Конспект ООД по ФКЦМ Животные Арктики и Антарктики план конспект занятия по окружающему миру подготовительная группа на тему

Животные антарктиды для детей подготовительной группы

Забродина Елена Николаевна

МБДОУ №14 «Светлячок» , г.Химки

Конспект интегрированного занятия «Животные Арктики и Антарктиды» в подготовительной логопедической группе с использованием мультфильмов.

Цель: закрепление представлений о диких животных холодных стран.

— формирование представлений о диких животных холодных стран по их внешнему виду, образу жизни и повадках;

— формирование умения классифицировать животных, живущих на разных полюсах;

— расширение кругозора детей.

— развитие внимания и зрительного восприятия;

— развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве;

— расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме «Животные холодных стран».

— закрепление сформированных грамматических категорий и словообразования;

— закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слова, навыка чтения;

— развитие внимания, памяти, мышления и фонематического восприятия.

— формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности;

— воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: плоскостной глобус, плоскостные фигурки животных, кассы букв, буквы из проекта «Буквознайка» для составления слова Умка, карточки-слоги для составления названия рыб, отрывки из мультфильмов «Умка» (режиссёры В. Пекарь, В. Попов, 1969 г.), «Приключения пингвинёнка Лоло» (режиссёры К. Ёсида, Г. Сокольский, 1986 г.), аудиозапись «Жили были три пингвина» (композитор А. Варламов, стихи А. Милн), гимнастические обручи, ПК, LCD панель, презентация.

  1. Беседа о животных холодных стран, их особенностях, повадках.
  2. Беседа «Как животные приспосабливаются к зиме».
  3. Чтение. В. Катаев «Цветик — Семицветик», Г. Снегирев «Как Алёшка жил на севере».
  4. Просмотр мультфильмов «Умка», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Жили были три пингвина».
  5. Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Угадай животное», «Назови семью».
  6. Настольные игры «Глобус», лото «Животный мир».
  7. Подвижные игры «Море волнуется…», «У оленя дом большой».
  8. Составление слов из букв и слогов.
  9. Разучивание стихотворений и загадок о животных холодных стран.

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг, и ты — мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

— Давайте все улыбнёмся и поделимся хорошим настроением друг с другом и с нашими гостями.

2. Введение в тему. Воспитатель загадывает загадку.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика.

Воспитатель: — Но где же находятся полюса? Это мы можем вспомнить, если

рассмотрим глобус. А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли.)

Давайте посмотрим на наш Глобус и покажем, где находится Арктика.

Дети: — В верхней части глобуса, на макушке. (Показывают на глобусе.)

Воспитатель: Как называется противоположная часть земли?

Воспитатель: — Проходим за столы и продолжаем беседу.

— Чем похожи эти районы?

Дети: — Это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.

Воспитатель: — Правильно. Здесь лед никогда не тает, зимой солнце не показывается на небе, и всю зиму длится полярная ночь. В ночном небе бывает северное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Кругом плавают большие ледяные горы-айсберги. Большая часть айсберга скрыта под водой. Здесь очень холодно, дуют ледяные ветры.

Воспитатель: — Ребята обитаемы эти районы или нет? Неужели в царстве льдов мы никого не встретим?

Воспитатель: — Какие животные обитают на Северном и Южном полюсах? Давайте их вспомним и расселим по своим домам. ( На столах лежат плоскостные фигурки животных)

4. Игра «Кто где живет?» (проводит воспитатель).

Дети «расселяют» плоскостные фигурки животных по полюсам на глобусе (на магнитах).

5. Беседа. Составление предложений.

Воспитатель. — Чем питаются эти животные?

Дети. — Медведь питается рыбой. Олень питается мхом. Пингвин питается рыбой.

Воспитатель. — Почему животные не мерзнут?

Дети. — У животных под кожей толстый слой жира, густой мех, у птиц – перья и пух.

  1. 6. Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения пингвинёнка Лоло».

Воспитатель: — Ребята, а вы слышали о пингвинёнке Лоло? Где живет его семья?

Дети: — В Антарктиде.

