Мировоззрение и его исторические типы
Мировоззрение и его исторические типы.
Мировоззрение появляется в глубокой древности, его показатель – членораздельная речь. Мировоззрение – сложное образование в духовном мире человека, опираясь на принципы которого, человек ориентируется в мире, формирует свое поведение, определяет цели своей деятельности.
Мировоззрение имеет структуру. В его основе – представление о смысле человеческого существования.
-мироощущение (самый примитивный)
-мировосприятие (ясные, логические представления)
-миропонимание (умозаключения о системе мира)
Мировоззрение всегда связано с уровнем самосознания, самопознания и самовоспитания.
Исторические типы мировоззрения:
1) обыденное (житейское)
− Положения передаются через воспитание и образование и строятся на здравом смысле и житейской логике.
− Цель — адаптироваться в окружающем мире.
2) мифологическое (эпоха палеолита)
− Человек не выделяет себя из природного мира, что приводит к антропоморфизации природного мира.
− Время не делится на прошлое, настоящее и будущее. Существует только сакральное (священное) и профанное (вечное настоящее)
− Все воззрения человека на мир определяют общественное устройство, индивидуальное бытие и выражаются во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
− В современном мире мифология сохраняет свое значение, проявляясь на бытовом уровне, в идеологических системах и в искусстве.
3) религиозное (эпоха верхнего палеолита)
− Наличие священного писания, в котором четко зафиксирована истина
− Сосредоточение внимания на бытии человека (мир и человек не одно целое)
− Человек осознает, что он может познавать и преобразовывать, он осознает, что он слабее физически
− Оно определило социально — политическое устройство человечества и оказало влияние на все сферы человеческой жизнедеятельности
4) научное (возникает в эпоху верхнего палеолита)
− Утверждает, что можно дать объективную картину мира, которая будет истинной
− Стремление доказывать свои положения наглядно
− В основе любой науки – абстрактная конструкция
− Научные истины объявляются истинами в последней инстанции, или абсолютной истиной
− Связано с социальной системой и часто является основой идеологии
5) философское (эпоха верхнего палеолита)
− Наиболее ранними текстами являются «упанишады» — «сидеть у ног учителя» (сер. II – нач. I тыс. дон.э.)
− Эпоха расцвета – сер. I тыс. до н.э., когда в древних цивилизациях формируются первые философские направления и создаются первые философские тексты (Др. Китай – «Лунь Юй» Конфуция, «Веды» в Др. Индии, трактаты «О Природе» в Др. Грецииитд)
− Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру
− Философия всегда социально детерминирована и одновременно с тем определяет социальную действительность
− Философское мировоззрение всегда отличается свободой в интерпретации основных понятий и логики их развития, в основе философского мировоззрения всегда лежит понятие о свободе личности
− Свобода в интерпретации основных понятий вела к тому, что даже предмет философии исторически менялся. Предметом философии выступали отдельные фрагменты или первоначала мира, либо абстрактные понятия. Со временем предметом становится человек, его духовный мир и смысложизненная проблематика. (предмет – эпохальная проблематика)
− Основной метод философскогого мировоззрения – теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижение всех наук и культуры в целом.
2. Предмет и функции философии.
Философия – наука о человеке, обществе, системе мироздания и о познании.
Предмет философии – это всеобщие характеристики (стороны) различных типов отношений, складывающихся между человеком и миром.
Предмет философии – эпохальная проблематика.
Основной вопрос философии – «Что первично, бытие или сознание?»
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
− Мировоззренческая (формирование целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром)
− Методологическая (философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности)
− Мыслительно-теоретическая (философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы окружающего мира)
− Гносеологическая (цель — правильное и достоверное познание окружающей действительности)
− Критическая (подвергать сомнению окружающий мир. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение окостенелости знания, его модернизация, увеличение его достоверности)
− Аксиологическая (оценка вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.)
− Социальная (объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения)
− Воспитательно-гуманитарная (культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу)
− Прогностическая (на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества)
Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Только через их целостное единство проявится специфика и сущность философского знания.
