КУРСОВАЯ Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой doc

Прогулка с интересом

МБОУ «Антоньевская СОШ структурное подразделение детский сад «Колосок»

«Прогулка с интересом»

Вид проекта: информационный

По количеству участников: групповой

Характер контактов: среди детей одной группы, воспитатели, родители

Сроки проведения: 23.09.19г. — 27.09.2019г.(краткосрочный)

Возраст детей: 2-4 года (разновозрастная группа),группа раннего развития и младшая группа

Автор проекта: Колтакова С.Г.,

воспитатель 1 кв. категории

Проект для группы раннего возраста и младшей группы

«Прогулка с интересом»

Автор — разработчик: Колтакова Светлана Геннадьевна воспитатель 1кв.категории, МБОУ «Антоньевская СОШ структурное подразделение детский сад «Колосок»

Тема: «Прогулка с интересом»

Срок реализации: 23.09.19г. — 27.09.2019г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Вид проекта: информационный, познавательный, детско — взрослый, групповой, краткосрочный.

Проблема: поверхностный интерес родителей к выбору места отдыха и прогулки с детьми, нежелание родителей проводить активный отдых с детьми на улице ежедневно.

Актуальность:Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности. Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания — след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного села? В этом — выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является — научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родное село и наш край прекрасен и интересен.

Цель: Обменяться информацией с родителями о лучших местах прогулок и отдыха с детьми в селе и заинтересовать родителей к их активным проведениям.

1. Способствовать формированию интереса у детей и родителей к прогулкам, к активному отдыху.

2. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

3. Воспитывать любовь к родному селу, умение видеть прекрасное, гордиться селом.

4. Дать знания детям о родном селе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям.

Этапы проекта:

1этап: Организационный.

1.Изучение литературы по теме: Памятка воспитателю по проведению экскурсии с детьми раннего возраста»; подбор стихотворений для прогулки;

2. Поиск информации в сети Интернет

3. Беседы о здоровье; режиме дня; закаливании; где с родителями гуляли дети по селу.

Источник



Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В “Концепции дошкольного воспитания” говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений за природными объектами. Чаще всего наблюдения мы организуем на прогулке. Наш детский сад расположен в зеленой зоне. Рядом есть лес, овраг. Есть возможность организовывать прогулки на луг и поле. Удобное расположение детского сада помогает нам охватить достаточно большое количество объектов природы. Познакомить детей не только с многообразием природных объектов, но и увидеть своими глазами особенности произрастания растений и места обитания тех или иных насекомых и некоторых животных и птиц.

Живое общение детей с природой помогает воспитывать у детей эстетические, патриотические, нравственные чувства. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Предлагаем вашему вниманию некоторые наблюдения, которые мы проводим весной в старшей группе:

“Наблюдение за весенними явлениями”.

Цель: Учить наблюдать характерные явления природы весной, устанавливать простейшие связи между ними, воспитывать способность замечать красоту природы, воспитывать любознательность.

Вопросы к детям:

Назовите признаки наступления весны.
Заметно ли прибавился день? Как мы это можем определить?
Почему идет дождь, а не снег?
Как влияет солнце на изменения в природе весной?

Загадки:
“Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе”. (Туча.)
“Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются” (Дождь.)

“Наблюдения за деревьями”.

Цель: Уточнить представления детей, что весной пробуждаются растения, набухают почки на деревьях, кустарниках. Формировать знания о постепенном нарастании весенних явлений; учить различать деревья и кустарники по веткам и почкам.

(Предложить детям рассмотреть ветки деревьев.)

Вопросы к детям:

Чем покрыты почки ивы?
Какой цвет у сережек ольхи, на что они похожи?
Чем отличаются ветки тополя и березы?
Как расположены почки березы на ветке, как тополя?
Как выглядит ветка сирени?

Прочитать стихотворение: “Весна”. (А.Фет)

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла теплом.

Цель: Учить детей различать и правильно называть раннецветущие растения, выделяя их характерные признаки, учить сравнивать растения, находить сходства и различия.

Показать детям ветреницу, медуницу и калужницу.
Предложить детям описать эти цветы.
Предложить найти сходства и различия цветов.
Дидактическая игра: “Узнай по описанию”.

“Наблюдение за луговыми цветами”.

