Красота и безобразие в окружающей среде

Прекрасное и безобразное

ПРЕКРАСНОЕ И БЕЗОБРАЗНОЕ — эстетические категории, характеризующие явления с точки зрения их соответствия или несоответствия утвердившимся в обществе эстетическим идеалам. Объективно прекрасное воплощается в упорядоченности, соразмерности, гармонии частей, а также во всем, что утверждает человека в жизни, расширяет пределы проявления его высших чувств, что «порождает игру его физических и интеллектуальных сил» (К. Маркс). В прекрасном через эстетические формы находит свое воплощение Добро, Истина и Польза. Субъективно прекрасное вызывает у человека эмоциональный подъем, духовное наслаждение, ощущение радости, внутренней свободы, генерирует энергию сопереживания, эмоционального слияния с объектом эстетического наслаждения.

Безобразное же обычно выступает как антитеза прекрасному, как средоточие антиэстетических характеристик бытия. Объективно безобразное как бы заключает человека в рамки его метафизической (изначальной, неизменной) греховности, умаляет проявления человеческого в человеке или направляет его духовные силы по гибельному пути разрушения и саморазрушения, по пути возрастания мировой энтропии. Субъективно же безобразное вызывает букет негативных эмоциональных состояний вплоть до отвращения к объекту созерцания, к той или иной природной или социальной среде, к самому себе, в коих открываются черты безобразного. Однако в искусстве безобразное может быть и источником эстетического наслаждения, в основе которого лежит радость узнавания действительности, ощущение мастерства художника, более острое восприятие (в контрасте с безобразным) форм и идеалов прекрасного. Гуманистическое отношение к безобразному таково: поскольку есть в жизни безобразное, оно может и должно быть показано, воспроизведено в искусстве даже в гипертрофированных формах. Но высший принцип жизненной гармонии требует, чтобы через безобразное, через противоречия, контрасты, конфликты безобразного с прекрасным утверждалось все-таки прекрасное.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 314-315.

Источник



Прекрасное и безобразное

Прекрасноеэстетическая категория, обозначающая высшую эстетическую ценность, характеризующая явление с точки зрения совершенства. В истории культуры были выработаны различные характеристики прекрасного. Прекрасное определялось как гармония, симметрия, ритм, пропорциональность, целесообразность, внутренне присущая предметам мира, а также мера в звуковых и цветосветовых отношениях, характеризующая внешний облик явлений. На предложенной выше схеме прекрасное выступает как гармония духа и материи, содержания и формы, разумного и чувственного, объективного и субъективного, упорядочивание хаоса, свободное выражение необходимости. Эти определения прекрасного можно продолжить. Главный же вопрос, волновавший мыслителей, это – какова природа прекрасного? Ответить на этот вопрос означает ответить на вопрос о сущности эстетического в целом.

Основные трактовки прекрасного:

1. Прекрасное есть воплощение Бога или абсолютной идеи в конечных вещах и явлениях, как считали Платон, Гегель и христианские философы средневековья.

2. Прекрасное – объективное свойство самих вещей. Такой подход к прекрасному был сформулирован уже в древнегреческой космоцентрической эстетике, где прекрасное трактовалось как вселенская гармония, красота мироздания, Космоса. Такая трактовка в той или иной форме воспроизводится во всей материалистической эстетике, в эстетике французского Просвещения. Для нее прекрасное – естественное свойство самой природы, такое же, как вес, цвет, объем и т.д.

3. Действительность эстетически нейтральна, источник прекрасного таится в душе индивида. Красота – результат определенного восприятия субъектом явлений действительности, «суждений вкуса», «чувствования», «проецирования духовного богатства на действительность», как полагали многие субъективистские направления в эстетике (романтики, модернизм).

4. Прекрасное есть результат соотнесения свойств объективной действительности с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, идеалами и представлениями о прекрасной жизни. Так полагали Сократ, Аристотель. При таком подходе прекрасное истолковывается как высшая ценность, в которой выражено объективно-эстетическое значение явлений, но которое осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. С позиций этого подхода прекрасное – это эстетический образ реального предмета. Вместе с тем, прекрасное предполагает определенную идеализацию отражаемого предмета и доведение его до совершенства. В этом плане прекрасное есть построенная воображением модель предмета, гармонические черты которого доведены мыслью до предела, высказаны до конца.

