Классный час на тему Ничто в природе не исчезает бесследно кроме окружающей нас среды

Классный час на тему «Ничто в природе не исчезает бесследно, кроме окружающей нас среды»

Целью классного часа является формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно — этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека, природы и общества.

развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;

усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;

воспитание эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное;

развитие творческой деятельности учащихся в ходе создания плаката идей;

формирование умения планировать свою деятельность, работать в группе.

Категория участников: учащиеся 5 класса.

Продолжительность: 1 урок

Оборудование: ноутбук, колонки, проектор, живой цветок в горшке, плакат с эпиграфом, альбомные листы для идей, смайлики красного и зеленого цветов, презентация.

Формы и методы работы: беседа, частично поисковый метод, групповая и творческая работа.

Ход классного часа

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, я рада вас приветствовать на нашем классном часе. У меня сегодня хорошее настроение! Если у вас тоже хорошее настроение и вы готовы к общению, улыбнитесь мне! Спасибо! Слайд № 1

II. Мотивация к размышлению

— Обратите внимание на эпиграф классного часа.

«Как яблоко на блюде…,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна»

— А как вы думаете, какую важную проблему поднимает автор в этом стихотворении? (Ответы детей)

-О чем мы будем сегодня говорить на классном часе? (Ответы детей)

Учитель: В последнее время уделяется большое внимание охране окружающей среды.

2013 год — Год охраны окружающей среды.

2017 год – Год экологии.

-Темой нашего классного часа будет высказывание Леонида Сухорукова «Ничто в природе не исчезает бесследно, кроме окружающей нас среды». Слайд № 2

III. Основная часть

-Как вы думаете, что значит словосочетание «окружающая среда», понятия «природа», «экология»? (Ответы детей)

Окружающая среда — среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир.

Природа — материальный мир Вселенной, естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Экология — наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой.

1. Письмо пеликана

Учитель: Я сейчас вам прочитаю письмо, которое пришло на адрес школы. Слайд № 3

Я, пеликан. Мои предки жили около озера Аслыкуль, в местечке Берказан-камыш. Мои сородичи — крупные водоплавающие птицы, но нас осталось очень мало. Мы страдаем от голода, потому что осталось мало той рыбы, которой мы питаемся. Это произошло из-за того, что вы, люди, загрязнили воду. Моя мама тяжело больна от голода. Скоро нам совсем негде будет жить, потому что люди активно осушают водоемы, в которых мы живем.
Помогите нам, люди!

Учитель: Кто нам написал это письмо. О каких проблемах здесь говорится?

Дети : животным стало негде жить; им нечего есть; загрязнение земли, воды и воздуха несет угрозу жизни.

Учитель: Кого в своем письме пеликан называет виновным в том, что происходит на планете Земля?

Дети: В происходящих событиях пеликан называет виновными людей.

2. Экологические проблемы

Учитель: А какие еще вы можете назвать экологические проблемы? Слайд № 4

Дети называют проблемы:

загрязнение рек, озер;

нехватка питьевой воды;

исчезновение некоторых видов растений и животных с лица Земли.

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать около двух лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет?

Давайте посмотрим, как может выглядеть наша Земля лет через 20, если все так будет плохо с экологической обстановкой. Слайд № 5

Какое чувство вызывает у вас вид нашей планеты в будущем? Слайд № 6

Дети : Горькое, страшное.

Учитель: А вы хотели бы жить на такой планете? Почему? (Ответы детей)

3. Законы Б.Коммонера

Вот что может произойти на нашей планете, если мы не будем подчиняться законам экологии. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал учёный Барри Коммонер. Эти законы мы видим на слайде. Слайд № 7

Первый закон : «Всё связано со всем».
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». ( Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.)
Третий закон : «За все надо платить». (Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц –исчезли куропатки. За всё приходится платить. )
Четвёртый закон : «Природа знает лучше». (Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.)

