Мир вокруг нас Тема quot Здравствуй весна quot

Явления природы весной происходящие в эту прекрасную пору цветов и песен

Приветствую тебя мой читатель, вот и пришло к нам на юг долгожданное тепло весны, поэтому в самые первые дни ее прихода я хочу вам, сегодня рассказать какие явления природы весной можно наблюдать в окружающем нас мире природы в это замечательное время года.

Многие из описанных мной в этой статье таинственных преобразований природы, конечно же, чуть позже, чем у нас обязательно произойдут по всей нашей огромной стране, да что там стране – по всему миру, ведь природные изменения происходят всегда со сменой очередного временного сезона и в не зависимости от нашего желания.

Описание весеннего мира природы

Пора перемен

Необыкновенно удивительное время года весна, поскольку это пора перемен. Именно в эту прекрасную пору мир природы, просыпаясь от зимнего сна, наполняется повсеместно жизненной энергией.

Все вокруг начинает быстро меняться и многократно преобразовываться:

  • зимняя стужа сменяется весенним теплом,
  • теплые лучи весеннего солнца растапливают на реках толстый лед,
  • все больше с поверхности земли исчезает островков снега.

С каждым новым днем солнце светит все ярче, а снег тает все быстрей, превращаясь на крышах домов в длинные прозрачные сосульки. Вот уже на открытых пространствах полей появились первые проталины, а под ними и упавшая прошлогодняя листва.

День ото дня увеличивается температура воздуха, хотя по ночам еще могут к нам приходить зимние холода с морозами. Продолжительность дня все-таки начинает заметно расти, а весеннее небо все больше радует глаз своей изумрудной голубизной, где на нем можно все чаще видеть появление красивых кучевых облаков.

Вот уже у многих древовидных растений началось восходящее от корней в вершине движение соков. На их голых гибких ветках набухли огромные живительные почки, день два и из них вылезут первые клейкие листочки.

На фруктовых деревьях и кустарниках появятся белоснежно-розовые цветки, а из благодатной сырой земли потянуться к теплому солнышку нежные пушистые подснежники, гостеприимно приглашающие своим привлекательным видом к себе насекомых опылителей.

Самое время им просыпаться и приступать к своей важной работе – опылению растений. Ведь еще совсем немного пройдет времени и вся поверхность земли окончательно отогреется, а на ней день ото дня все больше будет расти молодая зеленая травка, вслед за которой тут же появятся молодые весенние первоцветы:

  1. морозник и весенник,
  2. чистяк весенний и пролеска,
  3. ветреница и сон трава,
  4. фиалка и первоцвет,
  5. барвинок и горицвет,
  6. мать-и-мачеха и гусиный лук.

Чистяк весенний

У многих диких зверей в это время года начинается весенняя линька, когда зимний и теплый светлый шерстяной покров постепенно сменяется на летний и легкий темный покров шерсти. Начинают просыпаться от зимней спячки многие:

  • лесные животные и грызуны,
  • земноводные и пресмыкающиеся,
  • насекомые и рыбы.

Вслед за появлением весеннего тепла к нам из теплых краев возвращаются наши пернатые друзья – перелетные птицы.

Заливистые трели и громкие щебетания предвестников весны напоминают нам, что вот и пришла к нам окончательно душистая и пахучая красавица радостно цветущая весна.

Характерные признаки наступления природных явлений весны

Время года весна в окружающем нас мире событие загадочное и волнующее, поскольку оно протекает с такими характерными признаками быстро меняющихся явлений природы как:

  • Обильное таяние снега – когда весенний световой день заметно удлиняется, а яркое солнце высоко поднявшись над горизонтом, старается дольше светить, отдавая все больше дневного осязаемого тепла. Под влиянием этих интенсивных процессов скопившийся за зиму глубокий стылый снег начинает активно таять.
  • Образование сосулек – медленное таяние снега образует весеннюю капель, которая теплым днем капля за каплей стекает вниз с многочисленных крыш домов. К вечеру, когда солнце уходит за горизонт температура воздуха резко охлаждается и стекающая капель мгновенно замерзает.

  • Появление проталин – под действием тепла дневных лучей яркого солнца на открытых пространствах возвышенностей появляются стаявшие от снега темные участки влажной земли, резко выделяющиеся на белоснежном фоне зимнего пейзажа.
  • Ледоход на реке – под действием обжигающего весеннего солнца, теплого ветра и непрерывного водного течения ледяные поля утончаются и постепенно лопаются, приводя в движение огромные массы медленно таящих льдин.
  • Безудержное половодье – продолжительный приток многочисленных потоков воды в полноводные реки с затоплением ближайших пойм. Из-за обильного таяния снега быстро меняется водный режим и мгновенно поднимается уровень воды, сопровождающийся выходом реки из своих берегов.

