Культурологическая концепция А Тойнби

Культурологическая концепция А. Тойнби

Типологизация цивилизаций в теории А. Тойнби, их локальность, пути возникновения, стадии жизненного пути. Культурологическая концепция автора: «Вызов и Ответ» — движущая пружина в развитии культуры. Стимулы, влияющие на успешный генезис цивилизации.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.01.2014
Размер файла 25,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Культурологическая концепция А. Тойнби

1. Культура и цивилизация в работах А. Тойнби

2. Проблема типологизации цивилизаций

3. Проблема локальности в культурологии А. Тойнби

4. Проблема динамики культуры в понимании А. Тойнби

5. Концепция А. Тойнби: «Вызов и Ответ» — движущая пружина в развитии культуры

Арнольд Джозеф Тойнби (Toynbee) (1889-1975) — английский историк, социолог, философ культуры, дипломат и общественный деятель, создавший один из наиболее оригинальных вариантов концепции локальных цивилизаций. Идеи А. Тойнби стали продолжением идей, которые высказывались до него Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером и другими исследователями.

Если «ранний» Тойнби (10-е гг.) видел в национальном государстве основную единицу всемирной истории, а «средний» (20-40-е гг.) искал таковую в локальных цивилизациях, то «поздний» (50-70-е гг.) движется от изучения высших религий к всеохватывающему, «экуменическому» видению развития человечества. Именно это отличает его от Шпенглера, полагавшего, что существование человечества — «пустой звук». Для Тойнби совершенно неприемлем натурализм автора «Заката Европы», его вывод о тотальной разобщенности и непроницаемости культур друг для друга. Построения Тойнби базируются на учении Юнга о «коллективном бессознательном», а также на «философии жизни» Бергсона. «Ядро» мировоззрения Тойнби — религиозный взгляд на универсум, претерпевший эволюцию от христианства к мистическому пантеизму «эксхристианского» толка.

Концепция А. Тойнби была изложена им в двенадцатитомном труде «Исследование истории», который писался им на протяжении более 25 лет (1934-1961г.г.) Свою работу ученый посвятил обозрению всемирной истории, которое он выстраивает на основе представления о самозамкнутых, отдельных образованиях-цивилизациях. Истинными объектами истории, утверждает Тойнби, являются общества, цивилизации.

Основные проблемы культурологической концепции А. Тойнби

Перед тем как начать говорить о теории Тойнби, следует сказать несколько слов о его методике исследования. В отличие от О. Шпенглера, который использовал априорный метод исследования, Арнольд Тойнби применяет эмпирический метод. Любое понятие, вводимое им, не дается a priori, а возникает с необходимостью из множества подобранных примеров. Многие сущности, вводимые Тойнби, не имеют четких формулировок, а становятся понятными лишь после изучения большого количества исторических примеров. Такой стиль изложения мыслей имеет как свои достоинства, так и недостатки. С одной стороны, большой фактический материал является хорошим подкреплением постулатов теории Тойнби. С другой стороны, нечеткость формулировок допускает неоднозначность интерпретации и зачастую затрудняет понимание некоторых положений его теории.

цивилизация культура тойнби

1. Культура и цивилизация в работах А.Тойнби

Прежде чем говорить о теории циклов цивилизаций, необходимо понять, что же Тойнби подразумевает под понятием «цивилизация». Согласно Тойнби, цивилизация представляет собой общность людей, которые проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни. Тойнби сравнивает цивилизацию с биологическим видом, который имеет собственную среду обитания. В этом отношении концепция Тойнби не оригинальна, она продолжает идеи Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Другими словами цивилизация — это та среда, в которой живет человек, среда его обитания и творческой деятельности. А что такое культура? Культура это то, что создано руками человека, это основная часть цивилизации. Она изменяется, как цивилизация и развивается по тем же законам, что и цивилизация. Из этого можно сделать вывод, что в своей концепции Арнольд Тойнби как бы объединяет два этих понятия. Изучая в своей работе цивилизацию, он изучает культуру.

2. Проблема типологизации цивилизаций

Истинными объектами истории, по утверждению А. Тойнби, являются общества, цивилизации. В отличие от своих предшественников он выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле, Впрочем, по ходу своих исследований А. Тойнби сокращает это число до тринадцати. А в настоящее время их осталось пять, не считая две реликтовые:

— западная христианская цивилизация;

— православная христианская цивилизация;

Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга. Такая точка зрения в корне противоречит точке зрения О. Шпенглера, согласно которой цивилизации являются замкнутыми в себе сущностями, не способными понять друг друга и не проистекающими одна из другой.

