Научная статья на тему Роль растений в природе и жизни человека
Научно-исследовательская работа на тему: «Корень, как важная часть растений и его строение»
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Ференци Л.Н. Научно-исследовательская работа на тему: «Корень, как важная часть растений и его строение» // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 09.06.2021).
Исследовательская деятельность – процесс получения практического опыта, использования знаний, умений и навыков, полученных в результате познавательной деятельности.
Корень — нужен для удержания растений в почве и для получения из него воды и минеральных веществ. В корне могут откладываться запасные питательные вещества.
С помощью корня осуществляется размножение некоторых растений.
Строение корня растений очень разнообразное и сложное. Каждое растение имеет свою корневую систему.
Отличительной особенностью корня является его неспособность образовывать хлорофилл: сколько бы времени ни находился корень на свету, Он никогда не позеленеет.
Корень похож на толстую белую нить. От главного отходят боковые корни, от них дополнительные. В конце корни образуются корневые волоски. Они впитывают влагу из почвы и таким образом обеспечивают водой все растение.
Совокупность всех корней называется корневой системой.
Тема: «Выращивание лука на камнях»
Цель: проверить – сможет ли лук вырасти в камнях, каким образом это происходит.
В емкость насыпаем камни, заливаем их водой, сверху кладем луковицы. Ставим в темноту. Через 2 дня переносим на свет. И уже через несколько дней наблюдаем, как корешок расположился на камнях.
Вывод: камни не способствуют росту растений, но вода, которая находится между ними, дает растению питательные вещества, и корни развиваются, но корни располагается между камней, ища свободные места, поэтому принимают интересную форму.
2. Опыт с традесканцией.
Тема: «Проращивание традесканции в кипяченой воде и в воде из-под крана «
Цель: проверить, в какой воде, быстрее и лучше растут растения.
Мы поставили традесканцию в 1 стакан с кипяченой водой, и в 2 стакан — с водой, отстоянной из-под крана. Наблюдаем за изменениями.
Вывод: растения нуждаются в воде, которая взята из водопроводного крана, отстоявшаяся несколько дней. В ней есть необходимые вещества для роста и развития растений; кипяченая вода непитательная потому, что во время нагревания и кипячения полезные вещества в ней погибли.
Тема: «Проращивание семян в трубочке»
Цель: убедиться, что семена вырастут в ограниченной площади из-за подачи воды через бинт, опущенный в воду.
Берем прозрачную пластмассовую трубочку 6 см, в диаметре 5 мм.
Через трубочку выводим фитиль из бинта, хорошо смоченного в воде. Сверху бинта кладем ранее увлажненное зернышко пшеницы. Трубочку на ниточках подвешиваем к линейке, которая лежит на стакане с водой. Концы бинта в воде.
Вывод: пшеница пустила корни, потому что вода, которая нужна для роста растений, поднималась по бинту, и это привело к росту.
Также появились зеленые ростки, но с другой стороны трубочки, потому что площадь ограничена.
4. Опыт с фасолью.
Тема: «Проращивание фасоли в стакане с влажной салфеткой ».
Цель: выяснить, будет ли расти фасоль между стаканом и влажной салфеткой
Обернем стакан изнутри влажной салфеткой. Между бумагой и стаканом поместим семена фасоли. На дно стакана нальем около 2 см воды.
Наблюдаем за изменениями.
Вывод: фасоль проросла и пустила корни, так как вода поднималась по салфетке, и она становилась всегда влажной, а тепло и влага способствуют росту растений.
Выводы по проведенным опытам и просмотра результатов.
У растений корневые системы разные. У семян фасоли и гороха сначала появляется один — главный корень, от которого потом отрастают боковые.
А у пшеницы, кукурузы — с самого начала появляются три корня, примерно одинаковых, а их количество и размеры постепенно растут. Различают корни и по размеру корневых волосков. Самые длинные корневые волоски имеет традесканция. Длина их составляет 1-Змм. и они покрывают корень по его длине. У фасоли, гороха, пшеницы волоски короткие.
Через корни в растения поступают все питательные вещества.
Чем хорошо развита корневая система, тем лучше растет растение.
Без воды и питательных веществ корень — погибает, а за ним погибает — растение. Поэтому надо поливать растения и соблюдать все правила, по уходу за растениями.
