Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии для 11 класса

Классный час «В природе столько красоты!»

Цель: формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу.

Задачи:

  • Развитие экологической этики учащихся.
  • Формирование чувства сопричастности к происходящему вокруг.
  • Воспитание любви к Родине.

Тип занятия: Сообщение и систематизация знаний.

Жанр: интегрированный.

Вид занятия: игра-путешествие с элементами викторины и беседы, с использованием мультимедийной презентации.

Оборудование: ТСО, наглядные средства.

Конспект занятия

Эпиграф:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
(Е.Евтушенко)

Ученик: Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки и озера! Здравствуйте, птицы!

Ученик. (читает стихотворение В.Чижова «В природе столько красоты») Приложение 1.

Слайд 1

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы совершим путешествие по нашей Земле, узнаем много новых тайн, о которых не знали до этого. Но и вам придется проявить себя. Итак, в путешествие отправляются учащиеся 6 «Б» класса.

(Видео «Живёт повсюду красота»)

Слайд 2, Слайд 3

Учитель. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, реки, поля, луга, животные, птицы. Это – природа. Наша жизнь неотделима от природы. Она щедра и бескорыстна. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.

Ученик. (читает стихотворение Болутенко Анатолия«На душе и радость, и покой») Приложение 2.

Учитель. Знаете ли вы, что:

  • Сегодня каждому пятому виду зверей, птиц угрожает опасность.
  • 25 тысяч растений планеты на грани уничтожения.
  • За последние 60 лет на планете исчезли 77 видов животных и несколько видов растений и 26 видов птиц.

Сценка «Разговор цветов», Слайд 4

Ромашка. Доброе утро, дорогой Ландыш!

Ландыш. Доброе утро, если оно доброе. Вчера в лес приходили ребята на экскурсию. А когда увидели меня и моих братьев, накинулись на нас.

Даже не знаю, как я жив остался. Остальных нарвали в громадные кучи и унесли.

Ромашка. Вот ужас какой!

Ландыш. А что-то я не слышу Колокольчика.

Колокольчик. Ох, кто же это про меня вспомнил? А, дорогие друзья, здравствуйте!

Ландыш. Приветствуем вас, дорогой Колокольчик!

Ромашка. Какие у вас новости?

Колокольчик. Новости у меня неважные. Вчера на вечернем перезвоне колокольчиков услышал я сигнал тревоги. Мальчики купались в озере, смеялись, радовались, а потом зачем-то нарвали цветы белой кувшинки. Вот кувшинки и плакали.

Ландыш. Жалко их. Эти цветы очень красивы на воде. А когда их сорвешь, красота исчезает, они быстро вянут.

Колокольчик. Что же теперь будем делать?

Ландыш. Я слышал, что есть какая-то Красная книга, которая берет под охрану животных и растения.

Ромашка. Скорее, пойдем к Красной книге. Может, она нас защитит. (Уходят)

Ученик.

Цветы украшают луга и леса…
Но это не только природы краса –
В них пчелы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты…
Погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты!

Ученик. Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царица и ушла. А из её прекрасных глаз покатились слёзы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слёзы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. Этот цветок называется — Ландыш.

Учитель. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как уже исчезли многие виды.

Слайд 5

1. Что означает название «Красная Книга». (Знак тревоги, опасности)

2. Каких вы знаете животных прошлых столетий, которые исчезли с лица Земли? (сумчатый тигр, морская корова, зебра квачча, дронт, странствующий голубь, тур, тарпан и др.) Слайд 6

3. Какие животные уже включеныв Красную Книгу? (Недавно находящиеся под угрозой исчезновения, но благодаря усилиям человека их численность стала увеличиваться, за их судьбой следят ученые). (Ястребиная сова, белый журавль, амурский леопард, белый медведь, ушастый ёж, зубр, ладожская нерпа, серый кит, северный олень и др.) Слайд 7

4. Какие виды растений занесены в Красную Книгу? (Подснежник узколистный, женьшень, венерин башмачок, тюльпан шренка, майский ландыш и др.) Слайд 8

Викторина

Учитель. В природе много тайн и загадок, попробуйте отгадать некоторые из них.

(Вопросы викторины – ответы детей) Приложение 3. Молодцы, ребята!