Воспитатель: — Сейчас мы отправимся в гости к пингвинёнку Лоло.

(Просмотр отрывка «Воспитатель и пингвинята»). (Слайд 2).

Воспитатель: — О каких врагах рассказывал пингвинятам воспитатель?

Дети: — На суше — поморники, на море — касатка и морской леопард.

Воспитатель: — А друзья у пингвинов есть?

Дети: — Голубой кит, морской слон.

7. Игра «Какой, какая?». Образование сложных прилагательных.

Воспитатель: — У морского слона вместо ног ласты, значит он какой? — морской слон ластоногий.

У касатки острые зубы — . (касатка острозубая).

У морского леопарда длинные усы — . (морской леопард длинноусый).

У пингвина черные крылья — . (пингвин чернокрылый).

У кита большой рот — . (кит большеротый).

У моржа толстая кожа — . (морж толстокожий).

  1. Музыкальная физкультурная минутка «Жили — были три пингвина». (Слайд 3).
  2. Игра «Составь слово из букв».

Воспитатель: — А вы слышали о медвежонке Умке? Где живет он со своей мамой медведицей?

Дети: — На севере.

Воспитатель: — Сейчас мы посмотрим отрывок из м/ф, который так и называется «Умка». Но сначала мы составим из букв название м/ф. (Из демонстрационных букв четыре ребёнка составляют слово Умка, а другие на столах выкладывают это слово буквами из разрезной азбуки. (Повторение «Заглавная буква»). Молодцы!

  1. Просмотр отрывка из мультфильма «Умка» («Умка ловит рыбу»). (Слайд 4).

11. Глазная гимнастика.

Воспитатель: подвигайте глазными яблоками вправо-влево;

часто поморгайте глазами;

зажмурьте глаза и откройте их (несколько раз).

12. Воспитатель: — Чему и как медведица учила медвежонка?

Дети: — Медведица учила Умку ловить рыбу, закрывая лапой чёрный нос.

Воспитатель: — Ребята, получилось у медвежонка поймать рыбу? Давайте ему поможем и сами узнаем, какая рыба живёт в холодных морях.

Дети читают слоги и составляют из них слова: пи-кша, ка-мба-ла, па-лтус.

(На ковре в обручах — «прорубях»). На экране появляются картинки рыб.

13. Воспитатель проводит игру «Да! — Нет!» (дети стоят).

Педагог называет разных животных. Если животное живёт в холодных краях, дети кричат: «Да!», если нет, то дети кричат: «Нет!» (Тюлень, северный олень, лось, кит, полярная сова, ёж, морж, белка, ворона, поморник, камбала. )

Воспитатель: Что на занятии вам понравилось? Какое задание для вас было самым трудным? Спасибо. Вы все сегодня постарались и были большие молодцы.

1. Алябьева Е. А. Тематические дни в детском саду. – М: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Бардышева Т. Ю. , Моносова Е. Н.. Тетрадь логопедических заданий. –

М: «Издательство: Скрипторий 2003», 2011.

3. Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду. Логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. — ТЦ «Сфера», 2010.

4. Коноваленко В. В. Коррекционная работа в подготовительной логопедической группе. — ООО «Гном-Пресс», 1998.

5. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать. – ООО «Издательство ГНОМ

Источник

Конспект ООД по ФКЦМ «Животные Арктики и Антарктики»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Комиссина Оксана Владимировна

Цель: Дать детям представления о животных Арктики и Антарктики.

Формировать элементарные представления о животном мире этих материков. Расширять кругозор детей. Уточнять и расширять словарный запас детей. Развивать внимания и зрительного восприятия. Учить детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа. Закреплять знания детей о животных и их детёнышах. Обогащать речь детей пространственными предлогами.

Читайте:  Страшный хищник короткомордый медведь

Воспитывать любовь к животным и бережного отношения к природе.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_ood_po_fktsm_zhivotnye_arktiki_i_antarktiki.docx 23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ФКЦМ «Животные Арктики и Антарктики»

Цель: Дать детям представления о животных Арктики и Антарктики.

