Л Н Толстой великий писатель и охотник
Рассказы л н толстого о русской природе
Сказки по категориям
О Волшебных существах, Животных, Мальчиках и девочках, Иване, Царе, Принцах и принцессах, Природе
Новые оценки сказок
5 | Два брата |
5 | Дочь пастуха |
5 | Большая кошка из Довре |
4 | Хитрый Алдар-Косе |
5 | Ученик волшебника |
5 | Царь-удав |
5 | Царь Бача и муравьи |
5 | Братья Лю |
— это сайт детских народных и авторских сказок.
Источник
Лев Толстой детям о природе (статья)
Великий художник слова Лев Толстой был одним из самых оригинальных и смелых новаторов в педагогике; его яснополянская школа — одна из первых попыток в России творчески подойти к обучению крестьянских детей, не только дать им основы необходимых знаний, но и воспитать любовь к труду, людям, природе. Этим целям отвечает содержание «Азбуки» и «Русских книг для чтения».
Много сил отдал Л.Толстой рассказам о животных и растениях. Свой педагогический и писательский опыт он вложил в краткие очерки о законах живой и неживой природы, изучая то, как зависят от них труд и повседневный быт человека. «Описания» и «Рассуждения» Толстого (так сам писатель обозначил жанр ряда своих небольших познавательных очерков для юных читателей) положили начало русской научно-художественной литературе; они не менее ярки и увлекательны, чем рассказы.
Если Толстой брался писать о животных или растениях, то только о тех, которых хорошо знал; и чем ближе, тем глубже разрабатывался образ. Только о своем бульдоге Бульке он написал шесть небольших рассказов для детей, и в каждом раскрыта какая-то особая черта собачьего характера или поведения.
Мир животных и растений познавался писателем в труде, в котором, как известно, Л.Толстой видел главную радость и призвание человека.
«Человек — часть природы, к пониманию которой приходит через труд». Эта идея Толстого — ключ к его рассказам о природе. «Старый тополь» — рассказ о том, что продлить жизнь старому тополю можно только вырубив корни его отростков, очистив нижнюю часть ствола от них. Л.Толстой пишет, что жалко было смотреть, как разрубали под землей сочные коренья, позднее жалость к сильной молодой жизни подкрепляется сознанием сделанной ошибки: старый тополь «давно уже умирал и знал это, и передал свою жизнь в отростки. От этого они так скоро разрослись, а я хотел его облегчить — и побил всех его детей» (1 Л.Н.Толстой. «Круг чтения». — М.: Художественная литература, 1987. — С.17. Далее цитируется данный источник с указанием страниц).
В двух фразах так много сказано, что ими можно доступно и мудро объяснить детям философию жизни и смерти, законы смены поколений.
Xарактерно, что рассказчик — не просто наблюдатель, он активно действующее лицо: «мы вырубали», «надо было рубить, и я рубил». Все его действия определяются ясной практической целью.
То же и в рассказе «Лозина». Это биография организма, всей жизнью своей переплетающегося с интересами людей. Мужик « взял топор нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов кольями и воткнул в землю» (С.25). Сначала только часть посаженного, а потом и все погибло, но одна лозина выжила, с нее пчелы обирали поноску, под ней ребята собирались весной стеречь лошадей. Прожило около лозины не одно поколение, но вот ребята разожгли в дупле лозины огонь, и ей приходит поистине сказочный, балладный конец:
«Прилетел черный ворон, сел на нее и закричал:
— Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!» (С.27).
В циничном выкрике ворона — образное воплощение неумного равнодушия к природе. Фольклорный конец рассказа усиливает остроту нравственного воздействия, особенно на ребенка.
Мастерство этих притч Л.Толстого о жизни растений — в такте, с которым он приобщает читателей — деревенских детей к миру прекрасного.
Нередко в притчах завершающая фраза повторяет зачин, что усиливает впечатление от рассказанного. Так, «Черемуха» — рассказ о том, как жило и умерло дерево, о погубленной красоте; мужик, помогавший рассказчику срубать черемуху, так выражает свое отношение к убитой: «Эх! Штука-то важная! — сказал мужик. — Живо жалко!»
