Лексическая тема человек и природа

Лексическая тема человек и природа

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

По данной теме мы посоветовали родителям своих воспитанников побеседовать с детьми о живой и неживой природе.

Вместе с детьми понаблюдать за изменениями в природе, за тем, как она оживает.

Рекомендовали прочитать произведения: А.К. Толстой «Колокольчики»; В. Катаев «Цветик-семицветик»; Н. Носова «Огородники» (книга или сайт https://lukoshko.net/story/ogorodniki.htm ),

выучить стихи по теме, нарисовать рисунки.

Ну и, конечно же, наши дети вместе с родителями трудились на своих дачных участках: пололи, поливали, садили и даже копали! МОЛОДЦЫ!

Спасибо, вам, дорогие родители, за то, что вы всегда откликаетесь на наши просьбы!

все фото>>>

Источник

Лексическая тема "В мире природы"
материал (старшая группа)

Оксана Валерьевна Сердюк

Рекомендации для родителей по лексической теме во время дистанционного обучения.

Скачать:

Вложение Размер
besedy_s_detmi.docx 15.5 КБ
zagadki.docx 14.97 КБ
krasnaya_kniga_yamala.pptx 2.52 МБ
podvizhnye_igry.docx 15.5 КБ
stihi_dlya_zauchivaniya.docx 12.64 КБ
chtenie_hudozhestvennoy_literatury.docx 13.4 КБ
kto_gde_zhivet_i_chem_pitaetsya.pptx 1.02 МБ
nasekomye.pptx 2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Проведите с детьми:

  • дидактические игры с крупой, учить детей сортировать 3-4 вида крупы по характерным признакам, развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие;
  • беседа «Домашние животные, их роль в жизни человека»;
  • рассматривание альбома «Животные России, занесенные в Красную книгу» ;
  • беседа о комнатных растениях.
  • ситуативный разговор «Что было бы, если бы (…у совы не было бы крыльев, острого клюва, больших глаз, когтей и т.д.)»;
  • ситуативный разговор «Стихийные бедствия» (побеседовать о том, какой вред природе и человеку наносят ураган, землетрясение, потоп, лесные пожары.
  • беседа «Как вести себя с незнакомыми животными»;
  • беседа «Красивые, но опасные», расширять знания детей о ядовитых ягодах и грибах.
  • Беседа «Первая помощь при укусах (насекомых, пресмыкающихся)»

Предварительный просмотр:

Загадки попробуй, отгадай
О природе, что нас окружает.
С ответами нас отпускай,
Так давай же, мы начинаем:

Он невидимый и злой —
Все гоняет листья.
Добрый играет он с травой,
Как художник с кистью.

И куда-то быстрее спешит,
Поднимая пыль на дорогах.
Веселым танцем нас он кружит,
Толкая к родному порогу.
(Ветер)

Загадку любим и я, и ты
Про природу и про погоду.
Ответ — когда вянут цветы?
В какое время года?

Когда холодно, но не зимой,
Когда листья падают вниз.
После школы спешим домой —
Ветер тучи гонит со свистом.
(Осень)

Загадка о природе непростая:
Начинается в марте и доходит до мая.
Травка зеленеет и цветут сады.
Дай нам ответ – о чем это мы?

Птицы щебечут и радуют слух,
Солнышко светит, ушел зимний дух.
Капают крыши и лужи кругом,
Это тепло приходит в наш дом.
(Весна)

Выше мамы и папы великан,
На месте стоит истукан.
У него одна лишь нога,
Да и то не ходок никуда.

Его руки большие под небом
От дождя спасут будто пледом.
Птицы живут, им уютно на нем,
Внизу грибочки растут под дождем.
(Дерево)
___________________________________
Загадки о зимнем времени года —
О холодных явлениях природы:
Что же растет вниз головой,
Как солнце нагреет, так слезы горой?
(Сосулька)

На ровном месте сделали ком,
Затем второй и третий на нем.
Приделали руки и ноги ему,
Глаза-угольки свое место займут.

Нос морковкой, шляпа большая
Лишь ночью он устрашает.
Днем он герой и друг всех ребят,
Давай детвора, идемте играть!
(Снеговик)
___________________________________
Загадки на тему природа —
Кто хозяин меда?
Кто его ищет и ночью, и днем.
И если находит, мы его обойдем!