Учитель: Как вы думаете, нужны ли комары?

Дети: Нет, не нужны, они только кровь пьют у всех людей, потом все опухает и чешется.

Учитель: Вот так же думал один рыбак, который ловил рыбу со старым эвеном – жителем Калымской тайги. И в сердцах сказал: «Зачем только нужны эти комары? Вот бы нашелся ученый, который бы истребил все комаров».Тогда старый эвен взял рыбу, которую они только что поймали, и разрезал ей брюхо, а там было полно комаров.
— Какой экологический урок преподал старый Эвен рыбаку?

Дети: Все в природе взаимосвязано, и если уничтожить комаров — погибнут рыбы, не будет рыбы – нечем будет питаться людям.

Учитель: Какой закон здесь действует?

Дети: «Всё связано со всем».

Учитель: Какие примеры можете привести вы? (Ответы детей).
— Еще один пример: в Китае уничтожили миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей и китайцы стали покупать воробьев в других странах. Какой закон природы нарушили китайцы?(3,1,4)
— Давайте сейчас мы с вами совершим заочную экскурсию по нашему городу. Слайд № 8

Мусор на улице Строительной, район кирпичного завода. Какой закон здесь действует?

Дети: «Всё должно куда-то деваться».

Учитель: Дым из труб. Слайд № 9

— Какой закон природы нарушает завод? (Ответы детей).

Что вы видите? Житель города сжигает листву. Знакомая картина? Слайд № 10

— Какой закон нарушает он? Правильно ли он делает? (Ответы детей)

4. Аукцион идей

Учитель: Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети могут внести свой посильный вклад?

— Что же могут делать и делают школьники? (Дети работают в группах. После обсуждения свои идеи записывают на листах и вывешивают на доску). Слайд № 11

В лесу не разорять гнезда, не рвать цветы, не вырывать и не сбивать грибы, вовремя потушить костер; заботливо расчистить ручеек; делать кормушки и скворечники для птиц, подкармливать птиц зимой; оказывать помощь больным деревьям, высаживать деревца и цветы около общественных зданий и школы, организовать субботник по уборке территории школы; организовать сбор макулатуры и металлолома; выпустить листовки о вреде мусора; выявлять несанкционированные свалки и сообщать о них экологической службе; рассказать младшим школьникам о том, как поддерживать чистоту и порядок вокруг.

5. Игра «Если вдруг…»

Учитель. Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть со мной в игру « Если вдруг…». Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуации, а вы должны назвать конечный результат развития ситуации.

Например: если люди уничтожат все цветы на Земле . погибнут многие насекомые …не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека.

Продолжите теперь вы:

1) Перестанут организовываться субботники …

2) Вырубят все леса на земле …

3) Если все заводы по переработке мусора обанкротятся и закроются…

4) Осушат болота…

5) Разрушат горы…

— Да, ребята, из нашей игры мы видим, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого. Значит, не зря природа бьет тревогу и, обращаясь к вам, просит вас о разумном с ней обращении.

III. Итоговый этап

Учитель: Мы сегодня говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю.

— С чего начинается наше доброе отношение к планете?

Дети: С небольшого уголка – двора, села, города, района.

Читайте:  Чему люди учатся у природы

Учитель: Действительно, это так! Сейчас предлагаю вашему вниманию презентацию ученицы 4 класса «Моя малая Родина». ( Демонстрация презентации «Моя малая Родина»)

— И таких прекрасных уголков на нашей планете огромное количество. Главная задача каждого из нас – это сохранить красоту природы Земли нашей!

Учитель: У вас на столах лежат смайлики красного и зеленого цвета. Если вы считаете, что тема нашего классного часа полезна, актуальна – поднимите зеленый смайлик, если нет – красный.

— В заключении я хочу вам подарить этот цветок. Его жизнь, так же как и будущее нашей планеты, зависит от вас. Берегите его, ухаживайте за ним с любовью.