5. Эстетические разработки на основе учения К.Маркса утверждают, что прекрасное – это результат того, что объективные явления с их естественными свойствами втягиваются общественно-исторической практикой в сферу интересов человека и приобретают положительную ценность для человечества как рода, «одухотворяются», очеловечиваются трудом и становятся сферой свободы. В рамках этой позиции красота объективна, так как зависит не от восприятия того или иного индивида, а от реальной ценности предмета для человечества. Это эстетическое свойство имеет общественную сущность и формируется исторически. Наконец, прекрасное – сфера свободы человека, свидетельство того, что человечество овладело данным аспектом реальности.

Безобразноекатегория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность. Как подсказывает этимология самого слова, безобразное значит без-образное, лишенное образа, меры, порядка, другими словами – хаос. На приведенной схеме безобразное характеризуется как распад формы, утрата содержания, бездуховность, бесчувственность, неразумие, хаотичность материи, господство необходимости.

В древнегреческой эстетике безобразное сближалось с понятиями небытия и зла. В средневековой философии безобразное трактовалось как следствие и форма проявления греховности. Эстетика Просвещения отрицала за безобразным право быть отраженным в искусстве, в то время как в некоторых течениях модернизма оно истолковывалось как исключительная художественная ценность.

Безобразное – антипод прекрасного. Однако эстетическое переживание безобразного двойственно: наслаждение художественным произведением может сопровождаться чувством отвращения к самому предмету изображения. Так замечательная пьеса может быть посвящена отражению общественных пороков, а прекрасный портретист написать уродливое лицо.

Источник

Красота и безобразие в окружающей среде

Важная экологическая проблема, о которой обычно забывают, рассуждая о загрязнении, – обезображивание окружающей среды. В нашей стране оно зашло так далеко, что в поисках красивых видов надо прибегать к туризму, ездить на экскурсии. И сами эти красивые виды разделились, поляризовались, как бы не желая видеть друг друга. С одной стороны, это немногие архитектурные ансамбли в исторических центрах старых городов; с другой стороны, виды на речные долины, озёра, холмы и т.п. в местах, не доступных для автомобиля или редко посещаемых из-за удалённости от хороших дорог. Ведь там, где можно поставить автомобиль, существуют постоянные площадки для пикников с вытоптанной и выжженной почвой, с кучами мусора; с жалкими пнями и сучьями от стволов и ветвей, вырубленных на дрова.

Может ли быть красивым культурный ландшафт, возникший от сочетания человеческих сооружений с природными объектами? В Западной Европе таких мест сколько угодно, но нас волнует наша страна, Россия. Прекрасны виды на старинные монастыри, храмы, дома бывших помещичьих усадеб и окружающие их парки, даже одичавшие; красивы традиционные деревни с однотипными домами-избами, с прудами, с многоярусной растительностью дворов и улиц. Но подобных мест осталось мало, они быстро пропадают: вдали от городов и автодорог сельские поселения исчезают полностью, а в пригородной зоне заменяются дачными посёлками.

Красота – это, казалось бы, дело вкуса. Утрата красивых пейзажей, которыми дорожит старшее поколение, может не волновать молодёжь, привыкающую к более техногенной среде, наполненной всякого рода машинами и приборами. Вместе с тем, в красоте есть немало объективного, не зависящего от особенностей личного восприятия. Тривиальный пример – цветы. На любой выставке цветов, да и в хорошем цветочном магазине, все выставленные объекты прекрасны – и сами живые цветы, и их искусно сделанные копии. Задолго до появления человека на Земле красота цветов, привлекая насекомых, способствовала размножению растений, а красота оперения птиц тоже играла свою роль при выборе партнёров для спаривания. Красота, стало быть, не только человеческое понятие, установление, достояние; она и без воспринимающих её людей содержится в природе.

Можно ли сделать все окружающие людей вещи безусловно красивыми? Конечно, можно. Для этого трудились многие поколения художников, ювелиров, архитекторов, обслуживая богатую верхушку общества; так были созданы прекрасные дворцы, их интерьеры (внутренняя обстановка), окружающие сады и парки. Но и в прочих местах, под открытым небом, стихийно сформировались и случайно сохранились красивые пейзажи, доступные для посещения простым людям.

