Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром Птицы

Ознакомление с птицами

Программа составлена на основе программ Н.А. Рыжовой, Л.Г. Резниковой, Н.Н. Кондратьевой.

Программа рассчитана на три года обучения, начиная со среднего возраста.

Основным методом обучения является наблюдение за объектами природы и анализ наблюдаемого.

Развивать чувство эмпатии, интерес к птицам и заботливое отношение к ним помогает обстановка чередования познавательных вопросов и задач с двигательной активностью (подвижные, пальчиковые игры, артикуляционные гимнастики, физкультминутки) в живой и неживой природе.

Погружаясь в мир птиц, дети учатся распознавать строение живого существа, его своеобразие, повадки.

Наблюдение за живыми объектами, знание о взаимосвязи способствуют формированию чуткости и душевной отзывчивости, гуманного отношения к птицам.

С этой целью я разработала ряд занятий, которые помогают решать проблемы формирования экологического сознания детей.

  1. «Птицы»
  2. «В гостях у нас снегирь»
  1. «Зимующие птицы»
  2. «Перелетные птицы»
  3. «Снегири на ветке рябины»
  1. «Разнообразие птиц» (1 часть)
  2. «Разнообразие птиц» (2 часть)
  3. «Почему птицы летают»
  4. «Домик для скворца»
Содержание работы Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
ПТИЦЫ
Признаки класса:
а) Наличие оперения
б) Наличие двух ног
в) Наличие крыльев
г) Клюв
Все приспособлено к полету
.
Наблюдение за птицей. Особенности внешнего строения. Как приспособились
к полету.
Знакомство с 2-3 птицами – снегирь, воробей, синица.
(чтение рассказов, составление рассказов, описаний)
Расширение знаний о птицах.
Забота о потомстве. Формировать понятие птицы зимующие, кочующие, перелетные. Причина? (голод)
Как зимуют? Почему не боятся холода?
(теплая кровь, теплый покров)
Приспособленность птиц к разной среде обитания: воздушной, водной, наземной. Птицы насекомоядные, растительноядные, хищные. Ситуация: что может случиться, если птицы исчезнут? Строительство домиков для птиц.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе, тема: «Птицы»

Цели:

  1. Обобщать у детей представления о птицах (внешний вид)
  2. Познакомить детей с процессом появления птенцов из яиц.
  3. Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение.
  4. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: Иллюстрации птиц, насекомых, воздушного транспорта. Модели птиц.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия

– Дети у меня сегодня хорошее настроение, просто замечательное и я хочу с вами поделиться своей добротой, теплотой. Подставьте свои ладошки, я каждому подарю частичку тепла.

– Стали теплые ладошки?

– А как мамы вам дарят свое тепло? (ответы детей)

– А как курочка согревает своих цыплят теплом? (ответы детей)

– А вы знаете, что птицы свое тепло отдают не только птенцам, но и яйцам? (Мама птица откладывает в гнезде яйца и сидит, неподвижно согревая яйца своим теплом. Так она сидит несколько недель)

– Кто появляется из яиц? (ответы детей)

Птенцы вырастают и превращаются во взрослых птиц.

(Воспитатель показывает картинки птиц)

– Какую пользу приносят птицы? (ответы детей)

– Вот какие разные бывают птицы.

– Каких вы знаете? (ответы детей)

– Скажите, что общего у всех птиц? (ответы детей)

(воспитатель показывает модели: голова с клювом, два крыла, две лапки, хвост, туловище покрытое перьями)

Воспитатель с детьми составляют модель птицы.

Каждый ребенок работает с моделями.

– Дети, возьмите картинку с изображением птицы, которая вам больше всего понравилась, и выходите на ковер.

Сейчас мы с вами превратимся в птиц, которых вы выбрали.

(Вокруг себя повернись и в птицу превратись!)

Физминутка.

Летели птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.

– Приглашаю всех птиц в столовую. Выберете себе корм.

– Почему ты выбрал себе этот корм? (ответы детей)

(После «вкусного обеда» воспитатель приглашает всех птиц полетать и пропеть свою песню)

– Наступило утро, пора птичкам просыпаться и в ребяток превращаться.

– Яна, расскажи, что ты чувствовала, когда ты была птицей?

(спросить несколько детей)

– Я еще вам принесла картинки с изображением птиц?

(картинки с изображением насекомых, воздушного транспорта, летучих мышей и.т.д.)

– Конечно, я права, они все летают, значит, птицы.

– Если вы не согласны, докажите с помощью модели

(Дети, опираясь на модели, доказывают, как можно узнать птиц.)

Игра: «Летает не летает»

Итог занятия

Что нового вы узнали о птицах?

– Что понравилось на занятии?

Конспект занятия по аппликации (коллективной) в старшей группе, тема: «Снегири на ветке рябины»

Цели:

  1. Учить изображать в аппликации двух снегирей в разных позах: сидящего на ветке рябины и летящего;
  2. Закрепить способ вырезывания снегиря;
  3. Учить способам получения объёмных форм, используя метод торцевания, совершенствовать умение приклеивать детали к основе;
  4. Продолжать развивать навыки общения в совместной работе;
  5. Воспитывать уважительное отношение к труду, культуру общения, аккуратность.

Оборудование: Нарисованные веточки рябины, клей, кисти, фломастеры, трафареты снегиря, бумага для ягод, гофрированная бумага для снегиря, салфетки, клеёнки.

Предварительная работа: Наблюдение за рябиной и снегирями во время прогулки и из окна группы; чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций. Разучивание пальчиковой гимнастики, рисование, лепка птиц.

Ход занятия

– Ребята, глядя на столы, вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься?

(Вырезать и наклеивать).

– А вот кого именно вы узнаете из моей загадки.

Пусть я птичка невеличка,
У меня одна привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда!
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут.
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам красногрудый?
Облетел я всю Сибирь!
Как зовут меня? – Снегирь!

– Как красиво сказано о снегире: красногрудый, чернокрылый, а как еще можно сказать? (ответы детей)

– Наше сегодняшнее занятие посвящено самым зимним птицам — снегирям. Название снегирю дано очень удачное. Почти повсюду он становится, заметен именно с выпадением снега, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябинах, кустах калины, обрывают ягоды и расклевывают семена. Птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом.

– Скажите, а как поет снегирь? (рюм-рюм-рюм)

– Молодцы! Сегодня мы с вами будем делать общую аппликацию, которая будет называться «Снегири на ветке рябины». Подумайте, какого снегиря вы хотите изобразить – летящего или сидящего, либо ягоды рябины.

Прежде чем приступить к выполнению задания, сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и снегирей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

– Кто будет делать снегирей, берите трафареты и вырезайте.

– Грудки снегирям будем делать следующим образом: берем квадратик красной гофрированной бумаги и закручиваем его вокруг карандаша. Опускаем кончик карандаша в клей и прикладываем к трафарету снегиря, убираем карандаш и.т.д.

– Посмотрите, на нашу рябину, снегири к ней не летят. Как вы думаете почему?

(изображение рябины без ягод)

– Конечно, какие снегири прилетят на такую рябинку. Вы хотите ей помочь?

– Ребята я хочу вам предложить сделать ягоды рябины

Объяснение работы, с показом:

– Скажите, пожалуйста, какой формы ягоды на рябине?

