Какое может быть общение с природой

Удивительные факты о взаимоотношениях природы и человека

Время, проведенное в общении с природой, крайне ценно для людей. Известно, что продолжительность пребывания на природе и расстояние от дома до зеленых зон влияют на состояние нашего здоровья. Современная жизнь делает поездки в лес и походы в парки все более затруднительными. Ученые ищут способы преодолеть эту проблему.

Удивительные факты о взаимоотношениях природы и человека

Что дает природа нашему психическому здоровью

Приведем характерные примеры влияния природы на состояние психики людей.

1. Общение с природой облегчает стресс. Ученые могут определять это достоверно, измеряя уровень «гормона стресса» кортизола в слюне. Близость зеленых зон производит существенный эффект.

2. Пребывание на природе уменьшает усталость, снижает чувство гнева. Это показал крупный систематический обзор исследований по этой теме.

3. Живописные места помогают людям почувствовать себя более счастливыми. Исследование показало, что это касается красивых мест, созданных как природой, так и человеком.

4. У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) контакт с природой облегчает симптомы этого расстройства.

5. У взрослых людей на природе становятся легче симптомы депрессии.

В большей части цитируемых нами исследований идет речь о зеленых зонах – парках, лесах, полях. Однако так называемые голубые пространства (места около воды) также способствуют улучшению здоровья. Работа, опубликованная в 2020 году журналом Environmental Research, показала, что частые прогулки по побережью и даже мимо фонтанов обладают положительным действием на здоровье.

Чем больше, тем лучше?

Исследование, опубликованное в Scientific Reports, показало, что сравнительно небольшая «доза» общения с природой оказывает влияние на психическое и соматическое здоровье людей. Максимальную пользу получают те, кто находился в зеленых пространствах 200-300 минут в неделю. Ученые указывают, что более длительные периоды не усиливали эффекта на здоровье. Впрочем, о «передозировках» авторы исследования не сообщают.

«Даже люди с длительными заболеваниями были склонны часто сообщать о лучшем состоянии здоровья после того, как проводили 120 минут на природе», — сообщал соавтор этого исследования Мэтью Уайт (Mathew White) из Экстерского университета в статье, опубликованной The Conversation.

Как это работает?

В настоящее время есть две основных теории влияния природного окружения на психическое состояние людей. Первая – теория восстановления внимания. Ее сторонники указывают, что человек может сохранять концентрацию внимания лишь в течение определенного времени, далее следует утомление. Пребывание на природе помогает восстановить эту способность. Это, в свою очередь, улучшает субъективное восприятие собственного состояния и здоровья. Вторая – теория уменьшения стресса, название которой говорит само за себя.

Виртуальное свидание с природой

«Суррогатное» общение с природой – посредством фильмов и виртуальной реальности – тоже может улучшать психическое состояние людей. Ученые утверждают, что эффект такого воздействия хоть и меньше, чем у физического пребывания на природе, но сопоставим с ним по определенным параметрам. Так, виртуальная реальность, воспроизводящая дикую природу, влияет на психику людей лучше, чем виртуальная реальность с городским окружением. Она улучшает настроение.

Таким образом, при отсутствии возможности выбраться на реальную природу, можно попробовать обращаться к виртуальной. Возможно, качественная визуализация природы (фильмы, фотографии), улучшит наше настроение, когда другие немедикаментозные способы его поддержания будут недоступны.

Источник



Консультация «Общаемся с природой по правилам»

Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя. Мы общаемся с ребенком всегда – когда учим и приучаем, когда кормим и гуляем, наказываем и играем. От того, как проходит общение, зависят и результаты воспитания, и конечно общее благополучие ребенка.

Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Только если с самого раннего возраста учить человека любить природу, он будет ценить её, беречь и лелеять. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы про зверушек и птичек. Детям в возрасте 5-7 лет будут полезны познавательные энциклопедии на природоведческую тематику. Но, несомненно, самый лучший способ привить ребенку любовь к природе – это непосредственно подружить его с ней.

Летом открываются большие возможности для ознакомления детей с природой. Яркая зелень травы деревьев, голубое небо, блеск воды в реке радуют детей. С каким интересом слушают они пение птиц в лесу, наблюдают за насекомыми, животными. Красочный, большой мир окружает детей со всех сторон. Но многое в природе непонятно детям, у них возникает много вопросов. Чем интереснее и подробнее вы будите отвечать на них, тем глубже ребенок будет воспринимать окружающий мир. Не придерживайте ребенка возле себя, не ограничивайте его поиски.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание. Взрослые, воспоминания о своём детстве, невольно думают о речке, в которой купались; о лесе, где впервые услышали пение птиц; о поляне на которой собирали землянику. Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять.

