Конспект НОД по ознакомлению с миром природы для детей младшего дошкольного возраста на тему Путешествие в зимний лес

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы для детей младшего дошкольного возраста на тему “Путешествие в зимний лес ”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из приоритетных направлений развития дошкольников в нашем детском саду является «Познавательное развитие», которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Одними из основных направлений реализации образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом являются «Ознакомление с миром природы» и «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: Физическое развитие,

Цели: — развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Формировать знания детей о свойствах воды;

Расширять знания детей о лесных животных.

Расширять словарный запас .

Формировать двигательных умений в ходе выполнения упражнений;

Развивать речевое дыхания, мелкую моторику.

Предварительная работа: беседы и наблюдения с детьми о зиме.

Словарная работа: марка

Оборудование:

Демонстрационное: конверт с письмом

Раздаточное: бумага для снежков, разрезная картинка медведя (4шт), бубны, щетки

ИКТ: презентация «Зимний лес», музыкальное сопровождение, телевизор, компьютер

Дополнительное: поднос с манной крупой, формочки со льдом

Ход занятия.

Дети подходят к столу.

Воспитатель: Ребята, вчера мы с вами наливали воду в формочки и выносили их на улицу, а сегодня я их принесла. Посмотрите, что произошло с водой? А почему вода замерзла? Какой лед, потрогайте? (твердый, холодный, скользкий).А теперь мы на некоторое время формочки оставим и вернемся к ним позже.

Воспитатель: Зимний ветерок воет, крутит, вертит, к нам в комнату влетел конвертик. Белый, яркий даже с маркой. Даша, ну-ка посмотри, что там внутри?

Дети открывают конверт, достают письмо, воспитатель читает: “Дорогие ребята! Приглашаем вас в гости. Лесные жители”.

2. Основная часть.

Воспитатель: А в лесу сугробы большие и поэтому мы поедем на санках.

Развитие общей моторики.

Дети едут в лес, “на санках” ( становятся парами, отводят руки назад и подают позади стоящему ребенку ).

Песня с движениями.

А на улице зима,

Да-да-да- наступили холода.

Да-да-да- превратилась в лед вода,

Ду-ду-ду- я на санках качу.

Упражнение “Погреем ручки”.

Ручки, ручки согреваем,

ручки, ручки потираем

Мы погреем наши ручки

Вот так, вот так. (произносим звук “Х”)

А потом потрем ладошки,

Вот так, вот так.

И похлопаем немножко

Хорошо нагреем руки

Вот так, вот так. (Произносим звук “Х”)

Упражнение на развитие мелкой моторики “Лепим снежки”.

Воспитатель: А теперь слепим снежки большие и маленькие. Бумагу сминаем в комочки и катаем между ладошек.

Лепим, лепим мы снежки

Вот они какие, круглые, белые.

Большие и маленькие. У кого большой снежок? А у кого маленький.

Подвижная игра “Снежки”.

Дети играют в снежки, которые слепили сами.

На экране слайд 1 с изображением зимнего леса

Воспитатель: Вот мы и оказались в лесу. А сейчас вы увидите первого лесного жителя, если угадаете, кто это? (слайд 2 — схематическое изображение зайца).

Правильно, ой, посмотрите, кто это под елочкой сидит? (заяц).

Стихотворение с движениями.

Утром зайка просыпался,

В гости к другу собирался,

(Дети, сидя, “потягиваются”, стопы параллельно друг другу стоят на полу.)

(Круговые движения вокруг щиколоток.)

И коленочки потер, как учил его бобер.

(Массирует указательными пальцами точки в области гайморовых пазух)

(Проводят указательными пальцами по линии бровей от переносицы к вискам.)

Одно ушко, другое ушко,

(Указательным и большим пальцами растирают мочку правого уха, затем левого.)

Вытерся, и стало сухо!

(Встают на ноги, руки – скрестно, проглаживают два раза ладонями от плечей до локтей. Разводят обе руки в стороны.)

-А теперь послушайте загадку и отгадаете, кто к нам придет.