– Скажите, почему я приклеиваю сразу по несколько ягод?

(ягоды на рябине растут гроздьями)

– Кто будет делать рябину, приступайте к работе.

Воспитатель напоминает правила работы с клеем.

Физминутка

На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания — руки вверх.)
Ей не просто жить на свете —
Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)

– Веточки с ягодами мы сделали, но на них не хватает … Кого? – снегирей.

– Давайте посадим (наклеим) снегиря на веточку и летящего к ней.

Когда дети приступают к изображению сюжета на общем листе бумаги, педагог советует им не сразу наклеивать снегирей, а сначала расположить их так, как задумали. Может быть, изменить что-либо, выбрать более удачный вариант.

– Как вы думаете, какое сейчас настроение у рябины? (ответы детей)

Итог:

Молодцы! Воспитатель отмечает детей, проявивших терпение, усидчивость, аккуратность, настойчивость и другие нравственно-волевые качества в процессе занятий по аппликации.

– Ребята, получилось, что целая стая снегирей прилетела к нашей нарядной рябине. Давайте всех позовем полюбоваться нашей работой!

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе, тема: «Домик для скворца»

Цели:

  1. Закрепить умения изготавливать форму скворечника из бумаги по чертежу;
  2. Уточнить представления детей о конструкции скворечника;
  3. Формировать заботливое отношение к птицам;
  4. Воспитывать уважительное отношение к труду, культуру общения, аккуратность.

Оборудование: Картинки с изображением скворца, скворечника, клей, кисти, салфетки, клеёнки, записи пения скворца.

Предварительная работа: Провести беседу о том, что скворцы полезны, как и многие другие птицы; весной они прилетают к нам из теплых стран, выводят здесь птенцов. Понаблюдать, как взрослые делают новые скворечники и развешивают их на деревьях. Подготовить листы бумаги квадратной формы.

Ход занятия

Стук в дверь.
Прилетает скворец (игрушка)
Здравствуйте, ребята!
Вы меня узнаёте?
А тем, кто меня не узнал,
Разрешите представиться:
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня … (Дети угадывают.)
(скворец)

Верно! Вы угадали.

– Ребята, а вы знаете, что скворцы прилетают, самыми первыми.

– Откуда они прилетают? (ответы детей)

– А зачем скворцы улетали в теплые края? (ответы детей)

– А кто из вас, ребята, знает, какая первая забота у птиц весной?

(Приготовить гнездо для откладывания яиц и высиживания птенцов).

Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев или в специальных домиках, построенных для них людьми.

– Знаете ли вы, как называются эти домики? (Скворечники.)

– Взгляните на изображение скворечника. (Показ картинки).

Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток.

– Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»?

(Потому что птицы влетают в него.)

– А вот эта жердочка под летком называется насест.

– Догадаетесь ли вы, почему? От слова «сесть», ведь на него садится птица.

Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь.

Пение скворца может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал раньше.

– А сейчас давайте попросим скворушку спеть нам.

Пока скворец будет нам петь песенки, мы с вами тоже превратимся в скворушек. (Включается запись пения скворца).

Динамическая пауза «Скворцы»

Ой, летали скворушки-скворцы.
Все летели, песни распевали, Махи руками.
Крыльями махали.

Стайкою на землю сели, Развернуться в сторону кормушки.
Червячков они поели.

Клю, клю, клю, клю, Сесть на корточки.

Клю, клю, клю, клю,
Как я червячков люблю. Указательными пальцами постучать по полу.

Перышки почистим,
Чтобы были чище. Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя.

Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Прыгаем по веткам, Развернуться в сторону деревьев за окнами.
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
Тут собака прибежала, Развернуться в сторону собаки – игрушка или картинка.
И скворцов всех распугала
Гав-гав-гав, скворцы взлетели, Махи руками.
И в скворечник полетели.

Скворец грустно – А у меня нет скворечника, я опоздал, и все скворечники были уже заняты.

– Ребята, что же делать, как мы можем помочь нашему гостю? (ответы детей)

– Давайте сделаем скворечники (показать картинку, где изображены два-три скворечника разной формы).

Воспитатель просит детей вспомнить, какую фигуру напоминает скворечник, рассказывает, как сделать выкройку, как сделать переднюю стенку выше. В какой последовательности будут выполнять игрушку, что будут наклеивать на выкройку (леток и полочку). Воспитатель предупреждает, чтобы дети не сделали ошибок, когда будут делать крышу (леток, может получиться сбоку).

Провести пальчиковую игру «Скворечник»

Делаем руками над головой домик – соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны.

Из скворечника торчат клювы (показываем клювы, соединив большие пальцы с остальными)
Маленьких скворчат (соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду)
Клювик раз (показываем клюв одной рукой),
Клювик два (показываем клюв другой рукой)
Лапка, лапка (кладем поочередно руки, на стол растопырив пальчики),
Голова (делаем «замок»).
Кук, и спрятались (показываем домик над головой или прячем руки за спиной).

«Голодные скворчата громко пищат» (артикуляционная гимнастика)

Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: “Ам-ам-ам-ам-ам”.

“Птенчики глотают пищу Сглатывание слюны.

Скворцы предпочитают гусениц, жуков, червяков, но любят полакомиться ягодами, фруктами, виноградом.

“Очень вкусная пища!” Присасывать “широкий” язык к небу, затем произносить звук а.

– Молодцы! А сейчас приклеим наши скворечники на ранее приготовленные березки.

У нас с вами получилась березовая роща.

Скворец благодарит детей за скворечники и улетает занимать самый красивый и уютный скворечник, говорит, что в остальные скворечники прилетят его друзья скворцы.

Источник



Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Птицы»

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

1.Развивающие задачи: развивать связную речь, зрительную память, внимание; развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

2.Обучающие задачи: закрепить знания детей о перелетных птицах, пролетных и зимующих птицах умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой); побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов. Активизировать познавательную деятельность через экспериментирование.

3.Воспитывающие задачи: воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Материалы и оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, пуховые и маховые перья птиц, карандаши, лист бумаги, маски птиц.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов. Чтение художественных текстов; Д. Мамин- Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Птичья столовая», Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди, Гадкий утёнок. Чтение рассказов сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры;подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»;дидактические игры: «Чье гнездо?», «Кто лишний?», «Поймай и назови», «Право — лево»; «Мнемотаблицы»; моделирование; выполнение упражнений в тетрадях в летку.

Наблюдение за птицами в природе и на участке детского сада. Рассматривание птицна иллюстрациях и сюжетных картинках, отгадывание загадок.Игры: «Узнай по описанию» «Чей домик», «Зоологическое лото», «Совушка — сова».

Ход непосредственно-образовательной деятельности

1. Организационный момент.

— Ребята почтальон принес нам письмо,а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)

Из скворечника торчат (Соединяют большой палец с указательным)

Клювы маленьких скворчат (Соединяют большой палец со средним)

Клювик раз (Соединяют большой палец с безымянным)

Клювик два (Соединяют большой палец с мизинцем)

Лапки, лапки (Сжимают и разжимают кулачки)

Голова (Рисуют в воздухе руками круг).

Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи»

— Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?

Педагог при помощи толкового словаря знакомит детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.

— Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Проходите в научную лабораторию.

— Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.