Рассказчик добавляет от себя: «А мне так было жалко, что я поскорее отошел к другим рабочим». (С.37).
Удивительному по непосредственности выражению жалости предшествует точное и зримое описание завершения рубки. «Мы налегли, и как будто заплакало — затрещало в средине, и дерево свалилось. Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на землю. Подрожали ветки и цветы после падения и остановились» (С.38).
Л.Толстой не сразу изображает гибель дерева, а подготавливает читателя к восприятию и оценке случившегося: «Всякую работу весело работать; весело и рубить. Весело наискось глубоко всадить топор, и потом напрямик подсечь подкошенное, и дальше, и дальше врубаться в дерево» (С.39). Веселость работы связана еще и с практическими деловыми соображениями: надо было рубить, чтобы не дать черемухе заглушить лещиновые кусты. Но в конце рассказа и автор, и читатель испытывают жалость к гибнущей красоте: «дерево задрожало листьями, и на нас закапало с него росой, и посыпались белые душистые лепестки
В рассказах о животных Л.Толстой учит ребенка любить их, достигая при этом редкостной полноты художественного изображения. «Летели над морем лебеди в теплые страны» («Лебедь»). Изображение вполне реалистичное: естественный отбор жесток, и стая продолжает путь, не обращая внимания на молодого ослабевшего лебедя, он опустился на воду и закрыл глаза. « Но природа полна гармонии. Море не дало погибнуть прекрасной птице. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его». Перед зарей отдохнувший лебедь приподнялся и полетел, пока еще «цепляя крыльями по воде» (С.45).
Отношения человека с миром животных у Л.Толстого сложнее и психологически богаче, чем с миром растений. Прекрасное в мире животных рисуется в богатстве высших форм жизни, в их разнообразии и сложности. Писатель приглашает и нас полюбоваться этой неоднозначностью, живописностью изображаемого.
Вот описывается русак, которому надо перейти через большую дорогу, чтобы попасть на гумно. Здесь нет описания в ожидаемом смысле — это живая картинка из жизни старой деревни. Идет обоз, у мужиков бороды, усы и ресницы были белые, «изо ртов и носов шел пар», а лошади были потные и «к поту пристал иней». Деревенская ночь изображена так проникновенно, что читателю-ребенку все видно и слышно, даже такие, казалось бы, не идущие к делу подробности, как рассказ одного старика в обозе другому о том, что у него украли лошадь.
Эти детали и привязывают образ зайца к месту действия. И плач ребенка, слышный в ночи, и потрескивание мороза в бревнах изб — все это неотделимо от деревенского быта, как и сам зверек. Залаяла собачонка от обоза и погнала его по сугробам. Добрался он до гумна — поиграл с товарищами, покопал снег, поел озими. Со зримой точностью описывается раннее зимнее утро: светилась заря на востоке, еще гуще морозный пар подымался над землею, звук стал слышнее: мужики громче разговаривали.
Все гармонично в описании, и сам русак в полном единстве с природой и людским бытом, и узнаем мы о нем под конец главное — вернувшись к старой норе, заяц выбрал местечко повыше, раскопал снег, «уложил на спине уши и заснул с открытыми глазами».
Близость природного мира и человека, родственные связи между ними — подлинное открытие Толстого в его рассказах для детей. Мастерски раскрывая эти связи, писатель предугадал и наметил тот путь, по которому пошли в дальнейшем многие художники слова, писавшие о природе.
Почему нас так трогает привязанность, даже любовь свирепого хищника льва к своей слабенькой сожительнице собачке («Лев и собачка»)? Л.Толстой, заимствовав из детской французской книжки приблизительную схему, воссоздал трогательную ситуацию, в которой лев ведет себя подобно человеку. Писатель убеждает нас в правдивости происходящего. Рассказ близок к притче.
Притчей, только на этот раз охотничьей, является «Сова и заяц»: старая и молодая совы поспорили между собой, можно ли изловить русака. Результат спора — заросшие раны от когтей, которые год спустя увидел охотник на спине убитого им зайца. Рассказанное, как и всегда у Л.Толстого, точно, многозначительно, зримо.
