Хрупкие и изящные говорим о бабочках как о питомцах

Все, что обязательно нужно знать о бабочке

Бабочки – насекомые, относящиеся к одному из наиболее многочисленных отрядов чешуекрылых, которых можно встретить практически в любой точке земного шара.

Эти удивительные создания поражают своей красотой, изяществом, многообразием видов, необычным способом появления на свет и особенностями существования.

Описание и строение бабочки

Если рассматривать строение бабочки, можно выделить две основные части: тело и крылья. В свою очередь тело состоит из:

  • головы (округлая форма, крупные глаза, усики, ротовой аппарат, чаще всего в виде хоботка, может быть недоразвитым);
  • груди (чаще всего состоит из 3 сегментов) с расположенными на ней 3 парами лапок;
  • брюшка (в форме вытянутого цилиндра) состоит из 10 сегментов, по бокам расположены дыхальца.

У бабочек 2 пары крыльев, которые покрыты плоскими чешуйками, поэтому отряд и получил название чешуекрылые. Внешний вид бабочек разных видов разительно отличается друг от друга. Это обусловлено существованием множества размеров и расцветок. Чешуйки на крыльях могут быть самой разной формы и цвета. А размер самих крыльев в зависимости от видовой принадлежности варьируется от 2 мм до 30 см.

Где живут в природе?

Существует огромное многообразие бабочек, которые населяют практически всю планету, за исключением разве что ледяных просторов Антарктиды и круглый год покрытых снегом высокогорий. Наиболее многочисленная группа бабочек населяет регионы с топическим климатом, но довольно большое количество встречается и в умеренных широтах.

По оценкам ученых больше всего бабочек в Перу и в Индии (штат Сикким). Некоторые виды распространены практически по всему миру, а ареал обитания других весьма узок. Чешуекрылые могут жить не только на равнинах, но и в горах на высоте в несколько тысяч километров над уровнем моря.

Чем питаются бабочки?

На вопрос, чем питается бабочка, ответит даже ребенок. Это нектар и пыльца цветущих растений, но помимо этого, в рационе прекрасных созданий:

  • соки растений;
  • сладкие фрукты;
  • мед;
  • слезная жидкость и кровь некоторых животных;
  • пот и экскременты крупных животных.

У многих видов взрослые особи вообще не едят, поддерживая жизнедеятельность за счет питательных веществ, накопленных на этапе гусеницы.

Размножение

Размножение бабочек часто сопровождается различными иногда очень сложными формами ухаживания. Это могут быть брачные танцы или полеты. Некоторые бабочки выделяют специальные феромоны, привлекающие партнера противоположного пола. Причем в зависимости от вида выделять феромоны могут как самки, так и самцы.

Во время спаривания самка получает от самца не только сперматозоиды, но также белки и микроэлементы, необходимые для формирования яиц. Процесс спаривания может длиться от 15 – 20 минут до нескольких часов.

Жизненный цикл

Чешуекрылые – насекомые с полным циклом превращения. Жизненный цикл бабочки состоит из 4 этапов:

  • яйцо;
  • личинка (гусеница);
  • куколка;
  • взрослое насекомое (имаго).

Продолжительность каждого цикла зависит не только от видовой принадлежности насекомого, но и от климатических и погодных условий.

После спаривания самки бабочек откладывают яйца. Большинство делает кладку на листья или побеги кормового растения, но некоторые откладывают яйца в почву или на ее поверхность.

Форма и оттенок яиц могут быть самыми разными. Овальные, круглые, конические, цилиндрические яйца окрашены в белый, песочный, салатовый, розовый, голубой, бурый цвета. Зародыш, находящийся в яйце, защищен плотной оболочкой, а его развитие происходит за счет питательных веществ.

Стадия яйца длится от 7 – 15 дней до нескольких месяцев (если яйцо зимует). В зависимости от вида бабочки откладывают разное количество яиц от нескольких десятков до тысячи.