Слайды 9, 10, 11, 13

Ученик.

Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие лета,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И морозов ранний хлад, опасный винограду.

Учитель. Вот как сказал великий Пушкин. Последуем совету великого поэта и постараемся тоже стать предсказателями: по сегодняшнему состоянию погоды угадать завтрашнее.

Учитель. Ответьте на вопросы (народные приметы о погоде).

(Вопросы викторины – ответы детей) Приложение 4. Молодцы, ребята!

Слайд 14

Учитель:А много ли вы знаете о животном и растительном мире земли? Сможете ли вы ответить на такие вопросы?(Вопросы викторины – ответы детей) Приложение5

Слайд 15

Слайд 16.

Ученик.

Все, все на свете
Друг другу нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудовищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд:
Кто делает мед
И кто делает яд.

(Видео Красивая природа превращается в экологическую катастрофу)

Слайд 17, Слайд 18

(Появляется инопланетянин)

Инопланетянин: Земляне! Вы уничтожаете свою планету, не цените то, что имеете! Выбрасываете мусор в океан, выкачиваете из недр полезные ископаемые, загадили даже космос! Вокруг вас нитраты и пестициды. Угроза уничтожения нависла над многими видами животных и растений! За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Если люди не станут заботиться о своей планете, то гибель человечества неизбежна!

Учитель: Ребята, что же нам делать? Что мы скажем в ответ инопланетянину?

Дети: Мы любим нашу планету и не хотим, чтобы она погибла!

Учитель. Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо охранять. Слайд 19

Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные звери – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Слайд 20

2017 год был объявлен годом экологии в России. А что такое экология? Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.

Инопланетянин: Тогда вы должны доказать, что любите свою Землю. Вы должны научиться беречь животных, растения, озера, реки и леса — все, что окружает вас. Вы должны стараться постичь тайны природы. Узнайте получше окружающий мир, а, полюбив его — будете беречь. Попробуйте выполнить мои задания, и тогда я пойму, насколько хорошо вы знаете свой мир.

Вы должны угадать, что находится в этих загадочных черных ящиках. Желаю вам, удачи.

Слайд 21

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, что это за задания? (раскрывает конверт и читает).

Читайте:  Творческая работа quot О родной природе скажу слово quot

Задание «Черный ящик»(Вопросы – ответы детей) Приложение 6

Инопланетянин: Молодцы, ребята! В награду я вам хочу показать, как прекрасна земля, если смотреть на неё из космоса.

(Видео земли из космоса) Слайд 22

Слайд 23

Учитель: Ребята, давайте представим, что наша планета заговорила именно с нами. Что бы она могла нам сказать, что попросить, что пожелать? Давайте сегодня поговорим о том, как живётся нашей Земле.

Интервью у Земли берёт ученица нашего класса.

Ученица: В эволюционном плане можно сказать, что люди совсем недавно населили планету Земля. Человек использует множество запасов Земли, но при этом ведёт себя невежественно, самонадеянно и безумно. А может быть, стоит сказать: «Здравствуй, Земля! Как поживаешь?»
Земля: О, прекрасно! Одной половиной на солнце, другой — в темноте.

Ученица: Прости за нескромный вопрос, Земля, а сколько тебе лет?

Земля: Мне 5 миллиардов лет.

Ученица: Даже трудно себе представить, сколько это!

Земля: Да, это трудно объяснить. Давай для простоты представим себе, что 5 миллиардов лет – это 1 час. Так вот, исходя из этого, получается:

Слайд 24

  • 0 минут – образовалась планета Земля, то есть я;
  • 10 минут – зародилась первая клетка, возникла жизнь;
  • 30 минут – в океане появились сине-зелёные водоросли, которые производят кислород;
  • 52 минуты – в океане появились маленькие животные – трилобиты;
  • 55 минут – на планете появились большие деревья;

Слайд 25

  • 56 минут – в воздух поднялись огромные ящеры;
  • 57 минут – появились динозавры;
  • 58 минут – появились первые звери и птицы;
  • 59 минут – появились первые люди на Земле;
  • 60 минут – появились вы – мои сегодняшние жители.

Слайд 26

Ученица: Сегодня на Земле живёт множество людей. И все хотят чистого воздуха, воды, пищи, крова. Очень трудно быть доброй хозяйкой.

