Картотека опытов и экспериментов для детского сада Средняя группа

Консультация для воспитателей «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада»

Кто-то сказал, что все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования.

Образовательная область и «Познавательное развитие» направлена на развитие познавательно-исследовательской детской деятельности.

Поэтому наибольшую актуальность приобретает необходимость включения в содержание дошкольного образования детской поисково — исследовательской и проектной деятельности.

Эксперимент— один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким-либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Цели и задачи экспериментирования в средней группе

Цель: организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе — развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

  • формирование системы элементарных научных представлений (физических, химических, экологических);
  • развитие исследовательского типа мышления;
  • обучение грамотному построению плана исследования.

2. Развивающие задачи:

  • совершенствование мелкой моторики рук;
  • развитие долгосрочной памяти;
  • развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);
  • развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);
  • совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.

3. Воспитательные задачи:

  • закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;
  • воспитание усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;
  • создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе;
  • привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;
  • развитие эмпатии, чувства взаимопомощи.

Виды опытно-экспериментальной деятельности

1. Иллюстративное экспериментирование

Детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что куличи лучше всего получаются из влажного песка. Опыты на способность песка впитывать воду и держать форму иллюстрируют этот факт.

2. Поисковое экспериментирование.

Результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети знают, что растения пьют воду, но как жидкость движется по стеблю и листьям, им неизвестно. Для выяснения это вопроса проводится эксперимент с подкрашенной водой и листьями китайской капусты: листья оставляют на ночь в стаканах, а утром видят, что они приобрели цвет той жидкости, которую «пили» ночью. Ребята приходят к выводу, что потребляемая корнем или срезом вода движется в растениях снизу вверх.

3. Познавательное экспериментирование.

На занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Этот вид экспериментирования является практической составляющей обучающего метода решения познавательных задач. В качестве примера можно привести игру-эксперимент «Освобождение бусин из ледяного плена». Перед ребятами ставится задача высвободив бусинки изо льда. Дети выбирают способы растапливания ледяных кубиков (теплом пальцем и ладоней, дыханием, около батареи, в горячей воде, на солнечном подоконнике, тем самым узнают о способах нагревания и передачи тепла.

Формы организации опытно-экспериментальной деятельности

Экспериментированию могут быть посвящены различные режимные моменты в детском саду:

  • занятия НОД,
  • время на прогулках,
  • тематические досуги,
  • самостоятельная деятельность детей в центрах познавательной активности, музыкальных
  • физкультурой
  • совместной деятельности с семьёй (на консультациях воспитателем раздаются инструкции и описания проведения различных опытов в домашних условиях и на улице).

Виды экспериментирование

Игры дидактические и игры-эксперименты.

Экспериментальные занятия в средней группе могут быть полностью построены в игровой форме: вымышленный персонаж просит помощи у ребят или создаёт проблемную ситуацию, озвучивает задания, направляет ход рассуждений, построение выводов и т. д. ;

Дети моделируют такие природные явления, водопад, вихрь, торнадо, извержение вулкана.

Моделирование позволяет понять детям, что в основе масштабных природных явлений лежат простые законы физики;

опыты и эксперименты.

Тематика экспериментов подбирается педагогом в соответствии с календарным планированием по образовательной деятельности: в тёплое время года дети изучают свойства растений, воды, воздуха, зимой исследуют снег и лёд. Воспитатель проводит инструктаж по технике безопасности, если запланированы опыты с магнитами и магнитной крошками, мелкими деталями, химическими веществами (зелёнка, марганцовка, красители).

Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

По количеству детей:

Индивидуальное (1—4 ребенка);

Групповые (5—10 детей);

Коллективные (вся группа).

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

— опыты с растениями;

— опыты с животными;

— опыты с объектами неживой природы;

— опыты, объектом которых является человек

Занятие по экспериментированию в средней группе

продолжительность не более 20 минут.

1. организационный момент — 1 минута;

2. мотивирующее начало занятия — 4 минуты;

3. речевые или познавательные задания — 2–3 минуты;

4. игровая или двигательная активность — 4–5 минут;

5. практическая деятельность — 5–6 минут;

6. подведение итогов — 1 минута.

