Конспект занятия по экспериментированию Природные явления

Конспект занятия по экспериментированию. «Природные явления »

Цель: Формирование представлений обучающихся о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе. Познакомить с такими природными явлениями, как дождь, молния, радуга и облака;

Развивать способности детей делать выводы из прослушанного материала,развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы;

Объяснить появление природных явлений, таких как облака, молния, радуга, дождь с научной точки зрения.

Приобщить детей к исследовательской деятельности, вызвать интерес к ней, воспитывать наблюдательность, внимание к окружающей природе.

Материал: Картинки с изображением дождя, грозы и т.п.; схема круговорота воды; пластиковая бутылка, линейка.

Ход занятия:

Кто плывет по небосклону

В черной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду?

Подскажи-ка нам скорей (туча)

Хмурые темно-серые облака – явный признак приближающегося дождя. Облака эти настолько плотные, что солнечный свет не может сквозь них пробиться.

Представьте, над нами нависает низкое и черное облако, сверкает молния, гремит гром и все это сопровождается проливным дождем.

Подставив руки под дождь, что же мы увидим на ладошке? Конечно же, воду.

Вода постоянно находится в движении – испаряется с поверхности морей и рек в атмосферу, дождем выпадает на землю и снова течет к морю. Это непрерывное движение называется круговоротом воды в природе. А приводит в движение воду солнце: Солнце превращает воду морей, рек и озер в легкий прозрачный пар. Водяной пар преспокойно гуляет по воздуху до тех пор, пока на него не обрушится холодный ветер. Повстречавшись с ветром, пар собирается в крохотные водяные капельки. Этих капелек становится все больше, больше — целые тучи. Тучи летят изо всех сил, стараясь улизнуть от ветра, но холодный ветер гонится за ними, настигает. Испугавшись, капельки сливаются друг с другом, растут, становятся тяжелее. Вот они уже не могут держаться в воздухе и падают вниз, на землю в виде дождя или снега. А затем вода опять стекает в моря и реки.

Грозовые облака это массы воздуха, водных капель и кристалликов льда. Внутри облака движутся мощные потоки воздуха, которые переносят с собой кристаллики льда. Они сталкиваются друг с другом, с водяными капельками, с частицами пыли с такой силой, что образуются заряды электричества.Когда накапливается большой заряд, происходит разряд молнии.

Радуга появляется, если после дождя светит солнце. Солнечный свет представляет собой смесь всевозможных цветов. Проходя через каплю дождя, лучи солнца преломляются, и мы с вами видим радугу.

Физкультминутка

И.п. стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить.

«Легкий ветер» — поднять руки через стороны вверх, движением пальцев показать, как шелестят листья.

«Сильный ветер» — резкое движение рук влево и вправо, с наклоном туловища, вернуться в исходное положение.

Опыт со свечой и банкой. Зажигаем свечу. И накрываем её банкой. Посмотрите, через какое время свеча погаснет.

А теперь еще один опыт.

На бутылку с горячей водой положить стеклышко. Когда оно запотеет, положить на стеклышко кусочек льда.

Дети наблюдают, как на стекле образуются капельки воды.

Вывод: На поверхности морей и океанов под действием солнечных лучей вода начинает испаряться. Вот так пар поднимается вверх и образуется облако.

Ребята, подскажите, по каким приметам можно узнать, что скоро пойдет дождь?

-Нужно посмотреть, есть ли на небе тучи.

-Ласточки летают низко

-прослушать прогноз погоды.

Сейчас у меня на столе пластиковая бутылка, насос и стакан воды. Попробуем создать в ней ТУМАН. Каким же образом мы можем это сделать. Сначала добавим в бутылку немного воды. Теперь моя задача создать давление внутри бутылки. В этом нам поможет насос. Подсоединяем насос к бутылке. И главное держать очень крепко. Начинаем качать. Готовы? Резко вырываем насос из бутылки. И вот, в бутылке появился туман. А вы знаете, почему это произошло? Все дело в том, что в бутылке изначально было немного воды. Когда же я создала в бутылке большое давление, молекулы воды перешли из состояния жидкости в парообразное состояние. А именно пар и составляет туман.

А сейчас я покажу вам еще одно удивительное явление природы.

Опыт 4. Водоворот в бутылке.

В природе часто возникают вихревые явления. Вода или воздух, вращаясь, образуют гигантский изогнутый столб. Этот могучий вихрь быстро перемещается, разрушает всё на своём пути. Мы знаем это явление под названием смерч, в Америке его называют торнадо. Существует и другой вид вихревого явления – водяные воронки, водовороты, очень опасные для неосторожных купальщиков.

Читайте:  Рассмотрение симметрии в форме листьев и цветов растений расположении различных органов животных форме крист

Ребята, я думаю, что каждый из вас принимал ванную. Правда? А кто мне скажет, что будет, если вытянуть пробку. Правильно, вода будет закручиваться. А сейчас я хочу продемонстрировать вам эксперимент по созданию такой воронки. Итак, нам понадобятся бутылки. Перевернем и пока просто посмотрим. Что происходит? Вода льется? Почему вода не может сразу перелиться в нижнюю бутылку. Почему? На самом деле, нижняя бутылка хоть и кажется пустой, но на самом деле в ней находиться воздух. Вода просто так не может перелиться сверху вниз. Нужно найти способ, чтобы одновременно вода переливалась вниз, а воздух поднимался верх. Что же нужно сделать? Потрясти? Не просто потрясти, а сделать круговое резкое движение. Вот так. А теперь попробуйте и вы. hello_html_m678d9699.png

Выводы: С чем же мы ребята сегодня познакомились? О каких явлениях природы мы с вами сегодня говорили? Что интересного вам запомнилось? Какие незнакомые слова мы сегодня узнали?

Источник



Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях

Эксперимент: почему утонул очищенный лимон, куда летит пакетик чая и как перевернуть стакан с водой, не пролив ни капли

10 ноября во многих странах отмечают Всемирный день науки. Популяризацией научных знаний занимались Михаил Ломоносов, Яков Перельман, Альфред Брем, Айзек Азимов, Стивен Хокинг. Каждый из них стремился показать, насколько важно изучать законы природы и окружающий мир. Родители могут объяснить явления природы ребенку на простых примерах: что роса на траве появляется из-за конденсации, а яблоко не подпрыгивает в воздух, а падает на землю из-за силы притяжения. А еще лучше вместе сделать физические опыты. Мы предлагаем 6 несложных и эффектных экспериментов, которые можно провести в домашних условиях.

Почему лимон не тонет

Oneperfectdayblog.net Наберите в емкость воды и опустите в нее лимон. Лимон плавает — и вот почему: кожура у лимона менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают лимону оставаться на поверхности. То же самое явление держит лед на поверхности воды: частички воздуха замораживаются, плотность уменьшается. Теперь очистите фрукт от кожуры и вновь опустите в воду: лимон утонул из-за того, что увеличилась его плотность.

Неньютоновская жидкость

Что это такое? Это одновременно твердое и мягкое вещество, свойства которого противоречат законам физики, открытым Исааком Ньютоном. Отсюда и название. Изготовить жидкость дома очень просто: для этого нужен крахмал (лучше кукурузный, но подойдет и картофельный) и обычная вода. В спокойном состоянии масса будет мягкой, тягучей, похожей на жевательную резинку. Но стоит резко ударить по такой жидкости, как она становится упругой. Водите ладонью медленно, и вещество останется однородным. Если опустить в жидкость пальцы и быстро сжать их — почувствуете твердые кусочки.

Чудо-ракета из чайного пакета

Осторожно раскройте обычный чайный пакетик, поставьте его вертикально и подожгите. Пакетик догорит до конца, взлетит высоко в воздух и будет кружить над вами. Этот нехитрый эксперимент обычно вызывает бурю восторгов и у взрослых, и у детей. А причина у этого явления та же, которая заставляет взлетать искры от костра. Во время горения создается поток теплого воздуха, который выталкивает пепел вверх. Если поджигать и тушить пакетик постепенно, никакого полета не получится. Кстати, взлетать пакетик будет не всегда, если температура воздуха в помещении достаточно высока.

Источник

Простые опыты и эксперименты для дошкольников

Маленькие дети – прирожденные исследователи. В этой статье мы подготовили для Вас подборку занимательных опытов для детей дошкольного возраста. Простые в исполнении эксперименты с использованием подручных материалов не только приводят в восторг каждого малыша, но и развивают любознательность, творческие способности, учат устанавливать причинно-следственные связи, расширяют представление о мире и свойствах веществ.

Техника безопасности

Чтобы проведение опыта не было ничем омрачено, очень важно соблюдать правила безопасности:

  1. Все эксперименты должны проводиться только под присмотром взрослого;
  2. Желательно использовать исключительно безопасные для детей материалы;
  3. Не разрешайте малышу трогать руками вещества, которые могут представлять опасность, наклоняться над реагентами;
  4. При необходимости нужно использовать защитные приспособления (очки, перчатки, маски);
  5. Для защиты мебели можно использовать плетку или скатерть.

Постарайтесь организовать эксперимент таким образом, чтобы ребенок принимал в нем активное участие.

Занимательные опыты для самых маленьких

Для детей младшего дошкольного возраста подойдут красочные и быстрые эксперименты, в которых хорошо заметен результат. Несмотря на то, что ребенок еще маленький, постарайтесь, чтобы он был не просто наблюдателем, а помогал Вам проводить опыт.

Читайте:  Человеческий и природа в лирике с есенина

Распускающийся цветок. Вырежьте из цветной бумаги несколько цветов с продолговатыми лепестками. Затем согните их или закрутите при помощи карандаша к центру. Если бросить цветы в воду, то бутоны в скором времени раскроются, так как намокшая бумага становится тяжелее. С помощью этого опыта можно показать малышу, что растениям для жизни нужна вода.

Корабли из льдинок. Залейте воду в формы для льда, и положите в каждую из них зубочистку или небольшой кусочек коктейльной трубочки. После того, как льдинки будут готовы, прикрепите к ним паруса из бумаги и смело отправляйте в плавание. Малыш может подуть на паруса, чтобы корабли начали двигаться. Этот эксперимент познакомит ребенка со свойствами льда и воздуха.

Танцующая фольга. Для этого опыта понадобится фольга и пластиковая расческа. Нарежьте алюминиевую фольгу небольшими полосками. Затем проведите расческой по волосам и поднесите ее к фольге. Под действием статического электричества полоски начнут двигаться в разных направлениях.

Домашняя радуга. На дно большого контейнера или таза положите зеркало, а затем наполните емкость водой. После этого предложите ребенку посветить фонариком на зеркало. Сверху поднесите лист белой бумаги к месту, куда будет направлен отраженный луч фонаря. Пройдя через воду, белый цвет разложится на составляющие и превратится в радугу.

Проводя эксперимент в домашних условиях, не забывайте проводить для малыша параллели с реальными объектами и явлениям.

Вода бежит по дорожкам. Для опыта вам понадобится три прозрачных стакана, пищевые красители и две салфетки (марлевые бинты). В два стакана налейте воду и добавьте в нее пищевой краситель (например, в один стакан – желтый, в другой – красный), а третий стакан оставьте пустым. Сложенные в несколько раз салфетки или полоски марли нужно поместить в стаканы таким образом, чтобы один концом они оказались на несколько сантиметров в воде, а другим в пустом стакане. В результате вода по дорожкам из салфеток будет перетекать в пустой стакан и там смешиваться. В нашем случае получится оранжевый цвет.