3. Диалогичность философии.
Диалогичность философии подразумевает:
· Диалог человека с самим собой (человек мыслит с помощью внутреннего диалога)
· Диалог философа с другим человеком
· Диалог во времени и пространстве (через произведения), т.е. вступление с эпохой и предшествениками
Диалогическая философия — совокупное обозначение философских учений, исходным пунктом которых является понятие диалога. Диалогическое отношение (отношение Я – Ты) мыслится при этом как фундаментальная характеристика положения человека в мире.
Определяющую роль в социальном познании играет диалог, который еще с античных времен стал известен как литературная форма, употребляемая для изложения проблем с помощью диалектики. Диалог — это разговор между двумя или несколькими лицами, форма устного общения между ними, которая может быть закреплена в письменном виде. В диалоге осуществляются два естественных человеческих стремления — стремление сказать и быть услышанным и стремление понять и быть понятым.
Процесс понимания всегда носит диалогический характер, поскольку понимание тесно связано с общением. Понимание — это всегда диалог личностей, текстов, мыслей, культур и т.д. Именно в диалоге осуществляется взаимопознание и взаимопонимание субъектов. Современная философия диалога развивается в двух направлениях, сообразно с тем, на какой аспект диалога — информативный или личностный — делается акцент.
1) Демонстрируя в основном информативный характер, диалог выступает как теория языковых коммуникаций (Сократ).
2) Если же развивается личностный аспект диалога, то объектом анализа является встреча партнеров по диалогу, а сам диалог и событие встречи становятся основой для философствования. (Л.Фейербах)
-критическое отношение к метафизике как к философии субъективизма
-оппозиция по отношению к философии рационализма от Декарта (16-17 вв.) до Гегеля (18-19 вв.).
-ее последствием стало новое мышление или новая философия, именуемая философией диалога.
Согласно диалогической философии человек исходным образом не знает сам себя в качестве субъекта. Этот субъект первично вовсе не соотносится с объектом, т.е. с миром, и не переносит на другие «Я» свойства этого объекта. Напротив, человек в диалогической философии воспринимает себя в первую очередь в отношениях с «Ты». Соответственно, мир человека – это общий мир человеческого совместного бытия. Диалогическая философия видит полноту осуществления такого совместного бытия в совместном между собой говорении, т.е. в диалоге.
Источник
1. Мировоззрение и его общественно-историческая природа. Структура.
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отнош. чел. к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознаных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаци1й, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М. — это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. — личность, соц. группа и общество в целом.
Основа М. — знания. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. — это теорет. ядро М.
В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.
Знания входят в М. в виде убеждений. У. — это та призма через кот. видится действительность. У. — не только интелект. позиция, но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.
В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. — основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающе отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение.
М. складывается под воздействием соц. условий, воспитания и образования. Его форм. начинается с детства. Оно определяет ж. позицию ч.
Ф. — это система самых общих теор взглядов на мир, место в нем чел., уяснение разл форм отношения чел. к миру. Ф. отличается от др. форм М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интелект. разработанности проблем и методов подхлда к ним.
2. Исторические типы мировоззрения. Закономерности возникновения философии.
Истоки философии находятся в духовной жизни: мифологии, религии и эмпирических знаниях. В мифе, древнейшей форме духовной культуры, внешняя реальность и продукты воображения, природный и социальный миры воспринимались как единое, стихийные природные силы и способы человеческой деятельности персонифицировались в образах богов и героев (Зевс, Гефест, Аполлон, Афина, Афродита и т.д Значение мифологии состоит в том, что был начат поиск ответов на вопросы о тайнах рождения и смерти происхождения мира человека, культурных навыков, о ценностном отношении к сущему. Помимо идеи тождества человека, коллектива и природы, в наивной форме отражавшей условия бытия первобытной эпохи, в последующем возникли новые социальные мифы: идея общества как творения божественного разума, отвергающая суверенность человека и нивелирующая личности, порожденная особенностями добуржуазного периода истории; идея автономности общества и составляющих его индивидов, иллюзорно отображавшая становление буржуазных общественных отношений.
