Космическая роль растений Многообразие растений Признаки основных отделов классов и семейств покрытосеменн

Космическая роль растений — Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле — Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

Растения играют в жизни других организмов и в биосфере в целом очень важную роль. Хлорофилл растений выступает как посредник между Солнцем и Землей, выполняя на нашей планете космическую роль. Он поглощает и использует энергию солнечного света для синтеза органических веществ из неорганических.

Растения являются продуцентами органических веществ, которые потребляются другими организмами. Растения – основной источник кислорода на Земле. Большинство существующих организмов дышат кислородом, выделенным растениями. Озоновый экран защищает Землю от избытка ультрафиолетового излучения, губительно действующего на организмы. Растения и продукты их жизнедеятельности оказывают влияние на геохимическое строение Земли. Растительные отложения образуют такие полезные ископаемые, как уголь и торф.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Часть А

А1. Растения для создания органических веществ используют процесс

1) энергетического обмена 3) дыхания

2) хемосинтеза 4) фотосинтеза

А2. У мхов в отличие от водорослей есть

1) споры 2) органы 3) хлорофилл 4) камбий

А3. Все зеленые растения способны к

1) двойному оплодотворению

2) семенному размножению

4) образованию крахмала в листьях

А4. Зеленые водоросли – это группа растений, образующая систематическую категорию:

1) тип 2) класс 3) отдел 4) семейство

А5. Голубая ель в отличие от папоротника страусника

1) размножается семенами

2) размножается спорами

3) в оплодотворении зависит от воды

4) не имеет проводящих сосудов

А6. Шишка хвойных – это:

2) система побегов

3) видоизмененный цветок

4) видоизмененный плод

А7. Что образуется в женских шишках сосны?

А8. Оплодотворение у цветковых растений называется двойным потому, что:

1) оплодотворяются яйцеклетка и центральная клетка

2) яйцеклетка оплодотворяется два раза

3) в результате образуются два зародыша

4) в нем участвуют два органа размножения

А9. Гаметофит мха кукушкин лен представлен

1) спорой 3) листостебельным растением

2) заростком 4) коробочкой

А10. Гаплоидным организмом у папоротника является

1) спорангий 3) заросток

2) зеленое растение 4) зародыш

А11. Исходными веществами для фотосинтеза являются

1) углекислый газ и вода 3) кислород и липиды

2) белки и углеводы 4) крахмал и кислород

А12. Видоизмененный корень есть у

1) капусты 3) тюльпана

2) чеснока 4) моркови

А13. Соцветие кисть характерно для растений семейства

1) злаки 3) бобовые

2) сложноцветные 4) розоцветные

А14. К однодольным относятся растения, как правило, имеющие

1) стержневую корневую систему и дуговое жилкование листьев

2) мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев

3) одну семядолю в семени и сетчатое жилкование листьев

4) одну семядолю в семени и сетчатое жилкование листьев

А15. Лук, чеснок, тюльпан относят к семейству

1) сложноцветных 3) лилейных

2) пасленовых 4) луковых

Часть В

В1. Выберите признаки мохообразных растений

1) тело представлено талломом

2) у растения есть листья и стебли

3) размножается семенами

4) гаметофит представлен заростком

5) спорофит – коробочка со спорами

6) из споры вырастает зеленая нить

В2. Выберите характерные особенности папоротникообразных растений

1) отсутствие устьиц на листьях

2) сформированность проводящих пучков

3) наличие ризоидов на гаметофите

4) равно и разнополые заростки

5) доминирование гаметофита

6) расчлененность на органы спорофита

ВЗ. Соотнесите процессы развития с организмом, у которого эти процессы происходят

В4. Определите последовательность развития растения папоротника, начиная со споры

A) заросток Г) зигота

Б) зародыш спорофита Д) спорангии

Часть С

С1. Какие эволюционные преобразования произошли в жизненных циклах растений в ряду споровые – покрытосеменные растения.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

1. Главный признак деления цветковых растений на классы – строение цветка. 2. Цветок – это генеративный орган растения, обеспечивающий его половое размножение. 3. Главными органами цветка являются плод и семя. 4. Плоды и семена образуются в завязи пестика. 5. Такие плоды, как колос и початок, характерны для злаковых растений. 6. Группы растений со сходным строением плодов и цветков относятся к одному семейству.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Читайте:  Живая и мертвая природа картинки

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Источник

Тема урока: "Космическая роль растений"

Цель урока: Сформировать понятие о роли растений и процесса фотосинтеза для жизни на Земле.

Задачи:

  • Образовательные: Объяснение роли растений на Земле и понятия растений как источников органических веществ, накопления энергии, накопления кислорода. Объяснить связь живой и неживой природы. Дать понятие роли растений как космической, играющей огромную роль в жизни планеты.
  • Развивающие: Развитие интеллектуального мышления, выработка навыков работы в группах, умения работы с учебником, умения анализировать, сравнивать и делать самостоятельные выводы.
  • Воспитательные: бережное отношение к природе, понимания значения растений,

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Класс делится на 6 групп. Работа проходит в группах, затем обобщение материала всем классом.

II. Повторение изученной темы «фотосинтез»

Повторение изученного материала. Задание для всех групп.

1) О каком процессе идет речь в цитате? «. Когда-то на Землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку ростка, или лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу…» (К.А. Тимирязев)

2) Работа по карточкам индивидуально (приложение 1).

Оздоровительный момент: зарядка для пальцев рук и глаз.

III. Изучение новой темы

1. Космическая роль растений.

Мы с вами на прошлом уроке говорили о важнейшем процессе на Земле — фотосинтезе. Давайте еще раз повторим формулу процесса . Запись на доске формулы.

= органические вещества ( сахар и крахмал) + кислород

И так, жизнь на Земле зависит от солнца. А накопителем его энергии являются зеленые растения. Фотосинтез- уникальный процесс – ведь благодаря ему на земле происходит образование органических веществ, из неорганических, просто из воды и углекислого газа. Органические вещества затем используют в пищу животные и человек.. Таким образом энергия солнца, запасенная зелеными растениями в сахарах, жирах и белках обеспечивает жизнь всего живого на Земле — от бактерий до человека.

Выдающийся русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев изучал этот процесс и назвал роль зеленый растений на Земле – космической.( Небольшое сообщение о К.А Тимирязеве)

Во время нашей работы мы выясним — почему роль растений названа – космической.

Работа в группах по карточкам.

Накопление органической массы

  1. Какие вещества образуются при фотосинтезе.
  2. Где накапливаются органические вещества?
  3. 3. Почему их накапливается много?
  1. В каких веществах накапливается энергия?
  2. В химических связях каких веществ накапливается энергия?
  3. В каких веществах особенно много энергии?

Постоянство содержания углекислого газа.

  1. Сколько углекислого газа содержится в атмосфере?
  2. При каких процессах он образуется?
  3. Какое значение играют растения в постоянстве его состава?
  1. Сколько кислорода содержится в атмосфере Земли?
  2. Как используется кислород на Земле?
  3. Что происходит с кислородом на высоте 25 км и какое это имеет значение для жизни?
  1. Как используются органические вещества животными?
  2. Что происходит с органическими веществами при гниении и разложении живых организмов?
  3. Что такое почва?
  1. Что такое гумус?
  2. Какие вещества входят с состав почвы ( гумуса)?
  3. Какие вещества берут растения из почвы для своего роста? (см. параграф 27)

После работы в группах по карточкам на доске один ученик от группы записывает самые главные выводы. Учащиеся записывают выводы в тетради.

Выводы должны быть ,примерно, следующие:

  1. Растения образуют органические вещества для питания других организмов.
  2. Энергия солнца накапливается в растениях и передается другим организмам.
  3. Поглощая углекислый газ выделяемый животными, и при гниении и горении растения поддерживают его постоянный состав в атмосфере.
  4. Растения образуют кислород для дыхания и озоновый слой, защищающий живые организмы.
  5. При разложении растений и животных образуется почва, богатая минеральными веществами, которые могут опять использовать растения.

Вопрос учителя. В чем проявляется взаимосвязь живой и неживой природы?

Теперь составим схему взаимодействия живой и неживой природы.

Вывод: В чем же заключается космическая роль растений?

Читайте:  Шиповник Описание особенности и полезные свойства шиповника

Учащиеся делают вывод: « Зеленые растения благодаря хлорофиллу осуществляют чрезвычайно важную – космическую – роль в жизни нашей планеты. И как важно беречь растения.»

2. Влияние человека.

Небольшие сообщения учащихся о роли человека и его влиянии на постоянство газового состава атмосферы.

1) Загрязнение атмосферы газами и увеличение углекислого газа, «парниковый эффект».

2) Озоновые «дыры» и состояние кислорода в атмосфере.

3) Вырубка лесов и пожары, влияние на соотношение кислорода и углекислого газа.

4). Изменение почвы, особенно в городах, в связи с осенней уборкой листьев.

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Зеленые растения, поглощая солнечную энергию, образуют:
    а) органические вещества; б) минеральные;. в) не образуют ничего
  2. На полях после уборки урожая поглощенные растениями минеральные вещества:
    а) возвращаются в почву; б) не возвращаются в почву; в) их нет в почве.
  3. С помощью хлорофилла из углекислого газа в листе образуются:
    а) органические вещества; б) неорганические вещества; в) ничего не образуется.
  4. Зеленые растения ,поглощая энергию солнца преобразуют ее в:
    а) в энергию химических связей; б) тепловую энергию; в)не преобразуют.
  5. Роль зеленых растений называют космической потому что:
    а) они из космоса получают энергию солнечного света; б) потому что наша планета находится в космосе; в) не получают энергии из космоса.
  6. С появлением растений на земле появился:
    а) кислород; б) углекислый газ; в) азот
  7. Поступившая из космоса энергия солнца запасается растениями в виде:
    А) белков,; б) углеводов (сахаров); в) всего вместе.

V. Задание на дом :

Параграф 29. Составить цветную красочную схему « Взаимосвязи живой и неживой природы»

Источник

4.5.3. Космическая роль растений

Растения играют в жизни других организмов и в биосфере в целом очень важную роль:

хлорофилл растений выступает как посредник между Солнцем и Землей, выполняя на нашей планете космическую роль. Он поглощает и использует энергию солнечного света для синтеза органических веществ из неорганических

растения являются продуцентами органических веществ, которые потребляются другими организмами

растения – основной источник кислорода на Земле. Большинство существующих организмов дышат кислородом, выделенным растениями.

озоновый экран защищает Землю от избытка ультрафиолетового излучения, губительно действующего на организмы

растения и продукты их жизнедеятельности оказывают влияние на геохимическое строение Земли. Растительные отложения образуют такие полезные ископаемые, как уголь и торф.

Крупный вклад в изучение роли растений внесен великим русским биоло­гом К. А. Тимирязевым. Он изучал количественную сторону фотосинте­за и показал, что синтез органического вещества в зеленых растениях происходит в полном соответствии с законом сохранения энергии. Имен­но поэтому фотосинтез наиболее интенсивно идет под действием красных лучей, т. е. в наиболее богатой энергией части солнечного спектра.

Растения, переводя солнечную энергию в потенциальную, химическую, создают колоссальное количество органических веществ. За счет этих веществ существуют все гетеротрофные организмы.

Таким образом, энер­гия, с которой связаны процессы жизнедеятельности всех организмов, это солнечная энергия. Энергия, «законсервированная» зелеными расте­ниями много миллионов лет назад, хранится в ископаемых углях и ис­пользуется человеком. Солнечная энергия перешла в почвенный гумус и, следовательно, принимает участие в почвообразовательных процессах.

К. А. Тимирязев первым подчеркнул космическую роль зеленых расте­ний: «Растение – посредник между небом и землёю. Оно ис­тинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солн­ца горит и в мерцающей лучине, и в ослепительной искре электриче­ства. Луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик гигант­ской паровой машины, и кисть художника, и перо поэта».

Работы К. А. Тимирязева по фотосинтезу сыграли существенную роль в борьбе с витализмом, в утверждении материалистического мировоззрения.

Источник



Космическая роль зеленого растения

Всемирно известный русский физиолог растений К. А. Тимирязев одним из первых обратил внимание на исключительно важную, поистине космическую роль зеленого растения и на протяжении всей своей научной деятельности стремился глубоко раскрыть и обосновать его значение как посредника между Солнцем и Землей, между живой и неживой природой. По образному выражению К. А. Тимирязева, растение — это истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Такое на первый взгляд неожиданное сравнение с могучим Прометеем — героем древнегреческих легенд, который согласно мифу похитил огонь с неба у богов и научил людей пользоваться им, основано на том, что зеленое растение способно улавливать энергию солнечного луча и запасать ее в органических веществах, образующихся при фотосинтезе.

Читайте:  Проект Музыка красок и радуга звуков

К. А. Тимирязев постоянно стремился возможно ярче и нагляднее показать роль фотосинтеза как процесса усвоения солнечной энергии для жизни на Земле вообще и для деятельности человека в частности. В одной из публичных лекций, прочитанных еще в 1875 г., вот как красочно он описал превращения солнечной энергии в организме человека:

«Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. И вот теперь атомы углерода стремятся в наших организмах вновь соединиться с кислородом, который кровь разносит во все концы нашего тела. При этом луч солнца, таившийся в них в виде химического напряжения, вновь принимает форму явной силы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу».

С этими высказываниями очень созвучны образные слова известного индийского ученого Д. Ч. Бозе, относящиеся к 1924 г.: «Когда мы стоим у камина с пылающим углем, мы греемся на солнышке каменноугольной эпохи».

Да, основным источником энергии для человека было и до сих пор остается зеленое растение, поглощающее солнечные лучи и консервирующее их в виде угля, нефти и горючих газов, запасы которых и поныне являются кладовой Солнца.

В начале XX в. концепция о космической роли растений стала общепризнанной. Приведем некоторые данные, которые помогут составить представление о поистине космических масштабах фотосинтеза, коренным образом преобразующего лик нашей планеты.

В ранние геологические периоды теплый и влажный климат, а также относительно высокое содержание СО2 в атмосфере Земли содействовали пышному расцвету фотосинтезирующих растений с сильным преобладанием процессов новообразования органических веществ над их распадом. При этом все большее количество углерода из СО2 воздуха переходило в состав органических веществ, которые затем в течение длительного времени превращались в залежи каменного угля, нефти, торфа, почвенного перегноя и т. п. За многие миллионы лет, прошедших с момента появления зеленых растений на Земле, накопились огромные запасы углерода, входящего в состав различных ископаемых, а также в состав всех живых организмов и их остатков. Эти запасы достигают, по приблизительным подсчетам, 6∙10 15 г. Причем, только в таких горючих ископаемых, как каменный уголь, нефть и газы, запас углерода составляет, по последним и, вероятно, не полным еще сведениям, около десяти тысяч миллиардов тонн (10 13 т).

Кроме того, космическая роль зеленого растения заключается в существенных изменениях условий жизни на Земле, приведших в свою очередь к возникновению новых форм самой жизни, С появлением и расселением фотосинтетиков происходило изменение состава атмосферы, она постепенно обеднялась углекислым газом и вместе с тем обогащалась молекулярным кислородом, в результате чего бескислородные, или иначе, анаэробные, условия сменились аэробными. В настоящее время в атмосфере Земли имеется около 20% свободного кислорода, необходимого для дыхания большинства живых организмов. По подсчетам А. А. Ничипоровича, фактическое содержание свободного кислорода в атмосфере, равное 1,5∙10 15 г, весьма близко к тому количеству, которое должно выделиться при образовании огромных запасов восстановленного углерода (6∙10 15 г), накопившихся на Земле благодаря деятельности фотосинтетиков. Это может служить одним из доказательств того, что практически весь свободный кислород нашей атмосферы имеет биологическое происхождение.

От состава атмосферы (в частности, от содержания в ней СО2) в большой степени зависят, в свою очередь, тепловой режим и климатические условия. Ведь атмосферная углекислота вместе с парами воды поглощает инфракрасные (тепловые) лучи, испускаемые Землей, и таким образом задерживает тепло, которое наша планета рассеивает в космос. Некоторые ученые считают, что одна из важнейших причин изменения климатических условий — образования ледников и значительного похолодания — как раз и заключается в обеднении атмосферы углекислотой в результате длительной фотосинтетической деятельности растений.

Источник: Н.Н. Овчинников, Н.М. Шиханова. Фотосинтез. Пособие для учителей. Изд-во «Просвещение». Москва. 1972

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник