Лабораторная работа Аромозы и идиоадаптации На примере растений и насекомых презентация

Лабораторная работа: «Ароморфозы и идиоадаптации» На примере растений и насекомых. — презентация

Презентация на тему: » Лабораторная работа: «Ароморфозы и идиоадаптации» На примере растений и насекомых.» — Транскрипт:

1 Лабораторная работа: «Ароморфозы и идиоадаптации» На примере растений и насекомых.

2 Цель: выявить явление ароморфоза и идиоадаптации, объяснить их особенности и результаты. Задание 1. Рассмотрите рисунки растений. Назовите имеющиеся у них органы. Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому пути шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.

3 Водоросль ульва Мхи (кукушкин лен, Сфагнум, маршанция.) Папоротник орляк Сосна обыкновенная Паслен черный

4 Признаки ароморфоза Мхи Папоротники Голосеменные Покрытосемен- ные Корень Стебель Листья Споры Семена Цветки Плоды ЗАДАНИЕ 2: в тетрадях заполните таблицу, поставив «+» или «-».

5 Проверьте себя! Признаки ароморфоза Мхи Папоротники Голосеменные Покрытосемен- ные Корень-+++ Стебель++++ Листья++++ Споры++— Семена—++ Цветки—+ Плоды—+

6 Поставь себе оценку Критерии оценивания Нет исправлений – оценка «5» 1 – 2 исправлений – оценка «4» 3 – 5 исправлений – оценка «3» 6 и больше исправлений – оценка «0»

7 Задание 3 Рассмотрите рисунки Ответьте на вопрос: К идиоадаптациям или ароморфозам можно отнести разнообразные по строению усики насекомых, ротовые органы насекомых, лапки насекомых? Почему вы так решили?

8 Типы усиков насекомых: 1-щетинковидный, 2-нитевидный, 3- четковидный, 5-гребневидный, 6-булавовидный, 7- головчатый, 8-веретеновидный, 9-пластинчатый, 10- коленчатый, 11-неправильный, 12-перистый, 13- щетинконосный.

9 Типы ротовых органов насекомых: 1- грызущий, 2-колюще-сосущий, 3-сосущий.

10 Тип конечности: 1. Бегательная (жужелица), 2. Прыгательная (саранча), 3. Копательная (медведки), 4. Плавательная (плавунец), 5. Хватательная (богомол), 6. Собирательная (медоносная пчела).

11 Ответьте на вопросы: 1. С чем связаны отличия в строении насекомых? 2. Приводят ли эти отличия к повышению уровня организации или являются частными приспособлениями к условиям обитания? Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых?.

Источник



Лабораторная работа по биологии № 7 (11 класс) по теме: ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых).
материал

Сударкина Наталья Александровна

Лабораторная работа по биологии № 7 (11 класс) по теме: ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых).

Скачать:

Вложение Размер
laboratornaya_rabota_no_7_po_biologii_11_klass.docx 14.69 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 7 по биологии (11 класс).

Тема: ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых).

Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.

Оборудование: гербарные материалы водорослей, мхов, папоротникообразных, цветковых растений, веточки сосны или ели, коллекции насекомых.

1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, папоротник, веточку сосны или ели, цветковое растение — назовите имеющиеся у них органы и заполни Таблицу 1. Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.

2.Рассмотрите насекомых разных отрядов (чешуекрылые, прямокрылые, двукрылые и др.), выявите в их строении черты сходства и различия и заполни Таблицу 2. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых .

Таблица 1. Ароморфозы растений

Корень, стебель, листья, споры.

Корень, стебель, листья, семена.

Корень, стебель, листья, цветки, семена.

Ароморфозы – это существенные эволюционные изменения, повышающие уровень организации организмов.

— разделение тела на стебель и листообразные пластинки;

— возникновение оплодотворения, не связанного с водой;

— возникновение семенных зачатков;

— появление шишки – видоизменённого побега;

— появление в цветках половых органов – мужских (антеридии) и женских (архегонии);

— появление способности к опылению насекомыми.

