Конспект урока дикорастущие и культурные растения 2 класс школа россии

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Дикорастущие и культурные растения

План-конспект по окружающему миру во 2 классе. Школа России

Цели: формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных растений; раскрыть их значение для человека.

Планируемые результаты: учащиеся осознают роль растений в жизни человека; научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в текстах; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: картинки с изображением дикорастущих и культурных растений, школьный словарик «Растения России»; у учащихся — цветные фишки, книга «Великан на поляне».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Викторина

1. Как связаны между собой белка и сойка в зимнем лесу?

2. Какая особенность питания клеста помогает прокормиться другим животным леса?

3. Почему полевок и мышей зимой больше там, где растут дубы, чем там, где растут сосны и ели?

4. Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:

Дружат пчелка и цветок,

Дружат лист и мотылек,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса.

Продолжите это стихотворение своими примерами, раскрывающими связи различных живых существ и условий их существования, например: дружат ели и клесты.

2. Проверка домашнего задания

— Какие вы можете привести примеры того, как человек нарушает связь в природе? (Ответы детей.)

(Можно использовать КИМы (тест 15, с. 21).)

III. Самоопределение к деятельности

— Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Похожи тем, что это деревья. Оба дерева приносят пользу человеку. Ель хвойное дерево, яблоня — лиственное, ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек.)

— Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Похожи тем, что это кустарники. Крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек, а можжевельник —растение леса.)

— Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Похожи тем, что это травянистые растения. Мать-и-мачеха растет повсюду, а помидоры сажает в огороде человек.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О растениях, которые растут сами по себе и которые выращивает человек.)

— Прочитайте тему урока на с. 68 учебника. (Дикорастущие и культурные растения.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Узнать, как различать растения, на какие группы их можно разделить.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения. (Кормят человека — яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т. д. Одевают человека — лен, хлопок. Лечат человека — мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Из них делают мебель, строительные материалы, получают топливо и т. д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.

— Приведите примеры таких растений. (Свекла, картофель, пшеница, лен и т. д.)

— А какое бы название вы дали этой группе растений? (Ответы детей.)

Есть растения, которые растут независимо от человека.

— Приведите примеры таких растений. (Ель, дуб, луговые травы, орешник и т. д.)

— А какое название вы бы дали этой группе растений? (Ответы детей.)

— Прочитайте, как на самом деле называются эти группы растений, на с. 68 учебника. (Дикорастущие и культурные.)

— Прочитайте задание внизу на с. 68. Обсудите его в парах.

— Ответьте на вопросы на с. 69.

2. Выполнение задания в рабочей тетради

V. Физкультминутка

Жил один садовод.

Он развел огород.

Приготовил старательно грядки.

(Показать, как копал грядки.)

Он принес чемодан,

(Показать, как нес чемодан.)

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

И взошли семена —

(Присесть, затем встать.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,

(Показать, как поливал.)

На ночь их укрывал

(Показать, как укрывал.)

И берег от холодной погоды.

(Учащиеся садятся, учитель продолжает.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Редисвекла, чеслук и репуста.

VI. Продолжение работы по теме урока

— Известно ли вам, что люди сложили о многих растениях легенды? Что такое легенда? (Ответы детей.)

— А где мы можем узнать точный ответ на наш вопрос? (Можно посмотреть в словаре.)

Из словаря С.И. Ожегова: легенда — это поэтическое предание о каком-либо историческом событии.

— Давайте познакомимся с некоторыми из этих легенд. Прочитайте текст на с. 70 учебника.

— Что вас удивило?

(Учащиеся обмениваются мнениями. Далее работают с книгой «Великан на поляне». Вариант 1 читает легенду о растении кукушкины слезки, вариант 2 — о растении одолень-трава.)

— Почему эти растения так назвали?

— Придумайте сказочную историю о дикорастущем или культурном растении.

(Учащиеся придумывают истории и рассказывают их друг другу. Затем желающие выступают перед классом. Можно рекомендовать детям прочитать дополнительную информацию в школьном словарике «Растения России».)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 71, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы выполнили?

— Что сегодня на уроке показалось вам особенно интересным?

Домашнее задание

1. Учебник: задания по схемам (с. 69).

