Краткий и полный анализ рассказа Л Н Толстого Кавказский пленник

Краткий и полный анализ рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Толстой Лев

С 1859 года Толстой организовал более 20 школ для крестьянских детей, а позднее сам разработал для них учебники. «Кавказский пленник» был написан для школьного пособия «Азбука».

Краткий и полный варианты анализа рассказа помогут составить целостную картину о произведении.

Рассказ написан в 1872 году по реальным событиям: автор чуть не попал в плен во время службы на Кавказе в 1853 г.

Жанр – рассказ;
Направление – реализм;
Основная идея – нельзя сдаваться в трудных ситуациях;
Тема – выбор человека определяет его судьбу в целом;
Проблема – бессмысленность войны между народами.

п.1. Тематика и проблематика

Тема – то, о чем говорится в произведении; она не имеет выраженной оценки.

Проблема – вопрос, который появляется у автора и читателя при описании темы.

Тема: Нужно стремиться быть автором своей жизни, не позволяя себе просто плыть по течению обстоятельств.

Жилин выбирает сценарий, в котором он решает, как ему жить, Костылин пассивно ждет, что решат за него другие люди.

Проблема: Каждодневный выбор человека влияет на его жизнь в целом, даже мелочи важны.

Тема: И в русском, и в кавказском народе есть хорошие люди, готовые по-человечески помочь.

Жилин, живя в ауле, делает много полезных добрых дел, с интересом и уважением наблюдает за чужой культурой. В ответ на доброту Ивана Дина помогает солдату устроить побег и избежать гибели.

Проблема: Бессмысленность войны, которая подчеркивает, что люди разных народов очень похожи. При близком контакте люди перестают видеть друг в друге врагов.

п.2. Идея и пафос рассказа

Идея – это вывод, который сделал автор, анализируя проблему.

Любая война уродует нормальные отношения между людьми. А Кавказская война стала одним из самых затяжных конфликтов длиной в 47 лет (1817-1864 гг.), это имело негативные последствия для обоих народов.

Поскольку писатель сам служил на Кавказе, он видел это воочию.

Милосердие и человечность – то, что помогает людям в сложных ситуациях.

Жилин при всей силе и твердости характера показывает себя как добрый сострадательный человек.

В момент побега ему было бы проще бросить Костылина, но он не мог так поступить. Жилин нес ответственность за товарища, ведь он сам уговорил его бежать.

Доброта Ивана видна и в желании разобраться, почему его так возненавидел старик-горец. Узнав, что тот потерял семью от рук русских солдат, Жилин проявляет понимание.

Дина – это чистая душа, ребенок, который способен видеть истинную натуру людей. В Жилине она видит просто человека, а не врага, потому что оценивает его по поступкам и словам. Именно поэтому возникает такая трогательная привязанность между Иваном и Диной – в этом они похожи.

п.3. Место героев в образной системе

Главные герои

  • Иван Жилин – офицер, служащий на Кавказе, образец стойкости и мужества
  • Костылин – соратник Жилина, слабый и безвольный человек
  • Дина – девочка 13 лет, воплощает лучшие черты своего народа, дочь Абдула
  • Абдул – горец, «хозяин» пленного Жилина, успевший к нему привязаться

Отношения со «своими»

Взаимодействие между героями строится так, что читателям становится понятно: не каждый свой окажется помощником, не каждый враг окажется негодяем.

Жилин и Костылин являются боевыми товарищами, но противопоставляются (прием антитезы). Костылин в критической ситуации бросает Жилина, спасая лишь себя. Позднее, в момент побега, он выдает их местоположение. Это можно было бы назвать предательством, но это, скорее, обычные слабость и трусость. Жилин же до последнего переживает за судьбу соратника, несет на себе ослабшего Костылина, помогает ему.

Антитезу подчеркивают и говорящие фамилии героев: «Костылин» показывает, что не обойдется без «костыля» в виде помощи со стороны. «Жилин» перекликается со словом «двужильный», что раньше означало «сильный, выносливый».

Финальная сцена спасения Ивана казаками дает надежду, что не все такие, как Костылин, есть и настоящие товарищи.

Отношения с «врагами»

Изначально татары хотят получить только выгоду (выкуп), им вовсе не хочется убивать пленников. Это сразу перечеркивает их однозначную кровожадность.

Интересен образ Абдула, который сумел проникнуться к пленнику теплыми чувствами. Иван не раз показал себя, как человек дела и слова, поэтому Абдул испытывал уважение и доверял ему. Даже после побега он не поддавался на уговоры сельчан убить Ивана, ему не хочется этого делать.

Дина идет наперекор устоям своего общества – она помогает Ивану сбежать, и читатель даже не знает, как потом эта ситуация закончилась для нее. Девочка рискует быть жестко наказанной, если узнают о ее участии.

Также автор показывает, что Иван успел завоевать доверие многих сельчан, которые приносили ему в починку свои вещи и даже звали лечить больного.

Автор подчеркивает, как важно оставаться человеком, особенно там, где невольно включается звериный страх за свою жизнь – на войне и в плену.

Образ Жилина воплощает в себе лучшие черты и может быть примером стойкости, мужества, веры в себя и стремления к цели.

п.4. Цитаты из рассказа

«Эх, — думает Жилин, — с ними, что робеть, то хуже».
Вскочил на ноги и говорит:
— А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!»

Это большой человек! Он первый джигит был, много русских побил, богатый был. У него было три жены и 8 сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили. Один сын остался и передался русским. Старик поехал и сам передался русским. Пожил у них три месяца, нашел там своего сына, сам убил его и бежал. С тех пор он бросил воевать… Не любит он вашего брата.

Костылин говорит:
— Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.
— Нет, не пойду, не годится товарища бросать.

— Прощай, — говорит, — Динушка. Век тебя помнить буду.
Ухватилась за него Дина: шарит по нем руками, ищет — куда бы лепешки ему засунуть. Взял он лепешки.
— Спасибо, — говорит, — умница. Кто тебе без меня кукол делать будет? — И погладил ее по голове.
Как заплачет Дина, закрылась руками, побежала на гору…

Окружили его казаки, спрашивают: «кто он, что за человек, откуда?»
А Жилин сам себя не помнит, плачет и приговаривает:
— Братцы! Братцы!
Выбежали солдаты, обступили Жилина; кто ему хлеба, кто каши, кто водки, кто шинелью прикрывает, кто колодку разбивает.

Источник

Какая природа на кавказе из рассказа кавказкий пленник?

Жанр произведения — рассказ. Посвящен он военным действиям на Кавказе во второй половине XIX века. В это время шла кровопролитная война за присоединение Кавказа к России. Горские народы оказывали упорное сопротивление, захватывали русских солдат в плен. Русские обозы могли передвигаться от одной крепости к другой только под усиленной охраной. Л. Н. Толстой сам был участником боевых действий и описывал события, имея представление о реальной картине событий, поэтому рассказ «Кавказский пленник» можно с полным правом назвать былью.

Главными участниками событий в рассказе стали два русских офицера — Жилин и Костылин.

Жилин получает письмо от матери с просьбой приехать домой навестить ее, отпрашивается в отпуск и выезжает из крепости. Это завязка произведения. Кульминационных моментов здесь несколько:

когда Жилин первый раз пойман в плен; неудачный побег Жилина и Костылина и их повторный плен; счастливое спасение Жилина казаками.

Развязка наступает, когда Жилин оказывается в крепости среди своих и остается служить на Кавказе, а Костылина еле живого привозят через месяц, выкупленного за пять тысяч рублей.

Правдиво описывая детали пленения Жилина татарами, Толстой показывает, что война — это страшное зло, осуждает межнациональную рознь, ужасается того, к чему приводит взаимная ненависть. Достаточно вспомнить старика-горца, чуть не застрелившего Жилина за то, что тот подошел близко к его сакле. У этого старика семь сыновей погибло на этой войне, а восьмого он застрелил сам, когда тот перешел к русским. <…>Старик был ослеплен ненавистью и требовал немедленной расправы над Жилиным.

Простые горцы относились к Жилину по-другому. Они скоро привыкли к нему, стали ценить его за умелые руки, за сметливость, за общительный характер. Девочка Дина, поначалу относившаяся к нему, как к зверю, привязалась к пленному, жалела его, а потом помогла бежать из плена и тем самым спасла его жизнь.

Читайте:  Спутники Кольца Исследование Фотографии

Рассказ построен на сопоставлении главных героев. Оно начинается уже с их фамилий. Жилин — от слова «жила», т. е. сильный, выносливый человек. Деревяшка под названием «костыль» всегда служит только подпоркой, а то и обузой своему спутнику. Так и Костылин мешал Жилину во всем. По вине Костылина Жилин попал в плен и не удался их первый побег.

Сравнивая двух героев во всем — от внешности до поступков и мыслей, мы видим, что симпатии писателя, а соответственно, и читателей полностью на стороне Жилина — простого, храброго, честного русского офицера. На Костылина же ни в чем нельзя положиться.

Толстой мастерски изображает в рассказе быт и обычаи кавказцев. Мы получаем представление о том, как выглядело жилище местного жителя, что они ели и пили, как вели быт и домашнее хозяйство.

Рассказ восхищает изображением великолепной кавказской природы. Описания пейзажей словно переносят нас к месту развернувшихся событий.

Толстой — мастер портрета, и не только психологического. Нескольких слов достаточно, чтобы мы увидели Дину с ее ручонками, «тоненькими, как прутики», глазками, блестящими, как звездочки. Характерна и внешность двух офицеров. Жилин — подтянутый, стройный, энергичный, цепляющийся за жизнь человек. Костылин — грузный, трусливый, неповоротливый, непорядочный.

Язык «Кавказского пленника» очень похож на язык сказок и былин. Предложения начинаются с глагола-сказуемого, за ним идет подлежащее. «Слышит Жилин…», «как закричит Костылин…» и т. д.

Рассказ «Кавказский пленник» написан таким мастером слова, с таким совершенством, что, прочитав его один раз, мы запоминаем его героев на всю жизнь.

Жилин получает письмо от матери и выправляет себе отпуск. Жилин и Костылин решают опередить обоз и едут впереди него. Жилин попадает в плен к татарам из-за трусости Костылина. Жилина привозят в аул и сажают в колодках в сарай. Первое близкое знакомство с похитителями. Девочка Дина приносит ему пить. Новые «хозяева» требуют, чтобы Жилин написал письмо домой с просьбой о собственном выкупе. Приводят Костылина, с которого тоже требуют выкуп. Костылин соглашается. Более близкое знакомство Жилина с жителями аула. Дружба с девочкой Диной. Описание похорон местного жителя. Жилин решает бежать из плена. Костылин увязывается за ним. Побег не удается из-за Костылина. Русских снова сажают в яму. Сроки выкупа ужесточаются. Дина навещает тайком Жилина и помогает ему бежать. Счастливое спасение Жилина. Развязка.

Источник

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

Кавказский пленник.png

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

За некоторое время, что офицеры живут у татар, Жилин завоевывает расположение у некоторых своих «хозяев». Он постоянно что-то мастерит, чинит, и однажды Абдул-Мурат признаётся ему, что, если бы не уплаченные за русского деньги, он бы оставил Жилина себе. Тем временем Жилин выкопал себе ход для побега. Однажды татары приехали в свой аул в дурном расположении духа — убили их товарища. Многие горцы злятся на русских и говорят, что следует убить и пленных. Жилин понимает, что нужно бежать, и подговаривает Костылина решиться на побег вместе с ним.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

Кавказский пленник 2.png

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Однако в лесу беглецы встречают одного из горцев, который быстро призывает подмогу — и офицеры снова становятся пленниками. Теперь все татары злятся на русских, и мужчин бросают в яму. Кормят их только непропечённым тестом, колодки уже не снимают, да поговаривают, что нужно их убить. Абдул-Мурат всё ещё сопротивляется общественному мнению — ему ещё немного симпатичен Жилин, да и деньги за него уплачены. Теперь поставлены условия: если через две недели не будет выкупа, офицеров убьют. Если будет ещё один побег — та же печальная участь ждёт молодых пленников.

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

Читайте:  Куница и человек грани взаимодействия

Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС

Главные герои

Жилин

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».

Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.

Поведение в плену

Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.

Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.

Поведение в экстренной ситуации

Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

Источник



Роль пейзажа в рассказе Л. Н. Толстого "Кавказский пленник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная научная работа по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" поможет учителю и ученикам глубже понять роль пейзажа в художественном произведении.

Просмотр содержимого документа
«Роль пейзажа в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»»

Муниципальная научно-практическая конференция

научного общества учащихся Миасского городского округа

«Интеллектуалы XXI века»

Пейзаж в рассказеЛ.Н.Толстого

«Кавказский пленник»

Автор: Павлова Мария,

6 класс, МАОУ «СОШ №10»,

Научный руководитель:

Глебова Галина Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

I.Введение

2. Актуальность работы

3. Предмет исследования

II.Основная часть

III.Выводы

IV.Список использованной литературы

V.Приложение

I.Введение

Пейзаж (фр. lepaysage от lepays – страна, местность) – изображение картин природы в художественном произведении.

Одни учёные предлагают различать три уровня пейзажа в художественном произведении: пейзажная деталь, пейзажная картина, пейзажное произведение.

Пейзажной деталью называется «образная деталь, заключающая в себе информацию, эмоциональное содержание, эстетическую оценку и позицию автора».

Пейзажная картина (собственно пейзаж) сама является предметом описания, воссоздания.

Вопрос о существовании пейзажного произведения, то есть пейзажа как самостоятельного литературного жанра, является спорным. Часть исследователей утверждает, что «пейзаж является самостоятельным жанром не только в живописи, но и в поэзии. Другие считают, что литературный пейзаж, в отличие от живописного, не выделяется в самостоятельную жанровую форму, подчинен художественному тексту, «входит в качестве составного элемента в произведения различных прозаических и стихотворных жанровых форм».

Некоторыеучёные различают «условный пейзаж» и «психологический пейзаж».

Мировоззрение древнего человека исключает возможность эстетического восприятия природы, но не исключает возможности её литературного изображения. Поэтому для фольклора и литературы раннего периода характерны такие описания природы, которые получают название «внепейзажные образы природы» (условный пейзаж). Например, в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» читаем:

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела,

А й по той ли по дорожке прямоезжою

Да й пехотою никто да не прохаживал…

В русской литературе, начиная с 18 века, почти нет произведений, в которых отсутствовал бы психологический пейзаж. Писатели стремились включать его в свои произведения, чтобы познакомить читателя с местом действия, создать определённую атмосферу, полнее раскрыть характер, чувства, мысли, переживания героя.

Например, в рассказе Г.Скребицкого «Колючая семейка» читаем:

«По всей вырубке пахнет земляникой, и мёдом от белых мохнатых цветов, и горячей смолой от высоких сосен. Кажется, будто где-то в лесу развели костёр и варят на нём душистое земляничное варенье.

А как весело посвистывают в кустах птицы, как звонко стрекочут в траве кузнечики, как хорошо кругом — прямо целый день не выходил бы из леса

Актуальность работы

Работа над данной темой поможет мне и моим одноклассникам не только понять, что такое пейзаж и почему редкое произведение обходится без него, но и глубже проникнуть в замысел автора.

Предмет исследования

Пейзаж в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Читайте:  Дежурство в уголке природы старшая группа для детей

Пейзаж в «Кавказском пленнике» нетолько служит фоном, на котором развиваются события, описанные в рассказе, но, следуя авторскому замыслу, глубже раскрывает состояние героя, характеризует его мысли, чувства, переживания.

Метод исследования

В данной научной работе использованы методы изучения научной литературы по данной проблеме, сопоставления; самостоятельное исследование рассказа; анализ, классификация, обобщение материала,статистический метод.

Цель работы

Выявить зависимость между пейзажем и поступками героя в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Изучить научные статьи по данной теме, разработанные Головиной Еленой Викторовной, Толовой Галиной Николаевной.

Найти в тексте рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» пейзажные зарисовки.

Сделать анализ художественных средств, используемых Л.Н.Толстым при создании пейзажа.

Определить их значение в данном произведении.

Выстроить параллель «пейзаж-герой-действие».

Терминология

Метафора (в пер. с греч.— перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Иногда говорят, что метафора – это скрытое сравнение.

Пейзаж (фр. lepaysage от lepays – страна, местность) – изображение картин природы в художественном произведении.

Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.

Троп (от др.-греч. — оборот) — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы широко используются в литературных произведениях, ораторском искусстве и в повседневной речи.

Эпитет слово или целое выражение, которое в тексте приобретает новое значение или смысловой оттенок, выделяя неповторимые признаки объекта (чаще с необычной точки зрения).

Экспозиция (лат. expositio — выставление напоказ, изложение)частьпроизведения, которая предшествует началу сюжета.

Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.

Кульминация (латинское слово «culmen» означает в переводе «вершина,

высшая точка») — это момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.

Развязка- окончание действия или завершение конфликта между персонажами в эпическом или драматическом произведении.

Пейзажная деталь — средство создания образа, с помощью которого создается колорит обстановки.Также это «образная деталь, заключающая в себе информацию, эмоциональное содержание, эстетическую оценку и позицию автора».

Пейзажная картина — (собственно пейзаж) сама является предметом описания, воссоздания.

Жанр — род произведений в области какого-либо искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Рассказ — художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.

Былина— русская народная эпическая песня о богатырях.

Деталь художественная — одно из средств создания образа, которое помогает представить воплощенный характер, картину, предмет, действие, переживание в их своеобразии и неповторимости.

II.Основная часть

Пейзаж может представлять собой статическое или динамическое описание. Статическое описание не входит во временное развитие действия. Динамическое описание включено в событие и не приостанавливает действие, а способствует развитию сюжета.

В первой части рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» пейзаж статичен, во второй, когда герой начинает искать путь домой, пейзаж наполняется цветом, смысловыми эпитетами и сравнениями.

Из экспозиции мы узнаём, что на Кавказе идёт война. На каждом шагу русским солдатам и офицерам грозит опасность: «По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы». Главному герою, Жилину, предстоит дорога домой. До следующей пограничной крепости 25 вёрст, «Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, и укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика по дороге».

Данный пейзаж похож на «сухое»перчисление конкретных предметов местности. Имена существительные «пыль, жара, солнце», отрицания – «ни деревца, ни кустика» и единственный эпитет «голая степь» усиливаютощущение тяжести пути и подводят героя к мысли: «А не уехать ли одному, без солдат?»

Выбор сделан, но это путь в плен. Для русского офицера – позор. Может быть, поэтому писатель не даёт возможности герою «примечать дорогу, куда его везут»(«Голова у Жилина разбита, кровь запеклась над глазами», и видит перед собой он только «здоровенную татарскую спину да шею жилистую»). Пейзажная зарисовка не меняется, она представлена лишьименами существительными«гора», «река», «дорога», «лощина»Ехали они долго на гору, переехали вброд реку, выехали на дорогу и поехали лощиной»).

Стало смеркаться, когда пленного Жилина привозят в татарскую деревню (стан врага). Недаром Толстой выбрал именно это время суток:оно характеризует состояние героя как «безотрадное, безнадежное».

Развитие действия

В начале второй части рамки пейзажа ещё не расширяются (из щели сарая Жилин видит дорогу, идущую под гору, саклю, два дерева), нет ни одного тропа, отражающего состояние героя.

Но как только Жилин задумывается о побеге, как только начинает высматривать, выпытывать, «как ему бежать», появляется первая объёмная пейзажная зарисовка. Она напоминает план местности, даже предполагается конкретный масштаб («на полдни за сарай лощина»): точка обзора- гора, с неё видны «лощина», «аул другой в низочке», «другая гора ещё круче», «ещё гора», «лес синеется, ещё горы — всё выше и выше»,«а выше всех, белые, как сахар, горы, одна снеговая выше других шапкой стоит». Панорама величественна и одновременно страшит невозможностью спастись. Повторы «горы, горы», прилагательные впростой сравнительной степени «выше, круче», сравнения «как сахар», «шапкой стоит», цветовой глагол «синеет»подчёркивают тоску героя по родной стороне. Пейзаж оживляется возможностью побега: «промеж двух гор синеется ровное место»«там точно, в этой долине должна быть наша крепость». Однако повтор «далеко-далеко»,сравнение «точно дым стелется», закат, окрасивший белые горы в алыйцвет, долину – в огненный, потемневший лес не только олицетворяют порыв к свободе, волю к победе, энергию героя, но и предвещают тяжёлый, трудный путь домой.

Первый побег

«Темно, звезды высоко стоят на небе; над горой молодой месяц закраснелся, кверху рожками заходит.В лощинах туман, как молоко белеется». Побег предпринимается в начале ночи, на это указывает эпитет «молодой месяц». Опрокинутый «кверху рожками», он предвещает ясную безоблачную погоду. В лощинах, куда стремятся беглецы, «туман, как молоко, белеется».Туман настолько густой, что автор сравнивает его с молоком. Это надежда на спасение. Белый цвет вызывает положительные ассоциации, демонстрирует окончательное решение и снятие препятствий.В темноте, тумане пленникам «идти легко», а звёзды указывают путь домой.

Красный цвет говорит о порыве, желании добиться цели, но глагол «закраснелся», означающий начало действия, предрекает неудачу.

Герои начинают плутать, дорога приводит их в лес (в легендах и мифах земледельческих, кочевых,степных народов лес — это неупорядоченная дикая природа, таинственная и угрожающая).Олень, увиденный ими в лесу, предвещает скорый рассвет. О близком наспулении утра говорят и спускающиеся «высожары». И туман, густой, утренний, уже не помощник, а препятствие: «…ничего не видать перед собой, и звёзды уже чуть видны».

Кульминация

Второй побег

Перед вторым побегом Л.Н.Толстой вновь добавляет в описание природы красный цвет: «зарево красное загорелось». Но этот цвет не только говорит о трудности пути, глагол «загорелось», включённый Л.Н.Толстым в предложение, точнее передаёт нетерпение героя, порыв, волю к победе. Теперь Жилину легче, он знает дорогу, точно распределяет время пути: «до месяца надо лощину пройти, до лесу добраться», «прямиком идти вёрст восемь». Чёткий план: «речка» — «лощина»-«лес», подгоняющий беглеца месяц не дают герою остановиться. Слово «свет», которое 9 раз используется Л.Н.Толстымв разных грамматических формах (прилагательное в простой сравнительной степени «светлее», усиленное повтором «светлее, светлее», цветовые глаголы «посветлело», «засветились», сравнение «бело, светло, совсем как днём»), символизирует полную свободу и снятие препятствий.Природа торопит героя, помогает ему во время побега: «Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается».

Ночь пути вымотала Жилина. «Уж стал месяц бледнеть. Роса пала, близко к свету», через 30 шагов кончился лес, совсем светло стало, и видит герой – «близёхонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется, и люди у костров». Эпитет «близёхонько» с уменьшительно-ласкательным суффиксом передаёт радость, нетерпение, жгучее желание побыстрее оказаться среди своих. Горят огни, «дым стелется», но это уже конец трудного пути: «…Жилин собрался с последней силой, подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит:

Источник