Вывод: эволюция растений от водорослей до покрытосеменных шла по направлению ароморфозов. В результате ароморфозов повышался уровень организации растений, образовывались новые классы растений, у растений появлялись значительные преимущества в борьбе за выживание и возможность перехода в другую среду обитания.

Источник

Лабораторная работа 3. Тема» Приспособленность организмов к среде обитания»
1) Определите среду обитания. 2)Выявите черты приспособленности выбранного организма к среде обитания. 3)На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения этих приспособлений. 4) рассмотрите растения принадлежащие к разным отделам. Выясните черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. (я выбрала животное лев)

Аврелий

В качестве примера можно взять полевого крота. Лев — довольно таки плохой пример, поскольку он не обладает выраженными, характерными и наглядными признаками приспособленности к среде своего обитания.

1) Среда обитания данного животного — почвенная.

2) Основные черты приспособленности организма к среде обитания: практически полностью редуцированный зрительный аппарат; должным образом развитый нюх; очень хорошо развитый слух; крупные, мускулистые передние конечности, приспособленные для копания; цилиндрическая форма тела; короткий волосяной покров.

3) Благодаря существованию в природе такого явления, как естественный отбор, произошло формирование и укрепление у данного животного именно данных признаков, поскольку именно они способствовали тому, что данный организм в своей среде обитания имел возможность наилучшим образом находить себе пару для размножения, передвигаться, находить пищу и ориентироваться в пространстве. В связи с тем, что организмы, которые не обладали данными признаками, с течением времени оставляли меньше потомства, все остальные, менее необходимые для выживания данного вида организмов, признаки постепенно исчезали. В конечном итоге это привело к тому, что мы знаем кротов такими, как они есть сейчас.

4) Для примера возьмём голосеменные и покрытосеменные растения. Мы видим, что с появлением у покрытосеменных растений истинных плодов, которые окружают семя, значительно увеличился их ареал распространения и обитания, поскольку их плоды являются лакомой пищей для многих животных. Они получили дополнительное преимущество и повысили выживаемость благодаря плодам, поскольку семя без запаса питательных веществ в виде плода имеет куда меньшие шансы на выживание и успешное прорастание.

Источник

Лабораторная работа №5 Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений

of your page —>
Тетрадь для лабораторных и практических работа по биологии 11 класс Повышенный уровень Хруцкая

1) Повторите основные понятия темы (см. § 33 учебного пособия, c. 141-144).

2) Установите, в чем заключается разница между понятиями «ароморфоз» и «алломорфоз»

3) Рассмотрите растения разных систематических групп и представителя зеленых водорослей. Найдите среди них мох, папоротник, голосеменные и покрытосеменные растения, зеленую водоросль. Сравните организмы разных систематических групп и выявите наиболее существенные признаки, отличающие представителей разных систематических групп друг от друга: мох — от водоросли; папоротник — от мха; голосеменное растение — от папоротника; покрытосеменное растение — от голосеменного. Результаты анализа занесите в таблицу. Как вы думаете, с чем связаны обнаруженные вами усложнения в строении организмов растений? Какие органы появились у растений каждой группы и какое эволюционное значение это имело?

4) Рассмотрите коллекцию плодов. Определите алломорфозы каждого растения и способы распространения семян. Данные наблюдений занесите в таблицу.

5) Сделайте вывод о значении ароморфозов и алломорфозов в эволюции растений.

Тема: Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений
Цель: научиться выявлять ароморфозы и алломорфозы у растений, устанавливать их значение в эволюционном процессе.

Оборудование: гербарные экземпляры растений разных систематических групп, их рисунки или фотографии; рисунки или фотографии зеленых водорослей; коллекция плодов.

Ход работы
1)

Биологический прогресс — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности организмов определенной систематической группы к окружающей среде.
Биологический регресс — направление эволюции, характеризующееся снижением приспособленности организмов определенной систематической группы к окружающей среде.
Арогенез — путь развития адаптаций, повышающих уровень организации особей и позволяющих им расширить среду обитания или перейти в новую среду.
Аллогенез — путь развития частных адаптаций, не изменяющих уровень организации особей и позволяющих им более полно заселить прежнюю среду обитания.
Катагенез — путь развития адаптаций, снижающих уровень организации особей и позволяющих им заселить более простую среду обитания.