Философия возникла как продукт вопрошающей и недоумевающей мысли.
Сопутствующее переходу от мифологии к философствованию удивление означает пробуждение сознания, открытие нового в привычных и общепринятых воззрениях.
В сознании первобытного человека переплетались стихийно-материалистические элементы, связанные с материальной практикой, и религиозные, выражавшие огромную зависимость человека от природы и социальных сил. У философии и религии имеется общая цель — вывести человека из сферы обыденности, придать его жизни смысл, открыть путь к самым сокровенным ценностям, увлечь идеалами. Наиболее существенная общая проблематика «религии и философии — духовно-нравственная. Религия выполняет важные исторические функции: формирует сознание единства человеческого рода, развивает общечеловеческие нормы, выступает носительницей культурных ценностей, средством социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев: вносит вклад в решение экологических проблем и т д. Одновременно религия, выступая за сохранение традиций, смановится орудием консерватизма Церковь стремились монополизировать духовную жизнь и порой открыто воевала с философией ( отравленный Сократ, сожженный Дж.Бруно и т.д). Антигуманны такие деяния церкви как костры инквизиции, кровавые походы крестоносцев, религиозные войны.
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций » светского» знания, » естественного» разума. Хранителями и трансляторами знания, основанного на опыте, преиму- щественно традиционно-консервативного, были древние мудрецы. С прогрессом общества отношение между человеком и миром изменилось. Оно требовало глубокого понимания мира, деятельности и сознания человека и соответственно мыслителей нового типа — философов. Философия возникла как необходимость теоретического ответа на вопросы мироздания. Преодолевая узкие рамки обыдённого сознания, философия переосмысливала ранее накопленные эмпирические знания, древнюю мифологию, содержащую элементы религии и вырабатывала новое миропонимание.
Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
-аграрно-ремесленная революция, в целом экономическое развитие способствовали накоплению знаний, требовавших обобщения и систематизации;
-расширение контактов на основе торговли и судоходства свидетельствовало об ошибочности прежних фантастических представлений, которые заменялись реальными образами;
— разрушение общинно-родовых форм связей между людьми, появление социальных общностей требовали от индивида выработки нового типа самоопределения, ориентации не на привычку и традицию, а на собственный разум;
—отделение умственного труда от физического, создание материальных предпосылок для досуга и умственной деятельности позволило отдельным индивидам заниматься профессиональным теоретизированием, философствованием;
-развитие государственности, особенно древнегреческой демократии, вызвало к жизни искусство убеждения, аргументацию, строгое, последовательное систематическое мышление.
В процессе становления общества у человека вместе со способностью познавать, ставить и осуществлять цели формировалось самосознание и на его основе мировоззрение. В нем в интегративном виде представлены: знания, ведущие к поиску истины; ценности как отношение людей ко всему происходящему; жизненные позиции, сформировавшиеся на основе познания и оценок и превращающиеся в поступки. Мировоззрение придает истории человечества смысл, обеспечивает общую ориентировку в совокупности бытия.
Существуют два основных пути формирования мировоззрения: стихийный и сознательный.
Житейское (стихийное) мироощущение и мировосприятие, основанное на здравом смысле и содержащее в себе предрассудки и мифические элементы, не отличается глубиной проникновения в суть явлений, систематичностью, обоснованностью, что ставит человека в приспособленческую позицию, подчиняет его власти обстоятельств. Теоретическое миропонимание, к которому принадлежит и философия, избавляется от названных недостатков. «Сознательное» мировоззрение включает в себя: некую целостную модель всею сущего; осознание человекам своего «я», своей роли в обществе и в мире в целом, целей и смысла жизни; жизненную стратегию и программу поведения.