Земля: Дорогие люди! Я – планета Земля! Мне нужна ваша любовь! Только любите меня так, как я люблю вас. Если вы будете любить меня, то будете и заботиться обо мне и защищать меня. И таким образом вы будете спасать ваш Дом и Дом ваших братьев меньших – животных. Все мы – одна большая семья. Расскажите о моём пожелании вашим друзьям и родным. Помните обо мне, а я буду заботиться о вас и всегда буду вашим Домом.

Учитель: Дом – это не только то место, где мы живём. Дом – это наш город, наша страна, наша планета. А в доме должно быть всегда тепло, светло, чисто, уютно; каждый должен чувствовать себя в доме защищённым.

Ученик:

Я люблю тебя, Земля, и хочу, чтоб ты жила,
Хорошела с каждым годом, плодоносила, цвела.
Берегите, люди, Землю, ведь она у нас одна.
Защитим её все вместе мы как дружная семья.
Будем мусор убирать, не сорить, не обижать!

Учитель. Ребята, давайте все вместе поможем нашей Земле. Сделаем так, чтобы нашей планете дышалось лучше, чтобы было меньше мусора.
— Ребята, а как можно уменьшить количества мусора на Земле? Ваши идеи. (Учащиеся высказывают свои идеи).

  • организовать субботник по сбору мусора;
  • организовать сбор макулатуры и металлолома;
  • выпустить листовки о вреде мусора;
  • выявлять несанкционированные свалки и сообщать о них экологической службе;
  • рассказать младшим школьникам о том, как надо обращаться с мусором.

Слайд 27

Учитель.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
(Е. Евтушенко)

О чём говорит здесь поэт Евгений Евтушенко? Каких зверей он призывает убивать?

(Ответы детей)

Посмотрите на слова, расположенные на доске. Приложение 7

Выберите по одному слову. Уберите с доски. Что это за слова?

Ответы детей:

— Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

Какие слова остались? Что мы должны сохранить в своей душе?

(Ответы детей) — доброта любовь порядочность внимание милосердие уважение красота доброжелательность терпение терпимость целеустремленность аккуратность бескорыстие ответственность честность самокритичность воспитанность.

Учитель. Молодцы, ребята! Давайте жить в согласии с природой, не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений!

Инопланетянин:

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)

(Реп-видео) Слайд 28, Слайд 29

Учитель.На этом наш познавательный классный час закончен, уверены, что сегодня вы узнали много интересного о природе. Давайте беречь нашу планету. Сохраним же поля, леса, цветы, животных и птиц, чтобы они радовали нас и будущее поколение людей!

Источник

Беседа о красоте природы в 11 классе

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии для 11 класса

Беседа, 11 класс. Красота, гармония и целесообразность в природе

Цели: формировать знания о красоте природы, гармоническом соответствии её компонентов; развивать чувство прекрасного; воспитывать чувство любви к родной природе.

Ход беседы

Прекрасное проявляется во всех царствах природы, включая физическое совершенство человека, венчающее собой великий эволюционный ряд в развитии материального мира. Совершим путешествие по всем этим царствам с целью глубже узнать, что надо любить в природе и как обретать эту любовь.

Рассмотрим прекрасное в неорганической природе.

Мир камня. Многообразна и величава симфония форм и красок этого древнейшего образования планеты. Гранитные камни, взгорья и выступы, оставленные в наших северных краях ледниковой эпохой, красивы своими черноватыми, сероватыми и красноватыми тонами. Они как бы олицетворяют вековечность и незыблемость мира.

Заповедник «Столбы» (Красноярский край), образованный работой солнца, ветра и воды, поражает воображение причудливостью сказочных форм, а глыбы камней у подножия Ай-Петри в Крыму — своей хаотичностью. Японские «сады камней» вызывают наряду с эстетическим любованием и глубокие философские раздумья.

Камни самых разных цветов и оттенков всегда употреблялись для строительства домов, дворцов, храмов. Из этого материала создавалась белокаменная Москва. Розовый туф украшает сегодня столицу Армении.

Ослепительны по красоте камни, добываемые в подземном мире. Это минералы, драгоценные и полудрагоценные камни, праздничный хоровод самоцветов и кристаллов. Крупнейший советский учёный А. Е. Ферсман сложил своего рода гимн в честь камней, вобравших в себя всю красоту и гармонию мироздания.