Для профилактики переутомления чередуются задания из образовательных областей:

1. игровой (дидактические и сюжетные игры,

2. двигательной (физкультминутки, подвижные игры, танцевальные паузы,

3. эстетической (прослушивание музыкальных фрагментов и художественных текстов, рассматривание иллюстраций в книгах и мини-выставок,

4. речевой (проведение познавательных и дидактических бесед,

5. познавательной (проведение опытов и экспериментов, наблюдение процессов, исследование образцов и макетов).

Трудовые поручения выполняются воспитанниками перед проведением опытов (принести названные воспитателем инструменты и материалы) и в конце занятия (привести в порядок рабочие места и демонстрационный стол, аккуратно сложить нарукавники и халаты).

Обязателен этап рефлексии после подведения итогов эксперимента: ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие, свойства каких объектов им хотелось бы изучить на следующих занятиях.

Тематика практических исследований

«Вода» • Расширение представлений о свойствах воды: наблюдение за степенью плавучести объектов в пресной и солёной воде,

изучение процесса испарения воды, исследование процесса движения молекул в холодной и горячей воде (при помощи растворения кристаллов

марганцовки или пищевых красителей);

  • игры-эксперименты с водой: переливание жидкости на скорость, действия с водяными игрушками (мельницей, брызгалками).

«Снег и лёд» • Экспериментирование со снегом во время прогулок: наблюдение за изменением снега под куском фольги и чёрной тканью в солнечный день;

  • опыты по определению условий перехода от твёрдого состояния к жидкому и наоборот;
  • игры-эксперименты по созданию построек и фигур из снега и льда.

«Воздух» • Расширение представлений о свойствах воздуха: откуда берётся, как используется человеком, имеет ли форму, цвет и запах;

  • игры-эксперименты по выявлению силы и направлению воздушного потока.

«Песок, глина, грунт» • Расширение представлений о различных видах почвы;

  • экспериментирование в игровой форме: рисование и лепка из глины и песка, игры в песочнице;
  • экспериментирование с «живым» песком.

«Свет и тень» • Опыты с различными источниками света: солнцем, лунным светом в зимнее время на вечерней прогулке, лампой или фонариком, свечой;

  • опыты по расщеплению света на цвета спектра, моделирование радуги;
  • игры-эксперименты в рамках театра теней.

«Звук» • Опытная деятельность по формированию представления о причинах возникновения звука (колебание предмета);

  • игры-эксперименты: «Угадай, что так звучит?», «Как можно сымитировать этот звук?».

«Живая природа» • Экспериментирование с проращиванием семян;

  • опыты по наблюдению за изменением природных объектов под воздействием воды (шишки, ветки с почками, стебля с бутоном).

«Магнит» • Игры-эксперименты с магнитом: притягивание металлических предметов через различные материалы (лист бумаги, картон, ткань, лист дерева,

передвижение металлического предмета на поверхности стола, под которым водят магнитом, притягивание предметов, находящихся на дне сосуда

  • экспериментирование с магнитной стружкой (действие от обратного: при помощи металлического предмета собирается рассыпанная стружка).

«Краски» • Формирование представлений о свойствах различных видов красок: акварели, гуаши, акриловых и масляных красок;

  • экспериментирование со смешиванием красок, получением новых оттенков и цветов;
  • экспериментирование с рисованием на различных материалах: бумаге сухой и мокрой, снегу, ткани.

«Космос» • Экспериментальная деятельность по изучению соотношения размера планет, возникновения электрических разрядов,

смены дня и ночи и времён года, формирования облаков в атмосфере;

• игры-эксперименты: «Вращение планет», «Солнечное затмение», «Свет далёких звёзд».

Источник



Организация экспериментальной деятельности с живой и неживой природой в целях формирования основ экологического воспитания детей средней группы. (из опыта работы)

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать.

В среднем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде. Они восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас?

В начале учебного года мы поставили перед собой задачу научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Мы стараемся объяснить детям, что мы часть природы, а не ее «цари». Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Цели, которые мы поставили:

дать детям элементарные представления об экологии; сформировать экологическую культуру и правильное отношение к объектам живой и неживой природы;

осознание исследования, как способа познания окружающего мира. С помощью игр, постановки опытов, проведение экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы.

Чтобы начать работу по экспериментальной деятельности, в нашей группе была создана развивающая среда, т. е. организована экологическая мини лаборатория, подобрано вместе с детьми и родителями оборудование. С этой же целью нами был предложен проект по экологии, при реализации которого особое внимание уделяется пополнению предметно –развивающей среды уголка.

Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы, вата. Размещены ёмкости с почвой, с природными ископаемыми, камни, шишки хвойных деревьев и многое другое). Комнатные растения, за которыми ведется уход. Дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения.

Читайте:  К какой природе относится земля к живой или неживой

Сажали лук. Наблюдали за процессом прорастания, поливали, ухаживали. Делали отметки в дневник наблюдений.

В начале учебного года, с нашей стороны, было проведено наблюдение за детьми, целью которого было выявление отношения детей к экспериментальной деятельности. По его результатам было отмечено, что малоактивные дети не проявляли интерес к экспериментированию, они были пассивны. Таким образом, мы старались уделять больше внимания малоактивным детям, чтобы малоактивные дети пытались самостоятельно высказывать свои мысли, делать небольшие выводы, могли отстаивать свою точку зрения.

Во время прогулки дети видят много интересного. Например, осенью на асфальте была большая лужа, в которой весело отражалось осеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. Лужа морщится. От маленького камушка — немножко. От большого — по воде расходятся широкие круги. Что делал ребенок? Баловался? Да нет. Мы не ставили перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством.

В ноябре организовали конкурс кормушек и «Открыли птичью столовую!», целью было воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.

Для закрепления знаний по теме: «Деревья и кустарники» провели с детьми беседу:

Назови и покажи деревья и кусты, растущие на улице, на участке.

Назови и покажи части деревьев.

Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.

Как и откуда дерево получает питательные вещества. (опыты-эксперименты).

Зачем дереву ствол, ветки, листья?

Чем дерево отличается от кустарника?

Какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?

Как человек помогает деревьям и кустарникам?

Для каких обитателей живого мира дерево является домом?

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы стараемся использовать как можно больше опытов «Экспериментируем вместе», «Что я знаю, расскажу и покажу». Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму».

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрываем причины наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Поэтому мы подобрали картотеку опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста.

Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по лесу. На прогулках мы знакомимся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Так же организуем игры-опыты с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используем разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных», игры на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Цикл занятий в совместной деятельности, с использованием опытов о воде «Земля — голубая планета» и о воздухе «Воздух-невидимка». Где прослеживалась цель: развитие представления о воде и воздухе, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности. «Мой дом – чистая планета!» целью было — донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

Мы считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

сформированы начала экологической культуры у детей;

сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

дети учатся практическим действиям по охране природы;

развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этому направлению.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому хорошо видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Но у детей моей группы имеются недостатки в речевом развитии, что влечёт за собой проблемы в познавательной сфере. Ребёнок – дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Помочь ему в этом, направить и развить его познавательный интерес и активность – одна из задач «Программы воспитания и бучения в детском саду» в разделе «Знакомство с окружающим миром».

Во время проведения занятий я заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности, проведению опытов, к долгосрочным наблюдениям — экспериментам. Полученные на занятиях результаты дошкольники многократно пытаются повторить самостоятельно в свободное время и дома, используя освоенные ими приёмы и материал занятий, выставленный в уголке экспериментирования. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение опытов, что свойственно многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться).

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение экспериментирования в мою практику работы с детьми.

Теоретической базой моей работы являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его реализации:

— на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения (само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно);

— на втором уровне педагог ставит проблему, но метод решения ребёнок ищет самостоятельно;

— на третьем уровне постановка проблемы, отыскание метода и разработка самого решения осуществляется детьми самостоятельно.

Изучив методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям своей работы. Распределила подборку практического материала по разделам «Живая природа»» и «Неживая природа»», по блокам — с указанием названия опыта, развивающих задач, перечня необходимых материалов и оборудования. Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов, для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды.

На начальном этапе работы я провела наблюдения за детьми в совместной деятельности, с целью – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

После чего я наметила содержание работы, предоставила возможность работать с опорой на знания и интересы как каждого ребёнка, так и группы в целом. Проанализировав результаты наблюдения за детьми, определила следующие задачи:

  1. учить детей исследовать окружающие их предметы, свойства разными способами;
  2. поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям;
  3. создать необходимые для этого условия.

