Конспект урока по окружающему миру по теме quot Растения зимой quot
Конспект занятия «Как растения живут зимой»
Цель: продолжать формировать знания детей о жизни зимнего леса и его обитателях, знакомство с правилами поведения в зимнем лесу.
формирование восприятия природы как сложной экосистемы;
воспитание чуткого, бережного отношения к природе;
развитие умений наблюдать, обобщать и делать выводы из собственных наблюдений.
панорама, украшенная под зимний лес;
Картинки: Береза, Ель, Клест, Лиса, Мышь, Заяц, Волк.
Художественное слово: “Лесные правила”.Н. Рыжова
Ход занятия:Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю
Зимушка-Зима приходит к нам в гости каждый год. Если посмотреть в окно, то можно ее увидеть. Если выйти на улицу, можно почувствовать, какая она. Расскажите, какая погода зимой? (снежная, холодная, морозная, дует холодный ветер) Ребята, я вас приглашаю пойти в лес. Взгляните в окно. Какое время года (мнемокартинки зимы) Значит, как мы оденемся? (Дети перечисляют,обобщая: зимняя одежда).
— Удобно ли идти в лес пешком по снегу? Почему? Что можно придумать? (одеть лыжи).
Мы пришли в зимний лес, (ходьба по комнате).
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками).
Справа — берёзка в шубке стоит, (руки отводят вправо).
Слева — ёлка на нас глядит (то же влево).
Снежинки в небе кружатся (движения «фонарики»).
На землю красиво ложатся. (кружась приседают).
Воспитатель подходит к Березе. Как пусто стало в зимнем лесу! Какая грустная стоит Береза? Я сейчас её украшу, пришью ей листочки. Береза зазеленеет, и все вокруг станет веселым и красивым!
Береза:(воспитатель говорит от имени березы). Ты, что тут делаешь, несмышленыш-ш-ш? (Потягивается со скрипом, зевает.)
Воспитатель. Я не хотела вас будить. Я вам листочки подклеиваю, а то последние проспите!
Береза. Эх, вы! Я свои дела – заботы закончила, пора и отдохнуть. Глядите, какие я кисточки вырастила (Показывает на кисточки, красота! Авось новые березки вырастут! Но это потом! А сейчас дни короткие, света мало. Значит, пора деревьям спать!
Воспитатель. Что же вы всю зиму спите, не едите, не пьете? Как же вы живете?
Как зиму зимуете?
Береза. Я ни есть, ни пить не хочу! Меня в сон клонит! Зимой так спится – благодать! Зимой мы, деревья, не растем, не цветем (засыпает)
Воспитатель. Эй! Береза!Я хочу спросить: может все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее!
БЕРЕЗА. Нет! Зимой нам не до красоты! Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.
Воспитатель. А я-то думала, что листья осенний злой ветер срывает — сбрасывает!
Береза. Можно и без ветра. Мы между черешком листа и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая ни соки, ни воду не пропускает.
Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза укроют. (засыпает)
А на каких еще деревья листья опадают (осина, рябина, черемуха)
Воспитатель. А почему же листья не на всех деревьях опадают? Почему же на Ели иголки остаются? Может, Ель зимой не спит? Эй, Елка — зеленые иголки! Нет, и она спит!
Ель. Да и мы, Ели, спим зимой. А иголки – хвоинки для нас то — же самое, что для других деревьев листья. А иголок на елках гораздо больше, чем на самом раскидистом дереве листьев. Сбрось я сейчас свой колючий наряд, то чтобы мне вновь одеться густой хвоей всей весны не хватит!
Воспитатель: А кто еще не сбрасывает листья
Воспитатель обращаясь к ели. Неужели вы никогда свой наряд не меняете?
Ель. Меняю! Но не сразу, а постепенно. Нам, чтобы полностью переодеться – сменить старые иголки – нужно около 9 лет! Есть правда у меня сестричка- выскочка,та все успевает: и хвою осенью сбросить, и весной одеться новой хвоей, и за лето шишками полными семян обзавестись. Так это оттого, что времени ей на все хватает. А зовут ее как, знаете? (Ответы детей. Лиственница.) А еще мы, Ели зверям и птицам, со своими иголками зимой помогаем выжить.
Воспитатель. Каким таким зверям и птицам? Я думала, в лесу никого нет?
Ель. А вы спрячьтесь, и понаблюдайте, а мне спать пора, зимой так спится – благодать! (Зевая – засыпает.)
Воспитатель: и ель уснула, а мы с вами поиграем, но только тихо не будем забывать «Лесные правила».
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Убегут с лесной опушки.
Ветки деревьев не ломай,
Никогда не забывай
Из рогатки не стреляй,
Ты пришел не убивать!
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – сосна и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Игра (эмпатия)
Вокруг себя повернитесь –
И в деревья превратитесь!
Наши ноги – это корни
Наше туловище –ствол
Наши руки – это ветви
Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листья на деревьях (дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки (Дети шевелят кистями рук) Совсем испортилась погода, сильный ветер, раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону) Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. Пусть деревья станут ребятами.
Клест влетает. Кле-кле-кле! Мы, Клесты-еловики, уж очень Ель уважаем. Тут нам и дом и столовая. Здесь же с нами и дятлы кормятся, и белки, и соболь свою добычу выслеживает. Мыши тоже Ель уважают, здесь же селятся.
Мышь выбегает из-под березы и смеётся. Ой, смешной! Ой, потешный! Ой, я сейчас умру от смеха! Посмотрите, посмотрите, какой у него клюв кривой! Это ты что ли своим клювом все шишки разворошил, ни одной с семенами мне не оставил?
Клест недоумённо. Да, я наверное… Для нас клестов, еловые шишки основная пища в зимнем лесу. Тут мы и птенцов в самые трескучие морозы выводим. Тут и кормимся.
Мышь. Вот так выдумал! Вот так соврал! Я, Мышь хоть и серая, но не глупая, какие — такие птенцы зимой? Я знаю-знаю, когда птенцы выводятся! Вот настанет весна! Растает снег! Зазеленеет все кругом, появятся насекомые, вот тогда птицы птенцов и выводят! А ты, выдумал-придумал, зимой птенцов выводить, неправда все это!
Клест. Ничего я не выдумал, и не соврал нисколечко! Мы Клесты, своих птенцов кашей из еловых шишек кормим. А шишки еловые как раз к зиме и созревают. Вот мы птенцов в феврале и выводим. Строим гнездо в густых еловых ветвях, шерстью, пухом его выстилаем, чтобы птенцам потеплее было. Откладываем в пуховую подстилку яйца, а на них мама-клестиха усаживается, греет-высиживает птенцов как печка, а я весь в трудах,весь в заботах: еловые шишки своим изогнутым клювом шелушу, в кашу превращаю, и весь день маму-клестиху кормлю. А когда птенцы появятся,мне работы прибавляется: тогда я и маму-клестиху кормлю и всех своих сыновей и дочек выкармливаю, пока они сами не научатся шишки шелушить. Ладно, некогда мне тут с тобой разговоры разговаривать, день короткий, полетел я своих кормить …
Мышь. Вот это да! Все так необычно! Клюв изогнутый, птенцы в самый лютый мороз! Не птица, а очевидное-невероятное! А я самая обыкновенная Мышь серая сейчас найду шишку поспелее, и пойду вон под ту березу домой, будем с ней всю ночь зернышки грызть, что с осени. Нам зимой не страшен, ни холод, ни голод а боюсь я только лису, пока вам, до свиданья.
Воспитатель: Ребята а каких зимующих птиц вы знаете?
Появляется Лиса довольно облизываясь. Ой, какие зимой мыши вкусные, да питательные! А мы, Лисы хитрые да внимательные.Нам зима не страшна: мы свою куцую летнюю шубку на зимние богатые меха поменяли. Не зря говорят, Лиса — всему лесу краса! И не холодно нам, и не голодно! Мы за зиму столько мышей ловим-истребляем, что нам пора памятник за сохранение леса от вредителей ставить на каждой опушке!
Воспитатель: Лиса тихо, а то медведя в берлоге разбудишь.
Лиса испуганно, но с достоинством. Пойду я, а то опять меня лису обвинят во всем, крайней оставят!
На поляне появляется Заяц. Ой, как зимой хорошо! Зимой мы свою летнюю серую шубку на шубку белую, пушистую и теплую меняем! Я — белый, снег – белый! Никто меня не видит! А на задних лапах у нас такая длинная шерсть вырастает, как лыжи лапы становятся. И я на этих лыжах с горки на горку, с оврага на полянку, как стрела! Никто меня не поймает! Никто мне зимой не страшен! Ой! Кто это? Ой, ё, ёй! Лиса? Поскакал я от неё .
Пальчиковая игра «Зайчик в лес пошел гулять»
Воспитатель: А ещё есть зверь лесной, он ребята, очень злой.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит, бродит зверь молчком,
Уши серые торчком… (волк)
— Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк). Почему? (Еды мало, голодает).
— Какой у него мех? (серый). А летом какой? (тоже серый)
— Почему волк не меняет окраску зимой? (ему не надо ни от кого прятаться)
— Как называется жилище у волка? (логово).
— Почему говорят: «Волка ноги кормят?»
Волк, озираясь и принюхиваясь. У, у, у! Привет, ребята! Лиса такая гладкая, да упитанная? Мы волки, зимой голодные, никого поймать не может. Мы за зайцем бежать, прыг –в снег, и проваливаемся – тяжелые, мы. А зайца уже и след простыл! А так есть хочется! У, у, у (Уходит)
Воспитатель обращает внимание детей на высокое дерево с дуплом.
— Кто знает, что за отверстие наверху? (Дупло).
Кто по елкам ловко скачет,
Вмиг взлетает на сосну?
Кто в дупле шишки прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
— Где живут белки?
— Какая шерсть у белки зимой? (серая, густая, защищает от холодов).
— Почему белки хорошо лазают и прыгают по деревьям? (У белки на ногах длинные когти, ими легко цепляется за ветки деревьев; хвост пушистый, большой, помогает прыгать с дерева на дерево).
— Чем питается белка зимой?
Воспитатель: Вот это да! А я думала, зимой все умирает в лесу. А ведь нет! Зимой лес живет, только немного засыпает.
Береза. Ой, кто-то тут у меня зашевелился. А, это насекомые, которые зимуют под моей корой. (Воспитатель показывает насекомых.)
Холодно, чтобы не замерзнуть
Отправляемся в дорожку, в детский сад идти пора.
Одеваем лыжи и домой. (ходьба приставным шагом. Садятся на места)
Воспитатель: Что нового вы узнали, путешествуя по зимнему лесу?
Как живут деревья зимой?
Дети, а вы знаете, какое животное впадает зимой в спячку так же как медведь? (Еж, барсук.)
Ребята, а как живется зайцу зимой? А кому сложнее всего зимой приходится? (Волку.) Почему? Каким зверям зима не страшна? Как они к этому приспособились?
Воспитатель: А я сейчас проверю, знают ли вы деревья, которые растут в лесу! Нужно хлопнуть в ладоши, если дерево растет в нашем лесу, и не хлопать, если не растет:
яблоня, груша, малина, береза,
ель, саксаул, облепиха, мимоза,
вишня, черешня, лимон, сосна,
слива, осина, каштан,
кофе, рябина, платан,
тополь, сосна, каланча.
Воспитатель. Дети, а знаете ли вы птиц, которые не умеют летать и живут там, где постоянно холодно? (Пингвины).
Проводится игра “Пингвин”. Пройти с мячом, зажав его ногами до елки и обратно.
А теперь отгадайте загадки
Сам мост мостил
Без молотка, без топора,
Всю зиму пролежит
Весной в речку убежит.
Что летом и зимой
в рубашке одной?
Кругом нашего села
Бежит лошадь весела.
Зелена, а не луг,
кудрява, а не человек.
в зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.
Угадайте,что за шапка:
меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
у стволов грызет кору.
Зверька узнали мы с тобой
по двум таким приметам:
он в шубке серенькой зимой,
а в рыжей шубке – летом.
За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, убежало. Нет ни дыма, ни пожара.
Воспитатель: Дети, к нам сегодня в детский сад пришло письмо от наших елей, живущих в лесу.В этом письме к вам просьба: не ставьте живые елки дома на Новый год! Мы хотим жить, а если вы срубите нас мы умрем. Не губите ради праздничной недели половину леса!
И еще одно письмо от птиц. Они просят устроить кормушки на нашей площадке и не забывать подсыпать в них корм.
Воспитатель: сегодня на прогулке мы повесим нашу кормушку и будем подкармливать птиц. Как вы думаете, кто прилетит к кормушке (Ответы детей)
Как мы оденемся на прогулку (ответы детей)Что любят дети зимой делать?
Конспект НОД детей старшего дошкольного возраста «Как наши животные живут зимой» Цели: 1)Закрепить знания о диких животных. Познакомить детей с тем, как дикие животные готовятся к зиме. Рассказать о взаимосвязях растений.
Конспект организованной образовательной деятельности по экологии «Как живут растения и животные?» (подготовительная группа) Конспект организованной образовательной деятельности по экологии «Как живут растения и животные?» (подготовительная группа) Цель: Познакомить.
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по поисково-познавательной деятельности «Как живут растения?» Пояснительная записка к занятию по поисково-познавательной деятельности «Как живут растения?» Занятие для детей подготовительной к школе.
Конспект занятия для второй младшей группы «Как пьют растения?!» Подготовили и провели Гордеева Ю. В. Серегина О. П Конспект занятия по теме «Как пьют растения!»(Вторая младшая группа). Цель: Развитие.
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Как растения помогают освоить азы математики» Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации). Тема: Как растения помогают освоить азы.
Конспект занятия в средней группе «Как помочь птицам?». Презентация «Чем питаются птицы зимой?» Образовательная деятельность Образовательные области : «Познавательное развитие» «Речевое развитие» Виды деятельности: коммуникативная,.
Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Как живет зайчик зимой» Цель: — учить детей отвечать на вопросы предложениями,учить задавать вопросы; — учить образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей.
ООД в подготовительной группе «Как живут наши пернатые друзья зимой» ООД — «Как живут наши пернатые друзья зимой». Программные задачи: Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли.
Работа с семьей в рамках исследовательского проекта «Как живут растения» Работа с семьей: семейное хобби «Мир на окне» Исследовательский проект: «Как живут растения», семья Новиковых, с. Куломзино, Оконешниковский.
Конспект занятия «Домашние животные и как они живут» Цели: Уточнить представления о домашних животных, условиях их жизни, питании, значении животных в жизни человека; Определить признаки домашних.
Источник
Конспект занятия "Как живут растения зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям.
Задачи:
— уточнить представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
— учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей;
— продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки товарищей;
— развивать у детей умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям;
— воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира.
Внести в группу паровоз. Предложить детям прогулку на поезде к опушке леса.
И вагончики повёз.
«Подъезжают» к картине с изображением зимнего пейзажа.
Воспитатель: ребята, какое время года изображено на картине?
Воспитатель: — – Как мы узнаем зиму?
— Зимой бывает холодно, земля покрыта снегом. Вода в речке, озере замёрзла, образовался лёд. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду. Лиственные деревья стоят без листьев, а на хвойных — остаются иголки. Небо часто бывает серым, на нём облака, тучи, из которых идет снег.
Воспитатель: Что можно еще рассказать о зиме? (составление рассказов по моделям времена года)
Воспитатель: Зимушка-Зима приходит к нам в гости каждый год. Если посмотреть в окно, то можно ее увидеть. Если выйти на улицу, можно почувствовать, какая она. Ребята, я вас приглашаю пойти в глубь леса.
— Удобно ли идти в лес пешком по снегу? Почему? Что можно придумать? (одеть лыжи).
Мы пришли в зимний лес, (ходьба по комнате).
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками ).
Справа — берёзка в шубке стоит, (руки отводят вправо).
Слева — ёлка на нас глядит ( то же влево).
Снежинки в небе кружатся (движения "фонарики").
На землю красиво ложатся. (кружась приседают ).
Воспитатель подходит к Березе. — Как пусто стало в зимнем лесу! Какая грустная стоит Береза? Я сейчас её украшу, пришью ей листочки. Береза зазеленеет, и все вокруг станет веселым и красивым!
Береза: (воспитатель говорит от имени березы). Ты, что тут делаешь, несмышленыш-ш-ш? (Потягивается со скрипом, зевает.)
Воспитатель: — Я не хотела вас будить. Я вам листочки подклеиваю, а то последние проспите!
Береза: — Эх, вы! Я к зиме свои дела – заботы закончила, пора и отдохнуть. А сейчас дни короткие, света мало. Значит, пора деревьям спать!
Воспитатель: — Что же вы всю зиму спите, не едите, не пьете? Как же вы живете? Как зиму зимуете?
Береза. — Я ни есть, ни пить не хочу! Меня в сон клонит! Зимой так спится – благодать! Зимой мы, деревья, не растем, не цветем! ( засыпает )
Воспитатель. — Эй! Береза! Я хочу спросить: может все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее!
Берёза: — Нет! Зимой нам не до красоты! Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести. А так упадут листья на землю и корни от мороза укроют. (засыпает)
Воспитатель: А я-то думала, что листья осенний злой ветер срывает – сбрасывает. А на каких еще деревья листья опадают? (осина, рябина, черемуха) А почему же листья не на всех деревьях опадают? Почему же на Ели иголки остаются? Может, Ель зимой не спит? Эй, Елка — зеленые иголки?! Нет, и она спит!
Ель: — Да и мы, Ели, спим зимой. А иголки – хвоинки для нас то — же самое, что для других деревьев листья. А иголок на елках гораздо больше, чем на самом раскидистом дереве листьев. Сбрось я сейчас свой колючий наряд, то чтобы мне вновь одеться густой хвоей всей весны не хватит!
Воспитатель :- А кто еще не сбрасывает листья (сосна, кедр). — Ребята, какие растения можно встретить зимой в лесу? У меня на столе лежат картинки разных растений. Отберите те, которые можно встретить зимой.
Д/игра «Что растёт зимой в лесу»
(пока играет музыка, дети изображают ходьбу по сугробам. Затем берут карточки и выкладывают на наборное полотно. Растения, которые встречаются зимой (деревья) – возле картины с изображением зимы, остальные к картине — лето).
Воспитатель: — Почему же растения не цветут зимой?
Дети: — Зимой холодно, мало света. Почва замёрзла, нет влаги.
Воспитатель: – Что же нужно всем растениям? (Свет, тепло, влага, почва)
Воспитатель выставляет модели с изображением потребностей растений.
Воспитатель: — Жалко деревья, которые мёрзнут в лесу. Ребята, давайте нарисуем большое солнышко, чтобы стало теплее, и поскорее наступила весна.
На листе ватмана нарисован большой желтый круг. Дети кистями рук рисуют лучики солнца.
Вокруг себя повернитесь –
И в деревья превратитесь!
Наши ноги – это корни
Наше туловище –ствол
Наши руки – это ветви
Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листья на деревьях (дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки (Дети шевелят кистями рук) Совсем испортилась погода, сильный ветер, раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону) Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. Пусть деревья станут ребятами.
Воспитатель: — На этом наше путешествие в зимний лес подошло к концу.
Итог: — Растения зимой не погибают, а просто засыпают. Когда осенью облетели листья, с наступлением холодов, на растениях остались почки. Жизнь растений спрятана в них.
— Я приготовила для вас веточки с деревьев, но с каких, я не знаю. Мы поставим их в воду и, когда распустятся листочки, мы с вами узнаем, что это за дерево.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно — исследовательская деятельность в дошкольном образовании. Проект «Как живут растения» рассчитан на детей 5 — 6 лет с общем недоразвитием речи. В ходе проекта через учебную, опытническу.
Занятие по рисованию с использованием нетрадиционных приемов и инструментов(пипетки,трубочки и ватных палочек).
Конспект НОД по экологии «Как живут растения зимой».
В помощь педагогу.
«Как живут растения зимой
Беседа на тему:" Как живут растения зимой".
Цель занятия — обобщить представления о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; показать зависимость всего живого от растительн.
Конспект НОД по развитию речи в группе раннего возраста «Как живут животные зимой?»
Конспект по развитию речи в группе раннего возраста «Как живут домашние животные зимой»Задачи: обогащать словарь детей существительными (корова, коза, лошадка), прилагател.
Конспект занятия по экологическопу воспитанию детекй старшего дошкольного возраста.
Источник
Конспект урока по окружающему миру по теме "Растения зимой"
Формирование знаний о зимнем периоде жизни растений. Расширять кругозор учащихся.
Иллюстрации зимних пейзажей, иллюстрации деревьев, книжки-раскладушки, CD – диски.
Ход урока
I. Организационный момент
– Ты бывал в лесу зимой?
Если нет, скорей за мной
Много знает зимний лес
И загадок и чудес.
– Сегодня мы продолжим писать книгу зимы, а для этого мысленно отправляемся в лес. Но прежде чем совершить прогулку, давайте послушаем наших синоптиков с прогнозом погоды на сегодня.
Ученик сообщает прогноз, дети отмечают в дневнике наблюдений.
1. Не живая, а с ушами
Зиму всю гуляет с нами
Под ее ушами нашим
Никакой мороз не страшен (шапка-ушанка)
2. Словно греет пара печек
Из колечек от овечек ( варежки)
– Почему в это время года надо надевать теплые вещи?
Беседа о сохранении здоровья в зимний период.
II. Актуализация опорных знаний
Отправляясь в зимний лес, давайте повторим, что мы знаем о зимнем периоде в неживой природе.
Блиц – опрос
– Долго ли природа ждала зиму в этом году?
– Когда были первые морозы в этом году?
(Еще в древней Руси ледоставом называли месяц декабрь).
Беседа об опасности выхода на неокрепший лёд.
На доске: слова “ледостав”, “снегопад”.
– Что особенного в составе этих слов?
Подведение итогов блиц – опроса.
III. Сообщение темы, целей и задач урока.
– Итак, мы направляемся в лес. О чем же пойдет речь, как вы думаете?