Источник
Мировоззрение человека: его сущность, структура и исторические формы
Человек самое совершенное существо в мире. Он постоянно вопрошает, ставя самые разные вопросы: Что такое Вселенная? Что такое звезда? Что такое любовь? Этих вопросов множество. В процессе поиска ответов на них человек приобретает знания, опыт, начинает размышлять о мироустройстве, о месте человека в нем, о судьбах человечества, о жизни, о смерти. Все это приводит к формированию у него мировоззрения.
Мировоззрение – это система обобщенных взглядов, представлений, оценок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека. Термин «мировоззрение» был введен немецким философом И.Кантом и буквально означал – атрибут человеческого сознания. Поэтому мировоззрение – это не просто обобщенное представление о мире, а форма самосознания человека.
Так как для человека весь мир оказывается разделенный на две части: на мое собственное «Я» и «не Я», т.е. мир, который включает природу, общество, культуру и отношение между людьми, то вопрос об отношениичеловека к миру и является основным вопросом мировоззрения.
Основной вопрос мировоззрения указывает, что само мировоззрение – это сложное духовное явление, которое состоит из таких элементов как:
— знания – это основа мировоззрения. К мировоззрению относятся не все знания, а жизненно важные для человека, которые раскрывают сущность отношений между человеком и миром;
— убеждения –это твердая система взглядов, которая установилась в сознании человека. Убеждения могут меняться и причиной этого есть новые знания, которые уточняются и дополняются постоянно;
— ценности – это позитивное или негативное отношение к явлениям окружающего мира. Они воплощают в себе особое отношение людей ко всему окружающему в соответствии с их потребностями и интересами;
— идеалы – это воображаемый образец совершенства, к которому следует стремиться как к конечной цели. Особенность идеалов – опережать отображение действительности;
— вера —это форма и способ восприятия социальной информации, ценностей, идеалов общественной жизни, которые не задаются практическим опытом, а принимаются как очевидные факты. Однако вера находится во взаимосвязи с сомнением. Сомнение – это обязательный момент осмысленной позиции любого мыслящего человека. Присутствие сомнения в мировоззрении отдельного человека находит выражение в позициях: догматизма – безоговорочное принятие той или иной точки зрения, системы ориентаций или скептицизма – неверие ни во что, непринятие любой точки зрения;
— жизненные нормы – это образцы, стандарты деятельности, сложившиеся исторически, как определенные правила поведения.
Мировоззрение имеет свою структуру, в основе которой находятся свойственные человеку физиолого-психологические механизмы и средства познания мира, а именно: ум, чувства, воля и т.д. Отсюда в структуре мировоззрения выделяют:
— мироощущение – это эмоционально-психологический уровень мировоззрения. Это удивление, страх, восхищение, одиночество, горе, отчаяние;
— мировосприятие – это деятельный уровень мировоззрения, к которому относится опыт формирования познавательных представлений о мире;
— миропонимание – это познавательно-интеллектуальный уровень; это система общих понятий, суждений и умозаключений о мире в целом и месте человека в нем. Миропонимание может быть: 1) обыденным, т. е. житейским, когда основывается на чувственном опыте, традициях, вере; 2) теоретическим, которое опирается на знание законов, научные теории и принципы. Теоретическое мировоззрение – это высший этап развития мировоззрения. Очевидно, что овладение им является главной задачей всего процесса становления и совершенствования человека.
Следовательно, мировоззрение – это интегральная целостность знания и ценностей, ума и интуиции, интеллекта и действия, критического сомнения и сознательной убежденности. Отсюда, мировоззрение выполняет такие функции (т.е. работу): 1) познавательно-ориентировочную (которая обеспечивается мировоззренческими знаниями и оценками); 2) социально-практическую (которая базируется на мировоззренческих убеждениях и принципах деятельности).
