Методика преподавания естествознания учебное пособие 11 стр

Методика преподавания естествознания: учебное пособие (11 стр.)

При планировании уроков рекомендовалось учитывать местные условия, возможности и сезонные изменения в природе.

В 3 классе изучался курс природоведения З. А. Клепининой. Накопление представлений о сезонных изменениях в природе проводилось в ходе фенологических наблюдений. Основным требованием при работе по данной программе было заполнение «Дневников наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека». Подведение итогов наблюдений помогало установлению причинно-следственных связей в природе, развитию у учащихся умений проводить обобщения, делать выводы.

Слабым звеном программы 3 класса являлась ее недостаточная содержательная связь с программой 4 класса.

Объем содержания курса природоведения четвертого класса сократился за счет изъятия темы «Наша Родина на глобусе и карте».

Самой обширной в программе 4 класса оставалась тема «Природа нашего края», содержание которой не изменилось.

Таким образом, переход на 4-летние программы для начальной школы привел к изменению содержания природоведческих курсов за счет введения нового предмета «Ознакомление с окружающим миром».

Развитие методики естествознания с 1991 г

Реформирование школы, начавшееся после распада СССР, потребовало обновления содержания начального естественнонаучного образования и привело к возникновению альтернативных программ для начальной школы. В эти годы на местах стало поощряться создание учителями «авторских программ». Появилась масса программ по естествознанию, не подкрепленных ни одной теоретической концепцией. Такие «авторские программы» неоправданно сужали или расширяли круг естественно-научных знаний, необходимых для усвоения младшими школьниками. Учебники к ним не издавались. Результатом этого «творческого подхода» к обучению был полнейший разнобой в подготовке детей даже одной школы.

Видимо, не изучив путь исторического развития школы, мы всегда будем повторять свои собственные ошибки.

В методике естествознания в 90-е годы прошлого века наметились три направления развития.

В основе первого направления , которое можно назвать традиционным, лежат идеи классической методики преподавания естествознания. К нему можно отнести систему курсов «Природа и люди» З. А. Клепининой и систему курсов экологической направленности «Зеленый дом» А. А. Плешакова.

Приоритетной целью курса «Природа и люди» является развитие личности ребенка. Ведущими принципами отбора содержания и конструирования программы З. А. Клепининой сохраняются общедидактические принципы, а также специфические принципы, разработанные в классической методике естествознания. Это, прежде всего, – краеведческий принцип.

По мнению автора, отбор учебного материала, выполненный в соответствии с этим принципом, позволяет в наибольшей степени влиять на душу ребенка, строить обучение на основе непосредственных восприятий окружающего мира.

В соответствии с краеведческим принципом ведущими методами преподавания курса природоведения З. А. Клепининой являются непосредственные наблюдения предметов и явлений природы, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов. Велика роль таких форм организации учебной работы как экскурсии, учебные прогулки, предметные уроки на учебно-опытном участке, фенологические наблюдения, фиксация результатов наблюдений.

Курс «Природа и люди» представляет собой систему, объединяющую две подсистемы – «Я и мир вокруг» и «Природоведение». Первая является вводной ко второй.

В 1 и 2 классе повторяются и последовательно усложняются три основные темы – «Мир людей», «Мир природы» и «Здоровье», которые интегрируют знания в системе «человек – природа – общество». Содержание материала основано на жизненном опыте ребенка и его изучение происходит путем непосредственного восприятия окружающего мира.

Предполагается, что изучение курсов 1 и 2 классов будет проходить по учебнику «Я и мир вокруг», который содержит только внетекстовые компоненты (вопросы, задания, иллюстративный материал). Основные тексты в учебнике отсутствуют. Если в начале 1 класса такая структура учебников оправдана, то в дальнейшем это создает трудности в обучении.