Гусеница

На этой стадии насекомые выглядят, как червячки. У них отлично развит ротовой аппарат грызущего типа, поэтому они сразу же после вылупления начинают активно питаться. Благодаря этому развитие и рост личинки бабочки происходит довольно быстро. А кроме того, гусеницы запасают строительные вещества, необходимые для последующего превращения в бабочку.

Гусеницы переживают 4-5 линек, после каждой из которых увеличиваясь в размерах. Личинки отдельных видов линяют до 40 раз. Развитие личинки бабочки длится от нескольких недель до нескольких лет.

Чем питаются гусеницы?

В большинстве своем личинки едят растительную пищу (листья и молодые побеги, кору деревьев, соцветия и плоды растений) в отличие от взрослых чешуекрылых, которые питаются нектаром цветов. Но рацион некоторых гусениц состоит из таких продуктов как:

  • древесина;
  • лишайники;
  • грибы;
  • кожа, шерсть, волосы, роговые вещества;
  • воск;
  • ослабленные и больные сородичи;
  • гусеницы других видов;
  • червецы;
  • улитки.

В процессе развития гусеница увеличивается в размерах в десятки раз.

Сколько длится стадия гусеницы?

Продолжительность стадии гусеницы зависит от вида насекомого и условий, в которых оно обитает. От момента появления личинки из яйца и до начала окукливания может пройти как несколько дней, так и несколько лет.

Куколка

У гусениц есть специальные железы, которые вырабатывают прочную шелковистую нить. Когда фаза личинки завершается, насекомое начинает выделять нить и обматываться ею, формируя кокон. Именно внутри кокона и происходит удивительное преображение гусеницы в бабочку.

Куколки абсолютно неподвижны и чаще всего обладают невзрачной окраской, что спасает их от нападения птиц и насекомых-хищников. Стадия куколки длится от 2-3 недель до нескольких месяцев.

Имаго

Когда взрослая особь бабочки окончательно сформировалась, она выделяет едкое вещество, которое разъедает оболочку кокона. Через образовавшееся отверстие насекомое выбирается наружу. После этого бабочке требуется еще несколько часов, чтобы ее крылья просохли и стали плотными, после чего красавица отправляется в первый в жизни полет.

Рождение бабочки

Срок жизни имаго варьируется от нескольких часов до нескольких месяцев, но чаще всего бабочка живет пару недель.

Основные виды бабочек

Отряд чешуекрылых включает более 150 тысяч видов, но по оценкам ученых десятки тысяч разновидностей еще не обнаружены и соответственно не исследованы. Разнообразие бабочек пытаются классифицировать по-разному, на сегодняшний день оптимальной считают систему разделения на 4 подотряда:

  • первичные зубатые моли;
  • бесхоботковые;
  • гетеробатмии;
  • хоботковые.

Последний подотряд наиболее многочисленный.

Бабочки зимой

В зависимости от вида и места обитания чешуекрылые зимуют по-разному. Стоит начать с того, что многие разновидности бабочек просто не доживают до холодов, погибая еще летом или осенью. Другие могут пережить холодное время года, причем зимуют опять-таки в зависимости от вида как в стадии яйца, так и в стадии личинки, куколки или взрослой бабочки.

Пережить зиму личинки или куколки могут в укромных местах – под корой дерева, в верхнем слое почвы, в куче опавшей листвы. Невосприимчивые к температуре куколки зимуют без убежища, например, закрепившись на ветке.

Анабиоз чешуекрылых

Представители определенных видов зимуют уже взрослыми. В этом случае бабочки находят, куда спрятаться, залезают в выбранную щель, трещину или дупло, оборачивают тело крыльями и погружаются в сон. Некоторые бабочки в поисках подходящего места залетают в дома, где и зимуют. После того, как бабочки впадают в спячку, они проводят в этом состоянии всю зиму и приходят в себя только с наступлением тепла.

Но все же разновидностей, которые спят зимой, будучи взрослыми, не так много. В основном зимуют куколки.