Д/и «Угадай, что за птица» (1 задание)

Игра: «Не сорока, не ворона и не чайка» (дети стоят в кругу)

Читайте:  Низшие и высшие растения что это

Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы:

кукушка, ласточка, скворец, соловей, трясогузка, грач, цапля, журавль, аист.

Упражнение: «Птицы Кемеровской области» (2 задание)

— Выберите иллюстрации, на которых изображены птицы кемеровской области.

Игра «Назови лишнюю птицу» (3 задание) (дети сидят на стульях)

(На фланелеграфе выставлены картинки с изображением птиц: ласточка, грач, кукушка, соловей, гусь.

— Какая птица лишняя? Почему?

— А почему, остальных птиц называют дикими? (Живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище).

— Какую пользу приносят дикие птицы? (уничтожают насекомых).

— Ребята закройте глаза (картинки с птицами педагог переставляет местами, вместо гуся ставит ворону)

— Какая птица лишняя? Почему?

— Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (нечем питаться, негде жить, холодно.)

— Закройте глаза (педагог картинки с птицами переставляет местами, вместо вороны ставит орла)

— Какая птица лишняя? Почему? (орел хищная птица, он охотится за мышами и другими животными).

Разминка: подвижная игра «День и Ночь»

Правила и описание игры: выбирается водящий – сова. Сова сидит в гнезде. Остальные дети – мелкие зверюшки и птички (зайцы, мыши, кроты, куропатки). По команде ведущего –воспитателя «день» сова спит, а остальные игроки бегают, прыгают. По команде «ночь» все игроки замирают, просыпается сова. Она летает между замершими игроками. Кто пошевелился – становиться новой совой. Если поймано несколько игроков, то сова выбирается по считалки.

Задача совы: быть внимательной и поймать тех, кто шевелится.

Задача игроков: не попасться сове.

Игра повторяется 3 раза, затем занятие продолжается.

Упражнение: «Загадка» (5 задание).

— Выберите картинку с изображением птицы и загадайте про нее загадку своим товарищам (дети по очереди выходят к столу, где лежат картинки с птицами, берут одну и загадывают про нее загадку).

1. Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (Грач)

2. Я не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)

3. Я пою лучше всех птиц (Соловей)

4. Я черненькая, маленькая, стою свои гнезда из травы и глины под крышами домов. (Ласточка)

5. Я могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (Скворец)

6. Я одна из самых полезных птиц, уничтожаю мух и комаров. Когда хожу по земле, то потряхиваю своим длинным хвостиком. (Трясогузка)

7. Свои гнезда я вью в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно моего голоса – это к дождю или плохой погоде. (Жаворонок).

8. Упражнение «Почему птицы летают» (6 задание).

— Проведите эксперимент и определите, почему птицы умеют летать.

— Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни — мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные).

— Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое, где они расположены? (на теле птицы)

— А другое — называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)

— Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге).

— Возьмите карандаш. Какой он легкий как перо или тяжелее?

— Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)

— Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают).

— Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?

— Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?

— Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).

— С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.

— Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?

Физкультминутка «Хочу стать птичкой»

Я по улице гулял,

Галок и ворон считал.

Буду их считать опять.

Рот открыл, смотрю я в небо.

Влево, вправо. Я там не был.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Крылья вверх и крылья вниз,

Только ветра слышен свист.

Я подпрыгнул, чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

На доску вывешиваются фотографии яиц птиц. Воспитатель говорит, каких птиц эти яйца.

В: а зачем птицам яйца? (из них вылупляются птенцы).

дальше идет беседа о росте и развитии птенцов сопровождаемая иллюстрациями.

Игра с мячом “Продолжи предложение, найди причину”(4 задание).

— Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

— Весной птицы строят гнезда, потому что (собираются выводить птенцов).

— Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)

— У цапли длинные ноги, потому что (она ходит по болоту)

— У орла большое гнездо, потому что (он большая птица)

— Все люди любят слушать соловья, потому что (он красиво поет)

— Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)

— Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз)

— Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!

— Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки)

— Очень трудно птицам.

— Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.

— Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны)

— Так устали наши птички, что не пошевелиться им!

— Согрелись наши птички. Высохли перышки.

— Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.

— Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.

— Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.

— Головки согрелись, и они теплыми стали.

— Так хорошо нашим птичкам отдыхать.

— А нам пора возвращаться в группу.

Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.

— Что понравилось на занятии?

Беседа «Птицы и люди»

— Какую пользу человеку приносят птицы? (Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)

— Как надо относиться к птицам? (Птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)

— Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово написанное с помощью букв азбуки, узнаете про награду.

— Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Перелётные птицы» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Перелётные птицы» Цель: создать условия для ознакомления.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и ФЭМП в средней группе «Птицы — наши друзья» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Здоровье» Задачи: *Закрепить у детей представление о перелетных птицах.

Конспект занятия для младшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы. Синица» Тема: Зимующие птицы. Синица. Цель занятия: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего города. Программное содержание: Продолжать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Домашние птицы» Цель: формирование представлений детей о домашних птицах. Задачи: продолжать знакомить детей с домашними птицами; развивать словарный запас,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы нашего края» Программное содержание: Учить детей различать и называть зимующих и перелетных птиц, классифицировать их по определенному признаку, учить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Весна. Перелётные птицы» для 3–5 лет Цель: познакомить детей с понятием «перелётные птицы», продолжать знакомить детей с птицами, их разнообразием, особенностями и повадками.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы». Познание. Цель:.

План-конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Домашние птицы»План-конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Домашние птицы» План-конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Домашние птицы» Цели и задачи: сформировать знания о домашних птицах и их птенцах, эмоционально.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» КОНСПЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ». Дать детям общее представление о многообразии перелётных.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» Занятие по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа) Тема «Перелетные птицы». Заучивание стихотворения А. Майкова «Ласточка». Цель.

Источник

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ

Ознакомление с природой — важное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. При правильной орга­низации педагогической работы оно способствует развитию восприятия, мышления, речи и тем самым обеспечивает более качественную подготовку детей к школе.

Важную роль для умственного воспитания дошкольников играет содержание знаний, достоверно отражающее закономер­ные явления окружающей действительности. В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» дети знакомятся с рядом закономерностей, внешние проявления которых имеют отчетливый характер, что делает их доступными для наблюде­ния и познания детьми дошкольного возраста. К числу таких закономерностей относятся приспособленность живых организ­мов к жизни в определенных условиях, рост и развитие животных и растений. Это — основополагающие закономерности жи­вой природы, и их познание на конкретных примерах обеспе­чивает интенсивное умственное развитие детей, позволяет формировать у них начальные элементы материалистического мировоззрения.

Связь животных и растений с внешней средой обусловлена наличием потребностей, удовлетворение которых обеспечивает их существование, развитие. Внешняя среда предоставляет растениям свет, тепло, влагу, питательные вещества, кислород, жи­вотным — пищу, материал для строительства гнезд, убежищ и пр. В ходе эволюции у всех живых организмов выработа­лись многочисленные формы приспособления к внешней среде: специальные органы питания, перемещения в пространстве и пр. Особые формы жизнедеятельности живых организмов позволяют им переносить и неблагоприятные периоды, связан­ные с сезонными изменениями в живой природе (приостановка роста и развития растений в холодное время года, сбрасывание листвы, спячка животных в зимний период и др.).

В отличие от растений приспособленность животных к среде обитания обеспечивается не только их строением, но и поведе­нием. Очень важно знакомить детей со способами передвиже­ния животных, определяющими их жизненное поведение (пи­тание, формы защиты от врагов, выращивание потомства и др.). Конкретные формы передвижения у разных видов животных строго приспособлены к условиям среды обитания. Животные, живущие в водной, воздушной, наземной средах, сильно различающихся механическими свойствами, имеют очень несхожие органы передвижения: плавники, крылья, ноги. Строение и по­ведение животных образуют единый приспособительный ком­плекс. Поясним это примером. Маскировочная «серенькая» окраска ежа делает его незаметным лишь в том случае, если он затаивается. Его иголки становятся средством защиты, ког­да он сворачивается и выставляет их, т. е. приспособительные особенности строения ежа начинают «действовать» при опреде­ленных формах поведения.

Важными для познания являются также закономерности, связанные с изменениями животных и растений (рост и разви­тие живых существ, фенологические изменения в природе). Зна­ния, построенные на основе данных закономерностей, оказы­вают особо сильное влияние на формирование диалектической направленности мышления. М. Н. Скаткин отмечал, что зна­ния о живой природе ценны диалектичностью, которая отра­жает процесс развития живых существ, явления одновремен­ной изменчивости и тождественности. Ознакомление детей с конкретными фактами развивающейся природы позволяет внедрять в их сознание идеи диалектики. Рост и развитие живых существ, сезонные явления в приро­де сопровождаются яркими внешними проявлениями, что делает их интересным познавательным материалом. Так, известно, что рост и развитие растений, животных сопровождаются увеличе­нием общего размера, появлением новых органов (листьев, цветов, рогов и пр.) или новых форм функционирования. Се­зонные явления в природе сопровождаются взаимосвязанными изменениями в погоде, состоянии растений, поведении животных (миграции птиц, впадание в спячку насекомых, зверей и пр.).

Таким образом, важнейшие закономерности природы (при­способленность живых организмов к среде обитания, их рост и развитие, сезонные изменения в природе) составляют содержа­ние познавательного материала, который дает возможность в процессе организованного обучения развивать наблюдатель­ность, мышление, умственную активность детей дошкольного возраста.

Наряду с содержанием умственного воспитания большую роль играют формы и методы ознакомления с природой. Правильно построенное обучение с точки зрения задачи формирования представлений о закономерных явлениях природы включает, во-первых, создание специальных условий, позволяющих демонстрировать детям разнообразие природных зависимостей, во-вторых, такую организацию педагогического процесса, при которой последовательно накапливаются чув­ственные представления о природных объектах, а затем проис­ходит их осмысливание, системное обобщение.

Создание условий — это прежде всего правильная органи­зация уголка природы. В старших группах дошкольного учреж­дения в уголках природы необходимо содержать животных, обладающих ярко выраженными приспособительными особенностями (черепахи, хомяки и др.). Помещать их следует в условия, имитирующие естественную природную среду.

Правильная организация педагогического процесса озна­комления детей с природой основывается на систематическом проведении наблюдений, которые имеют несколько функций. Для воспитателя это ведущий метод обучения и специфическая форма его организации. Для детей — это ведущая деятельность, в процессе которой они получают чувственные представления о природе.

Наблюдения проводятся как на занятиях, так и в повсе­дневной жизни. Между наблюдениями в повседневной жизни и занятиями как двумя взаимодополняющими формами педа­гогической работы должно быть установлено правильное организационное и содержательное соотношение. Наблюдения в повседневной жизни проводятся часто (3—4 раза в неделю) и постоянно, они кратковременны (5—10 мин). Занятия прово­дятся 2—4 раза в месяц, на них закрепляются, обобщаются знания детей, формируется осмысленное понимание природных закономерностей.

В процессе наблюдений в повседневной жизни дети полу­чают основной объем конкретных знаний, которые позволяют сформировать представления о внешнем облике животных, осо­бенностях поведения (способах питания, передвижения, гнез­дования и пр.), формах приспособления к внешней среде. По­вседневные наблюдения в уголке природы, на прогулке, про­водимые в утренние, предобеденные или вечерние часы, создают основной фонд чувственных представлений, подготавливают почву для осмысления и обобщения их на занятиях.

Большое значение для осознания чувственных представле­ний имеет фиксация наблюдаемых объектов природы с по­мощью рисунков или значков, особенно в том случае, если они видоизменяются, переходят из одного состояния в другое. Большую помощь в этом случае оказывают календари, в которых фиксируются меняющиеся объекты природы в соответствии с временным параметром. Календарь, в котором зафиксирована серия наблюдений, дает последовательное и развернутое представление о характере изменений, об условиях их протекания и о времени, за которое они совершились. Созданные на осно­ве живых наблюдений при активном участии детей, календари являются хорошим наглядным пособием для закрепления и об­общения знаний на занятиях.

Таким образом, правильно подобранные содержание, мето­ды и формы ознакомления детей с природой дают возмож­ность успешно решать задачи умственного воспитания.

Далее будут рассмотрены некоторые вопросы формирова­ния у детей представлений о закономерных явлениях природы.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ О РОСТЕ И РАЗВИТИИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

Что могут знать дошкольники о том, как растут и развива­ются окружающие их растения и животные? Улавливают ли они основные зависимости, в которых проявляется закономер­ность роста и развития живых существ? Как узнают они «маленьких» и «больших», как относятся к ним? С целью выясне­ния этих и других вопросов по специальной методике было проведено обследование знаний детей. При этом выяснилось, что изменение величины — самый яркий и легче других улавливаемый детьми признак. Представления об увеличении общих размеров животных и растений в процессе роста и развития складываются у детей рано, уже на третьем году жизни. Можно предположить, что в данном случае важную роль играет рост самого ребенка и сопоставление себя со взрослым.

Детям разных возрастов предложили задачу такого содер­жания: «Мальчику купили маленького щенка (показывали фи­гурку щенка), надо выбрать для него домик. Какой из трех домиков ты выберешь?» Перед ребенком ставили одинаковые по форме картонные будки, в одной вход соответствовал вели­чине щенка (маленький), в другой он был побольше и в треть­ей — совсем большой (рис. 1). При этом ставилась цель — выяснить, знают ли дети, что по мере роста собака увеличивается в размерах, могут ли они это предвидеть при выборе домика.

Читайте:  Лучшие и худшие соседи для укропа с чем сажать на одной грядке можно а с чем нельзя

Почти все дети независимо от возраста выбирали будку в соответствии с размером щенка. «Если щенок маленький и дырочка маленькая»,— говорили они. Некоторые выбирали будку с большим входом, но выбор мотивировали вовсе не тем, что щенок вырастет. Для них было важно, чтобы ему было много воздуха, места и др. Другие дети, наоборот, не выбирали домик с большим входом, потому что беспокоились, что туда может забежать большая собака и загрызть малень­кого щенка. Правильно решить задачу (т. е. выбрать для со­баки домик «на вырост») смогли лишь некоторые дети подго­товительной группы. Один из них сказал: «Щенок во все вле­зет, а вот когда он вырастет, он не влезет во все».

На наводящий вопрос: «А ты знаешь, что через некоторое время собака станет взрослой, совсем другой? Какой лучше выбрать домик?» — большинство детей отвечали, что, конечно, знают, что собачка вырастет и станет большой. При этом одни выбирали домик со средним входом (считали, что она немно­го вырастет), другие — с самым большим входом.

Затем была предложена усложненная задача, включающая элемент видимой противоречивости. На картинке была изобра­жена взрослая птица с птенцом (рис. 2), но птичка-мама была меньше птенца-кукушонка, которого она кормила. Дети, которые ориентировались только на признак размера, в данном случае неправильно определяли, где взрослая птица, а где пте­нец. Они говорили: «Это взрослая (на кукушонка), потому что она большая. Это птенец (на взрослую птицу), потому что он маленький». Подобные ответы можно было слышать как в младших, так и в старших группах. Некоторые дети ориенти­ровались на признак поведения, и они смогли определить воз­раст птиц правильно: «Вот взрослая птица, потому что она муху поймала и принесла птенцу; вот птенец, потому что он в гнездышке сидит и никуда не улетает. Когда он есть захочет, тогда ему мама приносит. Он маленький, не умеет летать, а мама может улететь от врагов».

Содержание картинки побуждало детей рассуждать, давать развернутые объяснения, делать самостоятельные выводы. Вот пример одного рассуждения ребенка старшей группы: «. Мне кажется, что это взрослая птица (показывает на кукушонка) почему-то. Она большая. А это (показывает на взрослую пти­цу) птенец. Никак не могу отгадать. Вот птенец (показывает правильно), а вот взрослая птица, потому что она принесла му­ху (червячка). А птенец открыл рот. Мне мама всегда говорит: «Вот птенец открыл рот». Он почему-то большой. Неправиль­но нарисовали картинку. Надо делать эту птичку (показывает на кукушонка) маленькой, а эту большой. Я по ртам их опре­деляю, по еде. Потому что птенец не может летать. Когда он вырастет большой уже, он сам добывает себе пищу».

На данном примере ясно видны активизирующая роль за­дания с внешне противоречивым содержанием и значимость для формирования у детей знаний о росте и развитии животных на основе не только признаков строения, но и поведения.

Так как поведение играет большую роль при определении возраста животных, детям была предложена также сюжетная картинка, где взрослый воробей налетает на щенка, защищая сидящего на земле птенца (рис. 3). Определение взрослой птицы и птенца на картинке не составило трудности для детей даже второй младшей группы. А вот определение щенка вызы­вало затруднение у многих детей младшей группы и некоторых детей средней группы, так как взрослой собаки на картинке не было. Старшие дети по поведению предположительно опреде­ляли щенка: «Маленький (щенок). Большая собака может убежать, а он сел и сидит».

В других задачах ставилась цель выяснить, как дети улав­ливают признак изменения пропорций в процессе роста и раз­вития живых существ. Например, дошкольникам показали кар­тинки, на которых были изображены одинаковые по высоте деревья: саженец, дерево 5—6 лет и старое (рис. 4), и просили определить их возраст. Еще на двух картинках были контурно изображены ребенок примерно пятилетнего возраста и взрос­лый (рис. 5), но высота фигур была одинаковой. Надо было определить, где взрослый, а где ребенок.

Даже маленькие дети правильно угадали «папу» и «ребен­ка», но определить возраст деревьев детям было трудно. Дети младшей, средней, а иногда и старшей группы могли самое мо­лодое дерево определить как старое, «потому что на нем мало веточек», а старое — принимали за молодое, «потому что оно большое и листьев у него много». Большинство старших до­школьников с задачей справились, некоторые высказывались так: «Это только посадили. — мало веточек и листочков. то­ненький ствол. Это немножко выросло — немножко побольше листьев, веточек. немного потолще ствол. Это старое — у это­го вообще много листьев, веточек, не сосчитать, и вообще тол­стый ствол».

В детском саду во всех возрастных группах воспитатели вместе с детьми выращивают растения, ухаживают и наблюда­ют за ними. Однако даже дети подготовительной группы не всегда могут восстановить правильную последовательность ста­дий развития растений, хотя данные знания им вполне доступны.

Чтобы выяснить уровень этих знаний, детям предложили разложить восемь цветных картинок, отражающих разные ста­дии роста и развития растения мака, в порядке их следования. Только некоторые дети подготовительной группы и в отдельных случаях старшей безошибочно справились с заданием. В боль­шинстве же дети подготовительной группы путали последова­тельность близких стадий развития растения, а дети старшей группы резко нарушали перечисление последовательности ста­дий роста и развития мака.

Познание особенностей развития живых существ предпола­гает учет связей их с окружающей средой, с другими организ­мами. Дошкольники могут устанавливать эту взаимосвязь, от­мечать, что растение развивается при определенных условиях (его поливают и т. д.); детеныш животного находится в опре­деленных отношениях с взрослым животным (материнской осо­бью, врагами), другими детенышами. Так, уже дети второй младшей группы знают, зачем нужна щенкам взрослая собака. Одни говорят о том, что она кормит щенят, другие — что защи­щает их, играет с ними. Отдельные дети знают, что взрослая собака согревает щенка, кормит его своим молоком.

Дети всех возрастных групп, но особенно младшей и сред­ней, часто осуществляют явный перенос своего личного жиз­ненного опыта, своих эмоциональных переживаний на отноше­ния взрослого животного и детеныша. Например, ребенок под­готовительной группы так объяснял необходимость взрослой собаки для щенят: «Чтобы она их кормила, поила и гулять водила. Еще спять укладывала и поднимала вовремя». Иногда кратко указывалось на необходимую связь взрослой собаки и щенка простым утверждением: «Это же его мать!»

Некоторые дети старшего дошкольного возраста имеют чет­кое представление не только о взаимосвязи взрослого живот­ного и детеныша, но и о жизненном цикле развития. Это видно из следующих высказываний: «Он (щенок) сначала у мамы молоко сосет, а потом сам вырастет и родит щенят»; «Когда собака вырастет, от нее папа и мама уходят и она сама родит детей».

Чаще называются отдельные признаки поведения, отличаю­щие взрослое животное и детеныша. Но если обобщить разроз­ненные ответы, то можно составить собирательный образ детены­ша животного, который может сложиться в их представлениях: он слабенький, беззащитный, не умеет передвигаться как взрос­лый, добывать пищу (его кормит мать), неопытный, игривый. Взрослое животное в представлениях дошкольников сильное, умеет быстро передвигаться, добывать пищу, заботится о де­теныше (кормит, защищает от врагов, обучает).

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у де­тей накапливаются интересные, но разрозненные знания о ро­сте и развитии животных и растений, о связи растущего орга­низма с окружающей средой. Дети улавливают некоторые на­глядные признаки изменений живых существ, в отдельных случаях ориентируются на комплекс признаков строения при определении возраста растений, на взаимосвязь особенностей строения и поведения животных разного возраста. Это дает возможность предположить, что целенаправленное, системати­зированное ознакомление дошкольников с развивающимися животными и растениями будет способствовать их умственно­му развитию, в частности формированию важнейшей способ­ности интеллекта — выявлять и предвидеть ход изменений в окружающей действительности.

Источник

Ознакомление детей с обитателями уголка природы
статья

Ермолина Ирина Сергеевна

Каждое дошкольное учреждение имеет уголок природы, где содержатся растения и некоторые животные. Это помогает педагогам решать задачи экологического воспитания, формировать навыки бережного отношения к живым существам.

Решение таких задач осуществляется в основном вне занятий, но для уточнения, обобщения и систематизации знаний организуются занятия. В их проведении условно можно выделить несколько этапов.

Скачать:

Вложение Размер
oznakomlenie_detey_s_obitatelyami_ugolka_prirody.docx 16.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Красногорский детский сад»

Ознакомление детей с обитателями

Каждое дошкольное учреждение имеет уголок природы, где содержатся растения и некоторые животные. Это помогает педагогам решать задачи экологического воспитания, формировать навыки бережного отношения к живым существам.

Решение таких задач осуществляется в основном вне занятий, но для уточнения, обобщения и систематизации знаний организуются занятия. В их проведении условно можно выделить несколько этапов.

Первый этап – подготовительный. Его цель – подготовить детей к предстоящему наблюдению за живым объектом, вызвать интерес к нему, а также уточнить, что о данном объекте уже известно детям. Такую работу воспитатель может организовать во второй половине дня накануне занятия или утром в день его проведения. Здесь возможно рассматривание иллюстраций, демонстрация слайдов, чтение книг, работа в уголке природы и т.д. Так, в младшей группе перед занятием по ознакомлению с комнатными растениями педагог может организовать осмотр уголка природы: обратить внимание на красоту цветущих растений, побеседовать о том, как надо ухаживать за ними, предложить полить их. В средней группе накануне занятия, на котором дети познакомятся с птицей, ее поведением, воспитатель может внести в группу пустую клетку, спросить, чей это дом.

Второй этап – начало наблюдения. Его цель – сосредоточить внимание детей на объекте, поддержать интерес к нему. Занятия не должны начинаться однообразно, однотипно. С самых первых минут необходимо создать определенный эмоциональный настрой, атмосферу радости. Поэтому на данном этапе воспитатель стремится заинтересовать детей загадкой, коротким стихотворением, проблемной ситуацией. Например, в старшей группе педагог устанавливает демонстрационный стол и предлагает кому-либо из детей покрыть его клеенкой. Затем воспитатель дает дежурным задание принести таз с водой, поставить его на стол, а рядом положить тряпочки. На вопросы ребят, для чего все это готовится, взрослый отвечает: «Догадайтесь сами. Подумайте, на каком занятии нам могут понадобиться эти предметы?» К обсуждению постепенно подключаются другие дети. Воспитатель выслушивает ответы детей, подчеркивает правильный и предлагает начать занятие.

Третий этап – основной. Условно его можно разделить на несколько частей. Первая часть: наблюдение за объектом в целом. Ее цель- создать положительное отношение к объекту, вызвать желание поделиться своими впечатлениями. Этот момент особенно важен для младших дошкольников, внимание которых еще очень неустойчиво. Например, воспитатель знакомит детей с кроликом – он подносит животное к каждому ребенку, предлагает погладить, рассмотреть поближе. Дети с радостью это делают, начинают вспоминать, где и когда они видели кролика, чем его кормили.

Хороший эмоциональный заряд, заботливое, ласковое отношение к животному, интерес к нему – база для дальнейшего наблюдения, переход к следующей, второй части, цель которой – изучение объекта, формирование представлений об особенностях его внешнего вида, питания и т.д. В этой части желательно использовать продуктивные методы и приемы обучения, т.е. не преподносить готовые знания, а так организовать деятельность детей, чтобы они сами «добывали» эти знания.

Можно заранее подготовить вопросы, стимулирующие активную мыслительную деятельность, например:

Почему попугай не падает с жердочки?

Что будет делать хомячок, найдя пищу?

Или предложить проблемные ситуации. Например, на занятии в младшей группе воспитатель не рассказывает, что ест и пьет кошка, а ставит перед ней миски с молоком, водой, мясом, рыбой и т.п. Наблюдая, дети находят ответы на поставленные вопросы.

Чтобы показать старшим дошкольникам роль зрения, слуха, чутья животного в поисках пищи, воспитатель предлагает поместить в пакеты одинакового цвета различные продукты, плотно закрыть их и положить перед кошкой. Дети наблюдают, как животное обнюхивает пакеты, затем разрывает один из них когтями ест мясо. Они сами делают вывод: кошка по запаху узнала, что здесь лежит мясо.

Приведем еще один пример. Чтобы обратить внимание детей на особенности зрения попугая, воспитатель предлагает подвесить в клетку яркий колокольчик понаблюдать за поведением птицы. Попугай начинает рассматривать предмет, при этом он поворачивает голову то в одну, то в другую сторону. «Почему попугай смотрит, поворачивая голову?» — спрашивает педагог. Дети сами делают вывод: глаза у птицы расположены сбоку, поэтому она так смотрит.

При рассматривании животных желательно придерживаться определенного плана: сначала обратить внимание детей на туловище, затем на голову, ноги, хвост. Так можно вести наблюдение, например, за ежом, кошкой. Если же у животного имеются интересные особенности внешнего вида, то лучше начать наблюдение с них. Так, знакомя детей с белкой, следует сразу обратить внимание на ее хвост; с кроликом – на уши. Ознакомление с растением лучше начинать с его ярких частей – цветов; если их нет, то с листьев или стеблей, т.е. с того, что крупнее, заметнее, ярче.

Чтобы подчеркнуть какие-то особенности объекта, можно использовать художественное слово. Например, в средней группе предложить детям отгадать загадку:

После того как они отгадают, спросить: «Где у кролика комочек пуха?» Дети осматривают животное и находят этот маленький комочек – хвостик.

Третья часть занятия посвящена обобщению. Дошкольники, опираясь на только что полученные и уже имеющиеся знания, могут делать самостоятельные выводы. Например, в конце занятия в старшей группе воспитатель обращается к детям с вопросами: «Можно ли назвать хомяка грызуном? Почему? Каких еще грызунов вы знаете? Почему всех этих животных мы называем грызунами?»

Четвертая часть занятия – заключительная. Ее цель – подведение итогов. Здесь важно не повторяться, избегать перечисления того, о чем уже было сказано, лишь двумя- тремя вопросами подвести детей к логическому завершению занятия. Например: «Чем вам понравился кролик?», «Что интересного вы узнали о хомячке?», «Почему комнатные растения выращивают дома?».

В этой же части желательно дать установку на дальнейшее самостоятельное наблюдение (если объект остается жить в уголке природы). Например, предложить понаблюдать, какой корм охотнее ест животное, в какое время оно более активно.

Таким образом, сочетание на занятиях разнообразных приемов дает возможность воспитателю не только сообщить детям определенные знания об обитателях уголка природы, но и сформировать интерес к наблюдениям за ними, развивать познавательные способности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ Тема: «В ГОСТИ К БАБУШКЕ!»

Живая природа – это удивительно сложный, многообразный мир.Особое место в нём отведено животным.Ознакомление с природой в первой младшей группе начинается с ближайшего окружения. С помощью игруш.

В данных работах показано закрепление представлений детей о неживой природе. Дети учились фантазировать, проявляли любознательность к исследовательской деятельности.

Опытно – исследовательская деятельность по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе Воспитатель Навоева Т. Ю. МАДОУ ЦРР детский сад №14 Г. Кропоткин Краснодарский край

Опытно – исследовательская деятельность по ознакомлению детей с неживой природой в средней группеВоспитатель Навоева Т. Ю.МАДОУ ЦРР детский сад №14 Г. Кропоткин Краснодарский край.

Занятие по ознакомлению детей с неживой природой

Ознакомление детей с неживой природой.

Занятие по ознакомлению детей с неживой природой

Ознакомление детей с неживой природой.

»ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ ПО ПРОГРАММЕ«НАШ ДОМ ПРИРОДА»

ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ.

Консультации для воспитателей по ознакомлению детей с миром природы.

Предлагается комплекс консультаций по экологическому воспитанию детей и организации работы по данному направлению.

Источник

Ознакомление с растениями и птицами

Значение животного мира в природе и жизни человека. Задачи и содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с птицами. Методы и формы работы в детском саду с дошкольниками по ознакомлению с птицами. Эволюция и происхождение птиц, анатомия и полет.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 09.04.2012
Размер файла 618,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

o Обусловленное нравственно-эстетической оценкой («природа нам помогает жить, поэтому ее надо беречь»).

В дошкольном возрасте преобладает первый и второй уровни отношения. Это, очевидно, объясняется характером наблюдений, проводимых с детьми: при восприятии природы воспитатели значительное место отводят задачам эстетического воспитания без тесной взаимосвязи с интеллектуальными и этическими. Не всегда целесообразно организуется деятельность детей в природе. Она в основном направляется на бескорыстную помощь окружающей среде, а на деятельность практическую (сбор ягод, цветов и т.п.). Однако у старших дошкольников можно сформировать такое отношение к окружающему, которое будет обусловлено нравственно-эстетической оценкой, то есть пониманием значения природы для жизни человека и необходимости ее защиты и охраны. Воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок хорошо знал и выполнял правила гуманного обращения с животным, чтобы он твердо усвоил формулу: «так нельзя, а так можно и нужно». Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы поупражнять ребенка в нравственных поступках. Вот, например, на прогулке дети увидели ежа. И воспитатель, прежде чем взять животное в детский сад, обсудит с детьми, хорошо ли будет ему в детском саду, смогут ли ребята создать для него условия, похожие на естественные.

Дети с помощью педагога приходят к выводу, что не стоит брать ежа из леса, «здесь ему лучше, здесь его дом», «может его где-то ежата ждут». Каждый случай отрицательного отношения так же не должен проходить мимо внимания педагога. Воспитатель анализирует, почему ребенок проявляет жестокость по отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого надо терпеливо, доходчиво и вместе с тем требовательно объяснить, почему так делать нельзя. Человек друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства. Педагог следить за тем, чтобы у ребят появилась ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, возникло не только умение, желание, но и потребность потрудиться на благо животного: вовремя накормить, напоить, почистить клетку, прийти на помощь.

Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве три задачи: формирование знаний о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. Осуществляя работу в указанных направлениях, необходимо помнить, что важным условием ее эффективного выполнения является связь детского сада и семьи. Поэтому педагог планирует следующее:

§ Ознакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений о животных у детей разного возраста. Для этого проводятся родительские собрания, открытые занятия, коллективные экскурсии в лес, зоопарк и др.;

§ Раскрыть родителям особенности ознакомления дошкольников с животными в домашних условиях. Воспитатель проводит консультации, беседы, посещает семьи своих воспитанников. Специальное место в уголке для родителей отводится тематической рубрике. Здесь можно поместить, например, информацию о сезонной жизни животных, возможных способах помощи им в разное время года;

§ Давать практические советы по уходу за животными, их содержанием дома, по организации живого уголка;

§ Повышать экологическую культуру родителей, углублять их знания о природоохранительных мероприятиях, проводимых в нашей стране. Это могут быть лекции, выставки художественной и научной популярной литературы, специальные выпуски стенгазеты. [4]

Исходя из выше написанного, можем полагать, что основные знания о птицах и сведения об уходе за ними дети получают во время занятий и на прогулке. Однако, не следует процесс ознакомления с птицами сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению за птицами в течении дня, в конце каждого занятия дает детям знания по наблюдению. Работа на занятиях по наблюдению за птицами усиливает интерес детей к живым существам. Важно поддержать настрой ребят, руководя длительными наблюдениями.

1.4 Методы и форма работы в детском саду с дошкольниками по ознакомлению с птицами

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдение за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.

Нужно сказать, что методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а так же отношение к окружающему миру.

Саморукова П.Г. выделяет несколько методов обучения:

1. К наглядным методам относиться наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности дошкольников, позволяет сформировать у них яркие представления о природе.

2. Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

3. Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Они помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.[]

В работе по ознакомлению детей с птицами необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Так же Саморукова подчеркивает, что выбор методов и необходимость их комплексного использования определяются возрастными возможностями, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. []

Основным методом ознакомления детей с птицами является наблюдение.

Нам известно, что наблюдение — специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

В современной педагогике существует классификация наблюдений:

1. По времени (кратковременные и длительные).

2. От места проведения (естественная среда и специально организованная).

3. По количеству детей (индивидуальные, групповые, фронтальные).

4. От инициатора (самостоятельное наблюдение, с подачи воспитателя).

5. От дидактических задач (первичное, повторное, итоговое).

Так же широко используется в ознакомлении детей с природой игры. Применяются две группы игр:

1. С готовым содержанием.

2. Творческие игры.

Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание.

1) Предметные игры — это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты).

2) Настольно- печатные — игры типа лото, домино, разрезные печатные картинки.

3) Словесные игры — игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей о свойствах, признаках тех или иных предметов.

Еще в экологическом воспитании использую такие методы, как несложные опыты и ознакомление детей с природой через трудовую деятельность.

Важное значение в процессе экологического образования имеет создание среды: экологических комнат, лабораторий, живых уголков(уголков природы), зимних садов, музеев, фитобаров, огородов, садов, альпийских горок, мини-ферм, экологических тропинок и озеленение близ лежащих территорий.

Нам хотелось бы уделить внимание созданию уголков природы в детских садах, так как посредством их можно знакомить детей не только с растениями и животными, но и с птицами. Для начала необходимо сказать, что совершенно не гуманно держать птиц в неволе. В живые уголки можно брать тех птиц, которые в наших природных условиях не могут выжить без помощи человека.

Рыжова говорит о том, живые уголки — достаточно традиционный элемент развивающей предметной среды дошкольных учреждений нашей страны. Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за птицами, побуждают детей заботиться о них.[]

Н.А. Рыжова подчеркивает, что особенно важно иметь живые объекты в городских детских садах, где большинство людей лишены контакта с природой. []

Виноградова выделяет этих элементов среды три вида: отдельное помещение, часть экологической комнаты и живые уголки в группах. []

Марковская М.М. советует при возможности, выделить для животных специально оборудованное помещение. При выделении следует помнить, что некоторым его обитателям нужен свет и повышенная температура. При организации живого уголка следует учитывать ряд моментов:

· Видовой состав животных. Как уже говорилось, в живом уголке лучше не держать диких животных, характерных для зоны, где находится дошкольное учреждение. Исключением могут быть птицы, которые нуждаются в помощи: раненые, замерзшие и т.д. наиболее просты в содержании и легко доступны для приобретения — волнистые попугайчики и канарейки, если есть условия можно приобрести декоративных кур.

При подборе видового состава обитателей необходимо учитывать следующие аспекты:

o Географический (иметь в уголке представителей разных континентов- нанесение на географическую карту).

o Экологический (представление животных различных сред и условий обитания- водные, летающие, приспособленные к условиям жарких и холодных стран).

o Систематический (представлены животные разных систематических групп — птицы, звери, земноводные).

o Природоохранительный (отмечены виды, которые в своих странах охраняется).

· Видовой состав растений.

· Паспорта растений и животных (фотография или рисунок, указать научное и бытовое название, интересная информация о происхождении, описание родины и условий проживания, экологические особенности — отношение к влаге и свету, особенности питания, тип питания — хищники, растительноядные, насекомоядные, чем именно питается, особенности образа жизни- дневной, ночной, связь с животными или растениями, сведения об отношениях с человеком). []

· Оборудование. Необходимо выделить полочки или шкаф для хранения корма и ухода за птицами. Здесь же можно поместить красочную литературу о его обитателях, фотографии, открытки.

· Зонирование живого уголка. Если позволяет площадь можно выделить зоны: водную, зону пустыни и леса.

· Организации работы с детьми. Живой уголок — это прекрасное место для организации наблюдений. Рыжова говорит о том, что дошкольники заучивают достаточно сложные названия птиц, причем, ребенку полагается знать определенное количество конкретных названий. Такое механическое запоминание способствуют развитию памяти и кругозора, но никак не влияет на мышление ребенка, его эмоции. При правильной организованной работе живой уголок может способствовать и формирование экологически грамотного поведения детей в природе. Вырастая, дети это поведение переносят на объекты дикой природы и отношения к природе в целом. Очень важно приучать детей к определенным правилам поведения в общении с птицами. Желательно перед посещением уголка природы успокоить детей, настроить их на соответствующее поведение, объяснить на что можно сегодня обратить внимание и почему не нужно прыгать, кричать возле животных. []

В современной педагогике существует несколько возрастных групп:

· Группы раннего возраста:

1) первая группа (первый год жизни);

2) вторая группа (второй год жизни);

· Подготовительная к школе группа.

Исходя из этого и строится вся методическая работа по ознакомлению детей с птицами.

Рассмотрим методику ознакомления с птицами старшей возрастной группы.

Содержание программы: по программе требуется знакомить детей с домашними птицами, не распространенными в данной местности (цесарка, фазан, мускусная утка, страус — их внешний вид, повадки, польза приносимая людям), расширять представления детей о диких птицах (ястреб, кукушка, полевой воробей, сорока, щегол, клест и др. — место обитания, способ добывания пищи).

При рассмотрении птиц надо правильно научить различать части тела (клюв, голова, спина, сережки, крылья и т.д.), подвести к пониманию того, что от особенностей строения конечностей зависит характер передвижения (пингвин, страус, воробей). Детей знакомят с уходом за домашними птицами, приучают заботливо относится к птицам в уголке природы, кормить их, устанавливают связи между уходом за животным и его состоянием.

Ознакомление детей с домашними и дикими птицами.

В старшей группе продолжается обогащение представлений детей о местных домашних птицах. Осуществляется оно в процессе наблюдения за птицами на занятиях, во время работы в уголке природы, на экскурсии в птичник. В городских условиях проведение экскурсий не всегда возможно, в том случае работа строится на рассматривании картин. Лучшим приемом использования картины является показ и описание ее воспитателем, который обращает внимание детей на характерные признаки копыта. Овцы пасутся на лугу. Образцом для описания может служить рассказ, можно загадать загадку или привести например, скороговорку, поговорку. Детей старших групп впервые знакомят с домашними птицами, нераспространенные на данной местности (цесарка, фазан, мускусная утка, страус). Наблюдения над ними может быть осуществлено во время экскурсий в зоопарк, на ферму страусов, в заповедник так же и над дикими птицами. Наиболее удобное время для нее время, когда птицы находятся в летних помещениях. Воспитателю следует заранее побывать в зоопарке, посмотреть где находятся птицы, которых нужно показать, наметить маршрут экскурсии. Для первоначального ознакомления детей с дикими птицами, непосредственное наблюдения над которыми невозможно, используют серию картин по которым воспитатель проводит беседы. Для упражнения детей в узнавании, назывании и описании детей проводят игру « Узнай, кто это». Воспитатель раздает картинки с изображение знакомых ему птиц и описываете их или загадываете загадки. Дети догадываются, а затем по очереди сами описывают различных птиц. Если в детском саду держат канарейку, попугая, кур, уток, то детей необходимо привлекать к кормлению их и наблюдению за ними. Под контролем воспитателя, дети не только кормят птиц, но и моют кормушки, вместе с взрослыми чистят клетки. Наблюдая в это время за птицами, дети отмечают их повадки, устанавливают связь между уходом за ними и их состоянием. [13]

Глава 2. Описание практической работы

Изучив научно — методическую литературу по проблеме исследования, нами были подобранны:

· Наглядные пособия и их паспорта, которые мы оформили в альбом. Для помощи восприятия ребенком знаний о птицах. Они помогут педагогу, как для первичного ознакомления дошкольников в младших группах, так и для усложнения и закрепления знаний в более старшем возрасте. (см. Приложение 3)

· Фотографии птиц в естественной среде, для расширения кругозора и разучивания названий птиц.

· Конспекты ознакомительных занятий по ознакомлению с птицами в старшей группе.(см. Приложение 5)

· Художественное слово (стихи о птицах, загадки, скороговорки).(см. Приложение 6)

· Минусовки детских песен о птицах, которые можно разучивать в повседневной жизни детского сада, для того, чтобы вызвать интерес к ознакомлению с птицами, и создания хорошего настроения.(см. Приложение 7)

· Так же представлен материал из аудиоэнциклопедии «Городские птицы». Это своего рода музыкальный спектакль в легкой и доступной форме расскажет ребенку о птицах, которые обитают рядом с людьми в любом городе и поселке. Познакомит с голосами наших пернатых соседей, их внешним видом, привычками, особенностями. Программа оформлена звуками живой природы и отрывками из шедевров мировой классики. (см. приложение 8)

Список использованной литературы

1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

2. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.

3. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004.

4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: 1980

5. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 12, 2004.

6. Бейчек В., Штястны К. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия. — Москва: Лабиринт-пресс, 2004.

7. Жизнь животных. Энциклопедия в шести томах. Том 5. (Птицы). Общая редакция Л. А. Зенкевича. — Москва: Просвещение, 1970.

8. Прам Р., Баш А. Динозавры или птицы: кто оперился первым? В мире науки. — 2003. — № 7.

9. Михеев А.В. Биология птиц. Полевой определитель птичьих гнезд. Пособия для студентов пединститутов и учителей средних школ. М. 1996. — 460 с.

10. Растения и животные: Руководство для натуралиста. Пер. с нем. / К.Нидон, М., 1991. — 263 с.

11. Птицы. Животный мир. 1993

12. Методика ознакомления дошкольников с природой в детском саду./ Под редакцией П.Г Саморуковой..- М., 1992.

13. Вересов Н. Основы гуманитарного подхода экологическому воспитанию старших дошкольников. Дошкольное воспитание.-1995

14. «Мы» программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева СПб. 2004

Источник