Трудный родительский подвиг орла, дважды в течение дня совершавшего далекий полет к морю, чтобы накормить рыбой своих птенцов, раскрывается перед читателями в рассказе «Орел». «Орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю», — так сказано о поведении мужественной птицы перед вторым полетом. Почему «громко закричал» орел? Не потому ли, что обещал что-то этим своим криком голодным птенцам? Л.Толстой не дает ответа, но именно крик птицы и составляет эмоциональную вершину в повествовании.
Рассказы Л.Толстого о животных и растениях вызывают в юных читателях целую гамму чувств — от интереса к удивительному и занимательному до волнения и сопереживания. В рассказах о природе, где научно-познавательное содержание облечено в форму художественного, эмоционального письма, использованы многие приемы и средства, позднее перешедшие в лучшие образцы русской научно-художественной литературы.
Источник
Л.Н.Толстой – великий писатель и охотник
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в Ясной Поляне (ныне Щекинского района) Тульской области.
Отец Л.Н.Толстого – граф Николай Ильич Толстой – был замечательным человеком. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года и вышел в отставку поручиком гвардии. «Он был человек прошлого века и имел. неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. Две главные страсти его в жизни были карты и женщины, он выиграл в продолжение своей жизни несколько миллионов и имел связи с бесчисленным числом женщин. »
Николай Ильич был удачлив, нравился всем без исключения, «знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения», «конек его был блестящие связи», «любил музыку, певал», играл на фортепьяно. Таковы воспоминания Л.Н.Толстого о своем отце (Повесть «Детство»). Но это не все. Николай Ильич был не просто охотником, а охотником, который удивлял грандиозностью своих охот всю Россию. В его имении была громадная псарня, где в основном содержались борзые и гончие собаки. Псарню обслуживали штатные дворовые люди во главе с доезжачим Туркой, который ездил на охоту «на голубой горбоносой лошади, в мохнатой шапке, с огромным рогом за плечами и ножом на поясе. По мрачной и свирепой наружности этого человека скорее можно было подумать, что он едет на смертный бой, чем на охоту». Вот таков был учитель у молодого Льва Николаевича в охотничьем деле.
«Вот послышались шаги папа на лестнице, выжлятник подогнал отрыскавших гончих, охотники с борзыми подозвали своих. Стремянной подвел лошадь к крыльцу, собаки своры папа бросились к нему. в бисерном ошейнике. весело выбежала Милка». Это выезд на охоту. Милка – любимая собака молодого Толстого.
Перед охотой и после охоты детей ждали деликатесы. На отдельной телеге был буфет. Там – мороженое, сладости, фрукты. И, конечно, чай. «Это был чай на чистом воздухе. пить чай в лесу на траве. считалось большим наслаждением».
А вот Лев Николаевич так описывает одну из охот с отцом: «Отозвалась в лесу первая гончая. Голос Турки громче и одушевленнее раздался по лесу; гончая взвизгивала, и голос ее слышался чаще и чаще, к нему присоединился другой, басистый голос, потом третий, четвертый. Голоса эти то замолкали, то перебивали друг друга. Звуки постепенно становились сильнее и непрерывнее и, наконец, слились в один звонкий, заливистый гул. Остров был голосистый, и гончие варили варом».
Отец доверяет мальчику – отправляет его с борзой на поляну, где есть заячий лаз. Лев сидит с Жираном и мечтает об удаче. «Вдруг Жиран завыл и рванулся с такой силой, что я чуть было не упал. На опушке леса перепрыгивал заяц. Кровь ударила мне в голову, и я все забыл. закричал что-то неистовым голосом, пустил собаку и бросился бежать. Из-за кустов показался Турка и, презрительно взглянув на меня, сказал только: «Эх, барин!» Мне было бы легче, ежели бы он меня, как зайца, повесил на седло».
Таким образом, Лев Николаевич еще в детстве получил хорошее охотничье образование.
Старший брат Льва Николаевича, Николай Николаевич, в этот период служил на Кавказе в станице Старогладковской, и Лев Николаевич в 1851 году отправился к нему. Что касается Николая Николаевича, то надо сказать, что он был хорошим офицером и заядлым охотником. Братья приобрели лошадей, собак и вволю охотились. В то время на Кавказе дичи было очень много. Николай Николаевич был не только влюблен в охоту, но он прекрасно писал об охоте. Ему суждена была недолгая жизнь – он умер от чахотки на 34-м году жизни.