( о лесе, о деревьях, о кустарниках).
Рисунок 1. Зимний лес
– Сегодня мы будем сравнивать условия зимовки деревьев, кустарников, трав. Узнаем о значении снегового покрова для растений.
IV. Изучение нового материала.
– А теперь давайте проверим свои предположения и прочитаем учебник с. 104-105.
Дети читают статью в учебнике с.104.
Учитель: послушайте, как описывает зимовку растений в своей книге В.Бианки. Прослушивание записи CD – дисках.
Ученик: В трудную зимнюю пору жизнь отлично умеет притворяться мертвой. Замерзли травы, кусты и деревья. Замерзли, но не умерли. Под мертвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни. Сосны и ели хранят в сохранности свои семена, крепко зажав их в свои кулачки-шишечки.
– Итак, что очень важно для растений зимой?
Далее рассматриваем иллюстрации деревьев на доске.
Рисунок 5. Сосна
– Какие деревья вы узнали? По каким признакам? (ель, сосна, береза)
– А почему трудно узнать другие деревья? ( нет листвы ).
Далее рассказ учителя.
В спящем царстве чернолесья, на первый взгляд, деревья без листьев очень похожи друг на друга. Но если быть внимательным, то можно заметить, что у каждого дерева свой силуэт, свой порядок расположения веточек. Черные силуэты деревьев четко выделяются на белом снегу. Как будто нарисованы черной краской на белом листе бумаги. Недаром лес, сбросивший листву, называют в народе – чернолесьем.
Давайте немного отдохнем.
– А сейчас поработаем по своим книжкам. Что вы приготовили?
Далее работа по книжкам – раскладушкам. Дети в своих книжках заранее подготовили рисунки и рассказ о деревьях.
1.Ученик рассказывает об ольхе.
Ольха – разветвленное дерево с конусообразной кроной. Её можно узнать по серой коре, округлым листьям с зубчатыми краями, красноватым сережкам и коричневым шишечками.
Рисунок 2. Ольха
2.Ученик о тополе.
Ствол этого большого, высокого дерева светло – серый. Веточку можно определить по крупным шерстисто – пушистым почкам, покрытым крупными коричневыми чешуями. Почки на веточках расположены поочередно, одна справа, другая повыше – слева.
Рисунок 3. Тополь
3.Ученик о осине.
У осины веточки похожи на тополиные. Узнать осину можно по гладкому и очень зеленому стволу. Он у этого дерева ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей. Почки осины остренькие, и каждая сидит на высокой ножке, чуть в стороне от веточки.
4. Ученик о березе.
Её можно узнать по красивой белой коре. У многих деревьев тонкие, свисающие ветви. Листья с зазубренными краями и цветки – сережки.
Рисунок 4. Береза
Далее учитель рассказывает о том, какую опасность представляет для коры деревьев оттепель зимой. Опасны зимой для коры деревьев оттепели. Когда снег на дереве тает, трещины коры заполняются водой. Если вслед за оттепелью будет сильный мороз, то вода, замерзая, разрушит кору. На ней появляются глубокие трещины – морозобоины. Зима – время сбора семян сосны, ели, лиственницы, липы, клена, ясеня.
Источник
Конспект урока, 2 класс. Зима в мире растений
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
на уроке не ленитесь,
а сейчас пока садитесь.
Учитель:
-Ребята, разгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Ученики: Это зима
Учитель:
-А кто из вас знает, сколько всего времен года? Назовите их.
Ученики:Существует четыре времени года.Зима,весна,лето,осень.
Учитель:
-Молодцы! А сейчас мы немного поиграем. Мне нужны четыре ученика, которые будут представлять времена года. Кто хочет быть представителями?
Ты будешь представлять зиму, ты — осень, ты — лето, и ты — весну.
Задание: у меня на столе лежат карточки с названиями месяцев, каждый из вас представляет определенное время года. Вы по одному подходите к столу, выбираете карточку с нужным для вашего времени года названием месяца и прикрепляете на доску под названием вашего времени года. А вы(остальные ) ребята, внимательно следите за выполнением задания, чтобы потом мы могли проверить: правильно оно выполнено или нет. Начали…
Ученики выполняют задание.
Учитель:
-Всё ли выполнено правильно?(да,нет) Молодцы!
Учитель:
1)Итак, сколько у нас всего месяцев в году? Назовите мне их.
2)А сколько месяцев длится зима?
3)Что же изменилось в природе с наступлением зимы?
1)В году 12 месяцев. Январь,февраль, . декабрь.
2) зима длится 3 месяца.