Горы прекрасны, величавы, то есть эстетически значимы для нас.

Лучше гор могут быть

Только горы, на которых

Альпинисты, которые с риском для жизни делают восхождения на труднодоступные вершины, не только закаляют своё тело и проверяют физическую выносливость, как они сами свидетельствуют, их властно, неотвратимо манит к себе неизведанная красота.

Горы делают живописным весь рельеф Земли.

Саяны Кавказ — Казбек

Стоит мысленным взором на минуту «убрать» горы, как Земля предстанет более унылой и скудной, словно с неё будут сорваны торжественный наряд и суровые доспехи. Горы представляют собой величайшее эстетическое богатство природы. Впечатление от величественной красоты гор острее и полнее всего выразил русский художник Н. К. Рерих в своих картинах. Он явился единственным в своём роде творцом, который с громадной силой реализма отразил эту великую стихию, как неисчерпаемую эстетическую бесконечность и захватывающее дух первозданное зрелище.

Красота ландшафта. «Все земли прекрасны», — сказал Колумб. Каждая область земного шара прекрасна по-своему. Каждая страна света или географический район представляют собой уникальное сочетание естественных факторов, ритмов, цвета, движений.

С эстетических позиций прекрасны и тундра с её вечной мерзлотой, снегами, ягелем, буйством вешнего цветения трав и птичьим гнездовьем, и пустыня Сахара с её палящим солнцем, бесконечными песками, редкой растительностью и кочующим племенем таурегов, и Скандинавия с фьордами, туманами и дождями и т. д. Всюду живут люди и «впитывают» в себя эту красоту. Есть ещё и так называемые чудеса земли:

Читайте:  Тест Воздействие человека на природу

— Большой каньон — величайшая долина в США;

— лавовые и карстовые пещеры, долина гейзеров на Камчатке.

Всё это редкостная, исключительная в своём роде красота, представляющая собой эстетические памятники природы.

Красота воды. Верно сказано, что в капле воды отражается целый мир. Дожди питают землю влагой. Тихие пруды и озёра, заводи и речки ласкают взор, умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветье неба, сверкание звёзд и сияние луны. Любовь к морю, без которого многие люди не мыслят себе жизни, есть одновременно любовь к его ни с чем не сравнимой красоте. Давно воспеты Балтийское свинцовое море, Средиземное лазурное море.

О Чёрном море А. С. Пушкин сказал:

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Среди всех живописцев мира одним из лучших поэтов моря стал, по праву, И. К. Айвазовский. Он наиболее полно воссоздал основные состояния и превращения моря, его очаровывающую гладь, даль и волновую пучину. Художник отобразил эстетическое величие и богатство данного царства природы.

Красота неба. Огромную роль в образовании красоты природы играет лёгкая воздушная оболочка нашей планеты: она рассеивает прямые лучи солнца, порождая полусвет и полутень, бесчисленные цветовые переходы и рефлексы, воздушную перспективу и чарующие дали. Небо беспредельно в своих эстетических состояниях: лазурно-голубое, серое, пасмурное, грозовое, вечерние сумерки и нежный румянец зари, величественные восходы и закаты.

Импрессионисты художественно постигли диалектическую взаимосвязь предмета, цвета, света и воздушной среды, то есть «выразили» одну из величайших эстетических тайн природы.

Историческая справка. Импрессионизм — художественное направление, возникшее во Франции в последней трети XIX века. Всё началось с картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872 г), которая была выставлена на одной из выставок в Париже в 1874 г. На картине изображён вид гавани, окутанной розовым туманом, сквозь пелену которого проступает утреннее солнце. С лёгкой руки критика слово «впечатление» дало название творчеству участвовавших в выставке художников.

Повторение.

• Какие чувства вы испытали на уроке?

• Что бы вы хотели узнать по этой теме?

Домашнее задание: Составить рассказ о поразившем вас уголке природы, когда-либо виденном вами. По возможности, принести рисунки, фотографии понравившихся пейзажей природы.

На уроке используются стихи поэтов, репродукции картин, фотографии рассмотренных компонентов природы в виде мультимедиапрезентации.