Источник



Старший по планете: как человек взял на себя ответственность за природу

«Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача», — цитата из трудов селекционера Ивана Мичурина хоть и приводилась автором лишь в узком смысле развития плодоводства, стала популярной в советском государстве в широком смысле. Но она сгодилась бы и на роль мирового кредо на завершающем этапе колониальной эпохи. Мичуринская формулировка — своего рода вершина процесса самовольного воцарения человека в мире, девиз «царя природы».

«Воцарялся» человек долго и трудно. Первой эмоцией, которую наши далекие предки испытывали по отношению к природным силам, был, по всей видимости, благоговейный ужас: природа могла нанести ущерб в любой момент. Пожары, наводнения, дикие звери — все это заставляло человека страдать, испытывая страх и беспомощность.

Фото:РБК Тренды

В самой глубокой древности человек обожествлял непосредственно злаки, дававшие ему пропитание; однако впоследствии понадобилось объяснение тому, что людям приходится, по сути, «убивать» и съедать божество. Земледельческие культы эволюционировали, отделив «духа растения» от его «тела»; так стихийная сущность природы начала отделяться от материальной.

Страх перед стихией сохраняется в каком-то смысле до сих пор: даже современные писатели в жанре фэнтези, выдумывая свои пантеоны, непременно включают в них природную силу, будь то энты у Толкина, древовидцы у Мартина или Грут во вселенной Marvel.

В материальном же смысле природа стала пониматься как неодушевленная часть сотворенного мира, одушевленной частью которого был человек. Когда люди с развитием ремесел и земледелия убедились, что окружающий мир, оказывается, вполне поддается переделке, самым простым объяснением стала идея предназначенности природы в дар человеку, каковым даром человек волен распоряжаться: «Растения существуют ради живых существ, а животные — ради человека. Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать, что она создает все вышеупомянутое ради людей», — бесхитростно заключает Аристотель.

Более конкретно эта мысль разъяснена у Платона в «Тимее»: сотворенный человек неизбежно должен был погибнуть от огня и воздуха, поэтому в помощь ему боги создали растения — «породы растительного царства произрастили они, мощные, нам, менее сильным, для пропитания».

Хищническая вырубка лесов и опустошение полей и выпасов — не изобретение новейшего времени. Оказавшись в пустынях современной Сирии или Ирака, трудно поверить в то, что некогда эти земли были так называемым плодородным полумесяцем, мировой колыбелью земледелия и скотоводства. Леса и поля, составлявшие богатства Шумера и Вавилона, были попросту сведены на нет за долгие столетия руками людей. Наиболее распространенное объяснение гибели цивилизации майя тоже сводится к вырубке индейцами джунглей и, как следствие, разрушению экосистемы. При взгляде на скалы Греции сложно представить их покрытыми строевым лесом, исчезавшим уже на глазах современников: «Среди наших гор есть такие, которые ныне взращивают разве только пчел, а ведь целы еще крыши из кровельных деревьев, срубленных в этих горах для самых больших строений», — сокрушался Платон.

Фото:Vladimir Kudinov

Кстати, уже в античную эпоху люди задумывались о последствиях вторжения в природу. В «Анналах» Тацита сохранился рассказ о том, как в римском сенате слушался проект отвода от Тибра питающих его рек и озер для уменьшения его разливов. Представители муниципиев и колоний — флорентийцы, риетинцы и жители Интерамны — воспротивились, утверждая, что тогда вода из этих водоемов заболотит «плодороднейшие земли Италии», и вообще, «природа, определившая рекам их устья и течение, истоки и разливы, достаточно позаботилась о делах человеческих». Сенат решил оставить все как есть.

Леса тем не менее продолжали вырубаться быстрыми темпами; довольно скоро древесину для римских построек пришлось возить из дальних провинций. Граждане если и беспокоились, то не об абстрактной экологии, а о собственных нуждах. Не стоит забывать, что, разрушая, человек одновременно и создавал — прокладывал системы ирригации, облагораживал культурные растения, выводил новые породы скота, высаживал сады, поля и виноградники.