Ребёнок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной

травки, бесполезной букашки. В природе всё гармонично связано между собой,

нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса. Всё это

принадлежит нам – людям, которые живут сейчас, и которые будут жить позже.

Если взрослый равнодушно проходит мимо ребёнка, который наносит вред

природе, если он не учит его беречь природные богатства, значит, он не может сказать, что растит настоящего человека.

Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами

поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причём всё это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитать экологическую культуру поведения у дошкольников.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических

навыков, эстетических переживаний и будет проявляться в поступках детей. Для

формирования экологической культуры поведения необходимо давать детям

элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию

окружающего мира.Дети должны научиться сопереживать живым существам: живому

больно, его надо любить, убивать живое нельзя, мы не имеем права уничтожать то, что

создала природа, поэтому детей необходимо не только просвещать, но и учить как правильно вести себя в природе.

Ребёнка с детства надо знакомить с правилами поведения в окружающей природной среде и учить их выполнять. Правила не должны начинаться со слов «нельзя».

Ребёнку необходимо раскрывать значение и пользу каждого явления. В природе всё

взаимосвязано, нет не нужного. Мы лишь гости, а не хозяева в большом природном доме.

Мы, взрослые. Должны давать детям позитивный опыт взаимодействия с окружающей

средой. Но если они постоянно видят мусорные свалки, загрязнённые водоёмы,

равнодушное отношение взрослых к бездомным животным, то экологическое

бескультурье становится «нормой» поведения, ребёнок начинает воспринимать это как

привычную картину окружающего мира. Надо помнить, что зрительные образы и

Читайте:  Основные русские праздники на Руси

эмоциональный опыт в дошкольном возрасте являются сильнейшими факторами,

определяющими процесс развития экологической культуры личности.

Давая детям определённый запас знаний, хорошо вместе с ними проговаривать и правила поведения на природе. Правила не должны быть сложными, но они должны выполнятся всеми членами семьи. И главным здесь является личный пример родителей.

Правила не должны начинаться со слов «нельзя». Ребёнку необходимо раскрывать значение и пользу каждого явления, его право на существование. Наша задача давать детям позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой. Разговаривая с детьми о правилах поведения на природе и обращая их внимание на то, чего нельзя делать, как не следует себя вести, важно проговаривать, а что же можно делать в лесу. На одних запретах нельзя воспитывать ребёнка.

Для приобретения детьми опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например, рассказать ребёнку: мальчики нашли в лесу маленького ёжика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? Человек не сможет выкормить детёныша и он погибнет. Животные в природе не потерянные и не брошенные. У них своя жизнь. Никто кроме родителей не создаст им условий для роста и развития. Ёжика надо отпустить.

Можно также использовать и жизненные ситуации. Например, на ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.Попросите сына или дочь дать оценку этому поступку:

— Как бы поступил ты? Что надо делать, когда встречаешь птиц?

— Надо ли птицам помогать и как?

— Нужно ли без необходимости срывать несъедобные ягоды калины, крушины,

Помните – взрослый своим отношением к природе оказывает сильное воздействие на личность ребёнка. Всё лучшее ребёнок черпает из семьи. Значит, наша с вами задача заключается в том, чтобы выработать у детей необходимую жизненную позицию. Мы должны внушить ребёнку как непреложный нравственный закон – бережное отношение к природе. Каждый ребёнок должен знать, что, сохраняя в чистоте небольшой родничок, он заботится не только о себе и своих близких, о родной стороне, но и обо всех людях, живущих на Земле.

Согласитесь, было бы хорошо, если в каждой семье стало доброй традицией в день рождения сажать молодые деревца, высаживать цветы.

«У нашей природы должны быть миллионы любящих, верных друзей. Когда сам народ возьмётся за сбережение лесов, рек, озёр, зелёных насаждений, украшающих нашу землю, тогда можно быть спокойным за их сохранность», — говорил писатель Леонид Леонов.

Для того, чтобы дети лучше усвоили правила поведения в природе, их можно изобразить в схемах и придумать разрешающие правила.

