Культура и религия Тропической Африки

Боги Тропической Африки

Жаль, что мы лишены возможности остановиться на пикантных подробностях, которыми мифологическое творчество народов этого культурного ареала награждает различные божественные существа. Ограничимся хотя бы описанием внешности Фаро: этот двуполый водяной — полуальбинос, половина его тела медного цвета. Его любимое место жительства — река Нигер. Некоторым посвященным людям он является в фантастическом образе, напоминающем ламантина, с пышными волосами, как у белой женщины, с двумя плавниками вместо ушей и с перепончатыми руками и хвостом. Ест он кашу из проса и томаты, поливает блюда свежей кровью. В соответствии со своей внешностью Фаро — властелин меди и требует, чтобы в жертву ему приносили альбиносов. За это он посылает дождь, обеспечивает урожай, покровительствует техническим усовершенствованиям, содействует деторождению. Когда рассердится, то направляет на людей гром, засуху, саранчу или обрекает их на бесплодие.

Обычно он превращается, в зависимости от обстоятельств, в барана, в полулошадь-полуантилопу, в красивую женщину, в ураган, в утренний туман и т. д. Его жилище нельзя пачкать менструальной кровью, иначе на деревню обрушатся страшные бедствия. В его распоряжении много духов-представителей; для передачи своей воли людям он использует также и прорицателей.

В итоге отметим, что в большинстве изученных до сих пор древних африканских цивилизаций образ верховного бога данной религии четко не обрисован и часто носит полиморфный характер. Полагая, что, создав людей, он уже достаточно много для них сделал, этот бог предпочитает удалиться от дел. Жертвоприношения ему воздаются все реже, однако в философском плане его роль остается решающей: несмотря на внешнюю инертность, он воплощает собою «великий космический страх», и его очень боятся. Его изображения почти не встречаются, поэтому он является, скорее, умозрительным понятием, чистой идеей.

Между тем второстепенные божества, которым воздаются культовые почести, обладают гораздо более явственными чертами. Часто их внешний облик определяется статуей, маской или портретом, нарисованным на стенах посвященной им пещеры.

Что касается африканских духов, то они в отличие от довольно достойного высшего существа и от в общем серьезных второстепенных божеств обладают непостоянным характером, чреватым неожиданностями; к тому же злобность смешивается у них с чудачеством (последнему, однако, доверяться никогда не следует). Их почитают очень широко и главным образом не для того, чтобы попросить подмоги, а чтобы избежать беды. Сохранить здоровье, дать богатство, послать дождь, обеспечить хороший урожай, вылечить больного или дать возможность зачать бесплодной женщине — все это в ведении того или иного божества, специализирующегося в данной области. Духи же занимаются тем, что делают всякие мелкие неприятности, бродят вокруг деревни, нападают на одиноких прохожих. Их похождения составляют фабулы бесчисленных фольклорных сказок.

Духи-карлики, якобы обитающие в лесах Итури, у бапенде Заира, на обрывистых склонах страны лома, в горах Нимба и Тонкви, а также в низинах, где живут бете, дида и кру, похожи, если верить сказителям, на бледные привидения, прозрачные, как стекло. В водах Убанги водятся существа с белой кожей, которые проникают в матку купальщиц и оплодотворяют ее; родившиеся после этого дети — бледнокожие, они будут богатыми и счастливыми людьми. Существа эти едят белых кур, яйца, очищенный маниок, жуют белые орехи кола * . Все это им приносят, конечно, те, кто обращается к ним с какой-нибудь просьбой.

Эти маленькие существа (видеть их могут некоторые привилегированные люди, да и то лишь в исключительных обстоятельствах) считаются первыми поселенцами в данной местности, древними хозяевами страны. Они первыми использовали огонь и стали кузнецами. Живут они в пещерах или под землей.

В лесах Майомбе в результате активных усилий христианских миссий происходит обеднение традиционной мифологии. Несмотря на это, в представлении местных жителей живет еще множество маленьких божеств, в том числе довольно оригинальных. Мбола мвунгу — горбатый, без носа; находится он в водоемах, устраивает паводки; тем, кто подносит ему жертвоприношения, дарит близнецов, а это ценно; но он может и изуродовать новорожденного; наконец, становясь в позу, судьи, он наказывает воров, насылая на них проказу. Здесь бытует так же и местный вариант мами-вата Гвинейского залива, ее называют сади-вата и представляют себе в виде белой женщины, любящей душиться и раздающей своим возлюбленным мешки с деньгами. Байомбе боятся также собаку-молнию Нзази.

Иебаны у догонов, как известно, похожи на людей очень маленького роста, но голова у них огромная и ноги повернуты назад.

Абонеси и лилимы у котоколи (Северное Того) — это очень порочные создания, они избрали своим местожительством кроны высоких деревьев, откуда и набрасываются на проходящих мимо женщин, в результате чего рождаются калеки и альбиносы или происходят выкидыши.

У кабре подобными делами занимаются алева и эмезеа, крошечные твари, обитающие на склонах гор.