Источник
Растительный мир, или флора Земли
Растительный мир, или флора Земли — совокупность всех типов ядерных, многоклеточных, фотосинтетических растений, найденных в биосфере планеты. Большая часть организмов — это автотрофы, которые синтезируют свою пищу с помощью солнечной энергии, но есть и растения-гетеротрофы и очень мало видов, являющихся как автотрофами, так и гетеротрофами. История жизни на Земле и существование многих организмов буквально зависят от жизни растений. Поскольку животные не могут получать энергию непосредственно от Солнца, они должны есть растения (или других животных, которые имеют травоядный рацион), чтобы выжить. Растения также обеспечивают кислородом людей и животных, потому что поглощают углекислый газ в процессе фотосинтеза и выделяют кислород в атмосферу.
Разнообразие растительного мира
Растения распространены на суше, в океанах и в пресной воде. Они существовали на нашей планете миллионы лет. Количество видов ныне существующих зелёных растений представлено в следующей таблице:
В таблице приведено суммарное количество различных видов зеленых растений (Viridiplantae). Предполагается, что существует около 300 000 видов живых Viridiplantae, из которых 85-90% являются цветущими растениями. (Примечание от автора: поскольку данные взяты из разных источников и имеют разные даты, в некоторых случаях подсчеты подвержены некоторой неопределенности)
Отличия растений от животных
Растения и животные — это царства живых организмов и каждое из них имеет характерные особенности, которые приведены в следующей таблице:
Флора Австралии характеризуется наличием большого количества эндемичных видов — растений, которые не встречаются больше нигде. Тем не менее с появлением переселенцев, на материке прижились многие другие «не родные» виды. Австралийская растительность характеризуется преобладанием двух типов растений — эвкалиптов и акаций.
Азия имеет наибольшее разнообразие растительного мира из всех частей света, поскольку занимает самую большую площадь, находится в различных климатических поясах и природных зонах. Здесь можно встретить более 100 тыс. видов растений, от тропических до арктических, что составляет около 40% флоры Земли. На материке также есть большое количество эндемичных растений.
Антарктида
Антарктида является самым негостеприимным местом на Земле как для животных, так и растений. Здесь нет деревьев, а только присутствует два вида цветковых растений и множество мхов, лишайников, водорослей и т.д. Экосистема материка очень хрупкая и страдает из-за изменений климата и деятельности человека.
Африка
Африка — второй по величине континент мира, служащий домом для многих уникальных растений. Флора материка распределена по трем основным биомам — луга, пустыни и леса. При этом растения пустыни не имеют широкого видового разнообразия, ведь этот биом характеризуется сложными климатическими условиями, включая высокие температуры и засухи. Пустыня Сахара, расположенная на севере Африки, является одним из самых сухих мест на Земле. Тем не менее африканские влажные вечнозеленые тропические леса, содержат большое разнообразие растений.
Европа
Несмотря на то, что Европа находится на одном материке с Азией, называемом Евразией, здесь нет такого богатого видового разнообразия растительного мира, как у восточного соседа. На флору Европы в значительной степени повлиял горный хребет Альп, простирающийся с запада на восток.
Северная Америка
На территории Северной Америки находятся основные биомы планеты, от пустынь до арктических тундр. Каждый биом характеризуется совокупностью определенных видов растений, которые приспособились к росту в тех или иных условиях окружающей среды.
Южная Америка
Южная Америка, как и Азия стала домом для огромного разнообразия видов растений. Здесь находится бассейн Амазонки — огромная экосистема, поддерживающая жизнь множества животных и растений.
Значение растительного мира
Значение растений в жизни человека
Растения служат фундаментом всей жизни на Земле и важным природным ресурсом, необходимым для благосостояния людей. Подумайте о том, как ваша повседневная жизнь зависит от растений.
- Воздух: Кислород поступает к нам от растений, как побочный продукт фотосинтеза.
- Пища: Все, что мы едим, происходит прямо или косвенно от растений. На протяжении всей человеческой истории приблизительно 7 000 различных видов растений использовались людьми в качестве пищи.
- Вода: растения регулируют гидрологический цикл — они помогают распределять и очищать воду планеты. Они также участвуют в перемещении воды в процессе, называемом транспирацией.
- Лекарства: одна четверть всех отпускаемых по рецепту лекарств поступает непосредственно от растений или является их производными. Кроме того, четыре из пяти человек во всем мире сегодня полагаются на установки первичной медико-санитарной помощи.
- Витамины: растения являются крупнейшим источником витаминов, необходимых для организма человека.
- Одежда: растения выступают крупным источником сырья для текстильных материалов.
- Культура: изображения некоторых растений используются на национальных эмблемах, включая деревья и цветы.
- Мебель и жилье: древесина растений используется при строительстве домов, а также для изготовления мебели.
- Эстетическое удовольствие: присутствие растений в жизни людей позволяет получать удовольствие от их вида и снимает стресс. Поэтому многие люди выращивают декоративные растения в домах и на приусадебных участках.
Значение растений в природе
Окружающая среда и климат в значительной степени взаимосвязаны с флорой. Наличие осадков, влажности и температуры зависит от присутствия и характера растительности. Сокращение растений также нарушает равновесие в природе мира и косвенно влияет на жизнь человека.
- Пищевые цепи:В каждой пищевой цепи растения находятся у их основания и ведут цепочку как источник пищи. Например: Трава → Корова → Лев; Трава → Насекомое → Лягушка → Змея → Орел. Здесь растение начинает цепь, и другие животные зависят от него прямо или косвенно. Без растений на Земле не может быть жизни.
- Среда обитания: Конечно, помимо огромного количества людей, растения составляют основу всех сред обитания.
- Климат: растения накапливают углерод, который выделяется в атмосферу при сжигании ископаемого топлива.
- Эрозия почвы: растения, произрастающие в почве, в достаточных количествах, предотвращают ветровую эрозию (когда во времена ветров, плодородный верхний слой почвы уносится воздухом).
- Экологический баланс: растения помогают уменьшить тепло и предотвращают испарение влаги. Таким образом, они являются экологическими полезными.
- Поддержка осадков: растения и деревья оказывают охлаждающее воздействие на атмосферу, приводя к осадкам. Поэтому дожди в пустынях — крайне редкое явление.
- Плодородие почв: растения поддерживают плодородие почв. Опавшие листья, плоды и т.д., перегнивают в почве и образовывается гумус, который в свою очередь повышает плодородие почвы, так как он благоприятен для микроорганизмов.
- Среда обитания: растения — лучшие места обитания для птиц и животных, включая обезьян, белок и т.п. Птицы строят свои гнезда на деревьях для кладки яиц, сна, охоты и безопасности. В лесах, животные могут укрыться под деревьями в сильную жару и дождь. Они также обеспечивают питание для многих почвенных организмов (дождевых червей), насекомых, грызунов и т. д.
Угрозы растительного мира
Есть огромное количество видов флоры на нашей планете, как зарегистрированных, так и не изученных или даже не названных. Тем не менее, хотя угроза существованию многих диких животных в настоящее время широко признана, мало кто знает, что растения также находятся в большой опасности. В феврале 2015 года Центр биологического разнообразия заявил: «Из более чем 300 000 известных видов растений МСОП оценил только 12 914 видов, установив, что около 68% оцениваемых видов растений находятся под угрозой исчезновения».
Огромные площади пустынь по всему миру свидетельствуют о разрушении растительности людьми. Большая часть Ближнего Востока теперь пустыня или возобновляется за большие деньги. Когда-то в Средиземноморье было много лесов, сейчас эти земли оголенные и размыты. Во многих частях Африки и Индии, крупный рогатый скот и козы блуждают по каменистым равнинам, съедая любой клочок зелени, появляющийся на бесплодных землях, которые когда-то были хорошими пастбищами. Чрезмерный выпас домашних и диких животных является, по сути, самой большой угрозой для растений, хотя «налеты» ботаников и других энтузиастов на некоторые красивые растения иногда влекут за собой серьезные потери для редких видов.
Возможно, люди забывают, что все наши культурные растения и садовые цветы происходят от дикой флоры. Не менее важен тот факт, что растения обеспечивают высокую долю лекарственных средств в современном мире. Кто знает, какие секретные ценности для человечества все еще заперты среди растительности, ожидающих открытия. Тропические дождевые леса относятся к наиболее уязвимой среде обитания на планете, в которой содержится 63% видов растений, находящихся под угрозой исчезновения.
Одной из самых серьезных угроз для флоры, является превращение естественных мест обитания в участки для сельскохозяйственного использования и животноводства, например, когда тропические леса уничтожаются для выпаса скота или выращивания сои, кормов для животных, или масличных пальм. Древние лесные массивы являются особенными, потому что произрастают, по крайней мере, 400 лет и служат основой биологического разнообразия, а также поддерживают обильную дикую природу.
Охрана растений
Охрана растительного мира — комплекс мероприятий, направленных на защиту существующих растений и особенно видов находящихся под угрозой исчезновения. Основным документом, в котором перечислены растения, подлежащие охране, выступает Красная книга МСОП (Международного союза охраны природы).
Красный список МСОП установлен по четким критериям для оценки рисков исчезновения тысяч видов и подвидов. Эти критерии актуальны для всех видов и регионов мира. Цель состоит в том, чтобы донести актуальность вопросов сохранения до общественности и правительства стран, а также помочь международному сообществу попытаться сократить исчезновение видов. Согласно МСОП, официально сформулированные цели Красного списка состоят в том, чтобы:
- предоставить научно обоснованную информацию о состоянии видов и подвидов на глобальном уровне;
- обратить внимание на масштабы и важность исчезающей флоры;
- оказывать влияние на национальную и международную политику, а также процесс принятия решений;
- предоставлять информацию для возможных действий по сохранению растений.
Одним из самых важных охранных действий выступает создание национальных парков, заказников, заповедников, ботанических садов и т.п. Эти природоохранные объекты позволяют сохранить естественную среду обитания растений и защитить их от чрезмерной эксплуатации со стороны человека.
Источник
Научная статья на тему «Роль растений в природе и жизни человека»
Проблеме роли растений в природе и жизни человека посвящено большое количество исследований, среди которых работы Ж.Б. Буссенго, Ю. Либих, Ю. Сакс, И. Ингенгауз, Д. Пристли, Ж. Сенебье, Н. Соссюр.
Авторы справедливо доказывают важность растений в существовании человечества.
Трудно представить нашу жизнь без растений. Они насыщают кислородом воздух, которым мы дышим. Каждый день мы используем в пищу или сами растения, или продукты, которые из них получены.
Но это еще не все. Посмотрите вокруг себя, и вы почти везде увидите предметы, сделанные из растений. Вспомните, из чего сделана одежда, которую мы носим. Из чего изготовлены тетради, в которых мы пишем, книги, которые мы читаем? Из какого материала сделана мебель, оконные рамы и двери наших квартир?
А теперь подумайте, какое значение имеют растения в природе. Смогут ли жить без растений животные и другие живые существа? Конечно же нет.
Кислород, которым растения насыщают воздух, используют для дыхания все живые существа. Многим животным растения служат пищей и домом.
Мы уже много знаем о растениях, и всё же гораздо больше тайн скрыто от наших глаз. Если мы понаблюдаем даже за самым обычным растением, то обнаружим много загадочного и интересного. Растения всегда будут для нас источником удивительных открытий [2].
Американский растениевод, агроном и фермер Джевонс как-то сказал, что чтобы узнать какие условия нужны семени, чтобы нормально прорастать, расти и развиваться, нужно самого себя представить этим семенем, которое поместили в почву. Вам будет уютно и комфортно, если вокруг вас влажно, но достаточно воздуха, не жарко, но и не холодно, не слишком давит на вас почва, которая сверху, достаточно лёгкой и питательной пищи. Именно такие условия нужны и семени, опущенному в почву [4].
Растение состоит из миллиона микроскопических клеток, в которых происходят тысячи химических превращений, обеспечивающих жизненные процессы. Корни растений всасывают влагу, минеральные и другие вещества из почвы. Жесткий стебель поддерживает основную часть растения над поверхностью земли, чтобы ему доставалось больше солнечного света, который улавливают широкие и плоские листья. Содержащееся в листьях вещество зеленого цвета, хлорофилл, поглощает световую энергию, которую использует растение. Вода, поступающая из почвы, и углекислый газ из воздуха соединяются и образуют сахар, хранящий в себе запас химической энергии. Такой процесс называется фотосинтезом — буквально это слово означает «создание под действием света» [3].
Углекислый газ для фотосинтеза листья поглощают сквозь крошечные отверстия, называемые устьицами. В результате фотосинтеза выделяется кислород, который поступает в окружающий воздух. Всем живым организмам, в то числе и нам с вами, кислород необходим для жизни. Растения поддерживают его концентрацию в воздухе.
Растения в своей жизни имеют те же периоды развития, которые есть у человека: эмбрионального развития в лоне матери ( в теле зерна ), рождения, детства, юности, зрелости и старения. И в эти периоды растению, как и человеку, нужно разное питание: сначала соки самого зерна, потом щадящие растворы химических элементов минералов почвы, потом более сложная пища, поступающая к росткам с воздухом атмосферы, потом ещё более сложная пища, необходимая для формирования взрослого тела и органов плодоношения. И, наконец, опять щадящая в период взросления и плодоношения [2].
Живая Природа умеет создавать растениям разное питание в зависимости от их возраста. В почве после зимы нет насыщенных почвенных растворов. С наступлением весеннего тепла постепенно начинают возрождаться популяции почвенных живых микроорганизмов, именно они начинают постепенно выделять в почву органические кислоты.
У корней растений нет зубов, они не могут откусывать и глотать то, чем человек «удобрил» почву. Растение представляет собой жидкостный насос двухстороннего действия — в светлое время суток этот насос втягивает корешками растения почвенные растворы и прогоняет их по всему телу растения вверх. Химические элементы этих растворов, взаимодействуя с элементами воздуха, под действием процесса фотосинтеза принимают участие в строительстве органических частей растения — стебля, корней, листьев, почек, цветов и плодов. При этом на строительство всего своего тела растение берёт из почвенных растворов только от 2-х до 6 % строительного материала, а 98-94 % этого материала растения берут из воздуха атмосферы.
Таким образом, значение растений в природе и жизни человека играет очень важную роль, так как они участвуют в образовании органических веществ, накапливают в продуктах фотосинтеза большое количество химической энергии. Поддерживают необходимый для существования большинства организмов уровень кислорода в атмосфере.Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа.Играют ведущую роль в круговороте минеральных и органических веществ, что обеспечивает непрерывное существование жизни на Земле.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Босова Л.Л. Уроки естествознания начальной школе // Окружающий мир. — 2009. — №1. – С.16-19.
Виноградова Н.Ф // Окружающий мир: учеб. для 3 кл. четырехлет. нач.шк. /Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2001.-272с.
Люцис К. // Растительный мир в картинках, М: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.-64с., илл. (Серия «Готовимся к школе»).
Источник
Научная статья растения как часть
В самом широком смысле традиционные знания- это накопленные знания, умения и навыки, воплощенные в традиционном образе жизни, присущие конкретному народу или территории его проживания, и передаваемые исторически сложившимися сообществами от поколения к поколению[4].
Этноботаника, начавшись как область получения ценных знаний о растительном мире от хранителей традиционных знаний, в настоящее время во многих европейских странах и континентах Америки уже признана как научное направление [3]. Поэтому перед нами поставлена задача не просто изучить традиционные знания и практики, но и также способствовать процессу признания прав интеллектуальной собственности носителей и хранителей этих знаний, которые сегодня уже не просто «объект» изучения или источник информации , но они признаются равными участниками научно-исследовательского процесса.
Тысячелетиями растения использовались нашими предками не только в качестве пищи, но и как лечебные средства для защиты от разного рода вредителей, в парфюмерии, в качестве красителей и для многих других практических целей. Поэтому многовековые традиции использования растений для лечения различных заболеваний и для других целей, обширная информация о различных свойствах растений и другие практические сведения являются важным источником для выделения видов, перспективных для исследования [1]. В Кыргызстане традиционная медицина, основанная, в значительной мере, на использовании многочисленных представителей местной флоры, до сих пор не утратила своего значения. Подтверждением данного положения может служить сравнительная характеристика случайно выбранных растений и растений, отобранных на основе этноботанических сведений, на выявление антибактериальной, антигрибковой и других биологических активностей. Поиск на основе этноботанической информации выявил больше видов растений, которые обладали антимикробной активностью, чем поиск подобной активности у случайно взятых видов [5].