Цель: Познакомить детей с цветами луга, учить различать их по внешнему виду, окраске. Закреплять навыки бережного отношения к природе, умение любоваться красотой природы.

Вопросы к детям:

Какие цветы растут на лугу?
Из каких частей состоит растение? (Определить окраску, форму.)
Какие цветы закрываются на ночь?
Можно ли срывать растения?

Описание внешнего вида сопровождается чтением стихотворений:

“Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня темно – голубые” (А. Толстой)

“Ромашка похожа на солнышко:
Лепестки – лучи, солнце – доннышко” (Воробьева)

“Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится в беленькое платьице.
легкое, воздушное,
Ветерку послушное”. (Л.Квитко)

“Рассматривание луговых растений”.

Цель: Закрепить знания детей о названиях луговых растений и умение их различать. (иван-чай, кипрей, мышиный горошек, ромашка). Подвести к выводу о том, что на лугу растут светолюбивые растения. Учить описывать растения, выделяя их характерные признаки. (характер стебля – высоту, толщину, поверхность; форму и расположение листьев; цвет и форму цветка, его запах). Развивать умение сравнивать.

Вопросы к детям:

Где растут иван-чай, кипрей, ромашка, мышиный горошек?
Почему они не растут в лесу?
Как о них можно сказать одним словом? (Эти растения – светолюбивые.)
Как отличить растения по листьям? (Выделить цвет, форму и величину листьев.)
Какой формы цветки у данных растений?
Одинаково ли у них число лепестков?
Отличаются ли цветы по запаху?

Читайте:  22 снимка показывающие как природа залечивает раны нанесенные человечеством

Дидактическая игра: “Узнай по запаху”.

Цель: Уточнить представления детей о разнообразии окраски и формы листьев у деревьев, расположения веток. Развивать внимание, любознательность, воспитывать бережное отношение к природе.

Рассмотреть последовательно тополь, дуб и березу.

Вопросы к детям:

Какие деревья растут в нашей местности?
У какого дерева ветки растут вверх? (Тополь.)
У какого дерева ветки растут в стороны? (Дуб.)
У какого дерева ветки опущены вниз? (Береза.)

Дидактическая игра: “С какого дерева лист?”

“Рассматривание веток ели и сосны”.

Цель: Закрепить умение детей различать ель и сосну по веткам, стволу. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные вечнозеленые деревья.

Предложить девочкам подойти к сосне, а мальчикам подойти к ели. Попросить объяснить свой выбор.

Вопросы к детям:

Как расположены ветки у ели?
Как растут у сосны?
Как растет хвоя у ели, у сосны?
Чем она отличается?
Чем отличаются шишки?

Обратить внимание детей на различия коры. Предложить им потрогать ствол сосны и ели. У какого дерева ствол теплый? (У сосны.)

“Наблюдение за грачами”.

Цель: Закрепить представления детей о том, что весной грачи первыми возвращаются их теплых краев; уточнить представления о внешнем виде грача; уметь отличать его от других птиц. Поддерживать радостное настроение от прилета птиц.

Загадать детям загадку: “Черный, проворный, кричит “кра-к”, червякам – враг”. (Грач.)

Вопросы к детям:

Когда прилетают грачи?
Почему они возвращаются на Родину?
Как грачи ведут себя у гнезд?
По каким особенностям внешнего вида можно отличить грача от вороны? Галки? Сороки?
Как кричит грач?

“Наблюдения в парке”.

Цель: показать изменения, происшедшие в парке в связи с наступлением тепла. Учить детей видеть причины этих изменений, вызвать радостное настроение от восприятия весенней природы.

Прочитать детям стихотворение:

“Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна”.
(Е. Карганова).

Вопросы к детям:

Чем весной покрылась земля?
Какие цветы расцвели первыми?
На каких деревьях раньше всего появились листья?
Как светит солнце?
Какое небо весной?

“Наблюдение за ящерицей”.

Цель: сформировать у детей представление о ящерице, учить видеть особенности ее внешнего вида. (Серая с черным узором по бокам, небольшого размера, с удлиненным телом; голова маленькая, шея подвижная, ноги короткие, тонкие; гибкий хвост, который в случае опасности может легко отломиться). Формировать представления об особенностях поведения (быстро бегает, юркая, питается насекомыми, ягодами, плодами). Рассказать детям о связи между условиями и образом жизни ящерицы в природе и условиями, необходимыми в террариуме. Воспитывать уважение и бережное отношение к природе.