Тем не менее, А. Тойнби также не приемлет и концепцию «единства цивилизации», объясняя ее, как и О. Шпенглер, гипертрофированным чувством евроцентризма современных историков: «Во-первых западные историки считают, что в настоящее время унификация мира на экономической основе Запада более или менее завершена, а значит, как они полагают, завершается унификация и по другим направлениям. Во-вторых, они путают унификацию с единством, преувеличивая таким образом, роль ситуации, исторически сложившейся совсем недавно и не позволяющей пока говорить о создании единой Цивилизации, тем более отождествлять ее с западным обществом».

3. Проблема локальности в культурологии А. Тойнби

Арнольд Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации он отличал тем, что они оказали заметное влияние на другие цивилизации и ход мировой истории в целом. К ним относятся шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, христианская, исламская и некоторые другие.

Локальными цивилизациями А.Тойнби называл те, которые характеризуются замкнутостью в национальных рамках. К ним он относил русскую, немецкую, американскую и другие цивилизации.

В отличие от своих предшественников, Арнольд Тойнби не отрицал существования мировой цивилизации. В ней он видел не предпосылку, а результат мировой истории. А. Тойнби считал, что спасение всех цивилизаций состоит в единении, которое возможно лишь на основании мировой религии. Такая религия должна возникнуть как результат объединения существующих мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Таким образом, хотя А.Тойнби и считал цивилизации замкнутыми образованиями, цель мировой истории он видел в создании единой мировой культуры.

4. Проблема динамики культуры в понимании А. Тойнби

Каков же жизненный цикл цивилизаций в концепции Тойнби? Предопределены ли сроки их жизни или ничто не запрещает развиваться цивилизации сколь угодно долго? Вот как отвечает Тойнби на эти вопросы. Каждая цивилизация проходит на своем жизненном пути следующие стадии: Стадия зарождения — генезис. Цивилизация может возникнуть либо в результате мутации примитивного общества либо на развалинах «материнской» цивилизации. За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, которая, как правило (но не обязательно!) сменяется стадией распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство).

Согласно А. Тойнби в этом жизненном цикле нет той фатальной предопределенности развития, которая присутствует в цикле цивилизации О. Шпенглера. Если у Шпенглера цивилизация — это живой организм, который с необходимостью растет, созревает, увядает и, наконец, умирает, то Тойнби отходит от трактовки цивилизации, как некой неделимой сущности, считая что «общество не является и не может быть ничем иным, кроме как посредником, с помощью которого отдельные люди взаимодействуют между собой. Личности, а не общества создают человеческую историю». Поэтому развитие цивилизации зависит от состояния и способностей людей отвечать на негативные события в среде их существования.

Переход от одной стадии к другой, таким образом, закономерен, но далеко не всегда развитие идет по пути, исключающему альтернативы. Следовательно, А. Тойнби отвергает судьбу в вопросах развития цивилизации, считая, что последнее слово всегда остается за человеком. Он пишет: «Надломы цивилизаций не могут быть результатом повторяющихся или поступательных действий сил, находящихся вне человеческого контроля». Если все индивидуумы в обществе смогут преодолеть надлом в душе, то и общество в целом сможет выбраться из стадии надлома. Цивилизация сохраняется и выживает только в том случае, если она способна отвечать на вызовы внешней среды.

5. Концепция А. Тойнби: «Вызов и Ответ» — движущая пружина в развитии культуры

Выделив основные стадии развития цивилизации, необходимо ответить на вопрос: что заставляет примитивное общество, жившее стационарно на протяжении многих тысяч лет, однажды проснуться и начать непрерывное поступательное движение; есть ли что-либо единое, стоящее за всеми стадиями развития цивилизаций? В поисках этого первопринципа Тойнби приходит к концепции Вызова и Ответа. Не найдя детерминированных, «неодушевленных» причин зарождения и развития цивилизаций, Тойнби вводит через миф об искушении твари Божьей Дьяволом и последующем преображении искушаемого через творение Господне противоречие в качестве основного движущего механизма истории: Дьявол бросает Богу «Вызов», но своими подрывными действиями он лишь обнаруживает слабые стороны божественного творения, тем самым, побуждая Бога к «Ответу», т.е. новому творчеству. «…Дьявол обречен на проигрыш. Зная, что Господь не отвергнет… предложенного пари, Дьявол не ведает, что Бог молчаливо и терпеливо ждет, что предложение будет сделано. Получив возможность уничтожить одного из избранников Бога, Дьявол в своем ликовании не замечает, что он тем самым дает Богу возможность совершить акт нового творения. Таким образом божественная цель достигается с помощью Дьявола, но без его ведома».