«Азбука поведения в природе»

— Следите за чистотой леса. (Всегда надо приводить в порядок то место, на котором отдыхали)

«Оберегайте животных» (Животные в природе – не потерянные и не брошенные, они живут своей жизнью)

«Ядовитые грибы – это лекарство для диких животных»

«Съедобные грибы надо срезать только ножом, чтобы не повредить грибницу»

«Охраняйте домик муравьёв» (Муравьи санитары леса, они не дают размножаться насекомым, которые губят лес)

«Оберегайте лекарственные растения» (Из них делают лекарства)

«В парке, в лесу – ходи по тропинкам и дорожкам» (В траве много маленьких насекомых, они не заметны и их можете раздавить)

«Помогите деревьям» (Если увидели сломанную веточку- подвяжите её, она приживётся)

«Послушай тишину леса»

«Если увидел гнездо птиц- постарайся тихо уйти с этого места»

«Полюбуйся красотой бабочки» (Помните они украшают природу и опыляют растения)

«Оберегайте пауков» (Это полезные насекомые, которые защищают деревья)

Пожалуйста, поговорите дома о правилах и попробуйте вместе со своим ребёнком их придумать и зарисовать схемой.

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

1. Т. Н. Зенина «Экологическая гостиная в ДОУ».

Москва. Центр педагогического образования. 2008.

2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду.

Москва. Мозаика Синтез. 2010.

3. С. Н. Николаева «Юный эколог». Для работы с детьми 2-4 лет.

Москва. Мозаика Синтез. 2010.

Фотоотчет «В игре развиваемся, познаём мир, общаемся»Фотоотчет «В игре развиваемся, познаём мир, общаемся» Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Предметно – игровая среда в нашей группе строится так, чтобы дети могли свободно.

Конспект родительского собрания «Общаемся, играя»Конспект родительского собрания «Общаемся, играя» Конспект родительского собрания в группе раннего возраста Тема: «Общаемся играя». Подготовили и провели: Голубева Е. М., Галашева И. В., Билич.

Консультация для родителей и детей по правилам дорожного движения Правила дорожного движения. Дорожное движение должно быть безопасным! Знание правил дорожного движения- это важный момент в воспитании и.

Консультация для родителей и воспитателей по правилам дорожного движения. Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача на сегодняшний день. Дисциплину и организацию пребывания на улицах и дорогах,.

Консультация для родителей по правилам дорожного движения «Безопасность детей – забота взрослых!» Уважаемые родители! С каждым годом увеличивается автомобильный поток на улицах. Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Консультация для родителей «Знакомство ребёнка с природой» Природа это кладовая для обогащения детей. Мир природы — живой, изменчивый и разнообразный. С раннего возраста ребёнка окружает природа.

Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения»Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения» Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа — не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Неделя «Наедине с природой»Неделя «Наедине с природой» Тематическая неделя «Наедине с природой» Природа — это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Экологическую культуру у детей.

Прогулка. Наблюдение за природойПрогулка. Наблюдение за природой Прогулки в детском саду — это не только средство закаливания, они также помогают осуществить всестороннее развитие детей. Цель:формировать.

Источник

Как меняются отношения человека и природы

Мы живем на очень тесной планете, где все взаимосвязано. Человек только сейчас начинает осознавать свою ответственность за ее будущее. Экологическая повестка с каждым годом звучит все громче, и к голосам немногочисленных активистов присоединяются правительства, корпорации и школьники из разных стран. «Зеленые» технологии и экологическое сознание становятся частью нашей повседневной жизни.

Мы пользуемся ресурсами планеты так, как будто они нам принадлежат

В 20 веке объем мирового производства увеличился в 20 раз. Во многом благодаря этому выросло благосостояние и качество жизни людей. Например, показатели детской смертности в мире снизились вдвое с 1990 года до настоящего времени, а средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 59 до 73 лет за последние 50 лет.

Читайте:  Конкуренция в биологии 8212 характеристика виды и примеры

Сейчас на планете живет 7,6 млрд человек, что составляют лишь 0,01% от веса всех живых существ. Однако человечество уже привело к гибели 83% всех диких млекопитающих и половины всех растений, отмечают аналитики Всемирного экономического форума (ВЭФ) в докладе о природных рисках за 2020 год. Существующий экономический цикл — модели производства и потребления, землепользование и урбанизация, торговля, промышленность — требует радикального пересмотра в отношении влияния человека на природу.

Человечество потребляет на 50% больше природных ресурсов, чем планета способна восполнить. Если эта тенденция сохранится, то через 30 лет нам понадобится три такие планеты, как Земля, чтобы удовлетворить все потребности.

Сейчас мы оказались в ситуации, когда становится ясным: если мы будем продолжать производить и потреблять в том же темпе, у будущего поколения мало шансов на выживание на этой планете.