Перелетные бабочки

Исключая тропических жителей, все остальные бабочки с наступлением осени исчезают. Но если одни из них погибают, а другие прячутся на зимовку, то есть и третьи. Они отправляются в местность с более теплым климатом. Некоторые улетают недалеко, другие же способны преодолеть тысячи километров.

Процесс миграции чешуекрылых до сих пор не изучен. В частности ученые не могут понять, как насекомые, обладающие довольно примитивной нервной системой, могут найти дорогу, чтобы попасть в нужное место, а потом вернуться обратно.

Читайте:  Звуки Животных Насекомых Птиц И Не Только Как Говорят Животные Развивающее Видео Для Детей

Польза и вред бабочек

Польза или вред, который приносят бабочки, во многом зависит от того, на какой стадии развития находятся насекомые. Так подавляющее большинство гусениц – вредители, уничтожающие как сельскохозяйственные, так и дикорастущие растения. А вот взрослые бабочки участвуют в опылении многих растений.

Для справки! Многие ученые придерживаются мнения, что роль бабочек в процессе опыления сильно преувеличена. Когда они пьют нектар, то предпочитают не пачкать лапки в пыльце, а значит не переносят ее на другие растения.

Личинки и взрослые бабочки – корм для птиц и насекомоядных животных. Некоторые разновидности гусениц питаются насекомыми вредителями. Говоря о пользе бабочек, нельзя не упомянуть о тутовом шелкопряде, который используется при производстве натурального шелка.

Ну, и конечно же, нельзя приуменьшить эстетическое значение бабочек в жизни человека. Они помогают понять красоту природы и наслаждаться ею.

Заключение

Бабочки – уникальные существа, которые до сих пор преподносят людям загадки. Часть из них разгадать пока не удается. Кроме того, многие виды до сих пор не описаны учеными, так что впереди еще много интересных открытий о жизни этих прекрасных насекомых.

Источник



Хрупкие и изящные: говорим о бабочках как о питомцах

Хрупкие и изящные: говорим о бабочках как о питомцах

Красота и грациозность этих созданий не может не завораживать. Порхающие, нежные и яркие бабочки для многих из нас являются летней экзотикой, а для некоторых – настоящими домашними животными. Так вот какие же они – бабочки в качестве любимцев?

Разведение бабочек главным образом сосредоточено на огромных фермах в Коста-Рике и на Филиппинах. Там для них созданы специальные условия, максимально схожие с естественной средой обитания. Такие места по своему виду напоминают заповедники, где бабочки размножаются, откуда потомство в виде коконов отправляется за рубеж. Там оно превращается в бабочек и радует новых хозяев пестрой окраской и живостью полета.

В качестве домашних жителей обычно выступают тропические бабочки. У них есть несколько достоинств в сравнении с другими видами: во-первых, они обладают достаточно крупными размерами, во-вторых, отличаются особо ярким окрасом, и, в-третьих, обычно довольно охотно идут на контакт с людьми – не боятся садится на своих владельцев и даются в руки.

В общем и целом одомашненных бабочек можно поделить на две группы: те, которые бодрствуют днем, и те, которые предпочитают активничать ночью. Никто из них не доставит особых хлопот по уходу, тем более, что для их содержания не обязательно иметь собственную оранжерею или зимний сад. Необходима будет только коробка, где бабочка будет ночевать, и инсектарий, если вы не хотите, чтобы она свободна летала по квартире.

Влажность и температура

Самая главная проблема на пути создания комфортных условий для таких питомцев как бабочки – присущая нашей домашней среде низкая влажность воздуха. Это может стать причиной того, что у крылатого любимца очень быстро высохнут и обломаются лапки и усики. Качественнее и дольше бабочка будет жить во влажной среде – той, где уровень влажности соответствует 50%, а еще лучше – превышает его.

Самым лучшим решением проблемы недостатка влаги станет создание специальной отдельной зоны для маленького крылатого питомца, где для него будут организованы подходящие «влажные» условия. Сделать это помогут увлажнители воздуха, которые сохранят лапки и усики любимца в целостности и сохранности.