Вопросы к детям:

Какие особенности внешнего вида ящерицы вы знаете?
Как передвигается ящерица?
Чем она питается?
Как ведет себя, увидев опасность?

Источник

Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой

Цель: исследовать процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести практические исследования по ознакомлению с природой детей дошкольного возраста посредством экскурсий.
База исследования:
Методологические принципы: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой, как фактор всестороннего развития .
Воспитательно-образовательные задачи при ознакомлении детей с природой…………………………………………………………………….5
1.2. Экскурсия как один из методов ознакомления детей с природой………8
1.3. Значение и виды экскурсий. Содержание и структура. ………………….9
1.4.Подготовка детей к проведению экскурсии……………………………….13
Глава 2.Методика организации и проведения экскурсий
2.1.Методические рекомендации к проведению летних экскурсий………………………………………………………………………17
2.2. Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий на примере МДОУСКВ № 31 «Медвежонок» г. Нижневартовска…………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой..doc

Продолжаем определять уровень экологической воспитанности дошкольников. С помощью несложных заданий, вопросов, тестов выявляем их знания о потребностях живых существ и способах удовлетворения этих потребностей, о среде обитания.

1. «Что было сначала, что будет потом? »

Следующие вопросы: Каким было растение до того, как на нем появились цветы? С чего начиналось растение? Что будет после цветов? Вырастут ли на следующий год на участке цветущие растения? Что нужно для этого сделать?

2. «Собираем семена садовых цветов».

Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Обращаем внимание детей на то, что цветок один, семян много. Значит, на будущий год можно вырастить много цветущих растений.

3. «Где же растут садовые растения?»

Целевая прогулка за пределы детского сада (в соседнюю школу или детский сад, в парк, сквер и др.). Рассматривание цветов, любование их красотой, определение названий.

4. «Что и как ест хомяк?»

Знакомим детей с набором кормов для хомяка, выяснить, как он ест, какую еду предпочитает. Обращаем внимание детей на то, как зверек берет еду лапками, как грызет овощи зубами, какую принимает позу, как берет еду из кормушки.

5. «Хомяк – чистоплотный зверек».

Учим детей замечать, как хомяк ухаживает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно пользуется туалетом, какие при этом совершает действия.

6. «Как узнать ель?»

Рассмотреть ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев.

7. «Какие у ели иголки?»

Проводим наблюдение, чтобы дети увидели, что все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно – зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотронуться.

Наблюдаем такие свойства снега: белый, холодный, падает снежинками, которые тают на теплой руке – становятся капельками воды.

9. «Замораживаем воду».

Показываем детям, что жидкая вода на морозе меняет свое состояние – превращается в твердый лед (а не в снег); из подкрашенной воды можно сделать красивые цветные льдинки, чтобы украсить ими участок, елку.

10. «Какие птицы прилетают на кормушку».

Учим детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.

11. «Когда птицы бывают заметны?»

Знакомим детей с явлением затаивания птиц, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда они летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.

Читайте:  Культура и религия Тропической Африки

Непременным условием успешного усвоения дошкольниками знаний о росте и развитии растений является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями, умением различать, наблюдать, трудовыми умениями. В этом огромную роль играют экскурсии.Недостаточно дать знания о том, какие растения есть в лесу, в поле, на лугу; необходимо научить детей различать, узнавать наиболее распространенные из них по характерным признакам.

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование:

    • навыков наблюдения и наблюдательности как таковой
    • сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.)
    • мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности)
    • воображения и творческих способностей.

    Эффективность и качество экскурсий зависят от ряда факторов, и, прежде всего от того, опираются ли воспитание и обучение на возрастные особенности детей. Здесь важное значение имеет представление педагога о том, какими уже знаниями и умениями владеют дети в разных возрастных группах, поскольку от этого зависит своеобразие содержания и организации работы в этих группах.