Полезная информация может быть заключена и в народных названиях растений. Местное население традиционно придавало значение органолептическим признакам: запаху, вкусу.цвету; наличию определенных внешних особенностей, условиям произрастания, характеру воздействия и др. Так названия вздутоплодник, вороний глаз, змееголовник, кошачья лапка, облепиха, черника, отражают внешние признаки растений. Названия болиголов, дурман, дурнишник указывают на очевидную ядовитость, душица- на приятный запах, кислица, чесночник- на определенные вкусовые свойства, чистотел — на протекторные свойства при кожных заболеваниях, клоповник — на вероятность инсектицидных свойств и т.д.
Важным является сравнение данных простой медицины разных народов потому, что оно вычленяет важные и достоверные сведения и позволяет наметить наиболее перспективные направления для поисков новых лекарственных растений.
С сожалением следует отметить, что этноботаническая информация по используемым в народной практике растениям Кыргызстана была собрана в ничтожно малых объемах. Поэтому сбор еще сохранившихся в народе сведений о свойствах растений и их систематизация представляют крайне актуальную и неотложную задачу. Поскольку огромный массив информации по этой проблеме, являясь составной частью этнокультуры Кыргызстана, постепенно вытесняется современной медициной.
Местные жители, сохранившие традиционные знания и передающие их из поколения в поколение, знают особенности и объем местных ресурсов агроценоза и дикой природы, поскольку они ежедневно сталкиваются с ними в местах их обитания или произрастания. Поэтому вовлечение фермеров, членов местных сообществ и хранителей традиционных знаний в процесс сохранения биоразнообразия через проведение совместных исследований поможет установлению продуктивного партнерства всех сторон в системе триады: фермер, ученый и хранитель традиционных знаний.
Знания местных жителей характеризуются уникальными признаками, которые включают и то, каким образом местные знания распределены внутри данного региона или сообщества, каким образом они изменяются с течением времени. Знания местных сообществ могут быть очень разнообразными, характеризуются неравномерным распределением среди жителей, динамичностью и непрочностью, а также могут быть малодоступны для лиц, пришедших извне.
Перед проведением этноботанических исследований с совместным участием хранителей традиционных знаний и местных жителей, следует определить приоритетные темы или направления, имеющие значение для местных знатоков и жителей. При этом важно, чтобы эти направления исследования соответствовали одному или более критериям из ниже перечисленных:
— важность исследования для местных жителей;
— значение для селекционных работ;
— полезность для медицины и ботаники;
— редкий вид или находящийся под угрозой исчезновения;
— отличительные особенности вида в зависимости от места произрастания или распространения.
При сборе данных в этноботаническом исследовании необходимо провести анализ вторичных данных, таких как опубликованная научная и специальная литература, коллекции гербариев, статьи малоизвестных изданий или неопубликованные записи, аудиозаписи, личные знания о местных жителях и хранителях традиционных знаний. Для обеспечения более точного сбора данных во время проведения опросов, вопросы можно структурировать. При выборе местности и сообщества для проведения исследования, следует обратить внимание на следующие факторы:
— принадлежность жителей к этнической группе или группам;
— отдаленность от районного центра или города;
— наличие разнообразных экологических ниш и другие географические факторы.
Местные жители и знатоки традиционных знаний используют и различают множество фенотипических признаков растений для их определения. Они используются ими для того, чтобы различать растения, которые служат основанием для их сбора и использования. Названия, которые местные жители дают растениям, являются уникальными, т.к. многие виды растений могут встречаться только в этой местности, и только местные жители могут знать время их сбора и способы использования.
Название растения может быть связано с его свойствами, с целями его использования (вкус плода, листьев, использование разных частей растений, применение в религиозных обрядах и др).
Местные жители или хранители традиционных знаний различают вышеуказанные признаки на различных фазах развития растений, от всходов до цветения и плодоношения. Таким образом, признаки, которые они используют для характеристики растений, могут сложными, но очень важными и взаимосвязанными. При сборе информации от местных хранителей традиционных знаний важно произвести запись точного названия каждого вида растений, в том виде, в котором они даны ими, без изменений, на местном языке или диалекте. На примере:
1.Морфология — цвет стебля, листьев и семян, форма плодов, высота растения;
2.Показатели — время цветения, особенности роста и развития;
3.Жизненный цикл — однолетний, двухлетний, многолетний;
4.Жизненная форма — травянистая, кустарниковая, древесная;
5.Популярность — в какой степени местные жители используют или не используют это растение?