Фото:David Marcu / Unsplash

Климатические изменения в цифрах:

  • 150 млрд руб.составляет ежегодный ущерб России от таяния вечной мерзлоты. Общие потери мировой экономики оцениваются от 24,8 до 66,9 трлн долларов.
  • 82 страны из 193 государств уже имеют стимулы, способствующие инвестициям в возобновляемые источники энергии, экологически чистое производство, энергоэффективность и борьбу с загрязнением окружающей среды.
  • $5,3 трлннедосчиталась мировая экономика в 2017 году из-за преждевременной смерти людей, связанной с загрязнением воздуха.
  • $8 млрддостигают ежедневные потери в мировой экономике от загрязнения воздуха при сжигании ископаемого топлива.

Фото:Matias Delacroix / Reuters

Воздействие человека на природу уже невозможно откатить назад

Средняя температура на планете увеличились на 0,9 градуса с 1880 года, более двух третей роста произошло за последние 50 лет. Главным источником антропогенного влияния на климат являются выбросы в атмосферу парниковых газов, в частности диоксида углерода. Температура мирового океана стала выше, тают вечные снега и льды. Все чаще происходят экстремальные природные явления — засухи, наводнения, ураганы и пожары. Они ведут к разрушению инфраструктуры, голоду, нехватке чистой воды.

Меняется среда обитания диких животных — в результате таяния льдов в Гималаях сократилась популяция снежных барсов, из-за повышения температуры мирового океана гибнут кораллы, а следом и живые организмы, которые ими питаются. Миллион видов животных и растений сегодня находится под угрозой вымирания. Исчезают целые ледники — в августе 2019 года в Исландии официально похоронили ледник Окйокуль. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), в ближайшие несколько десятилетий ледяного покрова в Арктике почти не останется.

Если не принять никаких мер по смягчению последствий изменения климата, температура может увеличиться на 5 градусов к 2100 году. Мировому сообществу необходимо вести активную экологическую политику, чтобы этот сценарий не был реализован. Соблюдение Парижского соглашения может дать шанс планете, при этом значительно повлияет на национальные экономики.

Фото:Сергей Карпухин / Reuters

Однако пока тенденция неутешительна: после Парижского соглашения 2016 года выбросы СО2 в атмосферу побили новые рекорды как в 2018, так и в 2019 году. Как показывает динамика 20 века, единственное, что на короткий период сокращает объем выбросов, — это экономические кризисы, эпидемии, войны. Так, сокращение выбросов было установлено во время Первой и Второй мировой войны, Великой депрессии 1930-х годов, энергетического кризиса 1970-х годов. Последний раз выбросы сократились во время мирового экономического кризис 2008-2009 годах. Но в каждом из таких периодов, как только ситуация возвращалась к норме, кривая продолжала бежать наверх. Именно такой процесс мы наблюдаем в 2020 году. Распространение вируса COVID-19 привело к сокращению глобальной экономической активности и уменьшению выбросов парниковых газов.

Фото:Tomohiro Ohsumi / Getty Images

Поколение Z — уже не просто наша совесть, но и активный участник перемен

На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2019 году, одном из важнейших международных событий, впервые звучат выступления подростков. Это не случайно: именно они начинают понимать и определять новый мир, в котором мы будем жить через несколько лет. Имя юной шведской активистки Греты Тунберг становится буквально синонимом экологических протестов 2019-2020 годов.

Фото:Kirsty Wigglesworth / AP

По данным исследований Bloomberg, поколение Z, родившееся в период с 2001 года по сегодняшний день, составляет треть мирового населения. Если миллениалов отличал образ жизни «здесь и сейчас», то поколение Z заботится о своем будущем. Их отношение к себе и окружающему миру более практично. Будущее волнует их во всех аспектах, в том числе и экологических — что будет происходить с природой и климатом, если существующая экономическая и политическая тенденция сохранится.

Эко-номика

Мировая экономика начинает медленно поворачиваться в сторону экологической повестки и превращаться в эко-номику. Пока непонятно, сколько необходимые изменения будут стоить и сколько денег и ресурсов мы потеряем в будущем, если не предпримем что-то прямо сейчас. Но уже сейчас внимательное отношение к окружающей среде становится актуальным вопросом для многих корпораций. А «зеленая» экономика может стать лидирующей отраслью предстоящего десятилетия, куда будут притягиваться инвестиции, рождаться стартапы и происходить главные технологические открытия.

Зеленая экономика в цифрах:

  • $1 млрдвыделит Джордж Сорос на создание всемирного университета, который будет бороться с авторитарными правительствами и с изменением климата. Миллиардер назвал эти проблемы близнецами, которые угрожают выживанию нашей цивилизации.
  • $30 экономической выгоды может принести каждый $1, потраченный на восстановление деградировавших лесов.
  • 16,7 рабочих местпотенциально создает $1 млн инвестиций в «зеленую» энергетику (против 5,3 рабочих мест при вложении той же суммы в энергопроекты на ископаемом топливе).
  • Более $180 млрддостигает общая стоимость «зеленых» облигаций, выпущенных в мире за январь—сентябрь 2019 года — больше, чем за весь 2018 год. Выручка от размещения таких бумаг идет на экологические проекты.

Фото:Ирина Белоносова для РБК

Проснулся — убери свою планету

Рост населения планеты вкупе с растущим уровнем благосостояния создает одну из главных проблем современности — рост объема производимых нами отходов. Зачастую мы не видим путь, который проделывает пластиковая бутылка после того, как мы выкинули ее в контейнер. Поэтому нам кажется, что она просто исчезает бесследно. Но это не так. Количество свалок, особенно в развивающихся странах, постоянно растет. И в России это насущная проблема.

Один из самых распространенных и опасных видов отходов — это пластик. Около 8% добываемой нефти идет на его производство. А жизнь пластиковой упаковки с среднем — одна минута после покупки товара, после чего она разлагается до 1000 лет.

В среднем человек производит около 1 кг мусора в день, а ежегодно на планете образуется до 2 млрд тонн отходов. Треть всех отходов производит 16% населения из стран с высоким уровнем жизни. А по прогнозам ежегодный объем отходов в мире вырастет еще на 70%.

Как планета превратилась в гигантскую свалку

В России ежегодно производится около 70 млн тонн отходов в год. На переработку идет только 3%, остальное отправляется на свалки, многие из которых несанкционированны. Только в 2019 году в России началась «мусорная реформа», которая должна сделать более прозрачной и цивилизованной сферу обращения с отходами.

Читайте:  Чем можно кормить домашнюю нутрию

Государственные программы, инвестиции в «зеленые» технологии и локальные эко-проекты станут эффективными, когда появится осознание ответственности каждого человека за свое будущее. Нельзя перекладывать ее только на политиков, бизнесменов или активистов. Начинать надо с себя.

Источник

Какое может быть общение с природой

природа и человек,природа

Культура общения с природой

Культуру отношений человека с природой называют экологической культурой. Владение экологической культурой необходимо всем: ученым и политикам, строителям и предпринимателям, и каждому из нас. Экологическая культура приучает человека быть на земле настоящим хозяином, смотрящим на годы вперед, сохраняющим жизнь и природу не только для живущих сегодня, но для следующих поколений людей.

За неуважение к себе природа отвечает человеку болезнями, сокращением запасов пищи и чистой воды. Грубое вторжение в природу вызывает изменение климата, наводнения, заболачивание лесов или их осушение. А множественные грязевые выбросы в атмосферу отходов различных производств лишают и природу, и человека чистого неба и здорового воздуха. Но не только хозяйственники, но и каждый из нас может внести свою посильную лепту в защиту окружающей среды, нужно лишь научиться элементарным правилам поведения при общении с природой.

Мы любим наши леса, поля, птиц и животных. Но ведь любить тоже надо уметь. Вот подберете вы в лесу выпавшего из гнезда птенца и принесете домой – кажется, из любви к нему. Но вырастить не сумеете, он погибнет. Почему? Потому что его надо кормить лесной пищей – букашками, личинками — через каждые 15 – 17 минут весь день. А вот если бы вы посадили его на ветку, у него был бы шанс, что птица-мама его найдет и выкормит.

Даже простое любопытство может привести к плохим последствиям. Например, шел человек по лесу, увидел выпорхнувшую из гнезда птичку, раздвинул ветви и траву, полюбовался пестрыми яичками или желторотыми птенцами и пошел дальше, но гнездо уже размаскировано, его легко могут обнаружить вороны, хорьки, лисицы.

Я лес люблю. Сосновый лес.
Чтоб сосны были до небес.
Чтобы кололи облака
Об иглы белые бока.
Чтоб солнце пряталось в ветвях,
Чтоб хвоей воздух крепко пах,
Чтоб, если лечь, закрыв глаза,
Казалось: будто паруса
Полощет ветер над тобой
Или шумит морской прибой,
А ты плывешь на корабле
Вперед, к неведомой земле.