Под елками, под соснами,

Лежит клубок с иголками.(слайд 3— изображение ежа)

Упражнение – массаж.

Сидя на пеньках, используя щетки, дети выполняют движения по тексту.

Бежит ежик по дорожке,

Ножки стучат, иголки торчат.

Увидел мышку, он ее цап

И убежал к себе в норку.

-А кто же у нас следующий лесной житель, вы узнаете, если соберете разрезную картинку. (медведь).

-У кого мишка улыбается? А у кого плачет? А у кого мишка сердится? и т.д.

Появляется медведь и говорит:

“Я бурый медвежонок,

Меня должны все знать”.

Обошел медведь весь лес

И в берлогу спать залез.

И его нельзя будить,

Он с осени свой жир копил,

Много ел и много пил.

у него зимой одна забота

Крепко спать и весны ждать.

-Но мы попросим мишку с нами станцевать.

Мишка, мишка хватит спать

Выйди с нами поиграть. (вместе с ребятами говорим, пока медведь не проснется).

Медведь: “Я бурый медвежонок,

Люблю я всех ребят,

Люблю я мед и сахар,

Люблю я танцевать.

Танец с бубнами.

Воспитатель: А теперь мы мишку отпустим, потому что мишке надо зимой спать. Дети прощаются.

Упражнение на развитие мелкой моторики “Кто прошел?”.

Мы встретили всех лесных жителей, а теперь покажем, следы наших животных на “снегу”? Поднос с манной крупой.

Кулачок — следы медведя,

Указательный палец — следы зайца,

Маленький палец — следы ежика.

Итак, у медведя следы большие, сделаем пальчики в кулачок и пойдем по снегу. И т.д.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, кого вы сегодня видели в лесу?

(Слайд 4 с изображением зайца, ежа, медведя )

Воспитатель: Кто это? Что любит зайка? Где живет зайка? и т.д. Молодцы!

А теперь вернемся к формочкам и сделаем пирожные для наших зверят.

Ребята по показу педагога переворачивают формочки и выкладывают пирожные на тарелку. Угощают зверей и прощаются с ними.

Воспитатель: Я для вас тоже приготовила угощение, но для этого надо отправляться домой. Уже становится поздно, давайте сядем на санки и поедем домой.

Источник



Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с природой

— формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.

— развитие трудовых навыков;

— включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);

— воспитание положительного отношения к труду.

Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные особенности. Стремление ребенка сделать что – то самостоятельно и является фактором важным в становлении его личности.

Ознакомление детей в младшем возрасте с природой — это начало формирования экологической культуры (Которая побуждает интерес к природе, растениям, животным и к самому себе)

В младшем возрасте идёт элементарное освоение природоведческих знаний о растениях и животных.

Приобщение ребенка к элементарному труду -это формирование элементарных представлений о природе и воспитании у ребенка элементарного чувства, ответственности на всё живое. У детей этого возраста просматривается накопление знаний, если детей систематически знакомят с разнообразными растениями и животными которые его окружают. Если воспитатель вовлекает его в практическую деятельность, по подержанию жизни растений предоставляя возможность наблюдать за ростом, развитием и различными проявлениями в разны х условиях.

Так же дети в младшем возрасте начинают понимать взаимодействия человека с природой он понимает что он живое существо, который нуждается в необходимых жизненных условиях. Понимание этих условий может быть связанно с конкретными его примерами,которые его окружают:

• наблюдения за природой на прогулке за птицами, за насекомыми, за падающими снежинками ит. д.

• ухаживание за растениями вуголке природы иведение календаря природы.

• показ действия на личном примере, объяснения;

• игровой процесс (ручной труд, упражнения)

• чтение литературных произведений «Мойдодыр» и т. п.

Методика работы с детьми соответствует возрастным особенностям. С малышами педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад). С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра).

Восприятие природы должно вызывать яркие эмоциональные впечатления. Детям интересно смотреть и слушать, как шуршат и развеваются бумажные ленты на ветру, как летит подхваченная им пушинка или крутится разноцветная вертушка. Чтобы восприятие явления было образным, желательно читать детям выдержки из литературных произведений. Например, наблюдая за первым снегом можно прочитать стихотворение Е. Тургенева «Первый снег» или И. Сурикова «Зима».