Что же касается температуры, то оптимальными считаются 23 — 30 градусов. Жить бабочка будет и при более суровых климатических условиях, например, даже при 16 градусах, однако особой активностью и жизнерадостностью отличаться не будет – станет сонной и ленивой. Хотя, даже если вдруг такое и случится, с повышением температуры питомец вновь придет в форму и продолжить радовать хозяев размахом разноцветных крыльев и беззаботным порханием.

Наблюдение и взаимодействие

За крылья бабочку брать нельзя никогда. Они у таких питомцев крайне уязвимы и повредить их, увы, проще простого. Особенно это касается тех созданий, которые уже родились в домашних условиях, то есть не в естественной среде обитания. Такие питомцы изначально к людям относятся более лояльно, охотно садясь к ним на руки. Это связано с тем, что внешних агрессоров в таких условиях у бабочек как таковых нет, в связи с чем домашние крылатые жители более спокойны и коммуникабельны.

Несмотря на то, что рассмотреть бабочку вблизи можно запросто, на общение с ней особо рассчитывать не стоит. Для этих целей больше подойдет кошка или собака.

Необычное меню крылатого любимца

В природе каждый из нас мог заметить, как бабочка поглощает цветочный нектар. Несмотря на это, ответ на вопрос о том, чем именно кормить крылатых созданий дома, не так уж и очевиден. Почему? Потому что особо их чем-то кормить и не нужно.

Прежде чем стать бабочкой, это крылатое создание переживает несколько циклов: яйцо, гусеница и куколка. Так вот питается оно, будучи гусеницей и, как правило, растительной пищей. Ну а расправив крылья, бабочке уже не до еды, в этот период она только пьет при помощи специального хоботка. Потому, чтобы питомец утолил голод, можно предложить ему необычный напиток – медовый нектар.

Приготовить его очень просто. Для этого растворите 1 чайную ложку меда в 10-15 ложках воды и перелейте в блюдце. Если бабочка голодна, сразу же расправит хоботок и приступит к своей необычной трапезе.

Еще такие любимцы охотно кушают подгнившие фрукты — банан, дыню, апельсин, яблоко — но использовать для этих целей нужно только мякоть, предварительно очистив лакомство от кожуры.

Глядя на такой рацион питания и незамысловатые требования к условиям окружающей среды, кажется, бабочки по праву могут называться самыми неприхотливым питомцами.

Источник

Самые важные одомашненные животные

Доместикация, или одомашнивание (от лат. domesticus — «домашний») — так назван процесс изменения диких животных, во время которого эти животные подвергаются искусственному отбору и содержатся изолировано (на протяжении многих поколений) от их дикой формы. Однако не все животные были способны ужиться с человеком, так как немногие из них смогли преодолеть свой страх перед ним.

Самые важные одомашненные животные

Многие народы пытались приручать различные виды животных, такие как журавли, антилопы, страусы, крокодилы и даже питоны. Некоторые исследователи говорят о том, что первобытный человек содержал в неволе и приучал мегатериев (вымерших гигантских ленивцев) и даже пещерных медведей. Однако приручить – это еще не значит одомашнить. Человеку на протяжении многих веков удалось одомашнить не более 25 животных и из них всего несколько самых основных и известных всем.

Собака

Приблизительно 10-15 тысяч лет назад (еще в каменном веке) человеком был одомашнен волк (лат. Canis lupus), который впоследствии стал первым и главным спутником человека. Именно от него произошли домашние собаки.

Собака

Учеными-генетиками было установлено, что первые волки были одомашнены в Южной Азии. Самой древней находкой, свидетельствующей об одомашнивании волка, служит череп, найденный в пещере Гуайе (Goyet), что в Бельгии, его возраст — 31 700 лет, несколько меньше возраст останков, обнаруженных в пещере Шове во Франции – 26 тысяч лет.