Читайте:  Рисованная природа как рисовать

Однако какова же роль самого человека, являющегося предметом спора Бога и Дьявола? Отвечая на вопрос, А. Тойнби склоняется к тому, что челоек и есть то самое существо, которое несет в себе и «божественное» творческое начало, и «дьявольское» стремление к разрушению. «Известна концепция, согласно которой объект спора между Богом и Дьяволом есть воплощение Бога. Это центральная тема Нового завета. Концепция, согласно которой, предмет спора — человек, одновременно является воплощением Дьявола, менее распространена, но возможно, не менее глубока. Остается признать эту роль «Дьявола-Бога», совмещающего в себе часть и целое, арену и состязающегося, ибо часть пьесы, где происходит собственно спор между силами Ада и Рая, — лишь пролог, тогда как само содержание пьесы — земные страсти человека».

Если отвлечься от образного стиля изложения, то концепция Арнольда Тойнби дает ключ к пониманию творческой природы и возможной альтернативности культурно-исторического процесса. Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом всегда возможны различные варианты развития, ибо возможны разные Ответы на один и тот же Вызов.

Ответом на вызов может быть либо рост — «переход в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры» состояние, либо смерть, проигрыш. Выйдя на новую ступень, система вновь выводится из равновесия и так далее до тех пор, пока на очередной вызов не после последует адекватного ответа. Вызовы могут быть как внешними (стимулы, необходимые для генезиса цивилизации) так и внутренними (творческий порыв гения, развитие науки). Причем системе требуется лишь первоначальное наличие внешних стимулов, которые затем по мере развития системы превращаются во внутренние вызовы. Именно такое динамическое, прогрессирующее противоречие и является залогом развития цивилизации и индивидуумов, ее составляющих.

Как уже говорилось выше, некоторые из вызовов могут получать достойные ответы, в то время как другие могут остаться и без ответа. Если суровость вызова будет усиливаться до бесконечности, гарантируется ли тем самым бесконечное увеличение энергии, вложенной в ответ на бросаемый вызов? Тойнби отвечает на этот вопрос вполне логично: наиболее стимулирующее воздействие оказывает вызов средней силы. Слабый вызов не может заставить систему перейти на качественно новый уровень, в то время как чрезмерно сильный вызов может просто-напросто ее разрушить.

Как же выглядит концепция «Вызова и Ответа» в применении к цивилизации и к анализу ее развития? Кому предназначается вызов — обществу в целом, либо каждому человеку в отдельности? Как уже упоминалось, система Тойнби антропоцентрична в том смысле, что в ней обществу отводится место поля действия, а не носителя созидательной силы. Поэтому и вызовы предназначаются, прежде всего, людям. Здесь Тойнби стоит на позиции французского философа Анри Бергсона: «Мы не верим в «бессознательный» фактор Истории, так называемые «великие подземные течения мысли», на которые так часто ссылаются, возможно, лишь потому, что большие массы людей оказались увлеченными кем-то одним, личностью, выдвинутой из общего числа. Не нужно повторять, что социальный прогресс обусловливается, прежде всего, духовной средой общества. Скачок совершается тогда, когда общество решается на эксперимент; это означает, что общество или поддалось убеждению, или было протрясено кем-то, но именно кем-то». Однако большинство членов общества инертно и пассивно и неспособно дать достойный ответ на удары судьбы. Чтобы общество смогло ответить на вызов, в нем необходимо наличие Личностей, сверхлюдей. Именно они способны дать ответ, именно они способны повести за собой всех остальных. Кто они — эти сверхлюди? Тойнби указывает, что ими могут быть как отдельные люди (Иисус, Мухаммед, Будда) так и социальные группы (английские нонконформисты). В любом случае общество раскалывается на две взаимодействующие части: на творческое, несущее в себе потенциал меньшинство и основную инертную массу. Каким же образом способность творческого меньшинства дать ответ на вызов превращается в ответ всего общества? По утверждению Бергсона, «требуется двойное усилие. Прежде всего со стороны отдельных личностей, нацеленных на новаторский путь, и наряду с этим — всех остальных, готовых воспринять эту новацию и приспособиться к ней. Цивилизованным можно назвать лишь то общество, в котором эти встречные усилия слились воедино. В сущности, второе условие более трудно для исполнения. Наличие в обществе творческой личности — фактор необходимый и достаточный для зарождения процесса. Однако для ответного движения нужны определенные условия, при которых творческая личность может увлечь за собой остальных». Каков механизм взаимодействия творческого меньшинства и пассивного большинства? Тойнби назвал этот механизм «мимесис» — социальное подражание. Мимесис появляется у человека задолго до вступления общества в фазу развития. Его можно видеть и в обществах с примитивным укладом и в развитых цивилизациях. Однако действие мимесиса в этих двух случаях прямо противоположно: если в примитивных обществах мимесис, выражаясь в обычаях и подражании старейшинам, направлен в прошлое и является гарантом стабильности общества, то при вступлении общества на путь цивилизации мимесис в основном направлен на творческое меньшинство, являясь таким образом связующим звеном между активными и пассивными его членами. Следовательно, для успешного ответа на вызов необходимо наличие в обществе следующих факторов:

— в обществе должны присутствовать люди, способные понять вызов и дать на него ответ;

— большинство должно быть готово к принятию данного ответа, то есть, грубо говоря, «созреть» для ответа. В дальнейшем будет показано, как концепция «Вызов и Ответ» и взаимодействие «Меньшинство-Большинство» проявляют себя на каждой из стадий развития цивилизации.

Источник



ТЕОРИЯ «ВЫЗОВА-ОТВЕТА» А.ТОЙНБИ

Детерминизм – философское учение о причинной взаимосвязи и обусловленности, причинности всех явлений. Географический детерминизм усматривает причину явлений в географических условиях жизни людей. Подобные идеи были ещё в философии Аристотеля. В 20 веке некоторые идеи географического детерминизма нашли своё выражение в культурологии, хотя и в смягчённом варианте в теории Тойнби.

Арнольд Тойнби (1889-1975) английский историк, он 30 лет работал над трудом «Постижение истории» (в 12 томах) (1939-1961), который посвящён философскому рассмотрению исторического процесса, осмыслению развития человечества через процесс постоянно сменяющих друг друга цивилизаций. А.Тойнби употреблял термин «цивилизация» в качестве синонима термину «культура».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ А.ТОЙНБИ:

1. Не существует единой цивилизации человечества. Всемирная история — совокупность историй самостоятельных локальных цивилизаций, сосуществующих рядом друг с другом. Границы локальных цивилизаций как во времени, так и в пространстве превосходят границы национальных государств (цивилизации могут включать в себя некоторое множество государств). Цивилизации уникальны, относительно самостоятельны, но полностью не изолированы друг от друга. Могут иметь связи на подобие «сыновне-отеческих» и образовывать цепочки цивилизаций. А могут быть никак не связаны ни с предшествующими, ни с последующими (например, египетская).

2. В истории существовала 21 цивилизация (а включая цивилизации-спутники и застывшие цивилизации, — их 37). Все цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнут и уступают место другим. В 20 веке существуют 7 цивилизаций: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская (в основу деления он положил религию).

3. Цивилизации появились лишь несколько тысяч лет назад. Всю предшествующую историю люди жили в обществах доцивилизационного типа – примитивных (малочисленные племена и с небольшими территориями). Их на было – около 650. Возникновение цивилизаций – это результаткомбинации двух условий:

Читайте:  Взаимодействие природы и человека с ноосферой

1) наличие среды обитания не слишком благоприятной, но и не слишком враждебной для человека. Хорошие условия не стимулируют к развитию и творчеству, а в суровых враждебных условиях люди полностью тратят силы только на выживание,

2) наличия в обществе «творческого меньшинства» (одарённые люди разных видов деятельности: политики, полководцы, ученые, религиозные деятели и др.).

4. Рождения и динамику цивилизаций Тойнби объясняет действием механизма «Вызова-Ответа». Вызов – это резкое ухудшение условий существования, на которое общество, чтобы выжить, должно дать Ответ, т.е. найти выход из сложной ситуации. Вызовы побуждает общество к совершенствованию, а нахождение адекватного ответа означает его подъем на более высокую ступень развития (прогресс). Отсутствие такого Ответа приводит к кризису, ставит под угрозу существование общества. А отсутствие Вызовов означает отсутствие стимулов к развитию (стагнация, т.е. застой). История любой цивилизации – это последовательность актов Вызова и Ответа. Таким образом, в отличие от Данилевского и Шпенглера цивилизации у Тойнби развиваются не по биологическим, а по социальным законам.

