Конспект НОД по ознакомление с природой план конспект занятия по окружающему миру средняя группа

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Уголок природы группы»

ЦЕЛЬ :   уточнить и систематизировать знания детей о   комнатных растениях. , учить детей более полно описывать   комнатные растения. Отметить существенные признаки внешнего вида. Закрепить знания детей по уходу и посадке   растений,   развивать познавательную активность, память, связную речь, мелкую моторику пальцев рук, воспитывать бережное отношение к   комнатным растениям   и желание выращивать их.

Оборудование :   комнатные растения 4 — 5 видов, лейки, салфетки, таз, отросток цветка, горшок с землей.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь ее отгадать.

Без рук, без ног, а двигается. Дышит, но не говорит. Питается, а рта нет.(ответы детей).

Правильно — это   растение. Мы побеседуем сегодня о   комнатных растениях. А вы   знаете, что все   растения живые? Они так же как люди питаются, дышат, и даже умеют двигаться. Они двигаются, когда   растут, поворачивают стебли и листья к солнцу. А как   растения питаются безо рта? С помощью корня, всасывают воду и полезные вещества.

Как вы думаете, для чего нам нужны   комнатные растения?

Ребята, посмотрите на   растения, которые   растут у нас в группе. Красивы ли они? Много ли их? Хорошо ли они себя чувствуют?

Дети рассматривают   растения, отвечают на вопросы.

Воспитатель : Молодцы! Ребята,   растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, способствуют заживлению ран, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и   растения нужно беречь. Но цветы   растут не только на улице, но и в   комнате. Подскажите, пожалуйста, как называются   растения, которые   растут в комнате? Правильно,   комнатные.

А давайте сравним комнатные растения и те растения, что растут на улице. Что у них общего? (Ответы детей).   Правильно. У всех растений есть корень, стебель.

А чем отличаются комнатные растения от уличных?   (Ответы детей).   Правильно. Дети на дворе весна, но еще очень холодно. Поэтому растения на улице пока еще не распустили свои зеленые листочки. У комнатных растений не желтеют и не опадает осенью листочки, как у уличных. А сейчас я предлагаю немного поиграть.  

Игра   «Один-много»

  Игра с мячом « Назови ласково «

Представьте, что мы с вами в волшебном саду, где очень уютно, красиво и много   растений. Сейчас мы с вами немного поиграем.

  Физкультминутка   «На окне в горшочках»

На окне в горшочках   (дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают)

К солнцу потянулись,   (тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны)

К солнышку листочки   (ладони повернуть вверх)

Повернут бутоны,   (руки соединить над головой, медленно   развести в стороны)

В солнышке утонут.

СТУК В ДВЕРЬ.

Заходит зайчонок с горшком в руках и плачет, а в горшке засохший цветок.

Воспитатель : зайчонок, что у тебя случилось? Почему ты плачешь? И что это ты нам принес?

Зайчонок:   Я хотел маме подарить красивый цветок, но он почему то засох.

Воспитатель : Ребята, вы не знаете почему засох цветок?   (Ответы детей)

Воспитатель : Да, я тоже так думаю, ты, наверно, плохо за ним ухаживал, забывал поливать свой цветок, вот он и погиб. Мы знаем, что без воды не могут жить ни люди, ни животные, ни растения.

Зайчонок:   Нет! Я очень хорошо за ним ухаживал. Я его кормил и поил: супом, компотом, а еще я очень люблю кефир, ведь он такой вкусный и полезный, и чтоб моему цветочку было так же вкусно, я поливал его кефиром.

Воспитатель : Все понятно, ты совсем не умеешь ухаживать за цветами. Сейчас мы с ребятами тебя научим. Кто подскажет, как надо ухаживать за растениями? Что нужно делать, чтоб цветы хорошо росли и не засыхали?   (Рыхлить почву, поливать и протирать листочки от пыли).   Для чего мы рыхлим землю? Чтоб земля напиталась воздухом, стала легкой и пушистой и через нее легко прошла вода к корешкам.   (Вызвать несколько детей рыхлить землю в цветах).