Кошка

Как только человек стал вести оседлый образ жизни (около 10 тысяч лет назад) и занялся земледелием, в его доме появилась кошка, которая оберегала от крыс и мышей его запасы зерна, хранившиеся в амбарах.

Читайте:  Ржач с животными все

Кошка

Первое одомашнивание кошки произошло на территории Ближнего Востока, путем приручения дикой нубийской (ближневосточной) кошки. Миллионы кошек живущих в наше время могут «похвастаться» своим ближневосточным происхождением.

Козы и овцы

Почти столько же (не менее 10 тысяч лет) рядом с человеком живут овцы и козы. Предком домашней козы был горный баран – муфлон, который обитает в Передней Азии и Южной Европе. В результате тщательного отбора и скрещивания появилось более 150 пород, отдаленно напоминающих своего дикого и древнего прародителя.

Козы и овцы

Приблизительно в этот же период появились и первые домашние козы, произошедшие от дикого безоарового, или бородатого козла, жившего в тех же областях, что и муфлон. Пород домашних коз не столь много, однако, они очень разнообразны.

Лошадь

Предполагается, что лошадь была одомашнена более 6-7 тысяч лет назад (из других источников — около 9 тыс. лет назад). Предком современной лошади является тарпан (лат. Equus ferus ferus) – обитатель лесостепной и степной зон Евразии.

Лошадь

Одомашнивание происходило, как утверждают ученые, сразу в нескольких районах. Обосновывается это тем, что у домашних лошадей отсутствует общий генетический корень. Первые домашние лошади содержались людьми ради мяса, молока и шкуры. Оседлали лошадь значительно позже.

Свинья

Свинья

Первые свиньи были одомашнены около 7 тысяч лет назад (из некоторых источников — возможно и раньше) и произошли они от дикой свиньи (лат. Sus scrofa). Распространилась в основном в Восточной Азии, в странах Запада и в Океании, где стала главным источником мяса и сала.

Корова

Предком домашней коровы (лат. Bos taurus taurus) был дикий бык (лат. Bos taurus).

Корова

На ранних стадиях одомашнивания коровы распространились с Балканского п-ва и из Юго-Западной Азии в Африку (7 тыс. лет назад), а в Центральную Европу (приблизительно 5 тыс. лет назад). С тех времен корова стала ценным источником молока и мяса.

Домашний буйвол

Домашний буйвол

7,5 тысяч лет назад был одомашнен азиатский буйвол (лат. Bubalus bubalis) — сильный и опасный зверь, который сейчас называется волом. Сейчас в жарких азиатских странах они стали основным источником мяса и шкур, а также незаменимой тягловой силой.

Курица

Курица

Ранее считалось, что первые домашние куры появились в Индии около 2000 лет назад, но более поздние исследования показали, что первые куры были одомашнены в Юго-Восточной Азии и Китае около 6000—8000 лет назад. А произошла домашняя курица от дикой банкивской курицы (лат. Gallus gallus), обитающей в Азии.

Гусь

Гусь считается одной из древнейших домашних птиц и был одомашнен довольно рано (более 3-4 тысяч лет назад) в Древнем Китае. Его предком считается дикий серый гусь (лат. Anser anser). Новые породы домашнего гуся выводились в основном в Европе.

Утка

Были одомашнены в Китае и Европе в тоже время, что и гуси, далее они распространились и в другие страны. Произошли домашние утки от дикой обыкновенной утки, или кряквы (лат. Anas platyryncha). Одомашнивание уток проходило очень быстро.

Медоносные пчелы

Медоносные пчелы

Пчела была одомашнена человеком примерно 5 тысяч лет назад. С тех давних времен люди пользуются продуктами пчеловодства: мёдом, воском, ядом, прополисом, пергой и др. Приручить пчел (в определенном смысле) было невозможно, но использовать их в своих целях человек все-таки научился.

Тутовый шелкопряд

Тутовый шелкопряд (лат. Bombyx mori)

Тутовый шелкопряд (лат. Bombyx mori) – бабочка, благодаря которой человек узнал, что такое шёлк. Была одомашнена человеком в Китае приблизительно 3000 лет до нашей эры. Шелководство — важнейшая отрасль в Китае, занимающаяся разведением шелковичных червей для получения шёлка.