5.Вызовы могут бытьприродного или социального происхождения.

Природные: климатические сдвиги, наводнения, заболачивания, иссушение земель и др. вызывают различные ответы общества (переселение, строительство ирригационных сооружений, поливное земледелие). (Пример: первые Вызовы природного характера брошены долинами рек: Нила, Тигра, Евфрата, Инда…Там возникают первые цивилизации, которые получили название «речные»)

Вызовы социальной (человеческой) среды:

— «стимул удара» – неожиданное внезапное нападение врагов,

— «стимул давления» — непрерывно длительное внешнее давление (например, длительное давление кочевников Великой Степи сыграло стимулирующую роль в развитии православно-христианской Руси);

— стимул социального ущемления – это рабство, бедность, классовое неравенство, национальная или религиозная дискриминация.

Рассматривая социальные вызовы, Тойнби затрагивает и проблемы межкультурного взаимодействия между цивилизациями.

6.Дать ответ на вызов способны не многие выдающиеся личности. Общество цивилизаций делится на две части: творческое меньшинство и инертное большинство. Творческое меньшинство находит ответы на вызовы. Но успешный ответ возможен только если творческое меньшинство смогло убедить последовать за собой инертное большинство. Масса должна быть готова воспринимать идеи творческого меньшинства, подражать ему (добровольное подражание – мимесис). Движется вперед лишь то общество, в котором есть единение этих двух сил.

7.На один и тот же Вызов могут быть даны разные ответы, а значит, возможны разные варианты развития, т.е. культуры народов будут разными. Ход истории зависит от деятельности людей, насколько они разумны и активны. Тойнби верит в возможность будущего объединения всех людей в общечеловеческие цивилизации на основе создания единой мировой религии. Тойнби – религиозный философ и видит цель существования цивилизаций в создании все более развитых форм религии, создавая религии, человек ищет ответ на главный вызов истории – вызов Бога: «быть человеком».

Источник

Концепция культуры А. Тойнби

А. Тойнби (1889-1975) свое понимание культуры изложил в труде "Исследование истории" (1934-1961). В русском переводе и издании он назван "Постижение истории". Автор более склонен к термину "цивилизация культуры", хотя проводимый им анализ имеет культурологическое содержание.

Начало, содержание и завершение истории человечества он объясняет библейски. Но с момента грехопадения человек отчуждается от Бога и создает свою историю и культуру. Следуя идеям Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера, он представляет исторический процесс сменой локальных цивилизаций.

Единой мировой истории и планетарной цивилизации не существует. Цивилизация (или культура) — это устойчивая общность людей, объединенная духовными традициями и географическими рамками. Каждая цивилизация имеет свои законы, механизм функционирования и существует примерно шесть тысяч лет. Основными показателями возникновения и существования цивилизаций он считает:

а) наличие вселенской церкви;

б) степень удаленности цивилизации от первоначального центра возникновения религии.

Тойнби насчитывает по данным критериям 21 цивилизацию. Сегодня существует только пять: западно-христианская, православно-христианская, исламская, индуистская и дальневосточная. Сохранились также две реликтовые (из прошлого) цивилизации: монофизитские христиане и ламаистское общество.

Основное внимание Тойнби сосредоточил на механизме возникновения и функционирования цивилизаций, обеспечения их локальности, отграниченности друг от друга. Подлинный механизм возникновения и развития цивилизации состоит, по Тойнби, во взаимодействии природных, а также социальных вызовов и ответов на них правящей верхушки (элиты) общества. При этом все общество он делит на две части: правящее творческое меньшинство и нетворческое большинство. Большинство подражает элите на основе свободного мимесиса, и цивилизация развивается. Вызовы природы человеку, как правило, негативные.

Все цивилизации он делит на три группы. Первичные цивилизации возникают из примитивных обществ на основе природных вызовов; вторичные формируются из первичных цивилизаций в результате ответов на природные и исторические вызовы. Третичные вырастают при помощи церкви из вторичных цивилизаций.

Тойнби отмечал непродолжительность периода жизни людей на стадии цивилизаций. Если возраст человечества, как он считал, составляет примерно 300 тыс. лет, то период цивилизованного общества составляет около 2% от этого срока, то есть менее 6 тыс. лет. Цивилизации возникают, развиваются и гибнут по общим причинам и законам.

3. Культура и цивилизация: соотношение понятий.

3.1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»

Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы социологических и культурологических знаний.

Истоки слова «цивилизация» восходят к античным временам, культуре Древней Греции и Древнего Рима. Основным типом политической системы в античности была самоуправляемая община свободных граждан, город-государство, которое греки называли «полис», а римляне – «цивитас». Понятие «цивитас» связывалось у римлян с представлениями о благоустроенной жизни свободного государства, фундаментом которого являются разумные и справедливые законы, установленные мудрыми людьми.

Само латинское существительное civitas означает «гражданство, гражданское общество, государство, город». И вполне естественно, что с точки зрения римлян образцом «цивитас» был сам Рим. За пределами Римского государства простирался мир варваров и восточных царей-деспотов.

Само же понятие «цивилизация» появляется в XVIII в., в эпоху Просвещения и несет на себе отпечаток культуры и мировоззрения этой эпохи. Идеалами ее были разумность, научность, гражданственность, справедливость, которые должны были стать основами общественной и частной жизни людей. Деятели Просвещения полагали, что всему этому противостоит темный мир варварства, невежества, предрассудков, религиозного фанатизма. Именно как противоположность этому миру и была выдвинута концепция цивилизации.

Вся история понятия «цивилизация» теснейшим образом связана с историей понятия «культура». Последние два столетия эти понятия в большинстве случаев выступают как синонимы, однозначные термины. Так же, как и «культура», «цивилизация» означает небиологические формы действительности человека, систему явлений, выделяющую человека из природы, совокупность вещей и идей, искусственно созданных человеком.

Кроме того, понятие «цивилизация» (как и понятие «культура» в некоторых случаях) указывает на ту или иную форму исторической жизни людей, ограниченную пространственными рамками или границами какой-либо эпохи («восточная цивилизация», «европейская цивилизация», «античная цивилизация» и т. д.).

Одно из значений понятия «цивилизация» – это уровень, ступень общественного и культурного развития. С такой точки зрения в истории человечества выделяются «доцивилизованный» этап и эпоха цивилизаций. Впрочем, они не только следуют друг за другом, но могут и существовать одновременно в лице цивилизованных и нецивилизованных (диких, примитивных) народов. Американский антрополог Л.Г. Морган в XIX в. выделил в качестве периодов эволюции общества и культуры дикость, варварство и цивилизацию. На первом этапе этой эволюции люди жили за счет присвоения готовых продуктов природы (охоты, рыбной ловли, собирательства), на втором появляются земледелие и скотоводство, а на третьем – ремесло, торговля, государство. Периодизация Моргана давно признана устаревшей, но понимание цивилизации как ступени исторического развития сохраняется.

«Цивилизация» также может истолковываться в смысле совокупности достижений материальной и духовной культуры неких живых существ или наделенных интеллектом существ, не обязательно людей. Например, сторонники уфологии (науки, изучающей неопознанные летающие объекты) говорят о «внеземных цивилизациях», писатели-фантасты – о «цивилизации роботов», «цивилизации насекомых» и т. п.

3.2. Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация»

Важнейшее место в современном культурологическим знании занимают понятия «культура» и «цивилизация». Оба эти термина тесно связаны как по происхождению, так и по основным значениям.

Тем не менее между этими понятиями имеются существенные различия по смыслу, по употреблению в тех или иных случаях в различных контекстах.

В связи с тем, что термины «культура» и «цивилизация» необычайно многозначны, рассмотреть все возможные их смысловые сходства и различия не представляется возможным. Выделим лишь основные из них.

И «культура», и «цивилизация» могут в одинаковой степени означать общее отличие человека от природы, человеческого общества от естественной среды.

Читайте:  Где можно столкнуться с канцерогенами

Оба понятия могут употребляться как антонимы (слова, имеющие противоположное значение) понятий «дикость», «варварство», «невежество» и т. п.

Как «культура», так и «цивилизация» применяются для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории культуры, имеющих конкретную географическую привязку форм культуры.

«Античная культура» и «античная цивилизация», «азиатская культура» и «азиатская цивилизация», а также другие аналогичные выражения означают одно и то же, если только автор специально не проводит между ними различия.