О причинах красоты можно спорить, но кажется, что в дикой природе безобразия не бывает. (Как в песне: «У природы нет плохой погоды»). Правда, ужасными и безобразными кажутся обывателям многие черви и членистоногие, реже – земноводные и пресмыкающиеся, с которыми связано ощущение опасности, брезгливости, гадливости, но натуралисты и таких тварей считают красивыми. Но то – животные, а могут ли существовать безобразные природные ландшафты? Естественный ландшафт, наполненный жизнью (прежде всего, полноценным растительным покровом) настолько, насколько позволяет местный климат, как правило, производит приятное впечатление на всех людей, независимо от их туристского и географического опыта.

Читайте:  Наблюдение за неживой природой в младшей группе весной цель

Кажущиеся безжизненными пустыни (приполярные и субтропические) многих с непривычки подавляют и пугают, но достаточно немного приподняться над землёй хотя бы на вертолёте, и ты начинаешь ощущать большое разнообразие и красивую закономерность. В субтропической пустыне читается прежняя гидросеть – извилины давно высохших рек, дно бывших озёр, а когда при восходящем или заходящем солнце на холмы и долины ложатся длинные тени, то можно вообразить, что под тобой настоящие леса и полноводные реки, которые были здесь десятки тысяч лет назад. Ведь даже такие огромные пустыни, как Сахара, в значительной мере созданы людьми из-за перевыпаса скота и истребления диких животных (не только для еды, но и для забавы). Расширяющаяся африканская пустыня сегодня, на наших глазах, поглощает целые страны. Получается, что исконный природный ландшафт всегда прекрасен, а безобразным он становится из-за бесхозяйственности.

Красоту пейзажей в средней полосе России создали речные долины и поймы, лесные поляны и опушки, кустарники и мелколесье у ручьёв и оврагов, дороги-аллеи, одичавшие сады и кусты на месте исчезнувших домов, склоны холмов, пруды, старые сёла, увенчанные православными храмами. Большинство из этих элементов ландшафта считалось бесполезным и уничтожалось как в советское время, когда деревня принадлежала колхозу или совхозу и нужна была только для снабжения города сельскохозяйственными продуктами, так и сегодня, когда село заменяется коттеджными посёлками.

Разнообразный и привлекательный ландшафт нужен не только ради чистой красоты, имеющей психотерапевтическое и воспитательное значение, не только для того, чтобы им любовались (хотя и такое занятие само по себе ценно и необходимо). Красота свидетельствует о нормальной деятельности, о здоровье и правильном образе жизни некоторой системы, будь то организм человека, биоценоз (природное сообщество животных и растений) или весь ландшафт.

Культурный ландшафт красив, если ему присущи черты живого организма или биоценоза, например, многоярусная растительность (деревья с подростом, подлеском в виде кустарника, травяного и мохового покрова); округленность очертаний различных земельных угодий и пятен растительности в плане; вписанность объёмов зданий и сооружений в формы конуса или пирамиды; визуальная ясность различий и отношений между уникальными господствующими и стандартными подчинёнными элементами; обилие всякого рода ядер, центров, границ, сетей, оболочек, бордюров, переходных зон, смягчающих контрасты; внешнее сходство с естественным рельефом местности и кронами деревьев; постепенное обновление частей; сотрудничество поколений – старых и новых, нарождающихся и отмирающих. Если нарисовать всё это в красках, используя цветной фон, как на географической карте, то получится не только абстрактная картина, но и прекрасный орнамент, полный математических закономерностей (вроде симметрии); в то же время это будет наглядная схема хорошего культурного ландшафта, а может быть и всего человеческого общества, поскольку и в нём есть все подобные элементы и структуры.

Указанные морфологические черты природных систем сознательно или бессознательно заимствуются у природы художниками, ремесленниками, архитекторами, да и всем народом, при устройстве своего быта, жилищ, усадеб; автоматически, постепенно проявляются во всём ландшафте при разумном природопользовании. Не только загородная местность, но и старые города живописны, привлекательны, уютны, если обладают вышеперечисленными особенностями.

Сегодня главная причина обезображивания ландшафта в городах и за городом – беспорядочная застройка местности, не подчиняющаяся никакому архитектурному надзору. Восхищающий туристов Петербург потому и красив, что в нём строительство было подчинено стандартам, за которыми следила сама царская власть. С другой стороны, похожая на большую деревню Москва ещё до внедрения в неё элементов регулярной планировки отличалась большой живописностью по причинам, казалось бы, противоположным, – таким, как у естественного ландшафта: постепенность развития и обновления, однотипность различных рядовых построек, возглавляемых более уникальными господствующими сооружениями, каковыми были православные храмы.

Главнейшие эстетические ценности – красота и разнообразие находятся между собой в сложных, неоднозначных отношениях. Разнообразные вещи, красивые и ценные сами по себе, будучи собранными в одну кучу, воспринимаются не заинтересованными лицами со стороны как мусорная свалка. Любая вещь, в том числе и очень крупная, может стать мусором не по своим физическим свойствам, а из-за негативного отношения к ней многих людей и по причине беспорядочного расположения в пространстве. Сооружаемые сегодня дома, коттеджи, виллы, дворцы кажутся красивыми по отдельности, особенно на фотоснимках в глянцевых журналах и альбомах, но, собранные вместе, нередко смотрятся издали, как груды мусора. Так что же, не надо никакого разнообразия? Да нет, оно необходимо, но это должно быть упорядоченное, системное, ограниченное разнообразие, за образцами которого надо обратиться опять-таки к живой природе.

Неодинаковы листья одного дерева, но они однотипны. В одном стиле построены дома в какой-нибудь рыбацкой деревне на берегу Средиземного моря: все стены белые, крыши красные черепичные с одинаковым углом наклона; дома на островах в Греции все белые, но с синими оконными рамами; и так же схожи избы в старой русской деревне – похожи, да не тождественны; их всё же можно без труда различать по внешнему виду. К сожалению, современные нам отечественные застройщики не смогли (да и не пытались) найти золотую середину между однообразием и разнообразием. В советское время возводили до того стандартные многоэтажки, что их жильцы нередко путали подъезды и даже заходили по ошибке не в свои квартиры. С другой стороны, в бывшей деревне, превращающейся в дачный посёлок, мы видим сегодня, как на соседних участках стоят ажурные замки с башнями и деревянные дома-коробочки с простыми двускатными крышами.

Свобода и творчество, казалось бы, нераздельные стороны одной медали. Чем больше свободы воображения у художника, тем более красивые вещи он создаст и тем прекраснее будет составленное из этих вещей большое пространство? Оказывается, что нет! От несогласованного творчества разных авторов получится в лучшем и редком случае музей, выставка, а в худшем и частом случае – большая свалка.

Классическое искусство, которым мы восхищаемся сегодня и к которому пытаемся приобщить подрастающее поколение – результат не свободного полёта фантазии, а ползания в цепях. Художники были скованы религиозными канонами, традициями, бессознательными привычками, подражанием престижным образцам, общественным мнением, самоцензурой и страхом непризнания и осуждения, и именно в таких жёстких условиях они создавали то, что сегодня воспринимается как шедевр и продаётся на аукционах за миллионы долларов. Творения разных художников укладывались в определённый, постепенно изменявшийся стиль; здания одного стиля формировали в пространстве архитектурный ансамбль, а в сочетании с природными и полурукотворными объектами (садами, парками) – прекрасный культурный ландшафт.

Сегодня ни один движимый предмет потребления не конструируется без участия дизайнеров. Если без художников не обходится даже выпуск утюгов и чайников, то во сколько же раз больше нуждается в дизайне используемая людьми поверхность Земли! К сожалению, ландшафтная архитектура, столь престижная и модная в наши дни, пространственно измельчала, она простирает свои руки только на частные усадьбы, скрытые от взоров прохожих высокими стенами. За пределами отдельных владений, а стало быть, и над всей их совокупностью, царят безобразие и хаос. В развитии Москвы и Подмосковья, на территории, где проживает восьмая часть всех россиян, никакого присутствия ландшафтной архитектуры не замечено.

Задача экологичного эстетического воспитания – приучить подрастающее поколение замечать, ценить, беречь, искать, находить, творить прекрасное – не только возле своего дома, но и на обширных пространствах. Последний пункт перечня – творить прекрасное именно в ландшафте – не сводится к тривиальным советам посадить дерево или окаймить камешками клумбу в городском дворе. Возможностями устроить земной рай на площади в несколько квадратных километров и подарить этот пейзажный парк не своей семье, а всему обществу, или, что ещё лучше, построить экологически совершенный, красивый и чистый город – экополис, располагают разве что миллиардеры, но ни один из них такого желания пока не выказал; гораздо проще купить на торгах какое-нибудь ювелирное изделие или картину за несколько миллионов долларов и подарить данную вещь государству, чтобы задобрить власть и обеспечить защиту своей личности и бизнеса.

Читайте:  Чем питается карась где он живет и как выглядит

Ничтожное меньшинство человечества составляют профессиональные художники, дизайнеры, архитекторы и пользующиеся их услугами богатые, влиятельные заказчики ландшафта. Но каждому простому человеку в его повседневной обстановке доступно главное – неучастие в злодеяниях. Коль скоро вы поняли, отчего загрязняется и обезображивается окружающий мир, то постарайтесь не участвовать в делах, которые приводят к порче нашей среды обитания.

Источник

Проблема прекрасного в эстетике. Прекрасное и безобразное

«Прекрасное»одна из важнейших и самых широких по значению категорий эстетики, служащая для определения и оценки наиболее совершенных явлений в действительности, в общественной жизни, в социальной деятельности людей, в искусстве.

С античных времен в эстетике преобладает представление о прекрасном как об объективно существующем. Прекрасное для древнегреческих философов — это не субъективное представление и не иллюзия, это реальность. Всеобщее античное уважение к космосу, ко всем его мельчайшим частям, отношение ко всему окружающему как к величайшему творению, сказалось на эстетических представлениях.

Натурфилософы считали: прекрасноекосмическое совершенство, всеобщая гармония мироздания.

Пифагорейцы, например, считали, что прекрасное связано с космосом н определяется гармонией. Мировая гармония, с точки зрения пифагорейской школы, и есть прекрасное. Представители этой школы считаются основоположниками математического подхода к прекрасному, поскольку они пытались дать математическое выражение гармонии. Именно пифагорейцы выдвинули идею о «музыке небесных сфер».

Концепция Вселенной Гераклита диалектична и включает в себя эстетическую картину мира (здесь философия и эстетика выступают как прекрасноевечно ме-

Платон (ок. 428 — 347 гг. до н.э.) в диалоге «Пир» пишет: «Прекрасное существует вечно, оно не уничтожается, не увеличивается, не убывает. Оно ни прекрасно здесь, ни безобразно там. ни прекрасно в одном отношении, ни безобразно в другом». Перед познающим его человеком прекрасное «не предстанет в виде какого-то облика,, либо рук, либо какой иной части тела, ни в виде какой-либо речи, либо какой-либо науки, ни в виде существующего в чем-либо другом в каком-нибудь живом существе или на земле, или на небе, или в каком-либо другом предмете. » Прекрасное выступает здесь как вечная идея, чуждая изменчивому миру вещей. Такое понимание прекрасного вытекает из философской концепции Платона, утверждавшей, что чувственные вещи — тени идей. Идеи же — неизменные духовные сущности, составляющие истинное бытие.

Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.), в отличие от Платона, полагал, что прекрасное не объективная идея, а объективное качество явлений: «прекрасное — и животное и всякая вещь, — состоящее из известных частей, должно не только иметь последние в порядке, но и обладать не какою попало величиной: красота заключается в величине и порядке». Аристотель дает структурную характеристику прекрасного. Продолжая пифагорейскую традицию, он утверждает, что постижению прекрасного способствует математика. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета: «. ни чрезмерно малое существо не могло бы стать прекрасным, так как обозрение его, сделанное в почти незаметное время, сливается, ни чрезмерно большое, так как обозрение его совершается не сразу, но единство и целостность его теряются». Прекрасное — не слишком большое и не слишком маленькое. Это по-детски наивное суждение содер-

жит в себе гениальную идею. Красота здесь выступает как мера, а мера всего — человек. Именно в сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». Эта концепция — теоретическое соответствие гуманистической практике античного искусства. Греческий Парфенон, например, в отличие от египетской пирамиды, не слишком большой и не слишком маленький: он достаточно большой, чтобы выразить величие афинян, его создавших, и достаточно маленький, чтобы не подавлять человека. Аристотель подчеркивал единство прекрасного и доброго, эстетического и этического. Аристотель трактует прекрасное как доброе, которое приятно тем, что оно благо. Образы искусства для Аристотеля должны быть столь же прекрасны, сколь и морально высоки и чисты.

В средние века господствовала концепция божественного происхождения красоты: Бог, одухотворяя косную материю, придает ей эстетические свойства; красота вещи есть одухотворенность ее Богом. Чувственная красота и наслаждение ею — греховны. Средневековая эстетика аскетична. Мир рассматривался как божественное произведение. Все прекрасное в нем связано с божественным промыслом, с божественным разумом. Бог своим логосом вносит в косную материю форму, смысл, совершенство, придает ее существованию цель, одухотворяет ее. Все прекрасное, с точки зрения средневековой эстетики, связано с духовным, все же материальное, телесное — это греховное и безобразное. Эти идеи были присущи многим средневековым философам, в том числе Августину Блаженному и Фоме Аквинскому.

Августин Блаженный (354 — 430) утверждал, что мир в целом прекрасен, несмотря на частные несовершенства. Красота мира восходит к Богу. Эстетическое впечатление от искусства обусловлено божественной идеей, которую оно несет. Августин отрицает возможность наслаждения произведением. Для Августина искусство не суще-

ствует вне религиозной пользы. В эпоху позднего Средневековья Фома Аквинский (1225 — 1274) утверждал красоту реального мира: «Бога радует всякая тварь, ибо все существующее согласно с его сущностью». Красота — форма, воспринимаемая высокими человеческими чувствами (зрением и слухом). Для Фомы Аквинского прекрасное способствует подавлению земных желаний и облегчает путь к вере; оно обусловлено формальными элементами (цельность, пропорция, гармония, ясность), которые действуют на нас непосредственно. Прекрасное успокаивает желания человека и способствует его восхождению к вершинам своего назначения.

В эпоху Возрождения философы возвращаются к античным представлениям, вновь связывая прекрасное с природой, с совершенным упорядоченным космосом. Чрезвычайно широкое распространение получает возрожденная античная теория мимесиса (подражания природе).

Гуманисты Возрождения утверждали красоту самой природы и радость ее восприятия. Эстетика Возрождения продолжает античные традиции; прекрасное отождествляется с нравственным и справедливым. Внешняя красота считается атрибутом добродетели. Лука Пачиолио выдвигает норму красоты — золотое (гармоническое) сечение. Образцом красоты становится человек, его тело. Агостино Нифо объявил нормой красоты женское тело и канонизировал свое описание красоты графини Тальякоццо, превратив его в правило, закон, образец. Канонизировали красоту женского тела и английские философы Роберт Нокс и Хейдон. Для Томазо Кампанеллы прекрасное — знак добра, а безобразное — зла. Кампанелла утверждает эстетическую полифонию жизни и релятивность ее оценок: «Нет ничего, что одновременно не было бы прекрасным и безобразным». Леонардо да Винчи полагал самым красивым пропорции предметов. Эстетика Ренессанса проникнута гуманизмом и поисками жизненной

правды: Шекспир считал, что искусство — зеркало, которое художник держит перед природой; а «прекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценной». Так эстетика Возрождения подчеркивала связь красоты и правды.

Эстетика классицизма (ее каноническое выражение дал Буало) отождествляла прекрасное с изящным: прекрасна не вся природа в ее цветении и буйстве, а лишь подстриженная, ухоженная природа Версальского парка. Буало обосновывал принципы хорошего вкуса. Он считал, что прекрасно только правдивое. В искусстве прекрасно изображается даже безобразное. Подражание красоте природы — главная цель искусства. Великая личность — наиболее полное воплощение идеалов красоты. Эстетика французских просветителей (XVIII в.) — важный этап развития теории прекрасного. Для Просвещения также характерно представление о прекрасном как об объективно существующем, как о свойстве, присущем самой природе. Оно неотъемлемо от нее. Например, Д. Дидро связывал прекрасное с целесообразностью и целостностью.

Д. Дидро (1713 — 1784) разделил красоту на два вида: 1) реальную, объективную красоту, существующую до В и после появления человека (отношения частей внутри предмета, отношения однородных и неоднородных предметов); 2) красоту относительную, существующую лишь для человека (предмет соприкасающийся с сознанием человека).

Дидро стремился учесть многообразие форм прекрасного: морально-прекрасное содержится в нравственных отношениях; литературно-прекрасное — в литературных произведениях; подражательно прекрасное — в воспроизведении в искусстве отношений, существующих в природе. Немецкая классическая философия создала идеалистические представления о прекрасном, развив его субъек-

тивистское понимание. И. Кант (1724 — 1804) трактовал прекрасное как объект незаинтересованного отношения (отношение человека к прекрасному чисто созерцательное и непрактическое). Кант различил полезное и прекрасное и подчеркнул качественно своеобразный характер эстетического интереса. Он произвел дематериализацию прекрасного, отделил его форму от его содержания: зеленый цвет или звук скрипки принято считать прекрасными, но они лишь приятны. В суждении о прекрасном имеет место созерцательное удовольствие, не возбуждающее практического интереса к объекту. Только когда цвет и звук очищены от материального содержания, они выступают как прекрасные. Кант считает, что «наслаждение в приятном» и «наслаждение в добром» соединены с интересом, в то время как наслаждение прекрасным, которое определяет суждение вкуса (эстетическое суждение), свободно от всякого интереса. Ф. Шиллер (1759 — 1805)утверждал: красотаэто свобода (согласованность с законами; ничем не стесненное развитие явлений по присущим им законам); основа красотыпростота; красотаестественное совершенство. Шиллер отличает изображение прекрасного от прекрасного изображения. То, что безобразно в природе, может быть прекрасно в искусстве (прекрасное изображение).

Читайте:  24 GIF набора для стильных сторис

По Гегелю (1770 — 1831), прекрасное в действительности есть жизнь, выступающая как животный организм, как человеческий организм и как организм духовного мира (семья, государство); в природе прекрасное ограниченно и конечно, поэтому оно — неадекватная форма воплощения идеи, так как идея бесконечна и свободна внутри себя. Прекрасен предмет, в котором идея проявилась наиболее полно. Для Гегеля понятие прекрасного оттеснено на второй план понятием истинного: чем глубже мыслит человек, тем менее ему нужно прекрасное; ныне человек на-

учился мыслить абстрактно (на смену веку искусства пришел век философии). В искусстве для Гегеля ценно только то, что дает возможность приблизиться к абсолютной идее. Философия, по Гегелю, познает абсолютный дух как идею, а искусство познает дух не непосредственно, а через его чувственное выражение (красота — абсолютная идея, воплощенная в предметном мире и познаваемая через него). От красоты познание стремится восходить к истине. Искусство — звено самопознания духа, в котором сосуществуют конкретная чувственность природы и духовность идеи.

Гегель вводит три ступени прекрасного: «первая ступень занимается понятием прекрасного вообще; вторая — прекрасным в природе, недостатки которого вызывают необходимость в идеале, в прекрасном в искусстве; третья ступень имеет предметом своего рассмотрения идеал в его осуществлении, в его художественном воплощении в произведении искусства».

Материалистические взгляды на прекрасное развивала русская демократическая мысль. Так, Н. Чернышевский в работе «Эстетическое отношение искусства к действительности» писал, что прекрасное есть жизнь, н прекрасным существом кажется человеку то существо, в котором он видит жизнь, а прекрасным предметом — тот предмет, который напоминает ему жизнь.

В XIX — XX ее. идеалистическая философия ставила проблему прекрасного в зависимость от психологических особенностей восприятия мира человеком (Т. Липпс, М. Дессуар, Ш. Лало и др.), что порождало субъективизм и индивидуализм в оценке прекрасного.

Современная эстетика видит в прекрасном не проявление человеческой субъективности, не идеальное, а объективность. Оно определяется не одним лишь восприятием конкретного субъекта, а связано с реальной ценностью предмета, явления, события. Отношение к ним как

к прекрасным определяется их общественной значимостью, их реальными, объективно существующими свойствами.

Если говорить о более детальном раскрытии термина «прекрасное», то следует помнить о том, что он теснейшим образом связан с другими понятиями и категориями эстетики. Иными словами, когда мы попытаемся объяснить, что же мы оцениваем как прекрасное, то мы, без сомнения, назовем в качестве такового совершенное, гармоничное, грациозное, изящное, завершенное, соразмерное. Это значит, что прекрасное возможно определить лишь через другие эстетические понятия.

В природе прекрасное является результатом гармонии и завершенности в соотношении частей материального мира, проявлении его свойств и признаков. Освоение и оценка этих объективных свойств мира порождает в человеке чувство прекрасного. Многообразие проявлений прекрасного в действительности развивает способность человека к широте и многообразию его оценок. При этом прекрасное теснейшим образом связано с человеческим познанием и практической деятельностью. Оценка с точки зрения прекрасного предполагает эстетическое освоение предмета. То, что таинственно для человека, неясно, непознанно, далеко не всегда воспринимается как прекрасное. Прекрасно то, что понятно, доступно, близко человеку. Эта одна из причин, по которой различны представления о прекрасном в природе у различных народов, в различные исторические эпохи, у людей с различным уровнем образования.

Действительность, окружающая человека, удивительно широка и многообразна, а значит, многие ее проявления могут попадать в сферу эстетического восприятия человека и оцениваться как прекрасные. В сфере социальной жизни человек видит прекрасное не менее часто, чем в природе. Представления о прекрасном в социальной жиз-

ни порождены разумной созидательной деятельностью человека. Они исторически развиваются и видоизменяются. Основой прекрасного в человеке является развитие и единство моральных и физических качеств, благородство целей и последовательность действий по их осуществлению, духовная сила, самоотверженность, следование долгу.

Понятие «прекрасное» тесно связано с другим эстетическим понятием — «красотой». «Красота» • — не менее важное понятие эстетики. В отличие от прекрасного, предполагающего высшее, абсолютное совершенство, красота является более узким по значению понятием эстетики. В строго научном смысле оно применяется только для оценки отдельных сторон и свойств предметов, явлений, событий. Прекрасное же может быть применено и для оценки предмета, явления, события в целом. Например, внешняя красота человека не дает еще основания назвать его прекрасным. В этом смысле красота может выступать как одна из сторон прекрасного. Наблюдаемая в подобных случаях разница в значении этих двух понятий дает возможность выявить в эстетическом анализе диалектическое соотношение между содержанием и формой предметов и явлений, вскрыть противоречие между физическими и нравственными особенностями человека, его внешностью и его духовным обликом.

Красота как характеристика определенных свойств предметов, явлений, человека, продуктов материального и духовного производства, произведений искусства характеризуется многообразием признаков. Это соразмерность, пропорциональность, гармония частей и игра красок» новизна и яркость, целесообразность и целостность формы.

Оппозиционное прекрасному понятие — «безобразное». Этимологически «безобразное» (без-образное) означает отсутствие образа, формы, идеи.

Древние египтяне, постигая диалектику прекрасного и безобразного, отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным, «хорошее превращается в дурное, вкус теряется».

Безобразное в искусстве впервые теоретически осмыслил Аристотель: произведение всегда имеет прекрасную форму, в предмет же искусства входит и прекрасное, и безобразное. Даже отвратительное, изображенное в художественном произведении, доставляет эстетическое удовольствие благодаря радости узнавания действительности, которую мастерски передал художник. «На что смотреть неприятно, изображения того мы рассматриваем с удовольствием, как, например, изображения отвратительных животных и трупов».

Безобразное и прекрасное — противоположности, тысячей переходов связанные друг с другом.

Лессинг писал, что телесная красота заключается в гармоничном сочетании разнообразных частей, которые могут быть охвачены одним взглядом. Безобразное — дисгармония частей и целого. Безобразное не является предметом искусства и, по Лессингу, допустимо лишь для усиления прекрасного, как смешное и страшное.

По Бодлеру, безобразное лицо — это лицо дисгармоничное, патологическое, неодухотворенное, лишенное света и внутреннего богатства.

Представления о безобразном, как и представления о прекрасном, зависят от вкусовых различий, способностей человека понимать и оценивать эстетические особенности явлений, исторических, социальных различий и т.п. Эстетика прошлого по-разному рассматривала безобразное в различные эпохи: как безмерное, хаотичное, неупорядоченное, как специфическую область смешного. Нередко безобразное отождествлялось со злом, бесполезностью. Русская демократическая мысль связывала безобразное с уродством социальной жизни, с человеческими пороками.

Безобразноеэстетическое свойство предметов, естественные природные данные которых имеют отрицательное общечеловеческое значение, хотя и не представляют серьезной угрозы человечеству, так как заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему. Безобразное — отрицательная общечеловеческая значимость предметов, находящихся в сфере свободы.

Безобразное отталкивает, но не пугает; прекрасное доставляет наслаждение одним своим видом.

В искусстве, без сомнения, есть место безобразному, причем в различных его проявлениях и смыслах. Безобразное из действительной жизни вполне может стать предметом изображения. Это особенно часто используется в комических произведениях. При этом происходит не простое копирование безобразия реальной жизни, но типизация черт безобразного в целях его осуждения. Помимо этого, безобразное в искусстве может иметь и другой смысл: выражать невольное или умышленное нарушение законов творчества, ведущее к разрушению художественного образа. Сюда относится как неумение художника творить по законам красоты (отсутствие мастерства, навыка), так и искажение норм творчества в угоду ложной оригинальности и моде, что приводит к формализму, к утрате истинного смысла искусства.

Источник