Формировать элементарные представления о животном мире этих материков. Расширять кругозор детей. Уточнять и расширять словарный запас детей. Развивать внимания и зрительного восприятия. Учить детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа. Закреплять знания детей о животных и их детёнышах. Обогащать речь детей пространственными предлогами.

Воспитывать любовь к животным и бережного отношения к природе.

Методы и приемы : беседа, дидактические игры, чистоговорки, физминутка, пальчиковая гимнастика.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с климатическими условиями и с животными Арктики и Антарктиды.

Просмотр мультфильма «Умка», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Жили были три пингвина». Беседа «Как животные приспосабливаются к зиме». Чтение Г. Снегирев «Как Алёшка жил на севере». Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Угадай животное», «Назови семью». Разучивание стихотворений и загадок о животных холодных стран.

Оборудование: Презентация «Животные Арктики, тундры и Антарктиды», глобус, мяч.

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я — твой друг, и ты — мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

На Севере белый мишутка живет,

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

(Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог).

Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. (показывает глобус) Глобус – это уменьшенная модель Земли.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика.

Воспитатель: Где же эти полюса находятся на глобусе?

Дети: Арктика находится на верху глобуса. Антарктида внизу.

Воспитатель: Правильно, Арктика находится в противоположной стороне Антарктиды.

Воспитатель: Проходим на стульчики и продолжаем беседу.

1 слайд – Вот перед вами карта. Давайте её рассмотрим.

2 слайд – Чем отличается Антарктида от Арктики.

Арктика-северный полюс. Там намного теплее, чем в Антарктиде. Моря богаче рыбой и там живут белые медведи.

Антарктида-южный полюс. Там больше льда. Южный полюс безлюдный и живут там пингвины.

3 слайд- В Арктике зима долгая, а лето короткое и холодное. Море покрыто толстым слоем льда.

В Антарктиде отсутствуют деревья и кустарники. Нет травянистых цветковых растений. Только мхи, водоросли, лишайники, грибы и бактерии.

4 слайд- Какие же животные живут на этих полюсах?

Арктика- белый медведь, тюлень, морж, северный олень, песец, полярная крачка, нарвал.

Антарктида- королевский пингвин, морской слон, тюлень, морской леопард, синий кит, птица альбатрос.

5 слайд — А теперь речевая зарядка для отработки звукопроизношения . Чистоговорки.

Воспитатель: Что вы знаете об этих животных?

6 слайд- белый медведь

Белый медведь — самый крупный из млекопитающих отряда хищных.

Охотится на нерпу, морского зайца, моржа и др. морских животных.

Очень густая, плотная шерсть защищает тело медведя от холода и намокания в ледяной воде

В переводе с древнегреческого языка слово « Арктика » переводится как « медведь ».

Морж — крупный морской зверь с очень толстой кожей. Эти громадные, неуклюжие на суше животные, населяют Крайний Север, живут преимущественно у берегов.

Пища моржа состоит главным образом из моллюсков и других донных беспозвоночных, иногда моржи едят рыбу. В отдельных случаях моржи могут нападать на тюленей .

У них есть подкожный жир , не позволяющий им замерзнуть , а туловище покрыто редкими рыжеватыми волосками . Моржи любят плавать и нырять , ласты им в этом очень помогают , с их помощью эти звери также передвигаются по суше .

Тюлени обитают и на суше, и в ледяных водах. Их туловище покрыто жестким подшерстком, а питаются они рыбой и рачками. У них очень выразительные глаза. Детеныша тюленя называют белек, так как они рождаются маскировочного белого цвета.

Рассказ детей:Песец похож на лису, но чуть меньше ее. У песцов очень красивая, густая шерсть белого цвета с голубым отливом, а питаются они мелкими грызунами.

10 слайд- пингвин

Пингвины — это птицы. Но они не летают, зато очень хорошо плавают и ныряют. Все пингвины разные. Самые большие пингвины – это императорские пингвины. Голова и ноги маленькие. Пингвины должны быть толстенькими, чтобы жир защитил их от холода.

Плавая под водой, пингвины молчат, а когда находятся на земле, разговаривают между собой, издавая звуки, похожие на звуки трубы.

Едят пингвины рыбу, а пьют морскую воду.

Живут пингвины большими семьями – стаями.

Самые многочисленные и любопытные — пингвины Адели. Они часто приходят "в гости" к полярникам на научные станции.

11 слайд- Физминутка «Пингвины».

Идут вразвалочку пингвины (идут друг за другом)

По огромной белой льдине.

Друг за другом, все гуськом,

По снегу прямо босиком.

Вот и море, остановка. (останавливаются, поворачиваются лицом в круг)

Чтоб рачка в воде поймать,

Нужно воздуха набрать. (надувают щеки)

Растопырить крылышки (руки вдоль туловища, раздвигают пальцы)

И расправить перышки.

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.

12 слайд- Полярная сова(белая)

Белая сова или полярная — самая крупная птица в тундре . Основу её питания составляют мышевидные грызуны, в первую очередь лемминги. За год одна сова съедает более 1600 леммингов.

Ловит также зайцев, мелких хищников (горностай), птиц (белых куропаток, гусей, уток), не пренебрегает рыбой и падалью. Сова не охотится вблизи гнезда, поэтому птицы охотно селятся поблизости от сов, которые защищают свою территорию от других хищников.

13 слайд- Северный олень

Северный олень- парнокопытное млекопитающее, очень осторожный и пугливый зверь. У него острое обоняние и тонкий слух, красивые рога, сильные ноги. Он убегает от врагов, олень много бегает по снежным покровам. Оленю нужны широкие копыта, чтобы он не проваливался в снег.

Ест не только траву и лишайники, но и мелких млекопитающих и птиц.

От оленей люди получают молоко, мясо, шерсть, рога, кости, используют их в качестве ездовых животных.

14 слайд- морской слон-альбатрос

Южный морской слон относится к семейству настоящих тюленей . По своим размерам он занимает второе место среди всех ластоногих , уступая по габаритам только северному морскому слону .

Крупная морская птица- Альбатрос , размах крыльев превышает 4 метра . птицы белые , на голове и шее жёлтый налёт , верх крыльев и хвост по краям чёрно — бурые . Клюв и ноги светлые . Эта птица плохо ходит по земле , зато по долго парит над океаном в поисках добычи : рыбы , кальмаров и других морских обитателей .

15 слайд- Пальчиковая гимнастика «Животные севера».

Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?
(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)
Звери необычные, к холоду привычные.
(«Замок» меняя положение пальцев)
Вот песец из норки смотрит,
(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).
Белый мишка важно ходит,
(Пальчики «шагают»).
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан.
(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень
(Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)
Грузы возит целый день.
(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

Воспитатель: Давайте немного поиграем в игры:

Игра «Один-много». (16-17 слайды). Игра проводится с мячом.

Игра «Назови семью» (18-19 слайды)

Игра «Скажи какой» (20 слайд)

Игра «Кто около?» (21-22 слайд)

Воспитатель задает вопросы.
Кто около тюленя? — Около тюленя пингвины.
Кто около пингвина? — Около пингвина морж.
Кто около медведя? — Около медведя песец.
Кто около моржа? —Около моржа тюлень.
Кто около оленя? —Около оленя полярная сова и т.д.

Воспитатель: Вот наше с вами путешествие и закончилось. Давайте с вами вспомним, где находится Арктика (На Северном полюсе), Антарктида (на Южном полюсе). Что вы можете рассказать об Артике? Антарктиде? Кого можно встретить из животных в Арктике? (23 слайд)

Антарктиде? (24 слайд).

Молодцы! В конце нашего путешествия поиграем в игру «Изобрази животного».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ «Животные Арктики и Антарктики»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ «Животные Арктики и Антарктики»Цель: дать детям представления об особенностях географического положения Арктики и Антарктики, ж.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Цель: Обогащение знаний детей о животных Арктики и Антарктики.

Обогащение знаний детей о животных Арктики и Антарктики.

Конспект открытого занятия центра «Очумелые ручки» «Животные Арктики и Антарктики»

Конспект составлен для центра "Очумелые ручки" для разновозрастной группы.