Мировоззрение имеет исторический характер. Что это значит? Это значит, что мировоззрение человека, общества постоянно изменяется. Например, в разные эпохи складывались различные типы мировоззренческих систем:
1) космоцентризм в эпоху античности, где в центре изучения стояла природа и эллинские мудрецы 7-6 веков до н.э. стремились распознать единую сущность всего окружающего;
2) теоцентризм, характерный для средних веков 5-15 века, где все основные понятия средневекового мышления были соотнесены с Богом;
3) антропоцентризм, характерный для эпохи Возрождения 14-16 веков, где человек ощутил и осознал себя центром Вселенной. Такое понимание мировоззрения порождает необходимость выделить не только его исторические типы, но и исторические формы.
Историческими формами мировоззрения, которые формировались на протяжении всей истории человечества, есть мифологическое, религиозное и философское. Рассмотрим их.
Мифологическое мировоззрение – это универсальная форма мировоззрения, которая характерна для всего первобытного общества. Её уникальность в том, что первым мировоззрением всех этносов была мифология. Мифология в переводе с греческого языка обозначает: mifos – cказание и logos – учение. Мифология пыталась объяснить мир через перенесение на него свойств и качеств, которыми характеризовался сам человек, а также отношения между людьми.
Миф как первая форма мировоззрения объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, ранних форм искусства. Миф – это нерасчлененная форма знания, что называется синкретизмом. Для мифологического мировоззрения присущи следующие особенности:
1)слияние мыслей и действий;
2)личное «я» и мир были слиты воедино;
3)отсутствие различий между объектом и субъектом деятельности;
4)антропоморфизм – перенос на природу свойств человека;
5)образность (мир воспринимался в образах, а не в понятиях);
6)главным было обоснование связи индивида с родом.
Мифологическое мировоззрение запечатлено в сказках, легендах, что характерно для всех народов без исключения, ибо все они прошли уникальную первобытную стадию своего развития общества. С развитием и усложнением форм жизни мифология перестает удовлетворять человека и возникает потребность в новом мировоззрении. Этим мировоззрением была религия.
Религиозное мировоззрение – это совокупность представлений, верований, убеждений, которые основанные на сверхъестественном. Сверхъестественное – это то, что не подчиняется законам мироздания. Сущностью религиозного мировоззрения – есть удвоения мира: на мир реальный, в котором живет человек и сверхъестественный, который человек воспринимает на веру. Способом существования религиозного мировоззрения является вера. Внешней формой проявления веры служит культ.Выделяются некоторые особенности религиозного мировоззрения:
1)это форма иррационального освоения мира, т.е. то, что лежит за пределами разума (эмоции, воля, чувства);
2)оно направлено на внутренний мир человека, к его надеждам и тревогам, к поиску символа веры;
3)существует в обыденной жизненно-повседневной форме;
4)направлено на достижения единства человека и Бога.
Возникает религиозное мировоззрение в эпоху разделения труда. Со временем оно становится мировоззрением прошлого, выражением бессилия человека перед природными и социальными стихийными силами, отрыва индивида от действительности. На смену ему приходит философское мировоззрение.
Философское мировоззрение – это высшая форма мировоззрения. Оно начинается там и тогда, где и когда человек пытается познать мир и выяснить свое место в этом мире. Термин «философия» в 6 в. до н.э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор: «Жизнь подобна игрищам: Иные приходят состязаться, иные – торговать, а самые счастливые — смотреть». Этот термин имеет греческое происхождение и буквально означает «любовь к мудрости» или «служанка мудрости», «рабыня софии», а в древней Руси ее называли просто «любомудрие». Термин философия в европейской культуре было закреплено Платоном, который считал, что философы – это люди, которые открывают тайны природы, человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Таким образом, философия является особым видом знания, а именно «софийным» знанием, которое понимается как мудрость. Особенностью философского мировоззрения есть то, что:
1)ему присуща не чувственно-образная, как в мифологии и религии, а абстрактно-понятийная форма освоения мира;
2)это теоретическая форма мировоззрения;
3)религия и мифология совпадают с соответствующим мировоззрением, а философия составляет ядро научного мировосприятия;
4)философия в осмыслении мира опирается на научные знания;
5)философия стремится поставить и решить абсолютные проблемы человеческого бытия;
6)философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, моральное, эстетическое отношение человека к миру.