Оба слова могут указывать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по законам природы к культурному состоянию или цивилизованному состоянию. Однако, как правило, культура мыслится как нечто, возникшее раньше, чем цивилизация.

Например, почти всегда говорят о «первобытной культуре», но не о «первобытной цивилизации», хотя иногда, крайне редко, можно встретить и подобное выражение. Однако широко используется термин «цивилизации Древнего Востока», применяемый к древним культурам Египта, Междуречья, Индии, Китая и др. Различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация», оттенки их смысла во многом связаны с их происхождением. Поскольку понятие «культура» происходит (если оставить в стороне его первоначальное значение «земледелие») из сферы религии (почитания богов), педагогики и философии (образование, воспитание, обучение), оно чаще применяется к явлениям т. н. «духовной культуры»: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали.

Источник

Теория «Вызова-Ответа» А. Тойнби

Детерминизм(от лат. determinare – определять)– философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и причинной взаимообусловленности явлений объективной действительности.Нет явлений без причины. Географический детерминизм усматривает причину явлений в географических условиях жизни людей.

В XX веке некоторые идеи географического детерминизма нашли своё выражение в культурологии, хотя и в смягчённом варианте в теории «Вызова-Ответа» Арнольда Тойнби.

Арнольд Тойнби (1889-1975) английский историк, он 30 лет работал над трудом «Постижение истории» (в 12 томах) (1934-1955), который посвящён философскому рассмотрению исторического процесса, осмыслению развития человечества через процесс постоянно сменяющих друг друга цивилизаций. Тойнби употреблял термин «цивилизация» в качестве синонима термину «культура».

Единой цивилизации человечества как таковой нет. Всемирная история, по Тойнби, представляет собой совокупность историй самостоятельных цивилизаций, которые сосуществуют рядом друг с другом и которые проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнут и уступают место другим.Цивилизация, считает Тойнби, это целостное историческое образование, являющееся «социальным атомом» — основной единицей истории. Тойнби описывает все исторически существовавшие цивилизации. В начале своего труда он указывает на 21 цивилизацию, потом увеличивает их число до 37. Большинство из перечисленных цивилизаций в настоящее время уже мертвы. Ныне существующих цивилизаций 7: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская.

Каждая локальная цивилизация представляет собой замкнутый и независимый от других мир, т.е. цивилизации обладают относительной самостоятельностью, но полностью не изолированы друг от друга. Каждая цивилизация обладает только ей присущими чертами и характеристиками и не напоминает по своим признакам другие цивилизации. Некоторые из цивилизаций никак не связаны ни с предшествующими, ни с последующими им во времени (например, египетская). Другие же благодаря существованию «сыновне-отеческих» связей образуют цепочки родственных цивилизаций. Например, минойская (на о. Крит) – эллинская – западная; или минойская – эллинская – православная. Цепочек длиной более чем в три поколения в истории Тойнби не обнаружил.

«Вызов-Ответ» —это теория, которая, по мнению Тойнби, объясняет рождение цивилизаций, их рост и причины гибели. Причина генезиса цивилизаций кроется не в единственном факторе, а в комбинации нескольких. Не все народы способны к культурному развитию, считает А.Тойнби, в частности к переходу к цивилизации, как высшей форме культурного развития. Это возможно тогда когда в наличии есть 2 условия:

1-е условие: относительно неблагоприятные природные условия: условия, которые не очень хороши и не очень плохи (враждебны). Хорошие условия не стимулируют к развитию и творчеству, а в суровых враждебных условиях люди полностью тратят силы только на выживание. Чтобы общество вышло из статического состояния, оно должно получить стимул к изменению, таким стимулом может быть только резкое ухудшение условий его жизни, когда общество оказывается под угрозой. Ухудшение – это Вызов– постановка задачи, которую нужно решить.

2-е условие: наличие творческого меньшинства в данном народе. Творческое меньшинство – это дрожжи в котле человечества, творческие люди дают импульс к росту цивилизации. Найденное творческим меньшинством решение есть Ответ на Вызов. А.Тойнби разделяет общество на две части: творческое меньшинство и инертное большинство, которое следует за творческим меньшинством, подражая ему. А.Тойнби называет это подражание — мимесис.