С целью развития экспериментальной деятельности в группе мы вместе с детьми оборудовали уголок «Экспериментирования» для свободной деятельности и индивидуальных занятий. Мною была подобрана серия экспериментов с объектами неживой и живой природы, которые я использовала в работе с детьми среднего дошкольного возраста. В ходе экспериментов я обогащала опыт детей, они практически осваивали свойства и качества материалов, активно участвовали в исследовании различных проблемных ситуаций. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности я учила детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали?», «Что мы получили?», «Почему?». По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, делали схему эксперимента в альбоме.

Моя задача – помочь в проведении исследований, сделать их полезными. Помощь эту я оказываю первое время на всех этапах: и при выборе объекта исследования, и при поиске метода его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении полученного продукта до логического завершения – представления результатов, полученных в ходе исследования.

Уровень познавательного развития детей в группе различный, и это требует гибкого проектирования содержания занятия, чтобы заинтересовать и сделать успешными всех детей. При выборе содержания и постановке задач я учитываю возрастные особенности детей, их интересы, определяю уровень подачи проблемы.

Выбирая тему занятия – эксперимента я учитываю, есть ли необходимые для её решения средства и материалы. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на моей словесной информации.

Эксперименты дети проводят как на специально организованных занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности. Ребята с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями и водой. Например, при лепке из песка дети рассуждают, какой песок лепится – сухой или мокрый, почему? Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме «Вода» проводим опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В ходе эксперимента стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами.

На занятиях по экспериментальной деятельности дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте посмотрим, что получится, если…», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только отличия, но и сходства.

В свободной самостоятельной деятельности дети сами задумывают опыт, продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и делают необходимые выводы, которые фиксируются в индивидуальных альбомах. Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в той или иной схеме, а строится детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что экспериментальная деятельность позволяет не только поддерживать имеющийся у детей, но и возбуждать, по какой-то причине угасший интерес, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Мы сотрудничаем с детьми на равных. Это делает их более ответственными и самостоятельными.

Читайте:  ТОП 10 ВОЛШЕБНЫХ МЕСТ ПРИРОДЫ ЮЖНОГО УРАЛА

В своей работе с детьми придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Большой – маленький», «Времена года», «Назови, кто я» помогают в ознакомлении с явлениями природы. Словесные игры «Что лишнее», «Это кто к нам пришёл» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире, полном тайн и загадок.

Знакомясь с новинками литературы, обращаю внимание на разные формы организации исследовательской деятельности, опыт коллег.

При организации исследовательской работы с детьми соблюдаю определённые правила:

— учить действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;

— не сдерживать инициативу детей;

— не делать за детей то, что они смогут делать самостоятельно;

— не спешить с вынесением оценочных суждений.

Для популяризации экспериментальной деятельности не мало важна работа с родителями. Для достижения необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи родителям был предложен экологический проект, который направлен на пополнение предметно – развивающей среды уголка экспериментирования. Целью проекта является обогащение представлений детей об объектах живой и неживой природы;
формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности; развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. В ходе проекта, с помощью родителей, был пополнен уголок экспериментирования различными материалами. Родителям были даны примерные планы их совместной деятельности с детьми дома, которые связаны с материалом, изучаемым в детском саду. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации с родителями. На родительских собраниях мы обсуждали возникающие трудности и обменивались накопленным опытом. Вместе с детьми мы планируем пригласить родителей на открытое занятие с элементами экспериментирования, вовлекаем их в выполнение творческих домашних заданий «Опыты вместе с мамой».

Одним из важных режимных моментов дня является прогулка. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач различных образовательных областей. Поэтому мы на прогулке также занимаемся экспериментальной деятельностью: наблюдаем и проводим эксперименты с живой и неживой природой. Хотелось заметить то, что при организации наблюдений очень важно правильно выбрать объект. При несоблюдении этого условия познавательная ценность эксперимента может снизиться.

Например, наблюдение за почками: на одном дереве почки еще не набухли, их невидно, а на другом они заметны, отсюда следует, что наблюдение надо проводить со вторым деревом.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей.

На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями.

Таким образом, в ходе своей работы, можно сделать вывод, что если система работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста будет включать организацию и проведение детского экспериментирования, то у детей сформируется экологическое сознание, разовьется познавательная активность, мыслительная деятельность, интерес к природе, поиску решений и закономерностей и получению удовольствия от достигнутого результата. Поэтому я и дальше планирую заниматься

Источник

Цикл опытов-экспериментов с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с сезонными изменениями в природе

Учить детей замечать сезонные изменения в природе: погодные явления (дождь, снег и т.д.), изменения во внешнем виде растений и поведении животных (распускание листьев, цветков, появление первоцветов, прилетают или улетают птицы и т.д.), учить детей выделять интересные объекты (красота капелек дождя на листьях или деревья в инее и др.).

Помогать устанавливать причинно-следственные связи в природе: между явлениями природы (“с первым теплом появляются растения, насекомые и др.”), между состоянием объектов окружающей среды (“растениям нужны вода, свет, почва, и т.д.”).

Инициировать проявления эмоционально-положительного отношения к окружающему, стремление поделиться своими впечатлениями с взрослыми и другими детьми, способность любоваться красотой природы.

Содержание педагогической работы

Воспитатель формирует у детей первые представления о взаимосвязях в природе на простейших примерах из ближайшего окружения (“Растениям на клумбе нужны вода, свет, тепло, почва, к ним прилетают разные насекомые – бабочки, стрекозы, жуки, пчелы”, “В почве живут дождевые черви, которые рыхлят землю”, “деревья поливает дождик и они хорошо растут”), о простых связях между погодными явлениями и их последствиями (“Во время дождя бывает сыро, песок становится мокрым, появляются лужи” и т.д.).

Знакомит детей с некоторыми признаками сезонных явлений (зимой выпадает снег, снег бывает разным (рыхлым, плотным и т.д.) вода на морозе замерзает, поэтому можно строить ледяные горки; весной ярче светит солнышко, становится больше птиц, на огородах сажают овощи, на клумбах – цветы; осенью становиться прохладнее, с деревьев опадают желтые листья, идут дожди, на огородах собирают урожай и т.д.) он также организует наблюдения за сезонными изменениями по ряду признаков (становится холодно, желтеют листья, светит солнце, бегут ручьи, появляются первые цветы, опадают листья и т.д.), что способствует развитию у детей первых обобщенных представлений о временах года.

Воспитатель совместно с детьми отмечает результаты своих наблюдений в разных видах деятельности (рисовании, аппликации, игре). Воспитатель предлагает им послушать фрагменты детских музыкальных произведений, напоминающих шум дождя, пение птиц, слушает с ними звуки живой природы.

Воспитывает у детей эмоциональное отношение к природе (“Посмотрите, какие красивые цветы выросли у нас в уголке природы”, “Давайте польем растение, а то оно может засохнуть”).

Источник

Картотека опытов и экспериментов для детского сада. Средняя группа

Описание: Картотека может быть полезна воспитателям детей дошкольного возраста, педагогам — психологам ДОУ.

Цель: познакомить со свойствами живой и неживой природы
Опыт № 1
Материалы:
Почва, лист и семена клёна (или другого растения), овощи.
Ход:
Незнайка не сумел вырастить дерево – просит помочь. Дети рассматривают лист и семена, называют их, выясняют, что для роста нужна вода или земля. На дно неглубокой ёмкости на влажную вату помещают лист и семена, закрывают влажной тканью, ставят в тёплое место, поддерживая ткань и вату во влажном состоянии. Через 7-10 дней выявляют результаты (с зарисовкой): лист загнивает, семечко даёт проросток. Ещё через 2-3 недели наблюдают за ростом проростка, пересаживают его в почву (зарисовка). Наблюдение заканчивается с появлением ростка из почвы. Зарисовки оформляются в виде дневника и отправляются посылкой к Незнайке.

Опыт № 2
Материалы:
Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа.
Ход:
Младшие дети не знают, как из маленького семечка появляется плод (например, помидор или перец), просят ребят из средней группы рассказать. Дети рассматривают семена, доказывают, что из них может вырасти растение (есть ядрышко), высаживают в почву после предварительного замачивания, делают зарисовки по ходу наблюдений до появления плодов, отправляют малышам.

Опыт № 3
Материалы:
Два- три одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений.
Ход:
Дети ухаживают за тремя одинаковыми растениями по- разному: первое — своевременно пропалывают, поливают, рыхлят; второе – своевременно поливают, пропалывают без рыхления; третье – только поливают. Длительно наблюдают за ростом, состоянием, плодоношением с зарисовкой каждого результата, делают выводы о необходимости ухода для роста и состояния растений.