    Список литературы

      1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» – М., 1991 г.
      2. Вересов Н., «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников», // «Дошкольное воспитание», 1995 г.
      3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» – М.: «Просвещение», 1973
      4. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»., Москва, «Просвещение», 1978 г.
      5. Горизенко Е.В. «Природа и люди» – М., 1976 г.
      6. 6. «Дошкольная педагогика» / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина – М., 1986 г.
      7. 7. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» – М., 1981 г.
      8. 8. Егоренков Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» – М., 2000 г.
      9. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 1995 г., т. 1,2.
      10. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1983, 207 с.
      11. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М., 1972
      12. Лихачев Б.Т. «Экология личности», // «Педагогика», №2, 1993 г.
      13. Лучич М.В. «Детям о природе» – М., 1973 г.
      14. Лучич М.В. «Прогулки с детьми в природу» – М., 1969 г.
      15. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.
      16. Николаева С.Н. «Формирование начал экологической культуры», // «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7.
      17. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа», // «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7.
      18. Саморукова П.Г. «Как знакомить дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1983 г.
      19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянская школа, 1972.
      20. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. – Алма-Ата: Мектеп, 1989 г.
      21. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе. // Начальная школа. – 1986, №8
      22. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1981 г.
      23. Ушинекий К.Д. Собр. соч. М, – Л., 1949, т. 5.
      24. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988 г.
      25. Чей же клюв лучше?/ Виктор Смолянинов // В мире животных. – 2003. – №3. – С. 34
      26. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» – М., 2001 г.
      27. «Экологическое и эстетическое воспитание детей» / Под редакцией Л.П. Песко – М., 1984 г.
      28. Ядешко В.И., Сахина В.А. «Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение», 1978 г.

    Экскурсия в осенний парк (старшая группа)

    1. Конкретизировать представление об осенних изменениях в природе.

    2. Уметь видеть изменения продолжительности дня; распускание листьев на деревьях; появление семян, плодов, начало листопада.

    3. Закреплять умение подбирать слова – признаки: дерево (большое, красивое, яркое, разноцветное, осеннее).

    4. Формировать понимание слова осень – богатая, щедрая, добрая, запасливая.

    5. Воспитывать в ребенке умение видеть красоту осени, любоваться ее великолепным нарядом.

    6. Видеть зависимость состояния природы от продолжительности дня (светового).

    7. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам, соотносить их с художественным образом.

    8. Воспитывать эстетическое чувство.

    9. Обогащать словарный запас детей по данной теме. Формировать связанную диалоговую речь.

    Экскурсия в парк в середине осени:

    1. Ежедневные наблюдения за изменениями в природе;

    2. Чтение книг «Осень» Н. Калинина, «Кто как одет» Э. Шим, «Полянка в лесу» М. Пришвин, «Готовятся к зиме» А. Бианки;

    3. Рассматривание картины «Золотая осень»;

    4. Заучивание стихотворений.

    В группу входит взрослый, одетый в костюм осени. Здоровается: «Я осень золотая, в гости к вам пришла и подарков много вам я принесла. Приглашаю вас в парк, полюбоваться на яркий, разноцветный наряд природы. Я вам принесла волшебный сундучок, в который вы будете складывать дары осени, которые найдете на прогулке».

    — Спасибо тебе Осень за твой сундучок и приглашение. Мы сейчас же с ребятами отправимся в парк. А тебя Осень мы приглашаем подольше погостить у нас.

    Дети все вместе говорят:

    Осень, осень, гости недель восемь,

    С громами сильными,

    С дождями с ливнями,

    Льется дождик с неба

    Больше будет хлеба.

    Осень: – Ну, спасибо дети, а сейчас я отправлюсь в другой детский сад, чтобы всех ребят пригласить в осенний парк.

    Дети идут по дорожкам парка. Останавливаются там, где лучше просматриваются все деревья.

    — Ребята посмотрите, как красиво вокруг, все деревья словно нарядились к празднику. Почему? (Наступила золотая осень). Вот мы и пришли в гости к осени.

    Как хорошо в гостях у осени

    Среди березок золотых.

    Подольше б золото не сбросили

    Стал бы лес багрян и тих.

    По чаще б солнышко усталое

    Гостило б в золотом лесу.

    Чтоб защитить от ветра малого

    Лесную позднюю красу.