История любой цивилизации представляет собою цепочку «Вызовов-и-Ответов». Отсутствие Вызовов означает отсутствие стимулов к развитию. Всякий Вызов побуждает общество к совершенствованию, а нахождение адекватного ответа означает его подъем. Неспособность творческого меньшинства найти адекватный Ответ на Вызов приводит к кризису общества и ставит под угрозу его существование. На один и тот же Вызов могут быть даны разные ответы, а значит, возможны разные варианты развития, т.е. культуры народов будут разными.

Первые Вызовы брошены долинами рек Тигра, Евфрата, Нила, Инда, именно там возникли первые цивилизации (шумерская, египетская, индская), которые ещё называются «речными цивилизациями».

Наряду с природными вызовами, существуют также вызовы человеческой среды. Тойнби выделяет три стимула, которые бросает общество. 1) Стимул удара – неожиданное внезапное нападение врагов, например, когда греческие города объединились и отразили нападение царя Ксеркса, за этой победой последовал расцвет культуры в Афинах и других греческих городах. 2) Стимул давления — непрерывно длительное внешнее давление; например, длительное давление кочевников Великой Степи сыграло стимулирующую роль в развитии православно-христианской Руси. 3) Стимул социального ущемления – это рабство, бедность, классовое неравенство, национальная или религиозная дискриминация. Тойнби писал, что социальная группа, слой, класс, в чём-либо ущемлённые собственными ли действиями, действиями других людей, либо волей случая, утратив нечто жизненно важное, направляют свою энергию на выработку свойства, возмещающего потерю, в чём, как правило, достигают немалых успехов. Так лоза, подрезанная ножом садовника, отвечает бурным ростом новых побегов.

А.Тойнби убеждён, что ход истории зависит от деятельности людей, насколько они разумны и активны. Он верит в возможность будущего объединения всех людей в общечеловеческие цивилизации, и эти идеи не устарели и в XXI веке.

Источник

Теория вызова природы тойнби

Арнольд Тойнби

АРНОЛЬД ТОЙНБИ (1889 — 1975) — английский историк и социолог. Основной труд — книга «Постижение истории». 12 томов.(1 том вышел в 1934, последний — в 1961). Выдвинул концепцию круговорота «локальных цивилизаций». Тойнби насчитывал 21 цивилизацию, из которых в живых осталось только 7. Локальные цивилизации проходят в своем развитии несколько последовательных стадий:

  • возникновение или генезис;
  • рост;
  • надлом;
  • гибель.

Наличие этих стадий он считал критерием выделения цивилизаций.

Развитие цивилизаций, считал Тойнби, определяется законом «вызова и ответа». Поэтому часто его концепцию называют концепцией «вызова и ответа». Суть концепции:

  • Цивилизации зарождаются под действием природной среды.
  • Среда постоянно бросает обществу «ВЫЗОВ» (это могут быть природные катаклизмы, угроза внешнего завоевания, разлад собственного существования и прочее).
  • Общество должно на этот вызов отвечать. Согласно закону «золотой середины» вызов должен быть ни слишком слабым, ни слишком суровым. В первом случае не будет адекватного ответа, переход к новому типу хозяйствования; создание ирригационных систем; формирование мощных властных структур; создание новой религии, науки, техники.

Т.е. вызов побуждает общество& к развитию. Поступательное движение цивилизаций осуществляется от вызова через ответ к дальнейшему вызову. «ОТВЕТ» осуществляет так называемое «Творческое меньшинство» (это — пророки, философы, ученые, политики). «Вызовы» и «ответы» в жизни общества непрерывно чередуются. Каждый их них служит энергетическим толчком к развитию.

Вывод Тойнби — гибель цивилизаций возможна, но не неизбежна.

Идеи Тойнби перекликаются с концепцией российского исследователя Льва Гумелева (1912 -1993).

  • Субъектом исторического развития является ЭТНОС. Возникновение и развитие этноса продолжается 1500 лет. За это время этнос проходит различные стадии, включая стадию пассионарного подъема и конечного упадка.
  • Главными субъектами обновления общества являются пассионарии — люди, обладающие высокой энергией, готовностью ради своих целей пожертвовать всем. Движущей силой для них является жажда власти, тщеславие, жадность, первенство над людьми.

По мнению Гумелева, энергетическую силу эти люди получают из космоса. Иногда воздействие космоса столь сильно, что появляются целые популяции пассионариев. Такие моменты обычно связаны в истории с революциями, войнами, политическими и этническими конфликтами, религиозными распрями.

Источник