Бойкие и задиристые гбенегбомбе считаются у конкомба потомками очень древних, точнее, даже доисторических людей. По словам тех, кто с нами общался, эти существа любят по ночам в лесной глуши смеяться, вопить, танцевать. Когда им встречается человек, то они прыгают ему на плечи и стараются сбить его с пути. Гбенегбомбе — большие любители музыки, они охотно приближаются к деревням, когда слышат, что там играют на трехструнной гитаре. Но они могут и овладеть женщиной, которая начинает тогда биться в истерике и доходит до полного изнеможения. Освободить ее от такого состояния может только заклинатель. Чтобы уговорить гбенегбомбе покинуть тело, которым они завладели, заклинатель преподносит им обильный обед, состоящий из мяса, молока и масла пальмы карите.

Женщины сара боятся духов кой, которые тоже стараются пробраться к ним во влагалище и хитроумным способом их оплодотворить. Чтобы отпугнуть этих духов, женщины носят под набедренной повязкой искусственный мужской половой орган.

В районе Гвинейского залива водятся красные духи. Они очень маленького роста, у них большая белая борода, ходят они пятками вперед (чтобы запутать пешехода) и ловко забираются на деревья. Но если к ним хорошо относиться, то они могут оказывать людям и услуги.

Ашанти, живущие в Гане, боятся примерно таких же тварей: огромная голова у них посажена на туловище, покрытое шерстью. Они очень раздражительны и могут лишить рассудка своего обидчика. Однако в лесах вокруг Кумаси есть и добрые духи женского пола. Ростом они сантиметров в тридцать, ноги у них тоже вывернуты, они не разговаривают, а свистят. Они хорошо разбираются в травах и оказывают большую помощь знахарям.

Некоторые духи-карлики, обитающие в центральной части континента, собираются по ночам и устраивают охоту за душами людей. В таких случаях жители деревень, спрятавшись в своих хижинах, слышат, как они мяукают, подобно диким кошкам.

Перечень духов у ханья в глубинных районах Анголы довольно неясен, в нем спутаны две различные категории: людские души онделе и подлинно божественные существа. Кроме того, есть еще группа духов, низводящих умерших в подземное царство, их называют осанде. Потусторонним миром, где находятся умершие, управляет с двумя помощниками высший дух Нгунгунти, или Самбулу.

Охотники манджа на берегах Убанги встречаются иногда с уродливым карликом. В руках у него копье, окружен он собаками; помогает людям отыскивать дичь, но любит и позабавиться, вступая в бой со встречным: обладая сверхчеловеческой силой, он легко его валит с ног.

Но есть духи-гиганты, например шутник-гигант сена. Он очень любит заставлять заблудившихся охотников, горных жителей тура (Берег Слоновой Кости) под страхом смерти съедать его испражнения. Другие духи-гиганты этим не занимаются, они обитают в пещерах и в больших священных барабанах, помогают зарождению детей у сара и прорастанию семян проса, посылают дожди. Если случается, что какой-нибудь сао поселяется в животе человека, то не надо пугаться, потому что он довольно легко поддается уговорам заклинателя.

Мы уже упоминали коротко о духах, которых догоны Бандиагары называют иебанами. Это потомки поколения первых, бессмертных людей. Сейчас иебаны — жалкие существа, с большой головой — прячутся от людских глаз в зарослях и пещерах на скалах. Раньше они хозяйничали на всей земле, и поэтому им до сих пор еще подчиняются дикие животные. Они могут оплодотворять женщин, которые ложатся отдохнуть на свежем, воздухе на землю и засыпают. Однако больше всего догоны боятся андумбулу, разносчиков смерти. Их изображают в виде очень маленьких бородатых людей; по ночам они приходят к устроенным для них алтарям и забирают с собой подношения. Что касается термина «диина» (джинн) арабского происхождения, то он очень распространен во всей суданской зоне. Догоны, в частности, считают, что у диина голова имеет коническую форму, у него одна рука и одна змеевидная нога, волосы зеленые, а глаза раскаленные. Почти все они злые духи. Живут на деревьях и в заброшенных норах, причиняют людям разные неприятности, вызывают болезни и выкидыши.

Бамбара боятся духов дасири. В то же время эти духи охраняют деревни от преступных колдунов, от различных эпидемий, следят, чтоб не умирали мальчики, которым сделали обрезание. Духи типа соба, обитающие в джунглях, любят устраиваться на перекрестках дорог и интересуются прохожими: они и помогают им и чинят всяческие препятствия. Чтобы не встретить зловещее приведение ниама, путник, проходя мимо перекрестка, кладет свое подношение духам: горсточку каури, белый орех кола, хлопчатобумажную ниточку — или просто плюнет, сопровождая этот акт соответствующими заклинаниями.

Вообще говоря, считается, что плевок на священный, вотивный предмет создает между человеком и его невидимым партнером таинственную связь; это серьезное взаимное обязательство, и того, кто его нарушит, постигнет кара свыше.

В районах, населенных манде, по ночам, когда прячется луна, вокруг домов бродят маленькие духи-воришки воклову, или просто вокло. Они ищут себе пропитание, на что годится и человеческое мясо. Поэтому домашние хозяйки никогда не забывают вечером хорошо прикрыть кувшины, калебасы и особенно строго следят за тем, чтобы ребятишки не выходили в темноте из помещений.

Менде (Сьерра-Леоне) знают таинственного старичка, который на вид очень симпатичен, но старается завлечь путешественников в глубину джунглей и использовать их в своих собственных целях. Избежать этого можно только в том случае, если будешь с ним ласков и быстро и правильно ответишь на его каверзные вопросы.