Безудержное половодье

Все эти пять признаков наступления в неживой природе весны являются основными сезонными явлениями. В живой же природе существуют свои, присущие только ей весенние явления –

  1. раннее цветение растений и движение соков в них от корней к вершине,
  2. набухание почек, распускание листьев и появление цветов,
  3. прилет перелетных пернатых и многоголосное пение птиц,
  4. пробуждение животных от зимней спячки и линька мехового покрова,
  5. рождение у зверей детенышей и появление на свет молодых птенцов,
  6. выкармливание потомства у птиц и воспитание подрастающего поколения у животных,

которые, конечно же, связаны с погодным и ежегодным сезонным потеплением климата, обещающим проливные осадки, в последствие меняющие условиями жизни многочисленной флоры и фауны.

В это весеннее время все чаще появляются:

  • утренние туманы и мелкие моросящие дожди,
  • опасные градовые осадки и майские грозы,
  • резко меняющий свою силу и направление шквалистый ветер и приход устойчивого тепла.

Таковы многочисленные признаки наступления настоящей весны.

Погодные аномалии и народные приметы о весне

Для каждого из четырех времен года характерны свои часто пересекающиеся по времени аномальные явления, связанные в основном с глобальным изменением климата, который постоянно меняется:

  1. так теплый весенний дождь может легко перейти в зимний снег,
  2. а жарким летом вдруг неожиданно выпадет – мохнатый белый снег.

И таких погодных отклонений от нормы существует немало, а связано это в первую очередь с динамическими процессами, где наклон земной оси вращения в пространстве меняет свое направление по отношению к солнцу.

Многолетние нормы погоды, к которым мы все давно привыкли, вдруг в одночасье стали другими, однако мы по-прежнему в весенние месяцы ориентируемся на старые народные приметы. Так в марте месяце:

  • если морозы редки, то год выдастся урожайным,
  • если при сверкающих молниях нет раскатов грома, то год выдастся сухим,
  • многочисленные раскаты грома указывают на прекрасный урожай хлеба,
  • если часты утренние туманы, то наступающее лето будет дождливым.

Так в добром волшебном апреле месяце:

  1. если ночи прохладнее дней, то погода наладится – станет безветренной и будет достаточно теплой,
  2. теплые дожди и звездные ночи указывают на превосходный будущий урожай,
  3. мокрый месяц указывает на то, что лето будет грибное,
  4. если начало месяца сопровождается гремящими грозами, то можно ждать большого урожая орехов.

Грибное лето

Так в веселом месяце мае:

  • если часты холодные дожди с туманами, значит, хлебородным будет наступающий год,
  • если белоствольная береза опередила листвой ольху, значит, нас ждет сухое лето,
  • появление большого количества майских жуков указывает на предстоящую засуху,
  • если месяц выдался слишком дождливым, то июнь будет сухим,
  • если дубовые листья уже развернулись, жди ближайшего похолодания.

Многие из этих весенних многолетних примет открывают нам сокровенные тайны в неведомый окружающий мир. Так давайте же приветливо улыбаться друг другу и радоваться каждому новому дню, и, конечно же, по-настоящему ценить, это кратковременное поэтическое время года — скоротечный период весны!

А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравилась моя статья о том, какие явления природы весной происходят в эту прекрасную пору зарождения всего живого на земле. Может быть, и к вам уже пришло настоящее весеннее тепло с песнями и цветами, поделитесь с читателями вашими впечатлениями в комментарии к этой статье. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. Здесь вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Источник



МАРТ. Наблюдения в природе весной

Март – первый месяц весны. Погода в это время года довольно переменчивая. Первые тёплые дни могут быстро сменяться холодными и даже снежными. Солнце всё выше поднимается над землей, пробуждая природу от зимнего долгого сна. С постепенными изменениями в окружающем мире происходят перемены в жизни растений, животных и людей. Природа ранней весной преображается.

Читайте:  Боритесь с основными врагами червей

Как вы уже заметили, наши наблюдения сегодня будут касаться изменений в мире живой и неживой природы весной. Мы поговорим о том, как шаг за шагом преображается весь окружающий нас мир в марте.

Изменения в природе весной (Март. I – II неделя)

Природа ранней весной - в марте тает снег

Начинает постепенно прогреваться земля. От тепла на снежном покрове появляются проталины, тают и сосульки. Это “плачет” зима, потому как ей совсем не хочется прощаться. Так, снег постепенно сходит, обнажая голую землю. Хотя, ледяные ветра в марте ещё не один раз напомнят, что зима хоть и ослабла, но всё ещё не желает сдаваться.

Изменения в природе весной (Март. III неделя)

Однако, все мы также замечаем, что с приходом первых теплых солнечных дней, растения начинают тянуться вверх, стараясь получить как можно больше солнечного света. Корни деревьев всасывают из теплой почвы влагу, растворяющую накопленные за зиму в стволах питательные вещества. Таким образом, стебли растений начинают передавать питание почкам, которые вскоре станут листьями и прекрасными цветами.

Начинают постепенно пробиваться первые весенние цветы. На деревьях набухают почки. Природа ранней весной постепенно начинает вступать в свои законные права.

Обратите внимание, благодаря пришедшему потеплению, на сирени зазеленели почки (фото снизу) и, очевидно, скоро начнут распускаться первые листочки!

Изменения в природе весной - оживает и пробуждается неживая природа

К сведению, астрономическим началом весны считают 21 марта – день равноденствия. Хотя, натуралисты говорят о начале весны, имея ввиду время, когда прилетают грачи. Но, как всем известно, календарная весна начинается с 1 марта и длится она по 31 мая.

Весеннее равноденствие

Весеннее равноденствие – это ежегодно повторяющееся астрономическое событие, с которым связано ряд интересных природных явлений. В буквальном переводе от латинского слова “весеннее равноденствие” означает “равная ночь”, так как день и ночь имею одинаковую длину. В этот промежуток времени день и ночь равны по своей протяженности во всем мире. Весенние равноденствие наступает 20-го или 21-го марта.

Март ещё называют протальником. Так, как в проталинах начинают появляться первые весенние цветы – подснежники.

А вот уже и в нашем саду забелели бутончики подснежников, не боясь ночных морозов. Днём засияло солнышко, и, только посмотрите, цветочки подснежников раскрылись навстречу солнцу. Какие они красивые! А как они приятно пахнут! Не рвите подснежники, ребята! Пусть они и следующей весной порадуют вас своей красотой.

Подснежник - весенний первоцвет

Да, безусловно, природа ранней весной постепенно оживает. В ходе своих наблюдений за изменениями в природе весной, мы сделали вот такой снимок разноцветных первоцветов. Ребята, вы знаете как называются эти первые весенние цветы? Правильно, это крокусы.

Видите, как они украсили собой эту клумбу! Ранней весной крокусы зацветают одними из первых.

Крокус - весенний первоцвет

Изменения в природе весной (Март. I V неделя)

Весенние цветы, которые всходят сразу же после окончания сильных морозов, говорят нам о том, что вне всякого сомнения, зима уже закончилась.

Подрастают и скоро зацветут, конечно, и многие другие весенние цветы. Это морозник, гусиный лук, ландыш, мать-и-мачеха, примула, хохлатка и другие прекрасные весенний цветы – первоцветы.

Посмотрите на это фото. На нём вы видите ещё не раскрывшийся жёлтый цветок. Это ранний нарцисс. Рядом с ним начинает расцветать малый барвинок. Он стелиться по земле, а листья у него глянцевые, продолговатые.

Возможно, вы также отгадали, какой первоцвет изображён справа на этом фото? Молодцы! Совершенно верно – это фиалка. Её еще называют лесной или дикой фиалкой.

Первоцветы весной - природа ранней весной

Изменения в природе весной на конец марта

Природа продолжает всё сильнее преображаться. А если стоит тёплая солнечная погода, тогда в марте можно увидеть и ряд других не менее интересных цветов.

Только посмотрите на эти потрясающей красоты весенние цветы! Слева вы видите примулу, а справа – гиацинт. Массово примулы начинают цвести с апреля и радуют нас своей красотой до конца мая. Гиацинт же, к сведению, в народе именуют как “цветок дождя”. Он может быть удивительно разнообразным по своей окраске.