3) Выпал снег, похолодало, деревья сбросили листву и т.п.
Учитель:
-А теперь, возьмите небольшой текст «Явления неживой природы зимой». Прочитайте и подчеркните: какие явления в неживой природе можно наблюдать только зимой?
текст
«Явления неживой природы зимой»
Прочитай текст и подчеркни зимние явления неживой природы.
На улице холодно. В начале декабря были оттепели. Сейчас дует ветер. На улице гололедица. Когда же будет снегопад? Я очень люблю снег. Вчера я видел на деревьях изморозь. Только бы не было метели.
Ученики выполняют задание.
Учитель:
Какие зимние явления вы нашли в тексте?
Ученики:снегопад, метель, изморозь ,гололедица , оттепель, снег.
Учитель:
-Вы хорошо справились с заданием, а теперь отгадайте следующую загадку:
Дышит, растет,
А ходить не может.
Учитель:
1)-А как изменились зимой по сравнению с осенью лиственные деревья?
2)-А как выглядят зимой хвойные растения?(
3)-Догадались ли вы, чему будет посвящен наш урок?
Ученики:
1)Сбросили листву
2)Ель,сосна-зеленые, лиственница-без иголок
3)Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как зимуют растения и наша тема: Зима В МИРЕ РАСТЕНИЙ
Учитель:
А теперь возьмите текст « О деревьях в зимнюю пору». Внимательно прочитайте рассказ и подчеркните то, что помогает деревьям выжить зимой.
текст
Деревья, собрав за лето силы, к зиме перестают питаться, расти, погружаются в глубокий сон.
Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья дают тепло и предохраняют корни деревьев от промерзания.
Мало того, на каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза.
Это кора. Кора не пропускает ни воды, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще у него кора. Вот почему старые деревья лучше переносят холод, чем молодые.
Но самая лучшая защита от морозов -снежное покрывало. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.
Учитель:
-Что помогает дереву выжить в холодную зиму? Как кора помогает выжить, снег?
Как вы хорошо постарались, молодцы!
Учитель:
-А теперь поработаем в группах: 1=1,2=2,3=3.У вас на партах лежит цветная карточка, на ней написано задание. Рассмотрите изображения и ответьте на вопросы в задании. Работайте в паре с соседом по парте, обсуждайте, взаимодействуйте друг с другом, можете использовать учебник . Даю вам 5- 6 минут, потом мы начнем проверять ваши ответы. Разговариваем в полголоса.
(первый ряд сравнивает берёзу и осину, клён и рябину;второй ряд рассказывает про хвойные деревья и их шишки; третий ряд рассказывает про зимовку брусники, клюквы, земляники)
Пример карточки
Задание:
Как выглядят зимой берёза, осина? Как их узнать зимой?
Ученики выполняют задание.
Учитель:
-Время вышло, теперь послушаем ответы групп на заданные вопросы. Слушайте внимательно, в конце урока мы выполним небольшой тест.
Ученики отвечают на задание карточек.
Учитель проводит физкультминутку.
Учитель:
Отдохнули, отдохнули и за работу вновь вернулись.
Ребята, как вы думаете, могут ли растения, о которых вы узнали сегодня на уроке, зимой кормить животных?
Учитель:
Давайте поиграем в игру «Кто чем питается зимой»
На доске в одном столбике изображения животных и птиц, в другом – их корм зимой.
Нужно соединить стрелками: кто чем питается зимой. Поднимаем руку, если кто-то уже догадался, кого с чем соединить.
пример
Ученики выходят к доске и соединяют животное с кормом.
А теперь возьмите тест, который лежит у вас на партах. Я даю вам пять минут, чтобы вы просмотрели и выполнили задания. Задания выполняем самостоятельно, ни с кем не советуемся.
Тест
1.Лиственные деревья подчеркни одной чертой, хвойные деревья двумя.
Берёза, ель, рябина, сосна, лиственница, клён, осина.
2.Что помогает зимой выживать травянистым растениям?
( ответ обведи в круг)
А) гололедица
Б) снег
В) метель
3.Соедини стрелками название птицы и её корм зимой?
а)Снегирь б)всеяден
б)Ворон в)семена хвойных деревьев
в)Клёст а)разными семенами, ягодами, почками
4.Выбери правильный ответ и продолжи утверждение « У ели шишка …»
( ответ обведи в круг)
А) вытянутая, овальной формы
Б) маленькая, округлой формы
В) крупная, округлой формы
5.Отгадай загадку
(напиши ответ под загадкой)
Что за звёздочки такие
На пальто и на платке —
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке?(снежинка)
Учитель:
Время вышло. Поменяйтесь тестом с соседом по парте. Я читаю вопрос, вы называете ответ.