Крашеные цветы. Для этого опыта лучше всего подойдут белые цветы или листья салата. Поставьте срезанный цветок в воду и добавьте в нее пищевой краситель. Через некоторые время можно будет увидеть, как лепестки окрасятся. Также можно попробовать разрезать стебель вдоль на несколько частей, а потом каждую из них поместить в воду разного цвета. Тогда ваш цветок получится еще эффектнее! Этот эксперимент доказывает, что растение «пьет воду».

Подводная лодка. В стакан с газированной минеральной водой опустите одну виноградинку. Предложите малышу понаблюдать за ее движениями. Вы увидите, что на утонувшую ягоду сразу же начнут садиться пузырьки газа, и, когда их станет много, виноградинка всплывет на поверхность. Так будет продолжаться несколько раз, пока газировка не выдохнется.

Лавовая лампа. Для эксперимента вам понадобится небольшая стеклянная банка, растительной масло, вода, пищевой краситель, соль. Емкость необходимо на 2/3 заполнить водой, а на 1/3 – маслом. Обратите внимание ребенка на то, что масло легче воды, поэтому оно не тонет и не смешивается с водой. Затем нужно добавить в банку немного пищевого красителя и ложку соли. Кристаллы соли заставляют масло опускаться на дно, а после растворения соли – подниматься к поверхности. Благодаря этому вы можете наблюдать причудливое движение пузырьков масла в воде.

Эксперименты для детей старшего дошкольного возраста

К этой категории мы отнесли более сложные опыты и эксперименты, которые требуют строгого соблюдения правил безопасности, так как для их проведения необходимы разнообразные химические компоненты.

Соленые кристаллы. Многие из нас в школьные годы выращивали кристаллы из соли. Этот опыт будет интересен и современным детям. Первым делом необходимо приготовить перенасыщенный раствор соли (при достаточном количестве она должна перестать растворяться в воде). Лучше всего использовать теплую дистиллированную воду (ее также можно немного подкрасить). Когда раствор будет готов, его нужно перелить в новую емкость, чтобы избавиться от частичек грязи. Затем в раствор опускается медная проволока с небольшой петлей на конце. Проволоку можно изогнуть по-разному, от этого будет зависеть форма получившихся кристаллов. На некоторое время емкость нужно поставить в теплое место. После этого, по мере остывания раствора, соль начнет оседать на проволоке.

Невидимые чернила. Выполняя этот эксперимент, малыш на время может стать настоящим детективом. Чтобы приготовить невидимые чернила, нужно смешать воду и лимонный сок. В качестве ручки можно использовать зубочистку с намотанной ватой на конце или просто ватную палочку. Затем нужно обмокнуть «ручку» в получившуюся смесь и написать что-то на листе бумаги. Чтобы проявить чернила, немного нагрейте лист над свечей или лампой.

Если у ребенка есть желание, позвольте ему придумать собственный эксперимент и помогите в реализации. Вместе вы можете смоделировать какое-либо явление или просто ответить на вопрос «А что будет, если…?»

Самонадувающийся шарик. Этот простой опыт позволяет надуть шарик весьма необычным образом. Для эксперимента необходимо растворить в бутылке с водой 1 столовую ложку пищевой соды. Затем в другой емкости нужно смешать 3 столовые ложки уксуса и лимонный сок (выжать 1 лимон). С помощью воронки вливаем получившуюся смесь в бутылку и надеваем воздушный шарик на горлышко. Сделать это нужно максимально быстро, пока бутылка наполнена углекислым газом. Именно он и надувает шарик.

Читайте:  Взаимосвязь в природе статья

Извержение вулкана. Импровизированный вулкан можно сделать из обычной пластиковой бутылки, декорированной пластилином. Чтобы вызвать извержение вулкана, в бутылку нужно налить немного теплой воды, затем добавить туда красный пищевой краситель и 3 ложки пищевой соды. Затем вулкан необходимо поместить в контейнер или тазик, чтобы избежать «утечки лавы». Завершающим этапом эксперимента является добавление к смеси 1/3 стакана уксуса. Сода и уксус вступают в реакцию, в результате которой наружу выделяется пенящаяся лава.

Выводы

Эксперименты – это увлекательный способ разнообразить ваш досуг и рассказать ребенку о мире вокруг, объяснить природу различных явлений, развить мышление и внимание малыша. Описанные нами опыты просты и практически не требуют специальных приготовлений. А какие неподдельные эмоции Вы увидите у крохи, совершающего свои первые научные открытия!

Заключение

В системе Марии Монтессори исследовательский интерес ребенка поставлен во главу угла. Не стоит ждать школы, чтобы рассказать малышу о том, как устроен окружающий мир, ведь ему это интересно уже сейчас. Именно поэтому на занятиях мы знакомим детей с существующими закономерностями ведущих наук о мире: астрономии, геологии, географии, истории, биологии, физики, химии. Мы всегда рады видеть Вас в нашем Монтессори-клубе «Созвездие»,чтобы делать открытия вместе!

Источник

Опыты для детей в домашних условиях — интересные и необычные

Дети всегда открыты новому и интересному. Их интересует все, что происходит в окружающем мире. Им нужно знать, почему облака белые и из чего они сделаны, почему идет дождь и откуда появляется радуга. Некоторые явления природы и физические процессы можно показать на примере опытов, которые родители смогут организовать для детей самостоятельно в домашних условиях.

При помощи простых подручных материалов и приспособлений (воды, соды, пены для бритья, сахара и прочего) вполне реально окунуть маленького исследователя в необычный научный мир и показать такие занимательные явления как смерч, вулкан или радуга. Чтобы фокус получился, нужно тщательно изучить теоретическую часть, и только потом приступить к практике.

Опыты для детей в домашних условиях из подручных средств

Содержание страницы:

Даже самым маленьким детям понравятся необычные и занимательные фокусы. Чтобы удивить ребенка, родителям не обязательно вести его в специализированный музей. Взрослые могут создать чудо из подручных средств.

Смерч в бутылке

Чтобы создать необычное явление – смерч или торнадо в бутылке – потребуются самые обыкновенные материалы:

  • бутылка (пластиковая или стеклянная);
  • вода;
  • жидкое мыло или средство для мытья посуды;
  • белые или серебристые блестки.

Как создать? Очень просто. В бутылку нужно залить жидкость, но не до самого горлышка. Далее внутрь капнуть небольшое количество средства для мытья посуды и засыпать блестки. Для создания эффекта торнадо нужно вращать бутылку против часовой стрелки. Зрелище будет эффектней, если добавить внутрь немного пищевого красителя (например, синего или красного).

Вулкан

Детям дошкольного и младшего школьного возраста понравиться наблюдать за извержением вулкана. Для создания такого явления в домашних условиях понадобится:

  • пищевая сода;
  • уксус;
  • мыльная основа;
  • пищевой краситель красного цвета.

Чтобы изготовить основу для вулкана, следует приготовить большой кусок картона, скотч, пластилин, пластиковую бутылку и подставку для изделия (например, разнос или большую тарелку). Последовательность выполнения:

  1. Сначала нужно соорудить конус из картона и обклеить его скотчем.
  2. Отрезать верхушку и вставить внутрь конуса бутылку.
  3. Поставить конструкцию на тарелку и залепить основание пластилином.
  4. Далее в горлышко бутылки помещают все ингредиенты (сода, моющее средство, краситель), кроме уксуса.
  5. После того, как в бутылку заливают уксус, начинается бурная химическая реакция, напоминающая извержение вулкана.

Разноцветны червяки

Чтобы увидеть разноцветных танцующих червяков, следует приготовить специальную субстанцию. Для этого понадобятся:

Источник