Весенние цветы - примула и гиацинт

Но, не смотря на то, что месяц март подходит к концу, температура воздуха ночью и утренние часы всё еще может быть отрицательной. Но днём солнце согреет обледенелую землю своими лучами, а температура понемногу начнёт подниматься до 0° и выше. В теплые солнечные дни температура может в марте достигать в среднем 12-15 градусов выше нуля.

И именно потому, что ночью сильно холодает и могут быть заморозки, вы можете видеть на примере этого первоцвета пожухлые листья у основания (фото снизу). Это означает, что растение пережило мороз. Хотя, как известно, первоцветы – это довольно устойчивые к переменам погоды цветы, потому они продолжают радовать нас своим цветением.

На этой фотографии вы видите один из видов маргаритки многолетней. Маргаритки встречаются довольно часто как в дикой природе, так и служат прекрасным украшением наших цветников и приусадебных участков.

Природа ранней весной - первоцвет маргаритка

Вот мы и подошли к рассмотрению последнего фото. Кто из вас знает название этого цветка? Конечно, это чистяк весенний. Он же “жабник” или “салатник”. У этого первоцвета ярко-желтые цветки и с блестящими лакированными листьями округлой формы, похожей на сердечко. Он начинает цвести самой ранней весной, а его цветки сильно заметны издали на ещё достаточно голой земле.

Природа ранней весной - чистяк весенний

Изменения в природе весной – выводы:

Итак, давайте подведём итог нашего наблюдения за изменениями в мире живой и неживой природы весной.

Природа весной «оживает»: полностью исчезает снег, дни становятся длиннее, становится тепло, прилетают птицы, расцветают первые цветы. Вы сегодня узнали только часть того, как изменяется природа ранней весной.

Потому, следите за нашими обновлениями, пишите свои собственные наблюдения в комментариях. Присылайте свои фото первоцветов, которые стали расцветать на ваших клумбах, парках и садах.

Спасибо, что были с нами! Всего вам доброго!

По желанию, вы также можете посетить наш раздел “Природа вокруг нас”.

Источник

Конспект занятия по окружающему миру на тему «Весна» в средней группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширять представления детей о весне, ее признаках.

1. Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне;

2. Расширять и активизировать словарь по теме;

1. Воспитывать чувство любви к родной природе;

2. Воспитывать доброе, бережное отношение к окружающей среде;

1. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память

детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;

2. Учить понимать образный смысл загадок.

3. Продолжать развивать связную речь детей;

Методические приемы: Рассказ воспитателя, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы; игровая деятельность.

Оборудование: обручи для проведения игровой деятельности, макет солнца мультимедийная презентация по теме.

наблюдения в природе;

чтение стихотворений о весне;

рассматривание картин и иллюстраций о весне;

Воспитатель: Ребята встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

-Доброе утро! (здороваются с гостями)

Воспитатель: Ребята, а вы любите, когда к вам приходят гости?

Воспитатель: Интересно, кто же к нам придет сегодня в гости? Давайте сядем на стулья и подождем. Закройте глаза и послушайте, кто же это!

(дети закрывают глаза на экране появляется сова)

Воспитатель: Это мудрая тетушка сова. Ребята, а что мы знаем о весне и ее признаках?

— Когда наступает весна?

Дети: После зимы.

(Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают, на экране проецируется схема).

-Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная)

-Солнышко весной (что делает) греет

— Снег (что делает): таит

-На улице появляется (что) лужи

-Ручьи весной (что делают) журчат

— Листочки на деревьях (что делают): распускаются

В лесах на полях и лугах раскрываются (что) цветы

Весной травка вырастает (какая): зеленая

(изображение весенней картинки)

Воспитатель: Весной просыпается вся природа от зимней спячки, тает лед на озерах и ручьях, появляются почки на ветках. Весной солнышко поднимается выше и светит ярче. В лесу появляются проталины. С крыш свисают сосульки, и когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель. На улицах появляется много луж. В лесах на полях и лугах раскрываются весенние цветы мать и мачеха, подснежник. Просыпаются после долгой зимы насекомые. Заканчивается зимняя спячка зверей. Взрослые звери линяют, меняют зимнюю шерсть на летнюю. Зайчик меняет белую шубку на серую. Весной возвращаются перелетные птицы строят гнезда, откладывают яйца, выводят птенчиков. Природа оживает после зимней спячки.