Слова воспитателя должны способствовать формированию представлений не только о явлении, как о таковом, но и о его сезонном характере. Например,при повторных наблюдениях снегопада педагог говорит: «Опять идет снег. Посмотрите, как большие снежинки тихо кружатся и падают на землю. Снег всегда идет зимой».Или рассматривая с малышами березку в осеннем уборевоспитатель сообщает: «Посмотрите на березку, листики на ней все желтые, она как будто надела желтое платьице. Так всегда бывает осенью».

Для уточнения и закрепления складывающихся представлений в уголке природы необходимо иметь календарь-картинку «Какая сегодня погода». Для этого следует заготовить набор цветных картинок, однотипных по оформлению. Поэтому их лучше нарисовать, чем подбирать из журналов. Содержание их отражает основное состояния растительного мира для каждого сезона отдельно. Например,для осени может быть набор из следующих картинок: тихая солнечная погода, желтеющие деревья; пасмурная погода в начале осени; дождь, на траве лежат опавшие листья; порыв ветра, листопад; пасмурная погода, почти голые деревья. Набор картинок в таком объеме подходит для второй младшей группы. Для средней группы их количество можно увеличить – добавить изображения новых состояний погоды в разные периоды сезона. Целесообразно также иметь набор картинок, изображающих мальчика и девочку, одетых по сезону. Это поможет показать, тепло или холодно на улице.

Большое значение имеют беседы о занятиях родителей.

Дети второй младшейгруппы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку, обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными,малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д. (используются игрушки животных).

Читайте:  Природа создала человека а человек ее губит

Важным методом экологическое воспитание является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. В данной технологии словесный метод связан прежде всего с чтением книги “Экология в картинках”: само чтение рассказов, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном — все это разные формы речевой деятельности, позволяющие ребёнку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.

Труд в уголке природы, на участке детского позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой. В младшем возрасте проводится индивидуальная форма работы с подгруппами, также проводятся в режимных моментах дидактические игры, используя при этом живые цветы и их иллюстрации.

Нужно учить дошкольников правильно вести себя и в природе и в среде людей. Часто из-за незнаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.

Руководя трудом, необходимо учитывать возможности детей, их возрастные особенности. Не следует упрекать малышей за медлительность и за то, что не все у них получается так, как надо. Эти упреки вызовут отрицательное эмоциональное состояние и повлекут за собой нежелание в следующий раз принимать участие в труде. Навыки, сноровка, опыт, придут постепенно, а на первых порах важно вызвать интерес к деятельности.

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой Доклад из опыта работы на тему: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой». Общение — одна.

Развитие речи детей через ознакомление дошкольников с природой «Природа -единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания»-сказал В. И. Гёте. Дошкольное детство -это начальный этап.

Художественная литература как метод знакомства с природой детей среднего дошкольного возраста Детская книжка о природе, воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия.

Консультация для педагогов Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника главный источник получения представлений о.

Методическая разработка «Ознакомление с неживой природой детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования» Методическая разработка по направлению познавательного развития детей «Ознакомление с неживой природой детей старшего дошкольного возраста.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения Цель: продолжать формировать навыки безопасного поведения. Задачи: 1. Закрепить представление детей о светофоре, транспортном средстве (грузовой.

Перспективный план «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомление с природой» Сентябрь 1. Формирование основ экологического мировоззрения и культуры. Беседа «Что такое экология?» «Что такое природа?» А. А. Плешакова,Стр.

Создание условий ознакомления детей дошкольного возраста с природой и экологического воспитания в УДО 1. Требования к подбору животных уголка природы в младшей группе; 2. Требования к подбору животных уголка природы в средней группе; 3. Требования.

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром. «Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Источник

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Экологическое воспитание дошкольников — приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Реализуя программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания считаем, что задача воспитателя в работе с детьми раннего и младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Даем ребятам понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке – зерна и вода, морской свинке – трава и вода, а воробьям зимой — крошки хлеба.