В курсе природоведения 3 класса учащиеся знакомятся с объектами неживой и живой природы и устанавливают простейшие взаимосвязи между ними. Важной сквозной линией программы являются сезонные изменения в природе. Автор объясняет это тем, что сезонная цикличность является важной характеристикой природы России и ее изучение позволяет осознать детям не отдельные факты изменяемости природных компонентов, а изменяемость как природную закономерность. К сожалению, автор не смогла преодолеть главный недостаток предыдущих учебников природоведения – недостаточно глубокое рассмотрение причинно-следственных связей в природе.

Программа по природоведению 4 класса направлена на ознакомление с природой, ее изменениями, на осознание взаимосвязей и взаимозависимостей, начиная с природы региона, где живет ребенок, заканчивая природой России. Четвероклассники учатся ориентироваться на местности, читать план и карту, работать с глобусом. Заканчивается курс изучением организма человека, места и роли человека в мире природы.

По мнению автора увеличивающийся от класса к классу объем информации усилит процесс формирования банка научных знаний и способов деятельности, что позволит выполнить важную задачу подготовки к обучению в основной школе, где идет освоение основ наук.

В учебниках для 4 класса по-новому реализована экологическая направленность, которую можно представить в следующей модели: «природа человеку – человек природе». Одной из приоритетных тем является тема здорового образа жизни.

Программа З. А. Клепининой сохраняет в обновленном варианте все положительное, что было накоплено многолетним опытом преподавания естествознания, и вместе с тем учитывает идеи развивающей гуманистической школы и педагогики.

Система учебных курсов экологической направленности «Зеленый дом» А. А. Плешакова входит в образовательный комплект «Школа России». Она построена на принципах классической методики естествознания. Приоритетной задачей системы курсов «Зеленый дом», является формирование у учащихся единого ценностно-окрашенного образа мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира. По мнению автора, формулой нового отношения к окружающему является уважение к миру, основанное на признании ценности всего сущего.

Учащиеся знакомятся с окружающим миром и местом в нем человека при изучении курса «Мир вокруг нас». Автору удалось добиться единства содержания материала с логикой его изложения и формой подачи. Отбор содержания осуществлен на основе следующих идей:

1) идеи многообразия мира;

2) идеи целостности мира;

3) идеи уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира проявляется как в природной, так и в социальной среде. На основе интеграции естественно-научных и обществоведческих сведений в курсе «Мир вокруг нас» раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.

В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием. Оно рассматривается как самостоятельная ценность и как необходимое условие существования человека. Автор уверен, что экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности. Эта идея последовательно реализуется в системе курсов «Зеленый дом» через раскрытие разнообразных экологических связей. Включение в программу элементарных экономических понятий, позволяет А. А. Плешакову показать учащимся основу единства человеческого общества.

В 1 классе целостный образ окружающего формируется из мозаики составляющих его компонентов в процессе поиска ответа на вопросы: что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем?

В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий: знакомство с природой; ознакомление с жизнью общества (на примере жизни города и села); вопросы здоровья и безопасной жизнедеятельности ребенка; обучение умению общаться с другими людьми; формирование у детей первоначальных географических представлений.

В 3 классе учитель может работать по одному из двух курсов – «Природоведение» или «Мир вокруг нас». В основу программ курса природоведения положены идеи многообразия природы, ее экологической целостности, единства природы и человека. В 3 классе эти идеи раскрываются в процессе изучения природных компонентов: воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы, растений, животных, человека. Интегрированный курс «Мир вокруг нас» для 3 класса усложнен за счет более глубокого рассмотрения естественнонаучного материала и включения вопросов обществознания, экономики и ОБЖ.

В 4 классе действует курс «Природоведение». Программы построены таким образом, что природные компоненты, с которыми познакомились дети в предыдущих классах, накладываются «на географическую матрицу» при изучении нашей планеты, природных зон России и природы родного края. В процессе изучения природоведения осуществляется ознакомление младших школьников с системой понятий, лежащих в основе построения естественно-научных курсов в средних и старших классах.

Многолетняя проверка этой программы подтвердила ее актуальность и помогла занять достойное место в современной начальной школе.

Программы 3 и 4 классов дополнены факультативными курсами «Экология для младших школьников» и «Планета загадок».

Источник

Природа и человек. Естествознание для начальной школы — скачать игру бесплатно

Теперь, для того чтобы полноценно отдохнуть в перерыве, необязательно устраивать пикник на природе. Вы можете просто загрузить бесплатно игру Природа и человек. Естествознание для начальной школы в жанре Детские игры и развивающие игры на свой компьютер и наслаждаться отличной графикой, которую дарит эта мини игра.

Читайте:  Гигиена девушек и женщин в походе

[b]Минимальные системные требования:[/b]
Операционная система: Windows 98SE/2000/XP
Процессор: Pentium II 200 MHz
Память: 32 Mb
Видеокарта: 800х600х16 Bit
На нашем сайте вы без труда можете скачать без регистрации Природа и человек. Естествознание для начальной школы жанра Детские игры и развивающие игры. Теперь вам не понадобится тратить время на изучение сложных правил игры и разбираться в деталях, ведь для решения поставленных задач вам потребуется лишь немного внимания и смекалки. Для того чтобы игровой процесс стал максимально комфортным, вам понадобится лишь загрузить мини игру и начать наслаждаться прохождением занятных уровней в любое время суток.
Аудиокарта: Совместимая с DirectX
Свободное место на ЖД: 50 Mb
CD-привод: CD-ROM: 8x

[b]Установка игры:[/b]
1. Смонтировать образ диска с помощью Daemon Tools (скачать и как пользоваться — читаем FAQ)
2. Установить
3. Играть.

[b]Язык:[/b] русский
[b]Полная версия:[/b] без ограничений
[b]Размер:[/b] 6.95 Мб

Скачать игру Природа и человек. Естествознание для начальной школы

Теперь скачать без регистрации Природа и человек. Естествознание для начальной школы в разделе Детские игры и развивающие игры нашего сайта стало легко и просто! Непредсказуемый сюжет, вожделенные награды и ачивки, ожидание крупной и бескомпромиссной победы – все это доступно каждому игроку, кто решит скачать эту казуальную игру бесплатно. Будьте готовы к тому, что теперь ваше свободное время будет заполнено восхитительной графикой и занятными уровнями!

Источник

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

Программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка с нарушением интеллекта является более раннее восприятие им законов окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность.

Парадигма современного образовательного учреждения как развивающейся системы уже на начальном уровне образования предполагает уделять большое внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения всего цикла природоведческих дисциплин.

Результаты, полученные в ходе изучения представлений о мире природы у детей с интеллектуальными нарушениями, дают основание считать, что уже на ранних этапах обучения возможно начинать организованную работу по формированию различных представлений о природе и природных явлениях, готовить детей к последующему изучению систематического курса природоведческих дисциплин, что сформирует необходимую основу для их успешного усвоения. Кроме того, изучение целостности мира природы и человека в младших классах будет способствовать развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.

С учетом вышеизложенного примерная рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» создана для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формированияестествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

При отборе материалов для примерной рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

–восприятия объектов различными анализаторами (полисенсорность восприятия);

– практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениями с предметами познания, по возможности в натуральном виде в естественных условиях;

– накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды через взаимодействие с различными носителями информации;

– закрепления представлений в различных формах и видах деятельности;

– постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем.

С одной стороны, содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека»базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенноуглублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовыхпредметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний.

Цели образовательно-коррекционной работы

Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

обогащает и уточняет активный и пассивный словарь;

уточняет имеющиеся у детей представления о живойи неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;

на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мирак условиям внешней среды;

вырабатывает умения наблюдать природные явления,сравнивать их, составлять устные описания, использоватьв речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;

конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;

вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;

развивает зрительное восприятие и процесс узнавания объектов и явлений природы;

в практической деятельности развивает пространственные представления о местоположении объектов живой и неживой природы, умение ориентироваться в пространстве (класса, школы, двора и др. объекта);

корригирует нарушения эмоционально – волевой личностной сферы обучающегося;

формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу,а также с учетом преемственности тематического планирования навесь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять изакреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями.