Читайте:  Svoboda Inspired by Nature Крем масло для лица Нежность природы

Воспитатель: Ребята покажем, как пробуждается природа весной (беру макет солнца, на экране изображение солнышка)

звукозапись П. И. Чайковский «апрель»

— Тёплый луч упал на землю —(дети сидят на корточках, голова и руки опущены)

И согрел в ней семечко

-Из семечка проклюнулся росток, — (встают, руки поднимают вверх, разводят в стороны)

Из ростка вырос прекрасный цветок!

-Нежится цветок на солнышке, —(дети приподнимают голову, и

подставляя теплу каждый свой лепесток, поворачиваются вслед за солнцем)

Поворачивает голову вслед за солнцем.

(дети садятся на стулья)

Воспитатель: А кто знает, сколько у нас весенних месяцев?

Ответы детей: три

Воспитатель: Весной у нас три месяца.Повторите хором: «Март, апрель, май – их не забывай!»

Сова: Какие эти ребятки наблюдательные. Все вокруг видят, все вокруг подмечают, что весной на улице происходит. А вот умеют ли они весну слушать? Давайте проверим, закрывайте глаза и слушайте. А потом расскажите, что же вы услышали.

(Звучит музыкальная запись "Звуки и голоса природы": шум дождя, шелест листвы, журчание дождя, капель, голоса птиц).

(После прослушивания дети рассказывают, какие весенние звуки они слышали).

Воспитатель: Кто это поет?

Воспитатель: Они радуются, почему им радостно.

Дети: Потому что тепло, светло, солнышко ярко светит.

Сова: У меня есть шкатулка, но не простая, а волшебная. Если правильно отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить? Тогда садитесь на стульчики и внимательно слушайте (на экране появляется шкатулка).

1. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины (Ласточка)

2. На шесте дворец.

Во дворце певец,

Как зовут его? (Скворец)

3. Черный, проворный,

4. В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок.

(После каждой правильно отгаданной загадки, появляются птицы на экране).

Воспитатель: Этих птиц называют вестниками весны

(дети встают в обручи, по команде разлетаются в рассыпную)

Игра «День – Ночь»

Представим, что мы с вами грачи вылетают из своих гнезд (приготовить обручи – гнезда, они ходят важно по проталинкам, что они ищут? (червячков). Почистим свои перышки, полетаем с ветки на ветку. Вот и ночь наступила пора опять в гнезда лететь.

(дети садятся)

Сова: Весной и звери изменились

Воспитатель: Что же с ними произошло

Дети: Поменяли шубки

Воспитатель: Мы Зимой надеваем шубы, а весной?

Сова: Какой зайчик был зимой,

Дети: (Потому что снег белый, зайчик так прячется от хищников

Воспитатель: Какой стал весной (серый)

Сова: Что происходит с деревьями?

Дети: Набухают почки, появляются первые листочки

Воспитатель: Снег растаял, что мы с вами увидели на травке и на клумбе?

Дети: Мусор, веточки

Сова: Друзья разве можно загрязнять природу, разбрасывать мусор?

Дети: Нет (появляется знак)

Воспитатель: Как надо обращаться с природой?

Дети: Надо ее беречь, ухаживать, не ломать ветки, сажать деревья и цветы, выбрасывать мусор в мусорное ведро, в мусорный бак.

Воспитатель: Кто-то забыл убрать мусор на полянке, так кА мы с вами заботливые и внимательные, предлагаю навести порядок на полянке.

Проводится игра-соревнование «Уберём мусор на полянке»

На полу лежат два обруча, в каждом из них «мусор» кубики, пакетики, палочки, бумажки и др. По сигналу ведущего дети собирают «мусор» каждый в свою корзинку.

Сова: Ребята мне понравилось у вас в гостях, вы любознательные, внимательные, а главное вы бережно относитесь к окружающей среде.

И я вам дарю семена цветов, чтобы ваша клумба радовала вас и окружающих красотой весенних цветов. До свидания друзья!

Воспитатель и дети: Спасибо

Воспитатель: Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

— Какие признаки весны вы знаете? Какое задание больше всего понравилось? Почему? Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?

-(Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран)

(Ответы детей).

Воспитатель: Сегодня вы меня порадовали своими знаниями, а больше всего я рада успехами Егора, Сони и Оли вы были внимательными и активными. Надеюсь, следующий раз остальные ребята проявят свою любознательность.

Пришло время собираться на улицу, будем сеять семена цветов на нашей клумб

Источник

Занятие «Полна чудес весенняя природа»

Занятие по ознакомлению с природой (окружающим) в старшей логопедической группе на тему «Полна чудес весенняя природа»

Автор: воспитатель МАДОУ Лужниковский детский сад комбинированного вида «Вишенка» Ступинского муниципального района Жиркова Надежда Викторовна.