Источник

Познавательная беседа со школьниками 6 класса на тему «Жить в гармонии с природой»

Вот, снова позади остался город,
Вновь тишь лесная окружила нас,
И скрыться с вами здесь нашли мы повод,
Давайте, не упустим этот шанс.
Нам снова тень деревьев стала крышей,
И птичье пенье музыкой звучит.
И рады мы, что снова его слышим –
С ним можем мы шум города забыть…

Как вы думаете, что должен брать с собой в дорогу каждый настоящий путешественник?
Тут и гадать нечего – карту и компас. В самом деле, как еще можно определить направление, в котором тебе нужно двигаться? Ах да, ведь есть еще солнце, звезды. Раньше, пока компаса не изобрели, люди именно по ним определяли, где юг, север, запад или восток. Ну а если небо затянуто тучами? Если идет дождь?
Представьте себе, что идете вы за ягодами или грибами в лес. Уверенно шагаете ну, например, на юг – по солнцу. И вдруг солнце скрылось. А уже пора возвращаться домой. Понятно, что двигаться теперь надо точно на север. То есть повернуться на 180 градусов и – вперед. Но вот беда — пока набиралось лукошко, направление вашего похода столько раз менялось. А потом, разве вы не знаете, что, когда человек идет в одном направлении (на самом деле ему кажется, что в одном), он все равно непроизвольно «закругляет» в одну сторону. Дело в том, что правая нога у всех нас немножко короче левой, и поэтому при ходьбе мы незаметно для себя отклоняемся вправо. Вот и получается заколдованный круг.

Тайна записной книжки
Как определить расстояние до ближайшей дороги, железнодорожной станции или деревни, если ты их не видишь, но слышишь? Вам поможет таблица средней слышимости (днем, на ровной местности, при полной тишине).

Шум поезда – 10 км.
Паровозный и пароходный гудок, мощная сирена – 7- 10 км.
Автомобильный гудок – 2 – 3 км.
Грузовой автомобиль – 1 км.
Скрип повозки – 1 – 1,5 км.
Ржанье лошадей, лай собак – 2 – 3 км.
Шум шагов на дороге – 250 – 500 метров.

Заблудиться в большом лесу, а тем более в тайге, довольно легко. И многим в такой ситуации становится страшновато. Бывает, что человек начинает панически метаться и все больше выбивается из сил. Кончается вода, хочется есть. Не всегда удается развести огонь, чтобы обогреться, высушить одежду. Появляется чувство беспомощности, безысходности положения. Что делать?
Главное – не отчаиваться, сохранять спокойствие и уверенность в себе. Внимательно посмотрите вокруг. В любом лесу, на любом болоте обязательно должны быть живые компасы, которые укажут вам верный путь.

Тайна записной книжки
Определить стороны света можно не только по лесным приметам, но и по постройкам. Самые точные ориентиры – православные церкви.

У многих деревьев кора покрыта мхами и лишайниками. Тоже компас. Если внимательно приглядеться, увидишь, что на одной стороне ствола мхи или лишайники растут гуще. Они не любят прямых солнечных лучей, предпочитают прохладу и тень. А где этой тени больше? Ясно, что с северной стороны.
Да что там дерево – даже по пню, торчащему посреди поляны, можно определить направление. Смотрите: с одной стороны у него трава выше, сочнее, а с другой – ниже. Как это объяснить? На солнечной, южной, стороне весной и в начале лета трава получает больше света и тепла, поэтому развивается быстрее. А вот в конце лета эту примету надо «читать» наоборот: заметно свежее и зеленее будет трава с северной стороны, а на южной, обращенной к жгучим солнечным лучам, она высохнет и пожелтеет.
И еще запомните: более густой травяной покров всегда на северных окраинах полян. В оврагах трава быстрее выгорает с солнечной стороны. Есть вокруг нас и другие живые компасы. Вот некоторые из них

Земляника

Этой крохотной девчушке
Жить не скучно на опушке
С паучками и жучками,
Земляными червячками.
А порою за травою
С милой матушкой землёю
Можно здесь уединиться
И секретами делиться.
Богдарин А.

По землянике можно определить даже в пасмурную погоду стороны света. На южной стороне стебелька находятся самые спелые ягоды, а на северной, в тени — недозрелые. Всегда с одного бока ягода окрашена сильнее — она «загорела» на юге, там, солнечные лучи на нее падали. Точно так же определяют стороны света по плодам малины, ежевики, шиповника. Они тоже раньше созревают с южной стороны.

Лебеда (марь белая)

Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться,
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.

Как только заходит солнце, она наклоняет в его сторону, то есть на запад, верхушку стебля и находится до утра в таком положении. Зная эту особенность лебеды, можно определить стороны света.

Подсолнечник

Под солнышком подсолнечник,
Когда денёк погожий,
Весь день глядит на солнышко –
Сам на него похожий!
Цветок пчелу к себе зовет;
В траве ныряют грабли
А солнышко плывет, плывет,
Как золотой кораблик.
У каждого своя пора,
Своё житье простое…
Подсолнечник глядит с утра
На солнце золотое.
Плывёт кораблик-солнышко, —
Вокруг лучи кольцом!
И целый день подсолнечник
Стоит к нему лицом!
Е. Трутнева

Читайте:  СОЧИНЕНИЕ Кто учит человека видеть прекрасное в природе

Утром своей золотой головой он обращен на восток – туда, где должно взойти солнце, а днем все время на него «смотрит». В облачную погоду подсолнечник остается неподвижным.

Череда трехраздельная

Наверняка ты это растение знаешь. Его острые клиновидные семена с зазубринами любят цепляться за одежду, и очиститься от них бывает непросто. Не сердись — это у череды такой способ распространения. Зацепилась семечком, «проехала» какое – то расстояние, упала на землю – вот и еще одно такое же растение появится.
Череда очень любит светлые места. В течение дня цветы череды — корзинки следят за движением солнца, и поворачиваются все время в его сторону. Даже когда солнце прячется за тучу, череда неизменно обращена к невидимому для нас светилу. Поэтому, зная точное время, по ней можно определить расположение сторон света. Скажем, сейчас 17 часов. Летом в средней полосе солнце в 6 часов утра находится на востоке, в 14 часов – на юге, в 20 часов – на западе. Следовательно, в 17 часов цветки череды обращены на юго-запад.

Тайна записной книжки

Компасом могут быть не только растения, но и некоторые насекомые. Очень простая и верная примета – муравейник. Обычно он расположен с самой теплой, южной, стороны дерева или пня. К тому же южная сторона муравейника всегда более пологая, чем северная.

Как хорошо, что есть еще места такие,
Где я могу в тени деревьев отдохнуть,
Послушать, что поют певцы лесные,
И здесь, средь тишины лесной заснуть.
Здесь ночью тишина, лишь совы воют,
А потому так хорошо в лесу уснуть.
А от дождя палатка нас укроет,
Раскрыть ее лишь, друг мой, не забудь.
Люблю встречать рассвет, когда луч первый,
Вдруг полосой, между стволов пройдя,
Вновь землю озарит, и друг мой верный,
Мне солнца диск кивнет, опять взойдя.
И я сюда опять прийти стараюсь,
Чтоб насладиться этой красотой,
И вновь и вновь я ею восхищаюсь,
И временно прощаюсь с суетой.
Вайнер Борис

Источник



Методическая разработка познавательной беседы для детей старшей группы «Красота природы бесценна»

Цель: формирование нравственно — патриотических чувств детей на основе природоведческих знаний.

— формировать убеждения, что красота природы бесценна, что нужно охранять родную природу и бережно к ней относиться;

— воспитывать умение видеть и понимать ее красоту в окружающем, в произведениях искусства.

Предварительная работа: чтение произведений («Почему плачет синичка?», «Стыдно перед соловушкой» В. А. Сухомлинского, «Друг или враг» Н. И. Сладкова); рассматривание репродукций русских пейзажистов, слушание аудиозаписей музыки леса.

Оборудование: выставка репродукций И. И. Шишкина, музыкальное сопровождение (на усмотрение воспитателя, стихотворение С. Аль — Иса «Праздник дерева».

Воспитатель.

Ребята, есть ли что-нибудь такое, чего нельзя купить?

(Дети высказывают предположения).

Послушайте стихотворение В. Орлова «Что нельзя купить?».

Если деньги накопить,

Можно многое купить —

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Так что же нельзя купить?