Некоторые современные исследователи высказывают сомнения в степени антропогенного воздействия человека античной эпохи на природу. Но так или иначе, «царем природы» человек еще не стал — скорее, «уверенным пользователем». В центре мироздания все-таки находились боги, человек как бы пользовался их дарами as is, в том естественном виде, в каком они были предоставлены, и не отвечая за последствия.

Царь по доверенности

С укоренением христианства оформилось понимание природы как вспомогательного ресурса для человека: сотворив человека, Бог, согласно Писанию, поручил ему «наполнять землю и обладать ею» и владычествовать над рыбами, птицами, над скотом и вообще «над всею землею». Это было уже похоже на «царство», но все же по доверенности. Но перед тем как чем-то владеть, это что-то нужно сначала завоевать. А затем выяснить, кто конкретно чем владеет.

Для средневекового крестьянина лес был скорее враждебной средой. Дремучие заросли Центральной и Западной Европы являлись своего рода «антимиром» для упорядоченной жизни в освоенном пространстве. Признаки такого отношения можно повсеместно встретить опять же в фольклоре — лес всегда является обиталищем чудовищ, колдунов и великанов, несущих смертельную угрозу. Сложно почувствовать себя «царем» в такой обстановке.

Леса в процессе колонизации пространства безжалостно сводились и корчевались. Северянам, кроме стройматериала, лес был очень нужен и на дрова. Но стали появляться и первые признаки целенаправленной охраны окружающей среды. Уже в конце VII века Карл Великий в «Капитулярии о поместьях» указывает, «чтобы леса и заповедные чащи наши хорошо охранялись; и если где окажется удобное место для расчистки, расчищали бы, не давая полям зарастать лесом; а где должны быть леса, никак не допускать вырубать и губить их; зверей же в заповедных чащах наших тщательно блюсти».

С развитием горнорудного дела о лесах приходилось заботиться все сильнее — горнякам требовалось больше леса. Огромное количество ресурсов требовалось растущим городам. В европейских государствах стали появляться многочисленные уложения, регулирующие пользование лесами, и правила лесовосстановления. Эти уложения помимо прочего служили и делу обоснования феодальной власти — и уже тогда популярной стала аргументация о грядущем дефиците дерева (конечно, находились те, кто в него не верил).

Экология влияла на политику с древних времен, подчас неявным образом. Даже то, что в Европе общество исторически тяготело к демократическим, республиканским формам правления, а в Азии — к деспотическим, а не наоборот, по одной из версий объясняется тем, что европейский крестьянин располагал естественным орошением полей и, следовательно, не так зависел от властей в обеспечении пропитанием; в засушливых же местностях Востока урожай обеспечивали ирригационные системы, а их обустройство требовало участия центральной власти. Безусловно, это не единственный фактор, но тем не менее.

Не стали исключением и Средние века. Постоянные споры за пользование природными ресурсами приводили к конфликтам. Крестьяне поднимали восстания, требуя передачи в общинное пользование лесов, пашен и права на охоту и рыбную ловлю. Монархи запрещали вырубку леса, так как он был необходим для постройки флотов. Города, в свою очередь, спорили с феодалами, заставляя монархов вводить запреты на сведение лесов в своих окрестностях. Противоречащие взгляды на использование ресурсов имели гильдии. Все эти общественно-политические склоки не только выковывали социальные связи, но и невольно способствовали сохранению определенного баланса отношений человека и природы. И в то же время неумолимо подводили к мысли об ограниченности ресурсов.

«Новое время» принесло бурную индустриализацию. «Век дерева» сменился «веком угля» — в первое время в добыче каменного угля видели выход из экологического кризиса, залог спасения лесов, предсказания о дефиците которых уже вызывали панику. Далеко не сразу удалось понять, что уголь в отличие от древесины — ресурс невозобновляемый.