    Летом в начале сентября деревья еще зеленые. Теперь березки, клены окрасились в желтый цвет. Осины – красные. Между ними елочки зеленеют. Давайте обратим внимание на то, что каждое дерево окрашено по разному. Как вы думаете ребята, почему листья на деревьях меняют свою окраску? (Потому, что солнце мало греет. Дни стали короче)

    Утром, когда вы встаете в детский сад еще темно, вечером тоже рано темнеет. Растения получают мало света.

    А в листьях всегда есть желтая краска и зеленая. Только летом, когда листья получают много света, они зеленого цвета. Осенью, когда солнечного света становится меньше, листья теряют зеленую окраску и получают желтый, оранжевый или красный цвет.

    А теперь найдите листья самой разной окраски и расскажите, какие они. (Лист красный, желтый, зеленый, красивый, нарядный, яркий, разноцветный, золотой).

    Как называется время года, когда начинается листопад? (Осень)

    Листья золотые падают, летят,

    Листья золотые устилают сад.

    Много на дорожках листьев золотых

    Мы букет хороший сделаем из них.

    Мы букет поставим посреди стола,

    Осень золотая в гости к нам пришла.

    Ребята давайте сложим красивые, разноцветные осенние листочки в сундучок. Это первый подарок осени, который мы нашли.

    — Дети, отгадайте загадку.

    Красные кораллы. (Рябина)

    Рассмотрите ее. Листочки у рябины ажурные, расположенные попарно. Так и кажется, что кто-то набросил на рябину сплетенное кружево. Но вот порывистый, осенний ветер скоро сорвет все листочки с рябины. Останутся только ягоды. Долго будут гореть они как костер. Потом прилетят птицы, чтобы полакомиться ягодами рябины.

    Вот какой подарок осени – плоды рябины. Они очень красивы и полезны. В них много витаминов. Давайте положим в наш сундучок немного ягод рябины и листьев.

    — Послушайте стихотворение, которое поможет нам отыскать, еще один подарок осени.

    Дуб дождя и ветра

    Вовсе не боится

    Кто сказал, что дубу

    Ведь до поздней осени

    Он стоит зеленый

    Значит дуб выносливый,

    Посмотрите, осень также раскрасила дуб, листья его пожелтели. Листья у дуба большие, по краю извилистые, их не с чем не спутаешь. Осенью на дубе созревают плоды. Как они называются?

    В этот гладкий коробок

    Спрятан маленький дубок

    Будущего лета. (Желудь)

    Игра «Кто больше соберет желудей»

    — Кто из животных любит лакомиться желудями? (Кабаны). Давайте положим в наш сундучок подарок осени (желудь).

    — Осень дарит много плодов и семян, которыми кормятся зимой птицы, животные. Также ветер разносит семена, и где семя упадет, там вырастет новое дерево.

    Источник

    Конспект занятия-прогулки с детьми подготовительной группы «Какие они, цветущие растения?»

    Учить детей находить первые приметы осени (заканчивается цветение растений, поспели семена, определять необходимость того или иного труда по уходу за растениями.

    Уточнить представление об однолетних и многолетних растениях. Продолжать учить в процессе наблюдения и беседы делать выводы и умозаключения.

    Развивать познавательный интерес.

    Рассматривание фотографий, открыток «Садовые цветы», чтение стихов о цветах. Чтение художественной литературы (Н. Усова «Лепестки: Новеллы о цветах»Тула: Приокское книжное издательство 1984 г, Н. Ф. Осипов «Занимательная ботаническая энциклопедия».Москва. : Педагогика –Пресс, 1998; М. В. Лучич «Детям о природе».Москва: Просвещение, 1989г.

    Ход ПРОГУЛКИ

    Дети выходят на улицу.

    Воспитатель. Дети, посмотрите на наш цветник. Вспомните названия этих цветов. (Гвоздика, цинния, пион, календула, ирис, мак, нарцисс, флоксы).

    Как выглядел цветник летом? (Он был пёстрым, ярким, красочным).

    Осенние цветы…

    Бордовый, желтый, красный…

    Осенние букеты по-своему прекрасны.

    И бархатцы ручьём

    Вдоль узеньких тропинок…

    Последние цветы согрели душу светом

    Природной доброты. Благодарю за это.

    Осенние цветы – души очарованье,

    В них – радость и печаль,

    И осени дыханье.