Источник

Конспект урока по природоведению в 3 классе специальных образовательных учреждений I — II вида «Домашние и дикие животные»

Тема: Дикие и домашние животные.

Цель: уточнение представлений детей о том, какие животные называются домашними, а какие – дикими. Обзорно познакомить с некоторыми группами животных.

а) Образовательно-познавательные:

— учить распознавать животных, определяя, к какой группе данное животное относится;

— учить правильно употреблять слова, обозначающие общие и частные понятия;

— обогащать словарь лексикой по теме;

— учить связно и логично выражать свои мысли;

— развивать умение работать в коллективе;

— учить слушать товарищей;

— учить организовывать свое рабочее место;

— развивать связную разговорную речь;

— развивать внимание и усидчивость.

— картинки с дикими и домашними животными;

I. Организация начала

урока

— Саша, узнай у Оли, который сейчас урок?

+ Оля, Светлана Донатовна попросила узнать, который сейчас урок?

+ Сейчас первый урок.

— Ребята, какой сейчас урок?

+Я хочу ответить.

+ Я готова ответить.

+ Сейчас урок природоведения.

часть урока

— Тема нашего урока: «Дикие и домашние животные». Читаем вместе.

+ Тема нашего урока: «Дикие и домашние животные».

— Посмотрите на доску. Кто там изображен?

+ Кошка, лиса, собака, медведь, белка, волк…

— А кошка, волк, белка. – кто это? Это растения?

+ Нет! Это животные!

— Правильно. Это животные.

— Послушайте и отгадайте загадку:

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.

Прочитаем вместе: «Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое».

— А корова – это домашнее или дикое животное, ___ Даша.

+ Домашнее.

— А почему корова – домашнее животное?

+ Живет с человеком.

+ Ее кормит человек.

— Слушайте другую загадку:

Зелёные мы, как трава.Наша песенка: «Ква-ква». Кто это, Оля?

— Оля правильно отгадала загадку? Здесь говорится об одной лягушке?

+ Нет. О нескольких. Это лягушки.

— Правильно. Лягушка – домашнее или дикое животное,__Маша?

+ Живет не с человеком.

— Посмотрите на доску.Прочитаем вместе: признаки домашних и диких животных.

Хорошо. Нужно распределить эти признаки в две колонки – для домашних и для диких животных.

Живут в лесах, водоемах. Живут с человеком. Человек строит им жильё. Сами заботятся о себе. Сами добывают пищу. Сами заботятся о потомстве. Человек ухаживает за ними. Сами строят себе жильё. Человек кормит их. Человек заботится о потомстве.

Кто хочет прочитать первый (второй, третий) признак?

+ Живут в лесах, водоёмах. Дикие животные.

— Хорошо. Выйди к доске и повесь табличку правильно.

— Молодцы! Хорошо занимаетесь!

— Прочитай, Маша, признаки домашних животных.

+ Живут с человеком. Человек строит жилье. Кормит их. Ухаживает за ними. Заботится о потомстве.

— Прочитай, Миша, признаки диких животных.

+ Живут в лесах, водоемах. Сами заботятся о потомстве. Сами добывают еду. Сами строят жильё.

— Будем играть.Игра называется: «Кто лишний?»

Внимательно смотрите на картинки и называйте лишнее животное.

Кошка – собака – волк – корова.

Белый медведь – крокодил – лиса – лошадь.

Волк – лиса – белка – петух.

Коза – медведь – черепаха – кролик.

— Вы всё сделали правильно!

урока

— Спросите у меня, как вы работали сегодня на уроке?

+ Светлана Донатовна, как я работал (а) сегодня на уроке?

+ Вы молодцы, работали хорошо. Саша, Оля, Маша получают пятерки, Миша и Даша получают четверки.

— Прозвенел звонок, можете идти на перемену.