Конспект утреннего группового сбора в средней группе Тема: «Животные Арктики и Антарктики»

Тема: «Животные Арктики и Антарктики»Цели и задачи: 1. Создать эмоциональный настрой на весь день — “задать тон”.2. Создать условия для межличностного и познавательно-делового .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие с севера на юг. Животные Арктики и Антарктики»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром«Путешествие с севера на юг. Животные Арктики и Антарктики» Цель: расширять и углублять знания детей об особенностях природных.

Презентация к конспекту НОД по теме «Животные Арктики и Антарктики» (подготовительная группа)

Цель: Формирование представления детей о климатических зонах нашей страны; расширение представления об образе жизни животных и птиц холодных стран; знакомство с животными, занесенными в Красную к.

Конспект занятия по ФЦКМ Животные Арктики и Антарктики

Обогащение знаний детей о животном мире Арктики и Антарктики. Формирование у детей представлений о животных Севера, их внешнем виде, образе жизни и повадках.

Источник

Презентация «Детям о животных Антарктики»

Обучающая презентация «Детям о животных Антарктики» поможет познакомить детей с жителями Антарктики: пингвинами, альбатросом, синим китом и другими.

Антарктика — это огромный по территории полярный регион, который опоясывает всю южную часть Земли. В её состав входит Антарктида — материк, состоящий из вечных льдов, а также южные районы Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Она в 2 раза больше Арктики. Лето в Антарктике немного теплее и длиннее. Какие животные населяют Антарктику? На этот вопрос мне помогла ответить презентация «Детям о животных Антарктики».

Обучающая презентация «Детям о животных Антарктики» для старших дошкольников

Ход презентации Слайд 1-4.

Что же такое Антарктика? Антарктика – это огромный по территории полярный регион, который опоясывает всю южную части Земли. В её состав входит Антарктида – материк, состоящий из вечных льдов, а также южные районы Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Она в 2 раза больше Арктики. Лето в Антарктике немного теплее и длиннее. Какие животные населяют Антарктику? Здесь не живут четвероногие хищники. Это мир ластоногих, морских млекопитающих и огромных южных птиц.

Самой примечательной птицей Антарктики является несомненно пингвин. Он не умеет летать, но зато ходит, как человек. Пингвины покрывают свои перья жиром из железы около хвоста, чтобы увеличить непроницаемость. Чёрно-белая расцветка делает их почти невидимыми для хищников как сверху, так и снизу. Как и у большинства птиц, у пингвинов обоняние слабое. Ходят пингвины с большим трудом, переваливаясь; желая избежать опасности, ложатся на брюхо и скользят при помощи крыльев и ног так быстро, что их трудно догнать. Пища пингвинов состоит из рыб, ракообразных и мягкотелых.

Альбатрос — крупная и выносливая птица, которая может ежедневно проделывать путь до 1000 километров. Птица великолепно чувствует себя на воде и может неделями не садиться на сушу, проводя все время на океанской глади. Птицы собираются в стаи и образуют пары. Самка и самец, образовав пару, остаются друг с другом на всю жизнь, и не ищут новых партнеров.

Ежегодно представители пары встречаются в одном месте и строят гнёзда на высоких скалистых берегах, благодаря чему обеспечивается максимальная защита потомства от земных хищников. Первый месяц мать кормит птенца особым маслом, которое вырабатывается в её желудке, со временем птенец переходит на рыбу. Довольно часто альбатросы следуют за кораблями, плавающими в океане, и питаются отбросами.

Антарктические воды облюбовало для себя самое большое живое существо планеты — синий кит. Длина его тела достигает 30-ти метров. Зрение и обоняние у китов полностью отсутствует. Они очень хорошо слышат (и это несмотря на отсутствие внешнего уха) — слух помогает им ориентироваться под водой, общаться с сородичами и добывать себе пропитание. Корабли и другой шум, который производят люди в океане, доставляет им немало неудобств и неприятностей.