Лев Николаевич провел на Кавказе два года. Он принимал участие в военных действиях против горцев (восстание Шамиля) сначала в качестве волонтера (добровольца), а потом – артиллерийского офицера.
За эти два года службы на Кавказе была написана повесть «Детство», опубликованная в журнале «Современник». Некрасов и Тургенев высоко оценили повесть и предугадали великое будущее Льва Николаевича как писателя.
В 1854 году Толстой переводится в Дунайскую армию, а с началом Крымской войны добровольно едет в Севастополь, где сражается на знаменитом четвертом бастионе.
Войны на Кавказе, в Крыму дали Льву Николаевичу огромный жизненный материал. К 1856 году были написаны «Набег«, «Рубка леса» и очерки о Севастополе.
В рассказе «Набег« главным героем показан капитан Хлопов. Это умный, честный, знающий свое дело офицер. Интересно высказывание Хлопова по вопросу о храбрости: «Храбрый тот, который ведет себя как следует». Неплохо бы некоторым нашим «храбрым» охотникам усвоить эту абсолютно справедливую истину.
Русское общество по достоинству оценило рассказы Толстого. Впервые война была изображена реально, как кровавая бойня, противная человеческой природе. Правда – вот главный девиз этих произведений. Этот девиз стал основным во всей дальнейшей творческой работе писателя.
В 1855 году Л.Толстой едет в Петербург. Здесь он сближается с сотрудниками журнала «Современник» – Некрасовым, Тургеневым, Гончаровым, Чернышевским. Начинаются годы творческих поисков, утверждение писательской позиции в среде профессионалов.
К 1863 году была закончена повесть «Казаки», где Толстой явно тяготеет к народной теме, воспевает чистых сердцем простых людей. Критерием правды социального поведения для Толстого становится природа и сознание человека, близкого природе, почти сливающегося с ней. В этот период Толстой отходит от «Современника». Он разочарован в светском и литературном кругах, неудовлетворен своим творчеством. Вызревает решение – оставить Петербург и обосноваться в деревне.
В рассказе «Охота пуще неволи» Лев Николаевич описывает случай, который произошел при охоте на медведя. Впечатление такое, что это произошло лично с ним: «Вскинул я ружье, выстрелил, – а уже он еще ближе. Вижу – не попал, пулю пронесло, а он. катит на меня. Приподнял он голову, прижал уши, осклабился и прямо ко мне. налетел на меня, сбил с ног в снег. слышу я – лежит на мне тяжелое. забирает он в пасть все лицо мое. Нос мой уже у него во рту, и чую я – жарко и кровью от него пахнет. Ну, думаю, – конец мой пришел.
Когда я поднялся, на снегу крови было, точно барана зарезали, и под глазами лохмотьями висело мясо, а сгоряча больно не было. Доктор зашил мне раны шелком, и через месяц они стали заживать».
В период с 1859 по 1862 год Л Толстой живет в Ясной Поляне, путешествует по Европе и России.
В 1862 году Лев Николаевич женится и ведет уединенную жизнь в своей усадьбе.
В годы крестьянской реформы Толстой выполняет обязанности мирового посредника и справедливо разрешает все тяжбы в пользу крестьян. В Ясной Поляне он открывает школу для крестьянских детей, глубоко изучает педагогическое дело в России и издает педагогический журнал «Ясная Поляна».
Охотничьи угодья в районе имения Ясная Поляна были богатыми. Лев Николаевич часто бывает на охоте со многими гостями-писателями. Он часто гостит у поэта Фета, где охотится вместе с ним и Тургеневым.
В 1865 году началась публикация романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Это было уникальным явлением в русской литературе. Писатель отвечает на стремление общества понять ход исторического развития, роли народа в решающие периоды истории. Война 1812 года изображена в романе как всенародная борьба с врагом. Русские подняли «дубину народной войны». которая «гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Главным героем в романе является сама жизнь, ее ход, радости и горе, победы и неудачи, рождение и смерть, любовь и ненависть, разочарование и успехи. В романе гениально описаны великолепные картины русской природы, охота великосветского общества в начале XIX века в поместье графа Ростова.