Предварительная работа:

Утренние беседы:

«Сравнительный анализ картин И. Левитана «Март» и И. Грабаря «Февральская лазурь», первые весенние признаки, изменение в поведении птиц, жизнь животных в лесу и насекомых с приходом весны».

Работа в книжном уголке:

Рассматривание фото иллюстраций ранней весны; беседы о том, какие приметы ранней весны видно на этих картинах.

Чтение художественное литературы:

Н. Сладков «Весенние радости. Ручей».
Э. Шим «Солнечная капля».
Г. Скрибицкий «На лесной полянке. Счастливый жучок. Весна».
Н. Павлова «Под кустом».

Работа в природном уголке:

Наблюдение за ростом растений, развитием почек, посадка лука и рассады цветов.

Сюжетно-дидактические игры:

«Телерепортер – весенние репортажи с улиц села Лужники»; «Огородники»; «Да-нет».

Прогулки:

Наблюдение за снегом;
Наблюдение за солнцем;
Наблюдение за облаками;
Наблюдения за талыми водами;
Наблюдения за почками на деревьях;
Наблюдения за птицами;
Наблюдения за травой на проталинках;
Наблюдение за погодой.

Программные задачи:

Образовательные:

Закреплять и пополнять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе;
Формировать умение устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе, устанавливать их последовательность;
Учить высказывать свою точку зрения на определенную тему, свободно общаться;
Активизировать словарь детей.

Развивающие:

Развивать связную речь, мышление, кругозор, наблюдательность, любознательность;
Развивать эстетическое восприятие окружающей среды через зрительные и слуховые рецепторы;
Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, артикуляционные аппарат;
Развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

Воспитывать у детей экологическую культуру;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Стихотворение А.С.Пушкина «Гонимы вешними лучами»;
Музыкальное сопровождение: фонограмма с музыкой Вивальди «Весна», украинской народной песни «Веснянка», запись голосов птиц, журчания ручейка;
Модели весны на коромыслах:
Солнца, Весенние ручьи, Прилёт птиц, Поляна с подснежниками;
Демонстрационная картина о весне, схемы с весенними признаками.
Оригами: цветы (подснежники), птицы.

Ход занятия:

Организационный момент.

Приглашение к путешествию: (дети в кругу на ковре).

Воспитатель:

Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. Мы будем говорить о природе в одно из самых удивительных времен года, мы будем слушать звуки природы, познавать ее. А что это за удивительное время года, вы сейчас узнаете.

Негромко звучит музыка Вивальди «Весна», воспитатель читает стихотворение Пушкина:

Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.

Воспитатель:

Что же это за утро года, ребята?

Воспитатель:

Как вы думаете, почему весну так назвал поэт?

Всё просыпается, оживает, расцветает.

Воспитатель:

Мы с вами сейчас тоже немножко проснемся, встрепенемся. Откроем окошко. На улице тихо и светло. Воздух чистый-чистый, свежий. Давайте вздохнем, выдохнем. Глубоко вдохнем, выдохнем. Как легко дышится весной. А теперь давайте сделаем зарядку для нашего язычка. Утром рано язычок встал, сделал зарядку, замесил тесто, испек блинчики, намазал их вкусным вареньем, попил чай, почистил зубки и побежал гулять. «Весенняя пора — поел, да со двора».

Воспитатель:

Ну вот мы и готовы к весеннему путешествию. А вы рады весне? Покажите как?

Работа с моделями весны на коромыслах

Воспитатель:

Ребята, нам нужно выбрать правильный маршрут. Обратите внимание на наши картинки. Что на них изображено?

Весенние признаки в природе.

Воспитатель:

С чего же начинается приближение весны?

Начнет ярче светить солнышко.

Воспитатель:

Давайте найдем такую картинку.
Вот оно, солнышко! (Переходим к I картинке).
Какое оно? (Яркое, весеннее, теплое, ласковое, лучистое, доброе).
Как ласково солнышко называет русский народ? (Солнышко-колоколнышко,солнышко-вёдрышко.Солнышко-красное).

Читайте:  22 снимка показывающие как природа залечивает раны нанесенные человечеством

Воспитатель:

А теперь мы сделаем гимнастику для наших глазок.

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька,
(вытягивать вперед ладошку)

Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька,
(ставить на ладонь указательный палец другой руки)

Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать.
(следить взглядом за движением пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)

Вот закрыли мы глаза,
(закрыть глаза ладонями)

А солнышко играет:
Щечки теплые лучами
Нежно согревает.
(широко раскрыть глаза)

Воспитатель:

Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом? (Снег стал таять). Каким стал снег? (Грязный, серый, рыхлый, липкий, мокрый, холодный). Во что же превратился снег? (Снег превратился в ручейки).

Воспитатель:

Садитесь ребятки поудобнее, мы сейчас послушаем как поет ручеек. Что можно сказать про ручеек? Какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, звонкий, прозрачный, холодный) Почему говорят, что он «бежит» ? Кто может бежать? (Человек, животное, бегут те у кого есть ноги, лапы).
У ручейка нет ног. Почему же про него говорят, что он «бежит»?

Потому, что он быстро течёт.

Воспитатель:

В этом случае слово «бежит» применяется в переносном значение. Вспомните, когда ещё слово «бежит» применяется в переносном значение? (Время бежит).Что имеют в виду, когда говорят «время бежит»? (Ответы детей). Правильно. Это значит, что время проходит незаметно, очень быстро.

Пальчиковая гимнастика «Ручеек»

Солнце ласково смеется,
(отчерчиваем в воздухе круг указательными пальчиками)

Светит ярче, горячей,
(показываем растопыренные ладони)

Из пригорка звонко льется
(указательным пальцем правой руки проводим по ладони левой)

Разговорчивый ручей.
(указательным пальцем левой руки проводим по ладони правой)

Я журчу, журчу, журчу,
(ладошки вперед, шевеля пальчиками)

Гладко камешки точу,
(потираем ладошки)

Синей лентой разбегусь,
(«змейкой» ладошками)

В речку полную вольюсь.
(соединить ладошки, разъединенные в стороны)

Хороша моя водица,
(массируем большим пальцем все остальные)

Наклонись ко мне напиться.
(наклон, руки «горсткой»)

Речка, травы шевеля,
(шевелим пальчиками)

Ручейком зовет меня.
(плавные движения ладонями из стороны в стороны)

Воспитатель:

А бывает весной дождик?

Воспитатель:

Какой он? (теплый, сильный и т.д.) Вот прошел весенний дождик. Что дальше произойдёт в природе?

Появятся проталинки. Расцветут подснежники, появляется травка, другие цветы, листики на деревьях раскрываются (переходят к следующей картинке).

Физкультминутка «Цветок»

Тишина стоит вокруг,
Вышли мы сейчас на луг.

С теплыми лучами солнца «цветок» начинает распускать «лепестки»: приготовьте правую руку – кисть со сложенными вытянутыми пальцами – «бутон»).

«Цветок» медленно начинает распускаться: ссссс…. (показ педагогом длительного выдоха).

Улыбнитесь. Покажите зубки. Прижмите кончик языка к нижним зубам. «Цветок» распускается…. Распустился.

Покажите «Цветок» солнышку (поднять руку вверх, круговое движение кистью).

Смотрите! Еще «Цветок» распускается (левая рука, повтор упражнения).

Но вот набежали тучи, закрыли солнышко, лепестки закрываются: сссс.

Начался «веселый дождик» (подскоки с подниманием рук вверх и в стороны) (ощутить чувство радости и веселья)

Поднялся ласковый ветерок (наклоны в сторону, руки вверху) скорость увеличивается – ураган (сначала чувство радости, потом тревоги).

«Сверкнула молния» (из основной стойки выпады в различных направлениях с резкими движениями руками. (ощущать чувство торжества и силы).

Ветер прогнал тучи «солнышко просыпается» (из приседа медленно встать, подняться на носки, потянуться руками вперед и вверх к «солнцу» (ощущать радость рождения нового дня).

Воспитатель:

Что еще происходит весной?

Воспитатель:

А как мы с вами встречали птиц? (пели за клички, читали стихи, рассказывали приметы весны, развешивали скворечники). Давайте послушаем как поют птички в весеннем лесу. Каких перелетных птиц вы знаете? (скворцы, грачи, ласточки, жаворонки, кукушка).

Игра «Хорошо-плохо»

Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой холодно, им негде укрыться от ветра и снега, птицам нечего есть, так как все насекомые зимой спят, а на юге тепло). Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим их, не слышим их пения, многие птицы погибают в пути, не выдержав трудной дороги).

Воспитатель:

А когда совсем тепло становится, кто появляется в лесу?

