Конспект урока по Окружающему миру Природа и человек 2 класс

Конспект урока на тему: "Человек – часть природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать, делать выводы.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы учащихся (повторение), презентация к уроку, аудиозапись звуков животных, кусочек лимона, сыра, яблока, духи, картинки с предметами., раздаточный материал

Проверка домашнего задания

Работа по карточкам для индивидуального устного опроса.

Проведение устного фронтального опроса

Проверка работ по карточкам

Сообщение темы и целей урока

Работа над новой темой

Продолжение развития темы

Закрепление изученного материала

I. Организационный момент. (2 мин)

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И наш урок начнем.

II. Проверка домашнего задания. ( 10мин)

Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним, что вы изучили на прошлом уроке. Для этого ответим на несколько вопросов. И я раздам карточки с индивидуальным заданием.

1.Работа по карточкам для индивидуального устного опроса

А)какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все испытания?

Б)в чем были трудности учебы в то время?

В)каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры?

2.Проведение устного фронтального опроса по следующим вопросам:

Кто такой М.В. Ломоносов? В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова? Какие научные открытия он сделал? Что создал М,В. Ломоносов?

А теперь заслушаем подготовленные сообщения о Ломоносова.

3.Проверка работ по карточкам.

Давайте посмотрим, как справились с индивидуальным заданием ребята.

Молодцы, вы хорошо усвоили этот материал.

III. Сообщение темы и целей урока.(3мин)

Назовите царства живой природы? Кто знает, что такое природа?

(Природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека.) На какие две группы делят природу? (на живую и неживую). Чем отличается живая природа от неживой? ( Признаки живой природы:

*живые организмы рождаются.

*развиваются

*размножаются (оставляют потомство))

На сегодняшнем уроке мы поведем разговор о царстве животных, а именно о человеке как части природы.

IV. Работа над новой темой. (8мин)

А какое место в природе занимаем мы – люди? (Человек – это живой организм и относится к живой природе. Он дышит, питается, развивается, у него рождаются дети.)

А чем же человек отличается от животных? (мышление, речь)

Итак, мы с вами выяснили, что человек отличается от животных наличием разума. А где «живет», где «помещается» разум человека? (В головном мозге)

Верно. Мозг человека – очень сложный и удивительный орган. Именно благодаря мозгу мы с вами мыслим, чувствуем запахи, звуки, запоминаем, может представить воображаемые и реальные картинки. Мозг имеет свойство отражать реальную действительность, которую вы или видите, или слышите, или читаете о ней. Человек полон переживаний, чувств, эмоций. Если человеку хорошо – он радуется. Если плохо – горюет. Даже поведение человек может регулировать сам. Все это – составляет наш внутренний мир. Еще его называют «душевный мир». А изучает душевный мир наука «психология».

К душевному миру относятся психические процессы, с помощью которых человек познает окружающим мир. Некоторые из них мы с вами сегодня исследуем.

Человек воспринимает мир через органы чувств.

Давайте проведем эксперимент.

1. Восприятие через органы слуха.

— Один ученик выходит к доске. Поворачивается спиной к классу. По сигналу учителя кто-то из учеников произносит какие-либо звуки. Ученик у доски отгадывает, кто произнес звук.

-Учитель включает аудиозапись со звуками животных, ученики угадывают, какое это животное.

2. Восприятие через орган обоняния.

Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и подносят к носу кусочек лимона, сыра, духи. Ученик отгадывает предметы.

3. Восприятие через орган осязания.

-Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и дают в руки карандаш, ручку, линейку, треугольник. Ученик отгадывает предметы.

-Выполняется в парах. На спине своего партнера рисуют пальцем, не отрываясь, что-нибудь простое: букву, цифру, знак, несложную фигуру (солнышко, цветок). Надо угадать, что нарисовано. Затем поменяйтесь ролями.

4. Восприятие через орган вкуса.

Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и кладут в ром кусочек сыра, яблока. Ученик отгадывает предметы.

5. Восприятие через орган зрения.

Задание: посмотрите на шкаф, посмотрите на доску, посмотрите на учителя. Ученики следят глазами. (можно предложить находить предметы в классе глазами).

Микро вывод: вот мы с вами и доказали, что действительно человек воспринимает окружающий мир через органы чувств. Перечислите их.

А чтобы наши органы нам долго служили, им необходим уход и забота. Сегодня мы разучим зарядку для глаз.

VII. Физкультминутка.(3 мин)

Давайте с вами немного отдохнем. Все тихо встали.

Вытяните вперед руку (кисть сжата в кулак, большой палец вытянут). Посмотрите на кончик пальца. Делайте движение рукой по указанным траекториям, следя глазами за кончиком пальца.

Посмотрели головой направо, налево, вверх, вниз (повторить 4 раза).

— Подняли плечи — сбросили (4 раза).

— Кулачком потереть по часовой стрелке затылок, погладить затылок и шею сверху вниз. Хорошо.

— Потереть по часовой стрелке кулачком поясницу.

VIII. Продолжение развития темы. (10мин)

— Ребята, а какое сегодня число? Когда у вас День рождения? Сколько будет семью восемь? Какого цвета рябина? Где ты живешь? В какой школе вы учились?

— Откуда вы это знаете? Мы сегодня об этом не говорили (запомнили).

— Отлично. И все это совершается с помощью памяти.

Давайте проведем эксперимент.

Выбирается экспериментуемый. Задание: посмотреть на расположенные предметы на парте и выйти за дверь. В это время предметы меняют местами. Задача экспериментуемого вспомнить, как все было, и вернуть всё на свои места.

Микро вывод: человек запоминает и накапливает информацию в мозгу.

— Давайте исследуем еще один психический процесс. Упражнение составление предложений. Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например "озеро", "карандаш", и "медведь". Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными ("Медведь упустил в озеро карандаш"), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами и введением новых объектов ("Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере") и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи ("Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь").

Микровывод. С помощью мышления мы получаем сведения об окружающем мире, решаем задачи, отвечаем на вопросы, обдумываем, сравниваем, делаем выводы.

8. Воображение

— Еще один эксперимент. Тест на креативность воображения.

Тут главное поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги и рисуем вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:

Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:

Микровывод: восприятие, память, мышление и воображение работают вместе. С их помощью мы познаем окружающий мир, трудимся и творим.

IХ. Закрепление изученного материала. (5мин)

Дети читают учебник с. 10 — 14

Работа с рабочей тетрадью

— Делаем 1 и 2 упражнение

— Мы убедились, что человек во многом похож на животных. А чем он отличается от них? Умеют ли животные читать, писать, сочинять стихи и рисовать? Могут ли изобретать самолеты, автомобили, корабли?

Изготавливают ли инструменты для строительства своих жилищ?

(Человек сильно отличается от животных. Он создает то, чего нет в природе. Изобретает. Умеет устно и письменно излагать свои мысли)

Наш урок подходит к концу. Надеюсь он вам понравился, вы хорошо усвоили материал. Оцените свою работу на уроке:

Зелёный – я был активен и доволен своей работой.

Жёлтый – я старался, но у меня ещё не всё получилось.

Красный – я работал не достаточно хорошо.

Нарисовать человечка выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»

Источник

Конспект урока природа и человек 2 класс школа 21 века

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Конспект урока по Окружающему миру «Природа и человек» 2 класс

Тема урока: «Природа и человек». Класс 2

Учитель: Соколова Елена Александровна

МАОУ «СОШ №25 «Олимп» г. Великий Новгород

1. Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана наука «Экология.
2. Учить правильному поведению в природе.
3. Воспитывать любовь к природе.

1. Проектор.
2. Слайды.
3. Учебник.

— Сегодня у нас очень важный урок. Начать его я хочу со стихотворения Р. Рождественского. Оно отражает тему нашего урока.

— Какую тревогу передает автор в своем стихотворении?

— Какую книгу мы называем Красной?

— О каких богатствах пишет поэт?

— Назовите тему нашего урока.

Учитель подводит итог: « Наш урок будет посвящен проблемам, возникающим в природе. Выясним какую роль играет для природы человек? Чем он может помочь ей?

И так тема нашего урока: « Природа и человек».

2. Введение в тему.

А). Работа в группах. Каждой группе выданы карточки с изображениями природных явлений и влияния человека на природу.

— Распределите карточки на две группы.

Подведение итогов работы в группах. Вывод: 1 группа- влияние человека на природу (Слайд №3, №4. ), 2 группа- явления природы, на которые человек повлиять не в силах (Слайд №5)

В). Продолжение работы в группах.

— Теперь распределите изображения, показывающие влияние человека на природу на две группы.

Подведение итогов работы: 1 группа- положительное влияние человека на природу (Слайд №6) , 2 группа- отрицательное влияние ( Слайд №7).

— Этот процесс можно отобразить в виде схемы.

3. Знакомство с новым понятием .

— В последние годы отрицательное влияние человека на природу приводит к тому, что мы пьем грязную воду, дышим отравленным воздухом, едим некачественные продукты и т.д.

Таким образом, природа стала оборачиваться против человека. Дополним нашу схему.

— Из данной схемы следует, что природа и человек – это единое целое. Человек не является хозяином природы, он не имеет право необдуманно вторгаться в ее жизненный ритм. Иначе природа будет в большой опасности и нам грозит экологическая катастрофа, после которой жизнь на земле станет невозможной. Чтобы этого не произошло, именно от нас с вами зависит жизнь на земле. Для этого была создана наука « Экология».

-Кто слышал такое слово? (Это молодая наука о взаимосвязях природы и человека.)

Читайте:  Сочинение на тему quot Любима роза без сомненья quot

— Посмотрите и прочитайте на слайде слова.

— Что вы можете сказать об этих словах?

( Дети приводят примеры известных им экологических катастроф, объясняют понятие экологически чистый продукт, учитель помогает им.. Используется материал

— Кто такой эколог? ( Это человек, который следит за порядком в природе, помогает ей.)

Ветер дует нам в лицо

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше.

4. Самостоятельная работа в группах.

— Сейчас вы будете начинающими экологами. Каждой группе выдается карточка с одним из природных компонентов. ( Почва, лес, животные, водоемы.)

— Каждая группа должна составить правила поведения по охране своего природного компонента. Запишите свои мысли, составьте памятку.

Подведение итогов работы в группах.

5. Подведение итогов урока.

— Заканчивая наш урок, я хочу обратить ваше внимание на слова известных русских писателей.

Охранять природу — значит охранять Родину. Пришвин М. М.

Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. Достоевский Ф. М.

— Как вы понимаете данные высказывания?

— С каким понятием познакомились сегодня на уроке?

— Ребята, как вы думаете, почему я решила продемонстрировать именно этот слайд с новорожденными животными?

(Они беззащитные, слабые и от каждого из нас зависит их жизнь. Помните в природе все взаимосвязано, мы единое целое. Давайте любить и охранять природу, чтобы будущее поколение детей не узнавали о животных и растениях только из Красной книги!

— Поднимите солнышко, если вам урок понравился и у вас хорошее настроение, и тучку, если урок вызвал другое настроение.

Домашнее задание. Нарисовать правила поведения в природе (картинки-памятки).

Источник

урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Человек- часть природы»

Казгунова Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ № 14 города Пугачёва имени П.А.Столыпина»

Урок окружающего мира во 2 классе

Образовательная система «Начальная школы XXI века»

Тема урока : « Человек – часть природы»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: создать условия для формирования представлений о человеке, как части природы.

Задачи урока:

1.формировать представления о человеке, как части природы,

2. развивать универсальные учебные действия,

3. воспитать ответственное отношение к окружающему миру,

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

-формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя.

— обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию самоконтроля, самооценки.

— содействовать развитию у детей умению общаться;

— обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты

— смогут рассуждать о том, что человек- часть природы;

— делиться с одноклассниками собственными наблюдениями, формулировать выводы и проверять их;

— выполнять задания по поиску информации, работать с карточками в группах.

Метапредметные:

познавательные: принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрировать схемы, выделять отличия человека от животных; анализировать и обобщать;

коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

регулятивные: ученик получит возможность учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации урока : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, Красная книга Саратовской области, 3 флажка, цветок из бумажных лепестков, картинки для модели экогорода, магниты, папки для создания Красной книги, иллюстрации животных, Словарь русского языка С.И.Ожегова, презентация, мультимедийная установка, лупа, три конверта с заданиями.

Самоопределение к учебной деятельности

— Интересные вопросы ожидают вас, друзья.

Пожелаю всем удачи, терять время нам нельзя!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

— Я вместе с И.Буниным приглашаю вас в лес

Тропинкой тёмною лесною,

Гдеколокольчики цветут,

Под тенью лёгкой и сквозною

Менякустарники ведут.

Здесь полусвет и запах пряный

Сухой листвы, а вдалеке

Лес расступается поляной

К долине мирной и реке.

Садитсясолнце, даль синеет,

Кукушка стонет, а река

Уже от запада алеет

И отражает облака.

— На какую тему это стихотворение?

— Вспомни изученное раннее и восстанови схему.

Природа бывает…(живая и неживая)

— Куда отнесёте выделенные в стихотворении слова?

(колокольчики, кустарники , кукушка , река, солнце, облака)

— К данной схеме уместна ли карточка со словом «человек»?

— Человек относится к природе?

— Куда её поместим?

Постановка учебной задачи

— Послушайте, какую роль отводит ваш сверстник человеку в природе. (Звучит аудиозапись речи ученика 2 класса:

— Человек может жить без природы, потому что он- самое умное существо на Земле и всё умеет. Люди придумали разные машины, построили большие города, а в космос запустили ракеты. И ещё человек выращивает растения и разводит животных.)

— А что вы думаете о том, может ли человек жить без природы?

— Попробуйте сформулировать тему урока…

— На какие вопросы вы хотели бы сегодня на уроке найти ответ?

Построение проекта выхода из затруднений

-Ответы на эти вопросы вы найдёте, работая в группах.

1 группа-исследователи, 2- архитекторы, 3- экологи (устанавливаю флажки с символами каждой группы)

— Первое задание для каждой группы- найти в толковом словаре, что означает название вашей группы. Прочитай.

5. Первичное закрепление во внешней речи

— Второе- находится в конверте вместе с алгоритмом работы.

(Обращаюсь к 1 группе): — Докажите, что человек – часть природы.

— Что необходимо человеку для жизни?

-Чем человек отличается от животных?

— Как человек облегчил себе труд и воплотил свои мечты?

Пользуясь учебником, научной литературой, вставь пропущенные слова в текст.

Подготовьтесь представить полученный текст.

(Обращаюсь ко 2 группе): — Кто согласен, что автомобили улучшают, облегчают нашу

— Кто думает, что транспорт вредит здоровью человека? Почему?

-Благодаря чему в городе воздух чище?

— Ваша задача создать экологический город, в котором будет дышать легко, уютно

жить, удобно работать. Пользуйся иллюстрациями. Подготовь текст для представления

(Обращаюсь к ребятам 3 группы):

— Мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её,

связи нарушатся, а поскольку человек — часть природы, разрушив её, он и сам может

погибнуть. Осознав это, люди создали Красную книгу, цвет которой сигнализирует об

опасности. Наши экологи соберут книгу в необычном виде. Обложка у неё будет —

красная, а страницы разноцветные. Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы

сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное.

— Создай свою Красную книгу с разноцветными страницами. Подготовься представить её

-Вспомним правила работы в группе: каждый может высказать своё мнение, уважай

мнение своего товарища, коллективную работу представит один ученик.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

1 группа- исследователей представляет получившийся текст по теме: « Человек- часть

природы», вставив недостающие слова.

Человек- часть …, так же как все живые существа: насекомые, …, …. Для жизни ему, как

всем живым организмам необходимы- …, …, … .

Главное отличие человека от животного– в …, ….

Природа кормит человека, …, … . Для строительства дома человек использует …, … ; для

лекарства- … ; для одежды- … .Без пресной воды рек, озёр человек не смог бы ….

Человек создал множество музыкальных произведений, которыми мы наслаждаемся, мы

говорили, что человек не умеет хорошо плавать, быстро бегать и летать, но он, благодаря

своему разуму создал …, которые помогают ему в этом. Благодаря мышлению, человек

преображает мир вокруг себя, забывая о природе.

2 группа- архитекторы представляют Экогород, собрав его из иллюстраций на доске

доказывая, чем он отличается от других городов.

Наш город называется …

В нём – как на даче- зелено, …, ….

Жители предпочитают одноэтажную застройку и максимальное озеленение.

Экогорожане способны обеспечить себя всем необходимым, выращивая …, …, разводя домашних …, давая природе больше, чем забирая.

Передвигаются жители этого города либо …, либо на … . При необходимости на дальние расстояния пользуются автомобилями с …, … двигателем. Кругом … , …, цветковые … . Свой обеденный перерыв проводят в …, у …, тем самым заряжаясь энергией природы. Добро пожаловать в наш гостеприимный экогород!

3 группа- экологи представляют « Красную книгу 2 А» класса, собранную из иллюстраций животных.

— Итак, мы начинаем путешествие по страницам Красной книге наших экологов.

— Сначала идут чёрные страницы . На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. Это большерогий олень, саблезубый тигр, бескрылая гагарка, странствующий голубь.

— Сейчас речь пойдет о красных страницах книги. На них записаны особо редкие, исчезающие животные. Этих животных мало, но их еще можно встретить. Они могут исчезнуть совсем. Это лошадь Пржевальского, гепард, полосатая гиена и синий кит.

— На жёлтые страницы записаны животные и растения, количество которых значительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы. Это амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик и другие.

— На серых страницах записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены. К таким животным относятся с лоновая черепаха, жук-геркулес и императорский пингвин.

— Следующие страницы Красной книги — белые. Здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Они обитают на небольших площадках. Это снежный барс, пятнистый олень, утконос, белый медведь.

7. Включение в систему знаний и повторение

— Мы с вами уже говорили, что в исчезновении животных в большинстве случаев виноват человек. Вот что по этому поводу пишет К. Паустовский, прочитай: «Кто дал право калечить и безобразить землю. Природу нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им».

— Так почему мы должны охранять природу? (ее надо сберечь для наших потомков).

— У вас в течение урока возникал вопрос: а как же мы, дети, можем помочь природе? Давайте вместе составим правила поведения в природе. Чего нельзя делать?

Правила поведения в природе. Памятка юного друга природы «Десять нельзя»:

Читайте:  Природа создала человека а человек ее губит

1. Не разорять птичьи гнезда!

2. Не рвать и бросать цветы, не рвать большие букеты!

3. Не ломать ветки деревьев и кустов!

4. Не давить насекомых!

5. Не шуметь в лесу!

6. Не разводить костры без взрослых!

7. Не оставлять мусор в лесу и водоемах!

8. Не сбивать мухоморы и прочие поганки!

9. Не убивать лягушек и ужей!

10. Не брать лесных зверьков домой!

(Раздаю каждому образец)

— Вручите её своему товарищу. Так планета чуточку станет добрее!

8. Рефлексия деятельности

— 1 группа какой вывод сделала для себя?: (Человек- часть природы).

— 2 группа? (Человек бережно должен относиться к природе).

— Заслушаем вывод 3 группы. (Самим принимать участие в охране природы).

Оценивание и взаимопроверка.

– Высшие баллы заслуживают лидеры групп, а они ставят оценки внутри своей группы.

Домашнее задание: 1 группе- на стр.144 учебника исследовать растения и создать сухие духи для комнаты, 2 группе- в рабочей тетради на стр.44 задание- снять научный фильм о природе. Из каких кадров будет состоять этот фильм?, 3 группе – коллективно нарисовать плакат к стихотворным строчкам Я.Акима «Береги свою планету- ведь другой , похожей, нету!».

Определение психологического состояния учащихся

— Благодаря вашей дружной работе, сложилась благоприятная атмосфера. Распустился чудо- цветок с семью разноцветными лепестками, который дарит вам свой лепесток. Выберите по цвету тот, который соответствует вашему настроению. При этом загадайте желание. Оно обязательно сбудется. Спасибо за урок!

Используемая литература

Окружающий мир: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Н.Ф.Виноградова/ – 5-е изд.. – Москва, Издательский центр «Вентана- Граф», 159 стр., 2013.

Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Н.Ф.Виноградова/ – 5-е изд.. – Москва, Издательский центр «Вентана- Граф», 47 стр., 2013.

Окружающий мир: для обучения детей в семье, детском саду и далее…. /И.Р.Колтунова, О.Н.Лазарева, М.Н.Данилова/- Екатеринбург «У- Фактория», 116 стр.,2010 г.

Словарь русского языка, С.И.Ожегов, Москва, «Оникс», Мир и образование, 1198 стр., 2007 г.

Красная книга Саратовской области— Саратов: Изд-во Торгово-промышленной палаты Саратовской области, 2006. — 528 с.

Источник

Урок окружающего мира во 2-м классе по программе "Начальная школа XXI век"

Дом природы; картинки с объектами живой и неживой природы; изображения грибов. “Полянка”: вырезанные рисунки деревьев, травка, пеньки.

Тексты для групповой работы по растениям.

• познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями;

• расширить знания детей о живой природе Земли и природе Ямала;
• развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать;
• развивать умения работать в малых группах;

• воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнения членов группы;
• прививать любовь к родному северному краю.

1. Организационный момент.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

2. Вступительное слово учителя. Приложение. Слайд 1 “Природа”

Учитель. Наш урок мне хочется начать небольшим стихотворением Н. Рыленкова:

Всё в тающей дымке —
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Ребята, о чем пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Все мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё очень много жителей. Наш общий дом – природа.

3. Повторение пройденного материала.

На доске прикреплен силуэт дома и расставлены картинки с объектами живой и неживой природы.

Учитель. Дети, давайте заселим наш дом.

Учащиеся, выходя к доске, располагают объекты живой и неживой природы в домике.

4. Изучение нового материала.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы. Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда мы все вместе найдем правильный ответ.

Слайд 2 с темой урока

Учитель. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…. Нет – нет, не царь с царицей…. Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы.

Просмотр слайда 3 “Царства живой природы”

Учитель. Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим каждому царству название. Просмотр слайдов 4,5

Учитель. Рассмотрите внимательно фотографии. Как бы вы назвали группы данных представителей живой природы? Как, одним словом можно назвать все перечисленные группы?

Учитель. Все верно, это царство животных. Его многочисленные представители обитают и в жарких странах, и на холодном Севере. Наш край – Ямал. Назовите животных, выберите фотографии которых вы сейчас рассматривали, населяющих этот суровый край. (Учащиеся выбирают фотографии каждой группы животных, населяющих северные широты)

Мы идем лесной тропинкой, А куда – не знаем сами. За малиной? За малиной! За грибами? За грибами!

Учитель. Итак, мы идём в грибную страну, которая находится в лесу. А вы знаете дети, что сбор грибов — это непростая работа. Вот я, например, не знаю, какие грибы можно собирать. Помогите мне. Возьмите в руки конверты, которые находятся на столах каждой группы и выньте изображения грибов, рассмотрите их. Подумайте, на какие группы можно их разделить.

Дети делят грибы на группы, раскладывая на партах. Затем такая же работа проводится фронтально. В процессе работы на доске выстраивается таблица.

Учитель. Чтобы собирать грибы, нужно знать, в каких местах они растут. А вы знаете? Отгадайте загадки, найдите рисунок с изображением гриба и прикрепите его в то место на “полянке”, где он “любит” расти.

На доске “полянка”. Дети договаривают слово — отгадку хором, “рассаживают” грибы.

1.

Будто смазаны маслом,
Мы блестим на солнце красном,
Как лесные дошколята,
Под сосной растут . (маслята)

2.

Что за грибки глядят на нас,
Столпились тесной кучкой?
Ох, и дружные ребята,
На пеньке растут… (опята)

3.

Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту —
Зовусь я… (подосиновик)

4.

Растут в лесу сестрички,
Рыжие . (лисички)

5.

Лета первая примета:
Под берёзкой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

Учитель помогает учащимся в случае затруднений. Дети делают вывод:

На нашей лесной полянке растут съедобные грибы: под сосной — маслята, около берёзы — подберёзовик, под осиной — подосиновик, на пеньке поселились опята, вокруг пенька можно найти лисичек.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал —
Не споткнулся, не упал?
Гриша шёл, шёл, шёл,
Белый гриб в лесу нашёл.
Раз — грибок,
Два — грибок,
Три — грибок,
Их положим в кузовок.

Дети имитируют шаги по лесу и движения руками во время сбора грибов.

Учитель. Ребята, а кто знает, какие грибы можно собрать в наших северных лесах? Как правильно собирать грибы? Почему их лучше срезать ножом? Итак, мы побывали в царстве грибов.

Слайд 6 “Растения”

Дети рассматривают изображения дерева, кустарника и травы.

Учащиеся 1 группы “Трава” получают задание: рассмотреть первую фотографию, найти в тексте, предложенным учителем, подходящие под описания картинки слова, подчеркнуть их и попытаться дать название этому изображению.

Аналогичная работа во 2 группе “Кустарник” и 3 группе “Дерево”.

Учащиеся 4 группы “Аналитики” получают следующее задание: прочитать дополнительную информацию о растениях, выслушать ответы одноклассников, обсудить, правильно ли названа каждая группа растений и ее особенности, сделать обобщение.

Дети делают вывод: все растения делятся на три группы — травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое. Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.

Учитель. Ребята, а кто знает, какие растения населяют наш Ямал? Из травянистых растений – это мхи, лишайники, ромашки. Из кустарников – голубика, верба. Деревья – карликовые березы, кедры, пихты, сосны и др.

Учитель. Мы были в царстве растений. А сейчас нам предстоит путешествие в самое необычное и неизведанное для многих царство. Сейчас внимательно послушайте информацию о нем и попробуйте дать ему название.

Учитель. Первыми жителями Земли были бактерии. Много лет они оставались единственными ее обитателями. Со временем, эти мельчайшие на Земле организмы начали вдыхать кислород и поселились внутри крупных организмов, процветая и размножаясь там.

Соединение с некоторыми видами бактерий оказалось выгодно и нам, людям: они помогают перерабатывать пищу, попавшую в кишечник, необходимы в табачном, сырном и винном производстве. Другие же вечно досаждают нам. Туберкулез, грипп, пневмония и множество других инфекций – все это дело “рук” различных видов бактерий.

К середине 1990-х годов ученые разработали новейшее разведывательное средство – лазерный микроскоп. Именно тогда впервые открылась подлинная жизнь бактерий.

Учитель. Ребята, какое же название имеет следующее царство?

Слайд 7 “Бактерии”

Учитель. Рассмотрите внимательно изображения бактерий, которые представлены на данном слайде. Они разбиты на три типа. Найдите общие черты каждой группы и попытайтесь определить типы бактерий.

В процессе работы учащиеся выясняют, что существуют три типа бактерий: шарообразной, палочкообразной и винтообразно – изогнутой формы. Бактерии населяют не только нашу планету Земля, но и организмы живых существ.

5. Обобщение изученного материала.

Слайд 8 “Царства живой природы”

В ходе беседы ученики вспоминают, с какими царствами живой природы они познакомились. На какие типы и виды делится каждое из царств и кто его населяет.

6. Закрепление нового материала.

Дидактическая игра “Царства природы”

Четыре группы получают названия – “грибы”, “бактерии”, “животные”, “растения”. Детям предлагаются два слайда, на которых предложены пронумерованные фотографии представителей живой природы. По команде каждая группа должна выписать номера тех фото, на которых изображены представители именно их царства.

Проверка проводится с помощью заранее заготовленной учителем на доске таблице:

Животные 2 3 8 12 13 18
Грибы 1 5 10 15
Растения 6 7 11 17
Бактерии 4 9 14 16

Учитель. Молодцы, ребята, вы отлично справились! А сейчас я вам приготовила задание на внимание: посмотрите, в этой же таблице цветным мелом я указала номера только тех фотографий, на которых изображены типичные представители нашего северного края. Проверьте, все ли верно я сделала?

Учитель. Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.

Источник



Урок окружающего мира во 2 кл "Человек-часть природы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Цель урока : создать условия для формирования представлений о человеке, как части природы.

Читайте:  Природа и судьбы людей близкий и далекий космос проза поэзия

1.формировать представления о человеке, как части природы,

2. развивать универсальные учебные действия,

3. воспитать ответственное отношение к окружающему миру,

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

-формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя.

— обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию самоконтроля, самооценки.

— содействовать развитию у детей умению общаться;

— обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

— смогут рассуждать о том, что человек- часть природы;

— делиться с одноклассниками собственными наблюдениями, формулировать выводы и проверять их;

— выполнять задания по поиску информации, работать с карточками в группах.

— познавательные : принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрировать схемы, выделять отличия человека от животных; анализировать и обобщать;

— коммуникативные : ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

— регулятивные : ученик получит возможность учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

— личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы :

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации урока : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, Красная книга, 3 флажка, цветок из бумажных лепестков, картинки для модели экогорода, магниты, папки для создания Красной книги, иллюстрации животных, Словарь русского языка С.И.Ожегова, презентация, мультимедийная установка, лупа, три конверта с заданиями.

  1. Самоопределение к учебной деятельности

— Интересные вопросы ожидают вас, друзья.

Пожелаю всем удачи, терять время нам нельзя!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

— Я вместе с И.Буниным приглашаю вас в лес

Тропинкой тёмною лесною,

Где колокольчики цветут,

Под тенью лёгкой и сквозною

Меня кустарники ведут.

Здесь полусвет и запах пряный

Сухой листвы, а вдалеке

Лес расступается поляной

К долине мирной и реке.

Садится солнце , даль синеет,

Кукушка стонет, а река

Уже от запада алеет

И отражает облака .

— На какую тему это стихотворение?

— Вспомни изученное раннее и восстанови схему.

Природа бывает …(живая и неживая)

— Куда отнесёте выделенные в стихотворении слова?

(колокольчики, кустарники , кукушка , река, солнце, облака)

— К данной схеме уместна ли карточка со словом «человек»?

— Человек относится к природе?

— Куда её поместим?

3. Постановка учебной задачи.

Чтение Библии для детей «Кто сотворил мир», «Кто сотворил человека» (Зачитывают дети)

(……В первый день создал Бог свет…….Во второй день создал Бог твердь……В третий день Господь Бог повелел, чтобы вода на земле собралась в особенные места….В четвёртый день……В пятый день…..В шестой день Бог сотворил животных и зверей земных….)

— Как вы думаете, кого ещё не доставало?

-Теперь послушайте, как Милосердный Бог сотворил первого человек ( зачитывает учитель)

— За сколько дней был создан весь мир?

-Что заповедал нам Господь в седьмой день?

— Послушайте, какую роль отводит ваш сверстник человеку в природе . (Звучит аудиозапись речи ученика 2 класса:

— Человек может жить без природы, потому что он- самое умное существо на Земле и всё умеет. Люди придумали разные машины, построили большие города, а в космос запустили ракеты. И ещё человек выращивает растения и разводит животных.)

— А что вы думаете о том, может ли человек жить без природы?

— Попробуйте сформулировать тему урока…

— На какие вопросы вы хотели бы сегодня на уроке найти ответ?

2. Построение проекта выхода из затруднений

-Ответы на эти вопросы вы найдёте, работая в группах

1 группа-исследователи, 2- архитекторы, 3- экологи (устанавливаю флажки с символами каждой группы)

— Первое задание для каждой группы- найти в толковом словаре, что означает название вашей группы. Прочитай.

5. Первичное закрепление во внешней речи

— Второе- находится в конверте вместе с алгоритмом работы.

(Обращаюсь к 1 группе):

— Докажите, что человек – часть природы.

— Что необходимо человеку для жизни?

-Чем человек отличается от животных?

— Как человек облегчил себе труд и воплотил свои мечты?

Пользуясь учебником, научной литературой, вставь пропущенные слова в текст.

Подготовьтесь представить полученный текст.

(Обращаюсь ко 2 группе):

— Кто согласен, что автомобили улучшают, облегчают нашу

— Кто думает, что транспорт вредит здоровью человека? Почему?

-Благодаря чему в городе воздух чище?

— Ваша задача создать экологический город, в котором будет дышать легко, уютно

жить, удобно работать. Пользуйся иллюстрациями. Подготовь текст для представления

(Обращаюсь к ребятам 3 группы):

— Мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её,

связи нарушатся, а поскольку человек — часть природы, разрушив её, он и сам может

погибнуть. Осознав это, люди создали Красную книгу, цвет которой сигнализирует об

опасности. Наши экологи соберут книгу в необычном виде. Обложка у неё будет —

красная, а страницы разноцветные. Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы

сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное.

— Создай свою Красную книгу с разноцветными страницами. Подготовься представить её

-Вспомним правила работы в группе: каждый может высказать своё мнение, уважай

мнение своего товарища, коллективную работу представит один ученик.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

1 группа- исследователей представляет получившийся текст по теме: « Человек- часть

природы», вставив недостающие слова.

Человек- часть …, так же как все живые существа: насекомые, …, …. Для жизни ему, как

всем живым организмам необходимы- …, …, … .

Главное отличие человека от животного– в …, ….

Природа кормит человека, …, … . Для строительства дома человек использует …, … ; для

лекарства- … ; для одежды- … .Без пресной воды рек, озёр человек не смог бы ….

Человек создал множество музыкальных произведений, которыми мы наслаждаемся, мы

говорили, что человек не умеет хорошо плавать, быстро бегать и летать, но он, благодаря

своему разуму создал …, которые помогают ему в этом. Благодаря мышлению, человек

преображает мир вокруг себя, забывая о природе.

2 группа- архитекторы представляют Экогород, собрав его из иллюстраций на доске

доказывая, чем он отличается от других городов.

Наш город называется …

В нём – как на даче- зелено, …, ….

Жители предпочитают одноэтажную застройку и максимальное озеленение.

Экогорожане способны обеспечить себя всем необходимым, выращивая …, …, разводя домашних …, давая природе больше, чем забирая.

Передвигаются жители этого города либо …, либо на … . При необходимости на дальние расстояния пользуются автомобилями с …, … двигателем. Кругом … , …, цветковые … . Свой обеденный перерыв проводят в …, у …, тем самым заряжаясь энергией природы. Добро пожаловать в наш гостеприимный экогород!

3 группа- экологи представляют « Красную книгу» 2 класса, собранную из иллюстраций животных.

— Итак, мы начинаем путешествие по страницам Красной книге наших экологов.

— Сначала идут чёрные страницы . На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. Это большерогий олень, саблезубый тигр, бескрылая гагарка, странствующий голубь.

— Сейчас речь пойдет о красных страницах книги. На них записаны особо редкие, исчезающие животные. Этих животных мало, но их еще можно встретить. Они могут исчезнуть совсем. Это лошадь Пржевальского, гепард, полосатая гиена и синий кит.

— На жёлтые страницы записаны животные и растения, количество которых значительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы. Это амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик и другие.

— На серых страницах записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены. К таким животным относятся с лоновая черепаха, жук-геркулес и императорский пингвин.

— Следующие страницы Красной книги — белые. Здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Они обитают на небольших площадках. Это снежный барс, пятнистый олень, утконос, белый медведь.

7. Включение в систему знаний и повторение

— Мы с вами уже говорили, что в исчезновении животных в большинстве случаев виноват человек. Вот что по этому поводу пишет К. Паустовский, прочитай: «Кто дал право калечить и безобразить землю. Природу нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им».

— Так почему мы должны охранять природу? (ее надо сберечь для наших потомков).

— У вас в течение урока возникал вопрос: а как же мы, дети, можем помочь природе? Давайте вместе составим правила поведения в природе. Чего нельзя делать?

Правила поведения в природе

. Памятка юного друга природы «Десять нельзя»:

1. Не разорять птичьи гнезда!

2. Не рвать и бросать цветы, не рвать большие букеты!

3. Не ломать ветки деревьев и кустов!

4. Не давить насекомых!

5. Не шуметь в лесу!

6. Не разводить костры без взрослых!

7. Не оставлять мусор в лесу и водоемах!

8. Не сбивать мухоморы и прочие поганки!

9. Не убивать лягушек и ужей!

10. Не брать лесных зверьков домой !

(Раздаю каждому образец)

— Вручите её своему товарищу. Так планета чуточку станет добрее!

8. Рефлексия деятельности

— 1 группа какой вывод сделала для себя?: (Человек- часть природы).

— 2 группа? (Человек бережно должен относиться к природе).

— Заслушаем вывод 3 группы. (Самим принимать участие в охране природы).

Оценивание и взаимопроверка.

– Высшие баллы заслуживают лидеры групп, а они ставят оценки внутри своей группы.

Домашнее задание: 1 группе- на стр.144 учебника исследовать растения и создать сухие духи для комнаты, 2 группе- в рабочей тетради на стр.44 задание- снять научный фильм о природе. Из каких кадров будет состоять этот фильм?, 3 группе – коллективно нарисовать плакат к стихотворным строчкам Я.Акима «Береги свою планету- ведь другой , похожей, нету!».

Определение психологического состояния учащихся

— Благодаря вашей дружной работе, сложилась благоприятная атмосфера. Распустился чудо- цветок с семью разноцветными лепестками, который дарит вам свой лепесток. Выберите по цвету тот, который соответствует вашему настроению. При этом загадайте желание. Оно обязательно сбудется. Спасибо за урок!

Источник