Ученики вместе с учителем проверяют тесты.
Учитель:
Молодцы. Жизнь растений зимой не останавливается, она лишь замедляется. Животные зимой нуждаются в помощи растений, поэтому не следует ради забавы ломать ветки , срывать семена с деревьев. Вы можете подкармливать птиц зимой хлебом, а они будут радовать вас звонким пением.
— Вот и подходит к концу наш урок. Вам он понравился?
-А какое задание понравилось больше всего?
-Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?
У вас на партах лежат две звезды.
Оцените свою работу на уроке в целом. Красная- вы поработали хорошо и вам понравилось. Зелёная- вы старались работать, но иногда вам было немного трудно, но в будущем вы будете стараться.
Спасибо за урок, до свидания!
Источник
Как живут растения зимой занятие
На занятии ребята узнают о жизни растений зимой, повторяют правила поведения в природе, много играют. Создают образ зимнего дерева при помощи пластилина.
Просмотр содержимого документа
«»Как растения живут зимой»»
«Как растения живут зимой»
Цель: продолжать формировать знания детей о жизни зимнего леса и его обитателях, знакомство с правилами поведения в зимнем лесу.
Задачи: формирование восприятия природы, как сложной экосистемы; воспитание чуткого, бережного отношения к природе; развитие умений наблюдать, обобщать и делать выводы из собственных наблюдений.
Оборудование: картинки: береза, сосна, дуб, листья этих деревьев; правила поведения в лесу; картон, пластилин.
Ребята, как вы думаете, зимой деревья и другие растения продолжают расти? Почему? Чего им не хватает?
Какие условия необходимы для роста растений?
Если растения зимой не растут, не означает ли это, что они погибли?
Что служит доказательством того, что деревья не погибли, а только заснули в зимние морозы? (ответы детей)
Деревья, как и многие животные, можно сказать, уходят в спячку. В садах, парках, в лесу порой слышится сильный треск – это появляются морозобойные трещины на деревьях с твердой древесиной от резкой смены дневной и ночной температуры. Для предохранения деревьев от порчи рекомендуется обмазывать нижнюю часть стволов известковым раствором, так как через трещины в ткани дерева могут проникнуть споры грибов и вызвать его гибель. В сильные морозы ветви деревьев промерзают и становятся хрупкими. Поэтому нужно быть осторожными, чтобы не сломать ветви и не навредить дереву. Снег зимой, накрывает землю и не дает замерзнуть корням растений, посеявшимся семенам различных трав. Тепло им под снежным одеялом.
Давайте, ребята, вспомним с вами «Лесные правила».
(Демонстрируются правила поведения в картинках)
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Убегут с лесной опушки.
Ветки деревьев не ломай,
Никогда не забывай
Из рогатки не стреляй,
Ты пришел не убивать!
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – сосна и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Игра (эмпатия)
Вокруг себя повернитесь –
И в деревья превратитесь!
Наши ноги – это корни, наше туловище – это ствол. Наши руки – это ветви дерева. Налетел ветерок и закачал ветви деревьев сначала тихо. А потом ветер усилился. Сильнее закачались деревья. Корни крепко цепляются за землю и не дают дереву упасть. Вот ветер стих. Деревья стоят прямые, ровные. Из своего дупла появилась белочка. Одна, потом другая, третья… Весело скакать им с ветки на ветку.
А теперь встряхнули руки, расслабили тело.
Игра «С какого дерева лист».
Дети делятся на две группы – одни деревья, другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.
Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья: (открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна. (соединяют локти –«ствол» и растопыривают пальцы — «крона»)
Белоствольная береза. («фонарики» с движением сверху вниз)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка. (показывают указательный палец, остальные – сжаты в
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер. (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)
Липа цветом зацвела, (собирают пальцы в щепотку – «бутон»)
Пчелок в гости позвала. (делают круговые вращения указательным пальцем –
«пчелы» летят)
Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла. (показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь
сверху – шляпка)
Шелестят листвой деревья, (трут ладони друг о друга – «шуршат»)
Словно разговор ведут, (стряхивают ладони)
Руки — ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут. (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в
стороны – показывают птиц)
Ребята, а теперь я предлагаю вам изобразить зимние деревья с помощью пластилина. Подумайте, какое дерево вам хочется изобразить, как выглядят его ствол и ветки, как можно показать, что деревья зимние.
Источник