Читайте:  Как природа относиться к мцыри

Те же менде поддерживают постоянные связи с невидимыми существами, умеющими разгадывать сны за жертвоприношения. Один из этих духов похож на водяное чудовище, а другой, не столь придерживающийся традиций, напоминает по форме золотую цепь.

Теперь, когда мы бегло рассказали об этой категории мистических существ, следует уточнить, что перечень их морфологических особенностей поистине неисчерпаем. Но есть еще большое количество других, не менее удивительных созданий: духи-змеи, духи-крокодилы, духи-ламантины, духи-насекомые, духи из области неживой природы. Никто, конечно, не может составить полный их список, потому что для этого надо было бы исследовать все тайники человеческой фантазии, дойти до самых сокровенных глубин метафизического мышления.

Обожествленные насекомые — с ними мы уже встречались, говоря о цивилизации бушменов и готтентотов, йоруба, эве, акан и бете, — это, скорее, понятия этического порядка, аллегории, и, в сущности, их нельзя считать духами. Однако в устных традиционных рассказах их отождествляют с богами местных пантеонов, иногда даже с самыми главными. Так обстоит дело с богомолом — ипостасью бога Ц’агн, с гусеницей — посланницей Исеба, с маленьким жуком, связанным с божеством Нго, с пауком Ананзе у акан, с пауком Сийа у коно, живущих в Верхней Гвинее, с пауком Заколо у бете, с умненьким муравьем, которого те же бете зовут Кпакпаньинидьепо и т. д.

Однако, согласно нашим критериям систематизации, вся эта фауна, населяющая фольклорные мифы, не относится к сфере религии.

Другое дело настоящие духи, которые предстают перед людьми в обличье животных. Боги-змеи играют главенствующую роль почти во всей Тропической Африке: у нилотов, нилотохамитов, банту и бантоидных народов (в частности, у ибо, иджо, ибибио), у эве, у лесных жителей Либерии и у многих других. Но, как правило, трудно точно определить, является ли священная змея в данном случае условным образом какого-либо божества, или она служит обиталищем какого-то самостоятельного духа, или же в ней заключена душа умершего предка.

Символическое значение змеи в Африке подкрепляется тем обстоятельством, что она воплощает идею бессмертия, поскольку при линьке меняет кожу, т. е. оболочку физического существования.

Источник

Культура стран Африки

article50.jpg

Африканский континент по всем параметрам разнообразен и многолик, поэтому культура и религия стран Африки такая же неодинаковая. Каждая территория, каждое племя отличаются своими традициями и образом жизни, здесь встречаются различные верования и всевозможные обычаи, что придаёт этой части света особый колорит и загадочность.

Считается, что именно Африка является колыбелью жизни на всей Земле, отсюда человечество расселилось по планете. На материке получили свои задатки все культуры, языки и религии, а также здесь формировалась всяческая экономическая деятельность.

К тому же на эти земли со временем обратно переселялись некоторые народы. Так страны Северной Африки

Многочисленные народности и этносы смешались, объединяя и свои традиции. Коренное африканское население часто попадало под гнёт завоевателей, что, естественно, отразилось на их культуре. Где-то европейцы, а где-то арабы привносили свои нюансы в жизнь африканских людей. Тем не менее население стран Северной Африки и других регионов сохранило основу своего существования, которой всегда были семейные ценности.

Семья и племя – основа культуры стран АфрикиКультура Восточной Африки и остальных частей немыслима без семейных обычаев, так как именно на этом и строятся все отношения. К таким ритуалам и сейчас относятся серьёзно, чётко выполняя все наставления старших.

Например, даже современные женихи должны выплатить будущему тестю убыток от потери дочери. Раньше для этого молодой муж пригонял скот, теперь сойдут и просто деньги. Такие действия мужчины свидетельствуют о его серьезности состоятельности, а значит, отец с лёгким сердцем отдаёт дочь замуж. К тому же, такая традиция Африки способствует сплочению семей и взаимоуважению.

Африканцы уже с детства узнают важнейшие знания, передающиеся в их поселении. Среди них:

  • ценности племени;
  • важность семьи;
  • обязанности каждого члена рода;
  • святые традиции.

Ещё детьми они осознают всю важность и необходимость создания семьи и её поддержания. Все её члены выполняют предписанные обязанности, поэтому даже малыши имеют возможность служить своему роду.

Культура и религия Тропической Африки

Тропическая Африка начинается ниже пустыни Сахара, она занимает огромные земли, однако на ней в основном расположились менее развитые страны. Разнообразие этого региона начинается с многообразной природы:

  • экваториальные постоянно влажные леса;
  • тропические незаселённые пустыни;
  • широкие и многоводные реки.

В таких экстремальных условиях, как и в некоторых странах Восточной Африки могут уживаться лишь дикие племена, которые сохранили свою первобытную культуру. Они, в основном, занимаются рыбалкой в местных реках и собирательством в непроходимых чащах.

Современное население в этой части Африки относится к негроидной расе, при этом здесь встречаются разные подрасы:

  • суданская;
  • гвинейская;
  • конголезская.

Так как народностей в Тропической Африке много, то большое количество там и языков, среди которых значительную часть составляют банту, на которых также держится и культура Южной Африки.