    (Ольга Волкова)

    Скажите, как изменился наш цветник с наступлением осени?

    (Цветущих растений стало меньше, чем летом. Они очень красивы. На них приятно смотреть, наслаждаться их ароматом).

    Как называются растения, которые ещё цветут? (Бархатцы, циннии, рудбекия, флоксы, хризантемы).

    Рассмотрите растения. Вспомните, как называются части растений?

    растений есть корни, стебли, листья, цветы).

    Для чего растению цветок? (Цветок – это орган размножения растений).

    Вспомните строение цветка и найдите его составные части (лепестки, венчик, тычинки, пестик).

    Вы знаете, цветки бывают одиночные и в форме соцветий. Назовите одиночные цветки. (Одиночные – это циннии, календула, рудбекия, бархатцы, ирис).

    Соцветия состоят из группы мелких цветков, расположенных на одной цветоножке. Назовите цветы, у которых соцветие простой зонтик.

    (Флоксы, гвоздика).

    Вспомните, как мы ухаживали за цветником летом? Что мы делали? Скажите, что необходимо растениям для роста? (Свет, тепло, влага, хорошая почва, воздух).

    Что произошло с растениями после того, как они отцвели? (Цветы завяли, их лепестки облетели. На месте цветов образовались семена).

    Как вы думаете, почему некоторые растения называют однолетними, а другие многолетними? (Дети высказывают предположения. Воспитатель обобщает ответы детей). Растения, которые цветут один год, называются однолетними. Назовите однолетние растения. (К ним относятся космея, календула, цинния, бархатцы).

    Какие многолетние растения вы знаете? (Пионы, нарциссы, флоксы, ландыши).

    После того, как они отцветают, их корни не погибают. Чтобы корни многолетних растений не замерзли зимой, их утепляют. Как их можно утеплить? (Укрыть листьями).

    Ребята, давайте сравним бархатцы и циннии. Какие это растения? Какие они по высоте? Какого цвета их цветки, листья? Какой листок у циннии, какой лист у бархатцев? Какой формы цветы у этих растений? Потрогайте, погладьте цветы. Что вы чувствуете, прикасаясь к ним? Понюхайте цветы бархатцев, циннии. Что можно сказать об их аромате? Какой он?

    Дидактическая игра «Найди по описанию». Ведущий (сначала воспитатель, а затем ребёнок)описывает растение, дети находят его в цветнике.

    Много цветов выращивают в наших садах. Но учёные утверждают: когда-то русская земля была очень бедна садовыми растениями. Спасибо путешественникам! Они, исследуя новые земли, находили там неизвестные на Руси растения с красивыми цветами и привозили их домой. Все знают гвоздику, фиалку, мак. А ведь они переселились к нам из теплых стран Средиземноморья. Африка подарила нашим садам гладиолус и герань. Эти «иностранцы» прижились на наших клумбах. А чтобы цветник радовал нас и на следующий год своей красотой, давайте соберём семена цветов. Брать можно только серые коробочки с семенами, т. к. они уже созрели. Возьмите вёдра и соберите созревшие семена. (Дети собирают семена).

    Восп. Ребята, давайте поиграем в игру «Садовник».

    Участники игры садятся в ряд. Каждый выбирает себе имя (название любого цветка). Считалкой выбираются ведущий и «садовник». Ведущий называет «садовнику» имена цветов, выбранных игроками. «Садовник»говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме… (Называет любой цветок.). Тот, кто назвался этим цветком, убегает. «Садовник» догоняет. Если догонит, то убегающий занимает его место.

    Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» Издательский дом «Карапуз». Москва 2001г.

    М. В. Лучич «Детям о природе».Москва: «Просвещение» 1989г.

    Проект «Мы — помощники. Что мы умеем?» Цель: помочь ребенку освоить первые представления и соответствующий словарь о конкретных видах хозяйствено-бытового труда, направленных.

    Привитие первоначальных умений по выращиванию овощей на примере посева и выращивания редиски у детей ср. дошк. возраста.Привитие первоначальных умений по выращиванию овощей на примере посева и выращивания редиски у детей ср. дошк. возраста. Цель: Уточнить представление детей о том, что овощи выращивают из семян; Учить различать семена редиса от семян других овощей (семена.

    Источник