Синие киты ведут чрезвычайно уединённый образ жизни, а общаться между собой им как-то нужно, и они научились петь, при этом песню сородича другой кит способен услышать на огромном расстоянии. Пасть кита похожа на решето. Чтобы поесть, Он медленно плывёт с открытой пастью. Туда заплывают ракообразные, рыбёшки и водоросли. После того, как кит закроет свою пасть, Вода выльется через китовый ус (отверстия в нижней челюсти), а вся еда останется. Жаль, что таких умных гигантов осталось мало. Синие киты занесены в Красную книгу России.

Кстати, расскажите детям, что в феврале отмечается всемирный День китов и организуйте в саду экологическую акцию в их защиту.
Успехов! Развивайтесь с нами!

Источник



«Животные Арктики и Антарктиды»

НОД по ознакомлению с окружающем миром в подготовительной группе.

Воспитатель(Агапова Ю.Ю.)МБДОУ № 379

— Закрепить знания детей о различных климатических зонах земного шара и их особенностях;

— закрепить представления о мире животных и растений .

— способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира;

— поддерживать желание изучать природу, оказывать посильную помощь в охране её ресурсов.

Воспитатель читает стихотворение (показывает детям глобус):

А вы знаете, что где-то
Круглый год – зимой и летом –
Океан укрыт от света
Толстым белым слоем льда?
Там стоит ужасный холод,
Пароходы там не ходят,
Лишь большие ледоколы
Добираются туда.

— Ребята, чтобы изобразить огромную территорию нашей Земли, ученные составили карту земного шара (показывает карту).

— А для того чтобы представить себе не только поверхность Земли, но и её форму была создана модель Земли – глобус, на нем размеры уменьшены в десятки миллионов раз.

Наша планета – это огромный — преогромный шар. Такой большой , что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

— Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты. Как называется уменьшенная её копия? (Глобус)

— Ребята, посмотрите внимательно на глобус, в какие цвета он окрашен.(Ответы детей)

Обратите внимание – на белый цвет. Это не просто так. Так обозначены на глобусе (и на карте) две противоположные полярные области Земли — самая северная и самая южная – Арктика и Антарктида.

Что же означает белый цвет? Белый — цвет снега, льда, холода. Антарктида и Арктика — самые холодные места на земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.

Арктику омывает Северный Ледовитый океан, и он почти весь скован толстым, крепким льдом. Здесь на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются от льда и снега. Растопить лед такое солнце не может. Зимой здесь круглые сутки темно – ночь. Полярная ночь.

— Летом и зимой Арктика бела от снега и льда.

— Холоднее места не сыщешь во всем мире. Студеный ветер наносит все новые горы снега. Под собственной тяжестью снежные сугробы утрамбовываются и превращаются в лед. И так из века в век.

Очень холодно в Арктике, но несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются. (белый медведь, тюлень , морж, северный олень, песец, полярная крачка, морской нарвал)

Нарвал .Длина этого животного составляет 4,5 метра у взрослого животного, и 1,5 метра у детеныша. Вес достигает до1,5 тонны, из которых, больше половины веса, это жир.

У Нарвалов есть рог длинной 2-3 метра, по другому этот рог называют бивнем. Бивень служит нарвалу для того чтобы определить температуру воды .Питаются Нарвалы кальмарами, осьминогами ,рыбой. Нарвалы занесены в Красную книгу.

Белые медведи самые крупные животные на Земле ,они хорошие пловцы, могут часами находится в ледяной воде, между пальцев у них есть перепонки, на каждой лапе есть 5 длинных когтей, для того чтобы не скользить по льду. У медведя теплый густой мех, умеет строить берлогу из снега, белый мех делает его незаметным на снегу, питается ,рыбой, тюленями)

. Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Длина его тела достигает 4–5 метров. Весит он тонну и даже может достигать двух тонн, жира у моржа может быть до 300 кг. Кожа у животного толстая, крепкая. Усы – густые, жесткие, а на морде два клыка. При помощи этих клыков морж защищается от врагов, нападает даже на белого медведя, а также пропахивает дно, вытаскивая ракушки, осьминогов, кальмаров, то есть небольших животных, которые живут в морской воде.