Курс «Мир природы и человека» не строится по принципу планирования на определенный период, в нем представлены тематические блоки, последовательность и время изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно, с опорой на учебный план конкретного образовательного учреждения. На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты,муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описанийобъектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.

Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология, а также найтиим применение в программе внеурочной деятельности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».

Примерная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю в 1-ом дополнительном классе.

Личностные и предметные результаты освоения предмета

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:

— осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

— адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

— способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;

— способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

— владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

— владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

Читайте:  Явление радиоактивности в природе

— осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

— осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

— овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

умением всту­пать в контакт и работать в группах;

умением использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

умение обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:

входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения, столовой);

организовывать свою деятельность вне учебного занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время, в ожидании выполнения задания другими обучающимися);

использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,

характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;

использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;

знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.

Минимальным уровнем является формирование следующих умений:

правильно и точно называть изученные объекты, яв­ления, их признаки;

различать объекты живой и неживой природы;

выделять части растений; узнавать в природе и на ри­сунках деревья, кусты, травы;

называть наиболее распространённых диких и домаш­них животных своей местности;

называть и показывать органы чувств человека, объ­яснять их назначение;

соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;

Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.

Основное содержание учебного предмета

1 1 (дополнительный) класс является диагностическим для изучения возможностей обучающихся с учетом их психофизических возможностей, для изучения имеющихся у них представлений об объектах и явлениях окружающего мира, социальной роли, опыте взаимодействия. В 1 1 (дополнительном) классе на уроках по курсу «Мир природы и человека» обучающиеся расширяют свой активный и пассивный словарь, обучаются взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в новой для них, учебной ситуации, овладевают навыками правильного поведения на уроках, экскурсиях в различных формах групповой и индивидуальной деятельности.

Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе.

Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем в зависимости от состава класса и индивидуальных возможностей обучающихся.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).

Раздел «Безопасное поведение» в 1 1 (дополнительном) классе изучается в начале учебного года отдельным блоком для формирования у обучающихся навыков общения, поведения в школе, во вновь созданном социальном окружении. Отдельные темы безопасного поведения встречаются и в других разделах.

1 1 (дополнительный) класс – 66 (ч)

Безопасное поведение (18 ч)

Школа.Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб. Правила поведения в школе.

Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обя­занности дежурного.

Учебные вещи.Их назначение. Обращение с ними.

Одежда, обувь – назначение (для дома, для улицы, для мальчиков, для девочек), уход.

Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Обязанности членов семьи. Уважительное отношение к старшим.

Правила дорожного движения по дороге в школу (домой).

Название населенного пункта, в котором проживает.

Знакомство с распорядком дня, зачем он нужен. Польза утренней зарядки и физической культуры.

Элементарные навыки гигиены (мытье рук). Безопасное поведение на водоеме зимой и летом.

Неживая природа (9ч)

Знакомство с миром природы. Мы живем на планете Земля.

Элементарные представления о Солнце (согревает нашу планету, днем светит) и Луне (ночью видна на небе, не греет).

Различия между днем и ночью, утром и вечером. Занятия людей в различное время (утром просыпаемся, завтракаем, идем в школу; днем обедаем, гуляем и отдыхаем; вечером с семьей читаем, ужинаем, готовимся ко сну; ночью спим).

Источник



ПРОГРАММА «Природа и мы» (внеурочная деятельность для 1 — 3 классов)
рабочая программа по экологии по теме

ответственного гражданина, образованного человека, способного самостоятельно ориентироваться в жизни, правильно поступать и достойно вести себя в обществе. С этой целью необходимо создавать в учебных учреждениях все условия для формирования у каждого ученика устойчивых духовно-нравственных качеств. Сегодня, в процессе введения в практику школ ФГОС второго поколения, важной составляющей учебно- воспитательного процесса является организация внеурочной деятельности.

Окружающая природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Внимание детей привлекают сезонные изменения в живой и неживой природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему миру, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Реализация развивающей функции программы обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общенаучных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция программы предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладения знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Читайте:  Любовь к природе россии произведения

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятия им гуманистических норм существования в среде обитания, эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование экологической культуры и грамотности, нравственных и эстетических чувств.

Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческого материала, усиливает эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.

Программа «Природа и мы» общеинтеллектуального направления разработана с целью расширения знаний учащихся начальной школы по окружающему миру (человек, природа, общество), с учётом специфических и возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста. Всего программа содержит 101 час. Количество часов: в 1 классе — 33 часа (согласно учебного плана образовательного учреждения) — 1 час в неделю; во 2 классе — 34 часа (1 час в неделю); в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю).

1. Секреты времён года (1 класс).

2. К тайнам живой природы (2 класс).

3. В чудный мир экологических открытий (3 класс).

Основная цель программы – формирование основ экологической культуры учащихся начальной школы, их социального опыта; умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

— расширять и углублять знания об окружающей природе;

— формировать интерес к изучению природы;

— воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

— изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

— формировать представления о природных сообществах;

— формировать представления об охраняемых территориях России и своего края.

Формирование экологической культуры базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития экологического сознания. Содержание программы носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер. Занятия проводятся в форме игр, экскурсий, конкурсов, викторин, коллективных творческих дел. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее, в библиотеке.

Таблица 1. Формы организации занятий и примерная тематика.

Формы организации занятий и виды деятельности

«Угадай по описанию», «Давайте познакомимся», «Дом экологической моды», аукцион идей «Вторая жизнь отходов» и др.

«Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля», «Что и кто влияет на живой организм?», «Соседи по планете» и др.

«Чему мы научились за год. Десять заповедей друзей леса», «Мое отношение к загрязнению окружающей среды», «Дом, в котором я хотел бы жить» и др.

«Первобытные коллекционеры», «Экологические проблемы», «Диалоги с неживой природой», «Живая природа», «Вода» и др.

«Как мы воспринимаем окружающий мир», «Лес — кормилец, врачеватель» и др.

«Изготовление кормушек для птиц», «Уход за комнатными растениями», «Размножение комнатных растений», «Экологический проект «Почему нужно защищать природу?», «Переработка и повторное использование бытовых отходов», Экологический проект «Спасти и сохранить!» и др.

«Я и моя окружающая среда», «Мы – жители планеты Земля», «Первые шаги по тропинке открытий», «Хлебные крошки» и др.

конкурсы рисунков, плакатов,

«Мы-дети природы», «Мой посёлок «Рисуем впечатления», тематические выставки рисунков на экологическую тему и др.

решение ситуационных задач

«Лесная аптека на службе человека», «Экологические проблемы», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и др.

«Лесная сказка», «Встреча на лесной полянке» и др.

участие в школьных, районных конкурсах

Экологическая акция «Спаси и сохрани» и др.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Предметные результаты: — интерес к познанию мира природы; — потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; — осознание места и роли человека в биосфере; — преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты: — принятие обучающимися правил здорового образа жизни; — развитие морально-этического сознания; — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты: — овладение начальными формами исследовательской деятельности; — опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; — опыт социальной и межкультурной коммуникации; — формирование коммуникативных навыков.

«Секреты времён года» 1 класс

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении экскурсий. Выявление простейших связей в природе: между живой и неживой природой; внутри живой природы на примере лиственного леса (между растениями и животными).

Раздел 1 «Золотая осень – «рыжая хозяйка» (15 ч.)

Приметы и признаки осени. Народные приметы осени. Осенние изменения в неживой и живой природе.

Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев. Сезонные изменения деревьев в природе.

Наши леса. Многообразие древесных растений нашей местности. Знакомство с внешним видом и распознавание местных видов древесных растений (всего 3–5 видов).

Берёза — символ России.

Растения в нашем парке. Что мы знаем о липе? Зачем сажать деревья?

Ядовитые растения. Знакомство с гербарными экземплярами. Легенды о некоторых растениях.

«Зелёная» аптека. Подорожник, крапива, мать-и-мачеха.

Сьедобные и ядовитые грибы. Распознавание грибов на муляжах. Польза и вред грибов. Правила сбора грибов.

Необычные растения. Растения — паразиты.

Растения “Красной книги».

Кто живет в наших лесах? Знакомство с многообразием животного мира лесов. Приспособления к жизни в лесу.

Многообразие птиц нашего края. Значение птиц в жизни человека. Голоса птиц.

Животные и птицы «Красной книги».

Раздел 2 «Зимушка-зима» (6 ч.)

Признаки и приметы зимы. Какое явление природы бывает только зимой? Музыка природы в зимнее время года.

Снег. Роль снега в природе. Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках.

Опасные явления природы зимой в нашем крае. Гололёд, снегопад.

Кто как зимует. Защитные приспособления животных зимой. Зимующие птицы. Приспособления птиц к низким температурам.

Забота о птицах зимой. Изготовление кормушек для птиц.

Раздел 3 «Весна пришла» (4 ч.)

Приметы и признаки весны. Весенние явления в жизни природы. Проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе.

Первоцветы. Многообразие раннецветущих растений. Легенды о раннецветущих растениях.

Перелётные птицы нашего края. Прилет птиц. Весенние песни птиц. Гнездование.

22 апреля — Всемирный День Земли. Раздел 4 «Лето – пора прогулок» (7 ч.)

Лес — наше богатство! Значение лесов для человека. Охрана лесов. Правила поведения в лесу.

Роль дождя и ветра в природе. «Подарки» с неба.

Опасные явления природы летом в нашем крае, их последствия. «Шутки» молнии. Град, ливень, наводнение, смерч, засуха.

Река нашего посёлка. Где река берёт начало, куда впадает, длина реки, её обитатели.

Экскурсия на пруд «Кто живёт в пруду?».

Изучаем растения на лугу. Знакомство с внешним видом и распознавание местных видов травянистых растений (всего 3 — 5 видов).

Варианты практического выхода на конец учебного года : смотр стихов на экологическую тему, постановка экологических сказок, выпуск экологической газеты, выставка рисунков на тему «Экология вокруг нас».

Календарно-тематическое планирование занятий

«Секреты времён года» 1 класс (1 час в неделю)

Введение. Что изучает экология? Взаимосвязи в природе. Игра: «Природа — не природа, живая — не жива».

Раздел 1 «Золотая осень – «рыжая хозяйка»

Приметы и признаки осени. Интеллектуальная игра.

Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев. Экскурсия.

Творческая мастерская. Изготовление поделок из природного материала.

Этажи леса. Знакомство с разными видами растений. Берёза — символ России. Экскурсия.

Растения в нашем парке. Что мы знаем о липе? Экскурсия.

Ядовитые растения. Знакомство с гербарным материалом.

«Зелёная» аптека. Знакомство с гербарным материалом.

Необычные растения. Просмотр презентации.

Растения “Красной книги ”. Просмотр презентации.

Викторина «Цветы и травы».

Кто живет в наших лесах? Конкурс рисунков.

Многообразие птиц нашего края. Просмотр презентации.

Животные и птицы «Красной книги».

Подготовка к участию в конкурсе «Человек и природа».

Раздел 2 «Зимушка-зима»

Признаки и приметы зимы. Интеллектуальная игра.

Снег. Роль снега в природе.

Опасные явления природы зимой в нашем крае.

Кто как зимует. Защитные приспособления животных зимой.

Забота о птицах зимой. Изготовление кормушек для птиц.

Игра — викторина «Лесные заморочки».

Раздел 3 «Весна пришла»

Приметы и признаки весны. Экскурсия в весенний парк.

Первоцветы. Викторина «Узнай цветок».

Перелётные птицы нашего края.

22 апреля — Всемирный День Земли! Конкурс рисунков на эко-логическую тему: «Давайте сохраним планету».

Источник