В охоте принимали участие шесть человек доезжачих и выжлятников, восемь борзятников, 54 гончих и более 40 борзых собак, а с «господскими сворами выехало в поле около 130 собак и 20 конных охотников».
«Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение».
Ростов стоял с Караем, «известным тем, что он в одиночку бирал матерого волка». Старый Ростов, «по старинной привычке, выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо». (Все по-нашему, только вот насчет бордо. )
Просмотрел граф волка. Ушел серый. Из кустов выскочил Данило. Увидел графа, «в глазах его сверкнула молния: «Ж. ! – крикнул он, грозясь арапником, – про. ли волка-то! Охотники!» Вот такую власть имел у графа его крепостной охотник. Возможно ли такое в наше время при охоте с высокопоставленными господами? Сомневаюсь.
Николай Ростов стоял на своем месте. «Несколько раз он обращался к богу с мольбой о том, чтобы волк вышел на него. «Ну, что тебе стоит, – говорил он богу, – сделать это для меня». Не правда ли, очень знакомо?
Волк вышел на него. «Это был старый зверь, с седой спиной и с наеденным красноватым брюхом.
– Улюлюлю, – шепотом проговорил Ростов. Карай встал, насторожив уши».
Николай скачет с собаками за волком. Милка догоняет его, но трусит, Любим хватает за гачи, но испуганно отпрыгивает. Волка догоняет Карай. «Караюшка! Отец. – плакал Николай». Карай мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину».
Когда Николай увидел волка, которого Карай держал за горло, то почувствовал, что это самая счастливая минута в его жизни.
Волк все же вырвался от Карая, но подскакал Данило и его «сострунили». «Когда его трогали, он, вздрагивая завязанными ногами, дико и вместе с тем просто смотрел на всех».
К 1876 году было закончено издание романа «Анна Каренина». В романе чувствуется тревога Толстого о том, что рушатся нравы, старина, ослабевают семейные узы, вырождается аристократия. В какой-то степени роман автобиографичен.
В произведении «Исповедь» Толстой делает вывод, что вся его жизнь, связанная с высшими слоями общества, построена на ложных основах. Думы о жизни и неизбежной смерти приводят к усилению религиозных настроений. Он выступает с протестом против государства и казенной церкви, против привилегий своего класса. Толстой призывает людей объединиться идеями любви и всепрощения (непротивление злу насилием), нравственного усовершенствования личности.
В 80-е годы Толстой не пишет. Он работает физически, пашет, рубит дрова, шьет сапоги. Отказывается от употребления мяса. Он недоволен тем, что близкие ему люди не следуют его примеру.
Но кризис был преодолен, и в свет выходят его новые повести «Смерть Ивана Ивановича», «Крейцерова соната» и «Дьявол». Все эти повести посвящены чувственной любви, борьбе с плотью. В последующий период были написаны драма «Власть тьмы», притчи «Много ли человеку земли нужно», «Чем люди живы», «Свечка». Возникает так называемое толстовское учение, главными распространителями которого являются Чертков, Горбунов-Посадов. Они активно участвуют в помощи крестьянам голодающих губерний, протестуют против репрессий и произвола самодержавия, обращаются непосредственно к императорам Александру III и Николаю II.
В 1899 году выходит роман «Воскресение». Это обличительный роман против самодержавной власти, церкви, суда, привилегий дворянства, земельной собственности, денег, тюрем, проституции. Критика церкви стала причиной отлучения Л.Н.Толстого от православной церкви. Это произошло в 1901 году.
Происходит неизбежный разрыв со своей средой. Рассматривается вопрос ухода из семьи, в которой «стыдно» жить. В период революции 1905 года Л.Н.Толстой выступает против смертной казни (статья «Не могу молчать»).
Последние годы жизни Льва Николаевича прошли в жестоких душевных страданиях, в бесконечных ссорах со своей женой С.А.Толстой. Фактически это была борьба за наследство. Жена боролась за будущее материальное благополучие детей и свое собственное.
Тяготясь бытом своей жизни, жизни помещика, 28 октября Л.Н.Толстой тайно ушел из Ясной Поляны, по дороге простудился и скончался на станции Астапово от воспаления легких 7 ноября 1910 года.