Традиционная культура стран Африки в тропикахДаже не так давно население этого субрегиона характеризовалось первобытнообщинной формой организации, лишь кое-где в социально-экономическом развитии наблюдалась раннеклассовая стадия. В соответствии с этим главной являлась для них родоплеменная организация и автохтонные религии. Обеспечивали себя местные народы примитивным земледелием, скотоводством и местами охотой. И ныне некоторые племена живут так же.

Следует отметить, что на жизнь региона и его культуру сильно влияет ислам. К тому же, письменность, скорее всего, в эти земли принесли именно арабы.

Все коренные народы почитают предков, такой культ является основой их традиционной религии. Такие верования встречались и у земледельцев, и у скотоводов, эти же знания лежат в основе религии Вуду которая из Африки распространилась по иным материкам.

В соответствии с их представлениями души умерших не покидают свой род, они постоянно помогают и сопровождают живых членов семьи, только нужно почитать потусторонний мир, постоянно подпитывая угощениями и задабривая.

Эти же идеи и теперь встречаются повсеместно в Африке в той или иной степени, как и пережитки тотемизма. Ещё одна форма религии – культ вождя племени.

Культура Северной Африки

Северная Африка характеризуется тем, что заселёнными территориями являются лишь земли возле водоёмов, а большая часть региона отводится жаркой пустыне Сахара.

Средиземноморское побережье постоянно посещалось иноземцами – европейцами и арабами, поэтому их влияние на местную культуру очень существенно. В связи с этим местное население теперь говорит на арабском, в таком же духе выполнена и архитектура.

Карфаген – важный памятник культуры стран АфрикиВ давние годы в Египте проповедовали христианство, там же писались древние православные иконы в Африке и нынче в Абу-Мена приезжают христианские паломники. Однако арабы принесли с собою ислам, исповедуемый и сейчас. При этом разрушались храмы иных религий, которые являлись величайшими постройками.

Народы, проживающие на территории пустыни, больше сохранили свои верования. Среди них много племён со своими языками и традициями. Часто для удобства официально используют какой-то европейский язык, а между собой общаются на местном наречии.

Северный регион Африки отличается огромным количеством культурных памятников, которые относятся к Всемирному достоянию:

Источник

Культ природы в африке

Ибога — тайный культ народов Африки, о котором никто не расскажет

Об этом вам никто никогда не расскажет, об этом не принято шутить и уж тем более говорить вслух, вы об этом не прочтёте в учебниках истории и не узнаете никогда от местных жителей Африки. Это самая главная тайна народов Африки, которая охраняется свыше. Но тем не менее, я вас сегодня познакомлю с самой древней религией на планете.

— Белый человек, если ты колдун, то Ибога обязательно убьет тебя. Лучше признайся в этом сразу, — это слышит каждый музунгу, желающий приобщиться к самому древнему культу на планете, чтобы постичь все таинства жизни. Но об этом чуть позже.

В глубине тропических джунглей Западной Африки в самой экваториальной части живет малочисленное, но очень культовое племя Бабонго, которое знаменито тем, что практикует удивительный обряд.

Сегодня я вам расскажу об одном удивительном и весьма древнем африканском культе племени Бабонго, культе, который многим европейцам открыл путь к истине, заставив изменить свою никчемную жизнь к лучшему. Я вам раскрою все тайны посвящения в этот культ, в культ Ибоги. Но для начала, немного расскажу вам то, о чем многие из вас даже и не догадываются.

Бвити — так называется древний в мире религиозный культ, основанный на использовании специальных плодов галлюциногенных растений, произрастаемых в тропических африканских джунглях экваториальной части континента, где высокая влажность и отсутствие сильных ливней способствуют росту ядовитых токсичных культур. Этот галлюциногенный наркотик, называемый «ибога», после употребления сначала вызывает рвоту и таким образом очищает тело человека от греха. Затем приходят видения — происходит целый культ трансформации мира реального в нереальный или наоборот, это уж как кому. Растение и сам культ употребления этого наркотика называют — #Ибога. Сами плоды галлюциногенного растения Ибоги можно встретить даже в продовольственных лавках. Ибогу предлагают туристам, как лечебный плод от всех невзгод и хворей.

Племя Бабонго верят, что во время Ибоги душа покидает тело и может говорить с духами животных, и растений. Ибога позволяет взглянуть на самого себя извне. Обряд длится несколько дней. Через несколько дней после обряда человек приходит в себя и перерождается для новой жизни. В свою очередь, стоит отметить, что «перерождение» это опасно. Случалось, что люди умирали, сердце не выдерживало воздействия сильнейшего в мире наркотика.

Для того, чтобы белому человеку узнать побольше про культ африканского племени Бабонго и древнюю религию, нужно отправиться на Западное побережье Африки в центральную ее часть, чтобы на себе испытать действие чудодейственной Ибоги. Нужно отдать должное мужеству такого человека, ведь от деревень Бабонго 2 дня пути до ближайшего населенного пункта, где, в случае чего, можно получить первую медицинскую помощь. Однако, многие белые путешественники убеждены, что единственный способ узнать другую культуру — это пожить жизнью детей природы, на время стать человеком племени. Для этого нужно пройти полностью весь культ Ибоги и переродиться заново.