Воспитатель : Что еще нужно делать? Правильно, поливать. Поливать цветы нужно водой комнатной температуры.   (Вызвать детей поливать цветы)

Воспитатель : А еще нужно чистить листья цветов от пыли. Крупные листочки протираем влажной тряпочкой, цветы с мелкими листочками аккуратно поливаем из душа, а цветы с пушистыми листочками чистим кисточкой.   (Вызвать детей чистить листья).

Игра   «Что изменилось»

Воспитатель : Мы много сегодня говорили о   комнатных растениях. Давайте вспомним какие условия необходимы всем   растениям, чтобы они хорошо росли?   (Вода, свет, тепло, питательная почва.)

Воспитатель : Правильно, если за ними будет хороший уход, то они будут красивыми, здоровыми. А для этого нужно   растения поливать?   (Чтобы оно не засохло.)

Воспитатель : Правильно, что еще надо делать, чтоб растение хорошо росло?   (Рыхлить почву и протирать листочки от пыли).

Воспитатель : Молодцы.   Волчонок, теперь ты понял, что нужно делать? И что поливать растение компотом и кефиром нельзя. Ребята, давайте подарим волчонку один наш цветок?

Зайчонок:   Спасибо, ребята, я буду хорошо за ним ухаживать.

Воспитатель : На этом наше занятие подошло к концу. Что вам больше всего понравилось, что вы нового узнали? До новых встреч.

Читайте:  Фон для обложки природа

Источник

Конспект НОД по ознакомление с природой
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Вальшина Маргарита Михайловна

Цель : Показать детям особенности дежурства в уголке природы.

Образовательная : Закрепить знания и умения детей по уходу за растениями уголка природы.

Воспитательная : Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца. Воспитывать любовь и интерес к растениям, желание за ними ухаживать, создавать благоприятные условия для их роста. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями.

Развивающая : Развивать интерес, трудолюбие, любознательность, желание ухаживать за растениями уголке природы.

Оборудование : Бельчонок, горшок с землей, лейки, тряпочки, палочки, пульверизатор.

Приходит Бельчонок с горшком в руках и плачет, а в горшке засохший цветок.

Воспитатель : Бельчонок, что у тебя случилось? Почему ты плачешь? И что это ты нам принес?

Бельчонок: Я хотел маме подарить красивый цветок, но он почему-то засох.

Воспитатель : Ребята, вы не знаете почему засох цветок? (Ответы детей)

Воспитатель : Да, я тоже так думаю, ты, наверно, плохо за ним ухаживал, забывал поливать свой цветок, вот он и погиб. Мы знаем, что без воды не могут жить ни люди, ни животные, ни растения.

Бельчонок: Нет! Я очень хорошо за ним ухаживал. Я его кормил и поил: супом, компотом, а еще я очень люблю кефир, ведь он такой вкусный и полезный, и чтоб моему цветочку было так же вкусно, я поливал его кефиром.

Воспитатель : Все понятно, ты совсем не умеешь ухаживать за цветами. Сейчас мы с ребятами тебя научим. Но сначала давайте немного разомнемся. Физкультминутка «Наши алые цветки».

Наши алые цветки

Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Качание руками влево — вправо.)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)

Головой качают, (Движения головой влево — вправо.)

Воспитатель: Кто подскажет, как надо ухаживать за растениями? Что нужно делать, чтоб цветы хорошо росли и не засыхали? (Рыхлить почву, поливать и протирать листочки от пыли). Для чего мы рыхлим землю? Чтоб земля напиталась воздухом, стала легкой и пушистой и через нее легко прошла вода к корешкам. (Вызвать несколько детей рыхлить землю в цветах).

Воспитатель : Что еще нужно делать? Правильно, поливать. Поливать цветы нужно водой комнатной температуры. (Вызвать детей поливать цветы)

Воспитатель : А еще нужно протирать листья цветов от пыли. Крупные листочки протираем влажной тряпочкой, цветы с мелкими листочками аккуратно опрыскиваем из пульверизатора, а цветы с пушистыми листочками чистим кисточкой. (Вызвать детей чистить листья).

Источник

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Окно в природу: живая и неживая природа»

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

1.Развивающие

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

Развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Способствовать развитию познавательных интересов;

Приобщать к действенному отношению к природе.

2.Образовательные

Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

Учить отгадывать загадки;

Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Учить решать проблемные задачи;

Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

Закрепить знания детей о животных и птицах, умение классифицировать их;

Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

3.Воспитательные

Учить способам самостоятельного познания;

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение, настойчивость;

Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы: игровые, практические, словесные.

Материалы: картинки с изображением живой и неживой природы, схемы развития живых организмов (человека, цыпленка, дерева); нарисованное дерево на ватмане, краски (зеленая, красная, желтая, голубая, листы бумаги, смятые в комок; стаканчики с землей, фасоль, палочки, лейки с водой; куклы, избушка Бабы-Яги, иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди»

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

Ход занятия:

Ребята, а вы хотели бы попасть в сказку? Ну, тогда закрывайте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три, на месте повернись и в сказке очутись!»

Ой, смотрите, какая-то девочка сидит. Она чем-то очень расстроена. Как вы думаете, в какую сказку мы попали? («Гуси-лебеди») Правильно, а вон там, вдалеке, смотрите, мелькнули и гуси-лебеди. Унесли они братца Ванечку. Поэтому девочка такая грустная.

А я возле девочки письмо нашла. Интересно, что же там? Прочитаем? (Да).

— «Если хотите спасти Иванушку, пройдите весь путь, до моей избушки, и выполните все задания, которые я вам приготовила. Тогда, может быть, я вам и отдам братца Иванушку. Баба-Яга»

Дети, ну, что, мы будем спасать Иванушку? (да)

Ребята, а где же живет Баба-Яга, где нам ее искать? (в лесу)

Верно, в лесу, на природе, и задания она нам тоже, скорее всего приготовила о природе. А что такое природа? (ответы детей)

Это все, что нас окружает, но не сделано руками человека: солнце, цветы, деревья, животные, воздух, камни, реки и многое — многое другое, ведь природа очень многообразна

Итак, для того, чтобы спасти Иванушку, нам нужно пройти все испытания Бабы-Яги. Идемте скорее.

Посмотрите, записка. Это первое испытание. Испытание называется «Три слова». Я буду называть понятие, а вы мне отвечать, что входит в это понятие.

1. Овощи. (капуста, огурец, помидор)

Читайте:  Как природа относиться к мцыри

2. Фрукты. (банан, апельсин, яблоко)

3. Домашние животные. (корова, лошадь, собака)

4. Дикие животные. (волк, лиса, заяц)

5. Зимующие птицы. (ворона,воробей, голубь)

5. Перелетные птицы. (журавли, ласточка, кукушка)

6. Насекомые. (комар, муха, бабочка)

7. Ягоды (малина, клубника, вишня)

Молодцы, вы все назвали правильно. Идем дальше.

Ребята, известно ли вам, что природа бывает живая и неживая.

Мир живой природы – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показываю картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается (показ схемы).

Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает – звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показ картинок). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

На полу лежит «волшебный» мешок.

Ух, ты. Что это? (мешок)

Да он не простой, а волшебный. Там лежит что-то (заглядываю). Да, тут картинки. Вытяните каждый из мешка по одной картинке (вытягивают картинки с изображениями объектов живой и неживой природы: звезды, луна, ветер, вода, воздух, камни, песок, растения, животные, насекомые, рыбы и т. д.). А вот и задание:

— “Разделитесь на команды «живая природа» и «неживая природа» (делятся по картинкам). И отгадайте хитрые загадки Бабы-Яги “ (после каждого ответа обсуждаем, к какой природе относится отгадка).

Игра «Отгадай, что это?»:

1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка)

2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук)

3. С ветки на травинку, с травинки — на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик)

4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук)

5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака)

6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи)

7. Как увидеть воздух (флюгер, вертушка, воздушный шар)

8. Чего не унесешь в решете? (воду)

9. По небу гуляет, землю освещает (солнце)

А вот еще одно задание. Что же там? Ага. Третье испытание: «Ответьте на вопрос: Как растет все живое? Что для этого необходимо?»

Ребята, давайте расскажем, как растет и развивается ребенок? (схема развития). Что для этого нужно? (Тепло + питание + вода + воздух + любовь). Так развивается и растет человек.

А теперь необходимо сложить из карточек, как появляется цыпленок, и рассказать, что нужно, что бы рос и развивался цыпленок? (надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом).

Оказывается, для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:

Дети: — Тепло + питание + вода + воздух +забота.

Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

А как же растут и развиваются растения? Растения — это. (травы, деревья, кусты, цветы). Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)

Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают.)

Верно, ребята. Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище – там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их) Рассказ сопровождаю показом слайдов.

Посмотрите на схему, как растет дерево (семя – росток – деревце — взрослое дерево).

Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать).

Правильно, деревья называют легкими планеты.

Физминутка «Шел король по лесу».

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

А вот и следующее задание от Бабы-Яги: «Я заколдовала это дерево. Попробуйте его оживить.» Давайте вместе нарисуем дерево. (На ватмане нарисован ствол дерева. В тарелочках зеленая, желтая, голубая, красная краска. Смятые в комок листы бумаги.)

Посмотрите, это дерево пока без листьев. Давайте нарисуем ему пышную крону. Для этого обмакните комок бумаги в зеленую краску и поставьте отпечаток на нашем дереве. Также мы можем нарисовать небо, солнце, траву и цветы.

Вот какая красивая картина у нас получилась.

Послушайте народные изречения о растениях:

Растение – земли украшение.

Сломать дерево – недолго, вырастить – годы.

Одно дерево погубил – посади сорок.

Старые деревья молодые охраняют.

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

А вот и еще одно задание: «Вам необходимо что-нибудь посадить. Наверное, вы не сумеете это сделать. Ха-ха-ха.» Вот вредная Баба-яга. А мы все равно справимся, правда, ребята? Проходите к столу. Перед вами стоят стаканчики с землей. Сделайте палочкой ямку и положите туда фасолинку, заройте и полейте водой.

Читайте:  Урок литературы Поэма quot Мцыри quot Художественное мастерство М Ю Лермонтова

Заберем их с собой и будем наблюдать как они будут расти. Каждый будет следить за своим растением, который запомнит по наклейке на стаканчике (садят, поливают).

Дети возвращают Иванушку девочке.

Ну, вот мы снова вернулись к себе в детский сад. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что вы запомнили? (Ответы детей).

Источник



Конспект НОД по ознакомлению с природой в средней группе

1 Познавательное развитие: формировать представление у детей о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.

2 Речевое развитие: учить составлять небольшие рассказы о жизни животных в лесу.

3 Физическое развитие: развивать имитационные навыки подражательных движений диким животным.

4 Социально-коммуникативное развитие: формировать желание участвовать в инсценировках.

1 Образовательная: закреплять представление о том, что у каждого времени года есть свои особенности.

2 Развивающая: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение.

3 Воспитательная: воспитывать интерес и положительное отношение к жизни диких животных.

Предварительная работа: мотивационный момент- помочь Буратино узнать куда спрятались знакомые звери; знакомство с художественными произведениями об осени, с осенними признаками; заучивание стихов об осени и зверях.

Материал: модели «Как зимуют дикие животные»; карточки, обозначающие цвет времени года; маски-шапочки зверей (мишка, заяц, ежик).

Ход занятия.

Дети сидят за столами, проводится игра «Когда это бывает?» (У детей цветные карточки: белые- зима, зеленые-весна, красные- лето, желтые- осень). Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.

Воспитательная предлагает отгадать, когда это бывает.

Дел у меня немало- я белым одеялом

Всю землю укрывал, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, зовут меня. (Зима)

Зазвенели ручьи, при летели грачи.

В дом свой- улей — пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет.

Рожь колосится, золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Летом)

Дни стали короче, длинней стали ночи

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью)

Слышится стук в дверь, входит Буратино, здоровается со всеми и рассказывает о том, что не мог найти детский сад, не узнает знакомых мест, все изменилось вокруг. На деревнях нет листьев, травка пожелтела, на дорожках первый снежок.

Воспитательная просит детей объяснить Буратино почему это случилось. (Стало холодно, солнце мало греет, деревья приготовились к зиме- сбросили листву). Рассказ сопровождается показом моделей на фланелеграфе.

Воспитательная предлагает Буратино послушать стихи об осени, которые приготовили дети.

1 Ни листочка, ни травинки

Тихим стал наш сад.

И березки, и осинки скучные стоят.

2 Зябнет осинка, дрожит на ветру.

Дайте осинке пальто и ботинки

Нужно согреться бедной осинке.

3 Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый-

Значит он выносливый,

Воспитатель спрашивает у Буратино, хочет ли он узнать как звери приготовились к зиме?

У детей на столах белый картон и фигурки зайчиков, вырезанные из того же картона. Детям предлагается наложить белые фигурки зайчиков на белый картон, что произошло? (Зайчиков не видно.) Дети объясняют, что так же происходит в природе- зайчики в белой шубке незаметны на белом снегу. А если перевернуть фигурки зайчиков серой стороной, что произойдет? (Фигурка зайчика хорошо видна на белом цвете картона).

Физкультминутка. Игра на развитие имитационных подражательных движений » Вокруг себя обернись и в зверя превратись». (злой, сердитый волк, трусливый зайчик, хитрая лиса, неуклюжий мишка).

Дети садятся за столы,а воспитатель выставляет на фланелеграф картинки- модели: дерево, пенек, берлога. Буратино говорит, подумаешь, я все это видел! Но воспитатель говорит, что картинки волшебные!

1 Рассмотрим дерево. Там есть дверца, если открыть, то увидишь. Белочку!

Дети рассказывают почему белочка спряталась в дупле.

2 Берлога медведя. Открываем дверцу в снежный сугроб и видно, как медведь спит в своей берлоге. Дети вспоминают, чем питается медведь (ягоды, мед, трава). Этого зимой нет, поэтому медведи строят берлоги и спят всю зиму до самой весны.

3 Пенек. Он тоже не простой, а с дверцей! Откроешь ее и видно, что там свернулся в клубочек и при готовился спать ежик! Он питается мелкими грызунами и змеями. Добычу стало трудно достать и он тоже спит.

Буратино удивляется, ведь он раньше ничего не знал об этом. Воспитатель предлагает выйти нескольким ребятам и рассказать от имени зверей, как они встречают осень.

В берлогу скоро лягу спать,

За осенью зима придет опять.

Пусть мне во сне приснится мед!

Проснусь, когда весна придет!

Пора мне, зайчику, линять,

Пора мне шубку поменять,

Зимой быть серым не могу,

Меня заметят на снегу.

Я тоже буду спать, как мишка,

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил,

Устал я, выбился из сил,

А для вас, мои друзья,

Принес грибов корзинку я!

Звери угощают детей и Буратино печеньем- грибочками, а Буратино благодарит детей за то, что они так интересно все рассказали и показали ему про то, как звери готовятся к зиме.

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

Конспект занятия в средней группе «Осень в лесу» Тема: «Осень в лесу» Цель: выявить знания детей о признаках осени, обучать умению рассказывать по таблице, закрепить знания детей о диких.

Источник