Источник
Лев Толстой Природа в его произведениях
МЕТЕЛЬ
В этом рассказе Л.Н.Толстой дал не только превосходное описание
зимней русской природы, но и превосходно изобразил состояние
и характер русского человека в экстремальных условиях.
Зима вечерняя в степи
в Земле Донского Войска
особых тайн всегда полна —
причин для беспокойства.
Не знаешь, что случится вдруг,
особенно, в дороге,
когда метель застанет здесь,
и ночь пройдёт в тревоге.
Фигуры мельниц в темноте
ещё виднелись сносно,
когда со станции одной
ямщик на тройке удалой
погнал её в дорогу, просто.
Поднялся ветер.
Снег сухой с земли, ещё не с неба,
холодной струйкой пробежал
под рукавом тулупа слева.
На темном небе, низко и черно
спустились грозно тучи.
Ни звёздочки не видно, ничего,
лишь ветер, снег, да эти тучи.
Стоим. Потеряна дорога.
На два шага не видно ничего.
Ямщик, мужик бывалый, но
и он тушуется в кромешной тьме,
по-моему, немного.
Волнуется, совета просит:
"Назад вернуться или продолжать. " —
и лишь, когда услышал колокольчик,
решил, что лучше ехать с ними, не стоять.
То почта, тройка, целых три,
курьерский колокольчик
уверенно звучит в метельной тьме,
промчались мимо нас. Извольте!
За ними мы, но вскоре след пропал
в мельтешной тьме из снега.
Нам встретился в ту ночь обоз.
У нас не ближняя дорога.
Он двигался, чернея,
ведомый сонным ямщиком,
лежал под пологом,
а лошади лениво
обоз тащили снежным прямиком.
Метель сильнее становилась.
С земли и с неба сыпал снег,
сухой и мелкий, проникал он
под шубу где-то снизу вверх.
Дорога потерялась где-то,
и мы кружили по степи,
но не одни,
обоз вновь показался впереди,
в нем также люди спали под рогожей,
и также лошадь осторожно
искала путь средь снежной белизны.
Дорога, холод усыпляли сознание.
Оно вдруг яркий свет увидело
и белую равнину,
далёкую и бледную луну,
что тучи разошлись
и в проблески меж ними
к земле неслись
косые
лучи и снег, холодные, слепые,
и небо застилали заодно.
Слышнее становилось завыванье ветра.
И в вихре воздуха росло
число снежинок,
мелких, колющих и льдистых,
как будто обозлившихся на что-то,
скорее без причины, скорее ни с чего.
Вновь тройка почтовая подлетела,
соединилась с нами, чтоб искать
дорогу, скрытую под снегом,
её найти, по ней скакать.
Ямщик дорогу ищет,
топая ногой,
и, кнутовище в снег втыкая,
ругается тихонько сам с собой,
метельную погоду проклиная.
Другие, ему советы подают,
он огрызается на них,
итак,
дорогу, не найдя, вслепую,
в путь отправляются,
за ними мы, держа свой шаг.
Мы долго ехали за ними
в пустыне белой, а метель,
по-прежнему, кружила, нас кружила,
в колеблющемся и холодном свете,
такая канитель!
Картина неизменна предо мною:
фигуры ямщиков,
их лошадей,
гнедых и пегих в постромках,
на дугах колокольцы,
дорога под копытами, полозьями саней,
но снега пелена всего видней.
Напрасно глаз чего-то ищет!
Нет ни столба, ни стога, ни забора,
Не видится живого огонька.
Везде всё бело, бело и подвижно,
как будто горизонт становится далёким,
то сжатым по бокам на два шага,
то вдруг высокая стена возникнет справа,
она бежит, вдруг исчезает,
то вырастает слева, то впереди бежит,
быстрее лошадей почтовых мчит.
Вверху покажется светло, всего минуту,
увидишь звёздочки, туман закроет их,
и только снег безустали несётся с неба
к тебе за воротник, в лицо
и часто, часто из-под копыт.
Метель. Картина чудотворна.
Белеет всё, мерещится вокруг,
и лошадиный бег неровный
склоняют седоков ко сну.