В Арктике есть очень красивая птица- Крачка.

У Крачек стройное тело, длинные заостренные крылья и короткие ноги. Питаются Крачки рыбой. В Арктике Крачки живут только летом, когда в Арктике наступает зима, Крачки улетают на юг.

-Ребята, а как вы думаете что помогает животным не замёрзнуть в Арктике? ( питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять.

-Ребята, в Арктике растут карликовые кустарники, злаки, травы. В Арктике нет деревьев.

Россия — первая страна, которая использует полярные станции.

-Ребята а как вы думаете, на чем же можно попасть в Арктику ?( На ледоколе.)

-Вы правы ребята, только на ледоколе можно попасть в Арктику, а как вы думаете почему? (Ответы детей)

-А сейчас я предлагаю вам отправится на южный полюс в Антарктиду.

-Ребята,а сейчас я хочу посмотреть как вы хорошо запомнили животных, которые обитают в Арктике.( Стенд,на стенде карта земли с двумя полюсами, фигурки животных, которые надо прикрепить.)

— Если перевернуть глобус , то мы увидим другую белую область. Только здесь не океан, а земля, закованная в ледяной «панцирь» — огромный материк Антарктида.

-Ребята, Антарктида омывается Тихим океаном, Атлантическим океаном и Индийским океаном. Температура зимой от -60* до – 70*, а летом от -30* до – 40*, На побережье Антарктиды температура зимой от −8 до −35 °С, а летом 0—5 °С.

В Антарктиде есть растения, это мхи и лишайники.

В Антарктиде встречаются удивительные животные (королевский пингвин, морской слон, тюлень ,морской леопард, синий кит, птица Альбатрос)

Тюлени- у них гладкая кожа, они хорошо плавают. Тюлени охотятся под водой, питаются рыбой, креветками, кальмарами

Пингвины –это птицы, но летать они не могут, но очень хорошо плавают. Ходят пингвины неуклюже переваливаясь с бока на бок или в припрыжку. Питаются пингвины рыбой.

Синий кит- самое большое животное,в длину до 33 метров. У синего кита вытянутое, стройное тело. Кожа синего кита достаточно гладкая и ровная. Сердце огромного животного весит 800 кг. Питаются киты планктоном. Киты выпускают фонтан, длина фонтана достигает в высоту до 10м.

Альбатрос Самая крупная морская птица России, размах крыльев превышает 2 метра. птицы белые, на голове и шее жёлтый налёт, верх крыльев и хвост по краям чёрно-бурые Клюв и ноги светлые. Питаются Альбатросы рыбой,моллюсками.

-Слышали ли вы что-то об айсбергах? Айсберги — это огромные горы льда, которые откололись, от ледяных берегов и течением их вынесло в море. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые: то это гигантский снежно-белый лебедь или холмистый островок с широкими долинами, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами и отвесными склонами. Встречаются айсберги похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на пирамиду, на прекрасный замок с башенками.

В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными.

Как же появились эти ледяные громады?

Иногда у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану. Большая часть у айсберга тоже скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают и дробятся на более мелкие части.

— Опасны ли айсберги?

Айсберги большую опасность представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.

Что происходит с этими кусками льда? Плавают или тонут?(ответы детей.)-

— Сегодня вы узнали много нового и интересного. Что вам особенно запомнилось и понравилось?(ответы детей)

(На закрепление материала)

Ребята, а давайте вспомним с вами:

-Как называются острова Северного Ледовитого океана? (Арктика)

-Как называется земля на крайнем юге Земного шара? (Антарктида)

-Какая птица не умеет летать? (Пингвин)

-Чем питается белый медведь? (Рыбой, моржами, тюленями)

-Почему моржи не замерзают в холодной воде?(Потому что у моржа очень много жира)

-Молодцы ребята, : Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня внимательно слушали, запоминали, отвечали на вопросы. На этом наше занятие закончилось, спасибо за внимание.

(Если остается время, можно предложить детям посмотреть интересный мультик от тетушки совы про Арктику и Антарктику.)

Источник