Хозяин лесов, он большой и опасный,
Он громко рычит, и видать, не напрасно!
С виду и страшный, и добрый, но все же
Такого царя совсем не тревожить.
(Медведь)

Ты скажешь — оно отвечает
И говорит без языка.
Его никто не видит,
Зато слышно издалека.
(Эхо)
___________________________________
Загадки про осенние явления —
От него нигде нет спасения!
Всегда он холодный и мокрый такой.
Хоть с неба идет, но идет он стеной.

Лужи и слякоть оставит после себя.
Капли на листьях, замерзших ребят.
Летом он теплый и радостный детям,
Осенью страшно, если раздетый.
(Дождь)

Весной и летом был зеленый,
Настала осень — пожелтел.
Дует-дует сильный ветер
Он сорвался, полетел.
(Лист)
_______________________________________
Загадки о природе для маленьких,
Для дошкольников, для удаленьких.
Отгадай загадки, малыш —
Что под ногами, когда ты бежишь.

Зеленого цвета стебельки
Едва достают до ноги.
Утром на ней бывает роса,
Днем от дождя ляжет слеза.
(Трава)

Зайчики прыг-прыг по лесу,
Белки скачут наверх.
Речка журчит с интересом
И слышен детский смех.

Солнышко светит ярко,
Птички щебечут вокруг.
Так жарко днем бывает,
В какое время года, друг?
(Лето)

Бегу я , как по лесенке,по камушкам,звеня.
Издалека по песенке узнаете меня.
(Река)

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево)

Из земли вырастаю,весь мир одеваю.
(Лен)

Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине сладко.
(Слива)

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи.
(Ромашка)

Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
( Ветер)

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
( Вода)

Зимой — звезда,
Весной — вода.
(Снежинка)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)

Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все …
(Солнце)

Источник

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Человек и природа»

Образовательная область «Познание».

Тема: «Человек и природа»

Возрастная группа- Старшая

Подготовила: Блинова Р. Р. воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ д/с «Снежинка»

Тема:«Человек и природа»

Задачи занятия подводят детей к пониманию взаимосвязи между Человеком и

природой. От его отношения зависит её состояние. Занятие помогает детям

понять, что нужно соблюдать чистоту в природе, оберегать её и приумножать

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, желание поддерживать

чистоту и приумножать ее богатства.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, учить её беречь и охранять.

Развивающие: развивать познавательную активность,

Образовательные: учить детей понимать взаимосвязь между Человеком и

природой, его отношением к ней.

Работа над словарем: упражнения детей в подборе прилагательных

к существительному (картина – солнечная, веселая, радостная, красивая);

разбор нового слова «урна».

Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

психологическая установка, чтение стихотворения.

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД:

беседа, загадывание загадок, чтение стихотворения, сюрпризный момент,

создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, анализ, выводы.

3.Приемы организации практической деятельности детей: показ картин,

слайдов, комментирование, продуктивная деятельность (аппликация)

4.Приемы поддержания интереса у детей: физкультурная пауза,

музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности,

5.Приемы оценки и самооценки: совместная с педагогом и детьми

деятельность, определение качества продуктивной детской деятельности,

Создание среды для организации и проведения НОД: медвежонок, ёлочка,

картинки с изображением природы, рисунок с изображением

детей для аппликации, буклеты, проектор, музыкальная колонка, фантики,

поделки из бумаги: цветы, деревья, солнце, ручеек, пчелка.

Виды детской деятельности в НОД:

Познавательно-исследовательская.

Чтение художественной литературы…др.

Планируемые результаты: проявляет заботливое отношение к природе,

животным, птицам. Принимает активное участие в защите природы,

соблюдает правила поведения на улице, следит за чистотой.

Критерии оценки деятельности детей в НОД

1. Активно участвует в образовательной деятельности.

2. Проявляет самостоятельность.

3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.

5. Эмоционально реагирует.

Интеграция образовательных областей:

Области Интеграция Решаемые задачи

Познание Рассматривание картин о природе, слайдов.

Загадывание загадок. Развивать познавательную активность, мышление, любознательность детей. Учить детей понимать взаимосвязь между Человеком и природой, его отношением к ней. Принимать активное участие в образовательном процессе.

Социализация Кукольный театр

(сюрпризный момент) Воспитывать любовь к природе, учить её беречь. Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре.

Коммуникация Беседа о природе, о временах года Развивать связную речь, зрительное и пространственное восприятие. Прививать умения высказывать свои мысли. Формировать активный словарь посредством упражнения детей в подборе прилагательных к существительному.

Музыка Звуки природы,

сопровождение. Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения. Развивать способность различать звуки природы.