Сон. Снится лето, пруд, жара,
шиповник, куст колючий,
над ним жужжит пчела,
издалека я слышу бабий смех,
он звонкий и трескучий.
Прекрасно всё.
Великолепие кругом,
лишь надоедливые мухи
мешают, отгоняю их,
Иван, наш кучер,
бежит к пруду спасать кого-то,
за ним мужик бежит к пруду, кричит,
сбегается толпа,
за ней собаки с лаем,
бросают невод тащат из пруда
утопленника.
Меня толкают, просыпаюсь,
в другие сани к ямщикам сажусь
и вместе с ними отправляюсь
на неоконченный маршрут.
Метель сбивала с ног, когда садился.
Клонило в сон опять.
О нём не буду вспоминать
Да, он, пока писал, забылся.
Метель прошла.
Снег становился всё белее, ярче.
Глаза ломило, глядя на него.
Оранжевые полосы по небу
вверх поднимались высоко.
Круг солнца красный завиднелся,
его лучи сквозь сизых туч прошли,
лазурь стала блестяще и темнее,
след чёткий, ясный появился,
окрашен свет был в желтый цвет.
Станица. Тройка побежала.
Закончен долгий жутковатый путь.
Метель утихла. Утро наступало.
Морозный лёгкий воздух
хлынул в грудь.
19.04.2008 г.
Три смерти. Рассказ.
Л.Н.Толстой верный красоте природы,
показывает, что даже смерть не может остановить дыхание жизни
и её всепобеждающую силу, и прелесть, и пробуждение.
Пришла весна.
По улицам текли с навозом льдинки.
Журчали торопливые ручьи.
Народ в одежды яркие оделся,
и голоса ребят звучат, как те ручьи.
В садах набухли на деревьях почки,
раскачивались ветки на ветру,
везде лилась вода, и капли
стекали вниз, прозрачны и легки.
Воробушки нескладным хором
попискивали разом и вокруг.
Всё двигалось и радостно блестело
в лучах весны и поднимало дух.
Деревья и дома,
подгнившие заборы,
казалось, ожили весной
такой повсюду был настрой,
что радовало даже человека,
который умирал.
Он стар был и больной.
Холодный матовый покров утра.
Роса ещё не высохла под солнцем.
Ничто не шевелилось:
ни трава, ни лист на ветке дерева,
ни первый робкий лучик солнца.
Лишь звуки в чаще крыльев птиц
пытались тишину нарушить.
Лес пробуждался с пеньем их
и нехотя стал это пенье слушать.
Туман волнами продирался
через кусты, деревья от реки,
в лощине он переливался,
блестел на капельках росы
в лучах сверкающего солнца,
как зеркала разбитого куски.
На небе тучки разбегались,
И на синевшем своде оставались
лишь единицы их,
чтобы следить
за происками птиц,
которые усердно гомозились,
порхали тут и там,
над ветками стремглав носились,
и щебет их счастливым был:
пришло тепло с весною
и гнезда надо вить
и птичью жизнь беспечную продлить.
Но, как бы соблюдая тишину,
над мёртвым деревом склонили
живые ветки — голову свою.
О нем печалясь и тоскуя.
20.04.2008 г.
Лев Толстой
о природе в рассказе "Набег".
Рассказ "Набег".
На фоне красочной природы
Толстой оценивает сущность войн.
Его Кавказ, война, народ, природа
находятся в связи одной.
Набег начался до рассвета.
Лишь голуби вились над балкой и рекой.
Вдали виднелись очертанья гор
и пахло ранним утром лета.
Сверчки, стрекозы наполняли воздух звуком,
как будто колокольчики в ушах,
Туман, росистая трава,
на ней тёмно-зеленый след,
фазан, испуганно взлетевший вверх,
но солнца ещё нет.
И только камни, белеющие вдалеке,
жёлто-зеленый мох,
кусты карагача, кизила
и выпукло и ясно, обозначив,
говорили,
что начался восхода свет.
По мере общего движенья в горы
густая пыль из-под копыт и сотен ног,
поднявшись, заслоняя небо, говорила,
как бы набегу: «Стоп".
Жара и пыль солдат сморили.