2. Найти другие легенды о растениях. Подготовить о них сообщение.

Дополнительный материал

Легенда о Васильке (инсценировка)

Учитель. Сейчас мы расскажем вам украинскую легенду. (Звучит украинская песня. Появляется бабка, вздыхает.)

Бабка. О-хо-хо, вот горе, так горе! Что делать? Как быть? Ума не приложу.

Дед. Что стряслось-то? Что ты все вздыхаешь да охаешь?

Бабка. Как же не горевать-то мне? Ты, старый, ничего не видишь, не ведаешь, а у нас беда у порога!

Дед. Да что за беда-то? Не томи меня, говори!

Бабка. Сынок наш, Василий, по ночам на пруд зачастил.

Дед. Ну и что с того? Какая в том беда?

Бабка. А вот какая. Сказывают люди — русалка там живет. Не дай бог, заманит она его в свои сети колдовские!

Дед. Не бойся, старая, вырос наш Василий добрым, красивым да крепким. А как землю нашу любит! Всегда на пашне, всегда в заботах о хлебе. Ему ли за русалкой идти!

Бабка. И правда. Хорош наш сыночек! Сильный, крепкий. А глаза-то голубые, как небо! Да только ходит он невесел, все думает о чем-то. Женить бы его поскорее!

Дед. И то верно! (Уходят. Появляется Василий.)

Василий. Как же мне быть теперь? Что делать? Увидел я Русалочку, и сразу полюбилась она мне. Как смотрит она мне в глаза да каким зовет нежным голосом. Нет сил удержаться, пойду к ней! (Смена декораций. Берег пруда.)

Василий. Вот и солнышко зашло. Где же ты, Русалочка?

Русалочка. Здесь, давно жду той минуты, когда ты придешь.

Василий. Нет мне жизни без тебя. Выходи навсегда на берег, будем как все люди жить, свадьбу сыграем.

Русалочка. Нет, не бывать этому. Это ты ко мне должен прийти на веки вечные, остаться со мной в подводном моем царстве.

Василий. Нет, не смогу я прожить без солнышка ясного, без неба голубого, без поля своего золотого, спелых колосьев полного. Земля родная, пашня крепко держат меня, не смогу я всю жизнь под водой провести.

Русалочка (гневно). Тогда не бывать тебе человеком! Превращайся ты в цветок на пашне, которой ты так дорожишь!

(Василий исчезает. Вместо него появляется цветок василек.)

Русалочка. Ах! Что же я наделала! Погубила я своего Василия! А цветок-то как похож на его глаза. И такой же нежный и красивый, как Василий! Как же быть мне теперь? (Планет.) Может, вернется он ко мне? Буду у неба просить, чтобы вернуло мне Василия. Может, ручейками с неба придет ко мне мой Василий.

(Смена декораций. Появляются дед да бабка.)

Бабка. Не уберегли, дед, мы с тобой своего Василька.

Дед (утирая слезы). Да, не уберегли, пропал наш Васенька, как в воду канул.

Бабка. А я вот цветов собрала. Они в поле появились, сразу как сынок наш пропал. Уж очень они мне Василька нашего напомнили.

Дед. И правда, синие, как его глаза.

Бабка. Буду теперь смотреть на них да о сыночке думать.

(Звучит украинская песня.)

Учитель. Напрасны были ожидания русалки. Крепко держится василек корнями за свою пашню.

Дикорастущие травы

Мать-и-мачеха. Это небольшое травянистое растение высотой 10—25 см. Название растение получило благодаря своим листьям, нижняя поверхность которых теплая, бархатистая, и ее сопоставляют с матерью, а верхняя — холодная, гладкая, ее сравнивают с мачехой. Зацветает рано весной, еще до появления листьев. Еще веет зимним холодом от реки и половодье не отыгралось, а где-то на угреве в затишье вдруг засветится — прямо посреди прошлогодней травы — солнечная капелька на мохнатом стебельке. Еще и листьев нет, а он уже цветет, и спешат к ранним цветкам-фонарикам пчелы, шмели, бабочки. Бывает, перепадет ночью заморозок, желтая капелька не поникнет, бодро встретит новый день.