Читайте:  Какое может быть общение с природой

Путешествие к самому центру африканских джунглий. 52 км до племени Маккоке

Для того, чтобы приобщиться к древнему культу племени Бабонго нужно отправиться в Либревиль. Либревиль — столица богатейшего африканского государства Габон, что в западной части экваториальной зоны Африки, где и по сей день практикуется культ Ибоги. Либревиль современный город, разбогатевший благодаря добыче нефти и продажи древесины из обширных лесов на берегах Огове. В Либревиле расположено несколько церквей Бвити. Здесь после захода солнца верующие принимают Ибогу, бьют в барабаны и кружатся в неистовом танце ночь напролет.

В Либревиле можно встретить немало белых людей, отважных мужчин и даже красивейших женщин, посвященных в религию Бвити, основу которой составляет священный ритуал употребления галлюциногенного наркотика Ибоги. И конечно же, верующие не считают себя наркоманами, просто ведут себя несколько необычно и отрешенно, что заметно у некоторых представителей культа Ибоги невооруженным взглядом. Некоторые французские миссионеры в Африке для бурной сексуальной жизни используют галлюциногенную Ибогу, ибо сексуальная жизнь под действием алкалоидов растения, как они утверждают, преображается. Но зачастую, неправильное употребление сильнодействующего растения на основе алканоидов заканчивается остановкой сердца, кровь начинает бурлить, человек заживо сгорает. Ибогу нельзя употреблять слишком маленькими дозами и на пустой желудок. Для употребления Ибоги существует специальный культ, которым должен придерживаться любой носитель древнейшей религии Бвити, будь ты хоть первый миссионер из Франции или последняя портовая кубинская проститутка.

Место обитания племини Бабонго

Бвити — является одной из официальных традиционных религий Габона, ее исповедует около трети населения. Вдумайтесь только в это! Это очень огромный процент населения Габона. Религия Бвити в этом африканском государстве с культом Ибога смешалась по своей сути с религией католицизма, а в некоторых районах государства религия Бдити является основополагающей. В обряде Ибоги присутствуют элементы католической мессы, а в самих церквях Бдити — имеется изображения Христа. Галюциногенные травы Ибоги принимают, как хлеб святого причастия. И это религия древней Африки, самая древняя на континенте, и пожалуй что во всем мире. Саму же Ибогу и представителей древнейшей на планете религии Бдите в Либревиле можно встретить повсюду.

В любом садовом магазине можно найти в горшках священное растение Ибоги.

Древняя религия Бдити берет начало в анимистическом культе, зародившемся тысячи лет назад у лесных народов джунглей. В глубине джунглей на юге страны живет племя Бабонго, практикующее древний анимистический культ в том виде, каким он был изначально. Восемьдесят процентов территории Габона занимают джунгли. Хотя лес интенсивно вырубается, территорию племени Бабонго пока еще не затронули. Они живут так, как жили их предки тысячи лет тому назад. Путь к Бабонго из столицы Либревиля по лесным дорогам занимает около 2 дней пути. На джипе это расстояние без остановок можно преодолеть и быстрее, если придерживаться центральных асфальтированных по современным нормам дорог Габона. Так называемых проблемных дорог смерти в этом африканском государстве становится все меньше с каждым годом и условия дорожного полотна в целом по стране — приемлемое для Африки. Но тем не менее, существуют и дороги по самим лесным массивам через джунгли, и дороги эти в некоторых местах далеки до более менее совершенства.

В 2002 году президент Габона Али Бонго объявил, что будущее страны зависит от экотуризма, и сразу было создано 13 национальных парков. Племя Бабонго обитает в национальном парке Макоко, находящимся в южной части страны. После 2-дневной тряски на джипе до племени Бабонго придется пробираться сквозь густые непроходимые джунгли еще целые сутки. Путешествие это не для слабонервных.

В былые времена древнее африканское племя Бабонго не совсем корректно называли — пигмеями. Такое название отражает пренебрежительное отношение граждан Габона к самому древнему племени на континенте. Бабонго крайне не довольны, когда их сравнивают с пигмеями. Традиционно, это кочевое племя охотников и собирателей, живущее в диком лесу. Они считаются первыми жителями Центральной Африки. В наши дни Бабонго не просто найти свое место в современном африканском обществе. Соседние племена считают, что Бабонго недалеко ушли от животных. Сами же африканцы боятся древнее африканское племя Бабонго — благодаря знанию свойств трав и деревьев племя Бабонго слывут могущественными колдунами.

Тем не менее, представителей племени Бабонго не обошла вниманием цивилизация и их можно встретить в городах Экваториальной Африки. Люди племени невысокого роста. Дети весьма умненькие с ярко выраженными большими глазами. Вместо одежды у них куски ткани, у некоторых — футболки и шорты, купленные у лесозаготовителей. Одеваются они просто. В последние десятилетия Бабонго занимаются земледелием, выращивают маниоку (африканский хлеб), кукурузу и картофель на небольших, расчищенных от леса участках. Они выкуривают из нор броненосцев, ловят змей, ставят силки на мелких грызунов. Бабонго собирают мед лесных пчел. В их рационе не хватает углеводов, поэтому мед для них — очень ценный продукт.