Труд Уборка помещения Приучать детей поддерживать чистоту и порядок.

Художественное творчество Коллективная

Развивать у детей творческие способности. Воспитание эстетических чувств, любви к природе.

Физическая культура Физминутка

Восстановить умственную работоспособность детей.

Чтение художественной литературы Чтение стихотворений Продолжать развивать интерес детей к поэтической речи.

Способствовать эмоциональному восприятию образной основы поэтических

Психологическая установка. 3 мин

Создание проблемной ситуации.

2.Основная часть: 17 мин

Показ слайдов, комментирование.

Слушание (звуки природы.)

Беседа о птицах.

3.Заключительная часть: 5 мин

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД 25 мин

непосредственно образовательной деятельности

1. Вводная часть.

Психологическая установка Создание проблемной ситуации.

Рады видеть всех сейчас

Ведь давно мы ждали вас,

Дружно за руки беремся

И гостям мы улыбнемся!

Чтение стиха с показом картин:

Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам всех не перечесть:

Леса, и горы, и моря-

-Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

-Правильно, о природе.

2. Основная часть.

Показ слайдов, комментирование.

Слушание (звуки природы.)

Беседа о птицах.

А кто мне скажет, какое сейчас время года?

Почему вы думаете что сейчас осень, а не лето?

Дети называют приметы осени.

Воспитатель дает первой паре по целлофановому пакету и дает задание пошуршать пакетиком.

-Закройте глаза, подумайте и ответьте, что за звуки слышны, с чем это можно сравнить?

Ответ: На звук шелеста листьев похоже.

Воспитатель включает ноутбук.

-Осень называют золотой, почему, как думаете? (Нужно сказать полным ответом: я думаю.)

Показ слайдов (с комментариями).

— Осенью человек любуется красотой при-роды; мы видим на фотографиях преобладает желтый цвет, поэтому и осень золотая.

Ребенок загадывает загадку:

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

-А какой большой праздник зимой мы отмечаем?

-Без чего не бывает нового года?

Показ слайдов о зиме.

-Как человек помогает выжить зимой животным и птицам?

А теперь послушайте стихотворение А.Яшина:

(С показом слайда о птицах)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо:

Не богаты их корма!

Горсть зерна нужна.

Столько гибнет их- не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать!

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

-И весной радуют птицы нас своим пением. Послушайте как поют птицы (включает аудиозапись и слайд о весне). Они прилетели, уставшие, но довольные радостные, что оказались дома. Они как-будто здороваются с нами, спрашивают (ответы детей).

(Показ слайдов).

природа оживает, просыпается.

Кто скажет, кто не знает,

Когда это бывает?

(Лето). Слайд о лете

— Правильно, за весной идет лето. Посмотрите на слайды и назовите приметы лета.

— И та ёлочка, которая была маленькой, она уже подросла.

Приходит Мишка и разбрасывает фантики на елку. Говорит, что он очень любит сладкое. Воспитатель ругает его, Мишка просит прощения и уходит.

-Разве так можно делать? Вот представьте себе что будет, если все жители Тюльгана бросят по одному фантику? Что станет с нашей елочкой и с другими деревьями?

-Корням трудно будет дышать и деревья могут погибнуть и засохнуть. И без ёлочки мы не сможем встретить Новый год; не увидим и не полюбуемся на золотую осень. А если деревья засохнут, что станет с птицами весной?

-Значит, что нам нужно сделать чтобы не погибли деревья, и птицы радовали бы нас своим пением.

— А дома, в садике вы куда бросаете мусор?

-А на улице? Кто знает что такое урны?

Ответы детей:(Это ёмкость возле подъездов, садов, школ, магазинов куда кидают мусор).

— Теперь мы знаем что нам нужно сделать с фантиками. (Следующая пара собирает мусор в корзину).

-Давайте начнем с малого

Если увидели что кто-то насорил сделайте ему замечание, чтобы он убрал мусор в …

-А теперь посмотрите на мою картину.

— Если мы с вами будем разбрасывать мусор, то получится вот такая печальная картина. Земля перестанет дышать.

-Давайте оживим картину. Закройте глаза и послушайте. Что услышали?

(Выходят и доклеивают на картину птичек, пчелку, солнышко, веточки на деревья).

-Какая картина получилась (Солнечная, весёлая, радостная)

3. Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

— Как называется емкость на улице, куда люди должны бросать мусор?