Медуница. Медуницу еще называют «цветок-колдунья». Почему? Наверное, потому, что от весны до осени она четырежды меняет окраску своих лепестков. Распускается медуница вскоре после мать-и-мачехи, колокольчики у нее поначалу розовые. Потом они становятся пурпурными, а рядом, на соседних стебельках, появляются новые — опять розовые. Пурпурная окраска сменяется фиолетовой. А когда цветки начинают отцветать, они становятся синими, поблекшими. Но отцветают тоже поочередно, и в самый зенит лета можно увидеть на одном стебельке цветы сразу четырех оттенков. Любопытно и то, что насекомые не посещают никаких цветков медуницы, кроме розовых. Удивительный цветок! Недаром о нем пишут поэты, говорится о нем и в народных сказках, легендах.

Читайте:  Фикус и лечение болезней разновидности комнатных цветов с фото и как вывести пятна на листьях

Первоцвет. Цветок этот известен всему миру как примула. В России его еще называют «первоцвет весенний». Растет в светлых лесах, на полянах и лугах. Цветет в апреле-мае. Красивые желтые цветки собраны в виде поникшего зонтика на конце безлистного стебля, который выходит из прикорневых листьев — морщинистых, яйцевидной формы, с волнистыми краями.

Цветок этот напоминает связку золотых ключей, которыми весна открывает двери теплу и свету. В Средние века о примуле была сложена такая легенда.

Сторожил будто бы апостол Петр райские врата, и доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи, хочет пробраться без разрешения в рай. В испуге апостол выронил связку золотых ключей, и она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Послал апостол вдогонку ангела, да уже было поздно. Связка упала на Землю, и из нее вырос похожий на ключи цветок.

Первоцвет, первенец, баранчики, коровьи слезы, ряст, божьи ручки, гасник, золотянка и просто ключи — каких только ласковых прозвищ не давали этому цветку, с приходом которого начиналась весна.

Культурные растения

Пшеница. Много полезных растений выращивают на полях. Но самая главная наша кормилица — пшеница. Это самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Ее сеют во всех странах мира.

Самые распространенные сорта пшеницы — твердые и мягкие. У твердой пшеницы зернышко твердое, а у мягкой — мягкое, мучнистое. Твердые сорта пшеницы самые ценные, но они боятся морозов. Такую пшеницу выращивают в странах с теплым климатом. Мягкая пшеница более выносливая и быстрее созревает. Ее сеют в странах с более холодным климатом.

Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны. Если сделать макароны из мягкой пшеницы, они расползутся при варке и превратятся в кашу. Самые лучшие макароны и самые пышные булочки получаются из твердых сортов пшеницы.

Рожь. Из всех хлебных растений рожь лучше всех переносит морозы и быстрее всех созревает, поэтому ее сеют там, где холодное лето, — на севере.

У ржи высокий стебель, выше, чем у пшеницы. Поэтому ей не мешают расти сорняки: она их перерастает. Ее стебель выше человеческого роста.

В России рожь растет лучше пшеницы, поэтому ею засевают многие поля. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб. Такой хлеб питательнее, полезнее пшеничного. Все мы любим вкусный ржаной хлебушек.

Иностранцы, которые приезжают к нам из Африки и Австралии, с удивлением глядят на наш черный хлеб: такого они никогда не видели. В Англии черный хлеб очень дорогой, он считается хлебом для богатых. Из ржи также получаются отруби, солома и мякина, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеблей делают красивые летние шляпы.

Гречиха. Гречневая каша — богатырская еда. Она вкусная и питательная. Поел немного — и уже сыт. Гречневая каша дает силу и здоровье, поэтому у русского народа она всегда пользовалась особым уважением. Ее называли княгиней. Гречневую кашу подавали и к царскому обеду, и к крестьянскому, и к солдатскому.

Из чего же получается гречневая каша? Чтобы получить гречневую кашу, люди выращивают гречиху. Гречихой ее назвали потому, что привезли на Русь из Греции. Это случилось очень давно.

Когда цветет гречиха, не видно ни зелени, ни земли — сплошной бело-розовый ковер из цветков. У этого удивительного ковра медовый аромат. Над цветущим полем целый день жужжат пчелы — собирают нектар и опыляют цветки. Пройдет немного времени, и на месте цветков появятся мелкие трехгранные орешки. Если снять с них бурую кожицу, то это и будет гречневая крупа, из которой варят кашу.

Источник



Конспект урока «Дикорастущие и культурные растения»

Цель урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями Северной Осетии; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Картины с изображением деревьев, кустарников и трав: ели, яблони, бука, граба, крыжовника, можжевельника, облепихи, рододендрона, мать-и-мачехи, помидора, василька, медуницы, колокольчика осетинского, подснежника кавказского, эдельвейса;

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  •       Вспомните, на какие группы можно разделить растения ? (Деревья, кустарники, травы.) Привести примеры каждой группы.
  • А на какие группы делятся растения по виду листвы ? (Хвойные, лиственные.)
  •                Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных ?
  1.           Введение в тему

image5

Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор ?

  — Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения ‘

  (Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и

  т.д. Растения одевают человекален, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общеедеревья , различие ель растет в лесу, яблоняв саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

— Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник ? (общее кустарники, различиекрыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельникрастение лесов.)

  • Чем похожи мать-и-мачеха и помидор ? (Общее — травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидорв огороде, человек сажает , ухаживает, собирает урожай.)
  • На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа -рас­тения, которые выращивает специально человек; вторая группа —растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую — дикорастущими растениями.

  •          Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб;

кустарники: шиповник, сирень, бересклет, облепиха, барбарис;

травы: ромашка, одуванчик, эдельвейс, колокольчик осетинский, подснежник кавказский, василек.

  1. Знакомство с дикорастущими растениями
  • Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко — синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

  • Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движением руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом желто-зеленом море-

Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза — васильки.

  • Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает ? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба , голубые глаза.)
  • Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками ? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)

Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой к вызреют хлебные колосья.

  1. Физкультминутка
  2. Работа по учебнику

А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикораступщих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.

— Назовите сначала дикорастущие, а затем – культурные растения.

(Дети выполняют задание.)

  — А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой

VII. Игра «Найди пару»

    Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».

На доске — карточки со словами:

лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

   Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети   объясняют, почему выбрали именно её.

  Дети : Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.

        Учитель : Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые   растения.

  Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.

   Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. — Назовите их. (Смородина, малина, земляника)

   Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,

   Учитель: Правильно, такие растения называются овощные . Приведите свои    примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)

    Дети : Лен, хлопок. Из них делают ткань.

    Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения   дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца — это все лен и хлопок.

  Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.

     Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры:   (Флокс, тюльпан, гладиолус)

Читайте:  Сильнейшие стимуляторы роста растений

VIII. Закрепление изученного

— Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:

Источник

Урок окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения". 2-й класс

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, “цветик – семицветик”, гербарий растений, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, фишки.

I. Организационный момент.

Ну – ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.


    Разнообразие растительного мира

Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку.

А ходить не может. (растение)

Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.

Растительный мир разнообразен. Чем же растения отличаются друг от друга? (Продолжительностью жизни, формой стеблей, цветков, плодов, листьев…)

Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травы). Чем они отличаются? (стеблями)

Выполнение работы “Какие бывают растения” на карточках. Укажите стрелками, к какой группе относятся данные растения.

Теперь проверьте свою работу (слайд 2 (см. презентацию)).

III. Изучение нового материала

Сегодня у нас в гостях волшебное растение “цветик – семицветик” (на доске). Все лепесточки этого цветка волшебные. Давайте прочитаем, что на них написано. (Дети подходят к доске, берут по одному лепестку и читают вслух.)

Мы с детства, представьте, того и не знали,
По – гречески этот цветок называли.
“Звезда” — вот на русский его перевод.
На клумбах он осенью долго цветет.
(Астра)

Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш)

Со дна озера, реки
Как веревки – стебельки.
Над водою стебелек
Превращается в цветок,
И горит он летним днем
Желтым пламенем – огнем
А цветы назвали люди
На подобие посуды,
Как в шкафу глинянки – кринки
Те цветочки звать … (Кувшинки)

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)

Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы в бочонок.
(Капуста)

Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоду сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)

Желтые головки,
Белые ресницы,
Все они похожи,
Будто бы сестрицы.
Я надеюсь, знаешь ты
Эти скромные цветы.
(Ромашки)

— Ребята, что их объединяет? Как мы их назовем одним словом? (это растения)

— Нет ли среди них лишнего? (крыжовник – он кустарник, остальные – травы)

Эти растения скучают друг по другу. Как вы думаете, почему? Вместе ли они живут? Почему они растут в разных местах и далеко друг от друга? Как они туда попали?

Вывод: Есть растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоеме. Есть растения, которые выращивают люди.

2. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями

1) Работа по учебнику

— Как называются эти растения, мы узнаем, прочитав текст учебника на странице 62 (читают 2 учеников вслух), (слайд 4).

— Ниже даны рисунки растений. Назовите изображенные растения. Дикорастущие растения накройте зелеными фишками, а культурные – желтыми.

2) Деление растений на 2 группы

Вернемся к нашим отгаданным растениям. Их тоже разделим на дикорастущие и культурные (по вариантам), (слайд 5).

  1. Работа в рабочей тетради

Для закрепления полученных знаний, выполним в рабочей тетради задание 1 на странице 25 – подчеркнуть названия дикорастущих растений зеленым карандашом, а культурных – красным.

Взаимопроверка выполненной работы.

Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится в беленькое платьице.
Легкое, воздушное, ветерку послушное.

3. О дикорастущих растениях.

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Назовите, ребята, дикорастущие деревья (кустарники, травы)

О своих любимых растениях ваши одноклассники подготовили сообщения (1 – ый ученик рассказывает о травянистом растении, 2 – ой – о кустарнике, 3 – ий – о дереве)

— Спасибо вам, ребята, за такие интересные рассказы.

4. О культурных растениях.

1) Выбор верного определения.

Пока мы слушали выступления ребят, к нам в гости пришел попугай Илья. Он затрудняется ответить на вопрос: “Что такое культурные растения?”. У Ильи 3 варианта ответа, и он не может выбрать из них верный. Ребята, поможем ему?

Что такое культурные растения? (Слайд 6)

а) Растения, которые человек использует для питания;

б) Растения, которые растут на полях, в садах и огородах;

в) Растения, которые человек специально выращивает для своих целей.

(Дети объясняют выбранный ответ)

2) Деление культурных растений на группы.

— Для каких же целей люди выращивают культурные растения? (ответы детей)

— Сейчас я вам загадаю загадки, вы должны отгадать растения и рассказать для чего они нужны (после каждой загадки демонстрируется гербарий отгаданного растения).

а) Что две недели зеленится,
две недели колосится,
две недели отцветает,
две недели наливает,
две недели подсыхает? (Рожь)

Где она растет? Какую часть этого растения использует человек? Для чего? Это растение относится к зерновым. Еще какие зерновые растения вы знаете?

б) Было зеленое платье атласное,
нет, не понравилось, выбрала красное,
но надоело также и это —
платье надело синего цвета. (Слива)

Слива растет в саду. Что дает нам это растение? Значит, слива – плодовое растение. К плодовым растениям относятся еще …

в) Растут на грядке зеленые ветки,
а на них красные детки. (Помидор)

Это растение растет в огороде и называется … (овощ). Из овощных растений в наших огородах растут …

г) Вот чудесные цветы
небывалой красоты.
Яркие, пахучие –
Ай – ай – ай! Колючие! (Розы)

Для чего их люди выращивают? (для красоты). Такие растения называются декоративными. Еще какие декоративные растения вы знаете?

д) Из земли вырастаю –

весь мир одеваю. (Лен) (слайд 7).

Что люди получают из этого растения? (Ткань). Ткань делают еще из хлопка. Лен и хлопок – прядильные растения. Сейчас я вам расскажу, как из льна делают ткань:

Из льна можно изготавливать любые ткани: начиная от грубого брезента, холста и заканчивая кружевами.

Историки утверждают, что лен возделывали еще во времена возникновения Руси.

Лен неприхотлив. Все, что ему нужно – длинный световой день. Однако получить из него высококачественную ткань не так просто.