Открытое занятие в младшей группе «Дикие и домашние животные» Ребята, посмотрите кто к нам пришел (Собачка). Правильно собачка. Давайте с ней поздороваемся (Здравствуй собачка). Ребята собачка хочет.

Проект «Домашние животные» На прошедшей неделе мы знакомились с домашними животными и их детенышами Целью данного проекта недели было знакомство с домашними животными.

Читайте:  Как содержать и разводить фазанов в домашних условиях Практические рекомендации для начинающих

Источник

Бабочка это дикое животное или домашнее животное

Назад Вперёд

  • создать условия для самостоятельного выделения признаков, присущих диким и домашним животным;
  • расширять представлений о разнообразии домашних животных, их значении для человека;
  • отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних;
  • формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать у учащихся умение работать в коллективе;
  • способствовать расширению кругозора;
  • воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде.

Оборудование: компьютерная презентация урока в виде слайдов с изображением животных, загадки, таблицы с занимательным материалом на закрепление и проверку полученных знаний, карточки — картинки с заданиями для групп.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.

Что еще интересно можете рассказать про кошку?

Какие загадки вы подготовили о животных?

Мастер шубу себе сшил.
Иглы вынуть позабыл. (Еж)

Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь)

Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое. (Корова)

Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает? (Баран, овца)

У кого рога длиннее хвоста? (Коза)

Хвост крючком,
Нос пятачком (Свинья).

Рыжий маленький зверек
с ветки – прыг, на ветку – скок. (Белка)

Учитель: Что объединяет все эти объекты живой природы?

Ученик: Это все животные.

Учитель: В окружающем нас мире живут разнообразные животные. Какие?

Дети: Вспоминают и называют различных животных.

Учитель: Что вы о них можете рассказать?

Слайды 3-4-5

Дети: Они разные по величине, окраске, разный тип питания.

— Они передвигаются разными способами: бегают, ползают, летают .

— Издают различные звуки: лают, мычат, каркают.

Как вы думаете, о ком сегодня на уроке мы будем говорить?

3. Открытие новых знаний.

Учитель: Предлагаю вам сейчас поработать в группах. У вас на столах лежат картинки с животными. Разделите их на группы.

Дети работают с картинками (корова, гусь, лошадь, свинья, верблюд, овца, слон, страус, курица, северный олень…)

Слайд 6

Ученик: Я разделил на две группы: куры, …- домашние животные и дикие.

Учитель: Я согласна с вами. Назовите тему урока.

Дети: “Дикие и домашние животные”

— А я со всеми не согласен. Верблюда, наверное, и слона можно отнести к третьей группе.

— Я думаю, что все-таки верблюд и слон – это домашние животные. (Дети доказывают свои предположения)

Учитель: Верблюды одомашнены, но в Монголии есть и дикие животные.

— Тогда к первой группе отнесем: корова, курица, гусь, лошадь, верблюд, овца, слон, свинья

— К другой группе: страус, кабан, лось

Ученик: Я не согласен со всеми. Считаю, что страус тоже домашнее животное.

Учитель: Вы меня совсем запутали. К какой группе отнесем страуса?

Ученик: Я про них читал. Страусов разводят на специальных фермах. Получают от страусов яйца, массой полтора – два килограмма каждое, и мясо. Но больше всего ценятся страусиные перья. Самые красивые используются в качестве украшений, а из более дешёвых делают метёлки для смахивания пыли.

Работа по учебнику стр. 80

Слайд 7

(На слайдах появляются картинки с животными: верблюд, северный олень, лама, альпак)

Учитель: А нельзя ли этих животных тоже разделить по какому-нибудь признаку?

Учитель: Живут в определенных местностях — в очень холодных, или в жарких полосах Азии, горных районах.

Учитель: А не могли бы назвать признаки, которые присущи диким и домашним животным?