6.Отличительные признаки — чем отличаются, особые приметы;
7.Народные названия — почему так называют.
При получении данных, особенно важно уделить внимание способу использования растений, определению морфологических характеристик и других критериев которые даны местными знатоками и жителями. Можно сравнить, совпадают ли названные морфологические признаки растений внутри одного региона, села или общины, или они различаются. Анализ этих вопросов должен быть построен на рассмотрении нескольких конкретных наборов видов растений и их сопоставлении согласно заданным критериям. Изучение этих вопросов поможет исследователю понять связь между общепризнанными характеристиками растений и теми, которые используют местные хранители традиционных знаний.
Характеристики, которые ценят в своих растениях местные жители, могут быть связаны с морфологическими показателями, такими, как, например, урожайность, качества плода, кулинарная ценность, лечебные свойства, корм для животных, строительный материал или домашняя утварь.
Местные жители-знатоки традиционных знаний, вероятно, являются наиболее полезными советчиками при исследовании и сборе данных по оценке используемых частей разных видов растений. При опросе следует уделить внимание определению признаков растений на нескольких этапах их развития: молодое растение, фаза цветения, фаза спелости плода-колоса, сбор урожая и используемые их части. Эту работу можно проводить в виде опроса, визуальных исследований совместно со знатоками и местными жителями обоих полов, заполняя данные в таблицу. Это даст возможность исследователю получить более полную картину, определить ценность используемой части растений и оценив наиболее важных признаков определенного вида растений следующим образом: 1.Урожайность. 2.Размер и форма плода. 3. Сбор урожая (какая часть), 4. Используемая часть, 5. Вкусовые качества, 6.Устойчивость к поеданию дикими животными, птицами и болезням, 7.Экономически выгодно для продажи, 8. Требует много времени и труда при сборе, 9. Труднодоступность, 10. Способы или методы приготовления средства, 11. Время сбора, 12. Другие признаки, которые используют местные жители. Обмен информацией с местными знатоками несомненно облегчат работу исследователей и позволят сохранить богатую флору республики. Логично начать с систематических исследований тех растений, которые были изучены нашими великими предками, а также тех растений, которые используются в различных регионах республики, как средства народной медицины. Этноботанические исследования помогают собрать и сохранить традиционные знания, проливающие свет на важность и питательную ценность органически выращенных продуктов, традиционного приготовления пищи и лечения, забытых технологий и ремесел, использование традиционных методов выращивания культур. Сохранение традиционных экологических знаний особенно важно в сегодняшнем быстро меняющемся мире, в котором исчезновение традиционных знаний о природе в частности о растительном мире является реальной проблемой и невосполнимой потерей.
Таким образом, по степени изученности флору Кыргызстана можно рассматривать как недостаточно изученную в фитохимическом аспекте и в отношении биологических активностей. Поскольку принято считать, что особо эффективными являются поиски новых, хозяйственно ценных растений во флоре слабоизученных регионов, в центрах происхождения семейств и родов, в местах видового разнообразия, а также эндемичных родов и видов, изучение флоры Кыргызстана в этом направлении весьма перспективно. Этноботанические исследования могут помочь в восстановлении цепочки передачи накопленных тысячелетиями традиционных знаний, их интеграции с современными методами ведения хозяйства и управления ресурсами, питания и лечения, и сохранения самобытных культур. Такие исследования привлекают внимание и вовлекают широкие слои населения к проблемам сохранения биокультурного разнообразия и здоровья экосистем, к поиску путей более устойчивого жизнеобеспечения, находящегося в гармонии человека и природы.
Рецензенты:
Содомбеков И., д.б.н., профессор, зав.кафедрой лесоводства и плодоводства Кыргызского Национального Аграрного Университета им. К.И.Скрябина, г. Бишкек;
Шалпыков К.Т., д.б.н., директор Инновационного центра фитотехнологий НАН Кыргызской Республики, г.Бишкек.
Источник