(Дети отвечают).

Воспитатель.

Вспомните, что необычного вы наблюдали в природе.

(Дети рассказывают).

Богата природа нашей Родины. Красота, которую дарит нам природа, нельзя купить ни за какие деньги! Например, мы не можем купить большое, красивое дерево. А что нужно сделать?

Его нужно посадить.

Воспитатель.

Правильно, его нужно посадить и приложить немало труда, чтобы оно не погибло, а выросло. Я наблюдала, как дети безжалостно относятся к деревьям, ломают ветки, забывая о том, что деревья живые. Какую пользу приносят деревья?

Украшают улицы, дворы, помогают нам спрятаться от жары, очищают воздух от вредных веществ.

Воспитатель.

Ребята, кто-нибудь из вас сажал деревья? Где? Когда?

(Дети рассказывают).

Послушайте стихотворение:

Лес не только для нашей забавы,

Он — богатство любой страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

(Воспитатель подводит детей к выставке картин, тихо звучит музыка).

Воспитатель.

Красоту природы, не всегда заметную, показал в своем творчестве великий художник И. И. Шишкин. Полюбуйтесь его картинами! Расскажите о своих впечатлениях. Что вы почувствовали, глядя на картины?

(Дети делятся впечатлениями).

Есть такая пословица «Растение — земли украшение». Какие вы знаете пословицы о природе?

(Дети отвечают).

У нас в группе есть комнатные растения. Как вы думаете, хорошо ли им живется?

(Дети отвечают).

Деревья, кусты, цветы нужно беречь, чтобы наш город и вся наша планета стали еще красивее. И не только самим бережно относиться, но и останавливать других, если видите неправильное поведение в природе. Почему она требует бережного отношения?

(Дети отвечают).

Послушайте стихотворение С. Аль-Иса «Праздник дерева».

Воспитатель читает стихотворение.

Какие деревья, кустарники и цветы нашего края вы знаете? Какие из них вы считаете самыми красивыми? В какое время года вас особенно радуют береза, рябина, клен, черемуха?

(Дети отвечают).

Родная природа прекрасна в любое время года. Что нужно делать, чтобы заметить ее красоту?

Воспитатель.

Что значит любить природу, охранять все живое?

(Дети высказывают предпоположения. Беседа плавно переходит в продуктивную деятельность на выбор).

Методическая разработка «Алгоритм изображения природы (пейзажей) в рисунке с перспективой»Методическая разработка «Алгоритм изображения природы (пейзажей) в рисунке с перспективой» Блинова Ирина Васильевна, воспитатель высшей категории ГБДОУ детский сад № 1 компенсирующего вида Калининского района Санкт – Петербурга.

Методическая разработка практического занятия для старшей группы на тему «Световозвращающий элемент» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА Цель: пропаганда правил дорожного движения, как основного.

Методическая разработка образовательной деятельности для детей младшей группы «Секреты песка» Методическая разработка образовательной деятельности для детей младшей групп из цикла игровых образовательных ситуаций «Песочные истории».

Методическая разработка в форме открытого занятия-викторины для детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу» Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Виды деятельности:.

Методическая разработка «Пластилиновая сказка» для старшей группы ГБОУ школа №695 «Радуга» ОДО, Группа №8 «Капельки», Воспитатель Десятскова Н. Л. 24 октября 2018 года Лепка в старшей группе. К 6-ти годам.

Методическая разработка сценария квест-игры для детей средней группы «Найди корзину белочки» Цель: формировать представления о диких животных, закрепить знания детей об условиях необходимых для роста растений, закрепить счет в пределах.

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры для детей подготовительной к школе группы «Туристическое агентство» Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Туристическое агентство» Педагогическая актуальностьНа протяжении всего дошкольного детства,.

Методическая разработка занятия для детей второй младшей группы ко Дню семьи «Мама, папа, я» Методическая разработка занятия для детей 2 младшей группы ко дню семьи- «Мама, папа, я» Цель: формирование социальных основ взаимоотношений.

Методическая разработка занятия по сенсорному развитию с использованием познавательной технологии для детей младшего возраста В ФГОС определены основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного.

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Пояснительная записка: Данное занятие является этапом коррекционно – развивающей работы с детьми старшей логопедической группы с элементами.

Источник