Опыт № 4
Материалы:
а) цветы с клумбы, ёмкость для растения, предметы ухода;
б) веточки разных деревьев, ёмкости с водой (весной и зимой); семена овощей (огурцов, гороха, фасоли), ёмкости для замачивания, ткань.
Ход:
1. Дети наблюдают за вянущими растениями на клумбе. Выясняют, почему они вянут, если воды достаточно для роста (вянут, потому что не могут питаться в холоде). Пересаживают растение вместе с почвой в подходящую ёмкость, вносят в помещение, наблюдают за изменениями, происходящими с цветами в помещении и на клумбе. Взрослый предлагает зарисовать результаты в дневнике наблюдений.
2. Дети рассматривают веточки голых деревьев. Выясняют, почему нет листочков (холодно) и как сделать, чтобы они появились (растениям для роста нужно тепло). Вносят веточки в помещение, рассматривают почки, помещают в воду, наблюдают за ростом почек, появлением листьев. Зарисовывают наблюдения в дневнике в сравнении: на участке – в помещении.
3. Дети рассматривают семена. Выясняют, можно ли высаживать их на грядку в апреле (нет, холодно, они погибнут). Замачивают семена — «будят» их. Помещают семена во влажную ткань, ставят в разные по температуре места, поддерживают во влажном состоянии. Через 2-3 дня проверяют результаты: выясняют, что помешало «проснуться» одним семенам и помогло другим (семена в тепле и влаге проросли, остальные – лишь набухли от воды). Высаживают проросшие семена в ящички для получения рассады.

Опыт № 5
Материалы:
Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Ход:
Взрослый и дети рассматривают в воде 2 – 3 предмета. Выясняют, почему предметы хорошо видны (вода прозрачная) и что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками. Определяют, что рисунок размылся, а вода изменила цвет, обсуждают, почему это произошло (частички краски попали в воду). Выясняют, как еще можно окрасить воду (добавить краситель). Взрослый предлагает окрасить воду самим (сразу в стаканчиках с теплой и холодной водой), потрогать сначала оба стаканчика, догадаться, почему один теплый, а другой – холодный, потрогать воду рукой, понюхать (без запаха). Взрослый ставит перед детьми задачу узнать, в каком стаканчике краска быстрее растворится, для чего предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик; как изменится окраска, запах воды, если красителя будет больше (вода станет более окрашенной, запах сильнее). Дети выполняют задания, рассказывают, что получилось. Взрослый предлагает положить в теплый стакан еще одну ложку красителя и зарисовать результаты опытов. Затем воду разных цветов сливают в разные емкости (для дальнейшего изготовления цветных льдинок), рассматривая, какой получился цвет.

Читайте:  Доклад про Якутию 8 класс сообщение

Опыт № 6
Материалы:
Емкость с водой, рукавички с «перепонками», перчатки, иллюстрации: утка, лягушка, воробей; лягушка в аквариуме.
Ход:
Взрослый выясняет у детей, может ли воробей плавать и нырять, как утка и лягушка; зачем утке и лягушке такие лапки. Надевает на одну руку перчатку с перепонками, на другую – с коготками. Дети имитируют движение лапок при плавании и определяют, с какими лапками будет удобно плыть и почему (удобнее плыть лапками с перепонками, ими лучше отгребать воду, у воробья их нет). В конце занятия дети наблюдают за плаванием лягушки в аквариуме.

Опыт № 7
Материалы:
Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
Ход:
Дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинки). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети изготавливают льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой, запоминают свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.

Опыт № 8
Материалы:
Крылья птицы из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц, животных.
Ход:
Дети рассматривают иллюстрации, выбирают птиц. Взрослый предлагает доказать, что это птицы (у них есть крылья), и выясняет, зачем им крылья. Вместе с детьми отпускает с небольшой высоты картонную птичку со сложенными крыльями. Определяют, что с ней случилось и почему (с нераскрытыми крыльями она не может держаться в воздухе). Взрослый прикрепляет к ней раскрытые крылья из бумаги, отпускает и выясняет, что произошло; почему домашние птицы (куры, гуси) не летают (они тяжелее, крылья не могут поднять их в воздух). Рассматривают иллюстрации с изображением диких и домашних птиц. Взрослый предлагает детям прикрепить “крылья” резиновой птичке и выясняет, что с ней произойдет. Показывает иллюстрацию страуса и спрашивает, птица это или нет; умеет ли она летать (это птица, но очень большая и тяжелая, крылья не могут поднять ее в воздух).