В этот момент и стало оформляться «царское» отношение к природе.

Читайте:  Баянаульский национальный парк Bayanaul National Park

Картезианская философия обосновала уникальность человека и его неравнозначность природе — с точки зрения рационалиста той эпохи природа была чем-то вроде механизма, который можно разбирать, не мучаясь этическими вопросами, и даже нужно, поскольку миссия человека состоит в облагораживании и упорядочении мира.

Парадоксально, но в данном случае наука помогла обосновать религиозный тезис.

Для защиты от наводнений горожане принялись, в частности, строить дамбы и изменять русла рек. Крупнейшим проектом стало исправление русла Рейна в Германии в XIX веке — реку фактически превратили в канал ради увеличения пахотных земель и улучшения судоходства (лишь потом оказалось, что это вызвало новые проблемы). Инженеры-гидротехники занимались спрямлением Дуная, причинявшего немало бед жителям Вены во время наводнений. «Кто слышал скрежет землечерпалок, кто пережил волнения ночных защитительных работ на плотинах и моменты триумфа при успехе дела. тот сделается на всю жизнь горячим защитником подобных предприятий, обуздывающих грозные силы природы на благо человека», — патетически восклицал геолог Эдуард Зюсс, защищая идею в венском парламенте, и эта цитата хорошо отражает восхищение прогрессоров собственными возможностями.

Однако дым от фабричных труб тревожил людей, стали заметно ухудшаться условия их жизни. Уже в XVII веке над Лондоном висел знаменитый смог — визитная карточка города на протяжении столетий. Современники отмечали рост заболеваний от ядовитых свинцовых и серных паров, а также химических сбросов в водоемы. Все это не могло не вызвать реакции — в XVII–XVIII веках стали появлялись авторы, такие как Джон Ивлин, резко обличавшие индустриализацию и требовавшие возврата к консервативным технологиям. Томас Мальтус сочиняет теорию убывающей плодородности и грозит человечеству вымиранием от нехватки пищи, а Иоганн Гёте следует романтическому культу природы. «Мы живем среди природы, мы друзья ее. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти», — рассуждает поэт.

«Лесной романтизм» стал, надо сказать, одним из истоков немецкого национализма — впрочем, и в других странах, формировавших национальную идентичность, фактор родной природы играл значительную роль, что также способствовало ее охране. Стоит заметить, что именно в нацистской Германии было принято мощное законодательство о защите окружающей среды — а по другую сторону океана, в США, скудная по сравнению со Старым Светом история заставляла американцев поднимать на щит природу. Американские экологические движения появились раньше и были шире, нежели европейские, именно там была написана «Молчаливая весна» Рэйчел Карсон — книга, которая стала для экоцентристов второй половины XX века чем-то вроде «Коммунистического манифеста» Маркса.

«Трапеза льва», Анри Руссо, 1907 год

Бесконечно игнорировать предостережения скептиков было нельзя, в XIX веке терпеть многие вещи становилось просто невозможно — жизнь в чаду перенаселенных городов напоминала ад. Пожалуй, можно сказать, что именно стремление к чистоте и гигиене легло в основу готовности человека пойти на уступки природе — власти начали ограничивать выбросы и строить очистные сооружения. Но хотя «царь природы» постепенно, как и в политике, переходил к своего рода «конституционной монархии», добровольно соглашался на ограничения власти, все же развитие требовало жертв, а наука объясняла еще далеко не все причинно-следственные связи — к примеру, до начала XX века считалось, что высокая труба завода экологически безвредна, так как дым развеивается где-то высоко в воздухе.