Как не навредить природе

Чаще всего человек ходит в лес за ягодами и грибами. Вы умеете их собирать? Может быть, вы удивитесь: «А чего тут уметь? Рви, ломай – главное, набрать корзинку». Но при таком отношении ягодник на следующий год останется пустым, вы напрасно придете на это место, вы сами его вытоптали, погубили. Нельзя рвать с корнями кустики брусники, земляники, черники.

Не устраивайте привалы на ягодных полянах. Почва от бесконечного вытаптывания болеет, уплотняется, промерзает, и тогда на смену ягодникам приходят сорняки. Нельзя обламывать ветки калины, рябины, орешника — деревья будут болеть, станут уязвимыми для вредителей. Возможно, вы уже знаете, что грибы нужно срезать острым ножом, а не вырывать с корнем, чтобы не нарушить грибницу.

Мы любуемся в лесу прекрасными цветами, многие хотят принести их домой, как можно больше. Но лесные цветы красивы лишь на солнечной поляне. Не успеете вы донести их до дома, как они завянут, и вы выбросите эту охапку. А они могли остаться в лесу и радовать других гостей леса. Поэтому не рвите их совсем или ограничьтесь 3-5 цветочками, дайте им возможность отцвести, рассеять свои семена. И тогда на следующий год вас встретит такая же красивая, многоцветная поляна.

При посещении леса, рек, водоемов мы обязаны соблюдать там чистоту. Помните, что брошенная в лесу бумага не сгнивает два года, целлофан – 200 лет, а стекло пролежит 1000 лет. А уж разбивать стеклянную посуду в местах отдыха – это настоящее преступление. Особенно опасно стекло на пляжах, на дне водоемов. Оно неизбежно вызывает серьезные травмы у людей (возможно, у тех самых, кто его здесь бросил).

Загрязнение природы – это бумеранг, который сработает против вас самих. Поэтому, уходя из леса, с пляжа, позаботьтесь о том, чтобы после вас не осталось мусора. Бумагу сожгите или закопайте в укромном месте. Консервные банки и стеклопосуду закопайте или унесите с собой. На природу ездят, в основном, на автомашинах… так неужели это трудно – положить в багажник пустые бутылки, упаковки от напитков и обеда. Единственное, что можно оставить в лесу – это остатки хлеба и других продуктов, их съедят зверьки.

Кстати, автотранспорт нельзя ставить близко к водоему. Попадание бензина в воду грозит смертью многим живым существам и водной растительности. Особенно это относится к водоемам со стоячей водой. В таком водоеме нельзя стирать, чистить посуду химически средствами. Это грозит водоему гибелью, а человеку, использовавшему воду для питья – отравлением.

Казалось бы, невинная вещь – в майском лесу включить музыку на всю мощь колонок. Но, оказывается, многих птиц достаточно несколько раз спугнуть шумом с гнезда, чтобы насиженные яйца погибли. Резкие звуки вредно действуют также на насекомых. От вибрации воздуха, которую вызывает современная музыкальная аппаратура, не могут подняться в воздух шмели, жуки; звери покидают места обитания. На пляже громкая музыка может помешать отдыху других людей, ваши музыкальные пристрастия могут вызвать у других лишь раздражение. Поэтому на природе приятнее слушать естественный шум: шелест деревьев, журчание ручейка, пение птиц. Этот шум оказывает оздоровительное влияние на нервную систему человека.

Без крайней нужды не разводите костры: неумелое обращение с огнем в лесу может привести к страшной беде – пожару, в котором погибают животные, могут погибнуть и сами виновники пожара. Но если вам необходимо приготовить пищу, согреться, выбирается открытое, но защищенное от ветра место, желательно около воды. Костер следует разводить на уже вытоптанных площадках или старых кострищах, место костра окопать канавкой. Поблизости от костра (ближе 4-6 метров) не должно быть деревьев, пней, сухостоя, мха, камышей и т.п. самое страшное – это горящий торф. Поэтому на торфяниках разведение костров категорически запрещено. Уходя, костер надо тщательно затушить – залить водой или затоптать, наблюдая за тем, чтобы прекратилось всякое тление.

Она не требует награды
За драгоценные дары,
И лишь одно природе надо,
Чтоб люди были к ней добры!

Мы поговорили о культуре общения с природой, о поведении человека в лесу. В следующей беседе речь пойдет о собственной безопасности при общении с природой.

Источник