Насекомые (бабочки, жучки и т.д.).

Воспитатель:

Мы с вами прошли маршрут, который называется «Весенние приметы».

Воспитатель:

Присядем на полянке отдохнуть и посмотрим на эту картинку. Весна вдохновляет поэтов, музыкантов. Сегодня мы с вами слушали прекрасные стихотворения о весне, музыкальные произведения. А мы с вами будем художниками и создадим свою картину весны (демонстрация картины «О весне»).

Воспитатель:

Что на ней изображено?

Воспитатель:

Ребята, я вам скажу по секрету, что художник не до конца нарисовал картину весны, а мы с вами можем сделать ее еще более красивой, законченной. (Дети разбирают с подноса картинки – наклейки, рассматривают, приклеивают по очереди и называют весенний признак: ярко светит солнышко; появляются проталинки; расцветают подснежники; мишка просыпается, выходит из берлоги; зайчик; птицы;).

Воспитатель:

Ребята, а какие пословицы и поговорки о весне вы знаете? (Дети называют).

Весенний день год кормит.
Весенний дождик лишним не бывает.
Кто весной трудиться рад – будет осенью богат.
Много воды – много травы.
Грач на горе — весна на дворе.
Увидел на вербе пушок – и весна на шесток.
Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает.
Весенняя пора — поел да со двора.
Март – с водой, апрель с травой, май с цветами.

Воспитатель:

Вот сколько народной мудрости в пословицах о весне.

Подведение итогов занятия:

Воспитатель:

Ребята подошло к концу наше весеннее путешествие. Что вам больше всего понравилось?

Слушать журчание ручейка. Рассматривать картинки с весенними признаками. Быть цветочками на лесной полянке.

Воспитатель:

Скажите какой же самый первый признак весны появления в природе?

Весеннее солнышко. Оно не просто светит, но и греет землю. И всё начинает просыпаться после зимнего сна.

Воспитатель:

(Обращая внимание на картину, которая висит на доске).

Мы с вами «создали» картину, на которой очень много весенних признаков. Как можно её назвать? (Выслушиваем предложения детей).

Воспитатель:

Весна только вступает в свои права. И мы с вами будем ещё долго любоваться ею, слушать её звуки, путешествовать по весенней природе, радоваться солнышку, прилёту птиц, журчанию ручейков, первым подснежникам.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, сколько весенних подснежников на нашей полянке. Мы их с вами сделали своими руками на занятии по аппликации. Давайте подарим их нашим гостям на память о нашей встрече и об этой чудесной весне. (Дети дарят).

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Источник

Мир вокруг нас. Тема "Здравствуй, весна!"

Оборудование: Динамическая картина «Зима»;условные обозначения(солнце, продолжительность дня, тучи, температура, осадки); карточки с названием весенних месяцев; муз. Запись П.И. Чайковского «Времена года»; репродукции картин А.Саврасова, И.Левитана; слайды «Весенние месяцы»; «Цветы-первоцветы»; «Перелётные птицы».

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы.

-Какой месяц сейчас идёт?

-Какое время года?

-Какие основные признаки зимы в неживой природе вам знакомы?

(Далее дети работают по плану, записанному на доске и по динамической картине.)

3. Работа в тетради.

(Дети письменно отвечают на вопросы плана.)

  1. Положение солнца.
  2. Продолжительность дня.
  3. Состояние неба.
  4. Температура воздуха.
  5. Осадки.
  6. Водоёмы.
  7. Почва.

-О какой природе мы сейчас говорим?

-Какой месяц сейчас заканчивается?

-Значит зиме конец?

-Существует праздник проводов зимы.

-Как он называется?

-Существует поверье, что на Масленицу зима с весной встречается. Значит весна уже где-то рядом.

(Звучит музыка П.И.Чайковского. «Времена года.»)

4.Объяснение новой темы урока.

Дети читают наизусть стихи о весне.

-А как вы себе представляете весну? Как бы вы её нарисовали?

-Что она с собой принесла?

5.Работа с динамической картой.

-Какие же изменения происходят с приходом весны в неживой природе?

(Дети отвечают по плану и динамической карте.)

6.Физминутка.

-Какие весенние месяцы вы знаете?

(Просмотр слайда: «Весенние месяцы»)

-Основные изменения в неживой природе в марте – таяние снега.

-Какой второй месяц весны?

-Про него говорят, что наступила вторая весна — полноводная, разноцветная.

Источник