Учитывая возрастные особенности детей раннего и младшего возраста, построили свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». Нашими помощниками здесь стали наглядные средства. Сделали бутафорские деревья по сезонам, знакомые и понятные детям такого возраста цветы, птиц, жучков. И теперь совместно с детьми совершаем прогулки к деревьям, цветам. Здороваемся с ними, узнаем, как у них дела, слушаем их настроение. А это музыка. С помощью красивой инструментальной музыки в сочетании со звуками природы учимся чувствовать красоту, доброту.
Занятия строим по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания этих занятий – нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Отправляясь в путешествие «на поляну» или «в лес», настраиваем детей на улыбку, на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы повстречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребенка загораются глаза добрым блеском! Такие занятия создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.

Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.

Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка. Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме во второй младшей группе детского сада.

Предлагаем вниманию коллег перспективный план на каждый месяц по теме «Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой», куда включены наблюдения, игровые задания, эксперименты и занятия. Наиболее интересные, с нашей точки зрения, игры с песком и водой, конспект занятий прилагаются.

План занятий в группе раннего и младшего возраста по теме
«Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой»

Сентябрь Октябрь Ноябрь
1. Занятие «Домик из песка для черепашки».

Цель: знакомство со свойствами песка: сухой – сыплется, влажный – лепится.

2. Занятие «Солнышко для черепашки».

Цель: знакомство со свойствами камней: твердые, тяжелее песка.
Каждый ребенок «рисует» камешками солнышко для черепашки.

1. Занятие «Дорожка для змейки».

Цель: закрепление знание свойств песка: сухой песок пропускаем через сито: сыплется, шуршит. На мокром песке остаются следы от змейки.

2. Игра «Что как плавает»

Цель: закрепление знание свойств камней.
Сравниваем камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает.

1. Игра «Достань камешек».

Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания.

2. Наблюдение за водой в искусственном водопаде.

Цель: знакомство со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают. Обсуждение вопроса о том, кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам.
Водой моем лицо, руки, чтобы были чистыми.

Цель: закрепление умения манипулировать сухим и влажным песком; стимулирование работы воображения, проявление творческих возможностей; обучение использования камней для украшения печенья.

2. Игра «Теплый – холодный».

Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.

3. Игра «Поймай льдинку».

Цель: закрепление знаний свойств воды, развитие координации движений.

1. Целевая прогулка «Волшебный снежный ком».

Цель: закрепление знаний свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду.

2. Игры – опыты с водой.

Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед.

1. Занятие «Дом для рыбок».

Цель: ознакомление с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие; вода прозрачная, чистая.

2. Игра – опыт «Зачем комнатным растениям вода?»

Цель: формирование представления о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.

2. Наблюдение: как веточки пьют воду.

Цель: объяснение детям, что веточка дерева живая, пьет водичку, на ней распускаются листочки.

3. Чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр».

1. Наблюдение за водой в природе.

Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода.
Бегут ручьи, дети пускают по ним кораблики, вода журчит, льется, стекает в лужицы.
Наблюдаем за сосульками: они хрупкие, тают на солнышке. Если подержать сосульку в руке – она тоже растает, получится вода.

2. Чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр».

3. Занятие «Волшебная сосулька».

Цель: закрепление знаний свойств воды: чистая, теплая, холодная; свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода.

1. Игры в песочнице с пасочками.

Цель: закрепление знаний свойств песка.

2. Развлечение «В гостях у Мойдодыра».

Цель: закрепление знаний о роли воды: она нужна человеку, рыбам, животным, растениям; свойств воды.

3. Занятие «Все о воде».

Цель: закрепление свойств воды: чистая, теплая, холодная; еще раз повторить вопрос о том, кому нужна вода.

Игра «Достань камешек»

Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.

Содержание.
На дно емкости с водой воспитатель выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.
Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу.

Игра «Теплый – холодный»

Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.

Содержание.
Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую — холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш
опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.

Игра «Что как плавает»

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Содержание.
Для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (скорлупка грецкого ореха, деревянная палочка, камешек, металлическая ложка, лоскуток ткани и др.).
Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры воспитатель обязательно просит малыша называть предметы и помогает комментировать действия.

Игра «Найди шарик»

Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.

Содержание.
Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.
Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

Конспект познавательного занятия «Волшебная сосулька»

Программное содержание: Закрепить знание свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода; знание свойств воды: холодная, теплая. Учить детей рисовать сосульку, упражнять в изображении формы – треугольник.

Предварительная работа: наблюдение за сосульками на прогулке, рассматривание сосулек, иллюстраций о весне.

Материал: сосулька, пустая тарелочка, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, листы бумаги синего цвета.

В гости приходит Вини – Пух и приносит детям сосульку, которая лежит на тарелочке под салфеткой. (Дети не знают, что там). Вини – Пух загадывает загадку: «Что вниз вершиной растет?» (Дети отвечают: «Сосулька».)

Медвежонок показывает сосульку, дети рассматривают, сравнивают, трогают на ощупь; определяют, что сосулька холодная, прозрачная, от тепла в руке тает.

Вини – Пух рассказал детям потешки:
Солнце весело печет,
Снег водою с крыш течет.

Ледоход, лед идет,
Вышел на берег народ,
Смотрит, как река играет.
Лед в кусочки разбивает.

Вини вместе с детьми, рассмотрев сосульку, определили, что она похожа на треугольник. Решили нарисовать ее на бумаге синего цвета белой гуашью. Медвежонок обращает внимание на то, что сосулька волшебная и пока дети будут рисовать ее, пусть она лежит на тарелочке.

Дети в это время рисуют на бумаге синего цвета белой гуашью, взяв в руки кисточку. Левой рукой придерживают лист бумаги, а правой стараются аккуратно нарисовать волшебную сосульку в виде треугольника, разукрашивают ее. Пока дети рисовали, сосулька растаяла и получилась прозрачная лужица воды.

Во время рисования Вини – Пух рассказывает детям стихотворения о весне:
Весенние воды.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят,
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Рассматривая друг у друга рисунки, дети вдруг увидели, что сосульки-то нет, а только вода. Они расстроились, но Вини их успокоил. Ведь сосулька волшебная, если водичку вынести на холод на улицу, то она превратится в сосульку или в льдинку.

Медвежонок предложил потрогать каждому ребенку водичку, определить какая она: холодная или теплая. Вини попрощался с ребятами, сказав, что к нему в гости должен прийти Пятачок.

Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
2. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
5. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.
6. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика — Синтез, 2008.
7. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

Источник

Ознакомление с миром природы детей младшего дошкольного возраста

Автор: Добрых Галина Николаевна

Организация: МКДОУ №230

Населенный пункт: Кировская область, г. Киров

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность

Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – это способность к познанию. В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Продуманная организация деятельности по познавательному развитию детей, основанная на инновационных методах, позволит достичь целевых ориентиров, обозначенных в ФГОС ДО.

Почему при общении детей с природой возникает противоречие: с одной стороны дети с большим интересом относятся к объектам природы, а с другой стороны проявляют равнодушие, а иногда жестокость? Наблюдая за своими детьми заметили, что не все дети обращают внимание на красоту окружающей природы, могут сорвать и бросить цветок, не задумываясь о то, что он завянет, сломать ветку, раздавить червяка или муравья. Это и послужило выбором темы работы: «Развитие познавательного интереса младших дошкольников через ознакомление с окружающей природой».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Цель: создание условий для развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста.

Для реализации цели работы поставлены следующие задачи:

  1. Воспитывать у детей желание беречь и охранять окружающую природу.
  2. Способствовать созданию условий для свободного исследования и экспериментирования, умения делать выводы, обогащения речи детей.
  1. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе по развитию познавательного интереса детей.
  2. Вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

В работе руководствовались следующими принципами:

  • наглядности и практичности;
  • личностно-ориентированный подход к детям с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей развития;
  • системности и последовательности;
  • партнерства;
  • единства детского сада и семьи.

В результате изучения педагогических технологий Николаевой С.Н., Гризик Т. И., Дыбиной О. В., Смирновой В. В., Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Захаровой М. А., ФГОС ДО, был разработан перспективный план по развитию у детей познавательного интереса через ознакомление с природой, созданы картотеки игр, экспериментов, наблюдений, изготовлены пособия и дидактические игры,

  • функционирует центр экспериментирования,
  • библиотека художественных книг о природе,
  • собран природный и бросовый материал для экспериментов и творческой деятельности.

Для повышения уровня познавательного интереса маленьких детей использовались следующие формы работы.

1. Наблюдение. Красота и многообразие природы в любое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, исследовать, говорить.

В морозные и дождливые дни наблюдаем, глядя в окно. У трехлетнего ребёнка есть целый мир – «мир за окном». Он притягивает к себе, зачаровывает малыша. Вид в окне – это удивительные открытия.

Смотрите, какие красивые, пушистые снежинки кружатся в воздухе и падают на землю. Предлагаем детям покружиться как снежинки. Из окна можно наблюдать за животными, птицами и их движениями. На край крыши прилетела ворона: «На крыше дома сидит птица. Это ворона. Она большая, черная. Сидит и по сторонам глядит. Посидела – посидела и пошла по краю крыши. Шла-шла и остановилась. Начала размахивать крыльями: хлоп – хлоп, полетела и громко раскричалась: «Кар – кар!». Улетела ворона. Затем предлагаем детям походить как ворона (топ – топ); помахать крыльями (хлоп – хлоп); полетать по группе (дети бегают по группе, размахивают руками, изображая ворону).так же наблюдаем за птицами, прилетающими к нам на кормушку (снегири, синицы, голуби, сороки, галки)

Подрастая дети стали задавать вопросы: «Что делать?», «Зачем?», «Почему?», «Что получится?», «А можно я помогу?». Во время поливки комнатных цветов Степан тут как тут: «Ты что делаешь, зачем?»

— Поливаю цветы, они хотят пить.

-Я буду тебе помогать, можно? (берет игрушечный кувшин и начинает поливать, к нему присоединяются другие дети).

Стараемся всегда доступно объяснять свои действия и не отказываться от детской помощи. Сколько радости можно увидеть на лицах малышей, когда они помогают сажать лук, поливать цветы, украшать группу.

Знакомство с природой проводим во все времена года. Наблюдаем за ручейками. Пускали бумажные кораблики, пытались сделать открытие: почему камешки тонут, а бумажные кораблики нет (камешки – тяжелые, а кораблики – легкие). Во время прогулок в парк, в лес около школы наблюдали за деревьями. Как их много, какие они высокие. Предлагали найти среди них знакомые (березу, ель, сосну, рябину и другие). Предлагали послушать тишину леса, шелест листочков, пение птиц.

На лугу наблюдали за многообразием цветов, играли в игру «Найди такой же цветок».

На опушке леса собирали шишки и желуди, разные камешки. Дети знакомились с гладкой т шероховатой поверхностью предметов, ощущали их тяжесть, уточняли знания особенностей формы, величины, цвета. Очень нравится детям отгадывать загадки: «Отгадай, что я тебе положила в ладошки: камешек или желудь?». Этот камешек большой, тяжелый, а этот маленький легкий. выкладывали на земле узоры из камешков, контуры предметов: домик, машина, самолет и другое. Строили различные дорожки из камешков: длинные, короткие, узкие, широкие.

Постепенно приучали детей к тому, что природу надо надо любить и беречь.

Осенью наблюдали за листьями и листопадом, играли в различные игры: «С какого дерева листок?», «Найди такой же листочек». Собирали букеты из листьев, разделяя их по величине и цвету.

Для развития познавательного интереса используем рассказы — загадки о природе. Ответив с помощью взрослого на вопрос, поставленный в рассказе, дети делают обобщение, вывод.

Рассказ – загадка «Разноцветные кораблики»

Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тот час поплывет. Много их прилетит сегодня и завтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, а пруд замерзнет». Во время прогулки наблюдали за листочками, которые плавали в луже. Дети выбирали себе кораблик и наблюдали, как они плывут, чей кораблик плывет быстрее.

Зимой наблюдали за снегом, снежинками, вьюгой. Вместе с детьми сделали кормушку и повесили на участке. Зимой холодно, птички не могут найти себе еду – надо их кормить, помогать им. Наблюдали из окна, кто прилетел в кормушку (воробьи, синички, сороки, вороны). Придя утром в детский сад, дети спрашивали; «Положили ли уже птичкам зернышки?», тем самым воспитываем у детей любовь к птицам и желание заботиться о них.

2. Экспериментирование. Дети в этом возрасте очень любят экспериментировать, исследовать разные предметы, потому что окружающий малыша мир огромен, интересен и неизвестен для них. Эксперименты с водой и снегом, с различными материалами (бумага, песок, камни и др. природные материалы)

  1. Переливаем воду из одного стакана в другой (льётся, журчит, течёт);
  2. Добавляли в прозрачную воду разные краски (на изменение цвета воды);
  3. Изготовление цветных льдинок (на морозе вода замерзает);
  4. Приносили в группу снег (он растаял, превратился в воду – в тепле, снег тает; вода грязная – снег есть нельзя!);
  5. Изучали свойства воды: (вода бывает разной – горячей, тёплой, холодной);
  6. Изучали свойства предметов: (тяжёлый и лёгкий (на вес);

С вниманием малыши наблюдали самые простые, повседневные с точки зрения взрослого человека явления и события, а для них это грандиозные открытия. Во время экспериментов, опытов и наблюдений дети делают выводы, убеждаются в том что

— если камешки намочить, то они изменяют цвет;

— из сухого песка ничего нельзя построить, а из мокрого – можно;

— не все предметы тонут в воде;

— в одной луже можно намочить ноги, а в другой — нет;

— шишки и листья такие разные;

— снег тоже мокрый, как и вода.

3. Художественное слово. Большую роль в развитии познавательного интереса детей играет художественное слово: стихи, загадки, рассказы, сказки. Хочется отметить, что народные сказки наиболее важны для малышей.

Изучив работу Рыжовой Н.А., сделали вывод, что сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с миром природы, добром и злом. Малышам более доступны к пониманию народные и придуманные ими сказки. В сказках очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений. Во многих народных сказках природа воспринимается как источник пользы для человека. Дети узнают из сказок, как много благ дает нам природа, а затем делается вывод: природу надо беречь и охранять. В группе собрана подборка книг из серии «Познавательные сказки», книги о животных, растениях. Созданы картотеки стихов и наблюдений по временам года.

4. Творческая деятельность. Большое значение для повышения уровня познавательного интереса малышей имеют ИЗО-игры (технология ТРИЗ), игры с бумагой, ручной труд (работа с природными и бросовыми материалами). В ходе этой работы использовались пособия Лыковой И.А., Ершовой О.А., Жуковой О.С.

Такие ИЗО-игры полезны не только для развития познавательного интереса детей, но и для развития мелкой моторики пальцев рук. Дети узнают, что руки – «трудяги» могут всё на свете. Вместе с детьми делали поделки из природного материала, а именно это были забавные человечки и смешные ежики из шишек, солнышко и цветы из семян клена, кораблики из грецких орехов, а овощи превращались в птичек, зайчат, снеговика или чудо — лодочку. Сколько радости было у детей, если получалось что – то похожее.

Бумага – наиболее доступный для ребёнка материал. Малыши любят рвать, шуршать, сминать бумагу. Из сжатой бумаги, природного материала мы делаем объемные игрушки, коллажи, коллективные работы, например: натюрморты «Овощи», «Фрукты», «Зимний гость», «Новогодняя ёлка», «Зимушка-зима», «Дед Мороз», «Осень в лесу», «Ёжик на прогулке», «Осенний букет», «Вышла курочка гулять» и другие.

5. Проектная деятельность.

Метод проектов содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Проекты бывают как краткосрочные, так и долгосрочные.

Метод проектов я использую с младшей группы. Вначале дети участвуют в реализации проектов на вторых ролях, становясь старше, они играют роль партнера. В реализации проектов большую роль играют родители, т. к. они являются полноправными участниками проекта.

В младшей группе проводились краткосрочные проекты: «Огород круглый год», «Зимующие птицы», «Бумага и ее свойства», по творчеству Бианки, в ходе которого дети познакомились с дикими животными и средой их обитания.

В средней группе был реализован проект «Откуда хлеб пришел». В ходе проекта дети узнали много нового о том, как много надо потрудиться, чтобы на нашем столе были вкусные булочки, батоны, калачи и так далее. Был составлен букет и злаков, которые растут у нас в Кировской области, и гербарий «Злаки». Дети рассматривали злаки и искали отличия друг от друга, узнали, из каких злаков, какая крупа получается, из каких – черный хлеб, а из каких – белый. Родители принимали активное участие в реализации данного проекта. Итогом стала совместная выставка детских работ, выполненных из разных видов круп и осенний праздник.

В ходе реализации проекта «Ёлка в каждом доме» дети узнали, об истории праздника в разных странах, истории появления новогодней игрушки и новогодней открытки, тесно связали елку из леса с экологией и охраной природы на планете. Итогом проекта стала выставка «Елочка – краса» (поделки из природного материала) и оформление коллекций «Игрушка из бабушкинового детства» и «Старая открытка»

В ходе реализации проекта «Волшебный мир цветов» дети познакомились с разными видами цветов, узнали, как надо выращивать цветы и ухаживать за ними. Итогом было создание красивых клумб на территории детского сада.

Также был реализован проект «Мыло и его свойства» об истории создания мыла из растительных компонентов и свойствах мыла. Итогом было открытое занятие для педагогов, родительское собрание и выставка мыла ручной работы с растительными компонентами.

Использование метода проектов привело к положительной динамике познавательного развития детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнения оригинальных творческих работ.

С помощью родителей в группе была пополнена развивающая среда для успешного развития познавательного интереса детей, куда вошли центр экспериментирования, разнообразные пособия, дидактические игры, альбомы и многое другое. Создана полочка «Умных книг», пополнена групповая библиотека художественных литературы, изготовлены книжки-самоделки.

Для того чтобы заинтересовать родителей в необходимости развития познавательного интереса детей использовались следующие формы работы:

  • Родительские собрания: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников», «Воспитание «Почемучки», «Экспериментируем, играя», «Нетрадиционное рисование (с помощью природных материалов)».
  • Консультации: «Экологическое воспитание», «Наша родина – Россия», «Занимательные опыты на кухне».
  • Папки – передвижки: «Учим детей беречь и любить природу» «Времена года», «Лето красное и опасное», «Умелые ручки».
  • Совместные выставки: «Чудо-овощ», «Чудеса своими руками», «Ёлочка – краса»» (с помощью природных материалов), по творчеству Бианки «Животные нашего леса» (природный материал)
  • Открытые занятия: «Звери нашего леса», «Год – это пароход», «Бумага и ее свойства», «Поездка в зоопарк», «Мыло и его свойства», «Научим Хрюшу умываться».

Анализ работы по развитию познавательного интереса детей через ознакомление с природой показал, что:

  • Дети стали более самостоятельными, стараются сами найти ответы на интересующие их вопросы.
  • В группе обновлена развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует развитию познавательного интереса детей.
  • Пополнился словарный запас, дети пытаются задавать вопросы и отвечать на них, делать простые выводы, рассказывать сказки и стихи.
  • Дети стали более общительными, легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми.

Дети эмоционально откликаются на наблюдения за объектами живой и неживой природы. Малыши сами стали мотивировать наблюдения, например: смотрите, к нам на кормушку прилетели голуби, воробьи, вороны и т.д. Какой красивый цветок, а как он называется?

У детей появилось желание беречь и охранять природу (нельзя рвать цветы, они погибнут, завянут), муравьев обижать нельзя, они маленькие м полезные.

Совместная проектно – исследовательская деятельность способствует укрепления дето – родительских отношений

Я планирую продолжить работу в этом направлении для того, чтобы более эффективно решать проблемы познавательно — исследовательского развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДО.

Источник