Какое-то время экологические кризисы удавалось разрешать, создавать иллюзию разрешения или вовсе игнорировать. Продолжающийся бурный рост науки и промышленности приводил к частой смене эпох — на смену углю приходил бум гидроэнергетики, затем электричество, нефть, атом. Каждый раз казалось, что новая технология закроет старые экологические проблемы. На практике же это приводило к интенсификации производства — чем проще человеку доставалась энергия, тем активнее он ее добывал и тратил.

Фото:Oscar Gonzalez / NurPhoto / Getty Images

Экспоненциальный рост добычи и потребления невозобновляемых ресурсов продолжался всю первую половину XX века, эпоху самой нещадной переэксплуатации природы. В СССР, где исчезли вообще все факторы сдерживания, коммунисты и вовсе не стеснялись в методах — «мичуринский» подход вкупе с желанием наверстать отставание от Запада вдохновлял их на аграрные мегапроекты, уничтожившие Аральское море, масштабную индустриализацию без оглядки на экологию и еще в 1970-х строить планы поворота сибирских рек в Среднюю Азию.

Так продолжалось до середины столетия, когда эпоха дешевой нефти привела к производству огромного количества товаров и, как следствие, такого же количества отходов. Это следует признать одним из важных факторов появления экологического сознания, но не менее важными стали еще две причины: появление ядерного оружия, заставившее мир испытывать недоверие к атомной энергетике и бояться радиоактивных осадков, а также распространение рака — когда выяснилось, что многие канцерогены содержатся именно в химических выбросах. Соединившись, эти фобии привели просто к массовому психозу и одновременно росту популярности экологических теорий, которые вскоре оформились в целое научное направление.

В 1972 году ООН проводит конференцию по защите окружающей среды, с которой можно отсчитывать современную мировую политику в этом направлении.

Тысячу лет готовившись провозгласить себя «царем природы», человек буквально за пару столетий понял, что тиранический стиль правления ни к чему хорошему не приводит, и поспешил сдать назад. Тем не менее этот путь, очевидно, должен был быть пройден именно в такой последовательности — это касается и тех регионов мира, которые пока отстают от передовых образцов.

Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Источник

Короткие, красивые цитаты, фразы и высказывания про экологию, природу и человека

Мы несём ответственность за окружающую среду, от наших поступков зависит состояние природы. Это наш дом, в котором мы существуем, к нему мы должны относиться с любовью. Для вас мы подобрали более пятисот красивых, мудрых цитат, изречений и фраз об экологии, заботе об окружающей среде и природе.

Чистая радость природы

535 фраз, высказываний и цитат о природе с глубоким смыслом

  1. Природа — дом, в котором живет человек. (Дмитрий Лихачев)
  2. Во всех явлениях природы есть нечто чудесное. (Аристотель)
  3. Природа может обойтись без человека, а он без нее — нет. (Али Апшерон)
  4. Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же. (Л.А. Сенека)
  5. Если бы природа не была прекрасной, она не стоила бы того, чтобы быть познанной, жизнь не стоила бы того, чтобы быть прожитой. (Пуанкаре)
  6. Любовь к природе — признак морального здоровья в человеке. (Конфуций)
  7. Вся природа стремится к самосохранению. (Цицерон)
  8. Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях. (Арманд Давид Львович)
  9. Человек никогда не сможет удовлетвориться одним тем, что дала ему природа; деятельное вмешательство его самого будет необходимо. (И. И. Мечников).
  10. Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. (А. Эйнштейн)
  11. Природе неведома жалость. Природа не принимает никаких извинений, а единственное известное ей наказание – смерть. (Эрик Хоффер)
  12. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. (Иван Тургенев)
  13. Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять! (Э. Роттердамский)
  14. Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей. (И. Гёте).
  15. Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, – только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть. (Конфуций)

Видео: красивые фразы и цитаты от великих о природе

В этом ролике Ольга Тимофеева процитирует еще несколько классиков, которые высказывались о природе и ее роли в жизни человека:

1 комментарий

О значимости природы для науки, привожу высказывание Великого казахского мыслителя И. Абая :
«Создать науку никто не может, открыть только частицу истины природы поможет».

Источник

Классный час на тему «Ничто в природе не исчезает бесследно, кроме окружающей нас среды»

Целью классного часа является формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно — этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека, природы и общества.

развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;

усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;

воспитание эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное;

развитие творческой деятельности учащихся в ходе создания плаката идей;

формирование умения планировать свою деятельность, работать в группе.

Читайте:  Может ли человек жить за сч т природы как звери и птицы

Категория участников: учащиеся 5 класса.

Продолжительность: 1 урок

Оборудование: ноутбук, колонки, проектор, живой цветок в горшке, плакат с эпиграфом, альбомные листы для идей, смайлики красного и зеленого цветов, презентация.

Формы и методы работы: беседа, частично поисковый метод, групповая и творческая работа.

Ход классного часа

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, я рада вас приветствовать на нашем классном часе. У меня сегодня хорошее настроение! Если у вас тоже хорошее настроение и вы готовы к общению, улыбнитесь мне! Спасибо! Слайд № 1

II. Мотивация к размышлению

— Обратите внимание на эпиграф классного часа.

«Как яблоко на блюде…,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна»

— А как вы думаете, какую важную проблему поднимает автор в этом стихотворении? (Ответы детей)

-О чем мы будем сегодня говорить на классном часе? (Ответы детей)

Учитель: В последнее время уделяется большое внимание охране окружающей среды.

2013 год — Год охраны окружающей среды.

2017 год – Год экологии.

-Темой нашего классного часа будет высказывание Леонида Сухорукова «Ничто в природе не исчезает бесследно, кроме окружающей нас среды». Слайд № 2

III. Основная часть

-Как вы думаете, что значит словосочетание «окружающая среда», понятия «природа», «экология»? (Ответы детей)

Окружающая среда — среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир.

Природа — материальный мир Вселенной, естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Экология — наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой.

1. Письмо пеликана

Учитель: Я сейчас вам прочитаю письмо, которое пришло на адрес школы. Слайд № 3

Я, пеликан. Мои предки жили около озера Аслыкуль, в местечке Берказан-камыш. Мои сородичи — крупные водоплавающие птицы, но нас осталось очень мало. Мы страдаем от голода, потому что осталось мало той рыбы, которой мы питаемся. Это произошло из-за того, что вы, люди, загрязнили воду. Моя мама тяжело больна от голода. Скоро нам совсем негде будет жить, потому что люди активно осушают водоемы, в которых мы живем.
Помогите нам, люди!

Учитель: Кто нам написал это письмо. О каких проблемах здесь говорится?

Дети : животным стало негде жить; им нечего есть; загрязнение земли, воды и воздуха несет угрозу жизни.

Учитель: Кого в своем письме пеликан называет виновным в том, что происходит на планете Земля?

Дети: В происходящих событиях пеликан называет виновными людей.

2. Экологические проблемы

Учитель: А какие еще вы можете назвать экологические проблемы? Слайд № 4

Дети называют проблемы:

загрязнение рек, озер;

нехватка питьевой воды;

исчезновение некоторых видов растений и животных с лица Земли.

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать около двух лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет?

Давайте посмотрим, как может выглядеть наша Земля лет через 20, если все так будет плохо с экологической обстановкой. Слайд № 5

Какое чувство вызывает у вас вид нашей планеты в будущем? Слайд № 6

Дети : Горькое, страшное.

Учитель: А вы хотели бы жить на такой планете? Почему? (Ответы детей)

3. Законы Б.Коммонера

Вот что может произойти на нашей планете, если мы не будем подчиняться законам экологии. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал учёный Барри Коммонер. Эти законы мы видим на слайде. Слайд № 7

Первый закон : «Всё связано со всем».
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». ( Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.)
Третий закон : «За все надо платить». (Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц –исчезли куропатки. За всё приходится платить. )
Четвёртый закон : «Природа знает лучше». (Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.)

Учитель: Как вы думаете, нужны ли комары?

Дети: Нет, не нужны, они только кровь пьют у всех людей, потом все опухает и чешется.

Учитель: Вот так же думал один рыбак, который ловил рыбу со старым эвеном – жителем Калымской тайги. И в сердцах сказал: «Зачем только нужны эти комары? Вот бы нашелся ученый, который бы истребил все комаров».Тогда старый эвен взял рыбу, которую они только что поймали, и разрезал ей брюхо, а там было полно комаров.
— Какой экологический урок преподал старый Эвен рыбаку?

Дети: Все в природе взаимосвязано, и если уничтожить комаров — погибнут рыбы, не будет рыбы – нечем будет питаться людям.

Учитель: Какой закон здесь действует?

Дети: «Всё связано со всем».

Учитель: Какие примеры можете привести вы? (Ответы детей).
— Еще один пример: в Китае уничтожили миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей и китайцы стали покупать воробьев в других странах. Какой закон природы нарушили китайцы?(3,1,4)
— Давайте сейчас мы с вами совершим заочную экскурсию по нашему городу. Слайд № 8

Мусор на улице Строительной, район кирпичного завода. Какой закон здесь действует?

Дети: «Всё должно куда-то деваться».

Учитель: Дым из труб. Слайд № 9

— Какой закон природы нарушает завод? (Ответы детей).

Что вы видите? Житель города сжигает листву. Знакомая картина? Слайд № 10

— Какой закон нарушает он? Правильно ли он делает? (Ответы детей)

4. Аукцион идей

Учитель: Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети могут внести свой посильный вклад?

— Что же могут делать и делают школьники? (Дети работают в группах. После обсуждения свои идеи записывают на листах и вывешивают на доску). Слайд № 11

В лесу не разорять гнезда, не рвать цветы, не вырывать и не сбивать грибы, вовремя потушить костер; заботливо расчистить ручеек; делать кормушки и скворечники для птиц, подкармливать птиц зимой; оказывать помощь больным деревьям, высаживать деревца и цветы около общественных зданий и школы, организовать субботник по уборке территории школы; организовать сбор макулатуры и металлолома; выпустить листовки о вреде мусора; выявлять несанкционированные свалки и сообщать о них экологической службе; рассказать младшим школьникам о том, как поддерживать чистоту и порядок вокруг.

5. Игра «Если вдруг…»

Учитель. Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть со мной в игру « Если вдруг…». Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуации, а вы должны назвать конечный результат развития ситуации.

Например: если люди уничтожат все цветы на Земле . погибнут многие насекомые …не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека.

Продолжите теперь вы:

1) Перестанут организовываться субботники …

2) Вырубят все леса на земле …

3) Если все заводы по переработке мусора обанкротятся и закроются…

4) Осушат болота…

5) Разрушат горы…

— Да, ребята, из нашей игры мы видим, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого. Значит, не зря природа бьет тревогу и, обращаясь к вам, просит вас о разумном с ней обращении.

III. Итоговый этап

Учитель: Мы сегодня говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю.

— С чего начинается наше доброе отношение к планете?

Дети: С небольшого уголка – двора, села, города, района.

Учитель: Действительно, это так! Сейчас предлагаю вашему вниманию презентацию ученицы 4 класса «Моя малая Родина». ( Демонстрация презентации «Моя малая Родина»)

— И таких прекрасных уголков на нашей планете огромное количество. Главная задача каждого из нас – это сохранить красоту природы Земли нашей!

Учитель: У вас на столах лежат смайлики красного и зеленого цвета. Если вы считаете, что тема нашего классного часа полезна, актуальна – поднимите зеленый смайлик, если нет – красный.

— В заключении я хочу вам подарить этот цветок. Его жизнь, так же как и будущее нашей планеты, зависит от вас. Берегите его, ухаживайте за ним с любовью.

Источник