Технология обработки льна остается неизменной. Сначала лен выдергивают из земли, причем вместе с корнями. Затем его высушивают, сложив в небольшие скирды, очесывают и молотят (слайд 8). После этого лен расстилают на траве для того, чтобы стебли намокли от росы. Эта процедура позволяет отделить волокно от древесной части стебля и может продолжаться несколько недель. Полученное волокно поднимают и сушат, а затем мнут и треплют, отделяя от древесной части стебля. Трепаный лен расчесывают и вытягивают из него слегка закрученную тонкую ленту. Из нее уже можно прясть льняную пряжу. Осталось соткать полотно. Теперь мы можем наслаждаться натуральным и очень приятным на ощупь льняным изделием (слайд 9).

Помимо ткани, лен дает нам множество побочных продуктов. Практически, в процессе переработки льна нет отходов! Из семян получают целебное льняное масло, жмых идет на корм скоту, а из одеревеневших частей стебля получают отличные строительные материалы и мебельные плиты.

Разумеется, сегодня большинство операций по обработке льна выполняют машины.

— Ребята, давайте повторим, на какие группы делятся культурные растения? (слайд 10)

IV. Закрепление изученного материала.

1) Игра “Что здесь лишнее?”

— Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?” (слайд 11).

1. клевер, астра, роза, гладиолус
2. береза, василек, репа, осина
3. огурец, лук, лен, чеснок
4. груша, слива, малина, яблоня
5. пшеница, рожь, ячмень, картофель

2) Логическое упражнение “Может так быть или нет?”

— У известного поэта К. И. Чуковского в стихотворении “Радость” есть строчки о растениях. Сейчас я вам их прочитаю. А вы послушайте внимательно и подумайте, “Может так быть или нет?” (слайд 12).

Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград. (слайд)

— А теперь ответьте, может так быть или нет?

— Где такое может быть? (в сказке)

3) Игра “цвет – фрукт”.

Перечислите ягоды, фрукты, овощи:

И так, ребята, что нового о растениях мы узнали сегодня на уроке? На какие 2 группы делятся растения?

Источник

Урок "Дикорастущие и культурные растения", УМК "Школа России", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Балабан Татьяна Викторовна

Формировать понятия «дикорастущие» и «культурные» растения, закрепить ранее изученное о группах растений.

— учить сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

— рассмотреть группы культурных растений;

— учить находить новую информацию в текстах и делать выводы;

— воспитывать уважение к труду, пробуждать интерес к предмету.

Оборудование и материалы

компьютер, проектор, ИД Elite Panaboard Book, презентация, рабочие тетради.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

-Ребята, подарите друг другу улыбки. Я вижу у вас отличное настроение. Искорки добра и счастья я увидела в ваших глазах. Посмотрите внимательно на слово «МА ЛЕНЬ КИЙ» в нем спряталось слово, которое может помешать нам на уроке, всех нас огорчить. Какое же это слово? Молодцы, догадались. Давайте не будем лениться на этом уроке.

Читайте:  От чего зависит количество света

Ход и содержание урока

2. Актуализация знаний.

— Ребята, сегодня на урок к нам прилетел любопытный Попугай. Он часто бывает на наших уроках, любит учиться и узнавать что-то новое. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Тест «Невидимые нити»

1.Что называют невидимыми нитями природы?

1). паутину в лесу;

2). связи в природе;

3). корни деревьев.

2. Какие действия человека вредят природе?

3). подкормка птиц.

3. Какое утверждение верно?

1). Хищников надо уничтожать;

2). Комары — вредные насекомые.

3). В природе все взаимосвязано.

4. Как вы можете помочь природе?

1). бороться с браконьерами;

2). очищать лес от мусора;

3). уничтожать гусениц.

5. Каких животных кормят плоды ели — шишки с семенами?

— Составьте цепь питания из слов белка, ель, мышь, клест, лиса.

-Любопытный Попугай внимательно рассмотрел записанные слова и увидел лишнее слово. Подумайте, какое слово он посчитал лишним и почему. (Дети называют слово ель) .

  1. Самоопределение к деятельности.

— Что вы знаете о ели?

-Попугаю любопытно чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Дети: это деревья, приносят пользу человеку, ель – хвойное, растет в лесу, яблоня – лиственное, растет в саду).

-Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник?

— Чем похожи и чем отличаются мать — и — мачеха и помидор?

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

-Прочитайте тему урока на с.68 учебника. Чему будем учиться вместе с Попугаем?

  1. Знакомство с новым материалом.

1). Беседа о растениях.

— Ребята, вспомните, какое значение для человека имеют растения. Растения кормят человека, одевают, лечат. Из растений делают мебель, строят дома, получают топливо. Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.

— Приведите примеры таких растений. (Картофель, морковь, пшеница, лен).

— Как можно назвать эту группу растений? (Ответы детей.)

— Есть растения, которые растут независимо от человека.

— Приведите примеры таких растений. (Ель, береза, травы).

— Как можно назвать эту группу растений? (Ответы детей.)

2). Формулирование вывода. СЛАЙД

— Любопытный Попугай предложил дополнить текст подходящими словами по смыслу.

В природе повсюду можно увидеть растения, которые человек не сажал. Это дикорастущие растения . В саду, в поле, в огороде, на клумбе, у себя дома люди выращивают культурные растения.

3). Работа по учебнику с. 68.

— Рассмотрите рисунок. Зелеными фишками накройте номера дикорастущих растений, а желтыми — номера культурных растений.

Проверка задания. СЛАЙД

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

И зелёный стебелёк.

Распустился в поле чистом

Нам на радость … ( Василек). СЛАЙД

— Васильки не приносят пользу человеку, наоборот мешают расти хлебу, но в народе эти цветы очень любимы, сложено много стихов и песен о васильках.

-Какие дикорастущие цветы вы еще знаете? (мать –и-мачеха, медуница, одуванчик). Некоторые из них являются лекарственными.

— Ребята, дикорастущие цветы прислали письмо.

(«Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте добры, не рвите зря цветы на лугу и в лесу. Сорванные и собранные в букеты, мы быстро вянем и погибаем. Пожалейте нас, не губите нас.»)

— Почему цветы просят не обрывать их? Давайте будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе.

6. Культурные растения.

— Прочитайте названия растений. (Лук, груша, картофель, пшеница, слива, лен, рожь, астра, хлопок, нарцисс.)

— Что у них общего? (Это культурные растения).

Любопытный Попугай предлагает объединить растения в пары.

Культурные растения делятся на группы:

Груша — слива (плодовые)

Пшеница – рожь (зерновые)

Лук – картофель (овощные)

Астра – нарцисс (декоративные)

Лен – хлопок (прядильные)

— Назовите еще примеры растений для каждой группы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Мы рисуем яблоко, мы рисуем цветочек.

7. Задание Попугая.

— Наш гость – Попугай недавно гостил в жарких странах, он любит и знает фрукты, которые не растут в наших краях. Попугай интересуется знаете ли вы их названия. Соотнесите слово с картинкой. СЛАЙД.

8.Странички для любознательных.

— Ребята, известно ли вам, что люди сложили о многих растениях легенды. Что такое легенды?

— А где мы можем узнать точный ответ на наш вопрос? В Словаре С.И.Ожегова: легенда – это поэтическое предание о каком – либо историческом событии.

Откройте с. 70, прочитайте легенды о растениях. Что вас удивило? (Обмен мнениями).

Источник

Конспект урока дикорастущие и культурные растения 2 класс школа россии

Автор: Крисак Ольга Геннадьевна

Организация: МБОУ МО ГК «СОШ №8»

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ст. Бакинская

Конспект урока с использованием дистанционного обучения по окружающему миру во 2 классе.

УМК «Школа России».

Тема урока: «Дикорастущие и культурные растения».

Вид дистанционного урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения урока: онлайн-урок.

Форма работы учащихся: индивидуальная.

Цель урока: создать условия для учебной деятельности, способствующее формированию у учащихся понятий дикорастущие и культурные растения.

Задачи урока:

  • познакомить с характерными признаками дикорастущих и культурных растений;
  • расширить представления о разнообразии культурных растений, их значении для человека.
  • развивать умения анализировать, сравнивать, группировать, обобщать, делать выводы;
  • развивать навыки работы с компьютером.
  • воспитывать интерес к разнообразию растительного мира и бережное отношение к природе;
  • развивать самостоятельность, ответственность.
  • воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Планируемые результаты урока.

  • Знать: отличительные признаки дикорастущих и культурных растений, условия их произрастания.
  • Уметь: приводить примеры дикорастущих и культурных растений, рассказывать, какую пользу приносят культурные растения человеку, классифицировать растения по различным признакам.
  • проявление познавательного интереса к учебному материалу;
  • осознание необходимости бережного отношения к природе.
  • осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; работать по предложенному плану;
  • осуществлять анализ объектов с целью выделения их отличительных признаков, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, делать выводы;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; договариваться и приходить к общему решению.

УУД:

  • Личностные УУД: проявление познавательного интереса к учебному материалу, осознание необходимости бережного отношения к природе.
  • Регулятивные УУД: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; работать по предложенному плану.
  • Коммуникативные УУД: осуществлять самостоятельный способ информации о выращивании культурных растений, перерабатывая полученную информацию, делая выводы и умозаключения; договариваться и приходить к общему решению.
  • Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с целью выделения их отличительных признаков, синтез; определять способы фиксации результатов в интерактивном формате с применением тестов, игр, видеоматериалов.

Форма урока: с использованием дистанционного обучения.

Технологии обучения: проблемная, технология сотрудничества, ИКТ.

Методы обучения: наглядные, поисковые, индуктивные.

Формы работы учащихся: индивидуальная.

Формы контроля: самоконтроль, тестирование.

Средства обучения:

  • Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» часть I,
  • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» часть I.
  • Компьютер (колонки) или ноутбук с выходом в интернет.
  • Материалы, предоставленные учителем.

Способ доставки учебных материалов ученику: заранее отправленная ссылка на урок, разработанный на платформе Core. Все ученики должны быть зарегистрированы на платформе для лучшей кооперации с учителем и для получения обратной связи. Ссылка для входа в урок:

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащегося

Название

используемого ЦОР

Хронометраж урока

Время фиксации глаз на мониторе

  1. Орг. момент.

Цель: настроить учащихся

на рабочий лад, организовать их активную деятельность.

Приветствие. Инструкция к работе.

Напоминание о времени работы с компьютером.

Приветствует учителя, настраивается на урок. Прочитывает инструкцию работы за компьютером.

  1. Актуализация знаний.

Цель: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Предлагаю повторить домашнее задание по теме «Невидимые нити». Тебе необходимо выполнить тест и провести самопроверку.

Запиши в тетрадь вопросы, на которые ты не смог дать правильный ответ.

Сегодня на уроке нас ожидает удивительная встреча с представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку.

Дышит, растёт, а ходить не может. (растение) Слово на доску

Давайте вспомним, что мы уже знаем о растениях.

Записывает в блокнот вопросы, вызвавших затруднения.

  1. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать выявление места (где?) и причины (почему?) затруднения.

— Выполни упражнение «Определи, к какой группе относятся данные растения»

Распредели по группам названия деревьев, кустарников, трав: берёза, яблоня, крыжовник, сирень, клевер, дуб, калина, сосна, одуванчик

Посмотрите, как много мы уже знаем о растениях!

Как вы думаете, разве можно их ещё на какие-то группы разделить?

Оказывается, можно! давайте попробуем это сделать.

Для того чтобы выполнить это задание, нам нужно вспомнить:

— а на какие группы делятся растения по виду листвы? (хвойные, лиственные).

— Итак, сегодня на уроке мы попробуем определить, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня?

(Общее: деревья, различие — ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек, оба дерева приносят пользу человеку.)

— Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее: кустарники; различие: крыжовник растет в саду, за ним ухаживает
человек. А можжевельник — растение леса)

— Чем похожи одуванчик и помидор? (Общее: травянистые растения
Различие: одуванчик растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает,
ухаживает, собирает урожай). (Приложение 3а)

— На какие же группы можно поделить все растения? (Первая группа —
растения, которые выращивает специально человек; вторая группа —
растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно
встретить везде: в лесу, и на лугу, и в степи, и на водоеме.)

Источник