2) Ароморфозы повышают уровень организации живых организмов, а алломорфозы способствуют более полному освоению среды.

3) Ароморфозы у растений

Формирование ароморфоза – очень длинный процесс, порой длящийся сотнями тысяч лет. Тем не менее его значение очень велико, ведь благодаря ему живые существа развиваются. Одним из важнейших ароморфозов в эволюции растений, пожалуй, является возникновение у них явления фотосинтеза. Также стоит отметить важный ароморфоз у растений,– появление первых споровых, риниофитов. Они были первыми растениями, тело которых было представлено побегом, а не талломом (как у подводных водорослей), по сути это были уже первые полноценные наземные растения нашей планеты. Благодаря им, атмосфера Земли пополнилась кислородом и стала пригодной для обитания и первых наземных животных. Далее перечислим другие не менее важные ароморфозы у высших растений, произошедшие за долгие миллионы лет эволюции:
• Появление семезачатков.
• Появление пыльцевых зерен и оплодотворение цветов пыльцой, переносимой пчелами, фруктовыми летучими мышами и другими животными и насекомыми.
• Появление нектара, служащего приманкой для насекомых, (этот ароморфоз тесно связан с предыдущим).
• Появление пестиков у цветов.

4) Приспособления плодов к распространению

Нет, не сказалось. Эти приспособления являются алломорфозами и служат для лучшего приспособления к среде обитания (увеличение вероятности распространения плодов).

5) Вывод: Ароморфоз — эволюционный скачок в развитии, который повышает уровень организации организма в целом и открывает новые возможности для приспособления к разным условиям существования. Например, возникновение цветка у покрытосеменных привело к опылению их пчелами — это большой качественный скачок эволюции, а алломорфоз-приспособление организмов к разным условиям существования. При этом уровень организации не меняется, например, разнообразие цветов покрытосеменных.

Источник

Лабораторная работа «Выявление ароморфозов»

Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.

Ход работы

1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, папоротник, веточку сосны или ели, цветковое растение — назовите имеющиеся у них органы и заполни Таблицу 1.

Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.

2.Рассмотрите насекомых разных отрядов (чешуекрылые, прямокрылые, двукрылые и др.), выявите в их строении черты сходства и различия и заполни Таблицу 2. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых .

Таблица 1. Ароморфозы растений

Ароморфозы – это существенные эволюционные изменения, повышающие уровень организации организмов.

— разделение тела на стебель и листообразные пластинки;

— возникновение оплодотворения, не связанного с водой;

— возникновение семенных зачатков;

— появление шишки – видоизменённого побега;

— появление в цветках половых органов – мужских (антеридии) и женских (архегонии);

— появление способности к опылению насекомыми.

Вывод: эволюция растений от водорослей до покрытосеменных шла по направлению ароморфозов. В результате ароморфозов повышался уровень организации растений, образовывались новые классы растений, у растений появлялись значительные преимущества в борьбе за выживание и возможность перехода в другую среду обитания.

Таблица 2. Идиоадаптации у насекомых

передняя пара хорошо развита, задняя пара — жужжальца

Лижуще-сосущий (муха), колюще-сосущий (комар).

чешуекрылые

Голова, грудь, брюшко.

2 пары крыльев, покрытых чешуйками

Сосущий (бабочка), грызущий (моль).

прямокрылые

Голова, грудь, брюшко.

передняя пара – надкрылья, задняя пара – широкие перепончатые крылья.

Идиоадаптации – это прогрессивные, но незначительные эволюционные изменения.

Идиоадаптации у насекомых проявляются в различном строении ротовых аппаратов. Появление большого разнообразия видов насекомых – следствие их эволюционного развития по пути идиоадаптаций.

Вывод: в результате идиоадаптаций насекомые приспосабливались к среде обитания, образовывались новые виды, рода, семейства, отряды внутри класса. Уровень организации организмов не изменялся.

Источник

Читайте:  Мужским репродуктивным органом цветкового растения является