Опыт № 9
Материалы:
Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки).
Ход:
Взрослый утверждает, что сможет удержать в руках и не пролить воду (жестом показывает, как много), затем демонстрирует это с комком снега. Дети рассматривают воду и снег; выявляют их свойства; определяют, потрогав стенки, какая емкость с водой теплее. Взрослый просит детей объяснить, как они узнали, что происходит со снегом в теплой комнате; что произойдет (с водой, снегом), если снег опустить в воду; где снег быстрее растает: в стакане с теплой или с холодной водой. Дети выполняют это задание – в тарелку, в стаканы с водой разной температуры кладут снег и следят, где быстрее снег растает, как увеличивается количество воды, как вода теряет свою прозрачность, когда в ней растаял снег.

Опыт № 10
Материалы:
Кусочки меха (старого), кора деревьев.
Ход:
Взрослый предлагает детям подумать, что делать зверям которым нужны зимой теплые шубки, но купить они их не могут (отрастить новый мех, плотный, тяжелый). Рассматривают старую вылезшую и плотную пушистую шкурку лисы. Выясняют, какую из них лиса могла бы носить летом, какую зимой, откуда зимой появилась пушистая шубка и куда она исчезает летом. Взрослый подводит детей к пониманию того, как звери “развешивают” в лесу зимние шубы (проводит старой шкуркой по коре дерева, на ней остаются волоски).

Опыт № 11
Материалы:
Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.
Ход:
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).

Опыт № 12
Материалы:
Емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).

Опыт № 13
Материалы:
Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.
Ход:
Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего сыпалось (песок), и проверяют, пересыпая вещества из стакана в стакан. Затем высыпают песок в большую емкость горкой и смотрят, что происходит (песок остается в виде горки с ровными краями). Таким же образом высыпают глину и определяют, одинаковые ли получились горки (горка из глины неровная). Выясняют, почему горки разные (частички песка все одинаковые, глины – все разной формы, размера). Дети с помощью лупы рассматривают из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнивают их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему. Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыпятся, прилипают друг к другу).

Опыт № 14
Материалы:
Емкость с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики.
Ход:
Взрослый предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины; дать им высохнуть, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Угадывают, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам («песчаная посуда» воду не держит, ломается; глиняная какое – то время сохраняет форму).

Опыт № 15
Материалы:
Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.
Ход:
Дети заранее вместе с родителями наблюдают на улице за освещенностью в разные части суток (утро, день, вечер, ночь), за луной. Вспоминают свои наблюдения и сравнивают освещенность солнцем и луной. Взрослый предлагает детям изготовить модель (круговую диаграмму) частей суток: подобрать цвет (объясняя свой выбор степенью белизны бумаги и цвета) и закрасить сектора или проклеить их цветной бумагой. Дети подбирают иллюстрации (пейзажи и изображения режимных моментов) по каждой части суток.

Опыт № 16
Материалы:
Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.
Ход:
Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делают из нее самолетик, подвязывают его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивают его и, поднося “волшебную рукавичку”, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит “волшебную рукавичку”, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что – то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать). Потом взрослый “нечаянно” роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).

Опыт № 17
Материалы:
Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.
Ход:
Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов:
— рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее “голос” (если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание рукой и уточняют, есть ли звук (он прекращается);
— рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким – нибудь предметом);
— лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали (звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется);
— дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй – проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; выясняет, как сделать, чтобы звук смолк (прижать предмет, взять его в руки – прекратить колебание предмета).

Опыт № 18
Материалы:
Зеркала, 4 блюдца (с сахаром, солью, горчицей, кусочком лимона), деревянные палочки (с ваткой на конце), стаканы с водой (для смачивания палочек) по количеству детей.
Ход:
Взрослый предлагает детям выполнить опыт: смочить палочку в воде, обмакнуть в содержимое блюдца и приложить палочку поочередно к средней части языка, к основанию, к боковым частям, к кончику языка. Подумать и назвать после пробы из каждого блюдца, где живут «сладкие сосочки», «соленые» и т.п. Затем подвести итог: какая часть языка какой вкус лучше воспринимает. Для развития логического мышления предложить подумать, как лучше класть на язык горькую таблетку и почему (нельзя класть ближе к корню языка там вкус ощущается лучше всего). Предложить определить вкус продуктов аналогично предыдущему, предварительно осушив (!) язык салфеткой. Сделать вывод (сухой язык вкус не ощущает).

Источник