Дети в группах выбирают карточки с признаками домашних и диких животных:

Домашние животные Дикие животные
живут с человеком;

человек строит им жилье;

ухаживает за ними;

заботится о потомстве;

сами заботятся о потомстве;

сами добывают еду,

Слайд 8 (для проверки)

Учитель: А не могли бы вы, ребята дополнить группу домашних животных?

Дети: Есть рыбы, птицы, пчелы.

— Даже такие животные и насекомые, которых человек не очень любит, но они без разрешения поселяются в его доме — тараканы, крысы, мыши…

Слайд 9

Слайд 10 Физкультминутка:

  • Собака – в конуре
  • Овца, коза, баран – в хлеву
  • Корова – в коровнике
  • Лошадь – в конюшне
  • Белка — в дупле
  • Медведь – в берлоге
  • Птицы – в гнездах
  • Мышка – в норке
  • Лиса – в норе
  • Бобры — в хате
  • Муравьи – в муравейнике
  • Курица – в курятнике

4. Продолжение работы по изучению нового материала.

Теперь мы знаем признаки домашних и диких животных. А по другим признакам можно разделить этих животных?

Разделите на группы:

свинья, цыплёнок, утёнок, поросёнок, корова, овца, теленок, утка, ягнёнок, кошка, курица, котенок.

Дети делят по группам – мама и детёныш.

Назовите маму и ее детёныша.

Учитель: для чего человек содержит домашних животных?

Дети рассуждают: продукты питания, пух и перья, материалы, продукты пчеловодства, лекарства, транспорт, общение.

Работа по учебнику стр. 81

Слайд 13

Учитель: Часть домашних животных (сельскохозяйственные животные) приносят непосредственную материальную выгоду человеку, например, являясь источником пищи (молоко, мясо), материалов (шерсть, кожа). Другие животные (рабочий скот и служебные животные) приносят пользу человеку, выполняя рабочие функции (перевозка грузов, охрана и т. п.). А кролик?

Рассказывают 1 или 2 ученика, которые подготовили по заданию учителя сообщение об этих об этих животных.

Следует учитывать, что животные одной и той же породы могут нередко использоваться в различных целях. Например, кто-то разводит кроликов для заготовки мяса и меха, а кто-то держит кролика дома как любимчика. Некоторые отходы жизнедеятельности животного можно использовать в качестве незначительного производственного сырья. Так, от длинношерстной собаки, а также кошки или кролика, можно собирать некоторое количество шерсти и использовать для вязки тёплой одежды для себя или членов семьи. Перья домашних птиц используют для декоративных поделок и изобразительного искусства.

Учитель: Слышал ли кто-нибудь о животных – компаньонах?

2 ученик: Животные-компаньоны занимают досуг, доставляют удовольствие и с которыми можно общаться. Для городских жителей понятие “домашние животные” чаще ассоциируется “домашними любимцами (питомцами)”. Многие семьи, которые держат дома каких-нибудь животных, отмечают, что эти животные создают уют, успокаивают, снимают стресс.

Учитель: Сторонники движения за права животных считают, что человек не должен убивать животных, чтобы пользоваться мясом и шкурами. Некоторые вегетарианцы (веганы) помимо мяса также не употребляют в пищу молоко и яйца.

Физкультминутка

Учитель: Могут ли домашние животные стать дикими?

Дети: Бывает так, что люди бросают животных.

Учитель: Правильно ли они поступают?

Мы в ответе за тех, кого приручили. Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги. И у нас с вами в классе есть выставка книг о животных, которые вы читали. Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: "Мир — прекрасен!"

5. Итог урока.

Учитель: Что вам больше всего понравилось на уроке?

— Какими бы мыслями и чувствами вы поделитесь дома?

— О чем расскажите своим друзьям?

Слайд 14

6. Рефлексия:

Сегодня вы все хорошо работали на уроке.

  • Я молодец….
  • Я думал, рассуждал…
  • Я старался….
  • Я делал открытия….
  • Знания моих товарищей помогли мне узнать….
  • Я хотел бы дополнительно узнать…

Учитель: Тему сообщения на следующий урок выберите по желанию:

Источник