Для посвящения в древний культ религии Бвити, по прибытию в племя белых туристов и путешественников встречают барабанным боем. Любая фото и видео съемка тут запрещена и вызывает негативный настрой со стороны жрецов. Барабанный бой жителей деревни призывает лесных духов Макои. Макои одновременно злобные и милостивые существа. Они должны дать разрешение на присутствие в Мококо белых людей. Пока мужчины с раскрашенными глиной телами бьют в барабаны, белые люди должны ожидать своей участи на краю деревни. Действие длится до того момента, пока старейшина племени не подойдет к белым чужакам (белых в Африке называют музунгу) и не объявят через переводчика, что лесные духи Макои согласились на присутствие чужих людей в деревне.

Мужчины племени для белых строят специальную хижину, которая называется Туди. Туди представляет собой каркас из веток, на который набросаны большие плоские листья, не пропускающие тропические ливни, хоть они и редки в этих местах. Строительство такой хижины занимает всего несколько часов, что очень удобно для кочующего племени. Чтобы хижина не развалилась и охраняла белых чужаков от джунглей, нужно умилостивить лесных духов. Для этого мужчины племени раскрашивают тела разноцветной глиной и исполняют вокруг Туди ритуальный танец. Джунгли в Макоко очень опасны. Тут крайне редки ливни, но очень часты сильные грозы. В этих местах людей часто убивают сильнейшие ночные грозы и молнии.Ночь в джунглях Макоко — испытание не для слабонервных. От молний тут погибают не только белые беззащитные туристы, но и матерые жители племени Бабонго, поэтому культ защиты хижины туди — крайне важный обряд с барабанами и танцами

Мококо расположена на 160 километров южнее экватора. Здесь жарко и влажно, кишмя кишат насекомые. В лесу можно подхватить малярию, ведь мошки являются переносчиками лихорадки и их можно встретить на любом влажном прогнившем растении.

Именно тут в этой части и можно встретить священное растение Ибога. Это кусты высотой около двух метров с большими листьями и ярко желтыми плодами.

Не спелые плоды Ибоги маленькие и зеленые, переспелый ядовитый плод — краснеет.

Древнее племя Бабонго уже несколько тысячелетий специально выращивает галлюциногенное растение Ибога. Обряд Ибога не для слабонервных. Его проводят в специальной хижине, которая повторяет строение человеческого тела. Резной стол тоже формы человеческого тела — символизирует физическую сущность человека, а огороженная часть в глубине хижины — духовную.

В эту хижину имеют право зайти только посвященные в культ Ибога. Для этого необходимо пройти посвящение. Однако перед этим каждому белому человеку следует узнать секреты охотников от наставника племени. Племя Бабонго используют отравленные стрелы. От бамбукового стебля отламывают щепки, их обтачивают, заостряют наконечник. Чтобы получить яд, семена дерева Соги растирают речной ракушкой и добавляют воду, затем осторожно втирают яд в наконечники для стрел. Со слов духовного наставника из племени, этот яд может убить человека мгновенно.
Отравленные стрелы выпускают из небольшого лука. Ценной дичью считаются в племени — обезьяны. Животных приманивают, подражая их крикам. Наставник учит белых — как правильно охотиться. Это часть священного посвящения. И каждый из посвященных белых должен убить свою дичь. Кому-то удалось убить лишь одну обезьяну, кому-то нескольких. Обряд этот длится около дня. Без этого посвящения нельзя полностью обрести себя и приобщиться к таинству Ибоги. Кому не удается убить обезьяну, довольствуются рыбной ловлей. Рыбы в Макоко в изобилии — ее Бабонго ловят в реке голыми руками.

После охоты старейшины деревни и они же духовные учителя (Мамбе) решают, что для белых чужаков пришло время посвящения в древнюю веру племени. Бабонго крайне редко посвящают белого человека, боясь передозировки наркотика Ибоги. Посвящение проходят не все белые, а лишь избранные.

Для начала белому чужаку, приобщающемуся к древней религии Ибога, нужно уверить духовного учителя — Мамбе, что ты не колдун. Мамбе предупреждает перед посвящением:
— Белый человек, если ты колдун, то ибога обязательно убьет тебя. Лучше признайся в этом сразу!

Мужчины деревни поочередно дотрагиваются до лба белого, затем его язык прокалывают иголкой. Наконец, наступает самое главное — новичку дают размятые листья Ибоги, перемешанные с лесным медом. Вся деревня сопровождает обряд пением. После листьев Ибоги, белому дают сам корень священного растения.

Корень Ибоги содержит алкалоиды, которые и вызывают сильнейшие галлюцинации. Племя Бабонго полагают, что Ибога навсегда меняет личность человека, прошедшего весь этот обряд. Корень галлюциногенного наркотика Ибоги на вкус страшно горький. В желудке моментально начинает урчать, по спине ползут мурашки. Через шесть часов начинается сильная рвота. Употребивший корень Ибоги ощущает кипение крови в жилах, ему кажется, что он умирает. Духовный наставник весь культ посвящения находится рядом. Как только становится белому хуже — Мамбе дает ученику еще Ибоги. Не каждому удается пройти весь культ полностью. Ибога крайне опасна.

Читайте:  Человек и природа В П Астафьев Васюткино озеро

Употребивший Ибогу ученик испытывает колоссальные галлюцинации — видит перед собой множество разноцветных шаров и какие-то загадочные фигуры. Приходят воспоминания детства. Смысл первого дня посвящения — душа человека должна выйти из тела.

На следующее утро начинается вторая часть посвящения. Мужчины племени ведут белого человека к реке. Возглавляет процессию духовный наставник Мамбе. Нужно проползти сквозь сплетенный из веток узкий тоннель. Это означает — что человек родился заново. «Новорожденного» обмывают водой с листьями Ибоги и переносят на руках в деревню. Идти перерожденный человек уже не в силах. Новорожденного сажают рядом с хижиной и заставляют отведать еще Ибоги. В результате, человек начинает видеть все, словно сквозь дымку. Жители деревни разрисованные специальными узорами начинают пляску. Их тела замедленны и хаотичны в танце. Ибога действует незамедлительно.

Заключительная часть посвящения начинается уже ночью. Мужчины танцуют с факелами и призывают духов из ночной тьмы. Макои таким образом пытаются проверить — к какому племени принадлежит «новорожденный», а затем дают ему новое имя. Пример такого имени — Впаханга, что означает на языке племени «Синяя звезда». Теперь «новорожденный» с именем Синяя звезда получает право сидеть на одной скамье вместе с мужчинами племени Бабонго и есть вместе с ними.

К утру каждый новорожденный впадает в жуткое забытье и приходит в себя только через сутки, не раньше. На родину бесстрашный белый музунгу возвращается уже полностью обновленным, как ему и обещали его новые друзья — братья и сестры племени Бабонго.

Прошедшие посвящение древнего культа Ибоги белые мужчины и женщины являются соплеменниками и родственниками на всю оставшуюся жизнь.

Источник



Культура Африки

Общая характеристика культуры в Африке

Культура Африки многообразна. Каждая страна континента населена племенами, имеющими уникальность, традиции, образ жизни. Со временем традиционный лад потерял первобытность, и что-то было позаимствовано у соседних жителей. Так, культура одного племени может отображать традиции другого и уже трудно определить кто именно «первооткрыватель» обрядов и традиций. Важное для народов Африки – семья. Именно с семьей связано большинство обрядов, обычаев и традиций.

Население континента по культуре делится на 3 вида:

  1. Охотники и собиратели, характерно для жителей Центральной Африки;
  2. Земледельцы и скотоводы (Южная и Тропическая Африка);
  3. Народы Северной Африки.

Информация о древнейших периодах развития культуры не всегда достоверна, потому как народы Африки не владели письменностью до 7-8 века. Считается, что ислам оказал влияние на развитие культуры.

Африканцы внесли большой вклад не только в создание культуры континента, но и в мировую культуру. Например, появление африканской деревянной пластики. Популярный стиль – маконде, это вырезанные из черного дерева лица, олицетворяющие общину. Распространены африканские маски, изображающие духов, предков, мифологические сюжеты.

Некоторые народы Африки прославились ювелирным искусством. Создавались медные, серебряные и золотые украшения.

Распространено было ткачество, изделия отличались необычными орнаментами. Народ баконго Западной Африки производил ткань, похожую на шелк и бархат.

Возводились уникальные архитектурные здания – дворцы, храмы. Вырабатывался «суданский стиль», который характеризовался прямоугольными глиняными постройками с наклонными стенками, украшенными зубцами. Архитектурные постройки сохранились до сих пор.

В жизни африканцев большую роль играла музыка и танцы. Придумывали и изготавливали музыкальные инструменты – барабаны, флейты, рожки и т.д.

Группы народов

В Африке проживает 1,2 млрд. человек. Насчитывается от 500 до 8000 народов, куда входят малые народы и этнические группы. Некоторые народы могут состоять из нескольких человек, крупных народов не много. Наибольшие по численности:

  • египетские арабы (76 млн. человек);
  • марокканские арабы и хауса (по 35 млн.);
  • йоруба (30 млн.);
  • игбо (26 млн.);
  • оромо и фульбе (по 25 млн.);
  • амхара и мальгаши (по 20 млн.);
  • суданские арабы (18 млн.).

На какие народы делится африканский континент?

Северная Африка

Египетские арабы – основа населения Египта и самая обширная группа народов Африки. Они являются потомками древних египтян, но со временем культурный облик сильно изменился. Большинство египтян перешли в ислам. Хотя немало человек остались христианами или как их называют – коптами.

Марокканские народы – вторая по численности группа африканских народов, появившаяся в результате покорения арабами местных племен, не составлявшие единого народа.

Также из крупнейших арабских народов можно отметить суданских арабов, ливийцев и мавританцев.

Западная, Центральная и Южная Африка

Эти части континента населены африканцами негроидной расы, которая подразделяется на три группы:

  1. Негрская самая многочисленная. Характерные особенности народа: высокорослость (средний рост примерно 1,8 м), темная кожа. Группа проживает в Западной и Центральной Африке.
  2. Негрилльская. Людей этой группы называют пигмеи. Ее особенности – это низкорослость (рост до 145 см), более светлая кожа, сильно развитый третичный волосяной покров. Проживают в Южной и Экваториальной Африке.
  3. Бушменская группа характеризуется низким ростом, узким носом, более светлой кожей с красноватым оттенком. Сосредоточены в Экваториальной Африке

Восточная Африка

Здесь преобладает эфиопская подраса, являющаяся результатом смешения европеоидной и негроидной рас.

Два крупных народа эфиопской расы – оромо и амхара. Народы оромо проживали на восточном побережье, были кочевниками и мусульманами. А амхара были христианами и занимались земледелием.

