон РФ о недрах и др.

Права: 1. Создавать общественные организации. 2. Содействовать государству, 3. Подавать в суд иск о возмещении вреда природе и т. д.

Обязанности: Ст. 58 КРФ. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Законодательной охране подлежат: земля, ее недра, ее почва, вода, растения, животные, леса, атмосферный воздухи околоземное космическое пространство.

Особо охраняемые природные территории: заповедник (102), заказник (70), национальные парки (46).

Источник