Усталые они вступили
в ворота крепости, уже, когда
косые розовые лучи солнца
и облака образовали цепь
у снеговых вершин,
причудливо красиво,
о чём-то с ними говоря.
На отдых дали три часа.
В глубокий вечер, лишь тогда,
когда жар солнца, его блеск
сменил на небе месяц,
и неба синева стала темнеть,
а звёзды ярче засверкали,
отряд вновь выступил в поход,
туда, где будут слава и печали.
Казалось, небо рассердилось,
покрылось тучами. Они длинны,
их темно-серые цвета забили
белеющие облака вдали.
За ними скрылся месяц молодой,
укрывшись среди чёрных гор.
Он был испуган и дрожал,
бросая слабый свет на мрак
к подножью гор.
Сплошная черная стена
вставала пред отрядом,
(она враждующие силы разделяла)
и тишина,
в которой только звуки природа издавала
и дышала, своею силой, красотой.
Она, как будто, примиряла
враждующих людей
и их с собой.
Уместно здесь цитату привести Толстого:
"Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звёздным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственнейшим выражением красоты и добра".
Продолжим мысль, друзья!
Вошли в глубокое ущелье.
Приблизились к разлившейся реке.
На мрачном фоне вспыхивали и исчезали
какие-то огни.
Но вскоре оказалось, что это выстрелы.
Набег встречали пули.
Стрелял передовой пикет, казаки — отвечали.
Глубокий брод с теченьем сильным
отряд прошёл.На берегу
рассыпались казаки вдоль опушек:
бой начался в пыли, в дыму.
Он кончился с заходом солнца.
Оно за снеговым хребтом
последние лучи бросало,
с погибшими прощаясь заодно.
И горы скрылись за туманом.
Лиловый цвет его окутал их.
И обозначались вершины
в багровом свете может быть
ушедших лиц.
Так Лев Толстой описывал природу,
сверяя взгляд свой на войну:
рассвета ещё нет,
он наступил, за ним
от солнца жар, затем вечерняя прохлада,
ночь, тишина, их бой сменил
и солнечный закат, как эпилог набега,
его итоги подводил.
18.04.2008 г.
Источник
Маленькие рассказы
Сто восемьдесят лет прошло с тех пор, как была опубликована «Азбука» Льва Николаевича Толстого. Она стала для многих поколений русских детей первой книгой, по которой учатся грамоте.
В те давние времена ходить в школу мог не каждый ребёнок: школ для крестьянских детей было немного. И Лев Николаевич, уже будучи знаменитым писателем, решает устроить народную школу в своём имении Ясная Поляна. Писатель знал, что учёба пойдёт быстрее, если ребятам будет интересно. Работая над четырьмя сборниками, которые получили название «Русские книги для чтения», Толстой собирает пословицы, поговорки, сказки, басни, былины. Сам Лев Николаевич пишет рассказы о природе и труде, о дальних странах, о животных и самих ребятах – любопытных, любящих играть и помогать родителям. Язык этих книг прост и понятен.
В нашу книгу вошли далеко не все произведения, написанные и собранные Толстым для детей. Все они составили бы внушительный том, ведь в черновиках писателя сохранилось 629 произведений! Мы выбрали самые интересные, те, которые стали любимыми для многих читателей. Вы узнаете о преданной дружбе могучего льва и маленькой собачки, прочтёте о смелом Филипке, который преодолел все препятствия и добился своего – стал учиться в школе. Здесь вы найдёте и переложение басен древнегреческого писателя Эзопа, и русские народные сказки, и рассказы самого Льва Николаевича. Они познакомят вас с большим миром литературы, ключик к которому – умение читать.
Обратите внимание на иллюстрации! Мы объединили в эту книгу лучшие цветные рисунки таких мастеров оформления книги, как В. Лосин, Н. Устинов, Е. Рачёв, В. Бритвин и другие.
Читайте с удовольствием!
Рассказы из «Новой азбуки»
Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада.
Я нынче прочту по книге всю сказку, это мне не трудно.
Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка.
«Не сиди близко, птичка, кошки хитры».
Птица свила гнездо на кусте. Дети нашли гнездо и сняли на землю. Гляди, Вася, три птички! Наутро пришли дети, а гнездо уже было пусто. Жалко было.
Источник