На востоке распространены народы банту. Вблизи великих африканских озер – руанда.

К эфиопской расе относят и сомалийский народ, которых около 16 млн. человек.

Религия

Распространенная религия в Африке – ислам. Он быстро распространился после того, как арабы в 7 веке завоевали Северную Африку. После появления европейских колоний в Африке стало распространяться и христианство.

Суть христианства заключалась в существовании беззаботного потустороннего мира, что нашло отражение в культах и обычаях. Существовавшие и существующие культы:

  • Культ вождя. Распространен во многих племенах. К вождю относятся как к жрецу, прикосновение к нему карается смертной казнью. Глава племени имеет способности, которых нет у других (вызывать дождь, общаться с духами). Если вождь не справляется, его могут убить.
  • Культ предков. Считается самым ценным и важным среди традиционных религий. Встречается в землевладельческих и скотоводческих племенах. Люди верят, что после смерти душа человека продолжает существовать – вера в реинкарнацию.
  • Культ вуду. Мистическая религия, получившая жизнь в Западной Африке. Дает возможность общаться с духами, но для этого необходимо принести в жертву животное. Известны случаи, когда данную религию использовали не для благих целей. Жрецы занимаются снятием проклятий и исцелением.
  • Ибога. Необычная религия Центральной Африке, получившая название от наркотического растения. Народ верит в то, что после употребления средства душа покидает тело и может общаться с духами животных или растений.

Религии народов Африки имеют особенности:

  1. Почитание умерших, проведение специальных обрядов с обращением к духам.
  2. Африканцы не верят в существование ада и рая, но имеют представление о загробном мире.
  3. Уважение старших, беспрекословное выполнение их наставлений.
  4. Вера в мистические превращения и поклонение предметам, обладающим мистическими свойствами.
  5. Большинство обрядов связано со свадьбой, рождением, смертью и взрослением человека.

Языки

Языки, на которых говорят в Африке разделены на 4 группы:

  1. Афразийская;
  2. Нигеро-конголезская;
  3. Нило-сахарская;
  4. Койсанская.

Группы делятся на меньшие вплоть до редких диалектов. Каждая макросемья имеет особенности. Например, для койсанской группы характерно щелканье согласными, а для конголезской – именные классы.

Некоторые считают, что африканские языки примитивны, но это заблуждение. В Эфиопии официальный язык – уникальный амхарский. В амхарском алфавите 259 знаков, каждому соответствует определенный слог. При этом согласных звуков всего 34.

Наиболее популярный и изученный африканский язык – суахили. Им владеют около 150 миллионов человек в мире. Язык имеет 8 именных классов.

В Африке царит разнообразие языков, каждый из которых по-своему особенный. Насчитывается почти 2000 языков. Практически каждый житель Африки является билингвом, то есть владеет двумя языками.

Обычаи и традиции

В Африке сосредоточено большое количество различных племен и общин, благодаря чему перемешалась культура континента. Также воздействие на африканскую культуру оказала европейская и арабская культуры. Племена, проживающие в Африке чтут и уважают древние традиции, в т.ч. утративших смысл.

Больше всего традиций связано с браком. Перед вступлением в брак жених обязательно платит выкуп отцу новобрачной. В современной Африке выкуп платиться деньгами, но раньше в качестве выкупа выступал домашний скот. Считается, что такая традиция помогает укрепить отношения между двумя семьями, а родители невесты видят, что жених способен ее обеспечить.

Свадьбу отмечают в полнолуние. Когда луна тускло светит и месяц молодой, это считается плохим знаком. Родители будущей жены не отмечают праздник, для них это утрата. Во многих африканских племенах распространено многоженство. Мужчина может вступить в брак, когда становится самостоятельным и способен обеспечить своих невест. Жены вместе ведут хозяйство, воспитывают детей, занимаются приготовлением пищи. В таких племенах уверены, что полигамные отношения скрепляют несколько семей, между которыми хорошие отношения. Полигамная семья вместе охотится, занимается хозяйством, имеет хороший достаток. Чтобы племя процветало и имело достаток, члены семьи должны прилагать усилия и трудиться. Каждому отводится определенный род занятий.

После свадьбы новобрачные несколько дней не выходят из дома. Перед свадьбой невеста пешком идет к дому будущего мужа вместе с приданным.

В некоторых общинах взрослым мальчикам проводят обрезание, процедура может длиться несколько месяцев. В это время нельзя плакать, кричать, иначе мальчика будут считать трусом.

У африканцев есть и жуткие традиции. Например, в племенах долины Омо, если женщина забеременела не от законного супруга, она делает аборт или убивает ребенка после родов. Зачатие ребенка происходит с благословения старейшины или жрецов. Если правила нарушены, ребенка считают «неправильным» и, он привлечет зло в виде засухи, голода и болезни.

В племенах Центральной Африки и сомалийского полуострова женщины после рождения ребенка уходят в специальные хижины и не имеют права возвращаться в течение 40 дней (если родилась девочка – 80 дней). Родившая женщина считается «нечистой» и физическая близость с мужем запрещена.

Культура Африки интересна и разнообразна. Здесь люди живут соблюдая традиции и правила быта, складывающиеся годами. Континент наполнен большим количеством племен, имеющих особенности. Благодаря этому разнообразию Африка очаровывает и притягивает туристов.

Источник