— Что мы должны сделать для сохранения природы? (ответы детей)

Мы сегодня говорили не только о природе, но и о Человеке, который не должен сорить, потому, что Человек- часть природы.

Приходит Мишка и шепчет воспитателю на ухо.Воспитатель переводит:

-Мишка от имени всех жителей леса дарит урну и просит, чтобы поставили её на видное место; всегда помнили о том, что нельзя сорить, нужно любить и беречь свой край родной, где ты живешь!

-У кого хорошее настроение и кто понял, что нельзя сорить, подойдите и возьмите солнышко, а у кого плохое настроение — пусть возьмут тучку. От солнышка лучик подарите гостям – лучик своего тепла.

Длительность НОД: 25 минут.

Популярное пособие для родителей и педагогов «1000 загадок» Н. В. Ёлкина.

Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников Л. В. Горькова.

Календарно-тематическое планирование на неделю (старшая группа) Старшая группа. Организованная непосредственно образовательная деятельность, совместная образовательная деятельность воспитателя и детей.

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Источник



Лексическая тема человек и природа

Автор: учитель-логопед Полшкова Ирина Тимофеевна

Г. Изобильный Ставропольского края МБДОУ ИМР СК «Детский сад №14»

Коррекционно — образовательные цели:

  • Формировать представления детей о природных явления и их взаимосвязи.
  • Упражнять в выделении слов на заданную букву.
  • Закреплять умение составлять рассказ по опорным словам.

Коррекционо — развивающие цели:

  • развитие зрительного восприятия, внимания, артикуляционной и общей моторики.

Коррекционно — воспитательные цели:

  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

Оборудование: картинки с изображениями животных и растений, ребус, костюм боровичка, схема рассказа — загадки «Майский день».

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный Момент.

«Здравствуйте ребята, вы любите гулять в лесу? А в парке, на лугу?. Кто из вас был на море? Что вам понравилось? Что какое природа?

Да правильно, реки, трава, озера, леса, солнце, небо – все это природа и человек тоже часть природы. Природа учит человека мудрости. Природа сама нуждается в нашей помощи.

Вот посмотрите на плакат, что здесь написано?

«Берегите все что есть на Земле».

Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать. А ведь многие даже не задумываются, когда наносят вред всему живому.

2. Отгадайте загадку.

Жу — жу — жу, я на ветке сижу и звук «Ж» все твержу. Кто это? (жук — божья коровка)

— Вам знакомо это насекомое? А вы знаете, что такая маленькая букашка приносит большую пользу природе, уничтожает тлю, а сам страдает от неумеренного любопытства человека. Расскажите о ней.

(Ответ детей. Мы сажаем божью коровку на руку и приговариваем: божья коровка полети на небо, принеси нам хлеба, черного да белого только не горелого.)

— Вы понимаете, что хлеба она не может принести. Она помогает сохранять урожай в поле и огороде. Народное поверье гласит, что она приносит счастье. Как вы будете относиться к божьим коровкам?

Кто из вас видел бабочек? Каких бабочек вы знаете? Бабочки, как цветы красивы, невесомы и ранимы. Давайте дадим друг другу слово что никогда не будем ловить насекомых, а будем только наблюдать за ними.

3. Поиграем с вами в игру- загадку «Найди ошибку».

Послушайте рассказ и найдите ошибки в поведении детей.

Майский день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки, собирали большие букеты ландышей. На поляне развели костер, пообедали и оставили после себя много мусора. Поймали ежа и взяли его домой.

Какие вы заметили ошибки? (ответы детей). (составить схемы).

4. Игра «Назови правильно».

Найдите на картинке слова со звуком «М».

5. Отгадайте ребус.

Что это за дерево?

6. Конкурс знатоков природы.

— почему книгу называют красной?

— почему белые медведи не могут жить в лесу?

— чем еж на медведя похож?

— каких насекомых называют как животных?

— как называются птицы, которые остаются зимовать?

— назовите перелетных птиц?

— назовите растения, которые нас лечат?

— назовите садовые и лесные ягоды.

7. Игра «Цветочек покажись разочек».

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все сорвут цветы,

Не останется цветов

И не будет красоты.

Игра «Цветочек покажись разочек». Посмотрите на картинку и найдите цветок, который нарисован на всех шести карточках. Молодцы, у вас внимательные глазки.

— попробуйте нарисовать цветы и подарите их своим близким. Цветы лучше рисовать, а не рвать.

Источник

Читайте:  Как называется наука изучающая разнообразные явления природы