Как видим, философское мировоззрение – это теоретически сформулированное мировоззрение и основные мировоззренческие проблемы оно пытается решить посредством мышления.
Таким образом, формирование и развитие мировоззрения – исторически преемственный процесс. Все исторические формы мировоззрения диалектически тождественны: религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и формируется вместе с ним, поскольку его основой выступает мифология; философское мировоззрение исторически возникает на основе мифологического и религиозного и вместе с ними, так как отвечает на те же вопросы, которые поставлены мифами и религией. Не случайно, поэтому то обстоятельство, что для духовной жизни различных периодов человеческой истории в определенной степени характерны все типы мировоззрения при обладании одного из них. В то же время направленность совершенствования мировоззрения однозначна: от мифологического через религиозное к философскому. В культуре дикости (первобытное общество) нет еще ни религиозного, ни философского, а в культуре варварства – философского.
Источник
Мировоззрение и его исторические типы.
Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Исторические типы мировоззрения:
В исторической типологии мировоззрений выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское.
Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения. В основе мифологии лежит миф – выдуманный рассказ, плод народной фантазии. Миф обычно совмещает в себе рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения.
Религиозное мировоззрение. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», т.е. такого начала которое находится этого за чертой «естественного», недоступно пониманию человека. Главный признак религии – вера в сверхъестественное. Если в мифологические персонажи живут в реальном мире (на горе Олимп), то в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а поэтому в объекты мира следует верить.
Философское мировоззрение. Философское мировоззрение отличается от религиозного тем, что оно основано на знании, а не на вере; логично, опирается на четкие понятия и категории. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. В отличие от искусства и мифологии, философия стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.
Все исторические типы мировоззрения объединяет общая направленность – дать картину мира, включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия.
Культура и цивилизация.
Цивилизация — это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура — это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.
Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем антонимичные понятия. Общего в них то, что они являются следствием прогресса.
Культура | Цивилизация |
Носит ценностный характер | Прагматична (ориентируется на критерий полезности) |
Культура органична, функционирует как живое целое. | Механична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.) |
Культура аристократична (шедевры — творения гения) | Цивилизация Демократична (Культуру присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.) |
Культура существует в вечности, (юность культурных произведений не уменьшается) | Критерий прогресса: последнее по времени наиболее ценно. |
Культура иногда враждебна жизни (содержит свой параллельный мир, она конкурирует с жизнью.) | Цивилизация способствует продлению и усовершенствованию жизни. |
Ж.Леви-Строса (Франция): человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а осложняется, принося с собой массу негативных последствий для человека (искусство сделало человека пленником символических структур, => счастливыми были только первобытные люди, т.к. была тесная связь с породнившей их природой).
Постигая прошлое, мы стремимся разобраться в настоящем. В этом смысле особо важное актуальное для нас значение приобретает решение вопроса о соотношении Западной и Восточной культур и цивилизаций, а также месте России в диалоге этих культур.
Запад и Восток в данном контексте рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные понятия. Под термином "Запад" многие понимают особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно было назвать техногенной. Ее характерные черты — это быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого применения являются научные, а затем и научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. Предпосылки Западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Западники не стремились подчеркивать особенности российского культурного опыта и считали, что Россия должна перенимать все лучшие достижения западной культуры и образа жизни. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию.
Одной из важнейших характеристик русской народной индивидуальности, по мнению Бердяева, является ее глубокая поляризованность и противоречивость. "Противоречивость и сложность русской души, отмечает он, может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие 2 потока мировой истории. Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролось два начала, восточное и западное".
Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят:
— культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),
— смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),
— взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер),
— логику эстетического развития (Бродель).
Наш соотечественник Лев Мечников полагал, что основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки, которые в любой стране являются совокупностью всех физико-географических условий: климата, почвы, рельефа и т.д., которые в конечном итоге определяют состояние частной и общественной жизни. В современных направлениях науки все больше отходят от понятия цивилизации как способа производства и современный подход предполагает понимание под цивилизацией качественного этапа в истории общества, в котором существуют разные слои культуры, различающиеся по социальному или историческому происхождению и в конечном итоге комбинации взаимовлияния, слияния этих структур ведут к синтезу и становлению цивилизации.
Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:
1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.
2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.
3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство обществаÞ понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества обществаÞ понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.
4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.
Типы цивилизаций (в зависимости от основания классификаций можно выделить):
1. По типу хозяйственной деятельности
2. В зависимости от контакта с другими цивилизациями
· Открытые (экстравертные), то есть стремящиеся к расширению своих пределов
3. В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории
4. В зависимости от способа производства
Но в настоящее время все чаще современные исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации.
Место и роль культуры в цивилизации.
Немаловажную роль в модернизации общества играет культура. Культура, как технология, во многом определила возможности человека в освоении мира на данном этапе цивилизации. Роль культуры в цивилизации определяется тем, что с одной стороны она обеспечивает специфическое своеобразие, что присуще определенному социуму, а с другой стороны обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией целостность мировой истории. Этот процесс обеспечивается идеологом культуры, их взаимовлиянием и т.д. Культура, которая породила техногенную цивилизацию и соотношение «Техника – человек» сама оказалась в состоянии глубокого кризиса, поставив перед человечеством две важнейшие проблемы: границы между человеком и машиной, проблема искусственного и естественного интеллекта; образ жизни человека в техномире. Первая проблема требует ответа на три вопроса:
1. Каковы природа искусственного интеллекта и степень его тождественности с естественным интеллектом человека. Много мнений, начиная от полной аналогии до признания существенного различия между программируемыми способностями мозга и непрограммируемой иррациональной сферой. Культурологическая проблема в этом вопросе заключается в сохранении человеком свободы, индивидуальности и уникальности, и рассмотрение компьютера, как абсолютной модели человека расценивается культурологами как угроза человеческому существованию.
2. Природа и суть творчества. Может ли творчество имитироваться компьютером? Специалисты предполагают, что имитация компьютером рациональных способностей человека – это дело времени.
3. Мозг и машина. Мозг человека основан на конструировании образов, мозг машины – на распознавании образов. Если машина характеризует объект «да» или «нет», «либо-либо» или по принципу «если, то», то человек может выразить и характеризовать объект по принципу и «да», и «нет», и «то», и «другое», таким образом вопрос о творчестве природы культуры и о технике, как результате творения человека, ставит другой вопрос: о потенциале техники, который призван лишь усилить творческие возможности самого человека.
Вторая важная проблема «Техника – человек» — это проблема образа жизни человека, это проблема места и роли человека в созданном им техномире. Благодаря технике человек приобрел определенную свободу, независимость от природы, но на место жестокой зависимости от окружающего мира незаметно для себя человек поставил еще более жесткую зависимость от техники. Мы вынуждены сегодня приспосабливаться с функционированием технических устройств, с экологическими последствиями, сегодня техника заменяет рабочую силу, отсюда безработица, за жилищный комфорт мы расплачиваемся нашей разобщенностью, наша личная мобильность за счет транспорта покупается ценой шумовой нагрузки, загубленной природы, развитие медицины, которая существенно увеличила продолжительность жизни, поставило нас перед проблемой демографических вопросов. Сегодня наука, которая сделала возможность вмешательства в наследственную природу человека, создает угрозу человеческой индивидуальности. Техника, компьютеры, прагматически ориентируя наш рассудок, приводят в конечном итоге к утрате образного мышления, результат всего – это духовный дискомфорт, деградация духовных ценностей человека, утрата идеологичности между людьми, раннее психологическое старение, проблема одиночества. Сегодня очевидно, что техногенная цивилизация испытывает жесточайший кризис и на этом пути у общества просто нет перспектив.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник